Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Администрации
Златоустовского городского округа
от 25 октября 2013 г. N 430-П
Стратегия
повышения качества жизни инвалидов в Златоустовском городском округе на период до 2020 года
1. На территории Златоустовского городского округа проживают более 170 тысяч человек, в числе которых 8 906 инвалиды.
Администрацией Златоустовского городского округа, общественными организациями проводится планомерная, последовательная работа по интеграции инвалидов в жизнь Златоустовского городского округа (далее - Округ). Эта деятельность носит системный характер.
2. В 2010 году была принята долгосрочная целевая программа Златоустовского городского округа "Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Златоустовского городского округа на 2010-2013 годы". С этого времени в качестве приоритетной ставится задача создания комфортных условий жизнедеятельности для инвалидов и других категорий маломобильных граждан.
По данным инвентаризации, проводимой в 2013 году, на территории Златоустовского городского округа отсутствуют полностью адаптированные учреждения для инвалидов, а доля частично доступных - крайне низка.
В настоящее время среда городского округа является не приспособленной для инвалидов. Инфраструктура округа сложилась в основном до 1995 года - законодательного введения требования о безбарьерной среде жизнедеятельности для инвалидов. Сейчас жители Златоустовского городского округа с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, с проблемами зрения и слуха испытывают серьезные трудности при передвижении по Округу. По объективным оценкам, быстро проблема адаптации "старой" городской инфраструктуры не решится ввиду большого объема работ и сложности инфраструктуры Округа.
3.Количество инвалидов в Златоустовском городском округе остается большим - 8 906 человек, в том числе - 3 313 человек трудоспособного возраста (возраст от 18 до 60 лет). Лиц, преклонного возраста (75 лет и старше) - 10 029 человек.
В общей численности инвалидов 10,3 процента составляют те, у кого I группа (918 человек); 41,8 процента (3726 человек) - II группа; 41,8 процентов (3 727 человек) - III группа; 6,1 процент - дети-инвалиды (535 человек).
4. В среднесрочном периоде необходимо решить следующие задачи:
1) реорганизовать деятельность органов исполнительной власти Златоустовского городского округа и перейти от "заявительного" принципа работы с инвалидами к адресному выявлению их потребностей в реабилитации для устранения или возможно полной компенсации имеющихся ограничений жизнедеятельности;
2) обеспечить безусловное предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности в полном объеме установленных действующим законодательством государственных гарантий по комплексной медико-социальной реабилитации;
3) создать межведомственную систему постоянного мониторинга потребностей инвалидов (особенно детей-инвалидов и лиц молодого возраста) и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, объема и качества предоставляемых реабилитационных услуг.
5. Еще одной основной задачей является создание новой, эффективной системы государственной поддержки инвалидов на рынке труда. Последовательная политика в этом направлении проводится через квотирование рабочих мест для инвалидов и создание специальных рабочих мест для инвалидов в соответствии с Федеральным Законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
С советских времен в городе функционируют специализированное предприятие Челябинской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых" (Златоустовская местная организация), а также производственные отделения Местной общественной организации инвалидов Златоустовского городского округа Челябинской областной общественной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов". С 2000 года после отмены налоговых льгот по хозяйственной деятельности неуклонно сокращается численность работающих на них инвалидов. Ввиду значительного износа многие рабочие места требуют коренной модернизации. Уровень заработной платы на указанных предприятиях является крайне низким. В настоящее время не определена продуманная долгосрочная программа поддержки деятельности этих организаций, на которых не только работают, но и получают услуги по медицине и реабилитации, общаются инвалиды различных групп (слепые люди, граждане с психическими расстройствами). Степень вовлечения в активную жизнь инвалидов отстает от их реальных потенциальных возможностей. Отсутствие приемлемого трудоустройства создает как дополнительные социальные проблемы, так и неоправданно сокращает численность экономически активного населения округа, дефицит которого становится все более острой проблемой.
6. Негативное влияние на этот процесс оказало вступление в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в части отмены института внесения работодателями в бюджеты субъектов специальных платежей в качестве альтернативного механизма квотирования рабочих мест. До настоящего времени не создана комплексная система государственного стимулирования работодателей, участвующих в программах по трудоустройству инвалидов. В связи с этим работодатели экономически не заинтересованы организовывать рабочие места с применением гибких форм занятости.
