Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании

ГАРАНТ:

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт вводится в действие с 1 января 2010 г.

 

Приложение

 

Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2009 г. N 583)

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

 

I. Область применения

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

 

II. Используемые сокращения

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

 

III. Характеристика подготовки по специальности

 

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Образовательная база приема

Наименование квалификации углубленной подготовки

Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

2 года 10 месяцев

на базе основного общего образования

3 года 10 месяцев*

 

______________________________

* Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

 

Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

 

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

задачи, содержание, методы, средства, формы и процесс организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

задачи, содержание, методы, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями (организациями) образования, культуры, родителями (лицами их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания младших школьников;

документационное обеспечение образовательного процесса.

4.3. Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

4.3.2. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

4.3.3. Классное руководство.

4.3.4. Методическое обеспечение образовательного процесса.

 

V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

 

5.1. Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

5.2.2. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.

5.2.3. Классное руководство.

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями, лицами, их заменяющими.

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями при решении задач обучения и воспитания.

ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.

ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.

5.2.4. Методическое обеспечение образовательного процесса.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего.

 

VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы

 

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки

 

Таблица 2

 

Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

 

Обязательная часть циклов ОПОП

3240

2160

 

 

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

732

488

 

 

 

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

 

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1 - 12

ПК 1.4

ПК 2.4

ПК 3.4

ПК 3.7

ПК 4.3

 

уметь:

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

 

48

ОГСЭ.02. Психология общения

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.8

 

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

 

48

ОГСЭ.03. История

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.2

ПК 3.3

ПК 3.4

ПК 4.2

ПК 4.3

 

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности

 

172

ОГСЭ.04. Иностранный язык

ОК 4 - 6

ОК 8

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 3.2

ПК 3.3

ПК 3.5

ПК 3.6

ПК 4.2

ПК 4.3

 

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

344

172

ОГСЭ.05. Физическая

культура

ОК 1 - 12

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 3.2

ПК 3.3

EH.00

Математический и общий естественнонаучный цикл

186

124

 

 

 

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

применять математические методы для решения профессиональных задач;

решать текстовые задачи;

выполнять приближенные вычисления;

проводить элементарную статистическую обработку информации и результатов исследований, представлять полученные данные графически;

знать:

понятие множества, отношения между множествами, операции над ними;

понятия величины и ее измерения;

историю создания систем единиц величины;

этапы развития понятий натурального числа и нуля;

системы счисления;

понятие текстовой задачи и процесса ее решения;

историю развития геометрии;

основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве;

правила приближенных вычислений;

методы математической статистики

 

 

ЕН.01. Математика

ОК 2

ОК 4 - 6

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 4.2

 

уметь:

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся/ воспитанников;

использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;

знать:

правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых) с помощью современных программных средств;

возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;

аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности

 

 

ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

ОК 2 - 6

ПК 1.2

ПК 1.5

ПК 2.2

ПК 2.5

ПК 4.1 - 4.5

П.00

Профессиональный цикл

2322

1548

 

 

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

576

384

 

 

 

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

знать:

взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;

принципы обучения и воспитания;

особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования;

формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;

понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;

особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;

средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

 

 

ОП.01. Педагогика

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.5

ПК 3.1 - 3.7

ПК 4.1 - 4.5

 

уметь:

применять знания психологии при решении педагогических задач;

выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности человека;

знать:

особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой, закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;

возрастные, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;

особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;

групповую динамику;

понятия, причины, предупреждение и коррекцию школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;

основы психологии творчества

 

 

ОП.02. Психология

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.8

ПК 4.2 - 4.5

 

уметь:

определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения младших школьников;

учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;

знать:

основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

основные закономерности роста и развития организма человека;

строение и функции систем органов здорового человека;

физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

основы гигиены детей и подростков;

гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

основы профилактики инфекционных заболеваний;

гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы

 

 

ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена

ОК 3

ОК 10

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.4

ПК 4.1 - 4.3

 

уметь:

оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания при работе с классами компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

применять знания теоретических основ компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в начальных классах при изучении профессиональных модулей;

знать:

организационно-педагогические и дидактические особенности коррекционно-развивающего обучения:

принципы, задачи, формы коррекционно-развивающего образования и организации учебной деятельности школьников;

основы педагогической диагностики и учета данных о динамике развития познавательной деятельности, обучаемости и обученности, личностного развития детей, обучающихся в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

теоретические основы коррекции дефицитных школьно-значимых функций:

пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений, зрительного восприятия и зрительного анализа, координации в системе "глаз - рука", мелкой моторики, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;

понятие и сущность школьной дезадаптации младшего школьника: предпосылки, факторы, механизмы развития адаптационных нарушений и их типы;

теоретические основы коррекции отклонений в поведении детей;

особенности формирования учебной деятельности обучающихся в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

специфику оценочной деятельности учителя при работе в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения

 

 

ОП.04. Теоретические основы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в начальных классах

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 7

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.8

ПК 4.1 - 4.3

 

уметь:

использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в области образования;

защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;

анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения;

знать:

основные положения Конституции Российской Федерации;

права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

понятие и основы правового регулирования в области образования;

основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в области образования;

социально-правовой статус учителя;

порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;

правила оплаты труда педагогических работников;

понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;

виды административных правонарушений и административной ответственности;

нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров

 

 

ОП.05. Правовое обеспечение профессиональной деятельности

ОК 1 - 6

ОК 11

ПК 1.1 - 1.3

ПК 1.5

ПК 2.1 - 2.3

ПК 2.7

ПК 3.2

ПК 3.3

ПК 3.6

 

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

 

68

ОП.03. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.2 - 3.4

ПК 4.1 - 4.3

ПМ.00

Профессиональные модули

1746

1164

 

 

ПМ.01

Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

анализа учебно-тематических планов и процесса обучения всем учебным предметам в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, разработки предложений по его совершенствованию;

определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

организации и проведения индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении и школьной адаптации;

проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;

составления педагогической характеристики обучающегося;

применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;

наблюдения, анализа и самоанализа уроков в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

ведения учебной документации;

уметь:

находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;

определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся, причин и характера затруднений в обучении;

применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;

планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;

использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;

интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;

оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, выставлять отметки;

осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным предметам;

анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;

каллиграфически писать, соблюдать нормы и правила русского языка в устной и письменной речи;

выразительно читать литературные тексты;

петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, выполнять физические упражнения;

изготавливать поделки из различных материалов;

рисовать, лепить, конструировать;

анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;

осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков;

знать:

особенности моторного, интеллектуального, сенсорного, речевого, социально-личностного развития детей младшего школьного возраста;

причины и характер трудностей, испытываемых младшими школьниками в обучении и школьной адаптации;

особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников, в том числе испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации;

основные показаниями к отбору детей в классы компенсирующего обучения и классы коррекционно-развивающего обучения;

сравнительную характеристику целей, задач и организации компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения;

требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;

программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;

теоретические основы и методику планирования уроков в начальных классах и в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения;

содержание, формы и методы построения коррекционно-развивающего образовательного процесса;

вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

воспитательные возможности урока в начальной школе;

методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам, особенности мотивации обучающихся, испытывающих трудности в обучении;

способы и приемы создания ситуации успеха в обучении;

 

 

МДК.01.01. Теоретические основы обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

 

МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания

 

МДК. 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению

 

МДК.01.04. Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания

 

МДК.01.05. Естествознание с методикой преподавания

 

МДК.01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом

 

МДК.01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом

 

МДК.01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.5

ПК 4.1 - 4.5

ПМ.02

Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

анализа планов и организации внеурочной работы (с указанием области деятельности или учебного(-ых) предмета(-ов));

определения целей и задач, планирования, проведения внеурочной работы с обучающимися в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в избранной области деятельности;

наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;

уметь:

находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в избранной области деятельности;

определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся, причин и характера затруднений в обучении и школьной адаптации;

составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся, причин и характера затруднений в обучении и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, причин и характера затруднений в обучении, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

планировать ситуации стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в обучении и общении;

мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности, сохранять состав обучающихся в течение срока обучения;

планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (лицами, их заменяющими);

подбирать и использовать на занятии дидактические материалы;

использовать различные методы и приемы обучения;

осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий;

составлять индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы с детьми;

применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия);

вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам организации внеурочной работы в избранной области деятельности;

анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;

знать:

сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной работы в избранной области деятельности;

особенности определения целей и задач внеурочной работы в начальной школе и классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

теоретические основы и методику планирования внеурочной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, причин и характера затруднений в обучении и школьной адаптации;

педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы;

методические основы организации внеурочной работы в избранной области деятельности;

особенности общения младших школьников, в том числе испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации;

методы, приемы и формы организации общения младших школьников;

способы выявления педагогом интересов и способностей младших школьников;

формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;

