Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт вводится в действие с 1 января 2010 г.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального профессионального образования по профессии 150421.01 Оператор в производстве огнеупоров
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 октября 2009 г. N 450)
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 150421.01 Оператор в производстве огнеупоров всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по профессии
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)* |
Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
Обжигальщик на печах Плавильщик огнеупорного сырья Прессовщик огнеупорных изделий Садчик в печи и на туннельные вагоны Формовщик огнеупорных изделий |
10 мес. |
на базе основного общего образования |
2 года 5 мес.** |
_____________________________
* ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
** Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:
обжигальщик на печах - садчик в печи и на туннельные вагоны;
плавильщик огнеупорного сырья - прессовщик огнеупорных изделий;
прессовщик огнеупорных изделий;
формовщик огнеупорных изделий.
Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обеспечение технологических процессов при производстве огнеупоров.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
технологические процессы производства огнеупоров;
машины, механизмы и инструменты;
сырье и готовая продукция;
техническая, технологическая и нормативная документация.
4.3. Обучающийся по профессии Оператор в производстве огнеупоров готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Ведение процесса обжига изделий в печах.
4.3.2. Ведение процесса плавки огнеупорного сырья.
4.3.3. Ведение процесса прессования огнеупорных изделий.
4.3.4. Ведение процесса садки в печи и на туннельные вагоны изделий из огнеупорных материалов в соответствии с технологической документацией.
4.3.5. Ведение процесса формовки огнеупорных изделий.
V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Ведение процесса обжига изделий в печах.
ПК 1.1. Осуществлять подготовку, техническое обслуживание и текущий ремонт технологического оборудования, необходимого для ведения процесса обжига.
ПК 1.2. Выполнять технологические операции по ведению процесса обжига изделий.
ПК 1.3. Регулировать и контролировать процесс обжига изделий по показаниям контрольно-измерительных приборов и по данным анализов лабораторий и теплотехнических бюро.
ПК 1.4. Пользоваться технической, технологической и нормативной документацией, обеспечивающей процесс обжига.
5.2.2. Ведение процесса плавки огнеупорного сырья.
ПК 2.1. Осуществлять подготовку, техническое обслуживание и текущий ремонт технологического оборудования, необходимого для ведения процесса плавки огнеупорного сырья
ПК 2.2. Выполнять технологические операции по ведению процесса плавки огнеупорного сырья.
ПК 2.3. Регулировать и контролировать процесс плавки огнеупорного сырья по показаниям контрольно-измерительных приборов.
ПК 2.4. Пользоваться технической, технологической и нормативной документацией, обеспечивающей процесс плавки.
5.2.3. Ведение процесса прессования огнеупорных изделий.
ПК 3.1. Выполнять подготовку к работе, техническое обслуживание и текущие ремонты используемого оборудования.
ПК 3.2. Выполнять технологические операции по прессованию изделий разными способами на прессах различных систем и конструкций.
ПК 3.3. Контролировать параметры технологического процесса прессования.
5.2.4. Ведение процесса садки в печи и на туннельные вагоны изделий из огнеупорных материалов в соответствии с технологической документацией.
ПК 4.1. Использовать в работе технологическую документацию.
ПК 4.2. Выполнять подготовку к работе, техническое обслуживание и текущие ремонты используемого оборудования.
ПК 4.3. Осуществлять укладку, пересыпку и перекладку изделий для садки в зависимости от вида изготавливаемых изделий и в соответствии с технологической схемой.
ПК 4.4. Выполнять операции по садке в печи и на туннельные вагоны различных изделий из огнеупорных материалов в соответствии с технологическими схемами и инструкциями.
5.2.5. Ведение процесса формовки огнеупорных изделий.
ПК 5.1. Выполнять подготовку к работе, техническое обслуживание и текущие ремонты используемого инструмента и оборудования.
ПК 5.2. Выполнять операции по формовке изделий разной конфигурации различными способами.
ПК 5.3. Контролировать процесс формовки огнеупорных изделий.
VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования
Таблица 2
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура" |
1080 |
720 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный цикл |
348 |
232 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: читать чертежи изделий, механизмов и узлов используемого оборудования; использовать технологическую документацию; знать: основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации; общие сведения о сборочных чертежах; основные приемы техники черчения, правила выполнения чертежей; основы машиностроительного черчения; требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД) |
|
|
ОП.01. Основы инженерной графики |
|
|
уметь: читать чертежи; находить возможные причины возникновения дефектов в готовой продукции, вызванные неисправностью оборудования; знать: общие сведения о деталях машин; трение, его виды, роль трения в технике; виды деформации деталей; простые механизмы; соединения деталей; виды передач; назначение и классификацию подшипников; основные типы смазочных устройств |
|
|
ОП.02. Основы технической механики |
|
|
уметь: выполнять механические испытания образцов материалов; использовать физико-химические методы исследования металлов; пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности; знать: основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности; наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; основные сведения о металлах и сплавах; основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию |
|
|
ОП.03. Основы материаловедения |
|
|
уметь: читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей; использовать в работе электроизмерительные приборы: пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании; знать: единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников; методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей; свойства постоянного и переменного электрического тока; принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока; электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь; свойства магнитного поля; двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия; правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании; аппаратуру защиты электродвигателей; методы защиты от короткого замыкания; заземление, зануление |
|
|
ОП.04. Основы электротехники |
|
|
уметь: проводить слесарные работы при обслуживании и ремонте эксплуатируемого оборудования; знать: основы технических знаний для выполнения слесарных работ (допуски, посадки и технические измерения); технологию проведения слесарных работ при обслуживании и ремонте применяемого оборудования |
|
|
ОП.05. Технология общеслесарных работ |
|
|
уметь: соблюдать требования охраны труда и промышленной безопасности; выбирать средства индивидуальной защиты; пользоваться средствами индивидуальной защиты; выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне; знать: особенности обеспечения безопасных условий труда на рабочем месте и производстве; назначение средств индивидуальной защиты; требования гигиены труда |
|
|
ОП.06. Охрана труда |
|
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
40 |
ОП.07. Безопасность жизнедеятельности |
|
П.00 |
Профессиональный цикл |
732 |
488 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
732 |
488 |
|
|
ПМ.01 |
Ведение процесса обжига изделий в печах В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: технического обслуживания и текущего ремонта технологического оборудования, необходимого для ведения процесса обжига; выполнения технологических операций по ведению процесса обжига; контроля и регулирования процесса обжига по показаниям контрольно-измерительных приборов и по данным анализов лабораторий и теплотехнического бюро; использования технической, технологической и нормативной документации, обеспечивающей процесс обжига; |
|
|
МДК.01.01. Технологические процессы обжига изделий |
|
|
уметь: подвозить топливо, равномерно загружать его в топки или загрузочные отверстия печи; загружать обжиговые печи полуфабрикатом; выполнять подготовку и растопку вновь загруженных камер, переводить камеры с малого огня на большой; осуществлять засыпку песочных затворов; осуществлять подготовку, техническое обслуживание и текущий ремонт технологического оборудования, необходимого для ведения процесса обжига; устанавливать бумажные щиты, переносить перекидные короба, переводить последующие камеры на огонь; устанавливать и передвигать вентиляторы; осуществлять подачу вагонов в печь, обмазывать борты вагонов глиной; вести процесс обжига радиосопротивлений и первичного обжига заготовок карбидокремниевых электронагревателей в соответствии с установленным технологическим режимом; вести процесс обжига глины и брикета на шамот в периодических, кольцевых и шахтных печах; вести процесс обжига брикета на шамот совместно с изделиями в периодических и кольцевых печах; вести процесс обжига известняка в шахтных и периодических печах; вести процесс обжига изделий из высокоогнеупорных окислов в горнах, обжиговых печах с защитной средой и высокочастотных печах; вести процесс обжига сырья во вращающихся печах; вести процесс силицирующего обжига заготовок карбидокремниевых электронагревателей на печах различных систем; вести процесс силицирующего обжига