Инструкция о приеме, учете, хранении и выдаче денежных сумм, документов и ценностей в учреждениях социального обслуживания
1. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция предназначена для предупреждения возможных противоправных действий обслуживающего персонала, ущемляющих интересы клиентов [наименование учреждения социального обслуживания] (далее - Учреждение).
1.2. Прием, учет, хранение и выдача денежных сумм и ценностей, принадлежащих клиентам (пациентам) Учреждения, организуется в соответствии с требованиями настоящей инструкции.
1.3. С работниками, принимающими от клиентов (пациентов) Учреждения деньги и ценности, заключаются договоры о полной индивидуальной материальной ответственности.
1.4. Деньги и ценности принимаются дежурным сотрудником в присутствии клиента (пациента) или сопровождающего его лица. Прием денег и ценностей оформляется документально.
В случае, когда клиент (пациент) доставлен в учреждение службой "скорой помощи" без сознания или в состоянии опьянения, принадлежащие ему деньги и ценности принимаются дежурным сотрудником от медицинского работника (врача, фельдшера) бригады "скорой помощи", который расписывается за их передачу.
Документы на принятые от клиентов (пациентов) на хранение деньги и ценности являются бланками строгой отчетности, подчистки и исправления в них не допускаются.
1.5. Руководитель социальной службы должен обеспечить сохранность принятых от клиентов (пациентов) денег и ценностей в оборудованных в установленном порядке помещениях, сейфах, железных шкафах.
За деньги и ценности, не сданные клиентами (пациентами) на хранение, Учреждение ответственности не несет.
1.6. Сданные на хранение деньги и ценности возвращаются клиентам (пациентам) при их выписке. Для обеспечения своевременной выдачи клиентам (пациентам) денег и ценностей, находящихся на хранении в Учреждении, уполномоченные сотрудники ежедневно составляют списки лиц, подлежащих выписке на следующий день.
В случае смерти клиента (пациента) выдача денег и ценностей, принадлежавших ему, производится его родственникам (опекунам и др.) в установленном порядке.
2. Порядок оприходования, хранения и выдачи денег, принятых у клиентов (пациентов) на хранение
2.1. На деньги, принятые от клиента (пациента), составляется ордер на прием денежных средств, в котором расписываются: клиент (пациент) - в сдаче денег, а дежурный сотрудник - в их приеме. Квитанция к ордеру выдается клиенту (пациенту). Если клиент (пациент), доставленный службой "скорой помощи", находится без сознания или в состоянии опьянения, дежурный сотрудник Учреждения в "Карте вызова" (ф. N 110/у, утверждена приказом Минздрава СССР от 04.10.80 г. N 1030) указывает номер ордера о принятых на хранение денежных суммах клиента (пациента) и заверяет своей подписью.
2.2. Деньги, полученные от клиентов (пациентов) на хранение, до передачи их в кассу хранятся в сейфе.
2.3. Клиент (пациент) может оставить у себя необходимую ему сумму денег.
2.4. Ежедневно деньги, полученные от клиентов (пациентов) на хранение, сдаются в кассу. Бухгалтерия Учреждения на основании ордера и наличия денег выписывает приходный кассовый ордер на деньги, принятые от каждого клиента (пациента). Номер приходного кассового ордера, за подписью кассира, проставляется в ордере на прием денежных средств. Квитанция кассового ордера подшивается в дело (карту) клиента (пациента).
2.5. Деньги из кассы выдаются в каждом случае по письменному заявлению клиента (пациента), подписанному [должность работника учреждения].
Бухгалтерия Учреждения на основании полученных заявлений выдает клиентам (пациентам) денежные средства по расходным кассовым ордерам.
2.6. В исключительных случаях при выписке клиента (пациента) деньги могут выдаваться другому лицу (родственнику, опекуну и др.) по доверенности больного, заверенной руководителем Учреждения или его заместителем и скрепленной печатью.
