Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению Администрации
Златоустовского городского округа
от 26 февраля 2014 г. N 85-П
Положение
об учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Златоустовского городского округа
I. Общие положения
В соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации: "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О гражданской обороне", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлений Правительства Российской Федерации: от 02.11.2000 г. N 841 "Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", от 04.09.2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", организационно-методических указаний по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011-2015 годы.
1. Учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - УКП ГОЧС) на территории Златоустовского городского округа создаются:
1) в подразделениях муниципального унитарного предприятия "Расчетно-кассовое бюро" (бухгалтерии N/N 1, 2, 3, 4);
2) в подведомственном подразделении муниципального учреждения "Управление культуры и молодежной политики Златоустовского городского округа" (муниципальное бюджетное учреждении культуры "Централизованная библиотечная система Златоустовского городского округа") - в центральной городской библиотеке и библиотеке села Веселовка;
3) в районных отделениях муниципального автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Златоустовского городского округа";
4) в подведомственном учреждении управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа (отделение дневного пребывания муниципального бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения").
2. УКП ГОЧС предназначены для обучения и информирования населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не занятого в производстве и сфере обслуживания (далее - неработающее население).
3. Основная цель УКП ГОЧС - в максимальной степени привлечь к учебе население, добиться, чтобы каждый гражданин мог грамотно действовать в любых чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени.
4. Основными задачами УКП ГОЧС являются:
1) обучение граждан способам защиты от современных средств поражения;
2) выработка у них уверенности в надежности средств и способов защиты от чрезвычайных ситуаций любого характера;
3) выработка практических навыков действий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
4) повышение морально-психологического состояния граждан, оказание помощи в правильной оценке обстановки для принятия разумных и адекватных действий;
5) пропаганда важности и необходимости всех мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в современных условиях.
II. Организация работы УКП ГОЧС
5. Общее руководство подготовкой населения в УКП ГОЧС осуществляет Глава Златоустовского городского округа - руководитель гражданской обороны Златоустовского городского округа совместно с начальником муниципального казенного учреждения "Гражданская защита Златоустовского городского округа". Глава Златоустовского городского округа издает нормативно-правовой акт, в котором определяет:
1) на базе каких организаций и учреждений создаются УКП ГОЧС;
2) порядок финансирования и материально-технического обеспечения;
3) список лиц, ответственных за работу УКП ГОЧС.
6. Методическое руководство работой УКП ГОЧС осуществляют сотрудники курсов муниципального казенного учреждения "Гражданская защита Златоустовского городского округа". Организационная структура УКП ГОЧС может быть различной, в зависимости от финансовых возможностей, величины обслуживаемой территории и количества проживающего на ней неработающего населения. В состав УКП ГОЧС, как правило, входят консультанты.
7. Непосредственными организаторами обучения являются руководители организаций и учреждений, на базе которых создаются УКП ГОЧС. Они издают приказ (распоряжение), в котором определяют:
1) место расположения УКП ГОЧС (с указанием адреса), помещений, используемых для подготовки неработающего населения;
2) порядок работы УКП ГОЧС;
3) должностных лиц УКП ГОЧС и консультантов, привлекаемых для проведения лекций, бесед, консультаций, тренировок;
4) закрепления жителей домов (улиц) за УКП ГОЧС;
5) количество и состав учебных групп;
6) время проведения лекций бесед, консультаций, тренировок;
7) порядок обеспечения литературой, учебными пособиями и техническими средствами обучения.
8. В организации работы УКП ГОЧС необходимо руководствоваться:
1) законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации;
2) постановлениями, распоряжениями Администрации Златоустовского городского округа;
3) рекомендациями муниципального казенного учреждения "Гражданская защита Златоустовского городского округа" по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
4) настоящим Положением об учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, утвержденным постановлением Администрации Златоустовского городского округа.
9. Варианты создания УКП ГОЧС (в зависимости от финансовых возможностей, величины обслуживаемой территории и количества проживающего в нем неработающего населения):
9.1. Учебный класс (для населения, проживающего в Златоустовском городском округе), который представляет собой помещение, вместимостью 15-20 человек, оснащенное техническими средствами обучения, наглядными и учебными пособиями, мебелью).
На видном месте располагается распорядок дня, расписание занятий и консультаций, наглядная агитация, список ссылок на WEB-страницы, содержащие информационный и обучающий материал по гражданской обороне и действиям при ЧС различного характера.