По ряду значимых для инвалидов и членов их семей социальных проблем (свободное перемещение по улицам Округа и беспрепятственный доступ к объектам социальной и транспортной инфраструктуры; возможность рационального трудоустройства по желаемой специальности; удобство получения необходимых технических средств реабилитации; обустройство жилья; равный с другими гражданами доступ к государственным медицинским услугам) уже в краткосрочной перспективе требуется принятие дополнительных мер.
Кроме того, реально складывающаяся ситуация показывает, что многие практические задачи лежат в смежных сферах городского развития - архитектуре, строительстве, потребительском рынке, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте. Имеется еще много несогласованности в работе различных городских служб, обеспечивающих доступ потребителям, в том числе имеющим особые потребности в связи с инвалидностью, к обычным, повседневным услугам.
Еще одним, а возможно и самым серьезным препятствием для решения проблем инвалидов является "неготовность" общества воспринимать их равными членами общества, признавать равенство их прав на образование, труд, досуг, занятия физической культурой и спортом, на общественную и политическую деятельность.
Как следствие, вовлеченность инвалидов в образовательные процессы, общественно полезный труд, общественную жизнь пока остается низкой.
7. Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов (далее - Конвенция). Это в корне должно изменить роль данной категории населения в общественной жизни, предоставив им равные возможности для личностной и гражданской самореализации.
8. Целями разработки и реализации Стратегии являются:
1) интенсификация в Златоустовском городском округе экономических и социальных процессов и ресурсов для улучшения качества жизни инвалидов и членов их семей;
2) повышение темпов и эффективности работ для обеспечения инвалидам равного с другими гражданами доступа к объектам социальной инфраструктуры, услугам и информации;
3) формирование толерантного отношения общества к инвалидам и их проблемам.
При этом необходимо достижение баланса между потребностями инвалидов и членов их семей, инфраструктурой учреждений и организаций, оказывающих услуги данным категориям населения, и возможностями городского хозяйства по удовлетворению этих потребностей.
В результате выполнения Стратегии в Округе должна быть сформирована и в полном объеме реализована функция управления процессом социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности; созданы условия для исключения несогласованности в работе заинтересованных органов исполнительной власти; обеспечено единство и целенаправленность развития всех смежных структур городского управления.
9. Основными инструментами реализации Стратегии должны стать:
1) регулярный анализ и прогнозирование потребностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в реабилитационных услугах;
2) оптимизация процессов создания в округе доступной инфраструктуры для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности;
3) постоянная актуализация комплекса выполняемых работ исходя из реальных запросов инвалидов и членов их семей;
4) устранение дисбаланса общественных отношений в Округе и формирование толерантного отношения к инвалидам и проблемам, связанным с инвалидностью.
Принципы "равных возможностей" отвергают устоявшийся в последнее время термин "люди с ограниченными возможностями". Возможности у всех людей равны, но именно сложившиеся в обществе барьеры делают их "ограниченными". Стратегия в соответствии с Конвенцией отвергает эти барьеры как искусственное явление, придуманное и реализованное людьми, для которых инвалидность - отклонение от "нормы", которую они сами же и придумали.
Стратегическая задача Златоустовского городского округа - освободиться от этого многолетнего заблуждения. Необходимо осознать - отсутствуют люди с ограниченными возможностями, но есть общество, возможности которого не достаточны для создания достойных условий проживания каждому его члену, вне зависимости от возраста, пола и состояния здоровья.
10. По определению действующего Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" "инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты". Общество, конечно, должно делать все необходимое для того, чтобы предотвращать возникновение каких-либо отклонений в здоровье у своих граждан. Но этого не удается избежать, поэтому инвалидность не перестает быть общественно нормальным явлением.
Равные возможности - это не просто безбарьерная среда обитания, доступность общественных учреждений, это "универсальный дизайн", который означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. "Универсальный дизайн" не исключает специальные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.
Равные возможности - это и наличие достаточного числа рабочих мест, приспособленных к особенностям инвалидов.
Очевидно, что равные возможности должны быть не просто благим пожеланием и броским лозунгом, а частью ментальности всех членов общества. Они должны обеспечить свободное, ничем не ограниченное соучастие инвалидов в образовательном процессе (инклюзивность), в трудовой и общественной деятельности. В городе "равных возможностей" инвалид не должен себя ощущать инвалидом.
