Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Экономический блок
32. Динамика основных показателей экономического развития Челябинской области до 2020 года включает в себя:
1) валовой региональный продукт. Объем и динамика валового регионального продукта представлены на диаграммах 96-98.
Диаграмма 96
Валовой региональный продукт (в действующих ценах)
Диаграмма 97
Динамика валового регионального продукта (в сопоставимых ценах) нарастающим итогом к 2005 году
Диаграмма 98
Валовой региональный продукт на душу населения (в действующих ценах)
В 2012 году Челябинская область, как и вся российская экономика, вступила в новый этап развития, характеризующийся замедлением как инвестиционного, так и потребительского спроса на фоне ослабления внешнего спроса.
Динамика большинства экономических показателей начала снижаться со второй половины 2012 года. Существенно замедлился рост промышленного производства, инвестиций, строительства. Неблагоприятные погодные условия привели к потере части урожая. В результате прирост валового регионального продукта составил 2,1 процента (по оценке) против 5,3 процента в 2011 году.
В 2013 году индекс промышленного производства составил 99,8 процента к уровню 2012 года. Практически на уровне 2012 года сработали предприятия обрабатывающих и добывающих производств (100,4 процента и 99,2 процента соответственно). Выработка электроэнергии снизилась на 10,4 процента, что во многом обусловлено низкими заданиями по загрузке энергетических мощностей из федерального центра в связи с высокой себестоимостью электроэнергии. На снижение себестоимости направлена проводимая работа по модернизации и строительству новых энергетических мощностей.
Также в 2013 году снизились показатели: грузооборот транспортных организаций, объем работ в строительстве. Вместе с тем увеличение продукции сельского хозяйства на 17,4 процента, ввода жилья - на 6,3 процента, розничного товарооборота - на 4,1 процента, инвестиций в основной капитал - на 3,2 процента позволяет оценить рост валового регионального продукта в 2013 году на 1,5 процента к уровню 2012 года;
2) объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по "чистым" видам деятельности и индекс промышленного производства (диаграммы 99 и 100);
Диаграмма 99
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по "чистым" видам деятельности
Диаграмма 100
Индекс промышленного производства в процентах к предыдущему году
3) производительность труда как основу повышения эффективности и конкурентоспособности экономики. Индекс производительности труда и основные направления деятельности Правительства Челябинской области по повышению производительности труда представлены на схемах 12 и 13, индекс производительности труда к уровню 2005 года - на диаграмме 101.
Создание высокопроизводительных рабочих мест представлено на схеме 14. С целью повышения производительности труда разрабатывается План создания высокопроизводительных рабочих мест в Челябинской области.
Схема 12
Диаграмма 101
Индекс производительности труда (нарастающим итогом к 2005 году)
Высокопроизводительные рабочие места. Количество и динамика высокопроизводительных рабочих мест представлены на диаграммах 102 и 103.
Диаграмма 102
Высокопроизводительные рабочие места
Диаграмма 103
Динамика высокопроизводительных рабочих мест (нарастающим итогом к 2011 году)
Схема 13
Схема 14
Примечание к схеме 14. В соответствии с временной методикой расчета показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году" (приложение 2 приказа Росстата от 21 февраля 2013 года N 70 "Об утверждении методик расчета показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности";
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 14 ноября 2013 г. N 449 приложение 2 приказа Росстата от 21 февраля 2013 года N 70 признано утратившим силу
См. методику расчета показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году", утвержденную приказом Росстата от 14 ноября 2013 г. N 449
4) инвестиции в основной капитал. Объем и динамика инвестиций в основной капитал представлены на диаграммах 104-106;
Диаграмма 104
Инвестиции в основной капитал (в действующих ценах)
Диаграмма 105
Динамика инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах) нарастающим итогом к 2005 году
Диаграмма 106
Инвестиции в основной капитал на душу населения
5) внешнеторговый оборот. Внешнеторговый оборот и экспорт представлены на диаграммах 107 и 108.
Развитие внешнеторговых отношений Челябинской области на 2014-2020 годы представлено в двух вариантах:
первый вариант учитывает возможное снижение внешнеторгового оборота, связанное с планируемым постепенным вступлением стран СНГ - партнеров Челябинской области в Единое экономическое пространство (2014 год - Кыргызстан, Армения, Узбекистан, Таджикистан, 2015 год - остальные члены СНГ), в связи с чем учет данных таможенными и статистическими органами по данным странам будет исключен;
второй вариант составлен с учетом прогноза государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 года N 378-р, где среднегодовой темп роста экспорта российских товаров на период до 2018 года составит 6,7 процента.
Факторы, влияющие на динамику внешнеторгового оборота Челябинской области:
1. Общий показатель роста мировой экономики в 2013 году оценивается в 3,3 процента (увеличение глобального валового внутреннего продукта). Прогнозируется постепенное увеличение внешнеторгового оборота Челябинской области с учетом темпов развития экономики основных партнеров Челябинской области (согласно прогнозу развития мировой экономики, сформированному Мировым Валютным Фондом):
страны Евросоюза (40,4 процента от внешнеторгового оборота) обеспечат плавный рост своей экономики от 0,2-1 процента каждый год, начиная с 2014 года;
страны Ближнего Востока (7,9 процента от внешнеторгового оборота) получат средний рост экономики на 3,2 процента в год до 2018 года;
США, Китай и Япония (7,8 процента от внешнеторгового оборота) покажут средний рост экономики на 3,5 процента.
2. Строительство и развитие транспортно-логистических комплексов (мультимодальный транспортно-логистический комплекс "Южноуральский" более 200 тыс. кв. метров, логистический комплекс общества с ограниченной ответственностью "Логоцентр" более 30 тыс. кв. метров) создаст условия увеличения объема импортных операций с Китайской Народной Республикой и странами Средней Азии.
