Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от 21 декабря 2016 г. N 567-П настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению Администрации
Златоустовского городского округа
от 29 ноября 2013 г. N 485-П
Муниципальная программа
Златоустовского городского округа "Управление муниципальными финансами и обеспечение сбалансированности бюджета Златоустовского городского округа"
6 февраля, 12 мая 2014 г., 6 февраля, 25 мая, 11 августа, 29 декабря 2015 г., 18 февраля, 6 мая, 18 августа, 24 октября, 7, 21 декабря 2016 г.
Паспорт
муниципальной программы Златоустовского городского округа "Управление муниципальными финансами и обеспечение сбалансированности бюджета Златоустовского городского округа" (далее - муниципальная программа)
I. Характеристика текущего состояния, основные показатели и анализ рисков реализации муниципальной программы
1. Настоящая муниципальная программа разработана на основании Перечня муниципальных программ Златоустовского городского округа, утвержденного распоряжением Администрации Златоустовского городского округа от 08.11.2012 г. N 1951(1)-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ Златоустовского городского округа" в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации от 13.06.2013 г. "О бюджетной политике в 2014-2016 годах", Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Златоустовского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 23.06.2011 года N 252-п.
Мероприятия муниципальной программы направлены на совершенствование механизмов управления муниципальными финансами в целях обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета Златоустовского городского округа и, соответственно, повышения уровня и качества жизни граждан Златоустовского городского округа.
2. Современное состояние и развитие системы управления муниципальными финансами в Златоустовском городском округе характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, связанной с организацией бюджетного процесса в Златоустовском городском округе, эффективным использованием бюджетных средств в рамках приоритетных задач, стоящих перед исполнительными органами местного самоуправления Златоустовского городского округа на всех стадиях бюджетного процесса, обеспечением устойчивости и сбалансированности бюджета Златоустовского городского округа в долгосрочной перспективе.
3. В период 2011-2012 годов осуществлялась реализация долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов в Златоустовском городском округе на 2011 - 2012 годы", аналогичная программа реализовывалась и в 2013 году, а также осуществлялась реализация ведомственной целевой программы "Совершенствование бюджетной и налоговой политики Златоустовского городского округа на 2012 - 2014 годы", в результате чего:
1) осуществлен переход к формированию и утверждению бюджета на очередной финансовый год и плановый период: внесены изменения в Положение о бюджетном процессе муниципального образования - Златоустовский городской округ, в Порядок составления проекта бюджета Златоустовского городского округа, График подготовки и рассмотрения материалов, необходимых для составления проекта решения о бюджете Златоустовского городского округа на очередной финансовый год, разработки среднесрочного финансового плана и создания бюджетной комиссии.
В результате бюджет Златоустовского городского округа, начиная с 2012 года, утверждается на три года, что позволило обеспечить преемственность и предсказуемость бюджетной политики, долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджета Златоустовского городского округа;
2) совершенствованы процедуры разработки, утверждения, реализации и оценки долгосрочных и ведомственных целевых программ.
Эффективность реализации программ оценивается ежегодно по утвержденной методике: определяется их эффективность за прошедший год и за весь период действия программы в случае истечения срока ее реализации.
В результате проведенной работы в сфере бюджетного планирования 90 процентов расходов бюджета Златоустовского городского округа в 2012 году переведено в программно-целевой формат (в 2009 году - 75 процентов), возросла доля долгосрочных целевых программ с достаточной эффективностью в общем количестве реализуемых за счет средств бюджета Златоустовского городского округа долгосрочных целевых программ с 57 % в 2010 году до 92 % в 2012 году.
В целях совершенствования программно-целевого метода формирования бюджета Златоустовского городского округа в Златоустовском городском округе осуществлена работа по формированию "программного бюджета", начиная с бюджета на 2014-2016 годы, в том числе внесены соответствующие изменения в муниципальные правовые акты Златоустовского городского округа, принят Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Златоустовского городского округа, утвержден перечень муниципальных программ Златоустовского городского округа и организована работа по их разработке;
3) всеми главными распорядителями бюджетных средств разработаны и реализуются ведомственные планы повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента.
Создана система оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. С 1 полугодия 2011 года Финансовым управлением осуществляется проведение ежеквартального и ежегодного мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета, отчеты о котором размещаются на официальном сайте Златоустовского городского округа.
