Уставный суд Челябинской области в составе председательствующего - председателя суда Еремеева Е.Г., судей Гусенкова А.А., Камалова О.А., Оглезневой Е.Г., Титовой Е.В., с участием заявителя Московца В.В., представителя заявителя - адвоката Лепехина А.Г., представителя Челябинской городской Думы Беловолова Е.С., представителей Администрации города Челябинска Васильченко П.А., Литвиной З.И., руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 59-1 Устава (Основного Закона) Челябинской области (далее - Устав области), пунктом 1 части 1 статьи 3, статьей 33, частью 5 статьи 34, статьями 78-1, 78-2 Закона Челябинской области от 27 октября 2011 года N 220-ЗО "Об Уставном суде Челябинской области" (далее - Закон об Уставном суде), рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Уставу области пунктов 19, 29, 33, подпункта 4 пункта 39 Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 11 апреля 2006 года N 12/1 "Об утверждении Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске" (далее - Положение N 12/1; Положение о публичных слушаниях).
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Московца Василия Викторовича о проверке на соответствие Уставу области пунктов 19, 29, 33, подпункта 4 пункта 39 Положения о публичных слушаниях.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу области пункты 19, 29, 33, подпункт 4 пункта 39 Положения о публичных слушаниях.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Гусенкова А.А., объяснения заявителя и его представителя, представителя Челябинской городской Думы, представителей Администрации города Челябинска, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Челябинской области установил:
1. В Уставный суд Челябинской области (далее - Уставный суд) поступило обращение гражданина Московца В.В. о проверке на соответствие Уставу области решения Челябинской городской Думы от 11 апреля 2006 года N 12/1 "Об утверждении Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске" в части пунктов 19, 29, 33, подпункта 4 пункта 39 данного Положения. Требования заявителя сводятся непосредственно к оспариванию:
- пункта 19 Положения о публичных слушаниях, в соответствии с которым при проведении публичных слушаний по вопросу проекта Устава города Челябинска либо проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав города Челябинска публичные слушания назначаются решением Челябинской городской Думы. Проект Устава города Челябинска либо проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав города Челябинска подлежат официальному опубликованию. После их публикации оргкомитет (комиссия) по проведению публичных слушаний ведет учет поступающих в письменном виде предложений от лиц, имеющих право на участие в публичных слушаниях. Поступившие предложения систематизируются и представляются участникам публичных слушаний в составе материалов публичных слушаний;
- пункта 29 Положения о публичных слушаниях, устанавливающего, что публикуемая информация о проведении публичных слушаний должна содержать: тему и вопросы публичных слушаний, информацию об инициаторах их проведения, указание времени и места проведения публичных слушаний, порядок и сроки приема предложений по обсуждаемым вопросам и регистрации лица в качестве участника публичных слушаний, контактную информацию оргкомитета (комиссии), иную информацию согласно действующему законодательству;
- пункта 33 Положения о публичных слушаниях, содержащего требования о том, что для регистрации в качестве участника публичных слушаний лицо, имеющее право на участие, подает в оргкомитет (комиссию) в письменной форме предложения по вопросу публичных слушаний. Регистрация участников и прием письменных предложений по вопросам публичных слушаний заканчиваются за три дня до заседания по вопросам публичных слушаний;
- подпункта 4 пункта 39 Положения о публичных слушаниях, на основании которого участники слушаний, эксперты вправе знакомиться с документами публичных слушаний (проектом муниципального правового акта, являющегося вопросом публичных слушаний).
По мнению заявителя, органы местного самоуправления в городе Челябинске не исполняют своих обязанностей по информированию жителей города о предмете и времени проведения публичных слушаний, что влечет нарушение прав граждан на участие в решении вопросов местного значения и на благоприятную окружающую среду. Кроме того, способы и методы информирования населения города Челябинска о возможности участия в публичных обсуждениях по вопросам местного значения перед публичными слушаниями являются неэффективными, не позволяют ознакомиться с проектом муниципального правового акта и обеспечить участие в публичных слушаниях заинтересованных жителей муниципального образования. Оспариваемые правовые нормы Положения о публичных слушаниях не предусматривают обязательность предварительного опубликования всех документов, выносимых на публичные (общественные) слушания, в том числе проектов планировки территории. Вследствие этого невозможно сформировать позицию по вопросам, подлежащим обсуждению на публичных слушаниях, тем самым нарушается такой общий принцип организации местного самоуправления, как решение вопросов местного значения исходя из интересов населения, а также нарушаются права жителей города Челябинска на свободное получение информации и на благоприятную окружающую среду. Недостаточность информирования граждан по вопросам публичных слушаний влечет за собой нелегитимность принимаемых решений. В частности, пункт 29 Положения N 12/1 не предусматривает публикацию проекта планировки территории в полном объеме, что влечет ограничение права жителей на ознакомление с материалами публичных слушаний.
