Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 151902.04 Токарь-универсал

ГАРАНТ:

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт вводится в действие с 1 января 2010 г.

 

Приложение

 

Федеральный государственный образовательный стандарт
начального профессионального образования по профессии 151902.04 Токарь-универсал
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 16 ноября 2009 г. N 599)

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

 

I. Область применения

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 151902.04 Токарь-универсал всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

 

II. Используемые сокращения

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

 

III. Характеристика подготовки по профессии

 

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Образовательная
база приема
Наименование квалификации
(профессий по Общероссийскому
классификатору профессий
рабочих, должностей служащих и
тарифных разрядов) (ОК 016-94)*
Нормативный срок
освоения ОПОП при
очной форме
получения
образования
на базе среднего
(полного) общего
образования
Токарь
Токарь-карусельщик
Токарь-расточник
Токарь-револьверщик
10 мес.
на базе основного
общего образования
2 года 5 мес.**
на базе основного
общего образования
10 мес.
без получения
среднего (полного)
общего образования

 

______________________________

* ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии

** Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования

 

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО: предусмотрено освоение всех вышеперечисленных профессий.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

 

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обработка деталей, металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения на металлорежущих станках токарной группы.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

заготовки;

детали и изделия;

инструменты;

токарные станки различных конструкций и типов;

специальные и универсальные приспособления;

контрольно-измерительные инструменты и приборы;

режущие инструменты;

охлаждающие и смазывающие жидкости;

техническая и справочная документация.

4.3. Обучающийся по профессии Токарь-универсал готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Токарная обработка заготовок, деталей, изделий и инструментов.

4.3.2. Обработка деталей и изделий на токарно-карусельных станках.

4.3.3. Растачивание и сверление деталей.

4.3.4. Обработка деталей на токарно-револьверных станках.

 

V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Токарная обработка заготовок, деталей, изделий и инструментов.

ПК 1.1. Обрабатывать детали и инструменты на токарных станках.

ПК 1.2. Проверять качество выполненных токарных работ.

5.2.2. Обработка деталей и изделий на токарно-карусельных станках.

ПК 2.1. Обрабатывать детали и изделия на токарно-карусельных станках.

ПК 2.2. Проверять качество выполненных на токарно-карусельных станках работ.

5.2.3. Растачивание и сверление деталей.

ПК 3.1. Растачивать и сверлить детали на расточных станках различных типов.

ПК 3.2. Проверять качество выполненных на расточных станках работ.

5.2.4. Обработка деталей на токарно-револьверных станках.

ПК 4.1. Обрабатывать детали на токарно-револьверных станках.

ПК 4.2. Проверять качество выполненных на токарно-револьверных станках работ.

 

VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы

 

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

 

Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования

 

Таблица 2

 