Осуществление финансового менеджмента ориентировано, главным образом, на создание условий и методологическое обеспечение внутренних преобразований и совершенствования процедур внутри главных распорядителей средств бюджета.
Проведенный мониторинг качества финансового менеджмента за 2011 и 2012 годы показал положительную динамику средней итоговой оценки главных распорядителей средств.
В рамках совершенствования системы мониторинга качества финансового менеджмента в декабре 2012 года, в апреле 2013 года, в апреле 2014 года и в феврале 2016 года были внесены изменения в Положение об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств и главными администраторами доходов бюджета Златоустовского городского округа, утвержденный постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 30.03.2011 г. N 118-п.
С 2011 года главными распорядителями бюджетных средств разрабатывались Доклады о результатах и основных направлениях деятельности на предстоящий финансовый год (далее именуются - ДРОНДЫ), которые являлись по существу планами действий исполнительных органов местного самоуправления Златоустовского городского округа, увязанных с реализацией стратегических направлений развития Златоустовского городского округа.
В этот период все исполнительные органы местного самоуправления Златоустовского городского округа осуществляли свою деятельность на основании утвержденных ДРОНДОВ, разработанных в соответствии с Положением о порядке подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, утвержденным постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 23.09.2010 г. N 322-п.
С 2014 года бюджет Златоустовского городского округа формируется в соответствии с Положением о бюджетном процессе муниципального образования - Златоустовский городской округ в разрезе муниципальных программ. Муниципальные программы в своей структуре содержат положения, аналогичные докладам о результатах и основных направлениях деятельности.
С 2011 года утверждаются перечни муниципальных услуг (работ), оказываемые (выполняемые) подведомственными исполнительным органам местного самоуправления Златоустовского городского округа муниципальными учреждениями.
Базовая роль в сфере оказания муниципальных услуг возложена на формирование муниципальных заданий на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ) в соответствии с постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 12.07.2016 г. N 309-П "Об утверждении Положения о порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания".
Муниципальные задания на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ) формируются исполнительными органами местного самоуправления Златоустовского городского округа для каждого муниципального учреждения, участвующего в предоставлении муниципальных услуг (выполнении работ).
4. Златоустовский городской округ проводит взвешенную политику в области управления муниципальным долгом. До 2013 года округ не привлекал кредиты кредитных организаций. Однако в 2013 году Президентом России была поставлена задача по увеличению средней заработной платы работников бюджетной сферы до уровня средней по региону, выполнить эту задачу стало возможным только с привлечением муниципальных заимствований.
На 1 января 2015 года муниципальный долг составил 102 000 тыс. рублей. Первоначальный бюджет на 2015 год был утвержден с дефицитом в сумме 63 046,9 тыс. руб., источником покрытия дефицита предусматривались кредиты кредитных организаций.
В 2015 году заключено соглашение с Министерством финансов Челябинской области, которым установлена обязательная процедура согласования при осуществлении муниципальных заимствований. Привлечение кредитов кредитных организаций Министерство финансов не согласовало, бюджет был уточнен без дефицита. В конце 2015 года в связи с поступлением дополнительных доходов был досрочно погашен кредит в сумме 45 000 тыс. руб., привлеченный в бюджет в 2013 году.
5. В результате планомерной и постоянной работы всех участников бюджетного процесса по повышению эффективности расходования бюджетных средств, улучшению качества финансового менеджмента Златоустовский городской округ по итогам 2012 года стал призером VI Всероссийского конкурса "Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами", по результатам оценки качества управления муниципальными финансами Министерством финансов Челябинской области Златоустовский городской округ признан городским округом с надлежащим качеством организации бюджетного процесса.
По результатам проведенной Министерством Финансов Челябинской области за 2014 год оценки соблюдения органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области требований бюджетного законодательства, Златоустовский городской округ вошёл в число 11 муниципальных образований с высоким уровнем организации бюджетного процесса, что соответствует I степени качества соблюдения требований бюджетного законодательства и качества управления муниципальными финансами.