Заявитель также полагает, что пункт 33 Положения N 12/1 незаконно возлагает на граждан, желающих принять участие в публичных слушаниях, обязанность внесения письменных предложений до начала их проведения, что невозможно без предварительного изучения документации по вопросу публичных слушаний. Оспариваемым Положением о публичных слушаниях не регламентирован порядок проведения экспозиции демонстрационных материалов.
В целом заявитель считает, что обжалуемые нормы Положения N 12/1 не соответствуют статьям 2, 4, 10 Устава области, что влечет нарушение прав граждан на участие в решении вопросов местного значения и на благоприятную окружающую среду.
Представитель Челябинской городской Думы с требованиями, изложенными в жалобе, не согласился, полагая, что оспариваемые заявителем пункты 19, 29, 33, подпункт 4 пункта 39 Положения о публичных слушаниях соответствуют федеральному законодательству. По его мнению, оспариваемые нормы, включая пункт 29 Положения N 12/1, не нарушают прав заявителя и соответствуют Уставу Челябинской области, поскольку не запрещают участникам публичных слушаний знакомиться со всеми документами по вопросам публичных слушаний. Считает, что пункт 33 Положения о публичных слушаниях также соответствует Уставу Челябинской области, так как не исключает возможности предварительного ознакомления любого лица с материалами публичных слушаний в рамках экспозиции, на основе чего могут быть выработаны и представлены в оргкомитет предложения по вопросу публичных слушаний. Утверждая о соответствии оспариваемых норм Положения о публичных слушаниях федеральному законодательству и Уставу области, считает, что в практике их применения имеет место дефект исполнения этих норм.
Представители Администрации города Челябинска указали, что оспариваемые пункты Положения N 12/1 соответствуют Уставу Челябинской области, не ограничивают прав заявителя и жителей города Челябинска на участие в местном самоуправлении, не нарушают прав граждан на благоприятную окружающую среду.
2. Согласно статье 12 и части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения.
В Челябинской области признается и гарантируется местное самоуправление, под которым понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Челябинской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (статья 10 Устава Челябинской области).
По вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам или иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Порядок организации и проведения публичных слушаний, проводимых для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (части 1 и 4 статьи 7, части 1 и 4 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Как закреплено статьей 19 Устава города Челябинска, для реализации права граждан на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления и публичного обсуждения проектов муниципальных правовых актов и иных общественно значимых вопросов в городе Челябинске могут проводиться публичные (общественные) слушания. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске, утверждаемым решением Челябинской городской Думы.
Согласно Уставу города Челябинска в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Положения N 12/1, Челябинская городская Дума как представительный орган муниципального образования города Челябинска по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает нормативные правовые акты в форме решений, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Челябинского городского округа (подпункт 1 пункта 1 статьи 11, пункт 1 статьи 20 Устава города Челябинска).
Таким образом, при утверждении оспариваемого Положения N 12/1 Челябинская городская Дума, действуя в пределах своей компетенции, реализовала собственные полномочия в области местного самоуправления по правовому регулированию вопросов порядка организации и проведения публичных слушаний.
Решение Челябинской городской Думы N 12/1 "Об утверждении Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске" принято Челябинской городской Думой третьего созыва 11 апреля 2006 го да, опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" N 66 за 13 апреля 2006 года, в "Сборнике нормативных правовых актов Челябинской городской Думы третьего созыва" N 11 за 25 апреля 2006 года, подписано Главой города Челябинска и вступило в силу со дня его официального опубликования.
В связи с изложенным оспариваемое Положение о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске, утвержденное решением Челябинской городской Думы от 11 апреля 2006 года N 12/1, принято компетентным органом с соблюдением формы, установленного порядка принятия, издания, подписания, опубликования и введения нормативного акта в действие.
