В [наименование арбитражного суда,
в который подается заявление]
Истец: [Ф. И. О./наименование]
если истец - гражданин:
[дата и место рождения]
проживающий по адресу: [место жительства или пребывания]
[место работы или дата и место
государственной регистрации в качестве ИП]
[один из идентификаторов:
СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта,
ОГРНИП, серия и номер водительского удостоверения]
телефон/факс: [вписать нужное]
адрес электронной почты: [вписать нужное]
если истец - организация:
адрес: [вписать нужное]
ИНН [указать номер]
телефон/факс: [значение]
адрес электронной почты: [вписать нужное]
Ответчик: [наименование уполномоченного органа власти]
адрес: [вписать нужное]
ИНН: [указать номер]
ОГРН: [указать номер]
телефон/факс: [значение]
адрес электронной почты: [вписать нужное]
Третье лицо: [наименование оценочной организации]
адрес: [вписать нужное]
ИНН: [указать номер]
ОГРН: [указать номер]
телефон/факс: [значение]
адрес электронной почты: [вписать нужное]
Примечание. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 125 АПК РФ в случае, если гражданину неизвестны дата и место рождения ответчика, один из его идентификаторов, об этом указывается в исковом заявлении и такая информация по запросу арбитражного суда предоставляется органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и (или) налоговыми органами, и (или) органами внутренних дел. В этом случае срок принятия искового заявления к производству арбитражного суда, предусмотренный частью 1 статьи 127 указанного Кодекса, исчисляется со дня получения арбитражным судом такой информации.
Исковое заявление в арбитражный суд
о признании недостоверной величины денежной компенсации, указанной в отчете об оценке, за изымаемое для государственных или муниципальных нужд имущество и об определении размера денежной компенсации
Истец является собственником [указать наименование, площадь, кадастровый номер и адрес изымаемого объекта недвижимости], о чем в ЕГРН внесена запись регистрации от [число, месяц, год] N [значение].
[наименование уполномоченного органа власти] издано распоряжение от [число, месяц, год] N [значение] об изъятии для государственных (муниципальных) нужд объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу.
В соответствии с отчетом об оценке от [число, месяц, год] N [значение], выполненным [наименование оценочной организации], определена величина убытков, причиненных обладателю прав на изымаемое недвижимое имущество, которая составила [сумма цифрами и прописью] руб., и включает в себя рыночную стоимость изымаемого объекта недвижимости, а также иные убытки и расходы, причиненные истцу в связи с изъятием.
Письмом от [число, месяц, год] N [значение] ответчиком в адрес истца направлен проект соглашения об изъятии для государственных (муниципальных) нужд недвижимого имущества истца и оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества с расчетом убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества.
Истец, считая величину денежной компенсации недостоверной и заниженной с привлечением независимого оценщика провел оценку изымаемого объекта недвижимости и убытков. Согласно отчету об оценке от [число, месяц, год] N [значение] определена стоимость изымаемого объекта недвижимости и величина убытков в размере [сумма цифрами и прописью] руб.
Не согласившись с размером выкупной цены, [число, месяц, год] истец направил в адрес ответчика предложение об изменении условий соглашения а именно, об увеличении размера возмещения до [сумма цифрами и прописью] рублей и приложил отчет об оценке, которая была проведена по инициативе истца. [Число, месяц, год] истец получил отказ ответчика в увеличении размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество.
Таким образом, в досудебном порядке спор разрешен не был.
В связи с изложенным, спор подлежит урегулированию в судебном порядке.
По существу заявленных требований истец поясняет следующее:
Согласно п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно п. 2 ст. 239.2 ГК РФ в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с данной статьей осуществляются одновременно.
Согласно п. 3 ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
П. 5 ст. 279 ГК РФ предусмотрено, что правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Согласно п. 2 ст. 279 ГК РФ сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Согласно п. 6 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 г.) выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным п. 2 ст. 281 ГК РФ, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Так, например, в состав выкупной цены земельного участка может быть включена рыночная стоимость земельного участка и расположенного на нем дома, сараев, гаража, погреба, скважины, забора, плодово-ягодных насаждений, а также убытки, связанные с переездом и сменой места жительства (реальный ущерб).
По смыслу ст. 282 ГК РФ, п. 3 ст. 55, п. 1 ст. 62 ЗК РФ, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (п. 7 Обзора от 10 декабря 2015 г.).
Согласно отчету об оценке, проведенной по инициативе истца, размер денежной компенсации за изымаемое недвижимое имущество, включая оценку рыночной стоимости, а также размера убытков, включая упущенную выгоду, причиненных изъятием недвижимого имущества по состоянию на [число, месяц, год] составляет: [сумма цифрами и прописью] руб.
Отчет об оценке, представленный ответчиком, не может являться достоверным, поскольку [указать недостатки отчета об оценке, например, для расчетов оценщиком не исследовались местоположение объекта, его количественные и качественные характеристики, не проводился анализ сегмента рынка, к которому относится объект исследования; оценщик необоснованно отказался от применения подходов (затратного, сравнительного, доходного) к оценке и т. д.].
Согласно ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и разъяснениям, приведенным в абз. 3 п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В силу требований ст. 13 Закона N 135-ФЗ в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете независимого оценщика, в том числе в связи с имеющимся иным отчетом об оценке того же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом.
По смыслу приведенных положений Закона N 135-ФЗ отчет об оценке изымаемых для государственных (муниципальных) нужд объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленный оценщиком по заказу органа исполнительной власти, может быть оспорен собственником таких объектов в судебном порядке. При этом истец должен доказать, что такой отчет подготовлен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности, а величина оценки является недостоверной.
Таким образом, собственник изымаемого недвижимого имущества вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как будто бы изъятия не было.
Согласно ст. 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Учитывая вышеизложенное, истец просит назначить суд судебную экспертизу по делу с поставкой перед экспертным учреждением (экспертом) следующего вопроса: "Какова выкупная (рыночная) стоимость [указать наименование, площадь, кадастровый номер и адрес изымаемого объекта недвижимости] с включением в нее всех убытков, причиненных собственнику недвижимого имущества, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, в т.ч. упущенная выгода?".
Производство экспертизы истец предлагает поручить [наименование, адрес, ИНН экспертной организации].
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 239.2, 279, 281, 282 ГК РФ, ст. 13 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст. ст. 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
прошу:
Установить размер компенсации [Ф. И. О./наименование истца] за изымаемое для государственных/муниципальных нужд недвижимое имущество [указать наименование, площадь, кадастровый номер и адрес изымаемого объекта недвижимости] в размере [сумма цифрами и прописью] руб.
Приложение:
1. Документы, подтверждающие направление сторонам по делу копий искового заявления и приложенных к нему документов.
2. Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.
3. Копия проекта соглашения.
4. Копия отчета об оценке.
5. Иные документы, подтверждающие доводы истца.
6. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц на истца, ответчика и третье лицо.
7. Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.
8. Доверенность и диплом на представителя или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.
9. Документы, подтверждающие соблюдение истцом досудебного порядка.
[должность, подпись, инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]
Примерная форма искового заявления в арбитражный суд о признании недостоверной величины денежной компенсации, указанной в отчете об оценке, за изымаемое для государственных или муниципальных нужд имущество и об определении размера денежной компенсации
Подготовлено экспертами компании "Гарант"