Региональное соглашение
между Объединением организаций профессиональных союзов
"Федерация профсоюзов Челябинской области",
Челябинскими региональными объединениями работодателей
"Союз промышленников и предпринимателей", "ПРОМАСС" и
Правительством Челябинской области
на 2014 - 2016 годы
Настоящее Региональное соглашение прекратило действие в связи с истечением срока действия
Зарегистрировано в Министерстве экономического развития
Челябинской области 19 декабря 2013 г. N 385
I. Общие положения
1.1. Объединение организаций профессиональных союзов "Федерация профсоюзов Челябинской области" (далее именуется - Федерация профсоюзов), Челябинские региональные объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей", "ПРОМАСС" (далее именуются - Объединения работодателей) и Правительство Челябинской области (далее именуется - Правительство), далее именуемые Стороны, заключили настоящее Региональное соглашение на 2014-2016 годы (далее именуется - Соглашение).
1.2. Приоритетной целью Соглашения является создание на территории Челябинской области условий, содействующих:
- устойчивому экономическому росту, стимулированию внутреннего и инвестиционного спроса, развитию конкуренции;
- модернизации, диверсификации, ресурсо-эффективности и сбалансированности отраслей экономики;
- созданию высокопроизводительных рабочих мест с современными условиями труда и достойной заработной платой, повышению престижа рабочих профессий;
- ликвидации нелегальной и теневой занятости населения, сокращению разрыва между уровнями общей и регистрируемой безработицы, повышению эффективности контроля привлечения иностранной рабочей силы;
- формированию благоприятного социального климата в обществе;
- росту реальных доходов, уровня жизни и самореализации населения;
- применению на предприятиях и в организациях величины прожиточного минимума трудоспособного населения Челябинской области при установлении минимального размера заработной платы;
- легализации и своевременной выплате заработной платы;
- управлению охраной труда, промышленной и экологической безопасностью;
- защите социально-экономических прав и интересов молодежи, развитию молодежного движения;
- защите материнства, отцовства и детства;
- формированию здорового образа жизни населения, в том числе профилактике и лечению социально значимых заболеваний, развитию детского и молодежного спорта;
- развитию социального партнерства.
Во исполнение цели Соглашения Стороны принимают на себя следующие обязательства:
II. Обязательства сторон
II - 1. В области социально-экономической политики
Стороны совместно
2.1.1. Обеспечивают доведение валового регионального продукта в действующих ценах до конца 2014 года - 948,1 млрд. рублей, 2015 года - 1 034,4 млрд. рублей; 2016 года - 1 138,8 млрд. рублей, а инвестиций в основной капитал до конца 2014 года - 192,0 млрд. рублей; 2015 года - 212,1 млрд. рублей; 2016 года - 237,2 млрд. рублей.
2.1.2. Совершенствуют системы трудового соперничества. Ежегодно организуют конкурсы профессионального мастерства по ведущим профессиям отраслей экономики, привлекая к участию организации профессионального образования. Осуществляют стимулирование развития изобретательского и рационализаторского творчества.
2.1.3. Проводят мониторинг финансового состояния градообразующих предприятий и организаций и их платежеспособности. Своевременно принимают меры по финансовому оздоровлению организаций.
2.1.4. Создают необходимые условия для эффективной работы малого и среднего предпринимательства, его дальнейшего развития, в том числе путем расширения мер государственной поддержки.
2.1.5. Учитывают при ведении переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений принципы достойного труда на основе подходов Международной организации труда.
Правительство
2.1.6. Систематически анализирует, прогнозирует социально-экономическую ситуацию в отраслевом и муниципальном разрезах и доводит соответствующую информацию до Сторон. Информирует Челябинскую областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, действующую в соответствии с Законом Челябинской области от 13.11.2000 г. N 147-ЗО "О Челябинской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", (далее именуется - Комиссия) о тенденциях изменения основных показателей социально-экономического развития, указанных в Приложении к Соглашению, в первом квартале года, следующего за отчетным годом.
2.1.7. Проводит мониторинг уровня тарифов на городской пассажирский транспорт общего пользования, пригородный железнодорожный транспорт, газ, тепловую и электрическую энергию, связь и коммунальные услуги. После проведения консультаций со Сторонами в пределах предоставленных полномочий осуществляет их государственное регулирование, с учетом возможностей областного бюджета.
2.1.8. Осуществляет поддержку сельских товаропроизводителей в рамках государственной программы Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 352-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2014-2020 годы".
Постановлением Правительства Челябинской области от 24 декабря 2015 г. N 690-П постановление Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. N 352-П признано утратившим силу с 1 января 2016 г.
2.1.9. Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (далее именуются - органы местного самоуправления муниципальных образований) принимать действенные меры по недопущению образования кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг муниципальных учреждений перед хозяйствующими субъектами, предоставляющими услуги, учитывает выполнение данной рекомендации при оказании поддержки бюджетам муниципальных образований за счет средств областного бюджета.
2.1.10. Содействует работодателям по модернизации и техническому переоснащению объектов инженерной инфраструктуры и внедрению современных энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном комплексе.
2.1.11. Реализует мероприятия, направленные на:
- развитие малого и среднего предпринимательства;
- развитие инновационной деятельности;
- повышение инвестиционной привлекательности Челябинской области;
- развитие внешнеэкономического потенциала Челябинской области. Организует информационную кампанию по продвижению продукции региональных производителей, на внешний рынок и импортозамещению продукции (товаров) на внутреннем рынке;
- повышение ресурсоэффективности экономики Челябинской области.