Индекс Наименование циклов, разделов,
модулей, требования к знаниям,
умениям, практическому опыту
Всего
максималь-
ной учебной
нагрузки
обучающего-
ся
В т.ч.
часов
обязатель-
ных
учебных
занятий
Индекс и
наименование
дисциплин,
междисциплинарных
курсов (МДК)
Коды
формируемых
компетенций
  Обязательная часть циклов ОПОП и
раздел "Физическая культура"
756 504    
ОП.00 Общепрофессиональный цикл 282 188    
  В результате изучения обязательной
части цикла обучающийся по
общепрофессиональным дисциплинам
должен:
уметь:
анализировать техническую
документацию;
определять предельные отклонения
размеров по стандартам, технической
документации;
выполнять расчеты величин предельных
размеров и допуска по данным чертежа и
определять годность заданных размеров;
определять характер сопряжения (группы
посадки) по данным чертежей, по
выполненным расчетам;
выполнять графики полей допусков по
выполненным расчетам;
применять контрольно-измерительные
приборы и инструменты;
знать:
систему допусков и посадок;
квалитеты и параметры шероховатости;
основные принципы калибровки сложных
профилей;
основы взаимозаменяемости;
методы определения погрешностей
измерений;
основные сведения о сопряжениях в
машиностроении;
размеры допусков для основных видов
механической обработки и для деталей,
поступающих на сборку;
основные принципы калибрования простых
и средней сложности профилей;
стандарты на материалы, крепежные и
нормализованные детали и узлы;
наименование и свойства комплектуемых
материалов;
устройство, назначение, правила
настройки и регулирования
контрольно-измерительных инструментов
и приборов;
методы и средства контроля
обработанных поверхностей
    ОП.01.
Технические
измерения
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1
ПК 4.2
уметь:
читать и оформлять чертежи, схемы и
графики;
составлять эскизы на обрабатываемые
детали с указанием допусков и посадок;
пользоваться справочной литературой;
пользоваться спецификацией в процессе
чтения сборочных чертежей, схем;
выполнять расчеты величин предельных
размеров и допуска по данным чертежа и
определять годность заданных
действительных размеров;
знать:
основы черчения и геометрии;
требования единой системы
конструкторской документации (ЕСКД);
правила чтения схем и чертежей
обрабатываемых деталей;
способы выполнения рабочих чертежей и
эскизов
    ОП.02. Техническая
графика
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1
ПК 4.2
уметь:
читать структурные, монтажные и
простые принципиальные электрические
схемы;
рассчитывать и измерять основные
параметры простых электрических,
магнитных и электронных цепей;
использовать в работе
электроизмерительные приборы;
пускать и останавливать
электродвигатели, установленные на
эксплуатируемом оборудовании;
знать:
единицы измерения силы тока,
напряжения, мощности электрического
тока, сопротивления проводников;
методы расчета и измерения основных
параметров простых электрических,
магнитных и электронных цепей;
свойства постоянного и переменного
электрического тока;
принципы последовательного и
параллельного соединения проводников и
источников тока;
электроизмерительные приборы
(амперметр, вольтметр), их устройство,
принцип действия и правила включения в
электрическую цепь;
свойства магнитного поля;
двигатели постоянного и переменного
тока, их устройство и принцип
действия;
правила пуска, остановки
электродвигателей, установленных на
эксплуатируемом оборудовании;
аппаратуру защиты электродвигателей;
методы защиты от короткого замыкания;
заземление, зануление
    ОП.03.
Основы
электротехники
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1
ПК 4.2
уметь:
выполнять механические испытания
образцов материалов;
использовать физико-химические методы
исследования металлов;
пользоваться справочными таблицами для
определения свойств материалов;
выбирать материалы для осуществления
профессиональной деятельности;
знать:
основные свойства и классификацию
материалов, использующихся в
профессиональной деятельности;
наименование, маркировку, свойства
обрабатываемого материала;
правила применения охлаждающих и
смазывающих материалов;
основные сведения о металлах и
сплавах;
основные сведения о неметаллических,
прокладочных, уплотнительных и
электротехнических материалах, стали,
их классификацию
    ОП.04.
Основы
материаловедения
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1
ПК 4.2
уметь:
определять режим резания по
справочнику и паспорту станка;
оформлять техническую документацию;
рассчитывать режимы резания по
формулам, находить по справочникам при
разных видах обработки;
составлять технологический процесс
обработки деталей, изделий на
металлорежущих станках;
знать:
основные сведения о механизмах,
машинах и деталях машин;
наименование, назначение и условия
применения наиболее распространенных
универсальных и специальных
приспособлений;
устройство, кинематические схемы и
принцип работы, правила подналадки
металлообрабатывающих станков
различных типов;
правила технического обслуживания и
способы проверки, нормы точности
станков токарной, фрезерной, расточной
и шлифовальной группы;
назначение и правила применения
режущего инструмента;
углы, правила заточки и установки
резцов и сверл;
назначение, правила применения и
правила термообработки режущего
инструмента, изготовленного из
инструментальных сталей, с пластинками
твердых сплавов или твердых сплавов
или керамическими, его основные углы и
правила заточки и установки;
правила определения режимов резания по
справочникам и паспорту станка;
грузоподъемное оборудование,
применяемое в металлообрабатывающих
цехах;
основные направления автоматизации
производственных процессов;
основные понятия и определения
