Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Администрации
Златоустовского городского округа
от 29 октября 2014 г. N 408-П
Положение
о межведомственном взаимодействии по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, семьями "группы риска"
Раздел I. Общие положения
Положение о межведомственном взаимодействии по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, семьями "группы риска" (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона от 24 июня 1999 года N120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года N 125-ЗО "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области", во исполнение постановления заседания межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Челябинской области от 02.02.2012 года и во исполнение решения заседания межведомственной комиссии по профилактике преступлений и правонарушений в Челябинской области от 16.12.2011 года N 4.
1. В рамках данного Положения определен порядок, срок и организация работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению семей и детей, находящихся в социально опасном положении, семей и детей "группы риска", работе с семьями по профилактике семейного неблагополучия.
2. В настоящем Положении используются следующие понятия:
1) безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
2) беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
3) индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
4) несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям его воспитания или содержания, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;
5) педагогическая компетентность родителей (законных представителей) - включает определённый уровень осознаваемых теоретических и эмпирических (житейских) педагогических знаний об особенностях развития и воспитания ребенка и способах взаимодействия с ним;
6) профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, педагогических и иных мер, направленных на выявление, устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям, антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
7) реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения;
8) семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, где родители (законные представители) несовершеннолетних не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
9) семья "группы риска" - семья, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств, а также категории населения, которые более других склонны к совершению правонарушений;
10) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
3. Выделены субъекты взаимодействия (органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - далее органы и учреждения системы профилактики):
1) Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Златоустовского городского округа;
2) органы и учреждения здравоохранения: Муниципальное казенное учреждение "Управление здравоохранения Златоустовского городского округа", медицинские организации муниципальной системы здравоохранения;
3) органы и учреждения образования: Муниципальное казенное учреждение Управление образования Златоустовского городского округа, образовательные организации: дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации;
4) Межмуниципальный Отдел Министерства Внутренних дел Российской Федерации "Златоустовский" Челябинской области: подразделения по делам несовершеннолетних, участковые уполномоченные полиции, патрульно-постовая служба;
5) органы и учреждения социальной защиты населения Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа, Муниципальное бюджетное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения", Муниципальное бюджетное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Специальный (коррекционный) детский дом "Теремок" для детей с ограниченными возможностями здоровья" Златоустовского городского округа.
6) областное казенное учреждение "Центр занятости населения города Златоуста Челябинской области";
7) филиал по Златоустовскому городскому округу Федерального казенного учреждения уголовно-исполнительной инспекции Государственного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Челябинской области;
8) Муниципальное учреждение Управление культуры и молодежной политики Златоустовского городского округа;
9) Муниципальное казенное учреждение Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа.
4. Определены критерии отнесения семей к "группе риска":
1) социально-экономические: нерегулярные доходы семьи;
2) социально-педагогические: родители, не достигшие совершеннолетия; педагогическая некомпетентность родителей: не соблюдение режима дня ребёнка, не выполнение рекомендаций педагогов, медицинских работников, не посещение ребенка учреждений дополнительного образования; родители не оказывают должного внимания на физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка.
3) социально-психологические: неполные семьи, в которых два и более детей, склонных к правонарушениям; наличие в семье детей со склонностью к суициду; наличие в семье несовершеннолетних с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации, семьи, в которых есть дети, состоящие на учете в органах Министерства внутренних дел, наличие в семье осужденных членов семьи, в том числе с отсрочкой исполнения наказания, отбывающих наказание, либо освободившихся из мест лишения свободы;
4) медико-социальные: наличие членов семьи с социально значимыми заболеваниями, наличие членов семьи с алкогольной, наркотической зависимостью, проявление пренебрежения санитарно-гигиеническими нормами и требованиями.
5. Критерии отнесения семей к находящимся в социально опасном положении:
1) социально-экономические: неисполнение родителями (законными представителями) обязанностей по содержанию, жизнеобеспечению, регулярному питанию, защите прав детей, обеспечению одеждой, безработица родителей;
2) социально-психологические: безнадзорность несовершеннолетних; наличие в семье несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам, бродяжничеству;
3) медико-социальные: наличие в семье родителей, страдающих алкоголизмом, наркоманией; проживание несовершеннолетних в антисанитарных условиях; отсутствие необходимых условий жизнеобеспечения ребенка;
4) криминогенные: проявление случаев жестокого обращения, насилия, проявление факторов вовлечения несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, ведение антиобщественного, аморального и паразитического образа жизни.