6. Все указанные мероприятия позволили вывести систему управления муниципальными финансами Златоустовского городского округа на качественно новый уровень, однако остается ряд проблем, требующих решения:
стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей бюджетной и налоговой политики городского Златоустовского городского округа;
несоблюдение условий качественного и своевременного предоставления главными распорядителями бюджетных средств бюджетной отчётности;
низкий уровень мотивации исполнительных органов местного самоуправления Златоустовского городского округа (главных распорядителей средств бюджета), а также муниципальных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
недостаточно высокое качество финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств;
недостаточный уровень открытости и публичности информации о деятельности исполнительных органов местного самоуправления Златоустовского городского округа и муниципальных учреждений.
Для решения указанных проблем и задач Программы разработаны мероприятия муниципальной программы.
7. Реализация мероприятий муниципальной программы связана с различными группами рисков, обусловленных как внутренними факторами, зависящими от исполнителя (технологические риски и организационные риски), так и рисками, относящимися к внешним (изменения законодательства и внешней экономической ситуации, риски финансового обеспечения). Оказать существенное влияние на последнюю категорию исполнитель не может, поскольку это выходит за пределы его возможностей.
Комплексная оценка и информация о предполагаемых рисках, полученные на этапе подготовки муниципальной программы, в значительной степени упрощают оперативное управление действиями исполнителей и способствуют предупреждению негативных тенденций, связанных с невыполнением поставленных задач.
8. К внешним факторам могут быть отнесены:
1) возможные изменения в социально-экономической и политической обстановке Российской Федерации, а также в финансово-бюджетной сфере;
2) изменения законодательства Российской Федерации и Челябинской области, касающегося сферы качества управления муниципальными финансами и повышения эффективности бюджетных расходов, в части регулирования порядка определения объемов межбюджетных трансфертов муниципальному образованию, приведшему к их снижению;
3) принятие решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
Анализ рисков воздействия внешних факторов:
1) направленность мероприятий муниципальной программы на повышение качества управления муниципальными финансами, обеспечение сбалансированности бюджета Златоустовского городского округа, повышение эффективности бюджетных расходов Златоустовского городского округа в случае ухудшения финансовой ситуации будет носить еще более ярко выраженный антикризисный характер, а необходимость их проведения усилится;
2) социальная обстановка в Златоустовском городском округе на сегодня благоприятствует реализации программных мероприятий: заработная плата выплачивается своевременно, постоянно повышается. Задолженность по иным социальным обязательствам отсутствует. Вероятность изменения социальной обстановки взаимосвязана с характером проходящих экономических процессов. В условиях сжатых сроков реализации муниципальной программы неблагоприятные изменения социальной обстановки не приведут к политическим последствиям и, следовательно, свертыванию муниципальной программы. Кроме этого, основная цель муниципальной программы - обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Златоустовского городского округа, повышение качества управления муниципальными финансами, т.е. укрепление бюджета округа как главного гаранта благосостояния и качества жизни населения, наоборот, направлена, в конечном счете, на стабилизацию социального климата. Негативное влияние этого фактора во многом снимается за счет подготовки и создания общественного мнения населения Златоустовского городского округа в необходимости повышения качества управления муниципальными финансами;
3) в связи с необходимостью поддержания сбалансированного бюджета Златоустовского городского округа принятие новых (увеличение действующих) расходных обязательств бюджета Златоустовского городского округа находится на контроле Главы Златоустовского городского округа, заместителя Главы Златоустовского городского округа по экономике и финансам и Финансового управления.
Тем не менее, в период реализации муниципальной программы могут быть приняты "политические" решения по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств, что потребует изыскания источников для их обеспечения, усилит дисбаланс бюджета Златоустовского городского округа и потребует принятия соответствующих мер как на уровне исполнительной власти, так и на уровне Собрания депутатов Златоустовского городского округа.
Для минимизации данного риска реализации муниципальной программы в целях обеспечения сбалансированности бюджета Златоустовского городского округа необходимо при формировании бюджета Златоустовского городского округа на очередной финансовый год и плановый период руководствоваться проектировками предельных объемов бюджетных ассигнований, рассчитанными Финансовым управлением.
Кроме того, в целях ограничения принятия "популистских" решений как на уровне исполнительных органов местного самоуправления Златоустовского округа, так и на уровне Собрания депутатов Златоустовского городского округа, увеличивающих расходы и(или) уменьшающих доходную часть бюджета Златоустовского городского округа, в рамках установленных согласительных процедур следует отстаивать позицию объективности и целесообразности принятия соответствующих решений.