технологических процессов изготовления
деталей и режимов обработки;
основы теории резания металлов в
пределах выполняемой работы;
принцип базирования;
общие сведения о проектировании
технологических процессов;
порядок оформления технической
документации
    ОП.05. Общие основы
технологии
металлообработки и
работ на
металлорежущих
станках
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1
ПК 4.2
уметь:
организовывать и проводить мероприятия
по защите работающих и населения от
негативных воздействий чрезвычайных
ситуаций;
предпринимать профилактические меры
для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в
профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты от оружия
массового поражения; применять
первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне
военно-учетных специальностей и
самостоятельно определять среди них
родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в
ходе исполнения обязанностей военной
службы на воинских должностях в
соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного
общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях
военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости
объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий
при техногенных чрезвычайных ситуациях
и стихийных явлениях, в том числе в
условиях противодействия терроризму
как серьезной угрозе национальной
безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей
и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны
государства;
задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия
массового поражения; меры пожарной
безопасности и правила безопасного
поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан
на военную службу и поступления на нее
в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной
техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в которых
имеются военно-учетные специальности,
родственные профессиям НПО;
область применения получаемых
профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой
помощи пострадавшим
  28 ОП.06.
Безопасность
жизнедеятельности
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1
ПК 4.2
П.00 Профессиональный цикл 474 316    
ПМ.00 Профессиональные модули 474 316   .
ПМ. 01 Токарная обработка заготовок, деталей,
изделий и инструментов
В результате изучения
профессионального модуля обучающийся
должен:
иметь практический опыт:
работы на токарных станках различных
конструкций и типов по обработке
деталей различной конфигурации;
контроля качества выполненных работ;
уметь:
обеспечивать безопасную работу;
обрабатывать детали на универсальных
токарных станках с применением
режущего инструмента и универсальных
приспособлений и на специализированных
станках, налаженных для обработки
определенных простых и средней
сложности деталей или выполнения
отдельных операций;
обрабатывать тонкостенные детали с
толщиной стенки до 1 мм и длиной до
200 мм;
обрабатывать длинные валы и винты с
применением подвижного и неподвижного
люнетов, выполнять глубокое сверление
и расточку отверстий пушечными
сверлами и другим специальным
инструментом;
обрабатывать детали, требующие точного
соблюдения размеров между центрами
эксцентрично расположенных отверстий
или мест обточки;
обрабатывать детали из графитовых
изделий для производства твердых
сплавов;
обрабатывать новые и перетачивать
выработанные прокатные валки с
калиброванием простых и средней
сложности профилей;
выполнять обдирку и отделку шеек
валков;
обрабатывать и выполнять доводку
сложных деталей и инструментов с
большим числом переходов, требующих
перестановок и комбинированного
крепления при помощи различных
приспособлений и точной выверки в
нескольких плоскостях;
обтачивать наружные и внутренние
фасонные поверхности и поверхности,
сопряженные с криволинейными
цилиндрическими поверхностями, с
труднодоступными для обработки и
измерений местами;
обрабатывать длинные валы и винты с
применением нескольких люнетов;
нарезать и выполнять накатку
многозаходных резьб различного профиля
и шага;
выполнять окончательное нарезание
червяков;
выполнять операции по доводке
инструмента, имеющего несколько
сопрягающихся поверхностей;
обрабатывать сложные крупногабаритные
детали и узлы на универсальном
оборудовании;
обрабатывать заготовки из слюды и
микалекса;
устанавливать детали в различные
приспособления и на угольнике с точной
выверкой в горизонтальной и
вертикальной плоскостях;
нарезать наружную и внутреннюю
треугольную и прямоугольную резьбы
метчиком или плашкой;
нарезать наружную и внутреннюю
однозаходную треугольную,
прямоугольную и трапецеидальную резьбы
резцом;
нарезать резьбы вихревыми головками;
нарезать наружные и внутренние
двухзаходные треугольные,
прямоугольные, полукруглые и
трапецеидальные резьбы;
управлять станками
(токарно-центровыми) с высотой центров
650 - 2000 мм, оказывать помощь при
установке и снятии деталей, при
промерах под руководством токаря более
высокой квалификации;
управлять токарно-центровыми станками
с высотой центров 2000 мм и выше,
расстоянием между центрами 10000 мм и
более;
управлять токарно-центровыми станками
с высотой центров до 800 мм, имеющих
более трех суппортов, под руководством
токаря более высокой квалификации или
самостоятельно;
выполнять токарные работы методом
совмещенной плазменно-механической
обработки под руководством токаря
более высокой квалификации;
обрабатывать и выполнять доводку
сложных деталей по 7 - 10 квалитетам
на универсальных токарных станках, а
также с применением метода совмещенной
плазменно-механической обработки;
выполнять обработку новых и переточку
выработанных прокатных валков с
калибровкой сложного профиля, в том
числе выполнять указанные работы по