6. Органы и учреждения системы профилактики ежеквартально предоставляют сведения о вновь выявленных семьях и детях, находящихся в социально опасном положении семьях "группы риска" в "Отделении помощи семье и детям" в Муниципальное бюджетное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения" (приложение 1).
7. Основными принципами работы органов и учреждений системы профилактики являются взаимодействие, адресность, доступность, законность, комплексность.
Принцип взаимодействия лежит в основе работы органов и учреждений системы профилактики с неблагополучной семьей, определяет порядок формирования отношений между ними, который не позволяет отклоняться от заданных целей, формирует заинтересованность в конечных результатах работы - снижение роста количества неблагополучных семей, имеющих несовершеннолетних детей, и снижение уровня социального сиротства.
Принцип адресности предполагает выделение конкретных исполнителей и закрепление за ними определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей.
Принцип доступности предполагает широкое и регулярное информирование родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования детей, разъяснения необходимости и важности надлежащего исполнения родительских обязанностей, повышения психолого-педагогической компетентности родителей, с целью профилактики семейного неблагополучия, снижения уровня безнадзорности и социального сиротства, формирования образа успешного родителя, повышения авторитета семьи в обществе.
Принцип законности предусматривает соблюдение законов и соответствующих им иных правовых актов в работе с семьей.
Принцип комплексности предполагает реализацию комплексного подхода в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, и семьями "группы риска", воздействие на них органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учетом всех аспектов: экономических, социальных, духовных, психологических.
Раздел II. Порядок выявления и постановки на учет семей, находящихся в социально опасном положении, и семей "группы риска"
8. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних несут ответственность за своевременность выявления и постановки на учет семей, находящихся в социально опасном положении, и семей "группы риска".
9. Выявляют данные семьи:
Органы внутренних дел - в ходе проведения профилактических мероприятий, патрулирования улиц, приема граждан на опорных пунктах правопорядка и в подразделениях по делам несовершеннолетних.
Органы и учреждения социальной защиты населения Златоустовского городского округа - при обращении граждан за оказанием различных видов социальной помощи, назначением различных видов пособий, при обращении граждан и заинтересованных лиц с информацией о нарушении прав и свобод детей.
Учреждения социального обслуживания населения - при личном обращении граждан, в результате телефонных обращений, в том числе и по телефону доверия (с согласия клиента), при поступлении ребенка в учреждение социального обслуживания, на основе информации от заинтересованных граждан.
Муниципальное казенное учреждение Управление образования Златоустовского городского округа при обращении граждан за оказанием помощи, при обращении заинтересованных лиц с информацией о нарушении прав и свобод детей.
Образовательные организации - в рамках образовательного и воспитательного процесса, при наличии у ребенка признаков физического насилия, жестокого обращения, наличия информации о попытке суицида или суицидального намерения.
Медицинские организации - при обращении женщины фертильного возраста, находящейся в трудной жизненной ситуации, при проведении дородового патронажа беременной женщины (в том числе несовершеннолетней беременной), по результатам диспансеризации детского населения, при посещении детей на дому, на приемах в поликлинике, при длительном непосещении ребенком лечебного учреждения (в зависимости от возраста и установленных сроков наблюдения), при выявлении несовершеннолетних, поступивших с признаками жестокого обращения с ними, с признаками физического, психического или сексуального насилия, непринятия родителями (законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Златоустовского городского округа - при обращении граждан по вопросам защиты прав несовершеннолетних, при рассмотрении материалов об административных правонарушениях на заседаниях комиссии.
10. При выявлении семей "группы риска", семей, находящихся в социально опасном положении, органы и учреждения системы профилактики в трехдневный срок направляют информацию о данной семье в отделение помощи семье и детям муниципального бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - МБУ "КЦСОН" "Отделение помощи семье и детям") по установленной форме (приложение 2).
Ответственный специалист "Отделения помощи семье и детям" регистрирует поступившую информацию в журнале первичного учета по установленной форме (приложение 3).
11. После получения информации специалисты органов и учреждений системы профилактики совместно проводят обследование жилищно-бытовых и медико-социальных условий жизни семьи и детей.
Дата проведения обследования согласовывается Управлением социальной защиты населения Златоустовского городского округа с Межмуниципальным отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации "Златоустовский" Челябинской области, образовательной организацией и медицинским работником медицинской организации.
