Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт вводится в действие с 1 января 2010 г.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального профессионального образования
по профессии 151031.04 Наладчик технологического оборудования в производстве строительных материалов
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2009 г. N 567)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 151031.04 Наладчик технологического оборудования в производстве строительных материалов всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по профессии
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)* |
Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
Наладчик технологического оборудования в производстве строительных материалов |
10 мес. |
на базе основного общего образования |
2 года 5 мес.** |
______________________________
* ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии
** Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО: не предусмотрен.
Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: наладка, управление технологическим оборудованием в производстве строительных материалов и контроль за его работой.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
полуавтоматические труборезные, муфторезные и трубообточные станки по обработке асбестоцементных труб и муфт;
гидравлические прессы мощностью свыше 5000 т;
гидравлические и пневматические системы листоформовочных и трубоформовочных машин;
технологическое, силовое и транспортное оборудование карьеров, цехов сушки, обжига, глиняной и цементно-песчаной черепицы, керамзитового гравия, аглопорита, извести и гипса и массозаготовительных отделений заводов силикатного кирпича;
разгрузочные машины, транспортирующие устройства, дробильно-сортировочные, помольные и бетоносмесительные агрегаты, дозирующие устройства и аппараты, заготовительно-арматурное оборудование;
насосы, циркулярные пилы, сверлильные станки и другое аналогичное оборудование;
камнераспиловочные станки;
технологические линии производства керамического кирпича, прессов производства силикатного кирпича, кирпичеделательных прессов с вакуум-насосом, прессов с автоматами-укладчиками и автоматов-садчиков на печные вагонетки;
механические и электрические части подъемно-транспортного, арматурно-сварочного и формовочного оборудования, фрезерных, шлифовально-полировальных и камнераспиловочных станков, вибропрессов по выпуску брекчевидных плит, механизмов наклона плавильных печей и другого аналогичного оборудования;
автоматизированные технологические линии в производстве керамического кирпича, цеха-автоматы по приготовлению бетонных смесей, автоматические электросварочные машины, машины и установки с программным управлением, автоматизированные конвейерные линии и другое оборудование, включая манипуляторов и роботов.
4.3. Обучающийся по профессии Наладчик технологического оборудования в производстве строительных материалов готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Наладка технологического оборудования в производстве строительных материалов.
4.3.2. Обслуживание технологического оборудования в производстве строительных материалов.
4.3.3. Регулировка технологического оборудования в производстве строительных материалов.
4.3.4. Участие в текущем ремонте технологического оборудования в производстве строительных материалов.
4.3.5. Контроль за работой технологического оборудования в производстве строительных материалов.
V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Наладка технологического оборудования в производстве строительных материалов.
ПК 1.1. Осуществлять наладку полуавтоматических труборезных, муфторезных и трубообточных станков.
ПК 1.2. Осуществлять наладку гидравлических прессов.
ПК 1.3. Осуществлять наладку технологического, силового и транспортного оборудования карьеров и цехов.
ПК 1.4. Производить наладку разгрузочных и транспортирующих устройств, вспомогательных и подготовительных устройств и агрегатов, заготовительно-арматурного оборудования.
ПК 1.5. Осуществлять наладки насосов, циркулярных пил, сверлильных станков и другого аналогичного оборудования.
5.2.2. Обслуживание технологического оборудования в производстве строительных материалов.
ПК 2.1. Обеспечивать бесперебойную работу технологического, силового и транспортного оборудования карьеров и цехов.
ПК 2.2. Обеспечивать бесперебойную работу насосов, циркулярных пил, сверлильных станков и другого аналогичного оборудования.
ПК 2.3. Обеспечивать бесперебойную работу автоматизированных поточных линий и станков с программным управлением по обработке камня, а также манипуляторов и роботов.
ПК 2.4. Обеспечивать бесперебойную работу механической и электрической частей вспомогательного оборудования и станков.
ПК 2.5. Обеспечивать бесперебойную работу вибропрессов, механизмов наклона плавильных печей и другого аналогичного оборудования.
5.2.3. Регулировка технологического оборудования в производстве строительных материалов.
