Рассмотрев предложенный проект Стратегии развития муниципальной образовательной системы города Челябинска на период до 2020 года, заслушав и обсудив информацию начальника Управления по делам образования г. Челябинска Кузнецова А.И. "О принятии Стратегии развития муниципальной образовательной системы города Челябинска на период до 2020 года" Коллегия Администрации города Челябинска решает:
1. Одобрить Стратегию развития муниципальной образовательной системы г. Челябинска на период до 2020 года.
2. Управлению по делам образования г. Челябинска (Кузнецов А.И.):
1) разработать комплексный план реализации Стратегии развития образовательной системы г. Челябинска на 2009-2012 годы (срок: август 2009 г.) и плановый период до 2020 года (срок: декабрь 2012 г.);
2) составить план-график первоочередных мероприятий по реализации задач Стратегии на период до 2010 года в срок до 25.12.2008 г.;
3) планирование деятельности Управления по делам образования г. Челябинска на 2009 год осуществить с учетом плана-графика первоочередных мероприятий;
4) разработать комплексную целевую программу Развитие системы образования г. Челябинска на период 2010-2012 гг. (срок: декабрь 2009 г.).
3. Рекомендовать Главе города утвердить Стратегию развития муниципальной образовательной системы г. Челябинска на период до 2020 года в установленном порядке.
4. Контроль исполнения настоящего решения оставляю за собой.
Первый заместитель Главы города, |
О.Н. Грачёв |
Утверждено
Решением Коллегии
Администрации города Челябинска
от 11 декабря 2008 г. N 24/2
Стратегия
развития образовательной системы города Челябинска на период до 2020 года
Под общей редакцией начальника Управления по делам образования г. Челябинска А.И. Кузнецова, к.п.н., зам. начальника Управления Л.Ю. Манекиной, начальника отдела нормативно-правового и кадрового обеспечения А.Е. Орла, к.п.н.
Авторы разделов:
Дошкольное образование: Л.Е. Егорова, И.Б. Едакова, В.М. Конышева, Н.Л. Семенова, А.Н. Смирнова;
Общее образование: Г.А. Грузинова, Л.А. Евсеева, А.А. Земзюлина, Е.В. Морозова, к.п.н., Л.Ю. Манекина, И.М. Никитина, к.п.н.
Специальное (коррекционное) образование: Н.Н. Никифорова, С.В. Потапчук, Н.А. Скупцова, О.М. Трофимчук;
Воспитание и дополнительное образование: Е.А. Коузова, И.Л. Качуро, к.п.н.;
Управление: А.Е. Орел, к.п.н., С.А. Белоусова, к.п.н., Ю.Р. Бехтерева, И.М. Василькова, к.п.н., Ю.Г. Гафурова, Г.А. Грузинова, Т.А. Данельченко, М.Н. Ерескина, А.А. Земзюлина, Т.Н. Коротовская, В.В. Костромцова, к.п.н., А.А. Маркин, к.ю.н., Е.В. Морозова, к.п.н., А.В. Ненахов, В.В. Полетаева, И.Р. Пономарева, к.п.н., Н.Д. Свяжина, И.Ю. Тишина.
Стратегия развития
образовательной системы города Челябинска на период до 2020 года
I. Введение
Челябинск - административный центр и самый крупный город Челябинской области. В настоящее время город является одним из ведущих промышленных, научных, культурных и деловых центров Российской Федерации.
Муниципальная образовательная система является одним из важнейших элементов социально-экономического и социокультурного пространства города и представляет собой совокупность взаимодействующих:
- сети образовательных учреждений и реализуемых ими преемственных образовательных программ и образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений;
- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
На функционирование и развитие муниципальной образовательной системы существенное влияние оказывают следующие внесистемные и внутрисистемные факторы: *(1)
- внесистемные факторы:
Территориальные факторы.
Экономические факторы.
Экологические факторы.
Демографические факторы.
Национально-культурные факторы.
Социокультурные факторы.
Развитие институтов гражданского общества.
- внутрисистемные факторы:
Инновационная деятельность.
Информатизация.
Система поддержки одаренных детей и талантливых педагогов.
Стратегия развития муниципальной образовательной системы на период до 2020 года - документ, определяющий прогноз и общие направления развития системы, интегрирующий в единое целое взаимообусловленные цели и задачи развития муниципальной образовательной системы, имеющиеся ресурсы и основные организационные шаги, направленные на достижение поставленных целей.
Стратегия основывается на результатах научных исследований, проведенных специалистами в области управления образованием, и охватывает практические достижения и опыт стратегического планирования развития образовательных систем различного уровня.
Разработка Стратегии развития образовательной системы Челябинска на период до 2020 года, рассматриваемой как целостная, многофункциональная система, способной к саморазвитию, предполагает:
1. Выявление и учет факторов, оказывающих существенное влияние на функционирование и развитие системы.
2. Анализ положения системы образования и ее подсистем в социально-экономическом и социокультурном пространстве г. Челябинска.
3. Определение стратегического потенциала муниципальной образовательной системы, выявление возможных точек роста.
4. Установление миссии, целей и основных направлений развития отрасли, направленных на устранение негативных явлений, процессов и усиление благоприятных факторов.
5. Моделирование желаемого облика муниципальной образовательной системы города к 2020 году.
6. Определение ориентиров и индикативных показателей развития муниципальной образовательной системы.
7. Планирование мероприятий, позволяющих достичь желаемого облика.
Стратегия построена на основе документов, определяющих развитие российской системы образования и с учетом стратегических планов социально-экономического развития России, региона и города.
Основаниями для разработки Стратегии развития муниципальной образовательной системы являются результаты сопоставления и оценки объективных показателей функционирования и развития системы образования города (анализ деятельности муниципальной образовательной системы за период с 2000 по 2007 годы) и прогнозируемых результатов, заданных в региональных и федеральных документах:
- Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25.10.2007 г. N 890;
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26 марта 2014 г. N 1949 постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 25 октября 2007 г. N 890 признано утратившим силу
- Проект Стратегии развития города Челябинска до 2020 года;
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р;
- Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от 10.04.2000 N 51-ФЗ;
- Комплексный проект развития региональных систем образования;
- "Актуальные задачи современной модели образования", изложенные в письме МОиН РФ от 08.05.2008 г. N 03-946;
- Распоряжение первого заместителя Главы города Челябинска от 29.07.2008 г. N 2825-г "О создании рабочей группы по разработке Стратегии развития муниципальной системы образования города Челябинска на период до 2020 года".
Кроме того, в качестве субъективных показателей, положенных в основу Стратегии, выступили результаты опросов участников образовательного процесса, определенные в рамках социологических опросов среди родителей обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города (материалы исследований, проведенных в 2008 году Уральским Аналитическим Центром и МОУ ДПО "Учебно-методический центр г. Челябинска" "Степень удовлетворенности населения качеством образования в городской муниципальной образовательной системе").
Стратегическая цель развития муниципальной образовательной системы - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационной экономики, современным потребностям местного сообщества и каждого жителя города Челябинска.
Реализация данной цели предполагает развитие следующих приоритетных направлений:
1. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития:
- создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального статуса с опорой на воспитательный потенциал семьи;
- создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию;
- создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
- создание инфраструктуры социальной и образовательной мобильности обучающихся.
2. Обеспечение инновационного характера образования:
- обновление технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода;
- развитие вариативности образовательных программ;
- обеспечение профилизации старшей школы, обеспечение возможности предпрофильной подготовки обучающихся среднего звена;
- обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.
3. Внедрение новых организационно-экономических механизмов, стимулирующих качество предоставляемых образовательных услуг:
- полный переход на нормативную систему финансирования всех типов образовательных учреждений;
- внедрение муниципальных заданий, обеспечивающих ориентирование бюджетного финансирования на результат;
- переход к отраслевой системе оплаты труда работников образовательных учреждений.
4. Оптимизация управления муниципальной образовательной системой:
- регламентация всех управленческих процедур на основе стандартов управления, создание систем менеджмента качества на всех уровнях управления на основе информационных технологий и систем оценки качества деятельности муниципальной образовательной системы;
- создание муниципальной системы оценки качества предоставляемых образовательных услуг;
- создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;
- создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования;
- освобождение органов управления от выполнения несвойственных функций и передача их специализированным организациям.
Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются:
к 2012 году:
- повышение доли (не менее 70%) учащихся общеобразовательных учреждений, которые обучаются в соответствии с требованиями современных стандартов, включая условия организации образовательного процесса;
- введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала в муниципальных образовательных учреждениях, учитывающих качество и результативность их деятельности;
- внедрение в действие механизма независимой экспертизы оценки качества обученности на всех уровнях общего образования, обеспечивающего прохождение итоговой аттестации во внешних независимых аттестационных центрах;
- создание в муниципальных образовательных учреждениях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления (попечительских, наблюдательных, управляющих советов и т.д.);
- проведение сертификации всех руководителей муниципальных образовательных учреждений на соответствие современным квалификационным требованиям, предъявляемым к менеджерам сферы образования;
- внедрение новых организационно-правовых форм организаций в муниципальной системе образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью;
- обеспечение каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения;
- расширение возможности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных муниципальных образовательных учреждениях;
к 2020 году:
- институциональное обеспечение в муниципальной образовательной системе поддержки семейного воспитания детей;
- предоставление возможности всем обучающимся старшей школы осваивать индивидуальные образовательные программы, включая профильное обучение и профессиональную подготовку;
- наличие программ развития педагогического и административно-управленческого персонала, предусматривающих финансирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации у работников не менее чем 60% муниципальных образовательных учреждений;
- получение услуг дополнительного образования не менее 60% детей в возрасте от 5 до 18 лет;
- обеспечение каждому учащемуся возможности получать образование в современных условиях.
Сроки и этапы реализации Стратегии: 2009-2020 годы.
Первый этап: 2009-2012 годы;
Второй этап: 2012-2020 годы.
Стратегия развития муниципальной образовательной системы на период до 2020 года должна стать основой для разработки программ и планов развития системы на среднесрочную и краткосрочную перспективу. Предлагаемая структура Стратегии основана на анализе и прогнозе функционирования и развития основных подсистем.
II. Подсистемы образования
1. Дошкольное образование
Подсистему дошкольного образования составляют 304 муниципальных дошкольных образовательных учреждения и 5 учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста с общей численностью мест 42990 и количеством воспитанников 50017.
Объективное состояние развития дошкольной системы образования зафиксировано в следующих таблицах:
Таблица II.1.1
Сеть дошкольного образования
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
МДОУ |
274 |
279 |
290 |
291 |
291 |
304 |
ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста |
17 |
17 |
17 |
17 |
16 |
5 |
Негосударственные ОУ |
1 |
1 |
8 |
8 |
9 |
9 |
Таблица II. 1.2
Открытие дополнительных мест
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 (прогноз) |
Количество дополнительных мест |
770 |
1600 |
2652 |
5500 |
Таблица II.1.3
Охват услугами дошкольного образования на 01.01.2008 г.
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Кол-во мест |
40980 |
40765 |
40344 |
40273 |
40868 |
42991 |
48491 |
% охвата |
76,1 |
76,2 |
78,8 |
78,8 |
79,3 |
76,9 |
82% |
Таблица II .1.4
Очередность в ДОУ
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
13253 |
20506 |
20554 |
23948 |
Таблица II.1.5
Кадровое обеспечение ДОУ
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Обеспеченность пед. кадрами (в %) |
87,5 |
90,6 |
88,7 |
87,2 |
84,6 |
Обеспеченность непедагогическими кадрами (в %) |
81,5 |
84,3 |
79,4 |
79,0 |
67,8 |
Таблица II.1.6
Уровень заработной платы в ДОУ
2005 |
2006 |
2007 |
07.2008 |
3470,0 руб. |
4269,0 руб. |
5520,0 руб. |
8270,0 руб. |
Таблица II.1.7
Результаты аккредитации ДОУ
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Первая категория |
9,4% |
10,6% |
12,7% |
14,3% |
21% |
Вторая категория |
62,6% |
61,6% |
60% |
62,2% |
71% |
Третья категория |
27,8% |
27,8% |
25% |
16,6% |
8,6% |
Таблица II.1.8
Использование вариативных программ в ДОУ
2005 |
2006 |
2007 |
94,8% |
96% |
97,7% |
Анализ полученных данных позволил выделить группу факторов, способствующих и препятствующих оптимальному и эффективному функционированию и развитию подсистемы.
По сравнению с данными 2005 года, к группе факторов, способствующих развитию, можно отнести:
- увеличение сети дошкольных образовательных учреждений на 18 МДОУ;
- создание10 522 дополнительных мест (2005-2008 гг.);
- рост заработной платы работников МДОУ на 42%;
- увеличение доли МДОУ, реализующих программы нового поколения, на 3%;
- увеличение доли МДОУ, аккредитованных на 1 и 2 категорию, на 19%.
К группе факторов, препятствующих развитию, можно отнести:
- увеличение очередности на устройство детей в дошкольные учреждения на 10695;
- снижение уровня кадрового обеспечения на 3%.
Развитие подсистемы дошкольного образования должно быть направлено на преодоление следующих противоречий:
- между гарантированной законодательством доступностью дошкольного образования и отсутствием сети муниципальных образовательных учреждений, обеспечивающих необходимое количество дошкольных мест;
- между необходимостью обеспечения равных стартовых возможностей в получении качественной подготовки к обучению в школе и отсутствием нормативно-правовых и организационных механизмов реализации предшкольного образования;
- между существующим разнообразием форм получения дошкольного образования и недостаточным качеством деятельности по организации и программно-методическому обеспечению вариативных форм дошкольного образования;
- между необходимостью раннего развития детей на основе использования воспитательного потенциала семьи и отсутствием системы услуг и служб поддержки семейного воспитания детей раннего возраста.
Облик дошкольного образования.
Базовое звено муниципальной образовательной системы - подсистема дошкольного образования, модернизация которого предполагает ориентацию не столько на усвоение детьми определенной суммы знаний, сколько на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Одной из первостепенных остается задача сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, формирования у них идеологии и психологии здорового образа жизни. Воспитание как особый приоритет в дошкольном образовании становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий образовательный процесс.
В целях создания условий для достижения современного качества дошкольного образования становятся обязательными:
- увеличение сети дошкольных образовательных учреждений (в том числе негосударственных);
- разработка и внедрение новых форм и видов дошкольного образования в современных социально-экономических условиях;
- проведение мониторинга степени удовлетворённости и потребности в оказании дошкольных образовательных услуг, оценка качества этих услуг;
- выявление одаренности и возможных трудностей в развитии детей дошкольного возраста;
- максимальное расширение спектра коррекционных развивающих услуг в оказании помощи детям дошкольного возраста с особенностями в развитии;
- скорейшее внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений.
Важнейшим компонентом муниципального дошкольного образования является система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). Будет усилено внимание к раннему развитию детей. На базе детских садов и других учреждений будут созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска.
Инновационный характер дошкольного образования будет обеспечиваться за счет совершенствования содержания дошкольного образования, активного внедрения в практику регионального компонента содержания дошкольного образования, использования высоких технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Будет осуществляться поддержка и финансовое обеспечение экспериментальных площадок по разработке и апробации новых педагогических и управленческих технологий в системе муниципального дошкольного образования.
Для обеспечения нового качества образования будут приняты исчерпывающие меры по повышению жизненного уровня и социального статуса работников дошкольного образования (педагогического, медицинского, обслуживающего персонала). Активизируется процесс подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений (курсы повышения квалификации, конференции, семинары, стажировки, методические объединения и т.п.).
В целях обеспечения качества подготовки детей к школе будут разработаны механизмы, позволяющие детям 5-7 лет из разных социальных групп и слоев населения получить полноценную подготовку к обучению в школе, в частности:
- введение единых планируемых результатов подготовки детей к школе;
- разработка методического обеспечения образовательных программ с учетом вариативных форм организации дошкольного образования.
К 2020 году муниципальная система дошкольного образования будет характеризоваться:
- расширением охвата разнообразными услугами дошкольного образования;
- созданием дошкольных образовательных учреждений разной формы собственности;
- подушевым финансированием программ дошкольного образования, которое предполагает возможность получения бюджетного финансирования негосударственными организациями, оказывающими услуги дошкольного образования;
- гибкостью образовательных программ, их "подстраиваемостью" под различные потребности семей (группы кратковременного пребывания при образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе при учреждениях дополнительного образования и т.п.).
2. Общее образование
Базовое звено модернизации общего образования - общеобразовательная школа. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования. Школа должна эффективно содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями базовых социальных способностей и умений, воспитанию гражданского сознания.
Подсистема общего школьного образования представлена 145 общеобразовательными учреждениями, в числе которых: 131 среднее общеобразовательное учреждение, 4 основные и 3 начальные школы, 5 учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (школы - детские сады), 2 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждения. На базе 6 средних общеобразовательных школ открыты старшие классы очно-заочной формы обучения.