2.1.12. Совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований и Объединениями работодателей разрабатывает и реализует мероприятия по созданию новых рабочих мест.
Работодатели
2.1.13. Обеспечивают по запросу органов исполнительной власти Челябинской области (далее именуются - органы исполнительной власти) и органов местного самоуправления муниципальных образований предоставление информации, необходимой для совместной разработки прогноза социально-экономического развития Челябинской области и муниципальных образований Челябинской области (далее именуются - муниципальные образования).
2.1.14. Внедряют инновационные методы управления организациями, осуществляют технологическую модернизацию производства с учетом финансовой возможности.
2.1.15. Предоставляют выборному органу первичной профсоюзной организации формы статистической отчетности и аналитические документы в порядке и объеме, установленном коллективным договором, в том числе обоснования проведения мероприятий, влекущих массовое высвобождение работников, сведения о формировании и расходовании фонда оплаты труда, о системах оплаты труда, включая тарифные ставки (сетки окладов), положения о доплатах и надбавках, обеспечивая защиту персональных данных.
2.1.16. В случае ухудшения финансового состояния работодателя, подачи кредитором (кредиторами) в суд заявления о признании работодателя банкротом извещают об этом выборный орган первичной профсоюзной организации в целях принятия совместных мер по защите социально-трудовых прав работников.
Профсоюзы
2.1.17. Способствуют соблюдению трудовой и технологической дисциплины, рациональному использованию рабочего времени, экономии материальных ресурсов. Осуществляют воспитательную работу, содействуют росту профессионализма и ответственности членов профсоюза.
2.1.18. Осуществляют в пределах предоставленных полномочий защиту интересов работников при приватизации, реструктуризации, перепрофилировании, ликвидации организаций или банкротстве работодателей.
II - 2. В сфере развития рынка труда и сферы занятости населения
Стороны совместно
2.2.1. Создают условия по формированию эффективной политики подготовки и сохранения квалифицированных работников, а также повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Определяют и реализуют меры, направленные на развитие системы профессиональной ориентации молодежи и взрослого населения.
2.2.2. В случае угрозы массовой безработицы разрабатывают на основе взаимных консультаций программу экстренных мероприятий, направленных на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, определяют источники финансирования данных мероприятий.
2.2.3. Включают в отраслевые (межотраслевые) региональные, территориальные, отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения мероприятия, направленные на сохранение, увеличение и повышение качества рабочих мест.
2.2.4. Принимают участие в:
- подготовке предложений в разрабатываемые профессиональные стандарты с учетом результатов общественного обсуждения;
- реализации мероприятий по содействию занятости выпускников организаций профессионального образования.
2.2.5. Относят к критериям массового увольнения показатели численности увольняемых работников за определенный период времени:
- увольнение работников в связи с ликвидацией предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
- сокращение численности или штата работников в количестве 50 и более человек в течение 30 календарных дней, 200 и более человек в течение 60 календарных дней, 500 и более человек в течение 90 календарных дней;
- если общее сокращение численности или штата работников составляет более 10 процентов от общей численности работников.
Правительство
2.2.6. Реализует программные мероприятия по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда, обеспечивает их своевременное финансирование, уделяя особое внимание отраслям экономики, муниципальным образованиям с напряженной ситуацией в сфере занятости населения.
2.2.7. Обеспечивает доступность профессионального образования путем финансирования материально-технической базы областных государственных организаций профессионального образования.
2.2.8. Обобщает практику применения и проводит анализ причин нарушений законодательства в сфере занятости населения, подготавливает соответствующие предложения по его совершенствованию и доводит соответствующую информацию до Сторон.
2.2.9. Организует временное трудоустройство подростков из числа учащихся в свободное от учебы время. Содействует развитию трудовых подростковых отрядов.
2.2.10. Систематически анализирует состав профессий, пользующихся наибольшим спросом на рынке труда, состав безработных граждан, выполнение программных мероприятий по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда и доводит соответствующую информацию до Сторон. Размещает информацию о состоянии рынка труда и количестве безработных граждан в средствах массовой информации.
2.2.11. Информирует граждан и работодателей об услугах государственной службы занятости. Проводит информационно-разъяснительную работу о возможности трудоустройства и профессионального обучения по специальностям, востребованным на рынке труда.
2.2.12. Совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований способствует повышению эффективности кадрового обеспечения учреждений здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты населения.
2.2.13. Организует и проводит ярмарки вакансий, приглашает работодателей к участию в ярмарках вакансий.
2.2.14. Формирует областную систему прогнозирования потребности экономики в квалифицированных работниках на среднесрочную перспективу.
Работодатели
2.2.15. Исходя из собственных потребностей, с учетом финансовой возможности:
- развивают внутрипроизводственное обучение работников;
- организуют повышение квалификации работников;
- поддерживают и развивают шефские связи с организациями профессионального образования;
- направляют работников в организации высшего профессионального образования для получения профильного образования.
2.2.16. Обеспечивают работникам, являющимся единственными кормильцами в семье, преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников на условиях, установленных коллективным договором.
2.2.17. Предоставляют в органы службы занятости населения информацию о наличии (отсутствии) вакантных рабочих мест (должностей), введении режимов неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, временной приостановки работы в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
2.2.18. При наличии возможности организуют прохождение производственной практики для учащихся и студентов организаций профессионального образования, безработных граждан, обучающихся по направлению органов службы занятости населения. Возрождают и развивают институт наставничества.