11. Жителями Златоустовского городского округа должны быть реализованы опорные принципы отношения к инвалидам, изложенные в Конвенции и Стратегии:
1) уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
2) недискриминация;
3) полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
4) уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
5) равенство возможностей;
6) доступность;
7) равенство мужчин и женщин;
8) уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
Без вышеуказанных принципов будут бесполезны все усилия по превращению Златоустовского городского округа в место жизни, где у всех действительно равные возможности для самореализации во благо каждого персонально и России в целом.
Равный доступ к медицинскому обслуживанию
12. В целях предотвращения хронизации заболеваний, приводящих к стойкой утрате трудоспособности и формированию тяжелых степеней ограничений жизнедеятельности, в ближайшие три года необходимо обеспечить:
1) беспрепятственный доступ инвалидов ко всем видам гарантированной государственной медицинской помощи;
2) полный охват детей с врожденными аномалиями и пороками развития диспансеризацией, своевременной высокотехнологичной помощью путем их раннего выявления и коррекции;
3) внедрение новых форм и методов восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, применение современных инновационных технологий в целях устранения или возможно более полной компенсации нарушений состояния здоровья, развитие новых форм медицинского обслуживания лежачих и плохо передвигающихся лиц;
4) привлечение в Округ медицинских кадров, владеющих методами реабилитационной помощи разным категориям лиц с ограничениями жизнедеятельности;
5) разработку системы управления и информатизации в целях усиления контроля полноты и качества обслуживания лиц, состоящих на диспансерном учете;
6) формирование у златоустовцев здорового образа жизни и проведение профилактических мероприятий.
Вместе с тем основным сдерживающим препятствием для обеспечения инвалидам равного с другими гражданами доступа к медицинским услугам является неприспособленность учреждений здравоохранения. В связи с этим необходимо ускорить темпы этой работы.
Равный доступ к воспитанию и образованию
13. Достижимыми целевыми индикаторами Стратегии в этом секторе являются:
1) создание специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности во всех типах и видах образовательных учреждений города;
2) дифференцированный подход при принятии решений о формах воспитания и образования детей-инвалидов на основе оценки состояния здоровья ребенка.
3) максимальное удовлетворение социального запроса родителей (законных представителей) на разные формы обучения (с учетом территориальной доступности образовательного учреждения от места проживания).
Равные возможности на рынке труда
14. Для создания равных возможностей инвалидам на рынке труда необходимо:
1) устранить диспропорции между количеством и структурой создаваемых работодателями рабочих мест для инвалидов и спросом на них самих инвалидов с тяжелыми ограничениями, которым трудно найти работу и адаптироваться в обычной среде;
2) создавать специальные рабочие места для инвалидов-колясочников, лиц с полной и частичной потерей зрения на отраслевых предприятиях и специализированных предприятиях, применяющих труд инвалидов;
3) обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ к рабочим местам и инфраструктуре предприятий.
Доступ к реабилитационным услугам. Непрерывная реабилитация
15. Материальная поддержка инвалидов государством не может сводиться лишь к пенсиям и социальным выплатам. С расширением возможностей для социальной интеграции происходит процесс снижения степени зависимости инвалидов от дотационных денежных выплат.
Для обеспечения равного доступа инвалидов к реабилитации должен быть реализован принцип, когда все необходимые мероприятия и расходы, связанные с инвалидностью, должны предоставляться гражданину в соответствии с установленными государством стандартами и программами реабилитации, разработанными на основе профессиональной оценки состояния здоровья человека и его реабилитационных возможностей.
В связи с этим, уже сейчас должны быть выделены категории инвалидов, которые по объективным обстоятельствам вынуждены нести значительную финансовую нагрузку в связи с инвалидностью, и введены дополнительные меры их материальной поддержки для компенсации затрат по наиболее значимым направлениям.
16. Одновременно необходимо добиться полной обеспеченности всех нуждающихся инвалидов государственными реабилитационными услугами.
Должно стать нормой:
1) доступное получение инвалидами положенных по законодательству технических средств реабилитации и других реабилитационных услуг;
2) обеспечение в установленном порядке санаторно-курортным лечением ветеранов и инвалидов, а также создание условий для отдыха и оздоровления тяжелых инвалидов, имеющих противопоказания к санаторно-курортному лечению, совместно с членами их семей;
3) использование потенциала негосударственных организаций в целях расширения возможностей для реабилитации тяжелых инвалидов.
