Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Златоустовского городского округа, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной Программы
1. Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям по итогам 2015 года составил 1073,2 млн. рублей. Темп роста к аналогичному периоду 2014 года составил 142,8 процентов.
За 2015 год среднемесячная заработная плата по крупным и средним организациям Златоустовского городского округа сложилась в размере 24 555,8 рублей, что на 5,2 процента выше, чем в аналогичном периоде 2014 года. Реальная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) сократилась на 8,05 процентов.
По состоянию на 01.01.2016 года уровень зарегистрированной безработицы составил 2,13 процента (на 01.01.2015 года - 1,7), численность зарегистрированных безработных увеличилась до 1 790 человек, что на 379 человек больше чем в 2014 году.
Наблюдается снижение численности населения Златоустовского городского округа со 172,16 тыс. человек до 171,26 тыс. человек на конец 2015 года.
В 2015 году родилось 1,85 тыс. человек, что на 10,88 процента меньше, аналогичного периода 2014 года, число умерших за 2015 год составило 2,40 тыс. человек (что на 3,89 процента меньше уровня аналогичного периода прошлого года).
За 2015 год миграционное сальдо составило (-) 282 человека, что на 23,4 процента меньше, чем в 2014 году.
По итогам 2015 года среднегодовая численность постоянного населения Златоустовского городского округа составила 171,7 тыс. человек.
Одним из стратегических направлений развития Златоустовского городского округа в течение последних лет является малый бизнес. Малое предпринимательство создает условия для обеспечения стабильности в обществе, формирует средний класс, пополняет местный бюджет, снимает социальную напряженность, создает рабочие места, способствует развитию инфраструктуры экономики Златоустовского городского округа.
По итогам 2015 года в округе зарегистрировано порядка 1300 малых предприятий и около 3,7 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Всего в малом бизнесе трудится порядка 30,5 тысяч человек.
Одним из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития Златоустовского городского округа является создание условий для улучшения качества жизни населения, в том числе за счет развития инфраструктуры товарных рынков, создания конкурентной среды, формирования системы мониторинга проблемных товарных рынков, обеспечения качества и безопасности товаров, услуг.
В Златоустовском городском округе приоритетами социально-экономического развития является обеспечение комфортных условий проживания населения, рост уровня и качества жизни. В силу чего, необходимо усилить защиту интересов местных производителей, содействовать формированию равных стартовых условий для добросовестной конкуренции. В торговых точках города должны быть товары, в первую очередь, местного производства.
Расширение линейки производимой продукции, привлечение инвестиционных средств на модернизацию производства, развитие логистических систем. Повысить спрос помогут такие маркетинговые ходы, как размещение информации о предприятии и выпускаемой продукции в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет, участие в международных и межрегиональных выставках-ярмарках. Последнее позволит расширить торгово-экономические связи, наладить новые партнерские отношения, усовершенствовать систему сбыта продукции. Не менее важное условие - это налаженное взаимодействие с продовольственными магазинами. Все это будет способствовать привлечению продукции, производимой местными производителями на прилавки округа и области.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует развитию конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма. Потребительский рынок играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышения благосостояния нации.
Предпринимательский вклад в развитие экономики округа можно значительно увеличить за счет качественных характеристик предпринимательства. Этому способствуют рыночные факторы - увеличение платежеспособности населения округа соответственно, спроса на товары и услуги на потребительском рынке, а также расширение производства товаров и услуг для крупных предприятий и муниципального сектора.
Развитие предпринимательства должно существенно усилить роль малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии Златоустовского городского округа, в том числе:
1) насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами;
2) рост доходов и уровня социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской сфере;
3) повышение образовательного уровня участников предпринимательской деятельности;
4) развитие кооперационных связей внутри сектора, а также между крупными промышленными предприятиями и субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - СМиСП);
5) привлечение инвестиций в экономику округа.
Несмотря на улучшение правовых и финансово-экономических условий для деятельности СМиСП на территории Златоустовского городского округа имеются проблемы, препятствующие его дальнейшему развитию.
Отсутствует конкурентная среда для развития малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На деятельности малого и среднего бизнеса негативно сказывается рост тарифов на транспортные услуги, электроэнергию, аренду земли и зданий и помещений. Остается слабо востребованным научный потенциал округа, поэтому необходимо активизировать работу по инновационным направлениям малого и среднего бизнеса. Развитие инфраструктуры необходимо также для решения другой задачи малого и среднего бизнеса - вовлечения в предпринимательскую деятельность незанятого населения: молодежи, женщин, инвалидов.
Серьезной проблемой для развития малого и среднего предпринимательства остается недостаток инвестиций для приобретения современного оборудования. Кредитные ресурсы банков остаются недоступными для многих малых и, прежде всего, начинающих и инновационных предприятий, не имеющих собственных свободных денежных средств и необходимого залогового обеспечения. Снижение стоимости заемных средств возможно через предоставление субсидий на уплату части процентной ставки по банковским кредитам, а также через развитие небанковской региональной кредитно-заемной системы, сети микрокредитования. Необходимость поддержки СМиСП связана также с компенсацией неравных условий, в которых они находятся по сравнению с крупными предприятиями. Развитие предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, имея потенциал, осуществляется лишь при условии целенаправленного содействия со стороны всех организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства.
Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 05.07.2013 г. N 28-ЗГО утверждена Стратегия и Комплексная программа социально-экономического развития Златоустовского городского округа до 2030 года (далее - Стратегия). Мероприятия Стратегии направлены на повышение инвестиционной привлекательности Златоустовского городского округа, создание эффективной инвестиционной инфраструктуры и стимулирование широкой технологической модернизации отраслей экономики.
Стратегия будет способствовать решению основных задач, которые направлены на улучшение инвестиционного климата и создание новых, высокопроизводительных рабочих мест на основе лучших региональных практик.
К числу таковых относятся: реальное положение и перспективы предприятий, характеризующиеся показателями динамики выпуска продукции (услуг), динамики фонда заработной платы и численности занятых, динамики цен на аналогичную продукцию, платежеспособности и эффективности производства и сбыта продукции, ее конкурентоспособности, возможности привлечения внешних, в том числе зарубежных инвесторов.
2. Эффективность реализации мероприятий муниципальной Программы зависит от эффективности принимаемых организационно - распорядительных решений, своевременности и полноты финансирования запланированных мероприятий. При соблюдении вышеуказанных условий риск неисполнения мероприятий можно оценить как минимальный.
При реализации муниципальной Программы и для достижения поставленных целей необходимо учитывать возможные финансовые, социальные и прочие риски.
Важнейшими условиями успешной реализации муниципальной Программы является минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения, принятие оперативных мер по корректировке мероприятий и показателей муниципальной Программы.
По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации муниципальной Программы существенными являются следующие риски:
1) социальные риски - связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики Златоустовского городского округа, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией.
2) финансовые риски - связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования.
К прочим рискам относится неоднородность финансовых возможностей бюджета Златоустовского городского округа, что приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения им собственных полномочий в области финансовой поддержки (например - деятельности местных товаропроизводителей Златоустовского городского округа).
Меры управления рисками реализации муниципальной Программы основываются на следующем анализе: наибольшее отрицательное влияние из вышеперечисленных рисков на реализацию муниципальной Программы могут оказать реализация финансовых рисков.
В рамках муниципальной Программы отсутствует возможность управления вышеуказанными рисками. Возможен лишь оперативный учет последствий их проявления.
В рамках данной муниципальной Программы минимизация указанных рисков возможна на основе:
1) своевременной корректировки перечня основных мероприятий и показателей муниципальной Программы;
2) регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий муниципальной Программы.
Минимизация социальных рисков возможна на основе совершенствования нормативно-правового регулирования в области финансовой поддержки (например - деятельности местных товаропроизводителей).
Минимизация прочих рисков достигается в ходе регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий муниципальной Программы.
Златоустовский городской округ обладает весьма широким спектром туристских ресурсов, которые представлены следующими видами туризма:
Культурно - познавательный туризм, охватывающий посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей.
В настоящее время на территории города находятся памятники истории и культуры, функционируют государственные и муниципальные учреждения культуры: театр, музей, библиотеки, культурно-досуговые учреждения, выставочный зал и т.д. Наиболее привлекательные объекты туристских маршрутов в городе Златоусте - Ансамбль Башни - колокольни на Красной горке с прилегающий к нему "Горный парк им. П.П. Бажова", Ансамбль исторических зданий, Городской краеведческий музей и другие. На территории Златоустовского городского округа находится 49 памятников архитектуры, истории и культуры.
Этнографическое наследие определяется сохраненными до настоящего времени ремеслами: изготовление гравюры на стали и холодного украшенного оружия.
Событийный туризм предусматривает собой путешествия, приуроченные к проведению народных праздников, дней города, фестивалей, конкурсов, выставок, ярмарок. Такие мероприятия отмечены значительной массовостью, что позволяет активизировать продажу изделий традиционных ремесел и сувениров, организовать дополнительные культурные программы.
В Златоусте проходят Всероссийский фестиваль духовой музыки "Уральские фанфары", Всероссийский конкурс "Роза ветров "Москва - Златоуст транзит", Всероссийский фестиваль гравюры и холодного украшенного оружия, Всероссийский фестиваль современной хореографии "Евразия - шанс".
Оздоровительный туризм направлен на восстановление человеческих сил, физического состояния человека (туриста). На данный момент в Златоустовском городском округе есть один санаторий-профилакторий "Металлург".
Деловой и конгрессный (научно-деловой) туризм. Данный вид туризма представляет собой поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса (участие в конференциях, различных мероприятиях, политических событиях), а также туризм, ориентированный на проведение и обслуживание конгрессов, симпозиумов, съездов, конференций, собраний. На территории Златоустовского городского округа расположены конференц-залы в гостинице "Таганай" и офис - центре "Дом контор".
Спортивный туризм связан с поездками с целью активного или пассивного участия в спортивных мероприятиях. На территории города расположены три стадиона, спортивные комплексы "Строитель" и "Локомотив", Центр олимпийской подготовки "Уралочка", бассейны "Сталь" и "Таганай" и другие небольшие объекты. Также в Златоусте есть горнолыжная трасса называемая "Канатка". В 2015 году закончено строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с искусственным ледовым покрытием "Таганай".
На территории Златоуста находится национальный парк "Таганай". На территории национального парка можно посетить уникальные природные объекты. Каждый год в июне на территории Национального парка "Таганай" проходит открытый фестиваль авторской песни "Черная скала".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.