9. К внутренним факторам можно отнести:
1) нарушение сроков реализации как отдельных мероприятий, так и всей муниципальной программы в целом;
2) ограничение финансирования по причине неблагоприятных социально-экономических процессов в Златоустовском городском округе;
3) проблема координации деятельности большого числа участников;
4) низкий уровень квалификации исполнителей и участников;
5) неприятие идей повышения качества управления муниципальных финансов, эффективности бюджетных расходов участниками, нежелание преобразований.
Анализ рисков воздействия внутренних факторов:
1) Программа построена исходя из принципа реалистичности реализации мероприятий. Однако, при принятии новых муниципальных правовых актов в силу ограниченности сроков необходимости их принятия и высокой загруженности органов местного самоуправления текущей работой возможны нарушения сроков принятия документов.
2) Опасность создает вероятное сопротивление реализации муниципальной программы со стороны руководителей и специалистов органов местного самоуправления и муниципальных учреждений.
Риски, определенные внутренними факторами, будут минимизироваться путем осуществления организационных, разъяснительных мероприятий.
Для исключения рисков невыполнения задач муниципальной программы необходимо:
1) детально проработать схему взаимодействия участников и исполнителей процессов реализации муниципальной программы;
2) координировать деятельность участников и исполнителей по реализации мероприятий программы;
3) контролировать достижение поставленных задач;
4) осуществлять проведение аналитических мероприятий;
5) осуществлять корректировку показателей и мероприятий муниципальной программы;
6) регулярно осуществлять информационную поддержку реализации мероприятий муниципальной программы;
7) проводить повышение квалификации и переподготовку муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, принимающих участие в реализации муниципальной программы;
8) привлекать консультационные организации и экспертов, имеющих опыт проведения работ по совершенствованию системы управления муниципальными финансами и эффективности бюджетных расходов;
9) стимулировать деятельность исполнителей.
10. Основные риски реализации муниципальной программы и меры по их минимизации сгруппированы и представлены в таблице 1:
Таблица 1
Основные риски реализации муниципальной программы и меры по их минимизации
N п/п |
Наименование группы рисков (описание рисков) |
Меры по снижению рисков |
1 |
2 |
3 |
1. |
Непредсказуемость изменений федерального и регионального законодательства в бюджетной и налоговой сферах |
осуществление мониторинга изменений действующего законодательства с оценкой возможных последствий принятия тех или иных правовых актов, мониторинга экономической ситуации в России, Челябинской области |
2. |
Риск изменения экономической ситуации в мировой финансовой системе, в том числе риск изменения экономической обстановки в Златоустовском городском округе, влекущее снижение собственного доходного потенциала бюджета Златоустовского городского округа, в т.ч. в связи с изменениями функционирования основных бюджетообразующих предприятий |
|
3. |
Принятие решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами |
руководство проектировками предельных объемов бюджетных ассигнований, рассчитанными Финансовым управлением; осуществление контроля за принятием новых (увеличению действующих) расходных обязательств; организация взаимодействия с главными распорядителями средств бюджета по сбору предложений по приостановлению (отмене) расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами |
4. |
Недостаточный уровень квалификации сотрудников по отдельным направлениям муниципальной программы |
организация обучения сотрудников |
5. |
Риск невыполнения мероприятий в связи с вновь возникшими финансовыми, техническими и организационными сложностями |
мониторинг и контроль соблюдения сроков выполнения мероприятий и анализ причин их нарушения |
6. |
Возможные изменения структуры органов местного самоуправления Златоустовского городского округа или их функций в ближайшие годы |
проведение изменений системы управления Златоустовского городского округа во взаимосвязи с реализацией основных направлений программы |
7. |
Организационная инертность отдельных органов местного самоуправления и муниципальных учреждений при реализации мероприятий муниципальной программы |
мониторинг исполнительской дисциплины и максимальное использования внутренних ресурсов для выполнения мероприятий муниципальной программы |
11. Необходимость достижения стратегических целей социально-экономического развития Златоустовского городского округа в условиях ограниченности бюджетных ресурсов увеличивает необходимость принятия и реализации системных мер по дальнейшей модернизации системы управления финансами путем реализации комплекса взаимоувязанных мероприятий в рамках муниципальной программы.
12. Муниципальная программа имеет существенные отличия от большинства других муниципальных программ Златоустовского городского округа. Она является "обеспечивающей", то есть ориентирована (через развитие правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе органов местного самоуправления, реализующих другие муниципальные программы, условий и механизмов их реализации.