17. Не позднее 2015 года необходимо:
1) окончательно сформировать полноценную городскую службу оказания реабилитационной помощи инвалидам;
2) организовать систему психологической и социальной помощи и поддержки членов семей инвалидов вследствие тяжелых соматических и психических заболеваний, травм, детей и взрослых с врожденными дефектами и аномалиями, которые не могут осуществлять полноценную трудовую и общественную деятельность.
По данным международных исследований, трудопотери, связанные с появлением в семье инвалида и необходимостью постоянного постороннего ухода и наблюдения со стороны родственников, в совокупном выражении могут составлять от 0,5 до 1 процента валового внутреннего продукта (при численности инвалидов не менее 10 процентов от общей численности населения). Каждый рубль, вложенный в реабилитацию инвалидов и создание вспомогательных служб помощи членам их семей, дает 10-кратный экономический эффект.
18. Необходимо перестроить деятельность реабилитационных учреждений на активную помощь тяжелым инвалидам, уйти от "уравниловки", разработать дифференцированные реабилитационные программы для разных категорий инвалидов (в зависимости от возраста, состояния здоровья, степени ограничений жизнедеятельности, уровня притязаний и т.д.), направленные на комплексное устранение или компенсацию утраченных функций. Реабилитационная помощь должна стать конструктивной не только для инвалидов, но и для членов их семей.
В учреждениях и организациях, имеющих отношение к реабилитации инвалидов и других, нуждающихся в этом категориях населения, требуется внедрить самые современные технологии и методики, оснастить оборудованием, в том числе для занятий физкультурой и спортом, для интеллектуального развития.
Важнейшим элементом должно стать выстраивание системы психологического и реабилитационного сопровождения, как самих инвалидов, так и их ближнего круга (родителей, братьев и сестер, супругов, других родственников). Для этого должны быть внедрены новые подходы к работе с семьями, в целях их адаптации, избежания стрессов и минимизации жизненных рисков. Нужно не просто помочь инвалиду через тех, кто помогает ему каждый день, но и помочь тому, кто помогает инвалиду.
Необходимо добиться, чтобы процесс реабилитации имел непрерывный характер независимо от заболевания, перехода в другую возрастную категорию, перемены места жительства.
Безбарьерная среда обитания и универсальный дизайн
19. Чтобы инвалиды имели возможность всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, необходимо предпринять исчерпывающие меры по обеспечению их доступа к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
20. Для этого необходимо:
1) совершенствовать стандарты и руководящие ориентиры, регламентирующие доступность объектов и услуг для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением;
2) добиться, чтобы организации всех форм собственности (включая негосударственные), предлагающие услуги населению в разных сферах, учитывали все аспекты доступности их для разных категорий инвалидов;
3) организовывать для всех вовлеченных сторон методическую поддержку и инструктаж по проблемам доступности среды для инвалидов;
4) размещать в зданиях и других объектах, открытых для населения, информацию в легко читаемой и понятной форме, в том числе выполненной азбукой Брайля;
5) предоставлять специализированные услуги помощников и посредников, в том числе проводников и профессиональных сурдопереводчиков, для облегчения доступа к предоставляемым услугам;
6) поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет;
7) поощрять проектирование, разработку, производство и распространение изначально доступных для всех пользователей продуктов, в том числе в строительстве, информационно-коммуникационных технологий и систем.
В развитие этих принципов необходимо добиться того, чтобы все новые и реконструируемые объекты, расположенные на территории Златоустовского городского округа, изначально проектировались и строились по принципам "универсального дизайна" - доступными для разных категорий пользователей.
В случае отсутствия возможности приспособления объекта (из-за финансовых возможностей, конструктивных и технических характеристик) необходимо обеспечивать "разумное приспособление" объекта для маломобильных групп населения.
21. Необходимо подготовить комплекс дополнительных взаимоувязанных мероприятий в целях адаптации мест проживания, обслуживания и перемещения инвалидов с тяжелыми ограничениями в передвижении (на колясках, с опорами) и ориентации (незрячих и глухих лиц) объектов общественной инфраструктуры города:
1) тротуаров разных категорий;
2) переходов (наземных, подземных и надземных);
3) зон остановок общественного пассажирского транспорта;
4) объектов коллективного пользования (торговли, медицины, образования, досуга, культуры, органов государственной власти, осуществляющих работу с населением и организациями в режиме "одного окна").