логику анализа внеурочных мероприятии и занятий;

виды документации, требования к ее оформлению

 

 

МДК.02.01. Основы организации внеурочной работы (с указанием области деятельности)*

ОК 1 - 12

ПК 2.1 - 2.5

ПК 4.1 - 4.5

ПМ.03

Классное руководство

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;

анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;

определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя, в том числе классного руководителя класса компенсирующего или коррекционно-развивающего образования;

планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;

определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

уметь:

выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;

формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации;

планировать деятельность, в том числе классного руководителя классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;

совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;

организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;

осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;

создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;

составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);

вести диалог с родителями, организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

изучать особенности семейного воспитания младших школьников;

формулировать цели и задачи работы с семей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, причин и характера трудностей, испытываемых ребенком в обучении и школьной адаптации;

анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими);

использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;

анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);

знать:

теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов, в том числе классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;

особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;

возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, причины и характер затруднений в обучении и школьной адаптации;

основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;

особенности процесса социализации младших школьников, в том числе испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации;

условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;

теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;

содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе;

педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы;

основы делового общения;

особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);

задачи и содержание семейного воспитания;

особенности современной семьи;

содержание и формы работы с семьей;

способы диагностики результатов воспитания;

методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации;

логику анализа деятельности классного руководителя

 

 

МДК.03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

ОК 1 - 12

ПК 3.1 - 3.8

ПК 4.1 - 4.5

ПМ.04

Методическое обеспечение образовательного процесса

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе образовательных стандартов начального общего образования, примерных программ начального общего образования с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся;

участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете;

изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;

оформления портфолио педагогических достижений;

презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;

участия в исследовательской и проектной деятельности;

уметь:

анализировать образовательные стандарты, примерные программы начального общего образования, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам начальной школы;

определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание обучающихся в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации;

определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;

адаптировать имеющиеся методические разработки;

сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения, особенностей возраста обучающихся, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации;

создавать в кабинете предметно-развивающую среду;

готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;

с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего;

использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;

оформлять результаты исследовательской и проектной работы;

определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;

знать:

теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

теоретические основы, методику планирования в начальном образовании, особенности планирования компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, требования к оформлению соответствующей документации;

особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего;

концептуальные основы и содержание примерных программ начального общего образования;

концептуальные основы и содержание вариативных программ начального общего образования;

педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете;

источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;

логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;

основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования

 

 

МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

ОК 1 - 12

ПК 4.1 - 4.5

 

Вариативная часть циклов ОПОП

(определяется образовательным учреждением)

1404

936

 

 

 

Всего часов обучения по циклам ОПОП

4644

3096

 

 

УП.00

Учебная практика

23 нед.

828

 

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 4.5

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

 

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

 

 

 

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

 

 

 

ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

6 нед.

 

 

 

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

 

 

 

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.

 

 

 

 

______________________________

* Возможные области деятельности: техническое творчество; музыкальная деятельность; изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство; социально-педагогическая деятельность; туристско-краеведческая деятельность; эколого-биологическая деятельность; физкультурно-оздоровительная деятельность, научно-познавательная, общественно-полезная, военно-патриотическая и др. виды, соответствующие профилю подготовки учителя начальных классов.

Для научно-познавательной деятельности могут указываться один или несколько учебных предметов, на базе которых она реализуется: математика, русский язык и культура речи, естествознание, литературное чтение и др. предметы, соответствующие профилю подготовки учителя начальных классов.

Таблица 3

 

Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:

 

Обучение по учебным циклам

86 нед.

Учебная практика

23 нед.

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

Промежуточная аттестация

5 нед.

Государственная (итоговая) аттестация

6 нед.

Каникулярное время

23 нед.

Итого

147 нед.

 

VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

 

7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.

7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8-11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:

 

 

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)

39 нед.

 

промежуточная аттестация

2 нед.

 

каникулярное время

11 нед.

 

7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*.

7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 5-7 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.

7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

 

Кабинеты:

гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

педагогики и психологии;

физиологии, анатомии и гигиены;

иностранного языка;

теории и методики компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

русского языка с методикой преподавания;

математики с методикой преподавания;

естествознания с методикой преподавания;

музыки и методики музыкального воспитания;

методики обучения продуктивным видам деятельности;

детской литературы;

теории и методики физического воспитания;

безопасности жизнедеятельности.

Лаборатории:

информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

зал ритмики и хореографии;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

 

VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы

 

8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.

 

______________________________

* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).