Внимание! Примерная форма приведена в соответствие с ГК РФ в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ.
Утвержден
[правовой акт органа, осуществляющего
полномочия учредителя автономного учреждения]
Устав автономного учреждения
1. Общие положения
1.1. Автономное учреждение [наименование] (далее - Автономное учреждение), является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий [органов государственной власти/органов местного самоуправления] в сферах [науки/образования/здравоохранения/культуры/средств массовой информации/социальной защиты/занятости населения/физической культуры и спорта, в иных сферах].
1.2. Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
1.3. Наименование Автономного учреждения: [указать наименование автономного учреждения, содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества, а также на тип - "автономное учреждение"].
1.4. Место нахождения Автономного учреждения: [вписать нужное].
1.5. Автономное учреждение создано [указать срок или без ограничения срока деятельности].
1.6. Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в [федеральной собственности/собственности субъекта Российской Федерации/ муниципальной собственности] вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в [соответственно - территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований].
1.7. Автономное учреждение вправе создавать филиалы и открывать представительства.
1.8. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним собственником этого имущества или приобретенных Автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
1.9. По обязательствам Автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества Автономного учреждения.
1.10. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества Автономного учреждения.
1.11. Доходы Автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом. Собственник имущества Автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления Автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за Автономным учреждением имущества.
2. Виды деятельности автономного учреждения
2.1. Для достижения целей, указанных в пункте 1.1 настоящего Устава, Автономное учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности, приносящей доходы: [указать конкретные виды деятельности].
Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Автономного учреждения.
2.2. [Государственное, муниципальное] задание для Автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными настоящим Уставом к основной деятельности.
2.3. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения [государственного, муниципального] задания.
2.4. Финансовое обеспечение выполнения [государственного, муниципального] задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Автономным учреждением учредителем или приобретенных Автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за Автономным учреждением учредителем или приобретенных Автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие Автономного учреждения, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
2.5. Финансовое обеспечение деятельности Автономного учреждения осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
2.6. Кроме [государственного, муниципального] задания и обязательств Автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.
3. Имущество автономного учреждения
3.1. Имущество Автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Собственником имущества Автономного учреждения является [Российская Федерация/субъект Российской Федерации/муниципальное образование].
3.2. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными Автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление Автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Перечни особо ценного движимого имущества определяются [федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, - в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, - в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; в порядке, установленном местной администрацией, - в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности].
Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.
Примечание. О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества см. постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538.
Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за Автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.
Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, Автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.
3.3. Недвижимое имущество, закрепленное за Автономным учреждением или приобретенное Автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у Автономного учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном порядке.
3.4. Автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить имущество, указанное в пункте 3.3 настоящего Устава, в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда).
3.5. Земельный участок, необходимый для выполнения Автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
3.6. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за Автономным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.7. Право оперативного управления Автономного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
4. Учредитель автономного учреждения
4.1. Учредителем и собственником имущества Автономного учреждения является [наименование].
4.2. Функции и полномочия учредителя Автономного учреждения осуществляет [вписать нужное].
4.3. К компетенции учредителя в области управления Автономным учреждением относится:
4.3.1. утверждение Устава Автономного учреждения, внесение в него изменений;
4.3.2. рассмотрение и одобрение предложений руководителя Автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов Автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;
4.3.3. реорганизация и ликвидация Автономного учреждения, а также изменение его типа;
4.3.4. изъятие имущества, закрепленного за Автономным учреждением на праве оперативного управления;
4.3.5. утверждение передаточного акта;
4.3.6. назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
4.3.7. назначение руководителя Автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним;
4.3.8. назначение членов Наблюдательного совета Автономного учреждения и досрочное прекращение их полномочий;
4.3.9. рассмотрение и одобрение предложений руководителя Автономного учреждения о совершении сделок с недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным учредителем за Автономным учреждением или приобретенным Автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;
4.3.10. рассмотрение и одобрение предложений руководителя Автономного учреждения об участии Автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;
4.3.11. решение иных вопросов, предусмотренных действующим законодательством.
5. Органы автономного учреждения
5.1. Органами Автономного учреждения являются:
- Наблюдательный совет Автономного учреждения;
- [наименование должности руководителя] Автономного учреждения.
Уставом и федеральными законами могут быть предусмотрены иные органы Автономного учреждения - общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие.
6. Наблюдательный совет автономного учреждения
6.1. В Автономном учреждении создается Наблюдательный совет в составе [значение] членов.
В состав Наблюдательного совета Автономного учреждения входят представители учредителя Автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав Наблюдательного совета Автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе Наблюдательного совета не должно превышать одну треть от общего числа членов Наблюдательного совета Автономного учреждения. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения. Количество представителей работников Автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов Наблюдательного совета Автономного учреждения.
6.2. Члены Наблюдательного совета назначаются по решению учредителя Автономного учреждения сроком на [значение] лет.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения не может быть более чем 5 лет.
