Приложение
к приказу Минюста РФ
от 2 декабря 2009 г. N 415
Инструкция
об организации служебных проверок в Министерстве юстиции Российской Федерации и его территориальных органах
25 декабря 2015 г., 28 декабря 2016 г.
I. Общие положения
1. Инструкция об организации служебных проверок в Министерстве юстиции Российской Федерации и его территориальных органах (далее - Инструкция) определяет порядок организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Минюста России и его территориальных органов (далее - гражданские служащие).
2. В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215) (далее - Федеральный закон) основанием для проведения служебной проверки является:
а) решение представителя нанимателя;
б) письменное заявление гражданского служащего.
3. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:
- факт, время, место, обстоятельства, цели и мотивы совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка (далее - проступок);
- вина гражданского служащего, а также степень вины каждого гражданского служащего в случае совершения проступка несколькими гражданскими служащими;
- деловые и личные качества гражданского служащего, совершившего проступок, иные данные, характеризующие его личность;
- обстоятельства, причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим проступка;
- характер и размер вреда (ущерба), причиненного гражданским служащим в результате совершения проступка;
- обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
II. Организация служебной проверки
Приказом Минюста России от 28 декабря 2016 г. N 325 в пункт 4 внесены изменения
4. Руководитель (начальник) гражданского служащего, которому стало известно о совершении этим гражданским служащим проступка, обязан в письменной форме доложить о проступке:
в Минюсте России - Министру юстиции Российской Федерации (далее - Министр) или заместителю Министра, курирующему Департамент государственной службы и кадров;
в территориальном органе Минюста России - начальнику территориального органа.
Приказом Минюста России от 28 декабря 2016 г. N 325 в пункт 5 внесены изменения
5. Решение о проведении служебной проверки принимается Министром в отношении всех гражданских служащих (по письменным заявлениям гражданских служащих), замещающих должности федеральной государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) в Минюсте России и его территориальных органах.
Кроме того, полномочиями представителя нанимателя, указанными в статье 59 Федерального закона, в том числе правом принятия решения о проведении служебной проверки (по письменным заявлениям гражданских служащих), наделяются:
- заместитель Министра, курирующий Департамент государственной службы и кадров, - в отношении гражданских служащих структурных подразделений Минюста России до начальника отдела и территориальных органов Минюста России до заместителя начальника территориального органа Минюста России включительно;
- начальник территориального органа Минюста России - в отношении гражданских служащих территориального органа Минюста России до начальника структурного подразделения территориального органа Минюста России включительно.
Приказом Минюста России от 28 декабря 2016 г. N 325 в пункт 7 внесены изменения
7. Проведение служебной проверки поручается:
в Минюсте России - Департаменту государственной службы и кадров;
в территориальном органе Минюста России - кадровому подразделению либо, при его отсутствии, гражданскому служащему, в должностные обязанности которого входит осуществление кадровой работы (далее - уполномоченный гражданский служащий), либо помощнику начальника территориального органа Минюста России (по решению начальника территориального органа Минюста России).
8. В соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона в проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к должностному лицу, принявшему решение о проведении служебной проверки, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.
Приказом Минюста России от 25 декабря 2015 г. N 318 пункт 9 изложен в новой редакции
9. Решение о проведении служебной проверки оформляется приказом Минюста России (территориального органа Минюста России), который подписывает в пределах предоставленных полномочий должностное лицо, указанное в пункте 5 Инструкции.
Днем принятия решения о проведении служебной проверки является дата издания соответствующего приказа.
10. Проект приказа Минюста России (территориального органа Минюста России) о проведении служебной проверки готовится:
в Минюсте России - Департаментом государственной службы и кадров;
в территориальном органе Минюста России - кадровым подразделением либо, при его отсутствии, уполномоченным гражданским служащим.
В приказе Минюста России (территориального органа Минюста России) о проведении служебной проверки:
- указываются основание служебной проверки, должность, фамилия, имя и отчество гражданского служащего, в отношении которого (либо по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка;
- определяется срок проведения служебной проверки;
- утверждается состав (фамилии, имена и отчества, должности членов) комиссии по проведению служебной проверки (далее - комиссия) с указанием (в случае необходимости) на освобождение ее членов от служебных обязанностей на период проверки.
11. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.
Служебная проверка считается завершенной в день утверждения письменного заключения по ее результатам (далее - заключение) должностным лицом, принявшим решение о ее проведении.
III. Участники служебной проверки и их полномочия
12. Служебная проверка проводится комиссией, которая состоит из трех и более гражданских служащих, обладающих необходимыми знаниями и опытом.