3. Динамика инвестиционной активности предприятий Челябинской области позволит сохранить ввоз импортного оборудования (в частности, из Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов) для модернизации производственных мощностей.
4. Экспортный потенциал металлургических предприятий Челябинской области сохранится, так как большинство основных экспортеров Челябинской области завершили программы модернизации своих производственных фондов.
Диаграмма 107
Внешнеторговый оборот*
Диаграмма 108
Экспорт*
33. "Точки ускоренного роста" экономики Челябинской области включают в себя:
1) развитие малого и среднего предпринимательства (схема 15);
Схема 15
Развитие малого и среднего предпринимательства
2) развитие инновационной деятельности.
В целях привлечения инвестиций в инновационную сферу и увеличения доли собственных средств инновационных компаний в финансировании научных исследований и разработок реализуются Стратегия развития инновационной деятельности в Челябинской области до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Челябинской области от 12 октября 2012 года N 260-рп, и трехлетние программы, предусматривающие осуществление финансовой поддержки изобретателям, частным инновационным компаниям и высшим учебным заведениям.
Механизмы финансовой поддержки включают:
а) субсидии на возмещение следующих затрат:
приобретение оборудования и изготовление опытных образцов;
разработка инновационных проектов и участие в выставках;
аренда, патентование и оплата процентов по кредитам и лизингу;
б) гранты на начало предпринимательской деятельности малым предприятиям, созданным с участием высших учебных заведений, получившим финансирование по программе "Старт" и статус резидентов бизнес-инкубаторов, статус участников инновационного проекта "Сколково";
в) областные конкурсы научно-исследовательских работ студентов, аспирантов, молодых ученых высших учебных заведений с выделением денежных поощрений.
Комплекс механизмов государственной поддержки представлен на схеме 16;
Схема 16
Комплекс механизмов государственной поддержки развития инновационной деятельности
3) развитие инвестиционной деятельности и привлечение капитала в экономику Челябинской области (схемы 17-20 и таблица 3), индустриальные парки Челябинской области (схемы 21-23, рисунок 4), инвестиционные проекты Челябинской области, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов Уральского федерального округа (таблица 4).
Схема 17
Схема 18
Схема 19
Результаты экспертной оценки внедрения Стандарта
С целью упрощения административных процедур на всех стадиях осуществления строительства, начиная от стадии подготовки градостроительной документации и заканчивая вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства, на федеральном уровне утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства".
Схема 20
В качестве контрольных показателей успешной реализации "дорожной карты" выбран рейтинг Doing Business, подготавливаемый Всемирным банком на ежегодной основе. Целевым ориентиром реализации "дорожной карты" избрано вхождение Российской Федерации в топ-20 этого рейтинга (по комплексу из 10 показателей).
Схема 21
Индустриальные парки Челябинской области
Рисунок 4
Схема 22
Парк индустриальных инноваций "Малая Сосновка"
(поселок Малая Сосновка Сосновского муниципального района, расположенный в двух километрах от границы с городом Челябинском)
В целях привлечения инвесторов: завершается подготовка земельного участка для размещения новых производств и строительство необходимой транспортной и инженерной инфраструктуры; подписано соглашение с компанией "Даниели" (Италия) о строительстве сервисного завода, ведутся переговоры с рядом других инвесторов; сформирован круг компаний - потенциальных резидентов, готовых реализовать инвестиционные проекты в индустриальном парке |
|
Управлять Парком индустриальных инноваций "Малая Сосновка" будет автономная некоммерческая организация "Агентство инвестиционного развития Челябинской области", созданная Правительством Челябинской области в рамках внедрения Стандарта |
|
Основные требования к инвесторам по размещению производства на территории Парка размещены на сайте http://oblinvest74.ru |
Схема 23
Частный индустриальный парк на базе мультимодального транспортно-логистического комплекса "Южноуральский"
(Увельский муниципальный район, основное направление индустриального парка - сборочное производство, переработка сельскохозяйственной продукции, производство продуктов питания)
Таблица 4
Инвестиционные проекты Челябинской области, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов в Уральском федеральном округе (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 года N 5724п-П16)
N п/п |
Наименование проекта |
Краткая характеристика проекта |
1 |
Реконструкция листопрокатного цеха в открытом акционерном обществе "Ашинский металлургический завод" |
срок реализации проекта - 2011-2014 годы; инвесторы проекта - открытое акционерное общество "Ашинский металлургический завод", Чешский экспортный банк; общий объем инвестиций - 5328 млн. рублей; количество создаваемых рабочих мест - 413 |
2 |
Создание литейно-прокатного производства горячекатаной продукции в обществе с ограниченной ответственностью "Миньярский прокатно-термический завод" |
срок реализации проекта - 2011-2017 годы; инвестор проекта - общество с ограниченной ответственностью "Миньярский прокатно-термический завод" (пройден конкурсный отбор на право получения государственной гарантии Челябинской области); общий объем инвестиций - 804 млн. рублей; количество создаваемых рабочих мест - 218 |
3 |
Строительство комплекса по производству холоднокатаного проката, проката с покрытием и автокомпонентов, включая стан холодной прокатки "2000" в открытом акционерном обществе "Магнитогорский металлургический комбинат" |
