Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки
051000 Профессиональное обучение (по отраслям)
(квалификация (степень) "бакалавр")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 781)
31 мая 2011 г.
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- |
высшее профессиональное образование; |
ООП |
- |
основная образовательная программа; |
ОК |
- |
общекультурные компетенции; |
ПК |
- |
профессиональные компетенции; |
УЦ ООП |
- |
учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- |
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки профессиональное обучение (по отраслям)
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП бакалавриата |
62 |
бакалавр |
4 года* |
240** |
______________________________
* иные нормативные сроки освоения бакалаврских программ устанавливаются Правительством Российской Федерации;
** трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
4.1. Область профессионально-педагогической деятельности бакалавров включает: подготовку обучающихся по профессиям и специальностям в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а также в службе занятости населения.
4.2. Объектами профессионально-педагогической деятельности бакалавров являются участники и средства реализация целостного образовательного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, включающие учебно-курсовую сеть предприятий и организаций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а также службу занятости населения.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
учебно-профессиональная;
научно-исследовательская;
образовательно-проектировочная;
организационно-технологическая;
обучение по рабочей профессии.
Конкретные виды профессионально-педагогической деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
учебно-профессиональная деятельность:
определение подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики;
развитие профессионально важных качеств личности современного рабочего (специалиста);
планирование мероприятий по социальной профилактике в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (ОУ НПО и СПО);
организация и осуществление учебно-воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
диагностика и прогнозирование развития личности будущих рабочих (специалистов);
организация профессионально-педагогической деятельности на основе нормативно# правовых документов;
анализ профессионально-педагогических ситуаций;
воспитание будущих рабочих (специалистов) на основе индивидуального подхода, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;
научно-исследовательская:
участие в исследованиях по проблемам подготовки рабочих (специалистов);
организация учебно-исследовательской работы обучающихся;
создание, распространение, применение новшеств и творчество в педагогическом процессе для решения профессионально-педагогических задач, применение технологии формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов);
образовательно-проектировочная:
проектирование комплекса учебно-профессиональных целей, задач;
прогнозирование результатов профессионально-педагогической деятельности;
конструирование содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов);
проектирование и оснащение образовательно-пространственной среды для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов);
разработка, анализ и корректировка учебно-программной документации подготовки рабочих (специалистов);
проектирование, адаптация и применение индивидуализированных, деятельностно и личностно ориентированных технологий и методик профессионального обучения рабочих (специалистов);
проектирование, адаптация и применение комплекса дидактических средств для подготовки рабочих (специалистов);
проектирование и организация коммуникативных взаимодействий и управление общением;
проектирование форм, методов и средств контроля результатов процесса подготовки рабочих (специалистов);
организационно-технологическая:
организация учебно-производственного (профессионального) процесса через производительный труд обучающихся;
анализ и организация хозяйственно-экономической деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях;
организация образовательного процесса с применением эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов);
эксплуатация и техническое обслуживание учебно-технологического оборудования;
использование учебно-технологической среды в практической подготовке рабочих (специалистов);
реализация учебно-технологического процесса в учебных мастерских, организациях и предприятиях;
обучение по рабочей профессии:
определение путей повышения производительности и безопасности труда, качества продукции и экономии ресурсов;
использование передовых отраслевых технологий в процессе обучения рабочей профессии;
формирование профессиональной компетентности рабочего соответствующего квалификационного уровня;
организация производительного труда обучаемых.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
осознанием культурных ценностей, пониманием роли культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);
осознанием ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности (демонстрирует глубокое знание всех ключевых ценностей профессии), проявляет понимание их смыслов и значений, высказывает свое отношение к каждой ключевой ценности профессии, демонстрирует системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся) (ОК-2);
пониманием философии как методологии деятельности человека (ОК-3);
пониманием истории становления различных типов культур, владением способами освоения и передачи культурного опыта (ОК-4);
способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОК-5);
готовностью к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);
готовностью к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7);
готовностью к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8);
владением нормами педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов) (ОК-9);
владением способами формирования идеологии, освоения и приумножения культуры у обучающихся ОУ НПО и СПО, оказанием помощи в мировоззренческом самоопределении и становлении личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-10);
владением системой психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, способностью управлять своим психологическим состоянием в условиях общения (ОК-11);
владением правовыми и нравственными нормами экологического поведения (ОК-12);
владением способами защиты чести, достоинства, прав личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-13);
наличием целостного представления о картине мира, ее научных основах (ОК-14);
способностью научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умением использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15);
способностью выявлять естественнонаучную# сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности (ОК-16);
готовностью использовать основные законы естественнонаучных# дисциплин в профессионально-педагогической деятельности (ОК-17);
владением культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18);
владением технологией научного исследования (ОК-19);
способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке и осознавать необходимость знания второго языка (ОК-20);
готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики (ОК-21);
способностью осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОК-22);
способностью самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОК-23);
способностью к когнитивной деятельности (ОК-24);
способностью обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25);
умением моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОК-26);
готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОК-27);
владением процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование) (ОК-28);
владением системой эвристических методов и приемов (ОК-29).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
учебно-профессиональная деятельность:
способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1);
способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);
способностью организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОУ НПО и СПО (ПК-3);
способностью организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);
способностью анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);
готовностью к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности (ПК-6);