Учебный класс следует оснастить:
1) телевизор;
2) DVD-плеер;
3) компьютер;
4) приемник радиовещания;
5) телефон;
6) столы и стулья.
Помещение учебно-консультационного пункта следует оборудовать стендами:
1) гражданская оборона;
2) виды чрезвычайных ситуаций и способы защиты населения при их возникновении;
3) стенд под раздаточный материал, оборудованный для распространения памяток по действиям при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Учебный класс должен быть оснащен следующим учебным имуществом:
1) противогазы для взрослых (разные);
2) противогазы для детей (разные);
3) камера защитная детская (КЗД-6);
4) респираторы (разные);
5) огнетушители (разные);
6) ватно-марлевая повязка (ВМП);
7) противопыльная тканевая маска (ПТМ-1);
8) индивидуальные противохимические пакеты (ИПП);
9) пакеты перевязочные индивидуальные (ППИ);
10) бинты, вата и другие материалы для обучения населения, как правильно изготовить индивидуальные средства защиты органов дыхания;
11) учебная литература по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;
12) памятки различного содержания;
13) видеофильмы по гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций (приложение 1).
Для проведения занятий обучаемые формируются в учебные группы, которые создаются из жителей одного дома (нескольких малых домов или подъездов). Оптимальным вариантом является группа из 10-15 человек. При создании учебных групп желательно учитывать возраст, состояние здоровья, уровень подготовки обучаемых по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. В каждой из них назначается старший группы, как правило, из числа офицеров и прапорщиков запаса, активистов и ветеранов гражданской обороны. По возможности за учебными группами закрепляются постоянные места проведения занятий.
Большую часть учебного времени следует отводить практическим занятиям и тренировкам, в ходе которых отрабатывать действия по сигналам оповещения, правила пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, эвакомероприятия.
Продолжительность занятий одной группы, как правило, 1-2 часа в день.
Кроме того, может применяться самостоятельная работа по изучению учебно-методической литературы.
В конце учебного года проводится итоговое занятие методом беседы в сочетании с выполнением практических нормативов по выполнению приемов оказания первой медицинской помощи и пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Неработающее население, прошедшее обучение по полной программе, в следующем году вместо текущей подготовки (частично или полностью) может привлекаться на учения, проводимые при управляющих организациях по месту жительства.
Каждому пришедшему на пункт и познакомившемуся с его оснащением должны быть понятны реальные возможности защиты от чрезвычайных ситуаций как в военное, так и в мирное время.
Применительно к тематике обучения, для повышения наглядности и обеспечения самостоятельной работы, обучаемых на УКП ГОЧС, необходимо иметь комплекты плакатов, схем, видеофильмов, слайдов, диапозитивов, нормативные правовые акты (выписки), подшивки журналов "Гражданская защита" и "Военные знания", памятки, рекомендации, учебно-методические пособия.
УКП ГОЧС по решению руководителя могут оснащаться дополнительными к типовому оснащению материалами, стендами, устройствами, обеспечивающими совершенствование процесса обучения населения в области гражданской защиты.
Для проведения занятий и консультаций привлекаются сотрудники УКП, специалисты управляющих организаций, консультанты из числа активистов гражданской обороны, прошедших подготовку в специальных учебных заведениях. По медицинским темам и по вопросам психологической подготовки занятия проводят работники органов здравоохранения, для отработки наиболее сложных тем, проведения практических занятий, тренировок привлекаются штатные специалисты муниципального казенного учреждения "Гражданская защита Златоустовского городского округа".
9.2. Пункт гражданской защиты (для населения, проживающего в сельской местности по аналогии и подобию городских пунктов).
Пункт гражданской защиты включает в себя:
1) монитор, на котором транслируются обучающие видеофильмы, видеоролики или презентационный материал по действиям при чрезвычайной ситуации различного характера;
2) стол, на котором располагаются памятки, листовки, брошюры по действиям при чрезвычайных ситуациях различного характера;
3) наглядные пособия, средства индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки, защитные костюмы, специальные очки);
4) средства пожаротушения (огнетушитель);
5) средства оказания первой помощи (аптечка).
Над столом вешаются стенды, плакаты и другие наглядные пособия. На одном из стендов размещаются извлечения из Федеральных Законов Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "О гражданской обороне", отражающие основные требования и положения в части полномочий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших.
