Утверждено
Ученым советом образовательной
организации высшего образования
[наименование]
Протокол заседания N [вписать нужное]
от [число, месяц, год]
Председатель [вписать нужное]
[подпись] /[Ф. И. О.]/
Положение
об участии в проектах социального партнерства
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет правовой статус участия образовательной организации высшего образования "[наименование]", далее именуемой "Организация", в проектах социального партнерства.
1.2. Социальное партнерство может выражаться в форме коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению, взаимных консультаций, участия работников, их представителей в управлении Организацией, участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
1.3. В современных условиях социальное партнерство выступает как способ согласования интересов работников и работодателей в процессе поиска соответствующих решений, при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере. Социальное партнерство позволяет наиболее эффективно решить вопросы обеспечения социального мира, поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников, установления стабильности гражданского общества.
1.4. Целью социального партнерства является согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, направленное на установление государственных гарантий интересов работников и создание благоприятных условий, при которых в равной степени реализуются права работников и работодателей. Достижению этой цели в значительной степени могут способствовать реальные отношения социального партнерства, которые строятся на принципе трехстороннего или двухстороннего участия и представительства. На каждом из уровней социального партнерства интересы сторон выражают различные представители. Так, на государственном (федеральном) уровне в этих отношениях участвуют общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и федеральные органы государственной власти. Аналогичная ситуация складывается и на межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях. На уровне учреждения эти отношения имеют двусторонний характер.
2. Права и обязанности организации
2.1. Образовательная организация является юридическим лицом (некоммерческой организацией). Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
2.2. Образовательная Организация имеет право заключать договоры с различными юридическими лицами в области образования.
2.3. Образовательная Организация вправе вступать в правоотношения с различного рода организациями в сфере образования с целью участия в проектах социального партнерства.
2.4. Социальное партнерство направлено на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и выработки общих принципов регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования и связанных с ними экономических отношений и согласования общих условий оплаты труда, трудовых гарантий и льгот для работников образовательных учреждений.
2.5. Согласно статье 26 Трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство осуществляется на:
- федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
- межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
- региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
- отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
- территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
- локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
2.6. Сторонами социального партнерства в образовательной Организации являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
2.7. Социальное партнерство осуществляется в формах:
- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- участия работников, их представителей в управлении организацией;
- участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
2.8. Организация в лице представителей своих работников и представителя работодателя принимает участие в подготовке проектов договоров и соглашений и согласовании вопросов, касающихся трудовых отношений, форм оплаты труда, при согласовании и обсуждении вопросов социального партнерства на различных его уровнях и его осуществления в различных формах.
2.9. При участии Организации в проектах социального партнерства представители Организации (представители работников и представитель работодателя) обязаны соблюдать основные принципы социального партнерства:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями трудового и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
2.10. Представители работников образовательной Организации и работодателя обязаны при участии в проектах социального партнерства соблюдать требования трудового законодательства Российской Федерации и нормы федеральных законов, регулирующих трудовые отношения.
3. Органы социального партнерства
3.1. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
3.1.1. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.
3.1.2. В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
3.1.3. На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
3.1.4. На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
3.1.5. На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
3.2. В целях согласования интересов работников, работодателей и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, - соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.
3.2.1. Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты, на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений или соответствующим профсоюзам и объединениям работодателей.
3.2.2. Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон по направленным проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
4. Порядок и ведение коллективных переговоров
4.1. Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
4.2. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.
4.3. Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
4.4. Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах могут сформировать единый представительный орган. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. В его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю или его представителю предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.
4.5. Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю или его представителю предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа. Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание или конференция работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю или его представителю предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. Первичная профсоюзная организация одновременно с направлением работодателю или его представителю предложения о начале указанных коллективных переговоров извещает об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих [значение] рабочих дней создает с их согласия единый представительный орган. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.
4.6. Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов). Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
4.7. Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
4.8. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.
4.9. Если стороны в ходе коллективных переговоров не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, то они составляют протокол разногласий. Окончанием коллективных переговоров считается момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий.
Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном главой 61 Трудового кодекса Российской Федерации.
4.10. Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более [значение] месяцев. Расходы, связанные с выплатой работникам средней заработной платы, возлагаются на работодателя, если иное не будет установлено законодательством, коллективным договором, соглашением. Средний заработок исчисляется по правилам, установленным статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации.
4.11. Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.
4.12. Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.
4.13 Стороны социального партнерства по договоренности между собой в пределах своей компетенции и финансовых возможностей могут использовать дополнительные формы материального стимулирования участников переговорного процесса.
5. Коллективные договоры и соглашения
5.1. Коллективный договор - это важнейший элемент организации трудовых отношений, правовая форма согласования интересов работодателя и работников. Условия договоров, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для сторон социального партнерства, на которых они распространяются.