Приказом Минюста России от 28 декабря 2016 г. N 325 в пункт 13 внесены изменения
13. В состав комиссии включаются:
- в Минюсте России - директор Департамента государственной службы и кадров или один из его заместителей (председатель комиссии); гражданский служащий структурного подразделения Минюста России, в котором проходит гражданскую службу гражданский служащий, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка; представитель выборного профсоюзного органа Минюста России; при необходимости, иные гражданские служащие;
- в территориальном органе Минюста России - руководитель кадрового подразделения или его заместитель, а в случае отсутствия кадрового подразделения - уполномоченный гражданский служащий или помощник начальника территориального органа Минюста России (по решению начальника территориального органа Минюста России) (председатель комиссии); гражданский служащий структурного подразделения территориального органа Минюста России, в котором проходит гражданскую службу гражданский служащий, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка; представитель выборного профсоюзного органа территориального органа Минюста России; при необходимости, иные гражданские служащие Минюста России и (или) территориального органа Минюста России.
14. Председатель комиссии организует работу комиссии и несет ответственность за полное, объективное и всестороннее изучение в ходе служебной проверки обстоятельств, послуживших основанием для ее назначения, соблюдение сроков проведения служебной проверки. Председатель комиссии:
1) реализует полномочие представителя нанимателя, предусмотренное частью 1 статьи 58 Федерального закона, по затребованию объяснения в письменной форме от гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка, других гражданских служащих и иных лиц;
2) координирует работу членов комиссии, организует взаимодействие и осуществляет контроль за их деятельностью;
3) оказывает членам комиссии методическую помощь по сбору, обобщению и анализу изучаемых в ходе служебной проверки документов;
4) направляет в установленном порядке запросы о представлении необходимых документов, материалов и информации с целью установления фактов и обстоятельств, имеющих отношение к служебной проверке;
Приказом Минюста России от 25 декабря 2015 г. N 318 в подпункт 5 внесены изменения
5) пользуется правами и исполняет обязанности члена комиссии, предусмотренные пунктами 15 и 16 Инструкции.
15. Член комиссии в соответствии с поставленными перед ним задачами, с целью выяснения фактических обстоятельств имеет право:
- предлагать гражданским служащим и иным лицам (за исключением гражданского служащего в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка), которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать письменные объяснения на имя должностного лица, принявшего решение о проведении служебной проверки;
- в установленном порядке знакомиться с документами, имеющими отношение к предмету служебной проверки, приобщать их (или их копии) в случае необходимости к материалам служебной проверки;
- получать консультации у специалистов по вопросам, требующим специальных знаний;
- при необходимости выезжать в установленном порядке и с разрешения председателя комиссии на место совершения проступка.
16. Член комиссии обязан:
- ознакомиться с Инструкцией под роспись в листе ознакомления, который прилагается к материалам проверки;
- соблюдать права и свободы гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка, и иных лиц, привлекаемых к служебной проверке;
- в случае обнаружения признаков преступления, административного правонарушения или нарушений служебной дисциплины немедленно докладывать об этом председателю комиссии и должностному лицу, принявшему решение о проведении служебной проверки;
- обеспечивать сохранность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о ее результатах.
17. Гражданский служащий, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка, имеет право:
1) ознакомиться с приказом Минюста России (территориального органа Минюста России) о проведении служебной проверки;
2) давать устные и письменные объяснения (письменные объяснения пишутся собственноручно на имя должностного лица, принявшего решение о проведении служебной проверки, либо председателя комиссии (приложение N 1);
3) представлять заявления, ходатайства и иные документы, которые приобщаются к материалам служебной проверки;
4) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, должностному лицу, принявшему решение о проведении служебной проверки;
5) ознакомиться по окончании служебной проверки с заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
IV. Проведение служебной проверки
18. Председатель и члены комиссии:
- изучают нормативные правовые акты Российской Федерации и Минюста России по вопросам, относящимся к служебной проверке;
- составляют перечень вопросов гражданскому служащему, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка;
- анализируют данные о деятельности структурного подразделения Минюста России (территориального органа Минюста России), гражданским служащим которого совершен проступок;
- собирают, обобщают и анализируют необходимую для подготовки заключения информацию.
19. Председатель комиссии разрабатывает план проведения служебной проверки, который утверждается должностным лицом, принявшим решение о проведении служебной проверки.
Приказом Минюста России от 25 декабря 2015 г. N 318 приложение дополнено пунктом 19.1
19.1. Гражданский служащий, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка, представляет в течение 2 рабочих дней письменное объяснение.
20. В случае отказа гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка, от письменного объяснения составляется акт (приложение N 2).
21. По решению председателя комиссии с предварительного письменного согласия гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка (иного лица, от которого получают объяснения), может применяться аудио- или видеозапись. В этом случае в объяснении должна быть сделана отметка о проведении аудио- или видеозаписи с указанием наименования и серийного номера звуко- или видеозаписывающей аппаратуры и носителя, на который эта запись осуществлялась.