срок реализации проекта - 2007-2012 годы; инвестор проекта - открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат", а также финансирование за счет кредитов с участием западных экспортно-кредитных агентств; общий объем инвестиций - 44542,5 млн. рублей; количество созданных рабочих мест - 1500; 16 июля 2012 года введена в эксплуатацию вторая очередь. Проект завершен |
4 |
Строительство комплекса по производству рельсобалочной продукции в открытом акционерном обществе "Челябинский металлургический комбинат" |
срок реализации проекта - 2008-2013 годы; инвестор проекта - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мечел"; общий объем инвестиций - 25000 млн. рублей; количество создаваемых рабочих мест - свыше 1100; 16 июля 2013 года введен в эксплуатацию универсальный рельсобалочный стан. Проект завершен |
5 |
Национальный парк спорта и туризма "Тургояк" |
срок реализации проекта - 2011-2020 годы; инвесторы проекта - общество с ограниченной ответственностью "Горнолыжный центр "Солнечная долина", общество с ограниченной ответственностью "Горнолыжный курорт "Солнечная долина", открытое акционерное общество "Золотой пляж", открытое акционерное общество "Сбербанк России"; общий объем инвестиций - 3058 млн. рублей; количество создаваемых рабочих мест - 457 |
6 |
Птицеводческий комплекс на 50 тыс. тонн мяса птицы в год, общество с ограниченной ответственностью "Нагайбакский птицеводческий комплекс" |
срок реализации проекта - 2011-2013 годы; инвесторы проекта - общество с ограниченной ответственностью "Нагайбакский птицеводческий комплекс", открытое акционерное общество "Сбербанк России" (получена государственная гарантия Челябинской области); общий объем инвестиций - 5500 млн. рублей; количество создаваемых рабочих мест - 990 |
Информация о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах в Челябинской области до 2020 года представлена на карте-схеме 1;
4) продвижение продукции предприятий Челябинской области на региональные рынки, развитие внутриобластной кооперации (диаграммы 109 и 110, схема 24);
Карта-схема 1
Информация о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах в Челябинской области до 2020 года
Диаграмма 109
Действующие соглашения с субъектами Российской Федерации
Диаграмма 110
Объем торгового оборота предприятий Челябинской области с субъектами Российской Федерации (нарастающим итогом к 2005 году)
Схема 24
Продвижение продукции предприятий Челябинской области на региональные рынки, развитие внутриобластной кооперации
5) основные направления межрегионального сотрудничества субъектов Уральского региона, представленные на схемах 25, 25.1, включая реализацию проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" (схема 26);
Схема 25
Основные направления межрегионального сотрудничества субъектов Уральского региона
Схема 25.1
Схема 26
* В соответствии с Уставом открытого акционерного общества "Корпорация Развития", утвержденным решением внеочередного Общего собрания акционеров открытого акционерного общества "Корпорация Урал промышленный - Урал полярный" 3 февраля 2012 года (протокол N 1 от 7 февраля 2012 года).
6) развитие внешнеэкономических отношений. Цель - продвижение продукции предприятий Челябинской области и привлечение капитала в экономику Челябинской области.
Присоединение России ко Всемирной торговой организации (далее - ВТО) предоставит предприятиям и организациям Челябинской области более благоприятные условия доступа на мировые рынки металлопродукции в результате снятия ряда торговых барьеров. Вместе с тем ограничения возможностей реализации мероприятий по поддержке реального сектора экономики, налагаемые ВТО, окажут влияние на отрасли и виды деятельности, ориентированные на внутренний спрос.
Развитие экономики Челябинской области в условиях вступления Российской Федерации в ВТО отражено на схеме 27.
Основные направления развития внешнеэкономической деятельности Челябинской области представлены на схеме 28.
Приоритетные направления внешнеэкономической деятельности Челябинской области приведены на карте-схеме 2 и на схеме 29.
Приграничное сотрудничество Челябинской области с Республикой Казахстан отражено на диаграммах 111-113 и схеме 30;
Схема 27
Развитие экономики Челябинской области в условиях вступления Российской Федерации в ВТО
Схема 28
Карта-схема 2
Приоритетные направления внешнеэкономической деятельности Челябинской области
Схема 29
Диаграмма 111
Приграничные муниципальные образования Челябинской области Среднегодовая численность населения на 1 января 2014 года
Всего на территории приграничных муниципальных образований Челябинской области проживает более 247 тыс. человек.
Диаграмма 112
Среднемесячная заработная плата в 2013 году по крупным и средним организациям (предварительные данные)
Диаграмма 113
Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению на 1 января 2014 года
Схема 30
Основные направления приграничного сотрудничества Челябинской области и Республики Казахстан
Углубление экономической и гуманитарной интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации |
|
Реализация Плана мероприятий по реализации Программы межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на 2012-2017 годы от 17 августа 2012 года |
|
Повышение уровня инвестиционной привлекательности приграничных муниципальных образований |
|
Создание логистических комплексов в приграничных территориях |
|
Создание новых рабочих мест в приграничных территориях, развитие малого и среднего предпринимательства |
|
Восстановление нарушенных экономических связей, установление долгосрочного сотрудничества между хозяйствующими субъектами Челябинской области и Республики Казахстан |
|
Реализация Программы Челябинской области по работе с соотечественниками, проживающими за рубежом, на 2012-2014 годы (распоряжение Правительства Челябинской области от 19 июля 2012 года N 158-рп) |
|
Привлечение студентов для обучения в организациях высшего профессионального образования Челябинской области и открытие их филиалов в Республике Казахстан |
7) развитие транспортной инфраструктуры Челябинской области, формирование геополитического "транспортного коридора" (схемы 31 и 32).