На других стендах даются ответы на вопросы о порядке рассредоточения и эвакуации населения. Указывается, как подготовиться к этому мероприятию, что брать с собой, как вести себя в пути.
На плане района, города, населенного пункта показывается адрес сборного эвакопункта, маршрут движения (транспорта или пешей колонны), пункты посадки и высадки населения, пункты, где размещаются рассредоточиваемые и эвакуируемые и порядок движения к ним, где находится убежище, противорадиационное укрытие. Кто, когда и каким образом подает команду на эвакуацию. Что следует выполнить дома, прежде чем его покинуть. Дать четкую информацию едут ли дети при эвакуации вместе с родителями или с детскими учреждениями. Какие прочие сооружения можно использовать дополнительно. Где расположены пункты выдачи противогазов и респираторов, кто, когда и в какой очередности их получает.
В содержании стенда сельского района вместо раздела "рассредоточение и эвакуация" дается организация приема эвакуированного населения, и дополнительно отражаются мероприятия, проводимые по защите сельскохозяйственного производства. Также указываются чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, характерные для данных мест проживания; места расположения пунктов выдачи средств индивидуальной защиты и защитных сооружений; порядок действий населения в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера.
В одном из разделов стенда необходимо поместить схему, на которой указать: руководитель гражданской обороны (должность, фамилия), состав комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечения пожарной безопасности, какие службы гражданской обороны имеются, их начальники, какими силами располагают, кто возглавляет отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, наличие формирований, их состав и командиры, на базе каких структурных подразделений созданы, какой техникой, приборами и снаряжением оснащены.
В конце раздела указать, где находится муниципальное казенное учреждение "Гражданская защита Златоустовского городского округа", комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечения пожарной безопасности, их телефоны и адреса.
Стенды должны содержать обязательную информацию:
1) о характерных нарушениях пожарной безопасности, причинах пожара, основных поражающих факторах пожара, характерных нарушениях, профилактике и противопожарных мероприятиях в жилом доме;
2) по эксплуатации печного отопления, а так же первичных средств пожаротушения, порядок их использования, действия населения при пожаре, правила оказания само- и взаимопомощи при ожогах и при поражении электрическим током.
9.3. Уголок гражданской защиты (для населения, проживающего в сельской местности, при администрациях сел, поселков).
В отличие от двух других видов создания УКП ГОЧС, данный вид является наиболее простым в установке, содержании и финансовых затратах, который включает в себя:
1) памятки по действиям населения в чрезвычайных ситуациях (указанные выше);
2) список ссылок на WEB-страницы, содержащие информационный и обучающий материал по гражданской обороне и действиям при чрезвычайных ситуациях различного характера;
3) инструкции по применению простейших средств защиты в загородных условиях;
4) наставления по использованию средств защиты;
5) сигналы оповещения и действия по ним и другие документы.
Для изучения указанного материала основной упор следует делать на самостоятельную работу населения.
Содержание стендов должны быть просты в оформлении, доступны в понимании, убеждать людей в реальности защиты от поражений при возникновении чрезвычайных ситуаций, воспитывать высокие морально-психологические качества. Каждый, посетивший УКП ГОЧС, должен получить конкретную исчерпывающую информацию о возможных чрезвычайных ситуаций в районе его проживания, местах укрытия и маршрутах следования к ним, адреса пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, порядке эвакуации.
Стенды должны содержать обязательную информацию:
1) о характерных нарушениях пожарной безопасности, причинах пожара, основных поражающих факторах пожара, характерных нарушениях, профилактике и противопожарных мероприятиях в жилом доме;
2) по эксплуатации печного отопления, а так же первичных средств пожаротушения, порядок их использования, действия населения при пожаре, правила оказания само- и взаимопомощи при ожогах и при поражении электрическим током.
III. Перечень документов, разрабатываемых в УКП ГОЧС
10. Панирующие документы:
1) приказ руководителя организации, при котором создан УКП ГОЧС, об организации его работы (Приложение 2);
2) положение об УКП ГОЧС;
3) план работы УКП ГО ЧС на учебный год (Приложение 3);
4) распорядок дня работы УКП ГОЧС (Приложение 4);
5) график дежурства по УКП ГОЧС его сотрудников (Приложение 5);
6) программа подготовки (с содержанием тем) неработающего населения.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
10. Документы по учету подготовки:
1) расписание занятий и консультаций на учебный год (на каждого инструктора-консультанта) (Приложение 6);
2) журнал учета проведения занятий и посещаемости обучаемых (Приложение 7);
3) журнал учета населения, обратившегося за консультацией в области безопасности жизнедеятельности (Приложение 8).