2.2.19. Не привлекают сторонних работников для замены работников, участвующих в забастовке, а также приостановивших работу в порядке осуществления ими самозащиты трудовых прав.
Профсоюзы
2.2.20. Через отраслевые (межотраслевые) региональные, территориальные, отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения и коллективные договоры добиваются:
- участия в процессах профессионального обучения (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) работников;
- материальной поддержки работников, увольняемых в связи с сокращением численности или штата работников.
II - 3. В области оплаты труда и его тарифного регулирования
Стороны совместно
2.3.1. Обеспечивают в 2014, 2015, 2016 годах принятие и реализацию Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Челябинской области с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения Челябинской области.
См. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Челябинской области на 2015 год
См. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Челябинской области на 2016 год
2.3.2. Осуществляют мониторинг работодателей, нарушающих установленные сроки выплаты заработной платы, оплаты отпусков, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работникам. Принимают меры по недопущению задолженности по заработной плате.
2.3.3. Рекомендуют не изменять существующие системы оплаты труда работников в сторону уменьшения фонда оплаты труда, если такое уменьшение повлечет снижение уровня заработной платы работников.
Правительство
2.3.4. Проводит мониторинг уровня заработной платы работников бюджетной сферы и доводит соответствующую информацию до Сторон.
2.3.5. Проводит консультации с соответствующими профсоюзными организациями по вопросам оплаты труда работников организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета.
2.3.6. Рассматривает вопросы индексации заработной платы работников областных государственных учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета, с учетом возможностей областного бюджета.
2.3.7. Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" предусматривает увеличение фондов оплаты труда отдельным категориям работников областных государственных учреждений с учетом возможностей областного бюджета. Обеспечивает открытость и доступность информации о ходе реализации принятых мер в части повышения заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы.
Работодатели
2.3.8. Проводят индексацию заработной платы соразмерно росту индекса потребительских цен за предыдущий отчетный год в порядке, установленном коллективным договором.
2.3.9. Пересматривают условия труда, вводят новые нормы выработки, нормы времени и тарификацию работ с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации с обязательным предоставлением обоснования в порядке, установленном коллективным договором.
2.3.10. Доводят поэтапно в период действия Соглашения долю заработной платы, включающую в себя тариф (оклад) и компенсационные выплаты (доплаты и надбавки, не связанные с результатами труда работника) до размера не менее 70 процентов от заработной платы, при условии, что размер заработной платы работника не превышает размер средней заработной платы по Челябинской области за предыдущий отчетный год. Порядок поэтапного увеличения устанавливают коллективным договором.
2.3.11. Не допускают непредусмотренных трудовым законодательством видов вознаграждения за труд (натуральные выдачи, страхование) за счет снижения размера заработной платы. Доля заработной платы в неденежной форме не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы.
2.3.12. Включают в коллективные договоры порядок учета и оплаты времени, затрачиваемого на выдачу перед началом работы сменных заданий, нарядов, а также порядок проведения инструктажей, рабочих собраний.
Профсоюзы
2.3.13. Вносят предложения Правительству и работодателям по увеличению заработной платы работников.
2.3.14. Осуществляют контроль за уровнем оплаты труда различных категорий работников, вносят предложения по совершенствованию систем оплаты труда, следят за использованием фондов оплаты труда, ограничением выплаты заработной платы в неденежной форме.
2.3.15. Осуществляют контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы работодателем.
2.3.16. Содействуют совершенствованию организации нормирования труда. Осуществляют контроль за применением норм и нормативов.
II - 4. В области социальной защиты уровня жизни работников
Стороны совместно
2.4.1. Организуют выполнение законодательства в области обязательного пенсионного, социального и медицинского страхования работников. Создают условия для использования гражданами права на назначение трудовых пенсий. Способствуют эффективной реализации социального и медицинского страхования, доступности медицинских услуг.
2.4.2. Способствуют организации и деятельности первичных ветеранских организаций.
2.4.3. Взаимодействуют с государственными внебюджетными фондами.
2.4.4. Содействуют распространению опыта реализации социальных программ работодателей, направленных на поддержание здоровья на работе, включая профилактику социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), реализации программ профилактики факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, наркомании и злоупотребления алкоголем путем информационного сопровождения реализованных мероприятий.
2.4.5. Принимают меры по сохранению объектов социальной сферы: санаториев-профилакториев, других учреждений здравоохранения, детских оздоровительных лагерей, детских дошкольных учреждений, детских домов, специальных (общеобразовательных) коррекционных школ, спортивных сооружений, учреждений культуры, социального обслуживания семьи и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов.
2.4.6. Принимают меры по содействию семьям, имеющим детей-инвалидов: в адаптации детей-инвалидов в обществе, в реализации их прав на оздоровление и отдых, трудоустройстве детей-инвалидов, достигших совершеннолетия.
Правительство
2.4.7. Принимает меры и способствует скорейшему и полноценному обеспечению газом сельского населения.
2.4.8. Реализует областную адресную программу "Переселение в 2013-2015 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области", утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 19.12.2012 г. N 679-П "Об областной адресной программе "Переселение в 2013-2015 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области".
2.4.9. Осуществляет адресную социальную поддержку отдельным категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в пределах средств, предусмотренных на эти цели областным бюджетом.
