Рассмотрев протест прокурора г. Златоуста от 07.11.2013 г. N 864ж-2012 на решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 12.03.2013 г. N 11-ЗГО "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 06.07.2012 г. N 30-ЗГО "Об утверждении Правил благоустройства территории Златоустовского городского округа" и учитывая доводы протеста, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Златоустовского городского округа, Собрание депутатов Златоустовского городского округа решает:
1. Внести в Правила благоустройства территории Златоустовского городского округа, утвержденные решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 06.07.2012 г. N 30-ЗГО (в редакции решения Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 12.03.2013 г. N 11-ЗГО) (далее - Правила) изменение согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее решение в официальных средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комиссию по городской инфраструктуре и жизнеобеспечению.
4. Копию данного решения направить прокурору г. Златоуста.
Председатель Собрания депутатов |
П.Н. Варганов |
Глава Златоустовского городского округа |
В.А. Жилин |
Пояснительная записка
к проекту решения СД ЗГО "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 06.07.2012 г. N 30-ЗГО "Об утверждении Правил благоустройства территории Златоустовского городского округа"
Прокурор считает, что последним абзацем пункта 135 Правил благоустройства территории Златоустовского городского округа в редакции решения СД ЗГО от 12.03.2013 г. N 11-ЗГО необоснованно предоставлено собственнику земельного участка право по своему усмотрению без разрешительных документов осуществлять снос зеленых насаждений.
В целом пункт 135 сегодня предусматривает следующее:
"135. Снос (пересадка) зеленых насаждений производится на основании Распоряжения Администрации Златоустовского городского округа.
Снос зеленых насаждений, за исключением зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в частной собственности, может быть разрешен в случае:
1) обеспечения условий для строительства новых и реконструкции существующих зданий, сооружений и коммуникаций инженерной инфраструктуры, предусмотренных утвержденной и согласованной градостроительной документацией;
2) обслуживания объектов благоустройства, коммуникаций инженерной инфраструктуры;
3) ликвидация аварийных и чрезвычайных ситуаций;
4) обеспечения соблюдения нормативов освещения жилых и нежилых помещений;
5) удаления аварийных, сухих, больных зеленых насаждений;
6) необходимости улучшения качественного и видового состава зеленых насаждений.
Снос зеленых насаждений на земельном участке после передачи его в собственность физическому или юридическому лицу осуществляются им по своему усмотрению без оформления разрешительных документов на снос зеленых насаждений.".
Основным доводом прокурора является ссылка на пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", согласно которому спиливание деревьев, кустарников и лиан, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальных, буреломных, сухостойных деревьев не будет относиться к незаконной рубке, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Все остальное - незаконно.
Однако, прокурор в своем протесте умалчивает об условии пункта 15 - если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами.
Управление экологии против удовлетворения протеста со ссылкой на статью 261 ГК РФ, согласно которой:
Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Позиция судебной практики на сегодня по спорному вопросу следующая (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2012 г. N 17АП-7343/12 от 23 августа 2012 г., Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 ноября 2012 г. N Ф09-10444/12 по делу N А60-3783/2012 от 20 ноября 2012 г.):
- гражданским законодательством не предусмотрено возникновение права собственности собственника земельного участка на расположенные на этом земельном участке лесные насаждения, поэтому ссылка на статью 261 ГК РФ является необоснованной,
федеральным законодательством субъекты Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению порядка выдачи разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений и/или разрешения на пересадку зеленых насаждений, расположенных на территории городских округов,
вопрос о выдаче разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений в муниципальном образовании подлежит разрешению на основании норм Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местных нормативных правовых актов по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды (на что также ссылается прокурор в своем протесте).
К вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (ст. 7 названого Закона).
На основании п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.п. 25 п.1 ст. 6 Устава ЗГО к вопросам местного значения городского округа отнесены:
- утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;
- установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;
- организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм);
- использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Поскольку озеленение территорий населенных пунктов предполагает воспроизводство зеленых насаждений (городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники) взамен уничтоженных или поврежденных, судами сделан обоснованный вывод о том, что благоустройство и озеленение территории предполагает и рубку, в том числе санитарную рубку (снос), рубку (обрезку) в целях ухода, а также реконструкцию и пересадку зеленых насаждений, в связи с чем выдача разрешений на снос зеленых насаждений, не относящихся к лесам, на территории муниципального образования, как часть процесса организации благоустройства и озеленения территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В ЗГО НПА в данной сфере являются Постановление Главы Златоустовского городского округа от 21 мая 2009 г. N 134-п "Об утверждении Порядка оформления сноса и определения компенсационной стоимости зеленых насаждений на территории Златоустовского городского округа", которое принято в целях реализации полномочий по решению вопросов местного значения в части организации благоустройства и озеленения территории округа и регулирует порядок выдачи разрешения на рубку (снос) зеленых насаждений, а также решение СД ЗГО N 30-ЗГО в части 1-го абзаца пункта 135, где указано, что снос (пересадка) зеленых насаждений производится на основании Распоряжения Администрации Златоустовского городского округа.
Постановлением Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от 4 декабря 2014 г. N 457-П постановление Главы Златоустовского городского округа от 21 мая 2009 г. N 134-п признано утратившим силу
Учитывая изложенное следует отметить, что в настоящее время законодательство не содержит четкого понятия "зеленый фонд". Определение зеленого фонда, данное в статье 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды", как совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений, является собственно неопределенным, т.к. не исчерпывающим, перечень открыт. Также следует отметить, что Федеральным законом от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ из перечня недвижимого имущества исключены леса и многолетние насаждения, что позволяет считать их принадлежностями к земельному участку, перешедшему в собственность физических или юридических лиц в порядке статьи 135 ГК РФ.
На основании изложенного предлагается последний абзац пункта 135 Правил сформулировать в следующей редакции:
"Снос зеленых насаждений на земельном участке после передачи его в собственность физическому или юридическому лицу осуществляются им в соответствии с действующим законодательством.".
Данная формулировка позволит любым физическим и юридическим лицам исходя из их конкретных условий и данных регулировать свои действия по сносу (рубке) зеленых насаждений на территории округа в соответствии с действующим законодательством.
Консультант СД ЗГО |
Игнатенко С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 12 декабря 2013 г. N 59-ЗГО "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 06.07.2012 г. N 30-ЗГО "Об утверждении Правил благоустройства территории Златоустовского городского округа"
Текст решения официально опубликован не был