3. Согласно части 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими или юридическими лицами в судебном порядке. Проверка соблюдения требований законодательства при проведении конкретных публичных (общественных) слушаний, в том числе с позиции применения норм оспариваемого Положения N 12/1, связана с проверкой правомерности действий (бездействия) конкретных должностных лиц, надлежащего осуществления компетентными органами и должностными лицами обязанности по исполнению действующего законодательства. Разрешение такого рода вопросов в силу статей 118, 120 и 126 Конституции Российской Федерации, включая исследование и оценку фактических обстоятельств, равно как и выбор норм права, подлежащих применению, относится к компетенции судов общей юрисдикции, а проверка законности и обоснованности состоявшихся судебных решений - к полномочиям судов вышестоящих инстанций. Указанный подход в вопросе разграничения компетенции соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О.
Уставный суд, учитывая данную правовую позицию во взаимосвязи с положением части 5 статьи 3 Закона об Уставном суде, приходит к выводу, что оценка фактических условий проведения конкретных публичных слушаний не относится к компетенции Уставного суда, как она определена в статье 59-1 Устава области и статье 3 Закона об Уставном суде.
Вместе с тем, Уставный суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого правового акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, как это установлено частью 1 статьи 70 Закона об Уставном суде. Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 7 ноября 2012 года N 24-П, следует, что предметом рассмотрения в процессе конституционного судопроизводства может быть толкование нормы судом в конкретном деле. Таким образом, оспариваемые нормы Положения о публичных слушаниях являются по настоящему делу предметом проверки на соответствие Уставу Челябинской области как с точки зрения содержания указанных норм, так и с точки зрения официального толкования и сложившейся практики их применения, в том числе при проведении отдельных публичных слушаний в городе Челябинске.
4. Из системного анализа положений статьи 34, части 3 статьи 78-1 Закона об Уставном суде следует, что жалобы граждан о проверке законов Челябинской области, иных нормативных правовых актов Челябинской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления на соответствие их Уставу области подлежат рассмотрению Уставным судом при условии, что закон Челябинской области, иной нормативный правовой акт Челябинской области, нормативный правовой акт органа местного самоуправления затрагивают права и охраняемые законом интересы заявителя и применены органом государственной власти или органом местного самоуправления либо применены (подлежат применению) в отношении заявителя в конкретном деле, рассмотрение которого начато или завершено в суде.
Решением Ленинского районного суда города Челябинска от 30 августа 2012 года по делу N 2-2593/2012 Московцу В.В. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения начальника Главного управления архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска, председателя оргкомитета по организации и проведению публичных слушаний Градобоева Д.С. о признании публичных слушаний 17 мая 2012 года состоявшимися, рекомендации к утверждению документации по планировке территории транспортной развязки на пересечении улиц Худякова и Университетская Набережная, реконструкции улицы Худякова в Центральном районе города Челябинска и возложении обязанности по проведению повторных публичных слушаний. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 04 декабря 2012 года по делу N 11-9307/2012 решение Ленинского районного суда города Челябинска от 30 августа 2012 года оставлено без изменения.
Мотивируя отказ в иске, суд первой инстанции сослался на пункт 29 Положения о публичных слушаниях. Остальные нормы из числа оспариваемых заявителем, а именно: пункты 19 и 33, подпункт 4 пункта 39 Положения N 12/1, в вынесенных судебных актах в качестве основания отказа в иске не приведены. Из других материалов дела также не явствует применение в отношении заявителя положений пунктов 19, 33 и подпункта 4 пункта 39 Положения о публичных слушаниях.
Таким образом, из числа оспариваемых заявителем пунктов Положения N 12/1 судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретного дела в отношении заявителя был применен только пункт 29 данного Положения. Вместе с тем нормы пунктов 19, 33, подпункта 4 пункта 39 Положения о публичных слушаниях в отношении заявителя не применялись.
Уставный суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части правового акта, которая рассматривается на предмет соответствия Уставу области, как это закреплено в части 2 статьи 70 Закона об Уставном суде. Поскольку заявителем Положение N 12/1 обжаловано не в полном объеме, а в части отдельных пунктов, Уставный суд, будучи связанным предметом обращения, обязан оценить условия допустимости жалобы в отношении каждой из обжалуемых частей нормативного акта и не вправе рассматривать вопрос о соответствии Уставу иных норм Положения N 12/1, что следует из взаимосвязанных положений статей 34, 70, 78-1 Закона об Уставном суде.