Поэтому муниципальная программа не может быть непосредственно увязана с достижением определенных конечных целей долгосрочной стратегии развития Златоустовского городского округа, обеспечивая значительный (по ряду направлений - решающий) вклад в достижение практически всех стратегических целей, в том числе - путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста за счет обеспечения экономической стабильности и соблюдения принятых ограничений по налоговой и долговой нагрузке.
13. Ожидаемыми основными результатами реализации муниципальной программы являются обеспечение исполнения расходных обязательств Златоустовского городского округа при сохранении экономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы округа, оптимальной налоговой и долговой нагрузки с созданием механизмов и условий для оценки результативности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления, а также достижение и соблюдение определенных целевых параметров, характеризующих состояние и (или) тенденции динамики бюджетной и налоговой системы, а также "качество" бюджетной, налоговой и долговой политики, нормативно-правового регулирования и методического обеспечения, организации процедур бюджетного и налогового администрирования.
II. Приоритеты муниципальной политики Златоустовского городского округа в сфере реализации муниципальной программы, основные цели, задачи и показатели результативности муниципальной программы
14. Приоритетами муниципальной политики Златоустовского городского округа в сфере реализации муниципальной программы являются:
1) организация совершенствования бюджетного процесса;
2) повышение финансовой устойчивости бюджета Златоустовского городского округа;
3) повышение эффективности использования средств бюджета Златоустовского городского округа;
4) обеспечение публичности бюджета Златоустовского городского округа.
Исходя из данных приоритетов сформулированы цель и задачи муниципальной программы.
15. Цель муниципальной программы - обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Златоустовского городского округа, повышение качества управления муниципальными финансами.
16. Для достижения цели муниципальной программы необходимо обеспечить реализацию следующих задач муниципальной программы:
1) повышение качества формирования и исполнения бюджета Златоустовского городского округа, формирования бюджетной отчетности;
2) проведение взвешенной и предсказуемой бюджетной политики и укрепление собственной доходной базы Златоустовского городского округа;
3) создание условий для повышения эффективности использования средств бюджета Златоустовского городского округа и качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета;
4) эффективное управление муниципальным долгом Златоустовского городского округа;
5) обеспечение надежности и прозрачности бюджетного процесса в Златоустовском городском округе.
17. Задача 1 "Повышение качества формирования и исполнения бюджета Златоустовского городского округа, формирования бюджетной отчетности".
Конечным результатом решения данной задачи являются разработка и предоставление Администрации Златоустовского городского округа в установленные сроки и соответствующего требованиям бюджетного законодательства проекта решения о бюджете Златоустовского городского округа на очередной финансовый год и плановый период, качественная организация исполнения бюджета Златоустовского городского округа, утверждение решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа отчета об исполнении бюджета Златоустовского городского округа.
От качества и своевременности подготовки проекта решения бюджета Златоустовского городского округа зависит стабильность функционирования органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, своевременность и полнота осуществления социальных выплат населению, а также экономическая ситуация в целом в Златоустовском городском округе.
При подготовке проекта бюджета Златоустовского городского округа необходимо, прежде всего, обеспечить выполнение расходных обязательств Златоустовского городского округа, установленных нормативными правовыми актами Златоустовского городского округа.
Решение указанной задачи предполагает также организацию исполнения бюджета Златоустовского городского округа в соответствии с требованиями бюджетного законодательства при минимальном по значению и в полном объеме, обоснованном отклонении от утвержденных решением о бюджете параметров.
Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении бюджета Златоустовского городского округа позволяет оценить выполнение расходных обязательств Златоустовского городского округа, предоставить участникам бюджетного процесса необходимую для анализа, планирования и управления бюджетными средствами информацию, обеспечить подотчетность деятельности органов местного самоуправления и администраторов бюджетных средств, оценить финансовое состояние муниципальных учреждений.
18. Задача 2. "Проведение взвешенной и предсказуемой бюджетной политики и укрепление собственной доходной базы Златоустовского городского округа".
Предсказуемая бюджетная политика подразумевает долгосрочную сбалансированность бюджета Златоус
<< Назад |
Приложение 1. >> Перечень целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы Златоустовского городского округа "Управление муниципальными... |
|
Содержание Постановление Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от 29 ноября 2013 г. N 485-П "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.