Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Наличие для граждан возможности улучшения жилищных условий является важным показателем повышения благосостояния населения Миасского городского округа, предпосылкой социальной и экономической стабильности государства, поэтому решение жилищной проблемы является одним из приоритетов государственной политики в Российской Федерации и Челябинской области.
С 2004 года начался современный этап государственной жилищной политики, направленной на повышение доступности жилья для населения. Был принят пакет федеральных законов, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые сформировали законодательную базу для проведения институциональных изменений в жилищной сфере.
Новые направления государственной жилищной политики нашли отражение в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Основными инструментами реализации приоритетного национального проекта стали федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы и федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Кроме того, различные программы в жилищной сфере реализуются государственными институтами развития, в том числе открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее именуется - ОАО "АИЖК"), Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее именуется - Фонд "РЖС"), Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее именуется - Фонд ЖКХ).
Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных барьеров. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора. Кардинально изменилась ситуация с предоставлением земельных участков для жилищного строительства.
Муниципальная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильём граждан Российской Федерации" на территории Миасского городского округа на 2014-2020 годы (далее именуется - муниципальная программа) продолжает реализацию задач, осуществлённых в рамках целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Миасского городского округа на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Миасского городского от 03.03.2011 г. N 923 "Об утверждении целевой программы "Доступное и комфортное жильё - гражданам России" на территории Миасского городского округа на 2011-2015 годы" (далее именуется - целевая программа).
2. Основными задачами государственной политики в жилищной сфере являются создание необходимых условий для эффективной реализации гражданами возможностей по улучшению своих жилищных условий, а также оказание содействия в обеспечении жильем тех категорий граждан, которые не могут этого сделать самостоятельно.
Муниципальная программа разработана в соответствии с задачами, обозначенными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее именуется - Указ), отражает стратегические цели, принципы и механизмы государственной политики, направленные на обеспечение массового строительства жилья для всех категорий граждан.
3. За период с 2011 года и первое полугодие 2013 года в результате реализации мероприятий целевой программы:
1) продолжалась работа по усовершенствованию законодательства Миасского городского округа, направленного на создание правовых условий развития рынка доступного жилья;
2) осуществлялось реформирование жилищно-коммунального хозяйства, направленное на создание эффективного механизма управления и снижение издержек по предоставлению коммунальных услуг населению;
3) повысилась эффективность работы жилищно-коммунального комплекса, что, в первую очередь, связано с постепенным переводом данного сектора экономики на режим безубыточного функционирования при переориентации бюджетных субсидий от дотирования производителей жилищно-коммунальных услуг к адресному субсидированию малоимущих семей.
4. Объем жилищного фонда на территории Миасского городского округа по состоянию на 1 января 2013 года доставляет 4169,2 тыс. кв. метров, в том числе:
3784,4 тыс. кв. метров - в городе;
384,8 тыс. кв. метров - в сельской местности.
Количество жилых единиц (квартир и индивидуальных жилых домов) составляет 82,4 тысячи. Жилищная обеспеченность составляет 495 единиц на 1000 человек. В то же время средняя обеспеченность населения площадью жилья пока составляет 25 кв. метров на человека, что приблизительно в 2 раза меньше, чем в среднем в странах Европейского Союза.
Ввод жилья к 2020 году на территории Миасского городского округа должен составить не менее 417,7 тыс. кв. метров.
В период реализации национального проекта "Доступное и комфортное жильё - гражданам России" на территории Миасского городского округа за 2005 - 2013 годы введено в эксплуатацию 600,2 тыс. кв. метров жилья, что составляет 14,4 процента от всего имеющегося на сегодняшний день жилищного фонда Миасского городского округа.
Основным инструментом содействия из средств федерального бюджета молодым семьям в обеспечении жильем является подпрограмма "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" целевой программы, реализуемая в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В течение 2006 - 2013 годов в рамках подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" целевой программы, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, средств региональных и местных бюджетов, улучшили жилищные условия 255 молодых семей. Соответствующая подпрограмма "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", входящая в состав настоящей муниципальной программы предусматривает обеспечение жильем еще 250 молодых семей. Однако уже сегодня количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание стать участниками подпрограммы, составляет 538 семей (по состоянию на 1 января 2014 года), интерес к подпрограмме с каждым годом растет. Таким образом, существующие механизмы реализации подпрограммы обеспечивают доступ к мерам государственной поддержки лишь небольшой части молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Важной проблемой является предоставление жилья малоимущим гражданам по договорам социального найма. Обязательства по предоставлению жилья социального использования, по состоянию на конец 2013 года имеются перед 681 семьей. Основной проблемой в этой сфере является отсутствие финансовых возможностей у органов местного самоуправления Миасского городского округа по строительству и приобретению жилья для предоставления по договорам социального найма.