3. Прием и хранение ценностей, принадлежащих клиентам (пациентам)
3.1. По желанию клиентов (пациентов) при поступлении в Учреждение дежурным сотрудником от них могут быть приняты принадлежащие им ценности.
3.2. Если клиент (пациент), доставленный службой "скорой помощи", находится без сознания или в состоянии опьянения, дежурный сотрудник Учреждения в "Карте вызова" указывает номер квитанции о принятых на хранение ценностях клиента (пациента) и заверяет своей подписью.
На принятые ценности выписывается квитанция в трех экземплярах, в которой указывается подробная характеристика ценностей. Первый экземпляр квитанции хранится в сейфе вместе с ценностями. Второй - прилагается к делу (карте) клиента (пациента) или вручается ему лично. Третий экземпляр остается в квитанционной книжке.
3.3. При приеме ювелирных изделий им дается подробная характеристика - указывается цвет камня и материала, из которого они изготовлены, наличие пробы, другие отличительные особенности.
3.4. Количество ценностей указывается цифрами и прописью.
3.5. Хранение ценностей клиентов (пациентов) осуществляется в сейфе. В конце рабочего дня сейф опечатывается. Ценности хранятся в отдельных пакетах, на которых указывается фамилия, имя, отчество клиента (пациента), номер дела (карты), номер квитанции о принятых на хранение ценностях.
3.6. При выписке ценности выдаются клиенту (пациенту) или его родственнику (опекуну и др.), о чем делается запись на втором экземпляре квитанции.
3.7. При выдаче ценностей клиент (пациент) расписывается на 1-м и 2-м экземплярах квитанции.
3.8. В случае расхождения данных квитанции с наличием ценностей в сейфе комиссией, назначенной руководителем Учреждения, устанавливаются причины и виновные в этом лица, составляется акт.
Стоимость ценностей возмещается клиенту (пациенту) в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
4. Прием и хранение документов, принадлежащих клиентам (пациентам)
4.1. На принятые от клиентов (пациентов) на хранение документы (паспорта, личные удостоверения, военные билеты и другие документы) выписываются квитанции в трех экземплярах.
4.2. Если клиент (пациент), доставленный службой "скорой помощи", находится без сознания или в состоянии опьянения, дежурный сотрудник Учреждения в "Карте вызова" указывает номер квитанции о принятых на хранение документах клиента (пациента), а также номер, серию документа и др. и заверяет своей подписью.
4.3. Первый экземпляр квитанции передается вместе с документами ответственному лицу за хранение этих документов, второй - прилагается к делу (карте) клиента (пациента) или вручается ему лично, третий - остается в квитанционной книжке.
4.4. В деле (карте) клиента (пациента) делается запись о принятии документов на хранение.
4.5. Лицо, ответственное за хранение документов, назначается приказом руководителя Учреждения.
4.6. Руководитель Учреждения должен обеспечить хранение документов в отдельных железных шкафах или сейфах, где документы хранятся в отдельных ячейках вместе с первыми экземплярами квитанций.
5. Учет в бухгалтерии Учреждения денежных средств, принятых на хранение от клиентов (пациентов)
5.1. Прием, хранение и выдача денежных средств, принадлежащих клиентам (пациентам), а также их бухгалтерский учет производится в соответствии с установленным Положением Банка России от 12 октября 2011 г. N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации".
5.2. Принятые от клиентов (пациентов) на хранение деньги должны сдаваться в банк.
5.3. Получение из банка денег производится в суммах, необходимых для выдачи клиентам (пациентам).
5.4. Инвентаризация денежных средств, принятых от больных на хранение, производится в сроки и порядке, предусмотренных Положением Банка России от 12 октября 2011 г. N 373-П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма инструкции о приеме, учете, хранении и выдаче денежных сумм, документов и ценностей в учреждениях социального обслуживания
Подготовлено экспертами компании "Гарант"