заготовок карбидокремниевых электронагревателей с обслуживанием единого пульта управления конвейерных печей; вести процесс обжига магнезита в шахтных печах, работающих на жидком и твердом топливе; вести процесс обжига магнезита во вращающихся печах различной суммарной производительности; вести процесс обжига изделий в газокамерных, периодических и кольцевых печах; вести процесс обжига доломита в вагранках; вести процесс обжига изделий в туннельных печах; выгружать изделия из обжиговых печей и укладывать их в отведенное место; регулировать и контролировать процесс обжига по показаниям контрольно-измерительных приборов и по данным анализов лабораторий и теплотехнического бюро; заливать водой шлак и вывозить его; охлаждать камеры после обжига; контролировать качество готовой продукции; вести установленную технологическую документацию; знать: порядок подготовки к работе обжиговых печей; состав и свойства применяемого топлива и способы его сжигания; устройство, правила технической эксплуатации и обслуживания обжиговых печей различных систем; схемы блокировки, автоматизации и сигнализации; схемы газоходов и коммуникаций; правила загрузки полуфабрикатов; правила установки и передвижения вентиляторов; факторы, влияющие на производительность печей; основы технологического процесса обжига изделий в печах; режимы обжига радиосопротивлений и электронагревателей; технологию и режимы обжига глины, брикетов на шамот, известняка, изделий из высокоогнеупорных окислов; технологию силицирующего обжига заготовок; виды брака при обжиге и способы его предупреждения; порядок выгрузки изделий из печи и их укладки; способы охлаждения камер после обжига; порядок очистки топок, правила заливки водой и вывоза шлака; устройство и правила технической эксплуатации контрольно-измерительных приборов; виды и последовательность заполнения технологической документации |
|
|
|
|
ПМ.02 |
Ведение процесса плавки огнеупорного сырья В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: подготовки, технического обслуживания и текущего ремонта технологического оборудования, необходимого для ведения процесса плавки; выполнения технологических операций по ведению процесса плавки; контроля и регулирования процесса плавки по показаниям контрольно-измерительных приборов; использования технической, технологической и нормативной документации, обеспечивающей процесс плавки; уметь: осуществлять подготовку, техническое обслуживание и текущий ремонт технологического оборудования, необходимого для ведения процесса плавки; наваривать подины печей; загружать шихты в печь; осуществлять процесс плавки огнеупорного сырья в электродуговых печах; осуществлять разливку продуктов плавки; выполнять разборку форм, засыпку отлитого бруса диатомитом; освобождать брус после отжига от диатомита; производить отбор проб; регулировать и контролировать процесс плавки по показаниям контрольно-измерительных приборов; вести установленную технологическую документацию; знать: требования государственных стандартов к компонентам шихты и выпускаемой продукции; требования по сборке форм; технологию разборки форм, засыпки отлитого бруса диатомитом, освобождения бруса после отжига от диатомита; устройство, принцип работы и правила технической эксплуатации обслуживаемых печей; способы и порядок наварки подин печей; технологию плавки огнеупорного сырья; порядок загрузки шихты в печь; способы разливки расплавленных масс; правила отбора проб; правила смены электродов; устройство и принцип работы контрольно-измерительных приборов; систему и порядок учета показателей работы печей |
|
|
МДК.02.01. Технологические процессы плавки огнеупорного сырья |
|
ПМ.03 |
Ведение процесса прессования огнеупорных изделий В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: профилактических осмотров и текущего ремонта используемого оборудования; выполнения технологических операций по прессованию изделий разными способами на прессах различных систем и конструкций; контроля параметров технологического процесса прессования; |
|
|
МДК. 03.01. Технологические процессы прессования огнеупорных изделий |
|
|
уметь: осуществлять подготовку технологического оборудования, машин и механизмов к работе; осуществлять управление прессом, регулирование поступления в пресс шихты или массы; осуществлять пуск и остановку питателей, наблюдение за их работой, регулирование равномерного поступления массы в пресс; проводить техническое обслуживание бункеров и питателя; производить замену пуансонов, исправление размеров; производить оправку заусениц, прокаливание и заправку отверстий; проводить техническое обслуживание питателей прессов полусухого способа прессования; проводить техническое обслуживание перегонных прессов, смесителей ленточных прессов; проводить взвешивание шихты и засыпку ее в форму пресса; осуществлять прессование брикета полусухим и пластическим способами на прессах различных систем и конструкций; осуществлять прессование мелкоштучных огнеупорных изделий, наконечников для термопары погружения из высокоогнеупорных окислов; осуществлять прессование полусухим способом заготовок карбидокремниевых электронагревателей; осуществлять прессование высокоглиноземистых трубок и изделий, соломки из высокоогнеупорных окислов; осуществлять прессование изделий полусухим способом