Схема 31
Схема 32
Развитие транспортной инфраструктуры федерального значения
На территории Челябинской области протяженность федеральных автомобильных дорог составляет: М-5 "Урал": Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск - 322,4 километра; М-5 "Урал": Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск, подъезд к городу Екатеринбургу - 118,8 километра; А-310: Челябинск - Троицк - граница с Республикой Казахстан - 128,2 километра; Р-254 "Иртыш": Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск - 42,5 километра |
|
Реализация Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" (постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848) с целью: развития современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; повышения доступности услуг транспортного комплекса для населения; повышения конкурентоспособности транспортной системы России и реализации транзитного потенциала страны; повышения комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы; улучшения инвестиционного климата и развития рыночных отношений на транспорте |
|
Введены в эксплуатацию участки автомобильной дороги М-5 "Урал": в 2008 году - участок протяженностью 14,3 километра (км 1829 + 000 - км 1844 + 000) стоимостью 1017,9 млн. рублей; в 2011 году - участок протяженностью 9 км (км 1820 + 233 - км 1829 + 000) стоимостью 3152,9 млн. рублей. В 2012 году начата реконструкция: автомобильной дороги М-5 "Урал" на участке протяженностью 10,4 километра (км 1809 + 232 - км 1820 + 233) стоимостью 2723 млн. рублей. Срок окончания работ - 2015 год; автомобильной дороги М-5 "Урал": Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск, подъезд к городу Екатеринбургу на участке 65+593 - км 79+899 протяженностью 14,3 километра, стоимостью 2798 млн. рублей. Срок окончания работ - 2014 год |
|
Реконструкция аэропорта "Челябинск" (открытое акционерное общество "Челябинское авиапредприятие") и аэропорта "Магнитогорск" (федеральное государственное унитарное предприятие "Магнитогорское авиапредприятие") |
Состояние и перспективы развития транспортно-логистических услуг в Челябинской области и реализация проектов строительства мультимодального ТЛК "Южноуральский" и логистического комплекса "Логоцентр" представлены на схемах 33-39, рисунках 5-8 и в таблицах 5 и 6;
Схема 33
Состояние транспортно-логистических услуг
|
Предпосылки формирования транспортно-логистических комплексов |
|
| ||
В Челябинской области отсутствуют современные транспортно-логистические центры. Комплексная переработка и перевалка грузов, перераспределение грузопотоков, упаковка и маркировка, комплектация, сертификация, а также услуги склада временного хранения, холодильников и акцизных складов остаются на низком уровне | ||
| ||
Существующие терминально-складские комплексы на территории Челябинской области в основном расположены в пределах Челябинской агломерации и имеют ориентацию в первую очередь на потребителей города Челябинска | ||
| ||
Складские услуги заключаются в предоставлении помещений в аренду. Практически отсутствуют услуги ответственного хранения (консигнационные склады) | ||
| ||
Основной объем оказываемых услуг (а также предоставление помещений, предлагаемых в собственность) - это услуги и склады класса "С" и ниже (фактически напольное хранение). Общая площадь складов класса "В" - 107 тыс. кв. метров (55 процентов находятся в собственности у крупных дистрибьюторов или производителей и построены под нужды заказчиков). Склады класса "А" отсутствуют | ||
| ||
Местные розничные сети, товарооборот которых превышает 465 млрд. рублей в год, реализуют крупномасштабные планы по собственному развитию. Продолжается приход в Челябинскую область крупных федеральных и иностранных брендов |
Таблица 5
Обеспеченность складскими помещениями в отдельных регионах Российской Федерации
Показатель |
Москва и Московская область |
Екатеринбург и Свердловская область |
Челябинская область |
Общая площадь качественных складских помещений на 1 июля 2013 года, (классы "А" и "B"), тыс. кв. метров |
7441 |
605 |
107 (класс "В") |
Средняя численность населения в 2012 году, тыс. человек / обеспеченность складскими площадями |
18919,6 / 0,39 |
4311,7 / 0,14 |
3482,7 / 0,03 |
Оборот розничной торговли в 2012 году, млрд. рублей |
4529,8 |
858,8 |
465,7 |
Объем качественных складских площадей на 1 млрд. рублей оборота розничной торговли, тыс. кв. метров / млрд. рублей |
1,62 |
0,70 |
0,23 |
Средние арендные ставки в классе "B", долларов / кв. метров / год |
135-140 |
105-115 |
60-90 (класс "В") |
Таблица 6
Действующие логистические комплексы города Челябинска
N п/п |
Название, местоположение |
Площадь |
Категория (класс) |
Особенности |
1 |
Складской комплекс общества с ограниченной ответственностью "Интеграция", улица Радонежская, 11 |
20 тыс. кв. метров |
"А" |
стеллажное хранение (стеллажи: фронтальные, гравитационные, мезанин); современные инженерные коммуникации; большая и удобная стоянка для большегрузного автотранспорта; возможность альтернативной доставки (автотранспортом или железнодорожным транспортом); удобный выезд на главные транспортные магистрали города; собственная котельная, способная поддерживать температурный режим в складе от +12 до +18 градусов по Цельсию; Wi-Fi; информационная система учета и контроля товаров ILS Manhattan 2009 с возможностью контроля за движением товара on-line |
2 |
Закрытое акционерное общество "Складской комплекс "КАСКАД ЧЕЛЯБИНСК", улица Первомайская, 1а |
26,4 тыс. кв. метров |
"B" |
удобное расположение (2 км от федеральной трассы М-5 "Урал", 15 километров до аэропорта "Челябинск"); бетонный пол с антипылевым покрытием - допустимая нагрузка на пол 6 тонн / кв. метр; температурный режим +5 / +20 градусов по Цельсию; 45 доков, оборудованных докшелторами и доклевеллерами; железнодорожный путь |
3 |
Логистический комплекс "ЛИНПАРК", Копейское шоссе, 9 п |
12 тыс. кв. метров |
"В", "С" |
удобное местоположение; офисные помещения при складе; удобные подъездные пути; площадки для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей; близкое расположение торгового центра "METRO" и дилерского центра "Mercedes" |
4 |
Логистический комплекс "Оптимум", улица Малогрузовая, 1 |
свыше 7 тыс. кв. метров |
"В" |
стеллажные системы фирмы "MECALUX" (Испания); погрузочная техника фирмы "KOMATSU" (Япония); система складского учета и АРМ фирмы "1С"; территория и подъездные пути заасфальтированы; подъездные железнодорожные пути |
5 |
Общество с ограниченной ответственностью "Грузовой комплекс", аэропорт "Челябинск" |