Объективное состояние развития общей системы образования зафиксировано в следующих таблицах:
Таблица II.2.1
Сокращение контингента обучающихся школ города
|
1.09.02 |
1.09.03 |
1.09.04 |
1.09.05 |
01.09.06 |
01.09.07 |
Количество обучающихся в МОУ |
114758 |
113915 |
107310 |
102285 |
97122 |
96725 |
Таблица II.2.2
Оптимизация сети общеобразовательных учреждений
|
1.01. 2003 |
1.01. 2004 |
1.01. 2005 |
1.01. 2006 |
1.01. 2007 |
1.01. 2008 |
1 07. 2008 |
1.10. 2008 |
Начальные ОУ |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Основные ОУ |
14 |
13 |
11 |
8 |
6 |
4 |
4 |
4 |
Средние ОУ, в т.ч. |
129 |
135 |
135 |
136 |
134 |
133 |
131 |
124 |
с углубленным изучением предметов |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
Гимназия |
9 |
9 |
9 |
10 |
10 |
10 |
11 |
11 |
Лицей |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
11 |
11 |
11 |
Вечерние (сменные) ОУ |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Таблица II.2.3
Количество учеников, приходящихся на 1 учителя
2006-2007 гг. |
2007-2008 гг. |
2008-2009 гг. |
13,0 |
12,7 |
13,4 |
Таблица II.2.4
Наполняемость классов
2006-2007 гг. |
2007-2008 гг. |
2008-2009 гг. |
||||||
Общеоб. классы |
Кл. ЗПР |
Итого |
Общеоб. кл. |
Кл. ЗПР |
Итого |
Общеоб. классы |
Кл. ЗПР |
Итого |
23,7 |
10,4 |
22,1 |
24,3 |
10,4 |
23,0 |
25,2 |
10,7 |
24,3 |
Таблица II.2.5
Кадровое обеспечение МОУ
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Количество пед. работников |
7110 |
6772 |
6621 |
6109 |
Сокращение количества педагогов (включая административный персонал) за 5 лет на 14%.
Таблица II.2.6
Обеспеченность педагогическими кадрами
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
95,4% |
95,2% |
96,2% |
93,5% |
Таблица II.2.7
Заработная плата (руб.)
2005 |
2006 |
2007 |
07.2008 |
4440 |
5607 |
7018 |
10510 |
Вариативность реализуемых образовательных программ
В образовательной системе представлены все виды общеобразовательных учреждений: 11 лицеев, 10 гимназий, 1 прогимназия, 3 школы с углубленным изучением отдельных предметов
Охват старшеклассников профильным образованием за четыре года увеличился с 38% до 48,6%; открыто 56 кадетских классов на базе 13 ОУ.
Дистанционное обучение осуществляется по 6 профильным предметам для 2,1% старшеклассников из 15 школ и обучение через систему экстерната и дополнительного образования (базовое дистанционное обучение) для 2% обучающихся из 26 школ города.
Таблица II.2.7
Абсолютная успеваемость выпускников 11-х классов
|
2006 |
2007 |
2008 |
Кол-во выпускников, освоивших программу среднего (полного) общего образования |
93,2% |
94,8% |
97% |
Таблица II .2.8
Количество выпускников, окончивших школу со справкой
|
2006 |
2007 |
2008 |
Количество выпускников, не освоивших программу среднего (полного) общего образования |
36 чел. |
27 чел. |
14 чел |
Таблица II.2.9
Результативность участия в олимпиадах
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Количество победителей и призеров областных предметных олимпиад (% от участников) |
24,4% |
27,0% |
29,7% |
28,7% |
32% |
Анализ полученных данных позволил выделить группу факторов, способствующих и препятствующих оптимальному и эффективному функционированию и развитию подсистемы.
К группе факторов, способствующих развитию, можно отнести:
- обеспечение вариативности реализуемых образовательных программ;
- позитивную динамику уровня обученности выпускников по результатам независимых экспертиз (рост абсолютной успеваемости, стабильность качественной успеваемости (68%));
- выстроенность системы работы по подготовке школьников города к участию в предметных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах областного, всероссийского и международного уровней (ежегодное увеличение количества победителей и призеров всех уровней);
- увеличение количества предметных лабораторий для работы с одаренными детьми на базе учреждений города (2007 г. - 5 предметных лабораторий, 2008 г. - 11 предметных лабораторий).
К группе факторов, препятствующих развитию, можно отнести:
- снижение контингента обучающихся школ города более чем на 18 000 за последние 6 лет;
- недостаточный уровень развития сетевого взаимодействия с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования при организации профильного обучения;
- недостаточный уровень сформированности надпредметных умений и навыков у выпускников начальных классов;
- снижение уровня обученности выпускников 9-х классов за последний год на 2%.
Развитие подсистемы общего образования должно быть направлено на разрешение следующих противоречий:
- между необходимостью реализации компетентностного подхода, направленного на формирование не только целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, но и опыта самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, и недостаточным уровнем методологической подготовленности педагогов, слабым владением и использованием соответствующих современных образовательных технологий и форм организации образовательного процесса, неразработанностью системы оценивания учебных и внеучебных достижений обучающихся, учитывающих не только уровень знаний, но и уровень сформированности ключевых компетенций;
- между потребностью в построении индивидуальных образовательных траекторий обучающихся и отсутствием реально действующих механизмов и необходимых ресурсов для их обеспечения;
- между необходимостью создания условий для образовательной мобильности обучающихся и отсутствием открытой информационно-образовательной среды, обеспечивающей гибкость образовательного процесса и возможность использования дистанционных образовательных технологий;
- между существующей тенденцией к развитию многообразия форм и видов оказания образовательных услуг образовательными учреждениями и существующими нормативными актами, регламентирующими тип и деятельность образовательных учреждений, ограничивающими развитие актуальной образовательной практики.
Облик общего образования
Базовое звено модернизации общего образования - общеобразовательная школа. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач - нормативно-правовых, экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования с позиций компетентностного подхода. Школа должна эффективно содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями базовых социальных способностей и умений, воспитанию гражданского сознания.
Обновление внутренней организационной структуры общего образования за счет выделения образовательных учреждений, реализующих программы одной ступени образования, особенно создание старших профильных школ, позволит организовать образовательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей детей, сконцентрировав ресурсы в отдельных образовательных учреждениях. К 2015 году необходимо завершить эксперимент по апробации конкретных механизмов обновления внутренней структуры школьного образования. Это потребует разработки новых учебных технологий и учебных материалов, активного использования информационно-коммуникационных технологий, выделения специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях.
Введение образовательного плана, соответствующего новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, расширит вариативность реализуемых образовательных программ, спектр индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся.
В результате полного перехода на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования к 2020 году, использования современных педагогических технологий и методик выпускник образовательного учреждения должен овладеть базовыми компетентностями современного человека: информационной, коммуникативной, умениями самоорганизации, готовностью к дальнейшему самообразованию. При этом совершенствование образовательного процесса на принципах профильного обучения с возможностью широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий в старшей школе завершится к 2010 году. Профильное обучение должно строиться не как жесткий набор специализаций, а как возможность построения школьником индивидуальных траекторий.
Разработка новых учебных технологий, массовое использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, методическое и технологическое обеспечение широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий сделают возможной разгрузку детей, в том числе на подростковой ступени школы. Свободное от уроков время школьника станет ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования. Это означает, что резко сузится поле принуждения ребенка и расширится пространство его инициативного действия.
Формирование социальной мобильности обучающихся должно быть обеспечено внеучебными программами воспитания и социализации, возможностью получения основ профессионального образования, расширением сферы дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений. Профориентационная работа должна быть выстроена с учетом растущего промышленного (экономического) потенциала города с использованием ресурсов промышленных предприятий.
Воспитание должно рассматриваться не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. При этом должна быть подчеркнута исключительная значимость семьи в решении задач воспитания и социализации подрастающего поколения.
Условиями достижения нового, современного качества общего образования должны стать:
- нормативно-правовое обеспечение развития новых типов общеобразовательных учреждений;
- личностная ориентированность, дифференциация и индивидуализация образования при обеспечении государственных образовательных стандартов на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ;
- совершенствование образовательного процесса на принципах профильного обучения с возможностью широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий в старшей школе;
- отработка гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования;
- усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию обучающихся и их включение в трудовые отношения,
- социально-гуманитарный цикл (экономика, право и др.), всеобщая компьютерная грамотность, русский и иностранные языки, профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка;
- переосмысление задач воспитания как приоритета в образовании;
- оптимизация учебной, психологической и физической нагрузок, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет: а) использования эффективных методов обучения, воспитания и развития; б) повышения качества занятий физической культурой; в) улучшения организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях; г) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха обучающихся;
- поддержка образовательных учреждений, ведущих инновационную деятельность, как опорных площадок процесса модернизации образования;
- расширение возможностей обучения и поддержки одаренных детей;
- создание государственно-общественной системы оценки качества образования, предоставляющей государству и гражданам объективную информацию о достоинствах и недостатках конкретных звеньев образования и являющейся действенным и надежным инструментом повышения качества и эффективности образовательной деятельности, ответственности образовательных учреждений.