2.4.10. Содействует развитию жилищного строительства и системы ипотечного жилищного кредитования. Принимает и реализует программы, предусматривающие меры по оказанию государственной поддержки гражданам в приобретении (строительстве) жилья.
2.4.11. Сохраняет выдачу бесплатных и льготных путевок в детские оздоровительные лагеря для детей из социально незащищенных категорий семей.
2.4.12. Разрабатывает и реализует мероприятия, направленные на предупреждение и борьбу с социально значимыми заболеваниями.
2.4.13. Принимает меры по сохранению гарантированных видов бесплатной медицинской помощи гражданам в пределах территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам.
2.4.14. Осуществляет меры по сохранению и функционированию объектов оздоровления детей и подростков.
Работодатели
2.4.15. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях выделение средств на санаторно-курортное лечение, оздоровление, отдых, социальную поддержку работников с учетом финансовой возможности.
2.4.16. Организуют горячее, лечебно-профилактическое питание работников, в том числе льготное, в объемах, предусмотренных действующими нормативами и коллективными договорами.
2.4.17. Содействуют решению жилищных проблем работников в порядке, предусмотренном коллективным договором. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях условия обеспечения работников жильем.
2.4.18. В целях оказания помощи работникам, окончившим организации профессионального образования и принятым на работу по полученной специальности, предусматривают выплату единовременного пособия в размере и порядке, установленном коллективным договором.
2.4.19. Разрабатывают и реализуют через коллективные договоры и соглашения с участием выборного органа первичной профсоюзной организации и советов ветеранов условия предоставления льгот работникам, вышедшим на пенсию и являющимся ветеранами работодателя, и работникам, являющимся участниками военных действий.
2.4.20. Обеспечивают медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям, с частичной компенсацией его стоимости, работникам, вышедшим на пенсию и являющимся ветеранами работодателя, на условиях, установленных коллективным договором, с учетом финансовой возможности.
2.4.21. Предусматривают возможность заключения договоров добровольного медицинского страхования работников на срок не менее одного года с учетом финансовой возможности.
2.4.22. Совместно с первичными профсоюзными организациями содействуют:
- организации взаимодействия с негосударственными пенсионными фондами;
- разработке и реализации в коллективных договорах возможности компенсационных выплат работникам предпенсионного возраста (мужчины 58-59 лет, женщины 53-54 года) при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников и оформлению досрочной пенсии.
Профсоюзы
2.4.23. Осуществляют контроль:
- через работу в комиссиях по социальным вопросам за расходованием средств работодателей на санаторно-курортное лечение, оздоровление, отдых, социальную поддержку работников, улучшение жилищных условий;
- за своевременностью и полнотой уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, своевременностью и достоверностью предоставления отчетности в Пенсионный фонд Российской Федерации и документов для назначения пенсий, а также иных сведений, предусмотренных действующим законодательством.
2.4.24. Оказывают помощь ветеранам в трудовом воспитании молодежи для передачи им навыков и опыта.
2.4.25. Содействуют созданию работодателями музеев трудовой славы, летописей своих коллективов.
2.4.26. Совместно с работодателями содействуют:
- организации взаимодействия с негосударственными пенсионными фондами;
- разработке и реализации в коллективных договорах возможности компенсационных выплат работникам предпенсионного возраста (мужчины 58-59 лет, женщины 53-54 года) при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников и оформлению досрочной пенсии.
II - 5. Охрана труда и экологическая безопасность
Стороны совместно
2.5.1. Способствуют реализации государственной политики в сфере охраны труда, признавая приоритет сохранения жизни и здоровья работников над производственной деятельностью.
2.5.2. Проводят анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве, профессиональной заболеваемости и разрабатывают предложения по их предупреждению и доводят соответствующую информацию до Сторон.
2.5.3. Организуют и проводят мероприятия по пропаганде и распространению передового опыта работы в сфере охраны труда и окружающей среды, информируют работников доступными для Сторон методами о вновь принятых нормативных правовых актах по вопросам охраны труда и экологической безопасности.
2.5.4. Принимают активное участие в проведении "Всемирного дня охраны труда".
2.5.5. Обеспечивают внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда на основе социального партнерства.
Правительство
2.5.6. В пределах предоставленных полномочий организует сбор и обработку информации, проводит анализ состояния условий труда у работодателей, направляет информацию о состоянии условий и охраны труда Сторонам. Информирует Комиссию о состоянии охраны труда, экологической безопасности, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
2.5.7. Реализует государственную программу Челябинской области "Улучшение условий и охраны труда в Челябинской области на 2014-2016 годы", утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 361-П "О государственной программе Челябинской области "Улучшение условий и охраны труда в Челябинской области на 2014-2016 годы". Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований разрабатывать и реализовывать муниципальные программы по улучшению условий и охраны труда.
2.5.8. Реализует государственную программу Челябинской области "Чистая вода" на территории Челябинской области на 2014-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 350-П "О государственной программе Челябинской области "Чистая вода" на территории Челябинской области на 2014-2020 годы".
2.5.9. Предусматривает в областном бюджете средства на аттестацию рабочих мест в подведомственных областных государственных учреждениях, а также средства на реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников по итогам проведенной аттестации рабочих мест.
2.5.10. Содействует проведению аттестации рабочих мест в областных государственных учреждениях и анализирует ее проведение у всех работодателей.
2.5.11. Организует и совершенствует систему проведения в установленном порядке обязательных медицинских осмотров работников бюджетной сферы.
