Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере
1. Статья 44 Конституции Российской Федерации определила, что каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением, поэтому разработка и реализация государственной политики финансирования культуры и искусства имеет чрезвычайно важное значение, как на федеральном уровне, так и в муниципальных образованиях. Из вопросов местного значения Златоустовского городского округа (далее - округ), выделенных в Федеральном законе от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", напрямую относятся к сфере культуры:
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в округе;
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек округа;
- организация предоставления дополнительного образования детей;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности городского округа, охрана и сохранение объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа.
2. В сфере культуры в последние годы происходят важные изменения в ожиданиях и требованиях потребителей к качеству и разнообразию услуг и продуктов сферы культуры:
- при выборе досуговых занятий растут предпочтения, направленные на повышение "личной конкурентоспособности" - укрепление здоровья, создание привлекательного внешнего облика, развитие коммуникативных качеств, общего культурного уровня;
- в связи с информатизацией жизнедеятельности человека, индивидуализацией жизни растет востребованность интерактивных услуг;
- в связи с ускорением ритма жизни людей, уменьшением доли свободного времени, увеличением психофизической нагрузки детей и взрослых и необходимостью снятия стресса усиливаются ожидания рекреационной направленности услуг.
3. Состояние сферы культуры округа также определяется существенными собственными факторами:
- библиотечное обслуживание населения, комплектование библиотечных фондов.
Получателями библиотечных услуг являются все возрастные категории населения. Сохраняется тенденция ежегодного увеличения охвата населения библиотечным обслуживанием. Пропускная способность муниципальных библиотек округа составляет ориентировочно 600 000 посещений, в 2014 г. количество посещений составило 500 511 посещений. Учреждения муниципальной библиотечной сети на территории округа размещены равномерно, однако в основном библиотеки расположены в центральной части города, что затрудняет посещение библиотек жителями, проживающими в отдаленных районах города. Данная проблема частично решается за счет использования внестационарных форм библиотечного обслуживания, которое не может предоставлять населению полный объем библиотечных услуг. Для достижения полного охвата населения округа библиотечным обслуживанием необходимо обеспечение равномерного доступа жителей к информационным услугам. Электронный пополняется каталог в соответствии с изменением библиотечного фонда. Приоритетной задачей развития муниципальных общедоступных библиотек является совершенствование ресурсной базы, прежде всего в части автоматизации и информатизации библиотечных процессов. Библиотечная система округа обладает рядом преимуществ: обеспечивает бесплатный, свободный доступ к библиотечным фондам и справочно-поисковому аппарату; ориентирована в обслуживании на все социальные группы; предлагает разнообразный спектр услуг; гарантирует высокий уровень проводимых культурно-досуговых мероприятий; укомплектована квалифицированными кадрами.
- предоставление дополнительного образования.
Система дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства на территории округа представлена 6 муниципальными учреждениями. По направлениям деятельности - это достаточно развитая целостная система, которая включает в себя 3 школы искусств, 3 музыкальных школы, где ведется обучение по 12 направлениям искусства. Около 10 % выпускников школ поступают в средние и высшие профессиональные учебные заведения культуры и искусства. Удельный вес детей в начальном художественном образовании в округе на 01.01.2014 г. составляет 17,2% от общего количества детей и подростков от 3 до 18 лет включительно, ориентируясь на пропускную способность учреждений, способных обучать 2800 детей. Для дальнейшего сохранения существующего уровня требуется создание современных, отвечающих современным запросам населения отделений (отделение компьютерной графики и дизайна, отделение электронных музыкальных инструментов, отделение компьютерной анимации, отделения кино и телевидения). Одной из проблем по-прежнему остается приобретение оборудования и музыкальных инструментов: 45 % инструментария и специального оборудования, изношены и морально устарели. В связи с этим, необходимо увеличение бюджетного финансирования. Немаловажной проблемой является проведение капитального ремонта помещений школ.
- организация досуга и массового отдыха населения, сохранение и развитие культурных традиций.
Организация досуга населения связана с организацией массового отдыха и созданием условий для развития местного традиционного народного художественного творчества. При формировании муниципального задания особое внимание уделяется проведению интерактивных культурно-досуговых мероприятий для всех возрастных категорий, а также организации семейного досуга, досуга старшего поколения, сохранению и развитию народных промыслов и ремесел.
Систему учреждений культуры досугового типа округа составляют 4 учреждения, расположенные в центральной части города, в районе металлургического завода, районе железнодорожного вокзала, в сельских населенных пунктах округа, которые обслуживают население по месту жительства. Кроме этого, данные учреждения активно участвуют в общегородских проектах. В течение года культурно-досуговыми учреждениями проводится более 650 культурно-досуговых и массовых мероприятий, посещаемость которых превышает 350 тысяч человек.
В учреждениях культуры досугового типа функционируют 120 клубных формирований (коллективы любительского художественного творчества, любительские объединения и клубы по интересам), в которых занимаются более 3,5 тысяч участников в возрасте от 3-х до 80-ти лет. Любительские формирования охватывают все жанры и направления искусства, являясь основным средством для развития местного традиционного народного художественного творчества.
Общегородские массовые мероприятия позволяют охватить наибольшее количество жителей культурно-досуговыми мероприятиями. Такие календарные и общенародные праздники, как Новый год, День Победы, День города существенно повышают творческую активность населения, создают условия для массового отдыха. Основными задачами управления культуры при организации массового отдыха остаются более активное участие населения, использование новых форм и современных технологий организации массовых мероприятий, с применением новейших технических средств.
- Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в округе.
Златоустовский городской округ является одним из исторических центров Урала. Для достижения эффективных результатов в сохранении историко-культурной среды необходимо выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
Угрозами для сохранения самобытного исторического облика города являются следующие обстоятельства: постоянное физическое разрушение памятников истории и культуры, особенно жилых домов; наличие транспортной перегрузки на основных улицах, которая пагубно влияет на сохранность памятников архитектуры; отсутствие проведения комплекса ремонтно-реставрационных работ. Популяризацией и демонстрацией историко-культурного наследия занимается Златоустовский городской краеведческий музей и выставочно-досуговый центр. Пропускная способность данных учреждений составляет ориентировочно 65 тысяч посетителей в год, при этом количество посетителей музея и уже достигло своего предела - 42 000 посетителей. Количество посетителей можно увеличить до 80 - 90 тысяч посещений в год, при увеличении выставочных площадей музея не менее чем на 150%. Существующие выставочные площади позволяют демонстрировать не более 25% музейного фонда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.