на механических и гидравлических прессах; проводить холодное прессование брикета и горячее прессование заготовок карбидокремниевых электронагревателей пластическим способом на автоматических линиях; осуществлять прессование изделий из высокоогнеупорных окислов на прессах различных систем и конструкций; осуществлять прессование легковесных изделий; осуществлять смазку заготовок, их подачу для допрессовки; осуществлять допрессовку сырца пластическим способом прессования на прессах различных систем и конструкций; осуществлять допрессовку пластическим способом воронок, стопорных и литниковых трубок, звездочек и других сложных фасонных изделий; производить контроль наполнения форм, влажности, плотности, размеров и качества прессуемых изделий; производить укладку заготовок в формы и съем сырца; осуществлять подачу брака в питатель перегонного пресса; знать: требования к организации и оснащению рабочего места прессовщика; порядок приема и сдачи смены; порядок и последовательность подготовки технологического оборудования, машин и механизмов к работе; устройство, принцип работы и правила технической эксплуатации обслуживаемого оборудования; правила управления прессом; способы наладки обслуживаемого оборудования; порядок регулирования поступления шихты или массы; устройство и правила технической эксплуатации питателей, бункеров; правила замены пуансонов; способы исправления размеров; способы оправки заусениц, прокаливания и заправки отверстий; правила взвешивания и засыпки шихты в форму пресса; основы технологии прессования; технические нормативы на изделия; технологию прессования мелкоштучных огнеупорных изделий, наконечников для термопары погружения из высокоогнеупорных окислов; технологию прессования полусухим способом заготовок карбидокремниевых электронагревателей; способы прессования высокоглиноземистых трубок и изделий, соломки из высокоогнеупорных окислов; технологию прессования изделий полусухим способом; технологию холодного прессования брикета и горячего прессования заготовок карбидокремниевых электронагревателей; устройство автоматических линий; способы и технологию прессования изделий из высокоогнеупорных окислов на прессах различных систем и конструкций; технологию прессования легковесных изделий; технологию допрессовки сырца; требования технологических нормативов, предъявляемые к сырцу; технологию допрессовки фасонных изделий; требования к наполнению форм, влажности, плотности, размерам и качеству прессуемых изделий; правила укладки заготовок в формы и съема сырца; виды брака; порядок подачи брака в питатель перегонного пресса |
|
|
|
|
ПМ.04 |
Ведение процесса садки в печи и на туннельные вагоны изделий из огнеупорных материалов в соответствии с технологической документацией В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: использования в работе технологической документации; подготовки к работе, профилактических осмотров и текущего ремонта используемого оборудования; укладки, пересыпки и перекладки изделий для садки в зависимости от вида изготавливаемых изделий и в соответствии с технологической схемой; выполнения операций по садке в печи и на туннельные вагоны различных изделий из огнеупорных материалов в соответствии с технологическими схемами и инструкциями; уметь: выполнять правила технической эксплуатации печей, груженых и порожних вагонеток, туннельных вагонов; проводить подготовку камер печей для садки, очистку пода печи от боя, выравнивание под линейку; проводить подвозку или подноску материалов и изделий; проводить укладку в капсели соломки, наконечников, тиглей и фасонных мелкоштучных изделий из высокоогнеупорных окислов в соответствии с технологической схемой укладки; осуществлять укладку мелкоштучных высокоглиноземистых трубок в трубки больших размеров; проводить укладку переносных тупиков и поворотных кругов, перестановку вентиляторов; осуществлять пересыпку и перекладку изделий в соответствии с требованиями технологической инструкции; осуществлять садку изделий в порядке, обеспечивающем равномерный обжиг, с оптимальным использованием объема камер; осуществлять садку заготовок карбидокремниевых электронагревателей в конвейерные печи; осуществлять садку изделий сложной формы на вагоны туннельной печи в соответствии с технологической схемой кладки (садки); осуществлять садку кусковой глины, брикета, изделий из высокоогнеупорных окислов; осуществлять садку динасовых и графитсодержащих изделий в газокамерные и периодические печи, шамотных изделий в периодические, кольцевые и газокамерные печи; осуществлять съем сырца с вагонеток и укладку его в елку (на поддоны); проводить определение качества сырца по внешним признакам, отсортировку брака; проводить закатку груженых вагонеток в камеру и откатку порожних из камер; проводить отсортировку изделий, имеющих дефекты; знать: устройство, принцип работы и правила технической эксплуатации печей, груженых и порожних вагонеток, туннельных вагонов, толкателей, подавателей и другого вспомогательного оборудования; порядок подготовки камер печей для садки; порядок подвозки материалов и изделий; технологическую схему и правила укладки в капсели соломки, наконечников, тиглей и фасонных мелкоштучных изделий из высокоогнеупорных окислов; порядок садки изделий в муфели; порядок укладки мелкоштучных