готовностью к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7);
готовностью к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) (ПК-8);
готовностью к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9);
готовностью к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10);
научно-исследовательская:
способностью организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);
готовностью к участию в исследованиях проблем, возникающим в процессе подготовки рабочих (специалистов) (ПК-12);
готов к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);
готовностью к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов) (ПК-14);
образовательно-проектировочная деятельность:
способностью прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности (ПК-15);
способностью проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов) (ПК-16);
способностью проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих (специалистов) (ПК-17);
способностью проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18);
готовностью к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач (ПК-19);
готовностью к конструированию содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов) (ПК-20);
готовностью к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, специалистов (ПК-21);
готовностью к проектированию, применению комплекса дидактических средств при подготовке рабочих (ПК-22);
готовностью к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих (специалистов) в образовательном процессе (ПК-23);
организационно-технологическая деятельность:
способностью организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24);
способностью организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях (ПК-25);
готовностью к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (ПК-26);
готовностью к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов) (ПК-27);
готовностью к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих (специалистов) (ПК-28);
готовностью к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности (ПК-29);
готовностью к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30);
обучение по рабочей профессии:
способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности) (ПК-31);
способностью выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32);
готовностью к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности (ПК-33);
готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня (ПК-34);
готовностью к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики (ПК-35);
готовностью к производительному труду (ПК-36).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный# цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП |
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (Зачетные единицы)*(1) |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
Б.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
30-40*(2) |
Философия, история, |
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем; основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России в истории человечества и в современном мире; иностранный язык в объеме, необходимом для возможности получения информации профессионального содержания из зарубежных источников; историю научной психологии, основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии, методы психологии, психологию личности, теорию деятельности; теоретические основы функционирования рыночной экономики; экономические основы производства и ресурсы предприятия (основные фонды, оборотные средства, трудовые ресурсы); понятия себестоимости продукции и классификации затрат на производство и реализацию продукции; основы финансовой деятельности; виды и основные характеристики предприятия, типы производства и форм движения предметов труда во времени и пространстве, принципы и методы организации и нормирования труда, методы планирования ресурсного обеспечения деятельности предприятия; уметь: самостоятельно анализировать философскую, социально-политическую и научную литературу; интерпретировать собственное психическое состояние, применять экономическую терминологию, лексику и основные экономические категории; проводить расчеты затрат на производство и реализацию продукции; определять финансовые результаты деятельности предприятия; владеть: иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников, навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации, владеть простейшими приемами психической саморегуляции, способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности. |
15-20*(2) |
иностранный язык, экономическая теория, прикладная экономика, общая психология |
|
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
15-20 |
|
|
Б.2*(3) |
Математический и естественнонаучный# (общенаучный) цикл Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: фундаментальные разделы математики в необходимом объеме для (подготовки рабочих в различных отраслях экономики) осуществления профессионально-педагогической деятельности; фундаментальные и современные разделы физики, химии; структуру биосферы; онтогенез; возрастные особенности физиологических процессов; гигиена; экосистемы; взаимоотношение организма и среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. |
70-80*(2) 30-35*(2) |
Математика, физика, химия, информатика, экология, возрастная физиология и психофизиология |
|
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
40-45 |
|
|
Б.3 |
Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные требования, содержание методики организации и профессиональной подготовки рабочих; дидактические возможности, принципы действия, технологию использования и методику применения дидактических средств; историю и современные тенденции развития психолого-педагогических концепций; сущность, содержание и структуру образовательного процесса; закономерности общения и способы управления индивидом и группой; формы средства и методы педагогической деятельности; роль и значение национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании; профессиональную лексику; современные психологические и педагогические технологии; уметь: направлять саморазвитие и самовоспитание личности; выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации, ориентироваться в выборе средств и методов обучения, разрабатывать индивидуальную личностно ориентированную технологию обучения; составлять документы и другие тексты адекватно коммуникативной задаче; выявлять и оценивать результаты деятельности педагога и работы обучаемых; разрабатывать содержание обучения, планировать и проводить различные типы и виды занятий по теоретическому и практическому (производственному обучению) в образовательных учреждениях системы НПО, СПО и дополнительного образования; разрабатывать различные виды учебно-программной и методической документации для подготовки рабочих различных отраслей экономики; разрабатывать комплексы дидактических средств обучения и адаптировать их к реальным условиям образовательного процесса УЗ НПО и СПО; владеть: технологией проектирования, организацией проведения занятий по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, практическому (производственному) обучению; методиками проектирования педагогических технологий и методического обеспечения для подготовки современного рабочего различных отраслей экономики; технологией педагогического общения; умениями анализа, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса в профессиональной школе; технологиями развития личности обучаемого; речевым этикетом, принятым в обществе; рабочей профессией. |
80-90*(2) 40-45*(2) |
Введение в профессионально-педагогическую специальность, психология профессионального образования, философия и история образования, общая и профессиональная педагогика, методика воспитательной работы, педагогические технологии, методика профессионального обучения, безопасность жизнедеятельности, практическое (производственное) обучение |
ОК-26 - |
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки). |
40-45 |
|
|
Б.4*(4) |
Физическая культура |
2 (400 часов) |
|
|
Б.5 |
Учебная и производственная практики (практические умения и навыки определяются ООП вуза). |
13 |
|
|
Б.6 |
Итоговая государственная аттестация |
15 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
240 |
|
|
______________________________
*(1) Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций
*(2) 1. Трудоемкость УЦ ООП задается с интервалом до 10 зачетных единиц.