обработке деталей и инструмента из
труднообрабатываемых
высоколегированных и жаропрочных
материалов методом совмещенной
плазменно-механической обработки;
выполнять необходимые расчеты для
получения заданных конусных
поверхностей;
управлять подъемно-транспортным
оборудованием с пола;
выполнять строповку и увязку грузов
для подъема, перемещения, установки и
складирования;
контролировать параметры обработанных
деталей;
выполнять уборку стружки;
знать:
технику безопасности работы на
станках;
правила управления крупногабаритными
станками, обслуживаемыми совместно с
токарем более высокой квалификации;
способы установки и выверки деталей;
правила применения, проверки на
точность универсальных и специальных
приспособлений;
правила управления, подналадки и
проверки на точность токарных станков;
правила и технологию контроля качества
обработанных деталей
    МДК.01.01.
Технология
металлообработки на
токарных станках
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПМ.02 Обработка деталей и изделий на
токарно-карусельных станках
В результате изучения
профессионального модуля обучающийся
должен:
иметь практический опыт:
работы на токарно-карусельных станках;
контроля качества обработанных
деталей;
уметь:
обеспечивать безопасную работу;
обрабатывать детали и изделия на
токарно-карусельных станках с
применением режущего инструмента и
универсальных приспособлений, на
специализированных станках, налаженных
для обработки определенных деталей или
выполнения отдельных операций;
выполнять операции по обточке и
расточке цилиндрических, конических и
фасонных поверхностей с использованием
в работе нескольких суппортов
одновременно;
обрабатывать конусы за две подачи;
обрабатывать сложные детали с большим
числом переходов и установкой их на
универсальных токарно-карусельных
станках различных конструкций;
обтачивать наружные и внутренние
криволинейные поверхности, сопряженные
с криволинейными цилиндрическими
поверхностями двумя подачами, а также
конусные поверхности с
труднодоступными для обработки и
измерения местами;
устанавливать детали в патрон или
планшайбу с выверкой по угольнику и
рейсмусу;
устанавливать детали по индикатору во
всех плоскостях;
устанавливать детали с комбинированным
креплением при помощи угольников,
подкладок, планок;
управлять токарно-карусельными
станками с диаметром планшайбы от 4000
до 9000 мм под руководством токаря
карусельщика более высокой
квалификации;
управлять токарно-карусельными
станками с диаметром планшайбы от 8000
мм и выше;
управлять токарно-карусельными
станками с диаметром планшайбы свыше
7000 мм;
выполнять токарные работы методом
совмещенной плазменно-механической
обработки под руководством
токаря-карусельщика более высокой
квалификации;
обрабатывать сложные детали на
токарно-карусельных станках различных
типов по 7 - 10 квалитетам с большим
числом переходов, а также с
применением метода совмещенной
плазменно-механической обработки;
включать и выключать плазменную
установку;
выполнять наладку станка плазменной
установки и плазмотрона на совмещенную
обработку;
обрабатывать сложные, крупногабаритные
детали на уникальных
токарно-карусельных станках, в том
числе выполнять указанные работы по
обработке деталей из
труднообрабатываемых,
высоколегированных и жаропрочных
материалов методом совмещенной
плазменно-механической обработки;
исправлять профиль цельнокатанных
колес подвижного состава после
прокатки;
обрабатывать колеса по заданным
размерам;
устанавливать колеса на станок,
закреплять и снимать их со станка
после обработки;
выполнять точное обтачивание,
подрезание и растачивание в
труднодоступных местах;
обтачивать цельнокатанные колеса
подвижного состава по кругу катания
(по копиру), выполнять подрезку торцов
наружной стороны ступиц, расточку
отверстий;
нарезать сквозные и упорные ленточные
резьбы по 8 - 10 квалитетам;
нарезать резьбы всех профилей по 6 - 7
квалитетам;
контролировать качество обработанных
деталей;
знать:
технику безопасности при работе;
правила управления станками,
подналадки и проверки на точность
токарно-карусельных станков различных
типов;
правила управления крупными станками,
обслуживаемыми совместно с токарем
более высокой квалификации;
марки и правила применения
шлифовальных кругов;
способы наладки плазмотрона;
правила проверки на точность
уникальных или других сложных
карусельных станков;
способы достижения заданных квалитетов
и параметров шероховатости;
правила и технологию контроля качества
обработанных деталей
    МДК.02.01.
Технология работ на
токарно-карусельных
станках
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 2.1
ПК 2.2
ПМ.03 Растачивание и сверление деталей
В результате изучения
профессионального модуля обучающийся
должен:
иметь практический опыт:
работы на расточных станках различного
типа;
контроля качества обработанных
деталей;
уметь:
обеспечивать безопасную работу;
обрабатывать детали на универсальных
расточных станках и станках глубокого
сверления с применением режущего
инструмента и универсальных
приспособлений;
на специализированных станках, а также
на алмазно-расточных станках
определенного типа, налаженных для
обработки простых деталей с большим
числом переходов и установок на
универсальных, координатно-расточных,
а также алмазно-расточных станках
различных типов;
управлять расточными станками с
диаметром шпинделя от 200 до 250 мм и
выше под руководством
токаря-расточника более высокой
квалификации;
устанавливать детали и узлы на столе
станка с точной выверкой в двух
плоскостях;
обрабатывать детали, требующие точного
соблюдения расстояния между центрами
параллельно расположенных отверстий,
допуска перпендикулярности или