высокоглиноземистых трубок; порядок укладки переносных тупиков и поворотных кругов; правила перестановки вентиляторов; порядок пересыпки и перекладки изделий в соответствии с требованиями технологической инструкции; порядок садки изделий для равномерного обжига с оптимальным использованием объема камер; правила садки заготовок карбидокремниевых электронагревателей; технологические схемы садки изделий сложной формы; технологические схемы садки кусковой глины, брикета, изделий из высокоогнеупорных окислов; технологию садки динасовых, графитсодержащих и алюмосиликатных изделий; правила транспортировки и садки сырца; виды брака и его признаки; требования к качеству сырца; правила технической эксплуатации груженных и порожних вагонеток, туннельных вагонов; виды дефектов изделий; требования, предъявляемые к внешнему виду изделий |
|
|
МДК.04.01. Технологические процессы садки изделий из огнеупорных материалов |
|
ПМ.05 |
Ведение процесса формовки огнеупорных изделий В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: подготовки к работе, профилактических осмотров и текущего ремонты используемого инструмента и оборудования; выполнения операций по формовке изделий разной конфигурации; выполнения контроля процесса формовки огнеупорных изделий; уметь: осуществлять формовку вручную или хвостовым молотком динасовых, магнезиальных, алюмосиликатных изделий различной конфигурации; осуществлять формовку карбидокремниевых стержней на механическом вибрационном станке и литье гипсовых форм; осуществлять трамбовку заготовок в специальной форме с помощью пневматического молотка; осуществлять формовку смолопековой заготовки; выполнять изготовление изделий простой формы из высокоогнеупорных окислов методом литья суспензии в гипсовые формы вручную; выполнять изготовление особо сложных и крупногабаритных гипсовых форм и изделий из высокоогнеупорных окислов; осуществлять оправку отлитых изделий, подготовку суспензии; осуществлять формовку плавленых огнеупоров; осуществлять заполнение форм формовочной массой и ее трамбовку; осуществлять оправку сформованных изделий; осуществлять маркировку сформованных изделий; осуществлять посыпку изделий мелким песком или шамотом, укладку изделий на ровные щитки и относку их на вагонетки или в сушила; проводить транспортировку сформованных изделий в сушила; производить сборку, разборку и смазку форм; знать: принцип работы и правила пользования хвостовым молотком; правила пользования измерительным инструментом при формовке изделий; способы формовки изделий простой конфигурации; способы формовки изделий сложной конфигурации; технологию формовки сложных и особо сложных изделий; устройство и правила технической эксплуатации механического вибрационного станка; состав и свойства различных формовочных масс; способы приготовления формовочных масс и требования, предъявляемые к ним; устройство и правила технической эксплуатации пневматического молотка; способы формовки смолопековой заготовки; методы литья суспензии в гипсовые формы; технологию изготовления изделий из высокоогнеупорных окислов; технологию особо сложных и крупногабаритных гипсовых форм и изделий из высокоогнеупорных окислов; правила оправки отлитых изделий; состав и свойства суспензий, способы приготовления и требования, предъявляемые к ним; способы формовки плавленых огнеупоров; порядок заполнения форм формовочной массой; правила оправки и маркировки сформованных изделий; порядок укладки изделий; виды брака при формовке и способы его предупреждения; правила транспортировки изделий; режим сушки изделий; виды и размеры форм; правила сборки, разборки и смазки форм |
|
|
МДК. 05.01. Технологические процессы формовки огнеупорных изделий |
|
ФК.00 |
Физическая культура В результате освоения раздела обучающийся должен: уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
100 |
50 |
|
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
270 |
180 |
|
|
|
Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП |
1350 |
900 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика (производственное обучение) |
13 нед. |
468 часов |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика |
||||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
25 нед. |
Учебная практика (производственное обучение) |
13 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация |
2 нед. |
Каникулярное время |
2 нед. |
Итого |
43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
57 нед. |
промежуточная аттестация |
3 нед. |
каникулярное время |
13 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы* (для сроков обучения 1 год 10 мес.).
7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.
7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
безопасности жизнедеятельности;
охраны труда и промышленной безопасности;
инженерной графики и технической механики.
Лаборатории:
электротехники;
материаловедения;
оборудования и технологии производства огнеупоров.
Мастерские:
слесарно-механические.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы
8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
_____________________________
* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).
** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 октября 2009 г. N 450 "Об утверждении и введении в действие федерального... |