Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния, основные показатели и анализ рисков реализации муниципальной программы
1. Анализ современного образования в Златоустовском городском округе (далее - округ) с учетом результатов реализации муниципальной Программы национального проекта "Образование" свидетельствуют о том, что в образовательной системе сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Вместе с тем уровень развития образования пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития Златоустовского городского округа, а в системе образования сохраняются очевидные проблемы и противоречия.
Реализация долгосрочной целевой Программы национального проекта "Образование" в 2011-2012 г.г. явилась периодом начала формирования основ для инновационного развития российского образования и значительных институционных изменений, обеспеченных государственным планово-бюджетным финансированием.
В рамках долгосрочной Программы национального проекта отработан эффективный механизм финансирования отрасли, когда субсидии из федерального бюджета дополнялись вложениями областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Челябинской области. Последовательное применение принципа софинансирования позволило не только привлечь дополнительные средства в систему образования, но и целевым образом направить их на приоритетные направления развития отрасли.
За 2011-2013 гг. на реализацию долгосрочной Программы национального проекта из бюджетов всех уровней направлено 6,3 млрд. рублей.
По всем направлениям национального проекта отработан конкурсный механизм поддержки лидеров - точек роста нового качества образования, при котором бюджетные средства распределялись на основе общественной оценки, а учреждения наделялись обязанностями по распространению инновационного опыта.
Поддержка лидеров в лице отдельных образовательных учреждений, в том числе реализующих инновационные образовательные программы, позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики.
В результате формируется сеть образовательных учреждений, участвующих в инновационном развитии системы образования, созданы действующие образцы новых образовательных практик, обновлено представление о том, что такое современное образование.
Вместе с тем количество образовательных учреждений, использующих инновационные подходы в своей деятельности, невелико, отсутствуют действенные механизмы распространения новых подходов к реализации образовательных программ. Ряд образовательных инициатив носит локальный характер и не может быть распространен на всю систему образования. В результате охват качественным образованием, модель которого апробирована в отдельном образовательном учреждении и которое необходимо для обеспечения равных стартовых возможностей всех обучающихся, продолжает оставаться недостаточным.
Дальнейшая модернизация образования требует масштабных изменений - вовлечения большей части образовательных учреждений в процессы инновационного развития системы образования, региона, страны в целом.
На конец 2012-2013 учебного года система образования Златоустовского городского округа представлена 107 учреждениями.
Общий контингент обучающихся и воспитанников составил 25990 человек.
В системе дошкольного образования функционируют 79 учреждений. Услугами учреждений дошкольного образования охвачено 10352 ребенка.
Высокий уровень охвата детей услугами дошкольного образования обеспечивается за счет гибкости и дифференциации сети детских садов. Показатель дифференциации сети составляет 70 % (областной- 42,8%).
В системе дошкольного образования работает сеть групп коррекционной и специальной оздоровительной направленности. Данный вид услуг оказывается в 188 группах с охватом 2191 ребенка (21,2%). Функционирует 25 групп для детей раннего возраста, 129 групп социальной направленности, 11 групп работает в режиме круглосуточного пребывания.
2329 детей или 22,5% посещают детский сад на льготных условиях. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации льготой пользуется 812 детей, в том числе 77 детей-инвалидов, дети из многодетных семей и категория детей с ограниченными возможностями здоровья. Правом на дополнительную компенсацию пользуются родители более полутора тысяч детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, за счет средств областного и местного бюджетов. На 66 детей родители получают компенсацию затрат по организации воспитания и обучения детей на дому (за счет средств областной субвенции).
В целом, в системе дошкольного образования на 1 января 2013 года содержалось 10352 ребенка. Охват детей дошкольным образованием за прошедший год вырос с 82,8 % до 84,2 % (областной показатель 79,9 %). Доля детей 5-7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, составляет 98 %.
2. Учитывая положительную динамику рождаемости детей в Златоустовском городском округе, в первоочередном порядке МКУ Управление образования ЗГО решает задачи создания дополнительных мест, снимая в целом по Златоустовскому городскому округу проблему очередности в детских садах.
Согласно прогнозу на новый учебный год, контингент воспитанников детских садов составит 10850 детей.
Необходимо создать дополнительно 477 мест. Для выполнения этой задачи необходимо открытие дополнительных групп в действующих детских садах NN 77, 43, 44, 12, 42. Остальные места создать за счет изменения наполняемости действующих групп и строительства пристроя на 40 мест к детскому саду N 85.
Стратегической задачей развития дошкольной системы в Златоустовском городском округе является не просто повышение доступности дошкольного образования, а обеспечение доступности качественного дошкольного образования, соответствующего требованиям современного общества.
С 75 до 100 вырос процент детских садов, реализующих образовательные программы и технологии нового поколения. Практически каждое учреждение вместе с комплексной программой реализует дополнительно от 2 до 8 парциальных программ.