10 тыс. кв. метров: теплый ангар - 1000 кв. метров; 6 холодных ангаров по 360 кв. метров; открытая бетонная площадка - 1000 кв. метров; теплый СВХ таможенных грузов - 900 куб. метров; свободные площади для строительства логистического центра - 60 тыс. кв. метров |
- |
расположен в международном аэропорту города Челябинска; теплые и холодные складские помещения; открытая площадка для хранения грузов; хорошие автомобильные подъезды со стороны Уфы, Екатеринбурга и Кургана; железнодорожные пути со станции "Баландино" Южно-Уральской железной дороги |
Схема 34
Логистические комплексы Челябинской области
Схема 35
Мультимодальный ТЛК "Южноуральский"
в Увельском муниципальном районе Челябинской области
|
Цель - ликвидация недостатка в современных складских помещениях класса "А", развитие транспортных коридоров на пространстве стран Шанхайской организации сотрудничества |
|
||
| ||||
|
Обоснование проекта |
|
||
| ||||
По геополитическому положению Челябинская область находится в системе международной и российской логистики, ориентированной на восток: Казахстан, Среднюю Азию и Китай - регионы с активно развивающейся экономикой, стремящиеся к увеличению объемов торговли с Россией | ||||
| ||||
В радиусе 200-500 километров - граница с Республикой Казахстан, 4 субъекта Российской Федерации (Республика Башкортостан, Свердловская, Курганская и Оренбургская области), 3 города-миллионника (Челябинск, Екатеринбург, Уфа) | ||||
| ||||
Кратчайшее железнодорожное сообщение. Транспортно-логистический коридор пройдет между Россией и Китаем через станцию Достык (Казахстанские железные дороги) до станции Формачево (Южно-Уральская железная дорога, Увельский муниципальный район) | ||||
| ||||
Удачное местоположение - непосредственная близость к железнодорожной ветке и автомобильной дороге А-310: Челябинск - Троицк - граница Республики Казахстан | ||||
| ||||
Строительство ТЛК "Южноуральский", наличие качественных складов обеспечит дополнительные условия для прихода крупных российских и зарубежных компаний в Челябинскую область |
Рисунок 5
Рисунок 6
Схема 36
Строительство мультимодального ТЛК "Южноуральский"
в Увельском муниципальном районе Челябинской области
Общее описание: общая площадь - 180 гектаров; зона логистическоемких производств (инновационная индустриально-производственная зона) - 64 гектара; зона современных распределительных складов класса "А" (до 400 тыс. кв. метров) - 54 гектара; пункт таможенного оформления грузов со складом временного хранения - 21 гектар; современный железнодорожный контейнерный терминал для обработки маршрутных поездов - 41 гектар |
|
Техническое оснащение: обеспечение участка, предоставляемого под логистический комплекс, электро-, водо-и газоснабжением; оборудование комплекса: автономный тепловой узел, энергоснабжение высшего класса надежности, автоматические ворота с тепловыми завесами докового типа; автоматические системы пожаротушения, центральное кондиционирование воздуха (система приточно-вытяжной вентиляции), охранная сигнализация и видеонаблюдение; складские терминалы, спроектированные и построенные в соответствии с современными нормами и технологиями; организация стоянки для большегрузного автомобильного транспорта на территории комплекса |
|
Комплекс услуг: консигнационный склад; рефрижераторный склад; контейнерный терминал; склад временного хранения грузов, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, и акцизный склад; таможенный склад; комплектование сборных партий, паллетизирование, фасовка, маркировка и другие; аренда офисных помещений; комплектация и доставка заявок в сетевую розницу; обработка грузов по специальным требованиям заказчика |
Схема 37
Схема 38
Мультимодальный ТЛК "Южноуральский"
в Увельском муниципальном районе Челябинской области
Схема 39
Офисно-складской комплекс "Логоцентр"
Расположение: в 2 километрах от пересечения автодороги "Обход города Челябинска" и федеральной автомагистрали М-36 (Челябинск - Троицк - Казахстан); в 27 километрах от федеральной трассы М-5; в 4 километрах от границы города Челябинска |
|
Общее описание: общая площадь земельного участка - 16,5 гектрара#; складской комплекс класса "А" - 60 тыс. кв. метров (первая очередь - 30 тыс. кв. метров); количество паллето-мест - 54 тысячи; площадь офисных помещений - 1,4 тыс. кв. метров; автоматизированная система обработки приходящих грузов |
|
Этапы строительства: апрель 2013 года - начало строительства; март 2014 года - ввод в эксплуатацию первой очереди |
|
Комплекс услуг: хранение грузов с соблюдением особых условий хранения; погрузочно-разгрузочные операции; обработка грузов; кросс-докинг (процесс приемки и отгрузки товаров и грузов через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения); аренда офисных помещений; аутсорсинг логистических услуг; built-to-suit (строительство объекта для конкретного клиента) |
|
Экономическая эффективность: создание более 350 новых рабочих мест; ежегодные налоговые отчисления в бюджет области - более 25 млн. рублей; снижение транспортной составляющей в конечной цене продукции; увеличение инвестиционной привлекательности региона |
Рисунок 7
Рисунок 8
8) развитие энергетики, обеспечение баланса выработки и потребления электроэнергии в Челябинской области (таблицы 7 и 8, диаграмма 114, схемы 40-43);
Таблица 7
Баланс электроэнергии и мощности энергосистемы Челябинской области
Показатель |
2011 год |
2012 год |
Баланс мощности | ||
Установленная мощность, мегаватт |
5233,3 |
5233,3 |
Собственный максимум нагрузки, мегаватт |
5418 |
5441 |
Избыток (+) / дефицит (-), мегаватт |
-184,7 |
-207,7 |
Баланс электроэнергии | ||
Выработка электроэнергии, млн. киловатт-час |
24653 |
25668,4 |
Потребление электроэнергии, млн. киловатт-час |
36192,2 |
36233 |
Избыток (+) / дефицит (-), мегаватт |
-11539,2 |
-10564,6 |
Диаграмма 114
Выработка и потребление электроэнергии*
Задача обеспечения возможностей последующего промышленного роста в основном решается за счет строительства и реконструкции крупных энергетических объектов с использованием новейших экологичных парогазовых технологий, при этом выработка электрической и тепловой энергии должна преимущественно осуществляться в когенерационном режиме, способствующем снижению удельных затрат на производство энергии и создающем предпосылки для замедления темпов роста тарифной нагрузки на потребителей. Инвестиционные программы крупных энергокомпаний - филиала открытого акционерного общества "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" "Южноуральская государственная районная электрическая станция" и филиала открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" - Троицкой государственной районной электрической станции направлены на решение этой задачи.