2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП Б.1, Б.2 и Б.3 должна составлять не более 50% от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.
*(3) Наименование учебного цикла определяется с учетом особенности образовательной области, в которую входит направление подготовки.
*(4) Кроме направлений подготовки в области физической культуры и хореографического искусства.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
Приказом Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. N 1975 в пункт 7.1 настоящего приложения внесены изменения
7.1 Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 24 академических часов.# В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям):
компьютерный практикум;
химический практикум;
физический практикум;
практикум по экологии;
практикум по физиологии;
практикум по общей психологии;
практикум по психологии профессионального образования;
практикум по методике профессионального обучения;
практикум по рабочей профессии.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Квалификационная практика по рабочей профессии проводится на действующих предприятиях (организациях). Организация практики должна обеспечивать формирование компетенций практической работы и необходимой квалификации по рабочей профессии.
Бакалавр профессионального обучения должен достигать такого уровня квалификации по профессии начального или среднего профессионального образования, который превышает планируемый уровень квалификации выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.
Педагогическую практику обучающиеся должны проходить в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий, учреждений, организаций в роли стажеров преподавателей по общепрофессиональному и специальному циклам дисциплин и мастеров профессионального обучения.
Преддипломная практика - является завершающим этапом практического обучения. Организация практики должна обеспечивать овладение первоначальным профессионально-педагогическим опытом, проверки профессионально-педагогической готовности будущего бакалавра профессионального обучения по профилю.
Технологическая практика - это практика по профилю специализации, направленная на закрепление, расширение, углубление, систематизацию знаний, полученных при изучении профессиональных и специальных дисциплин по профилю подготовки.
По итогам учебной практики обучающимся представляется отчет и сдача квалификационного экзамена по рабочей профессии.
По итогам педагогической, технологической и преддипломной практик обучающимся представляется отчет, в котором фиксируются собранные данные и результаты их обработки, а так же# анализ всех видов его деятельности, на основании чего выносится решение в соответствии с формой отчетности, избранной вузом.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в сфере своей профессиональной деятельности;
участвовать в проведении научных исследований;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или её разделу (этапу, заданию);
принимать участие в образовательных выставках и форумах, а так же# научных конференциях, выступать с докладами на конференциях.
7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее трех процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций.
До пяти процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
Приказом Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. N 1975 в пункт 7.17 настоящего приложения внесены изменения
7.17. ООП бакалавриата должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
кабинеты:
психологии профессионального образования;
профессиональной педагогики;
экономики;
безопасности жизнедеятельности;
экологии;
лингафонные кабинеты;
методики профессионального обучения;
валеологии;
компьютерные классы с возможностью выхода в глобальные поисковые системы;
учебные аудитории, оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами.
учебно-методические кабинеты;
специально оборудованные кабинеты в соответствии с профилем;
лаборатории:
общей физики;
химии;
информационных технологий;
физиологии и гигиены;
специально оборудованные лаборатории в соответствии с профилем;
мастерские:
учебно-производственные мастерские для освоения рабочей профессии;
практическое (производственное) обучение для различных профилей подготовки реализуется в учебных производственных мастерских и других специально оборудованных помещениях или в условиях действующих предприятий (организаций);
оснащение учебных мастерских должно соответствовать требованиям подготовки по рабочей профессии и обеспечивать достижение уровня квалификации по профессиям начального профессионального образования и специальностям среднего профессионального образования;
спортивный комплекс:
спортивный зал.
Вся материально-техническая среда в образовательных учреждениях должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступ к сети Интернет должны иметь не менее 25% компьютерных рабочих мест.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.
______________________________
* одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам;
** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 781 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.