3. Специальное (коррекционное) образование
Подсистема специального (коррекционного) образования включает 13 специальных (коррекционных) образовательных учреждений (7 коррекционных школ, 4 коррекционных интерната, 2 коррекционных интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), 3 психолого-медико-педагогических центра, 13 муниципальных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, сеть коррекционных и компенсирующих классов и групп в общеобразовательных и дошкольных учреждениях.
Объективное состояние развития коррекционного образования зафиксировано в следующих таблицах:
Таблица II.3.1
Динамика количества специальных (коррекционных) групп в МДОУ
|
2005 |
2006 |
2007 |
|||
групп |
человек |
групп |
человек |
групп |
человек |
|
Металлургический |
29 |
315 |
33 |
401 |
35 |
413 |
Центральный |
43 |
606 |
44 |
627 |
43 |
640 |
Ленинский |
87 |
1271 |
91 |
1279 |
102 |
1473 |
Калининский |
64 |
650 |
75 |
801 |
77 |
794 |
Курчатовский |
85 |
772 |
85 |
778 |
85 |
809 |
Тракторозаводский |
77 |
1089 |
78 |
1114 |
81 |
1211 |
Советский |
44 |
550 |
44 |
543 |
45 |
555 |
Итого |
429 |
5208 |
450 |
5549 |
468 |
5895 |
Динамика состояния коррекционной сети в дошкольном образовании обнаруживает стабильный рост и расширение сферы предоставляемых образовательных услуг детям с различными видами нарушенного развития.
Таблица II.3.2
Специальная (коррекционная) сеть в дошкольном образовании
Патология |
Количество специальных групп (и детей в них) в образовательных учреждениях по данной направленности |
||||
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
|
Нарушения слуха |
15 (97) |
15 (105) |
16 (100) |
18 (106) |
18(100) |
Тяжелые нарушения речи |
199 (2633) |
206 (2816) |
219 (2961) |
228 (3029) |
237 (3251) |
Нарушения зрения |
33 (393) |
35 (423) |
33 (458) |
34 (422) |
30 (382) |
Нарушения интеллекта |
21 (188) |
23 (196) |
23 (204) |
23 (198) |
23 (202) |
ЗПР |
20 (221) |
23 (253) |
29 (336) |
31 (342) |
34 (379) |
Нарушения ОДА (в т.ч. сколиоз) |
80 (825) |
94 (1085) |
107 (1118) |
110 (1223) |
113 (1598) |
Количество групп компенсирующего вида для детей с ЗПР возросло на 14, с НОДА - на 33, с нарушениями речи - на 38, с нарушением слуха - на 3. Количество учреждений компенсирующего вида и групп для детей с нарушением интеллекта остаётся стабильным. Количество групп компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения уменьшилось на 5.
Таблица II.3.3
Эффективность выпускных логопедических групп МДОУ
Уч. год |
Всего детей в выпускных группах |
Выпущено, % |
||
С хорошей речью |
Со значительным улучшением |
Без значительного улучшения |
||
2005-2006 |
1457 |
56 |
36,4 |
7,6 |
2006-2007 |
1315 |
77 |
18,4 |
4,6 |
2007-2008 |
1234 |
76,7 |
19,9 |
3,4 |
В течение 3 лет уровень компенсации речевого недоразвития вырос на 20,7%, что свидетельствует о достаточной эффективности функционирования групп компенсирующего вида для детей с нарушениями речи ДОУ.
Таблица II.3.4
Специальная (коррекционная) сеть в школьном образовании города
Патология |
Количество специальных классов (и детей в них) в образовательных учреждениях по данной направленности |
|||
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
|
Нарушения слуха |
48 (372) |
52 (397) |
51 (355) |
51 (343) |
Тяжелые нарушения речи |
27 (286) |
26 (300) |
27 (299) |
29 (346) |
Нарушения зрения |
31 (182) |
32 (219) |
33 (206) |
39 (233) |
Нарушения интеллекта |
100 (1111) |
96 (1040) |
92 (960) |
90 (877) |
ЗПР |
428 (4645) |
361 (3827) |
366 (3878) |
341 (3488) |
Нарушения ОДА |
69 (606) |
83 (778) |
82 (690) |
61 (706) |
Количество специальных (коррекционных) классов в образовательных учреждениях сократилось на 87. Количество обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида уменьшается (на 1157) за счет раннего включения детей с 1,5-2 лет в систему специального (коррекционного) образования и значительного процента компенсации выпускников групп компенсирующего вида ДОУ для детей с задержкой психического развития.
Таким образом, специальная коррекционная сеть в общем образовании сохранена и стабильно развивается в соответствии с потребностями населения города. Анализ полученных данных позволил выделить группу факторов, способствующих и препятствующих оптимальному и эффективному функционированию подсистемы.
К группе факторов, способствующих функционированию и развитию, можно отнести:
- достаточный уровень выявления отклонений в развитии детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - 59%;
- стабильный рост и расширение сферы предоставляемых образовательных услуг детям с различными видами нарушенного развития;
- ежегодное увеличение количества дошкольников, обучающихся по программам специального (коррекционного образования), в 2008 году охват составил 93,6% (на 2,3% больше по сравнению с предыдущим годом);
- стабильно высокий процент компенсации нарушений в развитии речи детей дошкольного возраста (76,7%).
К группе факторов, препятствующих развитию, можно отнести:
- нерегулируемый, стихийный характер процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс общего образования при отсутствии нормативной базы;
- ограничение доступа к образовательным ресурсам детям с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии;
- отсутствие межведомственной системы раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и стандарта комплексной государственной услуги ранней коррекции и развития;
- недостаточный процент компенсации задержки психического развития в условиях специальных (коррекционных) классов 7 вида в ОУ (34-42%).
В подсистеме коррекционного образования основные проблемы определяются следующими противоречиями:
- между необходимостью расширения вариативных форм предоставления образовательных услуг детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам и неготовностью учреждений общего типа к интегрированному обучению детей данной категории (психологическая неготовность общественности к принятию ребенка с проблемами в развитии, профессиональная неготовность педагогических работников общеобразовательных учреждений общего типа к работе с детьми со специальными образовательными потребностями в интегрированных условиях, слабая материально-техническая база, недостаточный уровень методического обеспечения);
- между необходимостью раннего выявления и коррекции отклонений в развитии и отсутствием межведомственной системы ранней диагностики и комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии и детей-инвалидов.
Облик специального (коррекционного) образования
В качестве основы всей системы специального (коррекционного) образования рассматривается система раннего выявления отклонений в развитии у детей и комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Эта система будет являться основным звеном и выполнять функцию базиса процесса реабилитации и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, их интеграции в социальный контекст и образовательное пространство. В рамках данного направления необходимо обеспечить развитие дифференцированной сети учреждений, осуществляющих деятельность по ранней диагностике и коррекции нарушений развития у детей, оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства, а также информирование населения об этих учреждениях и оказываемых ими услугах.
Предполагается создание лаборатории специальной помощи детям раннего возраста в структуре одного из психолого-медико-педагогических центров, включающей 7 районных подразделений, открытие структурных подразделений ДОУ компенсирующего и комбинированного вида в форме лекотек, центров игровой поддержки, служб ранней помощи.
Второе важнейшее направление деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов - создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии, с учетом численности таких детей, проживающих на территории муниципального образования.
Оптимальным вариантом в настоящее время является сохранение и совершенствование существующей сети специального (коррекционного) образования с параллельным развитием интегрированного и инклюзивного образования. При этом ППМС центры, коррекционные образовательные учреждения, ДОУ компенсирующего и комбинированного вида будут выполнять функции учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных учреждений общего типа, консультативной и психолого-педагогической помощи воспитанникам, обучающимся и их родителям.
Будут устранены ограничения доступа к образовательным ресурсам детям, имеющим сложные нарушения умственного и физического развития. К этой категории относятся, в частности, дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом (имеющие сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии), аутизмом. При организации работы в данном направлении МОС будет руководствоваться разработанными на федеральном уровне методическими рекомендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
Развитие интегрированных и инклюзивных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации системы последовательных мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности. Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, будут созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, рассматривается развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Предусмотрена организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов управления образования, образовательных учреждений, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Актуальным является вопрос финансового обеспечения организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях перехода к нормативному подушевому финансированию.