Схема 40
Электроэнергетика Челябинской области
Установленные мощности электростанций Челябинской области на 1 февраля 2014 года
Наименование электростанции |
Установленная мощность, МВт |
Филиал открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" - Троицкая государственная районная электрическая станция |
1 574 |
Филиал открытого акционерного общества "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" "Южноуральская государственная районная электрическая станция" |
1 282 |
Филиалы открытого акционерного общества "Фортум": |
|
Челябинская теплоэлектроцентраль - 1 |
149 |
Челябинская теплоэлектроцентраль - 2 |
320 |
Челябинская теплоэлектроцентраль - 3 |
576,3 |
Челябинская государственная районная электрическая станция |
82 |
Аргаяшская теплоэлектроцентраль |
195 |
15 блок-станций промышленных предприятий |
1 050 |
Суммарная установленная мощность |
5 228,3 |
За 2000-2013 годы введены в действие новые генерирующие мощности 856,5 МВт, в том числе 400 МВт с 17 января 2014 года.
Мощности электростанций позволяют обеспечивать более 70 процентов от суммарной потребности электроэнергии.
Передачу электроэнергии осуществляют:
филиал открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Южно-Уральское предприятие магистральных электрических сетей;
филиал открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания" - "Челябэнерго";
105 территориальных сетевых организаций.
При этом доля малой энергетики в общем производстве электроэнергии составляет один процент.
Растущие потребности в топливно-энергетических ресурсах, истощение возобновляемых источников энергии (нефть, газ), необходимость решения экологических проблем требуют поиска альтернативных источников энергии.
В связи с этим в регионе будет продолжена активная работа по строительству объектов малой распределенной энергетики (мини-ТЭС, ветроэнергетика, использование биотоплива и другие) с целью максимального использования их преимуществ. Основные преимущества объектов малой энергетики и виды источников малой энергетики представлены на схеме 41.
Схема 41
Схема 42
Развитие энергетики Челябинской области
Ввод в действие генерирующих мощностей - 2050 МВт: блок N 2 Южноуральской государственной районной электрической станции (400 МВт) - 2014 год; блок N 10 Троицкой государственной районной электрической станции (660 МВт) - 2014 год; блоки N 1 и 2 Челябинской государственной районной электрической станции (450 МВт) - 2015 год; парогазовые установки N 1 и 2 Челябинской теплоэлектроцентрали - 1 (540 МВт) - 2016 год |
|
Предпроектная подготовка строительства новой теплоэлектроцентрали - 5: планируется к 2020 году строительство двух блоков ПГУ по 247,5 МВт каждый |
|
Строительство и реконструкция электрических сетей на общую сумму 32,4 млрд. рублей (49 объектов электросетевого хозяйства) |
|
Реализация схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Челябинской области на 2013-2018 гг. (постановление Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 30 апреля 2013 года N 13/3) |
|
Развитие малой энергетики. Использование альтернативных источников энергии (мини-теплоэлектростанции с когенерацией, объекты малой гидроэнергетики, ветроэнергетические установки, производство биотоплива, использование солнечной энергии) |
|
Реализация государственной программы Челябинской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" на 2014-2020 годы (постановление Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года N 346-П): снижение показателей удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в государственном секторе в 2020 году на 30 процентов по сравнению с 2009 годом; снижение показателей удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в многоквартирном жилищном фонде в 2020 году на 30 процентов по сравнению с 2009 годом |
|
Оптимизация затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии |
|
Создание и развитие энерго- и ресурсосберегающих технологий |
В целях упрощения процедуры подключения пользователей к энергетической инфраструктуре Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий ("дорожная карта"), представленный на схеме 43 и в таблице 8.
Схема 43
В качестве контрольных показателей успешной реализации "дорожной карты" выбран рейтинг Doing Business, подготавливаемый Всемирным банком на ежегодной основе. Целевым ориентиром в соответствии с данным рейтингом выбрано включение России в 20 лучших стран;
9) взаимодействие с естественными монополиями (схемы 44-47, диаграмма 115, карта-схема 3).