2.5.12. Рекомендуют органам местного самоуправления муниципальных образований включать профсоюзных инспекторов труда в комиссии по приемке детских оздоровительных лагерей.
Работодатели
2.5.13. Повышают эффективность работы служб (специалистов) охраны труда и окружающей среды, не допускают их необоснованного сокращения и ликвидации.
2.5.14. Осуществляют добровольное страхование жизни и здоровья работников по профессиям повышенного профессионального риска с учетом финансовой возможности.
2.5.15. Обеспечивают за счет собственных средств обучение и проверку знаний требований охраны труда (повышение квалификации) работников (специалистов по охране труда, должностных лиц (руководителей и специалистов), членов комиссии по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, членов аттестационных комиссий по проверке знаний требований охраны труда, членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов) в установленном порядке с отрывом от производства и сохранением среднего заработка.
2.5.16. Реализуют мероприятия, разработанные по результатам аттестации рабочих мест и направленные на приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, уделяя особое внимание техническому перевооружению и модернизации производства.
2.5.17. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях и локальных нормативных актах дополнительные по сравнению с установленными трудовым законодательством льготы и компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, с учетом финансовой возможности.
2.5.18. Предоставляют работникам, являющимся уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюзов и членами комитетов (комиссий) по охране труда, оплачиваемое рабочее время с правом отлучаться с рабочего места в порядке, установленном коллективным договором, для выполнения возложенных на них общественных обязанностей по контролю состояния условий труда и исполнения требований охраны труда. Обеспечивают их за счет собственных средств необходимыми нормативными документами и справочными материалами.
2.5.19. Предлагают представителям выборного органа первичной профсоюзной организации, профсоюзным инспекторам труда войти в состав комиссии по приемке вновь вводимых в эксплуатацию или реконструируемых объектов производственной и социальной сферы.
2.5.20. Выплачивают гражданам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, единовременные пособия (сверх установленных законодательством) в размере, определенном отраслевыми тарифными соглашениями и коллективными договорами.
2.5.21. Выплачивают единовременное ежегодное пособие пострадавшим на производстве по вине работодателя за каждый процент потери трудоспособности в размерах, установленных отраслевыми тарифными соглашениями и коллективными договорами для каждой группы инвалидности.
2.5.22. Обеспечивают предоставление работникам лечебно-профилактических услуг. Обеспечивают работу медицинских пунктов (кабинетов), санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором необходимых медицинских препаратов. Осуществляют периодические и предсменные медицинские осмотры, медицинские и психиатрические освидетельствования.
2.5.23. Содействуют выборному органу первичной профсоюзной организации в проведении независимой экспертизы условий труда при проведении аттестации рабочих мест и возникновении спорных ситуаций.
Профсоюзы
2.5.24. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий по улучшению условий труда работников и их безопасности, снижающих риск производственного травматизма и профессиональных заболеваний, обязательств работодателя о предоставлении льгот и компенсаций работникам, работающим в опасных и (или) вредных и иных особых условиях труда.
2.5.25. Избирают у каждого работодателя уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза по охране труда.
2.5.26. Принимают участие:
- в обучении работников (руководителей, специалистов, представителей профсоюзов) по охране труда и в проверке знаний требований охраны труда в установленном порядке;
- в работе комиссий, созданных для проведения аттестации рабочих мест, и контролируют реализацию плана мероприятий по улучшению условий и безопасности труда.
II - 6. Работа с молодежью
Стороны совместно
2.6.1. Рассматривают вопросы работы с молодежью и разрабатывают систему мер по совершенствованию нормативных правовых актов в сфере государственной и общественной поддержки, защиты прав и интересов молодежи.
2.6.2. Обеспечивают участие представителей молодежи в комиссиях по ведению переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений.
2.6.3. Проводят мероприятия по повышению социальной активности молодежи, предупреждению и профилактике негативных явлений среди работающей молодежи, способствуют укреплению нравственного и физического здоровья молодежи.
2.6.4. Проводят мероприятия, содействующие профессиональному росту, образованию, научно-исследовательскому и научно-техническому творчеству работающей молодежи.
2.6.5. Способствуют созданию молодежных организаций и объединений.
Правительство
2.6.6. Обеспечивает:
- проведение конкурсов, олимпиад, фестивалей по различным направлениям творческой реализации детей и молодежи, в том числе в области профессиональной, предпринимательской деятельности;
- поддержку и развитие различных форм воспитательной работы в специализированных учреждениях, организациях дополнительного образования, подростковых и молодежных клубах по месту жительства.
2.6.7. Организует проведение социологических опросов по проблемам молодежи, в том числе рабочей молодежи и доводит соответствующую информацию до Сторон.
2.6.8. В рамках государственной программы Челябинской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2014 год", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 332-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2014 год", предоставляет субсидии субъектам молодежного предпринимательства на возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов, в том числе за счет средств федерального бюджета, привлекаемых на условиях софинансирования.