6.3. Одно и то же лицо может быть членом Наблюдательного совета неограниченное число раз.
Руководитель Автономного учреждения и его заместители не могут быть членами Наблюдательного совета Автономного учреждения. Руководитель Автономного учреждения участвует в заседаниях Наблюдательного совета с правом совещательного голоса.
Членами Наблюдательного совета Автономного учреждения не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.
6.4. Члены Наблюдательного совета исполняют свои обязанности безвозмездно. При этом их личные документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с работой в данном органе (на проезд к месту заседаний, приобретение необходимой литературы, канцелярских принадлежностей, оргтехники и др.) компенсируются Автономным учреждением.
6.5. Полномочия члена Наблюдательного совета могут быть прекращены досрочно: по его личной просьбе; в случае невозможности исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья или по причине его отсутствия в месте нахождения Автономного учреждения в течение четырех месяцев; в случае привлечения его к уголовной ответственности. Полномочия члена Наблюдательного совета, являющегося представителем государственного органа или органа местного самоуправления и состоящего с этим органом в трудовых отношениях, могут быть также прекращены досрочно в случае прекращения трудовых отношений.
Полномочия члена Наблюдательного совета Автономного учреждения, являющегося представителем государственного органа или органа местного самоуправления и состоящего с этим органом в трудовых отношениях:
1) прекращаются досрочно в случае прекращения трудовых отношений;
2) могут быть прекращены досрочно по представлению указанного государственного органа или органа местного самоуправления.
Вакантные места, образовавшиеся в наблюдательном совете автономного учреждения в связи со смертью или с досрочным прекращением полномочий его членов, замещаются на оставшийся срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения.
6.6. Работу Наблюдательного совета организует Председатель Наблюдательного совета. Он созывает его заседания, председательствует на них и организует ведение протокола.
6.7. Председатель Наблюдательного совета избирается на срок полномочий Наблюдательного совета членами Наблюдательного совета из их числа простым большинством голосов от общего числа голосов членов Наблюдательного совета.
6.8. Наблюдательный совет в любое время вправе переизбрать своего Председателя.
6.9. В отсутствие Председателя Наблюдательного совета его функции осуществляет старший по возрасту член Наблюдательного совета, за исключением представителя работников Автономного учреждения.
6.10. Заседания Наблюдательного совета Автономного учреждения проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседание Наблюдательного созывается его Председателем по собственной инициативе, по требованию учредителя, члена Наблюдательного совета или руководителя Автономного учреждения.
6.11. Заседание Наблюдательного совета является правомочным, если все члены Наблюдательного совета извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствует более половины членов Наблюдательного совета. Передача членом Наблюдательного совета своего голоса другому лицу не допускается.
6.12. При подготовке к проведению заседания Наблюдательного совета его Председатель определяет:
- форму проведения заседания (совместное присутствие членов Наблюдательного совета или заочное голосование);
- дату, место, время проведения заседания, а в случае проведения заседания в форме заочного голосования - дату окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;
- повестку дня заседания Наблюдательного совета;
- порядок сообщения членам Наблюдательного совета о проведении заседания Наблюдательного совета;
- перечень информации (материалов), предоставляемой членам Наблюдательного совета при подготовке к проведению заседания, и порядок ее предоставления;
- форму и текст бюллетеня для голосования в случае голосования бюллетенями.
6.13. Сообщение о проведении заседания членов Наблюдательного совета должно быть сделано не позднее, чем за [значение] дней до даты его проведения. В указанные сроки сообщение направляется каждому члену Наблюдательного совета заказным письмом или вручается лично под роспись.
6.14. При определении наличия кворума и результатов голосования учитывается мнение члена Наблюдательного совета, отсутствующего на его заседании по уважительной причине, представленное в письменной форме.
6.15. Каждый член Наблюдательного совета имеет при голосовании один голос. В случае равенства голосов решающим является голос Председателя Наблюдательного совета.
6.16. Наблюдательный совет вправе принимать решения путем проведения заочного голосования, за исключением решений по вопросам, предусмотренным пунктами 6.17.9 и 6.17.10 настоящего Устава.
6.17. Наблюдательный совет Автономного учреждения рассматривает:
6.17.1. предложения учредителя или руководителя Автономного учреждения о внесении изменений в Устав Автономного учреждения;
6.17.2. предложения учредителя или руководителя Автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов Автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;
6.17.3. предложения учредителя или руководителя Автономного учреждения о реорганизации Автономного учреждения или о его ликвидации;
6.17.4. предложения учредителя или руководителя Автономного учреждения об изъятии имущества, закрепленного за Автономным учреждением на праве оперативного управления;
6.17.5. предложения руководителя Автономного учреждения об участии Автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;
6.17.6. проект плана финансово-хозяйственной деятельности Автономного учреждения;
6.17.7. по представлению руководителя Автономного учреждения проекты отчетов о деятельности Автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность Автономного учреждения;
6.17.8. предложения руководителя Автономного учреждения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым Автономное учреждение вправе распоряжаться только с согласия учредителя;
6.17.9. предложения руководителя Автономного учреждения о совершении крупных сделок;
6.17.10. предложения руководителя Автономного учреждения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
6.17.11. предложения руководителя Автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых Автономное учреждение может открыть банковские счета;
6.17.12. вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности Автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.