Поскольку установленные Законом об Уставном суде условия допустимости обращения выполняются только в отношении части предмета жалобы (в отношении пункта 29 Положения о публичных слушаниях), то в остальной части, а именно, в части обжалования пунктов 19, 33, подпункта 4 пункта 39 Положения N 12/1, обращение заявителя не может быть признано соответствующим требованиям Закона об Уставном суде. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 65 Закона об Уставном суде производство по делу подлежит прекращению, если выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению. Одним из таких оснований согласно пункту 4 части 1 статьи 41 Закона об Уставном суде является несоответствие обращения требованиям данного Закона.
Таким образом, производство по настоящему делу в части обжалования заявителем пунктов 19, 33, подпункта 4 пункта 39 Положения о публичных слушаниях подлежит прекращению. В связи с этим жалоба заявителя является допустимой и подлежит рассмотрению Уставным судом лишь в части пункта 29 оспариваемого Положения N 12/1.
5. Источником власти в Челябинской области является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти области и органы местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 4 Устава области).
В области признается и гарантируется местное самоуправление (часть 1 статьи 10 Устава области).
В соответствии с положениями Устава области (части 1 и 2 статьи 2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью; в области признается и гарантируется осуществление всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, Уставом области, общепризнанными принципами и нормами международного права.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2), устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 3).
Во исполнение названных установлений, во взаимосвязи с другими положениями Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (статья 12), Федеральный закон N 131-ФЗ закрепляет общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении как одной из форм осуществления народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (статья 1).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, то есть не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц. Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
Уставный суд приходит к выводу, что надлежащее информирование населения при организации и проведении публичных слушаний следует рассматривать как один из принципов, направленных на реализацию перечисленных выше конституционных прав граждан.
Закрепляя основы правового регулирования по вопросу проведения публичных слушаний, часть 4 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ выделяет ряд последовательных стадий публичных слушаний:
- заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний;
- заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта;
- принятие мер, обеспечивающих участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования;
- опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Аналогичным образом выделяются стадии организации публичных (общественных) слушаний в оспариваемом заявителем Положении о публичных слушаниях. Так, в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 Положения N 12/1 организация публичных слушаний - это деятельность, направленная на оповещение о времени и месте проведения слушаний, ознакомление населения города Челябинска и иных лиц, указанных в подпунктах 2 - 7 пункта 32 данного Положения, с вопросом публичных слушаний, обнародование результатов публичных слушаний и иные организационные меры, обеспечивающие участие жителей в публичных слушаниях.
Оспариваемый заявителем пункт 29 Положения N 12/1 содержится в разделе 6, регулирующем вопросы информационного обеспечения публичных слушаний на стадии их подготовки, и расположен непосредственно после пункта 28, согласно которому оргкомитет (комиссия) заблаговременно извещает население города через средства массовой информации о проводимых публичных слушаниях. Учитывая расположение обжалуемой нормы в системе правового акта и ее взаимосвязь с иными нормами обжалуемого правового акта, Уставный суд приходит к выводу, что пункт 29 Положения N 12/1 устанавливает требования к информации, публикуемой на стадии оповещения жителей о времени и месте проведения публичных слушаний, и не распространяется на последующие стадии публичных слушаний. Регламентация иных стадий публичных слушаний, включая заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, является предметом других пунктов Положения N 12/1, в частности, пунктов 24 и 48.
Требования к объему и содержанию информации, подлежащей опубликованию в качестве объявления о готовящихся публичных слушаниях, установленные обжалуемым пунктом 29 Положения N 12/1, по мнению Уставного суда, являются достаточными для информирования населения о самом факте проведения публичных слушаний по определенному вопросу. Объявление о проведении публичных слушаний, подлежащее опубликованию на стадии оповещения, необходимо лишь для того, чтобы сформировать интерес у жителей муниципального образования к вопросам публичных слушаний. Реализация возникшего интереса предполагает ознакомление с материалами по вопросу публичных слушаний в полном объеме на последующих стадиях публичных слушаний. К материалам публичных слушаний, подлежащим предоставлению населению для ознакомления, исходя из содержания подпункта 6 пункта 2 Положения N 12/1, относятся проект правового акта по вопросам местного значения, предплановая, предпроектная и проектная документация, по которым проводятся публичные слушания.