Принятие Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее именуется - Закон о Фонде ЖКХ) позволило в округе обеспечить масштабное переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Программы Фонда ЖКХ являются в настоящее время основным механизмом, обеспечивающим переселение граждан из аварийного жилья.
5. Проблемы развития жилищного строительства на территории Миасского городского округа и основные направления их решения.
Анализ современного состояния в жилищной и жилищно-коммунальной сферах показывает, что:
реально преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий пока может воспользоваться лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами;
практически вне рамок государственной жилищной политики остались группы населения, доходы которых не позволяют им улучшать жилищные условия путём приобретения жилого помещения на рынке жилья Миасского городского округа, особенно те из них, которые нуждаются в предоставлении социального жилья;
рынок жилищного строительства отличается высокой степенью зависимости от действий органов государственной власти и органов местного самоуправления Миасского городского округа, низкими темпами роста конкуренции, наличием административных барьеров, высокими рисками и низкой прозрачностью для инвестирования и кредитования и ориентирован на устаревшие технологии и проектные решения;
государство, несмотря на большое количество заказов для государственных нужд на рынке жилищного строительства, не использует возможность влияния на указанный рынок для внедрения новых технологий, новых проектных решений и снижения цен на рынке жилья. Отсутствие единой ценовой политики при приобретении или строительстве жилья для государственных нужд, координации такого спроса в различных регионах и муниципалитетах страны приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств;
система градорегулирования и землепользования, которая является основой для развития жилищного строительства, остается источником "административной ренты" и не обеспечивает формирования ни комфортной среды для проживания и жизнедеятельности, ни прозрачной правовой системы для инвесторов;
коммунальный сектор, несмотря на все усилия по реформированию, пока не стал инвестиционно-привлекательным сектором экономики для частного бизнеса;
жилищный фонд, переданный в собственность граждан, так и не стал предметом ответственности собственников.
Кроме того, к вышеперечисленным проблемам можно отнести:
1) несоответствие качества жилищного фонда и архитектурной среды потребностям населения, вызванное такими факторами, как:
высокий уровень технического износа жилищного фонда, инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры, недостаточный уровень ее развития;
недостаточный уровень благоустройства жилищного фонда и застроенных территорий;
недостаточный уровень качества проектирования в части обеспечения комфортности строящегося жилья и формирования архитектурного облика населенных пунктов;
дефицит квалифицированных трудовых ресурсов в организациях, выполняющих работы в области градорегулирования, проектирования, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве;
недостаточно используемый научно-технический потенциал в жилищно-коммунальном и строительном комплексе, высокая изношенность (до 60-70 процентов) производственных мощностей большинства действующих предприятий промышленности строительных материалов.
2) недоступность для многих семей округа улучшения жилищных условий, вызванная:
высокой стоимостью готового и строящегося жилья;
низкой платежеспособностью населения Миасского городского округа;
недостаточной развитостью институтов долгосрочного жилищного кредитования;
низкими объемами жилищного фонда социального использования, предоставляемого по договорам социального найма;
отсутствием механизмов поддержки при строительстве и эксплуатации жилья, предоставляемого по договорам социального найма.
Очевидно, что часть проблем носит объективный экономический характер и требует изменения макроэкономических предпосылок, но другая часть может быть разрешена путем применения системных мер правового и институционального характера. Это предполагает как наличие разработанных стратегий развития в различных областях, так и глубокую проработанность муниципальной программы с позиций всех субъектов для обеспечения устойчивого и поступательного развития жилищного сектора.
В настоящий момент уже осуществляется стимулирование жилищного строительства за счет средств местного бюджета по ряду направлений:
1) инженерное обустройство районов массового индивидуального жилищного строительства и строительство инженерных коммуникаций к многоквартирным жилым домам в Миасском городском округе;
2) софинансирование расходных обязательств по строительству муниципального жилья (для переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания).
3) реализация мероприятий в соответствии с Законом о Фонде ЖКХ;
Приведенная статистика отражает лишь часть приведённых проблем в части эксплуатации жилищного фонда и жилищного строительства. Ведь проблемы развития жилищного фонда, наиболее остро обозначившиеся в последнее время, порождены не экономическим кризисом, а являются следствием системных диспропорций, накопленных как в советское время, так и за последние два десятилетия.
6. Динамика развития жилищной сферы в период до 2020 года будет определяться воздействием ряда факторов. В результате предпринятых в последние годы мер государственного регулирования и наличия неудовлетворенного платежеспособного спроса со стороны ряда категорий граждан ежегодные объемы ввода жилья будут расти, что позволит стабилизировать уровень цен на жилье в реальном выражении. Получат дальнейшее развитие различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при комплексном освоении территорий под жилую застройку. Основным фактором, который будет сдерживать дальнейшие темпы роста ипотечного рынка, является дорожающее фондирование банковского сектора, что объясняется новым витком нестабильности на мировых финансовых рынках. Все это определяет существенные риски реализации муниципальной программы.