При определении нормативов финансирования будет принята во внимание необходимость дополнительных затрат при создании как в коррекционном образовательном учреждении, так и в образовательном учреждении общего типа условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики этой деятельности. При создании образовательным учреждением общего типа условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья финансирование обучения таких детей рекомендуется осуществлять по нормативу, установленному для коррекционного образовательного учреждения соответствующего типа и вида.
4. Дополнительное образование
Подсистема дополнительного образования представлена сетью муниципальных учреждений дополнительного образования детей и сетью творческих объединений, функционирующих в общеобразовательных учреждениях. Услугами дополнительного образования в настоящее время охвачено более 100 тыс. детей.
Объективное состояние развития дополнительной системы образования зафиксировано в следующих таблицах:
Таблица II.4.1
Видология муниципальных учреждений дополнительного образования
Вид учреждения |
Дворец |
Дом |
Центр |
Станция |
Школа искусств |
ДЮСШ |
СДЮСШОР |
Кол-во учреждений |
2 |
1 |
17 |
1 |
1 |
2 |
13+1* |
Таблица II.4.2
Охват дополнительным образованием детей *
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Охват доп. образованием в МУДОД (чел.) |
45813 |
47058 |
48451 |
50 125 |
в т.ч. в СДЮСШОР |
|
9571 |
9851 |
10 192 |
% |
39,9% |
46% |
49,9% |
52,2% |
Охват доп. образованием в МОУ (чел) |
70795 |
77683 |
62140 |
51 747 |
% |
61,7% |
75,9% |
64% |
53,8% |
*-без учёта учреждений, находящихся в ведомстве Управления культуры и Управления по физической культуре, спорту и туризму.
Таблица II.4.3
Количество детей,
занимающихся по программам дополнительного образования (в %-м соотношении от общего числа занимающихся) по возрастным группам
До 7 лет |
7-10 лет |
11-15 лет |
15-17 лет |
Старше 17 лет |
9,5 |
27,2 |
46,1 |
13,8 |
3,4 |
Таблица II.4.4
Характеристика программного обеспечения
дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей
N |
Направленность |
Количество образовательных программ |
Количество детей, занимающихся по программам/Доля (в %) |
1. |
Эколого-биологическая |
65 |
1 131 / 2,3 |
2. |
Научно-техническая |
51 |
2 143 / 4,3 |
3. |
Спортивно-техническая |
41 |
1 200 / 2,4 |
4. |
Туристско-краеведческая |
64 |
1 619 / 3,2 |
5. |
Художественно-эстетическая |
468 |
15 697 / 31,91 |
6. |
Социально-педагогическая |
138 |
4 557 / 9,1 |
7. |
Физкультурно-спортивная |
301 |
20 457 / 40,8 |
8. |
Военно-патриотическая |
28 |
676 / 1,3 |
9. |
Культурологическая |
75 |
2 065 / 4,1 |
10. |
Естественно-научная |
44 |
580 / 1,2 |
|
|
1 275 |
50 125 |
Таблица II.4.5
Характеристика программного обеспечения
дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях
N |
Направленность |
Количество образовательных программ |
Кол-во детей, занимающихся по программам / Доля (в %) |
1. |
Эколого-биологическая |
66 |
1 090 / 2,1 |
2. |
Научно-техническая |
68 |
2 020 / 3,9 |
3. |
Спортивно-техническая |
22 |
552 / 1,06 |
4. |
Туристско-краеведческая |
89 |
1824 / 3, 5 |
5. |
Художественно-эстетическая |
634 |
21850 / 42,2 |
6. |
Социально-педагогическая |
137 |
3 740 / 7,2 |
7. |
Физкультурно-спортивная |
352 |
12 774 / 24,7 |
8. |
Военно-патриотическая |
68 |
2 360 / 4,56 |
9. |
Культурологическая |
111 |
2 965 / 5,7 |
10. |
Естественно-научная |
81 |
2 572 / 4,9 |
|
|
1 628 |
51 747 |
Таблица II.4.6
Кадры учреждений дополнительного образования
Сотрудники |
2008 |
2007 |
2006 |
2005 |
Всего |
2523 |
1 979 |
1840 |
1802 |
Пед. персонал |
1347 |
1 359 |
1225 |
1198 |
Из них совместители |
429 |
453 |
355 |
364 |
Таблица II.4.7
Участие в инновационной и экспериментальной деятельности
|
2008 |
2007 |
2006 |
Кол-во МУДОД |
4 |
6 |
3 |
Кол-во проектов ОУ по направлению "Процессы воспитания" |
11 |
11 |
11 |
Анализ полученных данных позволил выделить группу факторов, способствующих и препятствующих оптимальному и эффективному функционированию подсистемы.
К группе факторов, способствующих функционированию и развитию, можно отнести:
- сохранение и развитие сети МУДОД;
- участие в инновационной деятельности.
К группе факторов, препятствующих развитию, можно отнести:
- дисбаланс количества объединений различной направленности;
- уменьшение количества детей, занимающихся дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях;
- сохранение в кадровом составе специалистов системы дополнительного образования большого процента совместителей.
Направление развития подсистемы дополнительного образования определяется следующими противоречиями:
- между современными требованиями к общему образованию по обеспечению индивидуальных образовательных траекторий обучающихся и отсутствием механизмов использования дополнительного образования как ресурса обновления и развития системы общего образования;
- между необходимостью формирования социальной мобильности обучающихся путем расширения сферы дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений и недостаточной разработанностью специальных внеучебных программ воспитания и социализации;
- между имеющейся потребностью в организации занятости и досуга жителей города Челябинска и немобильностью системы дополнительного образования (отсутствием механизмов выявления спроса на услуги дополнительного образования и их оперативного удовлетворения).
Облик системы дополнительного образования
В соответствии с приоритетами формирования и реализации современной модели образования развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования. Это позволит сузить поле принуждения ребенка и расширить пространство его инициативного действия.
Данный особый образовательный результат в современных условиях может быть достигнут при включении ребенка в систему дополнительного образования. Для этого система дополнительного образования должна рассматриваться как:
- неотъемлемая часть целостной муниципальной системы образования;
- зона развития образования, поиска новых педагогических технологий для формирования творческих способностей учащихся;
- среда сохранения традиций в культурно-образовательном пространстве;
- среда общения и социального становления ребенка.
Таким образом, необходимо признать двойственный характер дополнительного образования: оно реализует образовательную функцию и обеспечивает содержательный досуг.
Следовательно, необходимо:
- рассматривать развитие дополнительного образования как ресурса обновления и развития собственно системы образования на основе разграничения и соотнесения приоритетов и полномочий дополнительного и общего образования;
- искать и внедрять новые формы, методы, организационно-педагогические технологии, направленные на оперативное удовлетворение потребностей и запросов ребенка, общества, муниципалитета, государства;
- сохранять вариативность пространства дополнительного образования для обеспечения выбора индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с интересами личности;
- привлекать образцы профессиональной культуры всех сфер жизнедеятельности человека как к дополнительному образованию детей, так и самих педагогов дополнительного образования;
- обеспечивать научно и методически процесс реализации социальных функций дополнительного образования детей (в т.ч. создавая лаборатории по работе с одаренными детьми как в учреждениях общего, так и дополнительного образования);
- создавать условия для апробации результатов дополнительного образования каждого ребенка через расширение пространства для его социальной практики.
В соответствии с новой моделью школьного образования предполагается сокращение учебного базового плана с тем, чтобы высвободить ребенку время для занятий дополнительным образованием.
Для обеспечения качественной интеграции общего и дополнительного образования детей школе потребуются профессиональные педагоги дополнительного образования, качественные дополнительные образовательные программы, специфическая материально-техническая база (в т.ч. оборудование). Все это может и должна обеспечить существующая муниципальная система дополнительного образования. Кроме того, конкретизация и поддержка функций классного руководителя (координация дополнительной образовательной траектории каждого ученика) может стать еще одним ресурсом реализации рассматриваемой модели образования.
Дополнительное образование призвано побуждать личность применить полученный образовательный результат на практике. Предоставление каждому ребенку поля социальной активности, в котором он сможет реализовать свои знания, умения, навыки, проявить компетенции, - одна из задач муниципальной системы образования. Уровень готовности детей осваивать это пространство должен определяться соответствующим свидетельством.
