Решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 4 февраля 2014 г. по жалобе N 6-04-18.1/14
г. Челябинск
Резолютивная часть решения оглашена 3 февраля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 4 февраля 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
- Козлова А.А. - руководитель Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии |
- Расторгуева Ю.М. - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - Конькова О.В. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу N 6-04-18.1/14 ООО "ТД "Полифлок" от 28.01.2014 исх. N 010 (вх. 28.01.2014 N 1028) на действия ОАО "Сигнал", выразившиеся в нарушении Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) путем необоснованного отклонения заявки на участие в запросе котировок на право заключения договора на поставку Полиакриламид-геля (извещение N 31400817141), установила:
16.01.2014 на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.zаkuрki.gоv.гu и на сайте электронной площадки http://etprf.ru опубликовано извещение N 31400817141 (N ZK14012300006) о проведении электронного запроса котировок на право заключения договора на поставку Полиакриламид-геля для нужд ОАО "Сигнал".
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок на право заключения договора на поставку Полиакриламид-геля для нужд ОАО "Сигнал" (по местному времени заказчика): 23.01.2014 в 08:00.
Дата и время окончания срока рассмотрения и оценки котировочных заявок (по местному времени заказчика): 27.01.2014 в 10:00.
Начальная (максимальная) цена договора, определенная документацией запроса котировок в электронной форме, составляет 450 560.00 RUB.
Место рассмотрения и оценки котировочных заявок: г. Челябинск, ул. Новороссийская, д. 2.
До окончания указанного в документации о проведении электронного запроса котировок срока подачи заявок к 23.01.2014 08:00 поступила одна заявка на участие в указанном запросе котировок от ООО "ТД "Полифлок". Предложенная им цена договора (с НДС) составляет 424 530, 00 RUB.
23.01.2014 состоялось заседание закупочной комиссии по рассмотрению и оценке котировочных заявок.
27.01.2014 в 13:34 на официальном сайте в сети Интернет опубликован протокол заседания котировочной комиссии от 23.01.2014 N 6, согласно которому заявка ООО "ТД "Полифлок" признана несоответствующей документации о проведении запроса котировок N 31400817141 по основанию - ТУ предложенного товара не соответствует ТУ, указанному в документации электронного запроса котировок.
Согласно опубликованному протоколу в связи с подачей только одной заявки на участие в электронном запросе котировок электронный запрос котировок признается несостоявшимся.
Представитель ООО "ТД "Полифлок", извещенный надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явился.
Согласно доводам, изложенным в жалобе ООО "ТД "Полифлок", последним полностью соблюдены требования к товару, определенные в документации N 31400817141 (N ZK14012300006) о проведении электронного запроса котировок на право заключения договора на поставку Полиакриламид-геля для нужд ОАО "Сигнал", так как ТУ 2216-042-07510508-2009, заявленные Заказчиком, и ТУ, предложенные ООО "ТД "Полифлок", являются полными аналогами и заменяют ранее действующие ТУ 6-01-1049-92, разработанные Саратовским заводом полимеров в 1972 году.
Указанные в ТУ 2216-042-07510508-2009 ограничения по производителю - завод им. Свердлова (в лице представителя/дилера) ведут к ограничению конкуренции и нарушают требования ст. 3 Закона N 223-ФЗ - принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевом и экономически эффективном расходовании денежных средств на приобретение товаров, работ и услуг, а также принцип отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизменяемых требований к участникам закупки, что дискриминирует ООО "ТД "Полифлок" и других участников рынка, незаконно обеспечивая передачу заказа заранее определенному поставщику.
Технические условия (далее - ТУ) - документ, устанавливающий технические требования, которым должны соответствовать конкретные изделия, материал, вещество и пр. или их группа. Кроме того, в них должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования. Согласно ГОСТ 2.114-95 на один и тот же продукт может быть несколько идентичных ТУ с разными номерами (каждый производитель имеет свои собственные ТУ со своим собственным номером). Тождественность ТУ определяется не по номеру ТУ, а по их содержанию.
Так как продукция ООО "ТД "Полифлок" изготовлена по ТУ, аналогичному по содержанию заявленному ТУ, она полностью соответствует заявленным требованиям. Товар ООО "ТД "Полифлок" не является эквивалентом, так как сделан по идентичному ТУ на другом заводе-производителе.