В 2013 году с целью реализации плана мероприятий Правительства Российской Федерации МКУ Управление образования ЗГО разработана "Дорожная карта", определяющая вектор изменений в системе дошкольного образования Златоустовского городского округа, направленных на повышение эффективности и качества услуг. Этот документ станет основой для получения дотаций, целевых субсидий и оценки деятельности эффективности органов местного самоуправления.
3. В 2013-2014 учебном году введен в действие государственный образовательный стандарт дошкольного образования, взамен федеральных государственных требований.
Еще одно нововведение: основные правила работы детских садов будут определяться не типовым положением о дошкольном учреждении, а порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования.
В отрасли функционирует 25 учреждений общего образования, 9 структурных подразделений.
36 школ наряду с традиционными реализуют программы повышенного статуса. В 5-ти школах функционируют классы (коррекционного) специального образования. В 7-ми школах открыты кадетские классы, в которых обучаются 622 учащихся.
Число учащихся общеобразовательных учреждений увеличилось на 202 человека и составило 15702 учащихся (701 класс).
Единый государственный экзамен является основной формой объективной оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений округа. 574 ученика школ и 40 учащихся Центра образования проходили итоговую аттестацию в форме Единого государственного экзамена.
47 выпускников в 2012-2013 учебном году стали медалистами.
Для сохранения достигнутых позиций и усиления работы в данном направлении необходимо продолжить развитие профильного и дистанционного обучения при подготовке учащихся к единому государственному экзамену. А также работу по организации летней интенсивной образовательной практики для одаренных и высокомотивированных детей.
Центр развития образования продолжит работу по повышению уровня профессиональной подготовки педагогов старшей ступени обучения через публичную презентацию передового педагогического опыта педагогов, занимающихся подготовкой детей к государственным экзаменам.
4. Доля детей, обучающихся по Федеральному государственному образовательному стандарту, в общей численности учащихся образовательных учреждений составляет 34,3%. Однако, введение Федерального государственного образовательного стандарта требует дальнейшего обновления учебно-материальной базы образовательных учреждений, в том числе оборудование учебных кабинетов, оснащение рабочих мест учителей современным мультимедийным и интерактивным оборудованием.
Доля обучающихся во вторую смену в образовательных учреждениях округа повысилась на 3,6%. Причиной являются требования Федерального государственного образовательного стандарта по созданию условий для реализации внеурочной деятельности (предоставление помещений, классов). Поэтому необходимо пересмотреть эффективность использования площадей в образовательных учреждениях. Одним из механизмов решения данного вопроса является сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования.
5. В Златоустовском городском округе организована работа по предоставлению образовательных услуг детям-инвалидам. По состоянию на 01.06.2013 года в Златоустовском городском округе 502 ребенка-инвалида. Образовательные услуги дети- инвалиды получают в общеобразовательных школах, в школе-интернате N31, на дому и дистанционно.
Дистанционное обучение детей-инвалидов в 2012-2013 учебном году осуществлялось в 12-ти общеобразовательных учреждениях округа.
В прошедшем учебном году в проекте участвовали 11 сетевых педагогов Златоустовского городского округа, 12 педагогов-кураторов.
В организации дистанционного обучения детей-инвалидов остаются проблемы, которые необходимо решать и в новом учебном году. Это низкая скорость Интернета, плата услуг Интернета, страхование оборудования, переданного в безвозмездное пользование детям и сетевым педагогам.
В соответствии с инициативой "Наша новая школа" и в развитие мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" в любом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
В 5 муниципальных учреждениях дополнительного образования занимаются 14862 детей в Домах, Центрах и Дворцах детского творчества, реализуется 327 образовательных программ различной направленности: технического творчества - 28, спортивно-технических - 22, эколого-биологических - 3, туристко-краеведческих - 10, художественного творчества - 141, культурологические - 25, другие (военно - патриотические, социально - педагогические - 28.
6. Поддержка и сопровождение одаренных детей - приоритетное направление деятельности Дворца Детского творчества. В интеллектуальных конкурсах было задействовано 1200 школьников.
Педагогический коллектив Дом детства и юношества уделяет большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию. Большой популярностью пользуются конкурсы патриотической песни "Краповые береты" и "Нам дороги эти позабыть нельзя", в 2012 году в них участвовали 450 ребят. Одним из ведущих направлений деятельности учреждения является развитие лидерского движения и ученического самоуправления среди учащихся школ Златоустовского городского округа. МБОУ ДОД Дом детства и юношества координирует деятельность Союза детско-юношеских организаций "Горный Урал". Большое внимание уделяется формированию позитивного имиджа семьи, развитию и пропаганде семейных ценностей и традиций, повышению социального статуса семьи через активные формы привлечения их к жизнедеятельности учреждения и совместных мероприятий: конкурс "Моя семья - моя радость!", "Супер поколение!" и др.
Более 500 участников объединил проект Дома детского творчества "Город безопасный для детей". Все большей популярностью пользуются технические виды творчества.
Совместно с МАОУ СОШ N 21 МБОУ ДОД Центр юных техников признан победителем областного конкурса на создание муниципальной лаборатории по образовательной робототехнике, открытие которой состоялось в марте 2013 года.
