Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт вводится в действие с 1 января 2010 г.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального профессионального образования
по профессии 240107.08 Изготовитель фарфоровых и фаянсовых изделий
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 октября 2009 г. N 418)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 240107.08 Изготовитель фарфоровых и фаянсовых изделий всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по профессии
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)* |
Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
обжигальщик фарфоровых и фаянсовых изделий отливщик фарфоровых и фаянсовых изделий формовщик фарфоровых и фаянсовых изделий |
10 мес. |
на базе основного общего образования |
2 года 5 мес.** |
|
на базе основного общего образования |
10 мес. (без получения среднего (полного) общего образования) |
______________________________
* ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
** Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО: предусмотрено освоение всех вышеперечисленных профессий.
Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: изготовление фарфоровых и фаянсовых изделий различного назначения.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
технологические процессы формования, отливки, обжига фарфоровых и фаянсовых изделий;
сырье и материалы для изготовления фарфоровых и фаянсовых изделий;
инструменты, приспособления, производственное оборудование для изготовления фарфоровых и фаянсовых изделий;
фарфоровые и фаянсовые изделия;
техническая документация.
4.3. Обучающийся по профессии Изготовитель фарфоровых и фаянсовых изделий готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Формование фарфоровых и фаянсовых изделий с применением формовочных инструментов, приспособлений и оборудования.
4.3.2. Отливка фарфоровых и фаянсовых изделий на специальном оборудовании и приспособлениях.
4.3.3. Обжиг фарфоровых и фаянсовых изделий в печах различного типа действия.
V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Формование фарфоровых и фаянсовых изделий с применением формовочных инструментов, приспособлений и оборудования
ПК 1.1. Обслуживать и регулировать производственное оборудование, приспособления, использовать инструменты в процессе формования изделий.
ПК 1.2. Подготавливать формы различного типа для формования, контролировать их изношенность и пригодность.
ПК 1.3. Осуществлять процесс формования изделий различной степени сложности из формовочных масс.
ПК 1.4. Контролировать качество отформованных изделий.
5.2.2. Отливка фарфоровых и фаянсовых изделий на специальном оборудовании и приспособлениях
ПК 2.1. Обслуживать и регулировать оборудование и приспособления для отливки фарфоровых и фаянсовых изделий разной степени сложности.
ПК 2.2. Проверять качество шликера для отливки изделий на специальном оборудовании.
ПК 2.3. Подготавливать пресс-формы различного типа, контролировать их изношенность и пригодность.
ПК 2.4. Осуществлять процесс отливки изделий в кусковых формах на специальном оборудовании и приспособлениях.
5.2.3. Обжиг фарфоровых и фаянсовых изделий в печах различного типа действия
ПК 3.1. Обслуживать и регулировать печи различного типа действия для обжига фарфоровых, фаянсовых изделий.
ПК 3.2. Контролировать и регулировать основные параметры процесса обжига фарфоровых, фаянсовых изделий.
ПК 3.3. Проверять качество садки изделий на обжиг.
ПК 3.4. Контролировать качество готовой продукции.
VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входят один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования
Таблица 2
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" |
864 |
576 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный цикл |
354 |
236 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и способу приготовления; подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения; выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы; пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ; знать: основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства; основные виды, свойства и области применения конструкционных металлических и неметаллических материалов, используемых в производстве; особенности строения металлов и сплавов; виды прокладочных и уплотнительных материалов; классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов; виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов; методы измерения параметров и определения свойств материалов; основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов; основные свойства полимеров и их использование; способы термообработки и защиты металлов от коррозии; виды слесарных работ и технологию их выполнения; устройство, назначение, правила выбора и применения инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, требования к качеству обработки деталей; виды износа деталей и узлов; свойства смазочных материалов |
|
|
ОП.01. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ |
|
уметь: читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов; знать: общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей; основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации; геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем; требования стандартов ЕСКД и ЕСТД к оформлению и составлению чертежей и схем |
|
|
ОП.02. Техническое черчение |
||
уметь: оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с основными правилами и требованиями нормативных документов системы сертификации и стандартизации к основным видам продукции (услуг) и процессов; обоснованно выбирать и применять контрольно-измерительные приборы и инструменты; свободно читать и понимать технологическую документацию с обозначением точности изготовления (квалитеты), характера соединений (посадки), указания о предельных отклонениях формы и расположения поверхностей, шероховатости; определять предельные отклонения размеров по технологической документации; определять допуск размера, годность детали по результатам измерения; знать: основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации; основы государственного метрологического контроля и надзора; основы метрологии и принципы технических измерений; обозначение посадок в Единой системе допусков и посадок (ЕСДП); виды измерительных средств; методы определения погрешностей измерений; систему допусков и посадок; параметры шероховатости; устройство, условия и правила применения контрольно-измерительных приборов, инструментов и испытательной аппаратуры |
|
|
ОП.03. Основы стандартизации и технические измерения |
||
уметь: собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам; читать кинематические схемы; определять напряжения в конструкционных элементах; знать: виды износа и деформации деталей и узлов; виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов; кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач; назначение и классификацию подшипников; основные типы смазочных устройств; типы, назначение, устройство редукторов; трение, его виды, роль трения в технике; устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования; методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации |
|
|