6.18. По вопросам, указанным в пунктах 6.17.1-6.17.4 и 6.17.8 настоящего Устава, Наблюдательный совет дает рекомендации учредителю Автономного учреждения.
6.19. По вопросу, указанному в пункте 6.17.6 настоящего Устава, Наблюдательный совет дает заключение, копия которого направляется учредителю Автономного учреждения. По вопросу, указанному в 6.17.5 и пункте 6.17.11 настоящего Устава, Наблюдательный совет дает заключение.
Руководитель Автономного учреждения принимает по этим вопросам решения после рассмотрения заключений Наблюдательного совета.
6.20. Документы, представляемые в соответствии с пунктом 6.17.7 настоящего Устава, утверждаются Наблюдательным советом. Копии указанных документов направляются учредителю Автономного учреждения.
6.21. По вопросам, указанным в пунктах 6.17.9-6.17.10 и 6.17.12 настоящего Устава, Наблюдательный совет принимает решения, обязательные для руководителя автономного учреждения.
6.22. Рекомендации и заключения по вопросам, указанным в пунктах 6.17.1-6.17.8, и 6.17.11 настоящего Устава, даются большинством голосов от общего числа голосов членов Наблюдательного совета.
6.23. Решения по вопросам, указанным в пунктах 6.17.9 и 6.17.12 настоящего Устава, принимаются Наблюдательным советом квалифицированным большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов Наблюдательного совета.
6.24. Решение по вопросу, указанному в пункте 6.17.10 настоящего Устава, принимается Наблюдательным советом в порядке, установленном законом для одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
6.25. Вопросы, относящиеся к компетенции Наблюдательного совета, не могут быть переданы на рассмотрение других органов Автономного учреждения.
7. Руководитель автономного учреждения
7.1. К компетенции руководителя автономного учреждения - [наименование должности - директор, ректор, главный врач и др.] относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами и настоящим Уставом Автономного учреждения к компетенции учредителя, Наблюдательного совета или иных органов Автономного учреждения.
7.2. [наименование должности Руководителя] без доверенности действует от имени Автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, представляет его годовую бухгалтерскую отчетность наблюдательному совету для утверждения, утверждает штатное расписание Автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Автономного учреждения.
7.3. [наименование должности Руководителя] и его заместители не могут быть членами Наблюдательного совета Автономного учреждения.
8. Информация о деятельности автономного учреждения
8.1. Ежегодно Автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в [наименование средств массовой информации].
8.2. Автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8.3. Автономное учреждение предоставляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, иные органы и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом.
8.4. Автономное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов:
- Устав, в том числе внесенные в него изменения;
- свидетельство о государственной регистрации Автономного учреждения;
- решение учредителя о создании Автономного учреждения;
- решение учредителя о назначении руководителя Автономного учреждения;
- положения о филиалах, представительствах Автономного учреждения;
- документы, содержащие сведения о составе Наблюдательного совета;
- план финансово-хозяйственной деятельности Автономного учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, который устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя Автономного учреждения, в соответствии с требованиями, определенными Министерством финансов Российской Федерации;
- годовая бухгалтерская отчетность;
- документы, составленные по итогам контрольных мероприятий, проведенных в отношении Автономного учреждения;
- [государственное/муниципальное] задание на оказание услуг (выполнение работ);
- отчет о результатах деятельности Автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним [государственного/муниципального] имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, который устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя Автономного учреждения, и в соответствии с общими требованиями, определенными Министерством финансов Российской Федерации.
8.5. Автономное учреждение обеспечивает открытость и доступность документов, указанных в пункте 8.4 настоящего Устава, с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
9. Реорганизация и ликвидация автономного учреждения и изменение его типа
9.1. Реорганизация Автономного учреждения может быть осуществлена в форме:
9.1.1. слияния двух или нескольких автономных учреждений;
9.1.2. присоединения к Автономному учреждению одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности;
9.1.3. разделения Автономного учреждения на два учреждения или несколько учреждений соответствующей формы собственности;
9.1.4. выделения из Автономного учреждения одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности.
9.2. Автономные учреждения могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если они созданы на базе имущества одного и того же собственника.
9.3. По решению учредителя Автономного учреждения может быть изменен его тип и таким образом создано бюджетное или казенное учреждение.
9.4. Автономное учреждение может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ.
9.5. Требования кредиторов ликвидируемого Автономного учреждения удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с Федеральным законом "Об автономных учреждениях" может быть обращено взыскание.
9.6. Имущество Автономного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам Автономного учреждения, передается ликвидационной комиссией учредителю Автономного учреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма устава автономного учреждения
Подготовлено экспертами компании "Гарант"