Носители записи приобщаются к материалам служебной проверки.
22. Согласно части 7 статьи 59 Федерального закона гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы оформляется приказом Минюста России (территориального органа Минюста России) с подписью должностного лица, принявшего решение о проведении служебной проверки.
V. Оформление результатов служебной проверки
23. Результаты служебной проверки оформляются заключением, подготовку которого обеспечивает председатель комиссии.
Заключение представляется на утверждение должностному лицу, принявшему решение о проведении служебной проверки.
Приказом Минюста России от 25 декабря 2015 г. N 318 в пункт 24 внесены изменения
24. Заключение составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и состоит из трех частей - вводной, описательной и резолютивной.
Вводная часть содержат:#
- основания проведения служебной проверки;
- состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств председателя и членов комиссии);
- фамилия, имя и отчество, должность, стаж государственной службы гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, и время его службы в Минюсте России (территориальном органе Минюста России), в том числе в замещаемой должности.
В описательной части указываются факты и обстоятельства, перечисленные в пункте 3 Инструкции.
Резолютивная часть содержит:
- вывод о виновности (невиновности) гражданского служащего, в отношении которого проведена служебная проверка, либо информацию, подтверждающую (опровергающую) сведения, содержавшиеся в письменном заявлении гражданского служащего;
- предложения о привлечении гражданского служащего, совершившего проступок, к дисциплинарной и (или) материальной ответственности либо о направлении материалов в органы прокуратуры или иные органы в соответствии с их компетенцией;
- предложения о мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению проступка;
- рекомендации предупредительно-профилактического характера. Заключение подписывают председатель комиссии и члены комиссии, участвовавшие в проверке.
Председатель и члены комиссии несут ответственность за объективность представляемой информации, обоснованность выводов и предложений по результатам проверки.
Член комиссии, несогласный с решением комиссии, вправе в письменном виде изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к заключению.
Приказом Минюста России от 25 декабря 2015 г. N 318 в пункт 25 внесены изменения
25. Председатель комиссии (член комиссии по поручению председателя комиссии) не позднее 5 дней со дня утверждения заключения знакомит гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, с заключением и другими материалами служебной проверки в части, его касающейся, под роспись на заключении с проставлением даты ознакомления.
Время нахождения гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, в отпуске, командировке, а также периоды его временной нетрудоспособности в указанный срок не включаются.
В случае если служебная проверка проводилась комиссией Минюста России в отношении гражданского служащего территориального органа Минюста России (по письменному заявлению этого гражданского служащего), копии заключения и материалов служебной проверки не позднее 3 рабочих дней со дня окончания служебной проверки направляются в территориальный орган Минюста России для ознакомления гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка. В течение 3 рабочих дней после ознакомления с указанными документами копия заключения с подписью гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, и датой ознакомления направляется по почте в Минюст России.
Ознакомление производится с соблюдением требований пункта 3 части 8 статьи 59 Федерального закона. Факт ознакомления подтверждается подписью гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, на заключении с проставлением даты ознакомления.
В случае отказа гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, от ознакомления с заключением либо от подписи в заключении (проставления даты ознакомления) лицо, осуществляющее ознакомление, составляет акт (приложение N 2) и приобщает его к материалам служебной проверки.
26. Копии приказов Минюста России (территориального органа Минюста России) о проведении служебной проверки, о временном отстранении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, заключение приобщаются к личному делу гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка.
В случае если служебная проверка проводилась в отношении (по письменным заявлениям) нескольких гражданских служащих, заключение оформляется в соответствующем количестве экземпляров.
27. По решению должностного лица, принявшего решение о проведении служебной проверки, заверенная копия заключения может быть направлена в заинтересованные структурные подразделения Минюста России (территориальные органы Минюста России и (или) их структурные подразделения) для сведения.
28. Подготовка проекта приказа Минюста России (территориального органа Минюста России) о применении дисциплинарного взыскания осуществляется в установленном порядке Департаментом государственной службы и кадров (кадровым подразделением территориального органа Минюста России, уполномоченным гражданским служащим).
29. Документы служебной проверки постранично нумеруются и формируются в номенклатурное дело, в которое в обязательном порядке помещаются:
1) копия приказа Минюста России (территориального органа Минюста России) о проведении служебной проверки;
2) письменное заявление гражданского служащего (если оно явилось основанием проведения служебной проверки);
3) объяснения гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, и иных лиц;
4) акт об отказе гражданского служащего давать письменные объяснения (при наличии);
5) иные документы и материалы, имеющие отношение к проведенной служебной проверке;
6) заключение;
7) копия приказа Минюста России (территориального органа Минюста России) о применении дисциплинарного взыскания (при наличии).
Сформированные в номенклатурное дело документы служебной проверки хранятся в Департаменте государственной службы и кадров (территориальном органе Минюста России).