7. Ситуация в жилищно-коммунальном комплексе характеризуется ростом износа основных фондов, ростом аварийности, высокими потерями ресурсов и низкой энергоэффективностью. Вопросы жилищно-коммунального обслуживания занимают первые места в перечне проблем граждан как Миасского городского округа, так и Челябинской области в целом. Без принятия срочных мер на государственном уровне правового и институционального характера переломить эти тенденции, обеспечить решение задачи повышения качества жилищно-коммунальных услуг для населения при обеспечении доступности тарифов на эти услуги представляется невозможным.
В связи с этим органы исполнительной власти Миасского городского округа должны сосредоточить усилия на решении двух приоритетных задач. Первая задача заключается в проведении в значительных объемах капитального ремонта и реконструкции многоквартирных домов с использованием средств собственников жилья, кредитных продуктов банков и различных механизмов государственной поддержки инициативных собственников жилья в энергоэффективной модернизации многоквартирных домов. Решение этой задачи позволит создать более комфортную среду обитания граждан, снизить расходы на оплату энергоресурсов за счет повышения энергоэффективности жилых зданий. Вторая задача связана с техническим обновлением коммунальной инфраструктуры. Это позволит повысить качество предоставляемых населению Миасского городского округа коммунальных услуг, обеспечить высокую надежность их предоставления, создать технические и организационные возможности потребителю регулировать объемы потребляемых услуг и оплату по факту их потребления. Решение этой задачи связано с принципиальным улучшением инвестиционного климата в коммунальном секторе. Для снижения инвестиционных рисков особое внимание будет уделено формированию долгосрочной тарифной политики. При этом политические ограничения, связанные с доступностью оплаты жилья и коммунальных услуг, будут формировать существенные риски реализации настоящей муниципальной программы.
8. Задача создания условий для улучшения гражданами жилищных условий требует совершенствования законодательной и нормативной правовой базы в жилищном секторе и стимулирования проведения преобразований на местах. Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных в пункте 5 настоящей муниципальной программы проблем, поскольку они:
1) отражены в основных направлениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а их решение позволяет обеспечить возможность улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения;
2) не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов до 2020 года включительно;
3) носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.
Анализ рыночной конъюнктуры, среднесрочной экономической перспективы, долгосрочных стратегий развития страны позволяет определить ключевые направления государственной политики и институциональных преобразований в области жилищного строительства:
1) создание всеобъемлющих условий для формирования предложения жилья экономкласса, соответствующего требованиям экономичности и энергоэффективности, с учетом увеличения доли малоэтажного и индивидуального жилья;
2) стимулирование государственного спроса путем реализации программ обеспечения жильем тех категорий граждан, которые не могут этого сделать самостоятельно.
Исходя из указанных направлений, определены основные задачи муниципальной программы, направленные на повышение качества жизни населения Миасского городского округа и повышение качества жилищного фонда и жилищных и коммунальных услуг.
9. Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах.
Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах определены в соответствии с Указом, а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
Стратегическая цель государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах на период до 2020 года - создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни граждан в целом.
Приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах, направленными на достижение указанной стратегической цели, являются:
1) Снижение стоимости одного квадратного метра жилья путем увеличения объемов жилищного строительства, в первую очередь, жилья экономического класса.
2) поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья.
Основной формой поддержки указанных категорий граждан является предоставление социальных выплат на приобретение жилья, строительство индивидуального жилья, в том числе частичную или полную оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на эти цели.
3) дальнейшее совершенствование условий приобретения жилья на рынке, в том числе с помощью ипотечного кредитования.
Планируется осуществлять дальнейшее развитие единой системы регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета объектов недвижимости в целях повышения эффективности и снижения рисков сделок на рынке жилья, в том числе усиления защиты зарегистрированных прав граждан на жилые помещения, сокращения времени и средств на оформление прав и сделок в жилищной сфере и в сфере ипотечного кредитования, использования обобщенных данных системы в качестве информационного источника для анализа рынка жилья всеми заинтересованными сторонами.
4) повышение энергоэффективности объектов коммунального хозяйства.
В соответствии с Указом будут реализованы меры по обеспечению благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в целях решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в том числе установление долгосрочных (не менее чем на три года) тарифов на коммунальные ресурсы.
10. Перед Миасским городским округом поставлена задача значительного увеличения объёмов жилищного строительства.
Существенным препятствием для развития массового жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельными участками и необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.
Реализация подпрограмм муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильём граждан Российской Федерации" на территории Миасского городского округа на 2014-2020 годы позволит обеспечить возможность для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.