В решении проблемы успешной социализации детей и подростков с отклоняющимся поведением особое место имеет реализация системного и комплексного подхода. В данном случае дополнительное образование должно отвечать следующим требованиям:
- быть направлено на восполнение общекультурных, нравственных, этических, эстетических, хозяйственных, трудовых, гигиенических и других знаний, опыта, навыков, которые недополучены ребенком в семье, но необходимы для успешной социализации;
- способствовать нормальному физическому развитию несовершеннолетних, соблюдению здорового образа жизни, решать проблемы психокоррекции, прививать элементарные навыки и привычки культурного поведения;
- служить профилактике асоциального поведения через развитие таких психических свойств личности как сила воли, ответственность за свои поступки, нетерпимость к проявлению бездушия и несправедливости и т.д.;
- учитывать половозрастные отличия и особенности подростков;
- максимально сокращать время праздного существования и безделья, формировать круг интересов и стремление к самостоятельной творческой деятельности.
В современных социально-экономических условиях муниципалитет должен гарантированно обеспечить каждому ребенку бесплатное прохождение на протяжении всего времени обучения в школе образовательной программы дополнительного образования (именной сертификат), одновременно не более одной направленности. При этом должны быть созданы условия для освоения ребенком других программ дополнительного образовании в соответствии с его потребностями и возможностями семьи.
Рассмотрение дополнительного образования как одного из факторов социально-экономического развития города в целом и ресурса обновления и развития системы образования в частности, требует особого подхода к содержанию социального партнерства. Привлечение квалифицированных представителей всей социально-экономической сферы к разработке и реализации образовательных программ, развитие возможностей некоммерческих организаций для реализации муниципальных функций в области дополнительного образования, развитие инвестиционной привлекательности сферы дополнительного образования на основе взаимовыгодного сотрудничества - все это предмет социального партнерства. В свою очередь, формирование механизма оперативного оформления муниципального задания на дополнительные образовательные услуги на основе реальной социально-экономической ситуации города является ресурсом обновления и развития муниципальной системы дополнительного образования.
- Цель модернизации образования г. Челябинска - дальнейшее развитие муниципальной системы дополнительного образования через обеспечение адресности услуг, мобильности дополнительного образования в удовлетворении меняющихся потребностей муниципалитета и личности на образовательные услуги, обеспечение их качества.
5. Система управления муниципальным образованием
Структура органов управления образованием в городе Челябинске определена решением городской Думы от 28 февраля 2006 г. N 10/13 и представляет собой 8 отраслевых органов: Управление по делам образования г. Челябинска и 7 районных управлений образования.
Кроме муниципальных полномочий, органы управления образованием выполняют большой объем полномочий, переданных с уровня субъекта Российской Федерации в части организации предоставления дошкольного и общего образования в муниципальных оздоровительных, специальных (коррекционных) учреждениях, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по воспитанию детей-инвалидов на дому, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях и т.д.
За период с 2004 по 2008 годы общее количество ставок муниципальных служащих уменьшилось на 5 единиц (сокращено 12 ставок и введено 7 ставок заместителей начальников районных органов управления образованием по социально-экономическим вопросам, что обусловлено передачей районным управлениям управленческих функций планирования, контроля, регулирования финансово-хозяйственной деятельности учреждений, ранее выполнявшихся финансовыми управлениями администраций районов).
Кадровый анализ показывает, что только около 16% муниципальных служащих имеют высшее профессиональное образование по специальностям, связанным с управлением, либо прошли соответствующую переподготовку, что недостаточно для обеспечения управления инновационными процессами, проходящими в муниципальной образовательной системе.
Помимо аппаратов управлений, в структуру муниципальных органов управления образованием включены централизованные бухгалтерии, хозяйственно-эксплуатационные службы, психолого-медико-педагогические и психологические службы, службы информационно-аналитического и методического обеспечения, выполняющих не управленческие, а обеспечивающие функции, в связи с чем необходимо рассматривать вопрос о придании указанным структурным подразделениям статуса отдельных юридических лиц в организационно-правовой форме муниципальных учреждений (бюджетных либо автономных), что позволит выделить реализацию функций, не свойственных органам управления образования, и повысить качество предоставляемых услуг.
Позитивные индикаторы:
- оптимизация сети общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования;
- на уровне муниципальных органов управления образованием и во всех образовательных учреждениях функционируют органы общественного и самоуправления;
- традиционной становится практика обеспечения информационной открытости и прозрачности муниципального образовательной системы;
- возрастает роль профессионального самоуправления, активизируется деятельность педагогических советов образовательных учреждений, общественных профессиональных объединений (ассоциаций).
Негативные индикаторы:
- доля школьников, обучающихся в ОУ, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса, - 34,3%;
- частичное дублирование управленческих функций на различных уровнях управления образованием;
- исполнение переданных муниципалитету государственных полномочий без соответствующего финансового обеспечения управленческой деятельности;
- недостаточное количество муниципальных служащих, имеющих высшее профессиональное образование по специальностям, связанным с управлением либо прошедших соответствующую переподготовку (около 16%);
- доля муниципальных образовательных учреждений, перешедших в автономный статус - 0%.
Развитие подсистемы управления муниципальной образовательной системой должно быть направлено на разрешение следующих противоречий:
- между интенсивно меняющимся социальным заказом на образовательные услуги со стороны населения города, предприятий и организаций и отсутствием механизмов прогнозирования и своевременного ресурсного обеспечения вновь возникающих образовательных потребностей и влияния на формирование новых образовательных потребностей;
- между новыми требованиями к квалификации управленческих кадров на всех уровнях управления образовательной системой и недостаточным уровнем знаний управленцев различного уровня в вопросах менеджмента, экономики, юриспруденции;
- между необходимостью повышения экономической эффективности управления системой материального обеспечения образовательных учреждений и отсутствием системы оценки качества оказываемых образовательными учреждениями бюджетных услуг на основе показателей, учитывающих основные результаты образовательной и финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений;
- между сложившейся системой управления отраслью и необходимостью регламентации всех управленческих процедур на основе стандартов управления, создания систем менеджмента качества на всех уровнях управления и систем оценки качества управленческой деятельности.
К 2020 году в муниципальной образовательной системе должен произойти комплекс общесистемных изменений:
а) действует система бюджетного финансирования, ориентированная на результат, в рамках которой:
- все типы образовательных учреждений финансируются на основе нормативно-подушевого принципа, при этом муниципальные задания определяют каждому муниципальному образовательному учреждению требования к составу, качеству и объему, условиям, порядку и результатам оказания образовательных услуг муниципальными образовательными учреждениями;
- дополнительные ресурсы направляются на поддержку учреждений-лидеров, успешно реализующих инновационные образовательные проекты;
- действует гибкая система заработной платы педагогов, выводящая ее на уровень, сопоставимый со средним уровнем зарплаты в городе и стимулирующая качество работы;
- частные образовательные организации вовлечены в оказание гарантированных бесплатных муниципальных образовательных услуг, что приводит к конкуренции образовательных организаций разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств.
б) произойдет оптимизация сети образовательных учреждений, направленная на удовлетворение образовательных запросов жителей города Челябинска, предприятий и организаций различных форм собственности, органов власти различных уровней, в рамках которой:
- большая часть бюджетных образовательных учреждений перейдет в статус автономных образовательных учреждений, что позволит им самостоятельно распоряжаться как бюджетными (направленными на финансирование задания учредителя), так и заработанными средствами, привлекать инвестиции. Приоритет перехода в автономные отдан, прежде всего, системе дошкольного и дополнительного образования детей;
- создаются социо-культурные комплексы, в рамках деятельности которых школы берут на себя лидирующую роль, координируя и управляя реализацией не только образовательных, но и иных востребованных социальных функций, отнесенных к полномочиям муниципалитета (а следовательно, и финансируемых им). Прежде всего данные комплексы появляются в обособленных и удаленных микрорайонах города, в которых отсутствует развитая социальная инфраструктура;
- появляются сетевые образовательные учреждения с разветвленной сетью филиалов, обеспечивающих одинаково высокое качество обучения и воспитания всем обучающимся, формируются и развиваются образовательные "бренды";
- происходит дальнейшая дифференциация образовательных учреждений, в т.ч. посредством создания старших профильных школ, школ раздельного обучения и т.д.;
- создаются и эффективно функционируют ресурсные площадки по внедрению и распространению инноваций, способствующие развитию муниципальной образовательной системы.