5.2. Если в процессе переговоров не достигнуто согласие, то в этом случае общее собрание или конференция работников Организации принимает согласованные условия коллективного договора. Возникшие разногласия оформляются протоколом и разрешаются путем проведения примирительных процедур, предусмотренных главой 61 Трудового кодекса Российской Федерации.
5.3. Коллективный договор может заключаться в филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
5.4. Коллективные договоры, принятые в филиалах и представительствах, не должны включать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями коллективного договора Организации.
5.5. Руководители представительств и филиалов при заключении коллективного договора являются представителями работодателя и действуют в соответствии с предоставленными им полномочиями на основании закона, локальных нормативных актов или доверенности. Представителями работодателя могут быть также иные лица в соответствии со статьей 33 Трудового кодекса Российской Федерации.
5.6. Работники и работодатель или их представители имеют право самостоятельно определять содержание и структуру коллективного договора. Однако в коллективный договор могут быть включены нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах это право предоставляется сторонам.
5.7. В коллективный договор могут включаться любые условия, которые не противоречат законодательству и не ухудшают положение работника по сравнению с правилами, установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Однако при разработке договора нецелесообразно включать в его содержание условия, которые не имеют прямого отношения к предмету правового регулирования.
5.8. В процессе ведения коллективных переговоров стороны определяют порядок, сроки разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора, состав комиссии, место проведения и повестку дня переговоров.
5.9. Создание комиссии, ее состав оформляются приказом (распоряжением) администрации образовательной Организации.
5.10. Единый проект коллективного договора, разработанный комиссией, подлежит обязательному обсуждению в подразделениях образовательной Организации. При этом работодатель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника. Полученные при обсуждении замечания учитываются комиссией, и проект дорабатывается. Доработанный проект утверждается общим собранием (конференцией) работников Организации и подписывается со стороны работников всеми участниками единого представительного органа. Форма голосования (тайное или открытое) устанавливается собранием.
Общее собрание (конференция) работников считается правомочным при участии в нем более половины членов трудового коллектива Организации (избранных делегатов конференции). Решения общего собрания (конференции) принимаются большинством голосов.
5.11. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня его подписания сторонами или со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.
Если стороны не приняли решение о продлении срока коллективного договора по его истечении, то действие коллективного договора прекращается.
5.12. Коллективный договор, заключенный между сторонами социального партнерства, распространяет свое действие не только на работников, но и на работодателя. Условия коллективного договора распространяются также на тех работников, которые не принимали участия в его заключении или приняты на работу в период действия коллективного договора. Не зависит это и от членства работников в профсоюзной организации.
5.13. При приеме на работу работника работодатель обязан ознакомить его с действующим в Организации коллективным договором.
5.14. Социально-трудовые отношения регулируются кроме коллективных договоров также соглашениями, заключаемыми на различных уровнях: федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном и локальном. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
- Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.
- Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.
- Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
- Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
- Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
- Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений.
5.15. Соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам.
5.16. В отличие от коллективного договора при заключении соглашения может участвовать третья сторона, заинтересованная в социальном партнерстве, - органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления. При этом участие данных органов является обязательным, если соглашения предусматривают полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов.
5.17. Стороны соглашений вправе самостоятельно выбирать круг вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Содержание и структура соглашений, как правило, зависят от их вида и уровня заключения соглашения.
Конкретное содержание соглашений определяется сторонами и может включать в себя следующие взаимные обязательства сторон по вопросам:
- об оплате труда, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;
- о механизме регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением;
- о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством;
- о содействии занятости, переобучении работников;
- об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве;
- о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей;
- о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
- о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи, в том числе несовершеннолетних;
- о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, порядке внесения изменений и дополнений в соглашение, присоединении к нему, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, об укреплении трудовой дисциплины;
- иные вопросы, определенные сторонами.
В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие законодательству.
Соглашения не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в соглашение, то они не могут применяться.
5.18. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяет образованная сторонами на паритетной основе комиссия. Стороны соглашения вправе проводить совместные и раздельные заседания с целью разработки, обсуждения проекта соглашения, его доработки и принятия.
5.19. Если при заключении соглашения на соответствующем уровне в сферу его действия попадают организации, финансируемые из федерального, регионального или местного бюджетов, то заключение и изменение соглашений осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год.
5.20. Комиссия, рассматривающая проект соглашения, принимает решение по соглашению сторон. Оно считается принятым, если за него проголосовали все три стороны (при заключении двухстороннего соглашения - две стороны).
Порядок голосования, а также порядок принятия решения каждой стороной определяется регламентом комиссии, который утверждается на ее заседании.
Члены комиссии, не согласные с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания комиссии.