Особое внимание необходимо уделить изменениям в жилом секторе - внедрению принципов универсального дизайна при строительстве и реконструкции жилых домов (подъезды, лифты, межквартирные коридоры), а также обустройстве дворовых территорий.
На следующем этапе по итогам инвентаризации и проведенной работы собственниками объектов, балансодержателями осуществляется плановое переоборудование неприспособленных городских объектов.
Общественная и социальная активность инвалидов. Равный доступ к услугам в сфере потребления, культуры, спорта
22. Инвалиды должны иметь право участвовать наравне с другими жителями Златоустовского городского округа в общественной и социальной жизни. Для этого требуется предпринять все надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа к учреждениям культуры, к фильмам, театральным постановкам и другим культурным мероприятиям, а также к местам культурных мероприятий или услуг, в театры, музеи, кинотеатры, библиотеки, к памятникам и объектам, имеющим культурную значимость.
23. Для того чтобы наделить инвалидов возможностью участвовать наравне с другими в проведении досуга и отдыха и в спортивных мероприятиях, необходимо:
1) поощрять и пропагандировать участие инвалидов в общегородских мероприятиях разного уровня;
2) организовывать спортивные и досуговые мероприятия для инвалидов с участием в них широких слоев населения;
3) обеспечивать доступ инвалидам, включая детей-инвалидов, к спортивным, рекреационным и туристическим объектам.
Социальное партнерство в создании равных возможностей
24. Обеспечение равных возможностей невозможно без создания атмосферы социальной сплоченности. Решение этой задачи невозможно без участия всех муниципальных и общественных институтов, без вовлечения в этот процесс максимально возможного круга граждан.
У каждого юридического и физического лица должно найтись свое дело в этом процессе, которое кроме общественной пользы будет приносить массу положительных эмоций и являться неотъемлемой частью понятия "комфортной жизни".
Конечно, муниципальные органы должны брать на себя инициативную роль в постановке конкретных вопросов и конструировании социальных технологий, организовывать общественную экспертизу проектов властных решений и, в конечном счете, нести всю полноту ответственности за формирование городской среды на основе равных возможностей.
В трудовых коллективах (независимо от формы собственности) необходимо разработать программы поддержки работающих там инвалидов.
25. В реализации Стратегии ключевая роль принадлежит общественным и политическим организациям, действующим на территории Златоустовского городского округа, которые не просто должны стать партнерами муниципальных органов, но и взять на себя инициативу по продвижению в реальную жизнь основных идей Стратегии. Важно также, чтобы этой важнейшей работой занимались не только некоммерческие общественные организации, но и все другие общественные институты.
Немаловажная роль в предстоящей работе принадлежит бизнесу. Именно предприниматели, как никто другой, должны понять важность приобщения инвалидов к посильной для них занятости. При должном уровне квалификации эти люди своим трудом сторицей окупают затраты и на обучение, и на приспособление рабочих мест под их потребности. В ближайшие 2-3 года должна увеличиться численность инвалидов, занятых в городских структурах.
Привлечение средств массовой информации к освещению деятельности органов исполнительной власти в решении вопросов комплексной реабилитации инвалидов, а также в формировании толерантного отношения к инвалидам трудно переоценить. Очевидно, что без должного участия средств массовой информации город равных возможностей также останется лишь благим пожеланием. Жители Златоустовского городского округа должны получать в полной мере информацию о деятельности Администрации Златоустовского городского округа в этой сфере. Необходимо предпринять все необходимое, чтобы донести до горожан ценности равных возможностей через проведение массовых мероприятий, средства наглядной агитации, раздачу материалов на улицах, рассылку по почте, всеми другими доступными способами.
Год за годом совместными усилиями златоустовцев можно превратить Округ в место, где будет комфортно жить всем людям независимо от их индивидуальных особенностей. Только соединив административный и финансовый ресурсы города с высокими человеческими качествами жителей, можно решить социально значимую задачу - существенно повысить качество и уровень жизни златоустовцев, имеющих ограничения жизнедеятельности, вследствие нарушения состояния здоровья.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.