Схема 44
Схема 45
Современное состояние газификации на 1 января 2012 года
Генеральная схема газоснабжения и газификации Челябинской области | |
| |
Современное состояние газификации на 1 января 2012 года | |
| |
Протяженность межпоселковых газопроводов и газопроводов-отводов - 2608,1 км Количество компрессорных станций - 3 Количество газораспределительных станций - 108 | |
| |
Уровень газификации природным и сжиженным газом жилого фонда, подлежащего газификации, в том числе: городов и поселков городского типа сельской местности |
76,79 процента 82,18 процента 64,05 процента |
| |
Уровень газификации природным газом жилого фонда, подлежащего газификации (не оборудованного стационарными электроплитами), в том числе: городов и поселков городского типа сельской местности |
69,14 процента 79,58 процента 34,1 процента |
| |
Газифицировано домов и квартир, в том числе: городов и поселков городского типа сельской местности |
989,6 тыс. единиц 800,4 тыс. единиц 189,2 тыс. единиц |
| |
Количество газифицированных населенных пунктов: по состоянию на 1 января 2012 года по состоянию на 1 января 2013 года К 2015 году: общий годовой расход природного газа потребление населением |
377 380 390 21 млрд. куб. метров 0,9-1,0 млрд. куб. метров |
Диаграмма 115
Структура потребления газа
Карта-схема 3
Генеральная схема газоснабжения и газификации Челябинской области*
* Разработана в соответствии со схемой территориального планирования Челябинской области, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 24 ноября 2008 года N 389-П.
Схема 46
Развитие ЮУЖД в рамках Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
Схема 47
Схема перспективного развития ЮУЖД в рамках Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
34. Развитие инновационных отраслей экономики на основе кластерного подхода представлено на схемах 48-53 и карте-схеме 4.
Схема 48
Схема 49
Кластеры Челябинской области
Схема 50
Схема 51
Схема 52
Схема 53
Карта-схема 4
Развитие туристско-рекреационного кластера Челябинской области
В Законе Челябинской области от 27 марта 2008 года N 252-ЗО "О стимулировании туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области" определены формы стимулирования туристско-рекреационной деятельности
35. Мероприятия Стратегии, нуждающиеся в поддержке Российской Федерации:
1) развитие транспортной инфраструктуры федерального значения для увеличения пропускной способности автомобильных дорог с целью расширения экономических связей и торгового оборота между Европой и Азией в связи с происходящими в мире интеграционными процессами (таблицы 9 и 10);
Таблица 9
Реконструкция Челябинского и Магнитогорского аэропортов
N п/п |
Объем работ |
Сроки проведения |
Объем финансирования, млн. рублей |
Аэропорт "Баландино" города Челябинска, открытое акционерное общество "Челябинское авиапредприятие" | |||
1 |
Реконструкция бизнес-зала внутренних воздушных линий |
2010 год |
10 |
2 |
Реконструкция накопителя внутренних воздушных линий |
2011 год |
20 |
3 |
Реконструкция зала вылета международных воздушных линий. Увеличение количества кабин паспортного контроля прилета и вылета международных воздушных линий |
2011-2012 годы |
12 |
4 |
Ремонт зала прилета внутренних воздушных линий, установка новой системы выдачи багажа. Ремонт фасада прилета внутренних воздушных линий |
2011-2012 годы |
13,5 |
5 |
Строительство альтернативного топливно-заправочного комплекса |
2011-2012 годы |
180 |
6 |
Реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы, устройство водосточно-дренажной системы. Реконструкция аэродромного покрытия перрона, рулежных дорожек, внутриаэродромных дорог, патрульной дороги |
2015-2018 годы |
3 823 |
Аэропорт города Магнитогорска, федеральное государственное унитарное предприятие "Магнитогорское авиапредприятие" | |||
7 |
Строительство и реконструкция имущественного комплекса аэропорта, в том числе: искусственная взлетно-посадочная полоса аэровокзал аэронавигация метеослужба электроснабжение светосигнальное оборудование газификация |
1996-2000 годы |
330,1
127,1 170,5 18,5 2,8 2,6 7,1 1,5 |
8 |
Досмотровое оборудование |
2006, 2011 годы |
18,8 |
9 |
Реконструкция аэродромных покрытий перрона, магистральных рулежных дорожек, рулежной дорожки N 1, водосточно-дренажной системы. Замена светосигнального оборудования, системы электроснабжения, очистных сооружений, ограждения аэропорта с видеонаблюдением, аварийно-спасательной станции |
2014-2015 годы |
1 222,5 |
Таблица 10
Участие и поддержка Российской Федерации в развитии транспортной инфраструктуры Челябинской области
Наименование и местоположение объекта |
Мероприятия (строительство, модернизация, реконструкция, капитальный ремонт) |
Собственность (федеральная, субъекта Российской Федерации, муниципальная, частная) |
Предполагаемые сроки реализации |
Целевые показатели (объем перевозок, пропускная способность, достижение нормативов) |
Финансирование (в ценах соответствующих лет), млн. рублей |
|
общий объем средств |
федеральный бюджет |
|||||
Автомобильная дорога М-5 "Урал": Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (на участке км 1809 + 232 - км 1820 + 233) |
реконструкция |
федеральная |
2012-2015 годы |
Объем перевозок: фактический - 6090 тыс. тонн, перспективный - 8300 тыс. тонн. Интенсивность движения: существующая - 16045 авт/сутки, перспективная - 22463 авт/сутки. Перевод в категорию IБ |
2723,0 |
2723,0 |
Автомобильная дорога М-5 "Урал": Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск, подъезд к городу Екатеринбургу (на участке 65 + 593 - км 79 + 899) |
реконструкция |
федеральная |
2012-2014 годы |
Объем перевозок: фактический - 5319 тыс. тонн, перспективный - 7446 тыс. тонн. Интенсивность движения: существующая - 10708 авт/сутки, перспективная - 14991 авт/сутки. Перевод в категорию IБ |
2798,0 |
2798,0 |
Автомобильная дорога М-5 "Урал": Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (на участке км 1799 + 280 - км 1809+232) |
реконструкция |
федеральная |
2013-2014 годы |