ОП.04. Основы технической механики |
||
уметь: оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте; пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты; применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях; использовать экобиозащитную и противопожарную технику; определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности; знать: виды и правила проведения инструктажей по охране труда; возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; действие токсичных веществ на организм человека; законодательство в области охраны труда; меры предупреждения пожаров и взрывов; нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности; общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях; основные причины возникновения пожаров и взрывов); правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии; права и обязанности работников в области охраны труда; правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты; предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты; принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов |
|
|
ОП.05. Охрана труда |
||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
32 |
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности |
||
П.00 |
Профессиональный цикл |
430 |
300 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
430 |
300 |
|
|
ПМ.01 |
Формование фарфоровых и фаянсовых изделий с применением формовочных инструментов, приспособлений и оборудования В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: обслуживания и регулировки производственного оборудования, приспособлений, использования инструментов в процессе формования изделий; изготовления форм различного типа для формования, контроля их изношенности и пригодности; формования изделий различной степени сложности из формовочных масс; контроля качества формованных изделий; соблюдения правил техники безопасности при работе; уметь: проверять исправность оборудования; выявлять и устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации оборудования; осуществлять профилактические мероприятия для поддержания полуавтомата и формовочного станка в рабочем состоянии; использовать оборудование для формования изделий; принимать участие в ремонте оборудования; определять степень пригодности и изношенности форм; подготавливать формы к работе; определять качество формовочной массы; формовать изделия различной степени сложности; выявлять дефекты сформованных изделий и устранять их причины; знать: назначение, принцип работы и правила эксплуатации используемого оборудования; рабочие приемы и виды работ по обслуживанию станков и полуавтоматов; виды мелких неполадок и неисправностей в работе оборудования; приемы выявления и устранения мелких неполадок в работе оборудования; основные требования к формам; требования к формовочным массам; особенности технологического процесса формования изделий различной сложности; требования к качеству отформованных изделий; возможные дефекты продукции при формовании, причины их возникновения, способы выявления и устранения |
|
|
МДК.01.01. Оборудование для формования фарфоровых и фаянсовых изделий
МДК.01.02. Технология формования изделий |
|
ПМ.02 |
Отливка фарфоровых и фаянсовых изделий на специальном оборудовании и приспособлениях В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: обслуживания и регулировки оборудования и приспособлений для отливки фарфоровых и фаянсовых изделий разной степени сложности; приготовления шликера для отливки изделий на специальном оборудовании; изготовления пресс-форм различного типа, контроля их изношенности и пригодности; отливки изделий в кусковых гипсовых формах на специальном оборудовании и приспособлениях; соблюдения правил техники безопасности при работе; уметь: подготавливать оборудование, инструмент и приспособления для отливки изделий; приводить литейный полуавтомат в рабочее состояние; определять качество шликера; подготавливать и хранить формы; определять дефекты форм и принимать меры их предупреждения; отливать изделия в кусковых формах различными способами на специальном оборудовании и приспособлениях; определять дефекты при отливке изделий и устранить причины их возникновения; знать: устройство и правила эксплуатации используемого оборудования; требования к свойствам шликера; способы контроля качества шликера; приемы изготовления гипсовых форм; требования, предъявляемые к состоянию форм; способы отливки изделий, их особенности; приемы работ при отливке изделий в кусковых гипсовых формах; технологию литья изделий различной сложности на различном оборудовании; требования к качеству отливок; при чины возникновения дефектов при отливке, способы их предупреждения и устранения; требования к качеству изделий после отливки; правила техники безопасности при выполнении работ |
|
|
МДК.02.01. Оборудование для отливки фарфоровых и фаянсовых изделий
МДК.02.02. Технология отливки фарфоровых и фаянсовых изделий |
|
ПМ.03 |
Обжиг фарфоровых и фаянсовых изделий в печах различного типа действия В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: обслуживания и регулировки печей различного типа действия для обжига фарфоровых, фаянсовых изделий; обжига фарфоровых и фаянсовых изделий; контроля качества готовой продукции; соблюдения правил техники безопасности при работе; уметь: поддерживать установленный режим обслуживаемых печей; подготавливать изделия к обжигу; контролировать процесс обжига; выявлять и устранять мелкие неисправности в работе печи; наблюдать за загрузкой вагонеток в печь и выгрузкой их из печи; определять качество обожженных изделий, причины возникновения брака; знать: устройство и правила эксплуатации печей различного типа действия, конструкцию обслуживаемого оборудования; правила рассортировки изделий, подлежащих обжигу; рабочие приемы по обслуживанию печей различного типа действия; режимы обжига; схемы рациональной загрузки изделий на вагонетки; причины возникновения дефектов при обжиге и меры по их устранению; содержание физико-химических процессов, протекающих в изделиях во всех периодах обжига; правила ведения контрольных журналов; правила техники безопасности в процессе работ |
|
|
МДК.03.01. Оборудование для обжига фарфоровых и фаянсовых изделий
МДК.03.02. Технология обжига фарфоровых и фаянсовых изделий |
|
ФК.00 |
Физическая культура В результате освоения раздела обучающийся должен: уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
80 |
40 |
|
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
216 |
144 |
|
|
|
Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП |
1080 |
720 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика (производственное обучение) |
19 нед. |
684 |
|
ПК все |
ПП.00 |
Производственная практика |
|
|||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
1 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
20 нед. |
Учебная практика (производственное обучение) |
19 нед. |
Производственная практика |
|
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация |
1 нед. |
Каникулярное время |
2 нед. |
Итого |
43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общ
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 октября 2009 г. N 418 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.