В связи с чем, ООО "ТД "Полифлок" просило провести проверку правомерности и законности указанных действий ОАО "Сигнал", обеспечить устранение нарушений прав ООО "ТД "Полифлок" и проведение закупки полиакриламид геля в условиях реальной конкуренции, признать заявку ООО "ТД "Полифлок" соответствующей требованиям закупочной документации.
Представитель ОАО "Сигнал" по доводам жалобы ООО "ТД "Полифлок" пояснил следующее.
Причинами отклонения котировочной заявки ООО "ТД "Полифлок" явилось указание материала товара по ТУ 2414-002-74301823-2007, а не по ТУ 2216-042-07510508-2009. Для обезвреживания и очистки производственных сточных вод ОАО "Сигнал" использует технологический процесс инв. N 768-Т, который предусматривает использование полиакриламид-геля ТУ 2216-042-07510508-2009.
Требование об использовании в технологическом процессе предприятия исключительно полиакриламид-геля ТУ 2216-042-07510508-2009 установлено ОАО "Сигнал" по собственному усмотрению для удовлетворения производственных потребностей и не предусмотрено нормативными требованиями.
Необходимость использовать в технологическом процессе ОАО "Сигнал" полиакриламид-геля ТУ 2216-042-07510508-2009 обусловила указание в котировочной документации оспариваемого требования к товару.
Возможность же использования товара, предложенного ООО "ТД "Полифлок", требует дополнительных проверок.
Нормы по ТУ, указанные в паспорте качества 03-31, не соответствуют требованиям ТУ 2414-002-74301823-2007 для марки А-0605, что также послужило основанием для отклонения заявки ООО "ТД "Полифлок". Однако данное основание в протоколе рассмотрения и оценки заявок не указано.
При этом, даже в том случае, если бы ОАО "Сигнал" посчитало требования к товару, установленные ТУ 2414-002-74301823-2007, тождественным требованиям, установленным ТУ 2216-042-07510508-2009, заявка ООО "ТД "Полифлок" была бы отклонена.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам:
1. Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации,настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 22 Положения о закупочной деятельности ОАО "Сигнал", утвержденного решением Совета директоров от 28.11.2013 N 26, извещение о котировочной сессии должно содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров. При этом должны быть указаны требования, установленные Заказчиком к количеству, качеству, техническим характеристикам товара и их безопасности; требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара; требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика.
Согласно пункту 8 Информационной карты (Приложение N 1 к документации о проведении электронного запроса котировок на право заключения договора на поставку полиакриламид-геля для нужд ОАО "Сигнал") качество товара должно соответствовать ТУ 2216-042-07510508-2009.
Согласно пункту 3.1 ГОСТа 2.114-95 "Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия", введенного Постановлением Госстандарта России от 08.08.1995 N 425, ТУ являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.
Технические условия (ТУ) являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию, а при отсутствии документации должны содержать полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке (3.2).
Пунктом 3.3 ГОСТа 2.114-95 установлено, что ТУ разрабатывают на:
- одно конкретное изделие, материал, вещество и т.п.;
- несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т.п. (групповые технические условия).
Из анализа приведенных положений ГОСТа 2.114-95 следует, что каждый изготовитель товара имеет/должен иметь отдельные ТУ на производимый товар с присвоенным им индивидуальным номером. При этом не исключена возможность существования у различных производителей товара ТУ на него, одинаковых по содержанию, но отличных по номеру.
Изготовителем полиакриламид-геля, соответствующего требованиям ТУ 2216-042-07510508-2009, указанным ОАО "Спектр" в котировочной документации как ТУ, которым должен соответствовать закупаемый им товар, является Федеральное казенное предприятие "Завод имени Я.М. Свердлова".
Следовательно, потенциальными участниками запроса котировок на право заключения с ОАО "Спектр" договора на поставку полиакриламид-геля (извещение N 31400817141) являются исключительно Федеральное казенное предприятие "Завод имени Я.М. Свердлова" и его официальные дилеры.
Иные производители полиакриламид-геля (их официальные дилеры), даже в условиях его изготовления на основании ТУ, которые по содержанию тождественны ТУ 2216-042-07510508-2009, но имеют иной идентификационный номер, лишены возможности принять участие в такой закупке. То есть, установление в технической документации требования о соответствии закупаемого товара конкретным ТУ ограничивает круг потенциальных участников данной закупки.