ПК 3.1. Осуществлять регулировку автоматизированных технологических линий, цехов-автоматов по производству строительных материалов, автоматических машин и установок (в т.ч. с программным управлением), автоматизированных конвейерных линий и другого оборудования аналогичной сложности.
ПК 3.2. Осуществлять регулировку технологического, силового и транспортного оборудования карьеров и цехов.
ПК 3.3. Производить расчеты, связанные с наладкой регистрирующих и управляющих приборов.
ПК 3.4. Выполнять установку, натяжение и закрепление пил в раму камнераспиловочных станков.
ПК 3.5. Регулировать и менять элементы транспортного устройства в процессе работы.
5.2.4. Участие в текущем ремонте технологического оборудования в производстве строительных материалов.
ПК 4.1. Изготавливать и заготавливать мелкие запасные части, изношенные части и узлы.
ПК 4.2. Осуществлять смену мелких запасных частей, изношенных частей и узлов механизмов, а также режущего инструмента.
ПК 4.3. Участвовать в текущем и капитальном ремонтах обслуживаемого оборудования.
ПК 4.4. Участвовать в ремонте и приемке обслуживаемого оборудования после ремонта.
5.2.5. Контроль за работой технологического оборудования в производстве строительных материалов.
ПК 5.1. Осуществлять контроль за работой механизмов, подналадку и регулирование режима их работы.
ПК 5.2. Определять качество обрабатываемых изделий и получаемых материалов и полуфабрикатов.
ПК 5.3. Обеспечивать качество монтажа и ремонта технического оборудования.
VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования
Таблица 2
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" |
756 |
504 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный цикл |
330 |
220 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: анализировать техническую документацию; определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации; выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров; определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам; выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам; применять контрольно-измерительные приборы и инструменты; знать: систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости; основные принципы калибровки сложных профилей; основы взаимозаменяемости; методы определения погрешностей измерений; основные сведения о сопряжениях в машиностроении; размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку; основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей; стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы; наименование и свойства комплектуемых материалов; устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов; методы и средства контроля обработанных поверхностей |
|
|
ОП.01. Технические измерения |
|
|
уметь: читать и оформлять чертежи, схемы и графики; составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок; пользоваться справочной литературой; пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем; выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных действительных размеров; знать: основы черчения и геометрии; требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД); правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей; способы выполнения рабочих чертежей и эскизов |
|
|
ОП.02. Техническая графика |
|
|
уметь: осуществлять наладку автоматизированных технологических линий; устанавливать и регулировать требуемые режимы и циклы обработки асбестоцементных труб и муфт; осуществлять наладку распределительных и защитных органов гидросистем; осуществлять наладку ускорительной установки для отвердения отделочного слоя асбестоцементных листов согласно технологическому режиму работы ускорителя; осуществлять наладку, регулировку и обеспечение бесперебойной работы автоматизированных технологических линий в производстве керамического кирпича, цехов-автоматов по приготовлению бетонных смесей, автоматических электросварочных машин, машин и установок с программным управлением, автоматизированных конвейерных линий и другого оборудования аналогичной сложности; осуществлять переналадку работы оборудования на заданный режим (программу); знать: принципы работы уникальных гидравлических прессов мощностью до 5000 т и выше 10000 т на разных режимах работы применительно к требованиям технологического процесса; методы наладки и схемы соединения регулируемой аппаратуры с контрольно-измерительными приборами и источниками питания |
|
|
ОП.03. Основы проведения наладочных работ |
|
|
уметь: выполнять механические испытания образцов материалов; использовать физико-химические методы исследования металлов; пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности; знать: основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности; наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; основные сведения о металлах и сплавах; основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию; |
|
|
ОП.04. Основы материаловедения |
|
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
28 |
ОП.05. Безопасность жизнедеятельности |
|
П.00 |
Профессиональный цикл |
426 |
284 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