2.6.9. Реализует ведомственные целевые программы:
- "Поддержка талантливых детей и молодежи в сфере образования, интеллектуальной и творческой деятельности" на 2014 год, утвержденную приказом Главного управления молодежной политики Челябинской области от 13.08.2013 г. N 01-307 "Об утверждении ведомственной целевой программы Главного управления молодежной политики Челябинской области "Поддержка талантливых детей и молодежи в сфере образования, интеллектуальной и творческой деятельности" на 2014 год";
- "Поддержка воспитательной работы с обучающимися в высших и средних профессиональных учебных заведениях, расположенных на территории Челябинской области" на 2014 год, утвержденную приказом Главного управления молодежной политики Челябинской области от 13.08.2013 г. N 01-308 "Об утверждении ведомственной целевой программы Главного управления молодежной политики Челябинской области "Поддержка воспитательной работы с обучающимися в высших и средних профессиональных учебных заведениях, расположенных на территории Челябинской области" на 2014 год";
- "Работающая молодежь Челябинской области" на 2014 год, утвержденную приказом Главного управления молодежной политики Челябинской области от 13.08.2013 г. N 01-309 "Об утверждении ведомственной целевой программы Главного управления молодежной политики Челябинской области "Работающая молодежь Челябинской области" на 2014 год";
- "Работа с молодежью в сфере охраны здоровья и социальной сфере" на 2014 год, утвержденную приказом Главного управления молодежной политики Челябинской области от 13.08.2013 г. N 01-310 "Об утверждении ведомственной целевой программы Главного управления молодежной политики Челябинской области "Работа с молодежью в сфере охраны здоровья и социальной сфере" на 2014 год";
- "Поддержка детских и молодежных общественных организаций и развитие инфраструктуры государственной молодежной политики" на 2014 год, утвержденную приказом Главного управления молодежной политики Челябинской области от 13.08.2013 г. N 01-311 "Об утверждении ведомственной целевой программы Главного управления молодежной политики Челябинской области "Поддержка детских и молодежных общественных организаций и развитие инфраструктуры государственной молодежной политики" на 2014 год".
2.6.10. Способствует организации физической и военно-патриотической подготовки молодежи, развитию военно-технических видов спорта в организациях общего и профессионального образования.
Работодатели
2.6.11. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях для работающей молодежи:
- частичное возмещение затрат молодым работникам, направленным работодателем в организации профессионального образования для получения профильного образования;
- гарантии трудоустройства гражданам, уволенным в связи с призывом на военную службу и вернувшимся после ее прохождения.
2.6.12. Разрабатывают и вводят в действие механизм предоставления ссуды молодым работникам с учетом финансовых возможностей.
2.6.13. Обеспечивают детям и рабочей молодежи на льготной основе возможность занятия спортом, самодеятельным художественным и техническим творчеством с учетом финансовой возможности в порядке, установленном коллективным договором.
2.6.14. Содействуют проведению конкурсов профессионального мастерства среди молодежи, торжественных мероприятий "Посвящение в рабочий класс" (для выпускников организаций профессионального образования), торжественных проводов молодых работников в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, а также тематических молодежных мероприятий.
Профсоюзы
2.6.15. Поощряют ежегодно членов профсоюзов из числа молодежи, добившихся высоких показателей в труде и в учебе, принимающих активное участие в профсоюзной работе.
2.6.16. Организуют при содействии работодателей проведение конкурсов профессионального мастерства среди молодежи, торжественных мероприятий "Посвящение в рабочий класс" (для выпускников организаций профессионального образования), торжественных проводов молодых работников в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, а также тематических молодежных мероприятий.
II - 7. В области защиты трудовых прав и социально-экономических интересов женщин, укрепления семьи, заботы о материнстве и детстве
Стороны совместно
2.7.1. Рассматривают вопросы защиты трудовых прав и социально-экономических интересов женщин, материнства, отцовства и детства.
Правительство
2.7.2. Обеспечивает реализацию мероприятий, направленных на поддержку материнства, отцовства и детства.
2.7.3. Практикует проведение областных конкурсов среди женщин по различным номинациям.
2.7.4. В рамках реализации государственной программы Челябинской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2014 год", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 332-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2014 год", предоставляет субсидии субъектам женского и семейного предпринимательства на возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов, в том числе за счет средств федерального бюджета, привлекаемых на условиях софинансирования; содействует в продвижении товаров (работ, услуг) на областной рынок.
2.7.5. Разрабатывает мероприятия по оказанию молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий.
Работодатели
2.7.6. Предусматривают в коллективных договорах:
- предоставление социальных отпусков;
- материальную помощь работнику при рождении ребенка в размере и порядке, установленном коллективным договором.
2.7.7. По согласованию сторон предоставляют отпуск без сохранения заработной платы беременным женщинам по их желанию сроком до двух месяцев перед отпуском по беременности и родам.
2.7.8. Оказывают помощь в создании и функционировании комиссий по охране материнства и детства.
2.7.9. Предусматривают в коллективном договоре ежемесячную компенсационную выплату женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста с учетом финансовой возможности.
2.7.10. Предоставляют работницам, имеющим статус матерей-одиночек, многодетных матерей, путевки в лечебно-оздоровительные учреждения в порядке, установленном коллективным договором.
Профсоюзы
2.7.11. Обеспечивают реализацию:
- Концепции гендерной политики ФНПР (Постановление Генерального Совета Федерации Независимых Профсоюзов России от 26.09.2001 г. N 14-6);
- Соглашения о взаимодействии Федерации профсоюзов Челябинской области с Советом общественного движения женщин по вопросам гендерной политики.
II - 8. Организация здорового образа жизни
Стороны совместно
2.8.1. Разрабатывают программы строительства, реконструкции и функционирования объектов культурного, спортивно-оздоровительного назначения, туризма и зон массового отдыха.
2.8.2. Изучают, обобщают и распространяют передовой опыт работы в сфере организации здорового образа жизни населения.