Обследование проводится не позднее трех дней со дня получения информации (в случаях угрозы жизни и здоровья ребенка - незамедлительно).
В случае невозможности оперативного осуществления данных полномочий в отдаленных районах (сельских поселениях) Златоустовского городского округа (период распутицы, отсутствие технических возможностей) мероприятия по обследованию осуществляет специалист по социальной работе, фельдшер, участковый полиции, обслуживающий население соответствующего населенного пункта (сельская администрация).
12. По итогам обследования на месте составляется акт первичного обследования жилищно-бытовых условий семьи (приложение 4).
Результаты каждого обследования семьи обсуждаются на заседании Комиссии по работе с семьей, имеющей детей, состав которой утверждается постановлением Администрации Златоустовского городского округа, для организации межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагополучия с последующим принятием решения о постановки семьи на учет и составлении индивидуальной программы реабилитации семьи.
Раздел III. Порядок учета семей и детей "группы риска", семей и детей, находящихся в социально опасном положении
13. Учет семей, находящихся в социально опасном положении и семей "группы риска" ведется в Управлении социальной защиты населения Златоустовского городского округа в программном комплексе "Надежда".
Специалистом отделения помощи семье и детям, закрепленным за данным территориальным участком в течение 10 дней формируется личное дело семьи, которое дополняется информацией, поступившей от образовательной организации, медицинской организации, органов внутренних дел, иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Раздел IV. Порядок составления и реализации индивидуальной программы
14. После постановки семьи на учет специалистом "Отделения помощи семье и детям" МБУ "КЦСОН", закрепленным за данным территориальным участком формируется социальный паспорт семьи (личное дело) и составляется индивидуальная программа реабилитации семьи в соответствии с положениями государственного стандарта предоставления консультативной помощи утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 20 марта 2008 г. N 53-П "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения в Челябинской области".
Учет и хранение программ реабилитации осуществляет "Отделение помощи семье и детям" МБУ "КЦСОН". Информация об индивидуальных программах реабилитации подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем его конфиденциальность.
15. Образовательные организации в течение десяти дней после получения решения Комиссии о постановке семьи на учет предоставляют в "Отделение помощи семье и детям" МБУ "КЦСОН", характеристику на каждого ребенка (характеристика содержит данные о познавательной сфере, эмоционально-волевой сфере, особенностях личности, специфике детско-родительских отношений, рекомендации педагога-психолога), а также предложения для включения в перечень рекомендуемых реабилитационных мероприятий.
16. Медицинские организации муниципальной системы здравоохранения в течение десяти дней после получения решения Комиссии о постановке семьи на учет предоставляют в "Отделение помощи семье и детям" МБУ "КЦСОН", на каждого ребенка из семьи, находящейся в социально опасном положении, и семьи "группы риска" эпикриз, информацию об особенностях развития в раннем возрасте, данные о диспансерном учете, перенесенных операциях, уровне развития, группе здоровья, а также необходимых видах реабилитационных мероприятий и предложения по формам оздоровления ребенка, рекомендуемых реабилитационных мероприятий для включения в индивидуальную программу реабилитации семьи.
17. На основании сведений в "Отделение помощи семье и детям" МБУ "КЦСОН", составляется проект программы индивидуальной реабилитации семьи, в которую включаются мероприятия по социально-бытовому консультированию, социально-педагогической, социально-психологической,
социально-медицинской и социально-правовой помощи, культурно-досуговым мероприятиям, осуществлению патронажа, контроля за выполнением рекомендаций программы других органов и учреждений.
Проект программы индивидуальной реабилитации семьи рассматривается на заседании Комиссии и утверждается председателем Комиссии. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
В течение 10 дней после утверждения программы индивидуальной реабилитации семьи "Отделение помощи семье и детям" МБУ "КЦСОН", направляет в учреждения системы профилактики, участвующие в реализации, программу индивидуальной реабилитации семьи.
18. При необходимости трудоустройства родителей (либо законных представителей) и временного трудоустройства детей (в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации) "Отделения помощи семье и детям" МБУ "КЦСОН", направляют информацию о них в Областное казенное учреждение "Центр занятости населения города Златоуста Челябинской области" для обеспечения трудоустройства, а также и других органов и учреждений системы профилактики, если их работа будет способствовать эффективной реабилитации семьи.
Реализация утверждённых мероприятий индивидуально-профилактической работы с семьей является обязательной для всех органов и учреждений системы профилактики.