В школах работают 125 педагогов дополнительного образования, которые организуют для детей кружки и секции. Внеурочной деятельностью в общеобразовательных учреждениях охвачено более 10 тысячи учащихся.
7. В округе работает 2604 педагогических работников. Аттестовано 79 % педагогов. С высшей категорией 30 %. Доля педагогов и руководителей образовательных учреждений, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта составляет 63,4 %. По программе "Менеджмент образования" прошли обучение 100% руководителей образовательных учреждений. Кроме того, 15 педагогов из резерва руководителей образовательных учреждений также проходят обучение по данной программе.
В настоящее время проходит общественно-профессиональное обсуждение профессиональных стандартов в сфере образования.
8. До настоящего времени профессиональных стандартов не было. Существовал единый тарифно-квалификационный справочник. В условиях рынка требуется документ, отражающий современные реалии. Профстандарт содержит основные требования к функциям, профессиональной деятельности педагога, его умениям, знаниям. Профстандарт позволит самому работнику оценить насколько он соответствует занимаемой должности, а руководителю персонифицировать направление повышения квалификации сотрудников.
9. В последние годы произошли сдвиги в деле оценки качества, как педагогической, так и управленческой деятельности в системе образования. Это не только, это и система индикативных показателей, сложившаяся в ходе реализации национального проекта "Образование", национальной инициативы "Наша новая школа", комплексный проект модернизации образования (далее - КПМО). Индикативные оценки системы образования, Указом Президента были включены в систему оценки работы органов исполнительской власти муниципалитетов.
2013 год - в системе образования Челябинской области проходит под флагом создания системы оценка качества образования на всех его образовательных уровнях. Система оценки качества образования на всех его уровнях включает в себя не только оценку качества учебной деятельности учащихся, но и деятельности педагогов, руководителей образовательных учреждений, органов управления образования.
В области утверждена Концепция региональной системы оценки качества, в которой определены задачи, механизмы проведения оценки качества. Концепция предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности.
10. Таким образом, перед МКУ Управление образования ЗГО и образовательными организациями стоят следующие задачи:
1) модернизация образования как института социального развития;
2) развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Создание в образовательных учреждениях современных условий обучения является наиболее заметным и значимым результатом муниципальной Программы национального проекта.
Вместе с тем, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в современной образовательной и управленческой практике носит эпизодический характер. Не создана целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования. Необходимо создание технических и технологических условий, которые позволят педагогам и обучающимся получить эффективный доступ к источникам информации по всем отраслям науки и техники, использовать новые электронные образовательные ресурсы в процессе обучения. В том числе дистанционно.
Без решения вышеуказанных проблем, требующих комплексного подхода, противоречия в системе образования не только сохраняются, но будут нарастать, замедляя социально-экономическое развитие региона и страны в целом.
Оптимальное решение проблем, указанных выше, может быть обеспечено применением программно-целевого метода, который основан на подчинении распределения ресурсов и мероприятий достижению определенной цели.
11. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития до 2030 года, стратегической целью является рост благосостояния и качества жизни населения.
При этом стратегической целью государственной политики в области образования согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011- 2015 годы", является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В ходе реализации муниципальной программы возможно возникновение некоторых рисков, приводящих к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных целей и задач муниципальной программы.
12. К основным рискам реализации муниципальной программы следует отнести финансовые.
Сокращение объемов финансирования муниципальной программы из федерального областного бюджетов, а также дефицит средств местного бюджета могут привести к финансированию муниципальной программы в неполном объеме.
13. Для предотвращения и минимизации данных рисков планируется принять определенные меры:
организовать мониторинг хода реализации мероприятий муниципальной программы и выполнения муниципальной программы в целом, позволяющий своевременно принять управленческие решения о более эффективном использовании средств и ресурсов муниципальной программы;
провести экономический анализ использования ресурсов муниципальной программы, обеспечивающий сбалансированное распределение финансовых средств на реализацию основных мероприятий муниципальной программы в соответствии с ожидаемыми результатами, а также позволяющий определить меры по привлечению внебюджетных ресурсов.
При реализации муниципальной программы могут возникнуть непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Златоустовского городского округа и с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.
Для минимизации непредвиденных рисков будет осуществляться прогнозирование реализации муниципальной программы с учетом возможного ухудшения экономической ситуации.
Кроме того, существует социальный риск, связанный с низкой информированностью образовательного сообщества, а также общества в целом, о ходе реализации муниципальной программы. Если социально-экономические последствия выполнения мероприятий не будут понятны общественности, то в обществе может возникнуть безразличие, а в крайнем своем проявлении - неприятие и негативное отношение граждан как к самой муниципальной программе, так и к отдельным ее элементам.
Для предотвращения и минимизации социального риска планируется организовать широкое привлечение общественности и образовательного сообщества к обсуждению проекта муниципальной программы, к реализации и оценке ее результатов, а также обеспечить публичность отчетов и итогового доклада о ходе реализации муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.