Необходимо отметить, что стадия ознакомления с вопросами публичных слушаний предполагает различные способы предоставления информации о материалах публичных слушаний. Поскольку вопросы публичных слушаний непосредственно связаны с реализацией полномочий органов местного самоуправления и предполагают участие населения в местном самоуправлении, информирование населения о проводимых публичных слушаниях должно отвечать требованиям Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". В соответствии со статьей 6 данного Федерального закона доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться, в частности, следующими способами:
- обнародование (опубликование) органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
- размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";
- размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
- присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях органов местного самоуправления;
- предоставление информации о деятельности органов местного самоуправления по запросу заинтересованных лиц.
С учетом приведенных законоположений ознакомление жителей города с материалами публичных слушаний может производиться путем опубликования в средствах массовой информации, но такой способ является не единственно возможным. Для ознакомления заинтересованных жителей с материалами публичных слушаний могут быть использованы и иные перечисленные в законе способы информирования (ознакомления), выбор которых должен производиться с учетом необходимости эффективного информирования населения о материалах публичных слушаний.
Предоставление информации помимо опубликования иными способами, прямо допускаемыми федеральным законодательством, само по себе не может расцениваться как ограничение права граждан на информацию. Данная правовая позиция не исключает того, что степень эффективности и полноты информирования заинтересованных жителей о материалах, выносимых на публичные слушания, может быть оценена судом общей юрисдикции или арбитражным судом в качестве одного из обстоятельств, имеющих юридическое значение для определения правомерности проведения конкретных публичных слушаний.
Действия по ознакомлению населения с проектом муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, являются обязанностью организаторов, исполнение которой в соответствии с пунктом 24 Положения о публичных слушаниях возлагается на оргкомитет (комиссию). Обязанность ознакомления с результатами проведенных публичных слушаний вытекает из пункта 48 Положения N 12/1, согласно которому оргкомитет (комиссия) обеспечивает публикацию итогового документа публичных слушаний в средствах массовой информации не позднее 15 дней со дня проведения публичных слушаний.
Однако, как указано выше, жалоба заявителя в части, подлежащей рассмотрению Уставным судом по настоящему делу, касается только нормы пункта 29 Положения N 12/1. Нормативные правила пунктов 24 и 48 предметом жалобы заявителя по настоящему делу не являются, в связи с чем не могут оцениваться Уставным судом (часть 2 статьи 70 Закона об Уставном суде).
На основании изложенного Уставный суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт 29 Положения о публичных слушаниях, как определяющий требования к оповещению жителей города о проведении публичных слушаний и не подлежащий применению к иным стадиям публичных слушаний, не нарушает прав населения города Челябинска на участие в местном самоуправлении, не препятствует ознакомлению с материалами публичных слушаний и участию жителей муниципального образования в публичных слушаниях. Таким образом, данная норма не нарушает принципов организации местного самоуправления, провозглашенных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и гарантированных Уставом области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3, 5, 6, 34, 68, 69, 70, 75, 78-1, 78-4 Закона Челябинской области от 27 октября 2011 года N 220-ЗО "Об Уставном суде Челябинской области", Уставный суд Челябинской области постановил:
1. Признать пункт 29 Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 11 апреля 2006 года N 12/1, соответствующим Уставу (Основному Закону) Челябинской области.
2. Прекратить производство по делу в части, касающейся проверки на соответствие Уставу (Основному Закону) Челябинской области пунктов 19, 33, подпункта 4 пункта 39 Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 11 апреля 2006 года N 12/1.
3. Настоящее Постановление является окончательным, не может быть пересмотрено иным судом, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в официальном издании органов государственной власти области - газете "Южноуральская панорама" в течение 14 календарных дней после его провозглашения.
Председательствующий |
Е.Г. Еремеев |
Судья |
А.А. Гусенков |
Судья |
О.А. Камалов |
Судья |
Е.Г. Оглезнева |
Судья |
Е.В. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного суда Челябинской области от 11 июля 2013 г. N 007/13-П "По делу о проверке соответствия Уставу (Основному Закону) Челябинской области пунктов 19, 29, 33, подпункта 4 пункта 39 Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 11 апреля 2006 года N 12/1 "Об утверждении Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске", в связи с жалобой гражданина Московца В.В."
Текст постановления опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 18 июля 2013 г. N 107