заданных узлов расположения осей;
растачивать с применением одной и двух
борштанг одновременно и летучего
суппорта;
определять положения осей координат
при растачивании нескольких отверстий,
расположенных в двух плоскостях;
выполнять наладку станков;
обрабатывать сложные детали и узлы с
большим числом обрабатываемых наружных
и внутренних поверхностей, с
труднодоступными для обработки и
измерений местами и соблюдением
размеров на универсальных расточных
станках;
обрабатывать детали и узлы с выверкой
в нескольких плоскостях с применением
стоек, борштанг, летучих суппортов и
головок;
нарезать резьбы различного профиля и
шага;
выполнять координатное растачивание
отверстий в приспособлениях и без них
с передвижением по координатам при
помощи индикаторов и микрометрического
инструмента;
растачивать отверстия на
алмазно-расточных станках всех типов в
сложных деталях по 6 квалитету;
контролировать качество обработанных
деталей;
знать:
технику безопасности при работе;
углы и правила заточки и установки
режущего инструмента;
правила подналадки и проверки на
точность расточных станков различных
типов;
правила управления крупногабаритными
станками, обслуживаемыми совместно с
токарем-расточником более высокой
квалификации;
правила применения универсальных и
специальных приспособлений, правила
проверки на точность;
правила заточки и установки режущего
инструмента;
способы наладки специализированных
борштанг;
правила и технологию проведения
контроля качества обработанных деталей
    МДК.03.01.
Технология работ на
токарно-расточных
станках
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 3.1
ПК 3.2
ПМ.04 Обработка деталей на
токарно-револьверных станках
В результате изучения
профессионального модуля обучающийся
должен:
иметь практический опыт:
работы на токарно-револьверных
станках;
контроля качества обрабатываемых
деталей;
уметь:
обеспечивать безопасную работу;
обрабатывать детали различной
сложности на токарно-револьверных
станках различных конструкций с
применением режущего инструмента и
универсальных приспособлений, на
станках, налаженных для обработки
определенных деталей или для
выполнения отдельных операций;
нарезать наружную и внутреннюю
треугольную и прямоугольную резьбы
метчиками и плашками;
выполнять подналадку станка;
нарезать наружные и внутренние
двухзаходные треугольные,
прямоугольные, полукруглые,
пилообразные и однозаходные
трапецеидальные резьбы;
контролировать качество деталей,
обработанных на токарно-револьверных
станках различных конструкций;
знать:
технику безопасности при работе;
правила подналадки и проверки на
точность токарно-револьверных станков
различных типов;
геометрию, правила заточки и установки
режущего инструмента, изготовленного
из инструментальных сталей или с
пластиной из твердых сплавов либо
керамической;
правила и технологию контроля качества
деталей, обрабатываемых на
токарно-револьверных станках различных
типов
    МДК.04.01.
Технология работ на
токарно-револьвер-
ных станках
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 4.1
ПК 4.2
ФК.00 Физическая культура
В результате освоения раздела
обучающийся
должен:
уметь:
использовать
физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья,
достижения жизненных и
профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в
общекультурном, профессиональном и
социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
68 34   ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7
  Вариативная часть циклов ОПОП
(определяется образовательным
учреждением)
162 108    
  Итого по обязательной части ОПОП,
включая раздел "Физическая культура",
и вариативной части ОПОП
918 612    
УП.00 Учебная практика (производственное
обучение)
21 нед. 756   ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.2
ПП.00 Производственная практика
ПА.00 Промежуточная аттестация 1 нед.      
ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 2 нед.      

 

Таблица 3

 

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:

 

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" 17 нед.
Учебная практика (производственное обучение) 21 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация 1 нед.
Государственная (итоговая) аттестация 2 нед.
Каникулярное время 2 нед.
Итого 43 нед.

 

VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

 

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:

 

     теоретическое обучение (при обязательной учебной        57 нед.
     нагрузке 36 часов в неделю)

 

     промежуточная аттестация                                3 нед.

 

     каникулярное время                                      13 нед.

 

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы* (для сроков обучения 1 год 10 мес).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 2 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

 

Кабинеты:

технических измерений;

материаловедения;

электротехники;

технической графики;

безопасности жизнедеятельности;

технологии металлообработки и работы в металлообрабатывающих цехах.

 

Мастерские:

токарная.

 

Тренажеры, тренажерные комплексы:

тренажер для отработки координации движения рук при токарной обработке;

демонстрационное устройство токарного станка;

тренажер для отработки навыков управления суппортом токарного станка.

 

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

 

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

 

VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы

 

8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.

 

______________________________

* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616)

** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280)