Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 29 октября 2009 г. N 1180
Порядок
проведения в Министерстве обороны Российской Федерации антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов (нормативных правовых актов) Министерства обороны Российской Федерации
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609) и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст. 1241).
2. В Министерстве обороны Российской Федерации проводится антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации*(1).
3. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов проводится в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции и их последующего устранения.
4. При подготовке проектов нормативных правовых актов и проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов должностные лица органов военного управления обязаны руководствоваться следующим:
а) коррупциогенными нормами признаются*(2) положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы;
б) коррупционными факторами признаются*(2) положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их;
в) коррупционными факторами являются*(3):
факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;
факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
факторы системного характера;
г) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти (органа военного управления), выражаются*(4) в:
широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти (органа военного управления (их должностных лиц);
определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти (органами военного управления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти (органами военного управления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти (органов военного управления (их должностных лиц);
чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов государственной власти (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;
д) факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются*(5) в:
существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами государственной власти (органами военного управления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти (органов военного управления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных служащих в коррупциогенных отраслях;
отсутствии мер ответственности органов государственной власти (органов военного управления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности государственных служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти (органами военного управления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти (органов военного управления (их должностных лиц);
нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти (органов военного управления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций;
е) факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии. Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти (органов военного управления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти (органов военного управления (их должностных лиц)*(6).
5. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится при проведении их правовой экспертизы. При этом к рассмотрению принимаются только проекты нормативных правовых актов, согласованные со всеми заинтересованными органами военного управления.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится при мониторинге их применения и по указанию Министра обороны Российской Федерации.
6. Срок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов составляет не более 10 дней со дня поступления в Главное правовое управление Министерства обороны.
7. Выявленные в проектах нормативных правовых актов (нормативных правовых актах) коррупционные факторы отражаются в экспертном заключении, составляемом Главным правовым управлением Министерства обороны при проведении антикоррупционной экспертизы (далее именуется - заключение).
В заключении отражаются все выявленные положения проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта), способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта) (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте нормативного правового акта выявленных коррупционных факторов*(7).
8. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом военного управления, которому оно направлено*(8).
______________________________
*(1) Далее в тексте настоящего Порядка для краткости, если не оговорено особо, будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны, органы военного управления Министерства обороны - органами военного управления, проекты нормативных правовых актов Министерства обороны - проектами нормативных правовых актов, нормативные правовые акты Министерства обороны - нормативными правовыми актами.
*(2) Пункт 2 методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 196 (далее именуется - Методика).
*(3) Пункт 7 Методики.
*(4) Пункт 8 Методики.
*(5) Пункт 9 Методики.
*(6) Пункт 10 Методики.
*(7) Пункт 5 Методики.
*(8) Пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министра обороны РФ от 29 октября 2009 г. N 1180 "Об утверждении Порядка проведения в Министерстве обороны Российской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.