в) изменится система управления образованием на муниципальном уровне и уровне образовательных учреждений:
- на основе новых информационных технологий выстроена система сбора, обработки и анализа достоверной и достаточной информации о функционировании муниципальной образовательной системы, необходимой для принятия своевременных управленческих решений;
- на уровне муниципальных органов управления образованием и во всех образовательных учреждениях функционируют органы общественного и самоуправления (попечительские, управляющие и др. советы), наделенные реальными полномочиями по управлению образовательными учреждениями и осуществлению контроля качества предоставляемых образовательных услуг; развиваются механизмы эффективного взаимодействия административных и общественных органов управления;
- созданные некоммерческие организации, обеспечивают внебюджетную финансовую поддержку образовательных учреждений при условии участия благотворителей в управлении ОУ; обеспечена открытость и прозрачность деятельности данных организаций;
- муниципальные образовательные учреждения регулярно предоставляют потребителям и общественности информацию о своей деятельности, используя в том числе современные информационные технологии, традиционной становится практика обеспечения информационной открытости и прозрачности муниципального общеобразовательного учреждения путем распространения публичных докладов;
- возрастает роль профессионального самоуправления, активизируется деятельность педагогических советов образовательных учреждений, общественных профессиональных объединений (ассоциаций);
- создана система общественных рейтингов образовательных учреждений;
- развивается социальное партнерство в сферах дошкольного, общего и дополнительного образования с обеспечением паритета выполнения обязательств.
г) муниципальная система образования будет интенсивно взаимодействовать с международной, федеральной и региональной системами образования через систему договоров и соглашений;
д) произойдут значительные кадровые изменения:
- внедрение системы оплаты труда, ориентированной на результат, приведет к значительному повышению заработной платы у руководителей, имеющих высокие достижения в профессиональной деятельности, и притоку в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных менеджеров;
- нарастающее давление со стороны потребителей и профессионального сообщества на неквалифицированных и непрофессиональных управленцев приведет к обновлению кадрового корпуса;
- созданная система непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации руководителей обеспечит потребности муниципальной образовательной системы в высокопрофессиональных кадрах.
Предложенная Стратегия развития системы общего образования г. Челябинска на период до 2020 года представляет собой документ, включающий видение будущего, цели и задачи развития образования до 2020 года, направления деятельности и анализ ресурсов. Для её реализации необходимо организовать разработку стратегического плана.
Начальник Управления |
А.И. Кузнецов |
Приложение 1.
Внесистемные и внутрисистемные факторы,
влияющие на функционирование и развитие муниципальной образовательной системы
Территориальные факторы
Существенное влияние на развитие города и системы образования оказывает географическое положение Челябинска. Город находится в центре страны, здесь размещаются производства, имеющие стратегический и оборонный характер.
Административное устройство города (разделение на 7 районов) определило структуру управления отраслью (Управление по делам образования г. Челябинска и 7 районных органов управления образованием), а наличие целого ряда изолированных поселков, вошедших в территорию муниципального образования в 2004-2005 годах (поселки Смолино, Новосинеглазово, Чурилово, Сосновка) усложняет используемые управленческие механизмы и вызывает необходимость дополнительных мер по выравниванию уровня социального обеспечения жителей данных территорий.
Интенсивная застройка центральной части города делает невозможным увеличение площадей образовательных учреждений за счет введения в строй новых объектов образовательной инфраструктуры. Увеличение сети возможно только за счет повышения эффективности использования имеющихся площадей.
Существенное влияние в обозримой перспективе окажет интенсивная экспансия города на периферию и прилегающие к городской черте территории (например, Краснопольская площадка).
Экономические факторы
Челябинск является крупнейшим в России индустриальным центром. Основными составляющими экономической структуры являются:
1. Обрабатывающие производства (металлургическое производство, производство готовых металлических изделий, машиностроение) - 56,1%.
2. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 10%.
3. Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 15,8%.
4. Транспорт и связь - 11,1%.
5. Прочие виды деятельности - 7%.
За последние пять лет - с 2003 г. по 2007 г. - темпы роста промышленного производства города составили 149%, а объем промышленной продукции вырос с 95,6 млрд. руб. до 252,3 млрд. руб.
Происходит рост промышленного производства и, как следствие, рост налогооблагаемой базы и увеличение налоговых поступлений в бюджет городского округа, что в значительной мере определяет позитивную динамику дохода городского бюджета последних лет: 2005 г. - 9368 млн. руб., 2006 г. - 10810 млн. руб., 2007 г. - 16601 млн. руб.
Благодаря развитию экономики наблюдается рост благосостояния населения. Среднемесячные доходы на душу населения увеличились с 7361 руб. в 2004 году до 17579 руб. в 2007 году, или в 2,4 раза.
Экологические факторы
В городе насчитывается 86 предприятий, производящих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Общее количество загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников выделения, составляет более 700 тысяч тонн в год.
В целом, в городе создалась напряженная экологическая ситуация за счет загрязнения атмосферного воздуха, почвы, поверхностных водоемов химическими отходами производств, выхлопными газами автомобилей, воздействием физических, климатических и социальных факторов жизнедеятельности жителей, что вызывает необходимость создания специальных здоровьесберегающих условий в образовательных учреждениях и формирования экологической культуры у обучающихся.
Демографические факторы
Большое влияние на сеть образовательных учреждений оказывает демографическая ситуация в городе, в частности, изменение количества детей дошкольного и школьного возраста.
За период с 1992 г. по 2007 г. население Челябинска сократилось на 16,5 тыс. чел.
Начиная с 2006 года контингент обучающихся в школах города снизился более чем на 10 тыс., впервые за новейшую историю города опустившись ниже уровня 100 тысяч. По прогнозу, снижение количества учеников будет продолжаться до 2009 года включительно. При этом на фоне снижения численности населения города за последние четыре года наметился устойчивый рост рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения увеличилось с 10,1 чел до 10,9 чел). Этому способствует улучшение социально-экономической обстановки в регионе и политика государства, направленная на повышение ценности семьи, материнства и детства.
Национально-культурные факторы
В Челябинске проживают представители более 100 национальностей, основными из которых являются русские (75%), башкиры (7%), татары (5%), украинцы (от 2%). Значительный прирост миграционных потоков привел к появлению в мегаполисе таджикской, грузинской, армянской, азербайджанской диаспор. Открываются национальные культурные центры и негосударственные образовательные учреждения, способствующие изучению детьми родного языка, традиций, истории и культуры своего народа.
Социокультурные факторы
Челябинск обладает развитой социокультурной инфраструктурой: к услугам горожан 8 театров, 2 филармонии, 4 музея, цирк, картинная галерея, органный зал, кинотеатры, клубы и библиотеки.
Основные показатели социальной инфраструктуры города
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Число больничных учреждений |
48 |
47 |
46 |
47 |
45 |
45 |
43 |
Число доступных библиотек (на конец года) |
73 |
71 |
69 |
68 |
66 |
61 |
61 |
Число музеев, включая филиалы |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
Число посещений музеев, включая филиалы на 100 чел. |
11 |
11 |
13 |
15 |
12 |
14 |
20 |
Число учреждений культурно-досугового типа (на конец года) |
37 |
34 |
32 |
32 |
31 |
29 |
29 |
Численность специалистов культурно-досуговой деятельности |
514 |
476 |
482 |
713 |
432 |
372 |
344 |
Профессиональные театры (на конец года) |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Число посещений театров, (тыс. чел) |
555,7 |
480,2 |
433,3 |
492,5 |
557,9 |
552,2 |
497,1 |
Число спортивных сооружений |
|
|
|
|
1660 |
1680 |
1751 |
При этом наблюдается уменьшение числа доступных библиотек и числа музеев, включая филиалы, и, как результат, начиная с 2000 года - сокращение численности специалистов культурно-досуговой деятельности. Наиболее сложная ситуация с социально-культурным обеспечением складывается в изолированных поселках города.
Городскими властями создаются все необходимые условия для развития физкультуры и спорта. В городе действует 1778 спортивных сооружений, в том числе 14 стадионов, 330 спортивных залов, 19 бассейнов, 12 водных станций, 27 лыжных баз. В течение года проводится более 400 спортивных мероприятий.
Челябинск является одним из признанных центров науки и системы профессионального образования. Основной базой для формирования научного и образовательного потенциала являются научно-исследовательские учреждения; образовательные учреждения высшего профессионального образования и средне-специального образования.
Крупнейшими вузами города являются Южно-Уральский государственный университет, Челябинский государственный университет, Агроинженерный и Педагогический университеты, Медицинская академия, Академия культуры и искусства, Академия физической культуры, Уральский социально-экономический институт, Челябинский институт Уральской академии государственной службы, в которых учатся более 113 тыс. студентов.
Криминогенная обстановка
Начиная с 1993 г., в городе наблюдается рост числа зарегистрированных преступлений: от 25,9 тыс. в 1993 г. и до 38,6 тыс. в 2006 г.
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Количество преступлений |
28305 |
27841 |
22616 |
24252 |
27966 |
35466 |
38635 |
35983 |
Однако благодаря освоению технологий индивидуальной работы, развитию системы социально-педагогической поддержки детей и семей, открытию профильных учреждений по работе с детьми "группы риска", включенности образовательных учреждений в систему межведомственного взаимодействия, на сегодняшний день отмечается тенденция снижения правонарушений, совершенных учащимися школ г. Челябинска.