2.8.3. Осуществляют подготовку детских оздоровительных лагерей всех типов для организации отдыха и оздоровления. Организуют оздоровление, отдых детей, подростков и студенческой молодежи в каникулярный период.
Правительство
2.8.4. Способствует развитию физической культуры и спорта, организует спортивные мероприятия. Практикует проведение всероссийских, межрегиональных, областных спортивных соревнований по массовым видам спорта. Создает условия для развития массового туризма.
2.8.5. Обеспечивает поддержку спортивных команд и физкультурно-спортивных организаций Челябинской области.
Работодатели
2.8.6. Реализуют мероприятия по организации отдыха, ведению культурной и оздоровительной работы с работниками и членами их семей, с учетом финансовой возможности.
2.8.7. Отчисляют выборному органу профсоюзной организации денежные средства в размере и порядке, установленном коллективным договором, на организацию и проведение культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.
Профсоюзы
2.8.8. Организуют проведение культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в размере и порядке, установленном коллективным договором.
III. Развитие социального партнерства и взаимодействие участников Соглашения
Стороны совместно
3.1. В пределах предоставленных полномочий принимают на себя обязательства по выполнению мероприятий, определенных Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. Реализуют рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
3.2. Обеспечивают участие представителей Сторон в рабочих группах (советах, комитетах, комиссиях), организованных органами исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований, по вопросам:
- разработки и реализации программ (мероприятий) по всем направлениям социально-экономического развития;
- подготовки проектов бюджетов;
- подготовки проектов законов и иных нормативных правовых актов в области социально-экономического развития.
3.3. Способствуют предупреждению коллективных трудовых споров и принимают все зависящие от них меры по их регулированию в порядке, установленном трудовым законодательством.
3.4. Способствуют созданию отраслевых и территориальных полномочных представительных органов работодателей и профсоюзных организаций, отраслевых и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и их функционированию.
3.5. Организуют и ежегодно подводят итоги:
- областного конкурса "Коллективный договор - основа защиты социально-трудовых прав работников";
- регионального этапа Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности";
- регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Славим человека труда";
- развития социального партнерства в Челябинской области на основании паспортов социального партнерства.
3.6. Обеспечивают в полном объеме соблюдение прав работников, профсоюзных организаций и иных представителей работников в соответствии с трудовым законодательством.
Правительство
3.7. Обеспечивает своевременную уведомительную регистрацию соглашений, коллективных договоров и коллективных трудовых споров, оказывает консультативно-методическую помощь органам местного самоуправления муниципальных образований в проведении уведомительной регистрации коллективных договоров.
3.8. Принимает участие в проведении обучения представителей работодателей, профсоюзов и органов исполнительной власти по вопросам социального партнерства.
3.9. Осуществляет материально-техническое и организационное обеспечение деятельности Комиссии.
3.10. Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований приглашать руководителей территориальных полномочных представительных органов работодателей и объединений профсоюзов на совещания по рассмотрению вопросов социально-экономического развития.
3.11. Доводит до органов местного самоуправления муниципальных образований отраслевые соглашения.
Работодатели
3.12. Принимают меры по расширению состава Объединений работодателей.
3.13. Перечисляют ежемесячно за счет собственных средств членские профсоюзные взносы по письменным заявлениям работников из их заработной платы на счет профсоюзной организации, а также денежные средства работников, не являющихся членами профсоюза. Указанные суммы перечисляют одновременно с выплатой заработной платы в порядке, установленном коллективным договором.
3.14. Не препятствуют и содействуют созданию и функционированию первичных профсоюзных организаций. Не препятствуют работникам вступлению в члены профсоюза. Не увольняют или другими способами не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза, либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или с согласия работодателя в рабочее время.
3.15. Содействуют развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений работодателями малого и среднего предпринимательства.
3.16. Предоставляют соглашения в Министерство экономического развития Челябинской области и коллективные договоры в органы местного самоуправления муниципальных образований для уведомительной регистрации в порядке, установленном трудовым законодательством.
3.17. Предусматривают в коллективных договорах поощрительные системы для освобожденных профсоюзных работников.
3.18. Совместно с первичными профсоюзными организациями заключают коллективные договоры. Отчитываются совместно с выборным органом первичной профсоюзной организации на общих собраниях (конференциях) работников об итогах реализации коллективных договоров не реже одного раза в год.
3.19. При организации на базе структурных подразделений работодателя самостоятельных субъектов предпринимательства обеспечивают сохранение условий коллективного договора для работников, вновь принятых или принятых в порядке перевода во вновь образованный субъект предпринимательства, до трех месяцев с момента государственной регистрации самостоятельного субъекта предпринимательства.
3.20. Создают и организуют деятельность отраслевых комиссий в составе Объединений работодателей.
Профсоюзы
3.21. Проводят мониторинг уровня социального партнерства в муниципальных образованиях, ситуации по регулированию социально-трудовых отношений между работодателями и трудовыми коллективами и доводят соответствующую информацию до Сторон.
3.22. Осуществляют методическую и организационную поддержку ассоциациям профсоюзных организаций муниципальных образований по заключению территориальных соглашений.
3.23. Проводят экспертизу коллективных договоров до их заключения на соответствие действующему законодательству, региональным и отраслевым соглашениям.
3.24. Организуют обучение представителей работодателей, профсоюзов и органов исполнительной власти по вопросам социального партнерства на условиях софинансирования расходов на обучение.