11. Учебно-методические материалы:
методические разработки по проведению занятий, согласно утвержденных программам;
планы проведения занятий;
памятки, листовки, буклеты и др. материалы для распространения среди населения.
12. Руководители органов местного самоуправления могут изменять рекомендуемую тематику занятий (темы и количество часов на их изучение) с учетом территориальных особенностей, отраслей производства и степени подготовленности населения.
IV. Обязанности консультанта УКП ГОЧС
13. Для проведения учебных занятий приказом руководителя организации, на базе которого организуется деятельность в УКП ГОЧС, назначаются инструкторы (консультанты) и создаются учебные группы.
14. Инструктор (консультант) обязан:
1) осуществлять контроль за ходом самостоятельного обучения людей и оказывать индивидуальную помощь обучаемым;
2) составлять заявки на приобретение учебных и наглядных пособий, соответствующей литературы;
3) следить за содержанием УКП ГОЧС;
4) поддерживать постоянное взаимодействие по вопросам обучения с органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций Златоустовского городского округа;
5) разрабатывать программу подготовки (с содержанием тем) неработающего населения;
6) готовить расписание занятий и консультаций на учебный год;
7) вести журнал учета проведения занятий и посещаемости обучаемых;
8) вести журнал учета населения, обратившегося за консультацией в области безопасности жизнедеятельности.
15. Для сотрудников УКП ГОЧС, работающих по совместительству или на общественных началах, обязанности уточняются (разрабатываются применительно к своим штатам) руководителем учреждения, при котором создан УКП ГОЧС.
16. Основное внимание при обучении неработающего населения обращается на его моральную и психологическую подготовку к умелым и решительным действиям по сигналам гражданской обороны и в чрезвычайных ситуациях, характерных для мест его проживания, воспитание у него чувства высокой ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от опасных явлений. Обучаемые должны знать места расположения пунктов выдачи средств индивидуальной защиты и защитных сооружений гражданской обороны, правила проведения эвакомероприятий в чрезвычайных ситуациях.
17. По окончании курса обучения население должно:
1) знать:
а) основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении;
б) основные требования пожарной безопасности в быту;
в) основные средства и способы защиты от аварийно химически опасных веществ, современных средств поражения, последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
г) порядок действий по сигналу "Внимание всем!" и другим речевым сообщениям органов управления гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на местах;
д) правила проведения эвакомероприятий в чрезвычайной ситуации мирного и военного времени.
2) уметь:
а) пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты и изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;
б) правильно действовать по сигналу "Внимание всем!" и другим речевым сообщениям органов управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф;
в) оказывать само- и взаимопомощь при травмах, ожогах, переломах, ранениях, кровотечениях;
г) защищать детей и обеспечивать безопасность при выполнении мероприятий ГО.
18. В обучении населения к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера большое место должны занимать видеофильмы. Они обладают широкими возможностями морально-психологического воздействия на людей, являются одним из эффективных средств пропаганды и подготовки населения. Видеозаписи раскрывают многие проблемы защиты населения и территорий, помогают в обучении населения к осознанным действиям в сложных условиях. Тематика видеозаписей по проблемам подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях достаточно разнообразна (приложение 9).
Поэтому организация учебного занятия с применением видеозаписей требует от преподавателя правильного подбора записей, отвечающих теме занятий, определения целесообразности сочетания их демонстрации с излагаемым материалом. Руководитель занятий обязан установить последовательность демонстрации видеозаписей. Она может быть следующей:
1) изложение учебного материала перед демонстрацией видеозаписи;
2) демонстрация с последующим объяснением (беседой) по содержанию записи и учебной теме;
3) чередование демонстрации отдельных частей и фрагментов с объяснением их содержания.
19. Значительную часть учебного времени следует отводить практическим занятиям с населением. Участие населения в тренировках позволяет практически отработать действия его в чрезвычайной ситуации. Тренировки целесообразно организовывать с участием работников муниципального казенного учреждения "Гражданская защита Златоустовского городского округа или членов комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Златоустовского городского округа. Тематика тренировок представлена (приложение 10).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.