Объем перевозок: фактический - 6525 тыс. тонн, перспективный - 9135 тыс. тонн. Интенсивность движения: существующая - 16045 авт/сутки, перспективная - 22463 авт/сутки. Перевод в категорию IБ |
1394,8 |
1394,8 |
Автомобильная дорога М-5 "Урал": Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (на участке км 1548+ 651 - км 1564+ 000) |
реконструкция |
федеральная |
2014-2017 годы |
Объем перевозок: фактический - 5196 тыс. тонн, перспективный - 7275 тыс. тонн. Интенсивность движения: существующая - 10462 авт/сутки, перспективная - 14646 авт/сутки. Перевод в категорию IБ |
7334,3 |
7334,3 |
Автомобильная дорога М-5 "Урал": Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (на участке км 1790 + 358 - км 1799 + 280) |
реконструкция |
федеральная |
2016-2019 годы |
Объем перевозок: фактический - 6841 тыс. тонн, перспективный - 7486 тыс. тонн. Интенсивность движения: существующая - 8587 авт/сутки, перспективная - 12021 авт/сутки. Перевод в категорию IБ |
5439,0 |
5439,0 |
Автомобильная дорога М-5 "Урал": Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (на участке км 1564 + 000 - км 1609 + 000) |
реконструкция |
федеральная |
2017-2025 годы |
Объем перевозок: фактический - 5550 тыс. тонн, перспективный - 7770 тыс. тонн. Интенсивность движения: существующая - 10462 авт/сутки, перспективная - 14646 авт/сутки. Перевод в категорию IБ |
42830,0 |
42830,0 |
Автомобильная дорога М-5 "Урал": Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск, подъезд к городу Екатеринбургу (на участке км 79 + 899 - км 103+599) |
реконструкция |
федеральная |
2016-2019 годы |
Объем перевозок: фактический - 5319 тыс. тонн, перспективный - 7446 тыс. тонн. Интенсивность движения: существующая - 10708 авт/сутки, перспективная - 14991 авт/сутки. Перевод в категорию IБ |
9659,0 |
9659,0 |
Автомобильная дорога М-5 "Урал": Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск, подъезд к городу Екатеринбургу (на участке км 103 + 599 - км 121+509) |
реконструкция |
федеральная |
2018-2020 годы |
Объем перевозок: фактический - 5320 тыс. тонн, перспективный - 7448 тыс. тонн. Интенсивность движения: существующая - 10691 авт/сутки, перспективная - 11225 авт/сутки. Перевод в категорию IБ |
7903,6 |
7903,6 |
Автомобильная дорога А-310: Челябинск - Троицк - граница с Республикой Казахстан (на участке км 54 + 380 - км 75 + 000) |
реконструкция |
федеральная |
2016-2018 годы |
Объем перевозок: фактический - 7923 тыс. тонн, перспективный - 10300 тыс. тонн. Интенсивность движения: существующая - 26225 авт/сутки, перспективная - 31470 авт/сутки. Перевод в категорию IБ |
5994,8 |
5994,8 |
А-310: Челябинск-Троицк - граница с Республикой Казахстан (на участке км 75 + 000 - км 91 + 000) |
реконструкция |
федеральная |
2018-2020 годы |
Объем перевозок: фактический - 7923 тыс. тонн, перспективный - 10300 тыс. тонн. Интенсивность движения: существующая - 26225 авт/сутки, перспективная - 31470 авт/сутки. Перевод в категорию IБ |
7282,2 |
7282,2 |
Автомобильная дорога Р-254 "Иртыш": Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск (на участке км 12 + 950 - км 36 + 000) |
реконструкция |
федеральная |
2017-2020 годы |
Объем перевозок: фактический - 4612 тыс. тонн, перспективный - 6456 тыс. тонн. Интенсивность движения: существующая - 5558 авт/сутки, перспективная -7781 авт/сутки. Перевод в категорию IБ |
7466,2 |
7466,2 |
Капитальный ремонт автомобильных дорог- 259 км |
федеральная |
2013-2018 годы |
|
11188,6 |
11188,6 |
|
Всего |
112013,5 |
2) создание особой экономической зоны в районе строящегося логистического центра международного класса (Увельский муниципальный район Челябинской области). Участие и поддержка Российской Федерации в строительстве мультимодального ТЛК "Южноуральский" (схема 54).
Схема 54
Участие и поддержка Российской Федерации в строительстве мультимодального ТЛК "Южноуральский" в Увельском муниципальном районе Челябинской области
N п/п |
Наименование |
Меры поддержки |
1 |
2 |
3 |
1 |
Министерство транспорта Российской Федерации, федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор) |
определение возможности расширения автодороги на участке граница Республики Казахстан - Южноуральск - Челябинск; разработка проектно-сметной документации для строительства дороги |
2 |
Министерство транспорта Российской Федерации, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" |
разработка концепции развития станции Формачево; определение точек врезки в действующую железнодорожную линию; разработка проектно-сметной документации на строительство дополнительных железнодорожных путей; строительство железнодорожных путей; согласование всех этапов с Управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; согласование объемов перевозимых грузов |
3 |
Федеральная таможенная служба |
открытие зон таможенного контроля на территории ТЛК "Южноуральский"; открытие таможенного поста |
4 |
Министерство транспорта Российской Федерации, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" совместно с акционерным обществом "Национальная компания "Казакстан тeмip жолы", акционерным обществом "Кедентранссервис" |
обеспечение контейнерным парком (акционерное общество "Кедентранссервис"); согласование графиков движения (открытое акционерное общество "Российские железные дороги", акционерное общество "Национальная компания "Казакстан тeмip жолы") |
5 |
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" |
создание системы отслеживания составов в пути; открытие почтового пункта на территории ТЛК "Южноуральский" |
6 |
Министерство иностранных дел Российской Федерации, Деловой совет Шанхайской организации сотрудничества |
дипломатическое сопровождение - мероприятия по закладке первого камня; взаимодействие с государственными органами и бизнес-структурами Китайской Народной Республики и стран Шанхайской организации сотрудничества |
7 |
Министерство регионального развития Российской Федерации |
координация реализации проекта; создание индустриального парка на территории ТЛК "Южноуральский" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.