426 |
284 |
|
|
ПМ.01 |
Наладка технологического оборудования в производстве строительных материалов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: наладки полуавтоматических труборезных, муфторезных и трубообточных станков; наладки гидравлических прессов; наладки технологического, силового и транспортного оборудования карьеров и цехов; наладки разгрузочных и транспортирующих устройств, вспомогательных и подготовительных устройств и агрегатов, заготовительно-арматурного оборудования; наладки насосов, циркулярных пил, сверлильных станков и другого аналогичного оборудования; уметь: проводить работы по наладке станков, используемых в производстве строительных материалов; осуществлять наладку гидравлических прессов мощностью до 5000 т и выше на разные режимы прессования применительно к требованиям прессуемых изделий и технологии их производства; проводить работы по наладке, регулированию и обеспечению бесперебойной работы технологического, силового и транспортного оборудования карьеров, цехов сушки, обжига, глиняной и цементно-песчаной черепицы, керамзитового гравия, аглопорита, извести и гипса и массозаготовительных отделений заводов силикатного кирпича; проводить работы по наладке, регулированию и обеспечению бесперебойной работы разгрузочных машин, транспортирующих устройств, дробильно-сортировочных, помольных и бетоносмесительных агрегатов, дозирующих устройств и аппаратов, заготовительно-арматурного оборудования; проводить работы по наладке, регулированию и обеспечению бесперебойной работы насосов, циркулярных пил, сверлильных станков и другого аналогичного оборудования; знать: устройство труборезных и трубообточных станков по обработке асбестоцементных труб и муфт, правила их наладки; устройство гидравлических прессов и правила их наладки на разные режимы прессования; стандарты (технические условия) на выпускаемую продукцию; допустимые размеры износа инструмента; устройство и способы наладки обслуживаемого оборудования; правила разборки и сборки всех узлов обслуживаемых механизмов; устройство применяемого рабочего и измерительного инструмента; правила технической эксплуатации, электрическую схему обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов; срок службы отдельных деталей и порядок их замены |
|
|
МДК.01.01. Технологическое оборудование в производстве строительных материалов МДК.01.02. Технология наладки оборудования в производстве строительных материалов |
|
ПМ.02 |
Обслуживание технологического оборудования в производстве строительных материалов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: технического обслуживания и обеспечения работы: технологического, силового и транспортного оборудования карьеров и цехов; насосов, циркулярных пил, сверлильных станков и другого аналогичного оборудования; автоматизированных поточных линий и станков с программным управлением по обработке камня, а также манипуляторов и роботов; механической и электрической частей вспомогательного оборудования и станков; вибропрессов, механизмов наклона плавильных печей и другого аналогичного оборудования; уметь: проводить техническое обслуживание оборудования: технологического, силового и транспортного оборудования карьеров, цехов сушки, обжига, глиняной и цементно-песчаной черепицы, керамзитового гравия, аглопорита, извести и гипса и массозаготовительных отделений заводов силикатного кирпича; насосов, циркулярных пил, сверлильных станков и другого аналогичного оборудования; автоматизированных поточных линий и станков с программным управлением по обработке камня, а также манипуляторов и роботов; механической и электрической частей подъемно-транспортного, арматурно-сварочного и формовочного оборудования, фрезерных, шлифовально-полировальных и камнераспиловочных станков; вибропрессов по выпуску брекчевидных плит, механизмов наклона плавильных печей и другого аналогичного оборудования; регулировать ход технологического процесса с применением автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУТП) в соответствии с заданными технологическими режимами; знать: устройство труборезных и трубообточных станков по обработке асбестоцементных труб и муфт, правила их наладки; устройство гидравлических прессов и правила их наладки на разные режимы прессования; стандарты (технические условия) на выпускаемую продукцию; допустимые размеры износа инструмента; устройство и способы наладки обслуживаемого оборудования; правила разборки и сборки всех узлов обслуживаемых механизмов; систему смазки обслуживаемого оборудования; устройство применяемого рабочего и измерительного инструмента; правила технической эксплуатации, электрическую схему обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов; срок службы отдельных деталей и порядок их замены |
|
|
МДК.02.01. Основы технологии производства строительных материалов МДК.02.02. Техническое обслуживание оборудования по производству строительных материалов |
|
ПМ.03 |