На 01.06.2008 г. на учете в ПДН УВД районов состоит 615 человек (на 01.06.2007 г. - 804 человека).
С целью совершенствования работы по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних в городе с 2003 г. действует институт школьных инспекторов.
Максимальная приближенность "школьных" инспекторов к проблемам закрепленных за ними учебных заведений позволила установить усиленный контроль за детьми, входящими в группу риска. Активизировалась работа по выявлению и постановке несовершеннолетних правонарушителей на внутришкольный педагогический учет и профилактический учет в ОВД. Обеспечено выявление на ранней стадии неблагополучных семей, оперативное принятие мер по улучшению в них микроклимата. Таким образом, несмотря на общее увеличение количества преступлений, в городе созданы необходимые условия для повышения качества профилактической работы, вследствие чего отмечена динамика снижения криминогенного фона в образовательных учреждениях.
Развитие институтов гражданского общества
На 1 октября 2007 г. по данным Главного управления федеральной регистрационной службы по Челябинской области зарегистрированы 2731 общественная организация и 1781 некоммерческая организация и партнерство.
Это профессиональные союзы - 25% от общего числа зарегистрированных организаций, т.е. около 500 по городу. 266 спортивных общественных объединений и 135 некоммерческих спортивных организаций и благотворительных фондов. Политических организаций в городе примерно 160, общественных молодежных организаций - около 70.
Членами общественных и некоммерческих организаций являются около 9% жителей города, участвуют в гражданских инициативах, акциях, мероприятиях около 3,9%.
Инновационная деятельность
Образовательная система Челябинска имеет достаточный опыт участия в инновационных проектах. С 2000 года под руководством МОиН Челябинской области учреждения города участвовали в следующих экспериментах:
- по апробации нового содержания и структуры общего образования;
- по введению Единого государственного экзамена;
- по апробации независимой системы оценки уровня освоения выпускниками основной школы общеобразовательных программ (сдача экзаменов независимым муниципальным экзаменационным комиссиям);
- Международные сравнительные исследования качества общего образования;
- по проблемам развития детской социальной инициативы.
В январе 2008 года издан аннотированный каталог итогов опытно-экспериментальной деятельности учреждений города Челябинска.
За три года в рамках национального проекта из бюджетов всех уровней поддержаны 233 образовательных учреждения, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В 2007 году городской Администрацией впервые введена система грантовой поддержки учреждений, осуществляемая на конкурсной основе. За два года муниципальный грант получили 76 учреждений всех типов и видов.
Три лицея города на Всероссийском конкурсе получили звание "Лучшая школа России" (2006 г. - лицеи N 11 и N 31; 2007 г. - лицей N 37). По сравнению с 2006 годом на 16,6% увеличилось количество учреждений с высоким качеством результатов обучения и воспитания, 75% родителей отметили повышение качества и удовлетворены качеством предоставляемого образования в учреждениях города.
Актуальной задачей является разработка механизмов, позволяющих оценить эффективность использования вложенных финансовых средств (кроме материальных приобретений).
Информатизация
Национальный проект "Образование" активизировал процессы развития информационно-образовательной среды города:
- Сегодня все школы города имеют, как минимум, по одному компьютерному классу, 51% школ имеют по два и более класса, количество школьников на один компьютер уменьшилось с 54 в 2005 году до 24 в 2008.
- Завершена работа по созданию регулярно обновляемых школьных сайтов, подключены к сети Интернет 100% общеобразовательных учреждений, 94,7% учреждений дополнительного образования, 32% дошкольных учреждений, в 100% школ проведена локальная сеть в кабинетах информатики. 100% общеобразовательных учреждений имеют автоматизированные рабочие места учителей предметников.
- Создан и функционирует Портал Управления по делам образования г. Челябинска http:\\www.chel-edu.ru, являющийся информационным и методическим ресурсом для педагогов города, позволяющий работать с учреждениями в режиме реального времени.
- С 2005 года в рамках проекта "Информатизация системы образования" на базе 6 образовательных учреждений города функционировали межшкольные методические центры, ставшие площадками повышения квалификации для руководителей учреждений, учителей, библиотекарей, методистов. По утвержденным программам прошли обучение 78% педагогических работников школ.
- Методистами ММЦ проведены учебные семинары по использованию учебно-методических комплексов нового поколения и цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе.
- Весной 2008 года начал работу МОУ ДПО "Учебно-методический центр г. Челябинска". Он не только обеспечит сопровождение профессиональной деятельности педагогов, но и примет на себя ряд функций, несвойственных органам управления образованием, которые в настоящее время они выполняют.
Поддержка одаренных детей и талантливых педагогов.
Дети Челябинска - неоднократные победители и призеры интеллектуальных, спортивных, художественно-эстетических олимпиад, соревнований, конкурсов областного, Всероссийского и международного уровней. Челябинская область занимает 5-е место в рейтинге регионов России - участников Всероссийской предметной олимпиады школьников, уступив г. Москве, г. Санкт-Петербургу, Республике Татарстан, Московской области, более половины побед для области завоевали ученики школ Челябинска. Ежегодно наибольшее количество победителей и призеров Всероссийских предметных олимпиад готовят педагоги лицеев N 31, 11, 77, 82, гимназий N 80, 23, 26.
Лидерами по количеству победителей и призеров стали школы Челябинска в IV олимпиаде по основам наук Уральского федерального округа. По результатам всероссийских мероприятий конкурса "Шаг в будущее" школьники Челябинска неоднократно завоевывали Большой научный кубок России.
По заказу Управления по делам образования г. Челябинска разработана и апробирована компьютерная программа "Одаренные дети", которая позволяет получить и обобщить информацию об одаренных детях города, в 2008 году в банке данных представлена информация на 1 560 школьников.
Большая роль отводится 11 создаваемым предметным лабораториям для работы с одаренными детьми на базе учреждений города. Ежегодно Глава города вручает стипендии Администрации в размере 10 тысяч рублей - 100 лучшим ученикам-победителям и призерам Международных, Всероссийских олимпиад и конкурсов. За высокие достижения в учебе, спорте и художественном творчестве лучшим ученикам и воспитанникам районов ежегодно вручаются стипендии глав Администраций районов. Челябинские школьники в течение трех лет получают премии Президента РФ и Губернатора Челябинской области.
В городе при поддержке Администрации города, депутатов Челябинской городской Думы, администраций районов проводятся конкурсы профессионального мастерства "Педагог дошкольного учреждения", "Учитель года", "Педагог внешкольник", "Педагог специального (коррекционного) образования, "Сердце отдаю детям" (специалистов воспитания и дополнительного образования), "Самый классный Классный". Впервые в 2008 году в городе проведены конкурсы "Руководитель образовательного учреждения года", "Педагогический дебют". Дважды педагоги Челябинска становились победителями Всероссийского конкурса "Учитель года" - Шилов В.В. (1999 г.), Иоголевич И.А. (2005 г.), 6 раз - областного.
В 2008 году из бюджета города на поощрение педагогов в рамках проведения конкурсов профессионального мастерства выделено 1 620 тыс. руб., что почти в три раза превышает финансирование 2006 г. (без учёта депутатских и спонсорских средств).
Приложение 2
Результаты социологических исследований
Приложение 3
Понятийный словарь
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) - использование компьютера для поиска, передачи, сохранения, структурирования и обработки информации. В понятие "обработка информации" включается также создание новой информации на основе (с использованием) уже имеющейся.
Индикатор (от лат. indicator - указатель) - доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта. В экспериментальной ситуации И. замещают, обнаруживают, представляют другие характеристики изучаемого объекта, обычно не доступные наблюдению и измерению
Инклюзивное образование (с англ. - включенное) - дает возможность всем учащимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в институте.
Инновация (позднелат. innovatio, англ. innovation - нововведение) - явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание ("социализировались"); закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности.
Интегрированное обучение - процесс совместного обучения и воспитания детей с ограничениями здоровья и не имеющих таких ограничений - посредством создания дополнительных специализированных условий.
Лекотека (от шведского leco (игрушка) и греческого theke (хранилище) - собрание игрушек.
Модернизация (от греч. moderne - новейший) - усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы.
Мониторинг (от лат. monitor - напоминающий, надзирающий) - непрерывное наблюдение за объектами, анализ их деятельности как составная часть управления.
Обучение дистанционное - способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся.
-------------------------------------------
*(1) - Более подробную информацию о внесистемных и внутрисистемных факторах можно посмотреть в Приложении 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Администрации города Челябинска от 11 декабря 2008 г. N 24/2 "О принятии Стратегии развития муниципальной образовательной системы города Челябинска на период до 2020 года"
Текст решения официально опубликован не был