5.21. Соглашение подписывается представителями сторон, имеет для них обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением.
Если по отдельным вопросам согласие не достигнуто, то оформляется протокол разногласий, в котором отражается существо разногласий и позиции сторон, их намерение продолжить согласование интересов путем проведения примирительных процедур. В протоколе необходимо также указать сроки возобновления переговоров.
5.22. Соглашение вступает в силу со дня его подписания членами комиссии либо с даты, установленной в соглашении.
5.23. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
5.24. Соглашение действует в отношении:
- всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
- работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
- органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;
- в отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.
Соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления. Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в настоящей статье.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению, руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
5.25. Ни одна из сторон, заключивших соглашение, не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств. Толкование положений соглашения осуществляется по взаимному соглашению сторон.
5.26. Изменение и дополнение соглашения производится при ведении коллективных переговоров.
5.27. Коллективный договор, соглашение должны быть зарегистрированы в Минздравсоцразвития России, территориальных органах министерства не позднее семи календарных дней со дня их подписания. Обязанность по представлению на регистрацию коллективных договоров, соглашений возлагается на работодателя (работодателей).
Регистрация осуществляется также при внесении изменений или дополнений в содержание коллективных договоров и соглашений и в случае присоединения работодателя (работодателей), профсоюзов (их объединений) к действующему соглашению.
Регистрация необходима для проверки соответствующим органом по труду обязательств сторон социального партнерства. Если будет выявлено, что условия коллективного договора, соглашения ухудшают положение работников по сравнению с гарантиями, установленными трудовым законодательством, то они признаются недействительными и не подлежат применению. Орган по труду сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.
5.28. При нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, должностные лица государственной инспекции труда вправе предъявить работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
6. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения
6.1. Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами социального партнерства и их представителями, а также соответствующими органами по труду.
Одной из форм контроля за выполнением коллективного договора, соглашения является периодическое заслушивание сторон на общем собрании (конференции) работников Организации, которые приняли договор. Сроки отчета представителей сторон устанавливаются в коллективном договоре, соглашении или в решении общего собрания работников.
6.2. При проведении контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
Если социальными партнерами сформирована постоянно действующая трехсторонняя комиссия, то стороны ежеквартально или в иные периоды информируют ее о ходе выполнения мероприятий по реализации соглашения. Периодически региональные, территориальные организации профсоюзов совместно с соответствующими представителями работодателей подводят итоги выполнения соглашений, заключенных на соответствующем уровне.
Информация о выполнении соглашений направляется сторонам социального партнерства, а также через средства массовой информации доводится до работников.
7. Участие работников в управлении организацией
7.1. Одной из важных форм социального партнерства является участие работников в управлении образовательной Организацией. Право работников на участие в управлении Организацией в предусмотренных законом формах является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
7.2. Право работников на управление в сфере образования закреплено постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)". В соответствии с упомянутым постановлением общее руководство Учреждением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. В состав ученого совета входят ректор, который является его председателем, проректоры, а также по решению ученого совета - деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются на общем собрании (конференции) Организации путем тайного голосования.
7.3. Ректор, который осуществляет непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения, избирается путем тайного голосования на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет по результатам обсуждения программ претендентов (претендента) на должность ректора или отчета действующего ректора. Порядок выборов устанавливается Уставом образовательной Организации.
Устав Организации, изменения и (или) дополнения к нему принимаются общим собранием (конференцией) научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся и утверждаются учредителем.
7.4. Конкретные права работников в сфере управления Организацией устанавливаются в коллективных договорах и соглашениях, а также в локальных нормативных актах, принимаемых в Организации.
7.5. Основными формами участия работников в управлении образовательной Организацией являются:
- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных коллективным договором;
- проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
- обсуждение с работодателем вопросов о работе Организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
- обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития Организации;
- участие в разработке и принятии коллективных договоров;
- иные формы, определенные федеральными законами, учредительными документами Организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.
7.6. Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:
- реорганизации или ликвидации Организации;
- введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
- профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
- по другим вопросам, предусмотренным федеральными законами, учредительными документами Организации, коллективным договором.
7.7. Представители работников имеют право также вносить по вопросам, указанным в пункте 7.6 настоящего Положения, в органы управления Организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
8. Ответственность сторон социального партнерства
8.1. Стороны социального партнерства несут ответственность за:
- уклонение от участия в коллективных переговорах;
- непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров;
- осуществление контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения.
8.2. Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.
8.3. Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.
8.4. Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.
9. Ответственность организации
9.1. Образовательная Организация не несет ответственности за нарушение его работниками, работодателем или его представителем условий коллективного договора и соглашения, а также за неисполнение принятых ими обязательств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма положения об участии в проектах социального партнерства
Подготовлено экспертами компании "Гарант"