3.25. Обеспечивают работу консультационных пунктов, "горячих линий" для предупреждения нарушений или восстановления нарушенных прав работников. Организуют работу по разъяснению трудового законодательства членам профсоюза, а также предоставляют бесплатную консультационную правовую помощь выборным органам первичных профсоюзных организаций и членам профсоюзов.
IV. Информационное обеспечение Соглашения
Стороны совместно
4.1. Регулярно информируют граждан о деятельности всех сторон социального партнерства через областные и районные печатные средства массовой информации, областное радио и телевидение, в сети Интернет.
Правительство
4.2. Издает и распространяет сборник по социальному партнерству с включением текста Соглашения, законодательных и нормативных актов, методических материалов и рекомендаций.
4.3. Публикует текст Соглашения в срок не позднее двух недель после его подписания в газете "Южноуральская панорама".
Работодатели
4.4. Обеспечивают работодателей, входящих в состав Объединений работодателей, текстом Соглашения.
4.5. Информируют членов Объединения работодателей на ежегодном собрании о ходе реализации обязательств Соглашения.
Профсоюзы
4.6. Регулярно публикуют материалы о ходе реализации Соглашения, развитии социального партнерства, практике заключения коллективных договоров и соглашений на сайтах Федерации профсоюзов и Федерации Независимых Профсоюзов России, в газете "Труд и время на Южном Урале" и в журнале "Вести ФНПР".
4.7. Периодически публикуют для профсоюзного актива информационные материалы по реализации коллективных договоров и соглашений.
4.8. Организуют обеспечение текстом Соглашения профсоюзные организации, а также Ассоциации профсоюзных организаций муниципальных образований.
V. Заключительные положения
5.1. Стороны признают настоящее Соглашение региональным правовым актом социального партнерства и принимают на себя обязательства соблюдать его условия. Стороны в рамках Комиссии и ее секретариата принимают необходимые решения по социально-трудовым вопросам и обязуются их выполнять, формируют предложения в адрес органов государственной власти Российской Федерации и Челябинской области.
5.2. Контроль за реализацией Соглашения осуществляет Комиссия, рассматривающая ход выполнения Соглашения в первом квартале года, следующим за отчетным годом. Между заседаниями Комиссии текущие вопросы рассматривает секретариат Комиссии.
5.3. В период действия Соглашения возникающие разногласия, а также нарушения Сторонами условий Соглашения рассматриваются Комиссией.
5.4. Стороны рекомендуют в течение трех месяцев после подписания настоящего Соглашения на его основе заключить, либо внести изменения и дополнения в ранее заключенные отраслевые (межотраслевые) региональные, отраслевые (межотраслевые) территориальные, территориальные соглашения и коллективные договоры.
5.5. Стороны рекомендуют при заключении отраслевых (межотраслевых) региональных, отраслевых (межотраслевых) территориальных и территориальных соглашений учитывать структуру Соглашения.
5.6. Нормы локальных нормативных актов, коллективных договоров, территориальных, отраслевых (межотраслевых) территориальных, отраслевых (межотраслевых) региональных соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными Соглашением, не подлежат применению.
5.7. Соглашение обязательно к исполнению органами исполнительной власти, работодателями, входящими в Объединения работодателей, областными отраслевыми организациями профсоюзов и первичными профсоюзными организациями, состоящими на профсоюзном учете в Федерации профсоюзов, а также работодателями, не входящими в эти объединения, но делегировавшими им полномочия, либо присоединившимися к Соглашению после его заключения.
Координатор Комиссии предлагает работодателям присоединиться к Соглашению. Если работодатели в течение 60 календарных дней со дня получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к Соглашению, то оно считается распространенным на данных работодателей со дня получения предложения.
5.8. Соглашение вступает в силу с 1 января 2014 года и действует по 31 декабря 2016 года. Ни одна из Сторон не вправе в течение установленного срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
5.9. Соглашение подписано сторонами в четырех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
Председатель Правительства |
С.Л. Комяков |
Председатель ООПС |
Н.Н. Буяков |
Первый вице-президент ЧРОР |
А.А. Федоров |
Президент ЧРОР "ПРОМАСС" |
М.Ю. Болдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение принято в целях создания на территории Челябинской области условий, содействующих устойчивому экономическому росту, созданию высокопроизводительных рабочих мест с современными условиями труда и достойной заработной платой, росту реальных доходов, уровня жизни населения. Работодатели обеспечивают внедрение инновационных методов управления организациями, индексацию заработной платы соразмерно росту индекса потребительских цен, технологическую модернизацию производства, развитие внутрипроизводственного обучения работников. Стороны соглашения совместно рекомендуют не изменять существующие системы оплаты труда работников в сторону уменьшения фонда оплаты труда. Соглашение обязательно к исполнению органами исполнительной власти, работодателями, входящими в Объединения работодателей, профсоюзными организациями, а также работодателями, не входящими в эти объединения, но делегировавшими им полномочия, либо присоединившимися к Соглашению после его заключения.
Соглашение вступает в силу с 1 января 2014 года и действует по 31 декабря 2016 года.
Региональное соглашение между Объединением организаций профессиональных союзов "Федерация профсоюзов Челябинской области", Челябинскими региональными объединениями работодателей "Союз промышленников и предпринимателей", "ПРОМАСС" и Правительством Челябинской области на 2014 - 2016 годы
Текст Соглашения опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 26 декабря 2013 г. N 199
Соглашение вступает в силу с 1 января 2014 года и действует по 31 декабря 2016 г.
Настоящее Региональное соглашение прекратило действие в связи с истечением срока действия