Довод ОАО "Спектр" о том, что необходимость включения в котировочную документацию требования о соответствии полиакриламид-геля конкретным техническим условиям обусловлена технологическим процессом предприятия, Комиссия отклоняет, поскольку выбор таких ТУ в качестве единственных, которым должен соответствовать закупаемый товар, предопределен не объективным обстоятельством - нормативными требованиями, а волей ОАО "Спектр" и сложившейся практикой взаимоотношений по закупке между ним и Федеральным казенным предприятием "Завод имени Я.М. Свердлова".
С учетом изложенного, Комиссия считает, что содержащиеся в котировочной документации требования к товару, которым соответствует только товар, производимый Федеральным казенным предприятием "Завод имени Я.М. Свердлова", создают определенным участникам размещения заказа (заводу-изготовителю и его официальным дилерам) преимущества перед другими и являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки.
Таким образом, рассматриваемые действия заказчика направлены на ограничение количества участников закупки и нарушают принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ). В связи с чем, рассматриваемая жалоба ООО "ТД "Полифлок" от 28.01.2014 исх. N 010 (вх. 28.01.2014 N 1028) на действия ОАО "Сигнал" является обоснованной.
При этом, Комиссия отмечает, что даже в случае признания ОАО "Спектр" предложенного ООО "ТД "Полифлок" товара, изготовленного согласно ТУ 2414-002-74301823-2007, соответствующим требованиям ТУ 2216-042-07510508-2009, и, соответственно, требованиям котировочной документации, это бы не повлияло на результаты проведенного им запроса котировок N 31400817141, так как у Заказчика имелись иные (помимо указанного в протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок) основания для отклонения заявки ООО "ТД "Полифлок".
Как установлено в рамках рассмотрения жалобы, нормы по ТУ, указанные в паспорте качества полимер акриламида марки А-0605 от 22.03.2013 03-31, представленному ООО "ТД "Полифлок" в составе котировочной заявки, не совпадают с нормами, установленными для данной марки ТУ 2414-002-74301823-2007.
Согласно таблице 2 ТУ 2414-002-74301823-2007 норма кинематической вязкости раствора полиакриламида с массовой долей 0,25% в растворе хлористого натрия с массовой долей 3% при 30°С, мм2/с, должна для полимер акриламида марки# марки А-0605 составлять не менее 4-х, согласно паспорту качества полимер акриламида марки А-0605 данная норма составляет не менее 2,2-х.
Согласно таблице 2 ТУ 2414-002-74301823-2007 скорость осаждения по оксиду меди, мм/с для полимер акриламида марки# марки А-0605 должна составлять не менее 8-ми, согласно паспорту качества полимер акриламида марки А-0605 - не менее 6-ти.
В соответствие с пунктом 2 статьи 26 Положения о закупочной деятельности ОАО "Сигнал" победителем в проведении котировочной сессии признается Участник процедуры закупки, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении котировочной сессии и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.
С учетом данного обстоятельства (несоответствие товара требованиям ТУ), ООО "ТД "Полифлок" не могло быть признано победителем запроса котировки, проводимого ОАО "Спектр", и в любом случае рассматриваемый запрос котировок был бы признан несостоявшимся.
В связи с чем, Комиссия пришла к выводу, что основания для выдачи ОАО "Спектр"обязательного для исполнения предписания об аннулировании результатов запроса котировки N 31400817141 путем отмены протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 23.01.2014 и возвращения закупки на соответствующую стадию их проведения, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 3, статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТД "Полифлок" от вх. 28.01.2014 N 1028 на действия ОАО "Сигнал", выразившиеся во включении в котировочную документацию N 31400817141 требования о соответствии товара ТУ 2216-042-07510508-2009, обоснованной.
2. Признать действия ОАО "Сигнал", выразившиеся во включении в котировочную документацию N 31400817141 требования о соответствии товара ТУ 2216-042-07510508-2009, нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Председатель Комиссии |
А.А. Козлова |
Члены Комиссии |
Ю.М. Расторгуева |
|
О.В. Конькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 февраля 2014 г. по жалобе N 6-04-18.1/14 "По делу о нарушении антимонопольного законодательства"
Текст решения официально опубликован не был