Регулировка технологического оборудования в производстве строительных материалов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: регулировки автоматизированных технологических линий, цехов-автоматов по производству строительных материалов, автоматических машин и установок (в т.ч. с программным управлением), автоматизированных конвейерных линий и другого оборудования аналогичной сложности; регулировки технологического, силового и транспортного оборудования карьеров и цехов; расчетов, связанных с наладкой регистрирующих и управляющих приборов; установки, натяжения и закрепления пил в раму камнераспиловочных станков; регулировки и замены элементов транспортного устройства в процессе работы; уметь: осуществлять регулировку оборудования: автоматизированных технологических линий в производстве керамического кирпича, цехов-автоматов по приготовлению бетонных смесей, автоматических электросварочных машин, машин и установок с программным управлением, автоматизированных конвейерных линий и другого оборудования аналогичной сложности; технологического, силового и транспортного оборудования карьеров, цехов сушки, обжига, глиняной и цементно-песчаной черепицы, керамзитового гравия, аглопорита, извести и гипса и массозаготовительных отделений заводов силикатного кирпича; производить расчеты, связанные с наладкой регистрирующих и управляющих приборов; устанавливать пилы в раму камнераспиловочных станков; заменять элементы транспортного устройства в процессе работы; регулировать ход технологического процесса с применением АСУТП в соответствии с заданными технологическими режимами; знать: принципы и правила регулировки оборудования; методы расчетов, связанных с наладкой регистрирующих и управляющих приборов; технику безопасности при ведении работ; устройство труборезных и трубообточных станков по обработке асбестоцементных труб и муфт, правила их наладки; устройство гидравлических прессов и правила их наладки на разные режимы прессования; стандарты (технические условия) на выпускаемую продукцию; допустимые размеры износа инструмента; устройство и способы наладки обслуживаемого оборудования; правила разборки и сборки всех узлов обслуживаемых механизмов; систему смазки обслуживаемого оборудования; устройство применяемого рабочего и измерительного инструмента; правила технической эксплуатации, электрическую схему обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов; срок службы отдельных деталей и порядок их замены |
|
|
МДК.03.01 Технология ведения работ по регулировке оборудования в производстве строительных материалов |
|
ПМ.04 |
Участие в текущем ремонте технологического оборудования в производстве строительных материалов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: изготовления и заготовки мелких запасных частей, изношенных частей и узлов механизмов; замены мелких запасных частей, изношенных частей и узлов механизмов, а также режущего инструмента; участия в текущем и капитальном ремонтах обслуживаемого оборудования; участия в ремонте и приемке обслуживаемого оборудования после ремонта; уметь: осуществлять смену изношенных частей и узлов механизмов; изготавливать и заменять мелкие запасные части; устранять неисправности в работе механизмов; вести журнал работы оборудования; осуществлять ремонт оборудования разгрузочных машин, транспортирующих устройств, дробильно-сортировочных, помольных и бетоносмесительных агрегатов, дозирующих устройств и аппаратов, заготовительно-арматурного оборудования; проводить предварительную заготовку и смену изношенных частей и узлов; осуществлять ремонт оборудования насосов, циркулярных пил, сверлильных станков и другого аналогичного оборудования; осуществлять ремонт оборудования камнераспиловочных станков; принимать участие в ремонте и приемке обслуживаемого оборудования после ремонта; осуществлять ремонт оборудования полуавтоматических труборезных, муфторезных и трубообточных станков, смену режущего инструмента и установку роликов на трубообрезных станках; осуществлять ремонт оборудования гидравлических прессов мощностью до 5000 т и выше на разные режимы прессования применительно к требованиям прессуемых изделий и технологии их производства; осуществлять ремонт технологического, силового и транспортного оборудования карьеров, цехов сушки, обжига, глиняной и цементно-песчаной черепицы, керамзитового гравия, аглопорита, извести и гипса и массозаготовительных отделений заводов силикатного кирпича; знать: технику безопасности при ведении работ; последовательность действий при ремонте технологического оборудования различных видов и типов; устройство труборезных и трубообточных станков по обработке асбестоцементных труб и муфт, правила их наладки; устройство гидравлических прессов и правила их наладки на разные режимы прессования; стандарты (технические условия) на выпускаемую продукцию; допустимые размеры износа инструмента; устройство и способы наладки обслуживаемого оборудования; правила разборки и сборки всех узлов обслуживаемых механизмов; систему смазки обслуживаемого оборудования; устройство применяемого рабочего и измерительного инструмента; правила технической эксплуатации, электрическую схему обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов; срок службы отдельных деталей и порядок их замены |
|
|
