Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Дошкольное образование в городе Магнитогорске обеспечивают 139 образовательных учреждений, в которых воспитывается 27 487 детей 1-7 лет, что составляет 86 процентов от общей численности детей указанной возрастной группы (в среднем по Российской Федерации - 65,6 процента). Достигнутый уровень доступности дошкольного образования превышает среднероссийские и областные показатели, но при этом не является достаточным для решения стратегических задач государственной политики в сфере образования, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами.
Равенство возможностей для получения своевременного качественного дошкольного образования предполагает обеспечение его территориальной, возрастной, социальной и экономической доступности для всех социально-демографических групп и слоев населения.
В городе Магнитогорске в очереди на устройство в детский сад зарегистрировано 9530 человек. В том числе нуждающихся в получении места в 2014-2015 учебном году, но не получивших его к 1 сентября 2014 года, - 2118 детей (актуальная очередь), из них в возрасте 3-7-лет - 61 человек.
Расчетный срок ожидания места в очереди в среднем по городу составляет 2,5 года от даты рождения ребенка, но в различных районах города значение этого показателя также вариабельно.
2. Существенными факторами, определяющими масштаб проблемы территориальной доступности дошкольного образования, являются:
- рост численности детей дошкольного возраста, продолжающийся с 2001 года. Достижение порогового максимума прогнозируется в 2017 году;
- значительный перегруз проектной мощности детских садов, которые укомплектованы детьми с превышением нормативов наполняемости групп.
Решение проблемы территориальной доступности дошкольного образования в городе Магнитогорске обеспечивается целым рядом взаимосвязанных правовых актов, куда входят:
- соглашения Правительства Челябинской области с Министерством образования и науки Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Челябинской области на модернизацию региональных систем дошкольного образования;
- государственная программа "Капитальное строительство в Челябинской области на 2014-2016 годы" (утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 N 348-П).
Поддерживаемые указанными документами объемы открытия дополнительных мест из-за бюджетных ограничений не соответствуют темпам увеличения численности детей (таблица 1).
|
|
|
Таблица 1 |
|
Наименование показателя |
единица меры |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Годовой прирост численности детей 1-7 лет |
человек |
946 |
473 |
1962 |
Открытие дополнительных мест |
мест |
1184 |
290 |
1018 |
Частный сектор системы дошкольного образования (2 образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования; 615 детей, что составляет 2 процента от общего количества воспитанников) также не проявляет тенденцию к росту. В результате ситуация с нехваткой мест постоянно усугубляется.
Состояние социальной доступности дошкольного образования в городе Магнитогорске характеризуется недостатком мест в учреждениях коррекционной и оздоровительной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В 2014 году в группах коррекционной и оздоровительной направленности содержится 2945 детей, что составляет 80 процент от реальной потребности.
Общий дефицит мест в детских садах ограничивает возможности развития коррекционного и инклюзивного образования в целом ряде территорий, так как в перечень необходимых условий приема в детский сад ребенка с особыми образовательными потребностями входит не только доступная среда, но и пониженный норматив комплектования групп детьми. В последние годы реализация коррекционных образовательных программ осложнилась изменением требований и недостаточной правовой урегулированностью вопросов оказания специализированной медицинской помощи. Одна из основных проблем, требующих комплексного решения, - несоответствие медицинских кабинетов коррекционных детских садов лицензионным требованиям осуществления медицинской деятельности.
В установленных федеральными нормативами объемах выплачивается компенсация части родительской платы. Областными и муниципальными правовыми актами введены компенсации на дошкольное образование детей-инвалидов и детей из малообеспеченных многодетных семей в возрасте 1,5 - 3 лет. Особую социальную значимость имеет установленная в Челябинской области компенсация родительской платы для малообеспеченных, неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Этим видом адресной социальной помощи охвачено около 1 000 семей, что позволяет обеспечивать выравнивание стартовых возможностей детей из наименее защищенных слоев населения. Однако объем средств, выделяемых на эти цели из областного бюджета в 2014 году, ниже реальной потребности на 59,5 процента.
Проблема доступности дошкольного образования тесно связана с проблемами его качества и соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), который был принят впервые в истории отечественного дошкольного образования в ноябре 2013 года. Внедрение ФГОС ДО в практику работы требует принятия дополнительных мер, связанных с материально-техническим, технологическим, методическим обеспечением образовательного процесса, созданием доступной и развивающей среды.
Ключевая роль в процессах модернизации дошкольного образования, перехода к обеспечению его соответствия ФГОС ДО отводится кадрам, обучению, повышению профессиональной компетенции педагогов, работающих в учреждениях системы дошкольного образования. Современные подходы к организации работы с кадрами включают новые, еще не опробованные практикой управленческие механизмы, такие как профессиональный стандарт педагога, эффективный контракт. В соответствии с комплексной программой повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных учреждений (утверждена Правительством Российской Федерацией от 28.05.2014 N 3241п-П8) наиболее актуальными направлениями повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных учреждений являются:
внедрение профессионального стандарта педагога;
модернизация педагогического образования;
обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагогических работников;
повышение социального статуса и престижа профессии педагога.
Определяющее значение для решения проблемы доступности дошкольного образования имеет предстоящая смена фазы демографического цикла в возрастной группе детского населения 1-7 лет. В период с 2017 до 2031 года прогнозируется снижение численности детей дошкольного возраста, после чего ожидается новый подъем демографической волны.
Суммарная проектная мощность сети зданий детских садов города Магнитогорска составляет 23699 мест. При этом сверх установленных норм в них содержится 25869 детей, еще 1003 детей получают дошкольное образование в дошкольных отделениях 6 общеобразовательных школ, которые в среднесрочной перспективе будут использованы для размещения школьных классов в связи с подъемом демографической волны в возрастном диапазоне 8-18 лет.
В целом масштабность и неоднородность проблемы неравенства доступа к качественному дошкольному образованию, ее социальная направленность, затратный характер и зависимость от демографических процессов требует объединения и координации усилий органов государственной власти и местного самоуправления в решении стратегических задач развития системы дошкольного образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.