МДК.04.01. Технология ведения ремонтных работ технологического оборудования в производстве строительных материалов |
|
ПМ.05 |
Контроль за работой технологического оборудования в производстве строительных материалов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: контроля за работой механизмов, подналадки и регулирования режима их работы; определения качества обрабатываемых изделий и получаемых материалов и полуфабрикатов; обеспечения качества монтажа и ремонта технического оборудования; уметь: контролировать работу полуавтоматических труборезных, муфторезных и трубообточных станков; контролировать работу трубообрезных станков; контролировать работу гидравлических прессов мощностью до 5000 т и выше применительно к требованиям прессуемых изделий и технологии их производства; контролировать работу технологического, силового и транспортного оборудования карьеров, цехов сушки, обжига, глиняной и цементно-песчаной черепицы, керамзитового гравия, аглопорита, извести и гипса и массозаготовительных отделений заводов силикатного кирпича; контролировать работу разгрузочных машин, транспортирующих устройств, дробильно-сортировочных, помольных и бетоносмесительных агрегатов, дозирующих устройств и аппаратов, заготовительно-арматурного оборудования; контролировать работу насосов, циркулярных пил, сверлильных станков и другого аналогичного оборудования; контролировать работу камнераспиловочных станков; выполнять обеспечение бесперебойной работы обслуживаемого оборудования; регулировать ход технологического процесса с применением АСУТП в соответствии с заданными технологическими режимами; знать: устройство труборезных и трубообточных станков по обработке асбестоцементных труб и муфт, правила их наладки; устройство гидравлических прессов и правила их наладки на разные режимы прессования; стандарты (технические условия) на выпускаемую продукцию; допустимые размеры износа инструмента; устройство и способы наладки обслуживаемого оборудования; правила разборки и сборки всех узлов обслуживаемых механизмов; систему смазки обслуживаемого оборудования; устройство применяемого рабочего и измерительного инструмента; правила технической эксплуатации, электрическую схему обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов; срок службы отдельных деталей и порядок их замены |
|
|
МДК.05.01. Стандартизация и контроль качества продукции в производстве строительных материалов |
|
ФК.00 |
Физическая культура В результате освоения раздела обучающийся должен: уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
51 |
34 |
|
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
162 |
108 |
|
|
|
Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП |
918 |
612 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика (производственное обучение) |
21 нед. |
756 |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика |
||||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
17 нед. |
Учебная практика (производственное обучение) |
21 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация |
2 нед. |
Каникулярное время |
2 нед. |
Итого |
43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
57 нед. |
промежуточная аттестация |
3 нед. |
каникулярное время |
13 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы* (для сроков обучения 1 год 10 мес).
7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.
7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
информатики и информационных технологий;
технического черчения;
электротехники;
материаловедения;
деталей машин и механизмов;
технологического оборудования;
экономики отрасли и предприятия;
допусков и технических измерений;
безопасности жизнедеятельности, охраны труда и техники безопасности.
Лаборатории:
автоматизации производства;
технологии производства строительных материалов.
Мастерские:
слесарная;
оборудования производства строительных материалов.
Тренажеры, тренажерные комплексы:
разборки, сборки и различных способов ремонта технологического оборудования строительных материалов;
установки и регулировки требуемых режимов и циклов обработки асбестоцементных труб и муфт;
наладки распределительных и защитных органов гидросистем;
наладки вакуумной системы ускорителей;
автоматизированных технологических линий в производстве керамического кирпича;
автоматических электросварочных машин;
автоматизированных поточных линий по обработке камня;
освоения приемов регулировки подачи материала в механизмах автоматизированных линий;
правил регулировки сборочных единиц и механизмов автоматических и автоматизированных линий;
обучения приемам испытания оборудования на холостом ходу и под нагрузкой;
регулировки подачи материала и транспортировки заготовок и отходов в механизмах автоматических линий;
испытания оборудования на холостом ходу и под нагрузкой.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы
8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
______________________________
* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616)
** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280)
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2009 г. N 567 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.