19. Программа индивидуальной реабилитации семьи реализуется органами и учреждениями системы профилактики до устранения причин и условий, способствовавших правонарушениям, антиобщественным действиям, безнадзорности, достижения детьми 18-летнего возраста, смерти членов семьи, лишения родителей родительских прав.
Анализ результативности проводимой работы с конкретной семьей осуществляется в плановом порядке через 3, 6, 9, 12 месяцев после первого рассмотрения на Комиссии и внеплановом порядке в случае обострения ситуации в семье. Данные фиксируются в программе индивидуальной реабилитации семьи.
По завершении выполнения плана мероприятий по реализации программы индивидуальной реабилитации семьи, все исполнители предоставляют письменное заключение об эффективности проведенной работы, которое направляется в "Отделение помощи семье и детям" МБУ "КЦСОН".
Специалисты "Отделения помощи семье и детям" МБУ "КЦСОН" ежеквартально запрашивают информацию о выполнении, в течение десяти дней после получения письменных заключений об эффективности проведенной работы готовят общее заключение по каждой семье и выносят вопрос об эффективности реабилитации на рассмотрение Комиссии.
При признании программы индивидуальной реабилитации семьи неэффективной проводится комплекс дополнительных мероприятий по реабилитации семьи, утверждаемый Комиссией.
20. В случае переезда семьи из Златоустовского городского округа, сведения о данной семье в течение трёх дней после поступления соответствующей информации направляются по месту учета в управление социальной защиты населения муниципального образования области по новому месту жительства семьи.
При принятии решения о необходимости лишения, ограничения в родительских правах в органы опеки и попечительства, направляются заверенные копии документов по реализации индивидуальной программы реабилитации и проведения профилактической работы с семьей учреждениями системы профилактики для приобщения к исковому заявлению.
Приложение 1
к Положению о межведомственном
взаимодействии по выявлению семейного
неблагополучия, организации работы с семьями,
находящимися в социально опасном положении,
семьями "группы риска"
Форма ежеквартального обмена информацией о семьях,
состоящих на учете в органах и учреждениях системы профилактики
N п/п |
Сведения о родителях (Ф.И.О., г.р.) |
Домашний адрес |
Сведения о несовершеннолетних детях (Ф.И.О. дата рождения, занятость ребенка) |
Дата постановки на учет |
Причины постановки семьи на учет |
Рекомендации, данные семье на текущий квартал, отметка об их исполнении, а также контроле со стороны специалистов, осуществляющих патронаж, вывод об эффективности использования форм в работе с данной семьей в течение квартала периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
к Положению о межведомственном
взаимодействии по выявлению семейного
неблагополучия, организации работы с семьями,
находящимися в социально опасном положении,
семьями "группы риска"
Руководителю УСЗН
Председателю КДНиЗП
Сообщение о выявлении семьи (ребенка)
В ходе _________________________________________________________________
(указать обстоятельства выявления семьи, ребенка)
выявлена семья _________________________________________________________
проживающие по адресу: _________________________________________________
в которой воспитываются(ется) несовершеннолетние _______________________
________________________________________________________________________
Учитывая, что __________________________________________________________
________________________________________________________________________
считаем необходимым организовать проведение обследования семьи.
Приложение 3
к Положению о межведомственном
взаимодействии по выявлению семейного
неблагополучия, организации работы с семьями,
находящимися в социально опасном положении,
семьями "группы риска"
Журнал первичного учета семей
N п/п |
Дата поступления информации |
Источник поступления информации |
Ф.И.О. родителей |
Адрес проживания |
Ф.И.О., год рождения несовершеннолетнего (их) |
Признаки неблагополучия |
Решение Комиссии |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
к Положению о межведомственном
взаимодействии по выявлению семейного
неблагополучия, организации работы с семьями,
находящимися в социально опасном положении,
семьями "группы риска"
Акт
первичного обследования жилищно-бытовых условий семьи
________________________________________________ от __________20 ___ года
Комиссия в составе: _____________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
провела обследование условий семьи ______________и установила следующее.
Адрес, телефон: _________________________________________________________
Ф.И.О., год рождения:
отца ____________________________________________________________________
матери __________________________________________________________________
Место работы, профессия, род занятий:
отца ____________________________________________________________________
матери __________________________________________________________________
Сведения о детях (Ф.И.О., год рождения, посещаемое образовательное
учреждение):
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Состояние здоровья членов семьи (состоят ли на учете в диспансерах, имеют
ли хронические заболевания, инвалидность и т.п.): _______________________
_________________________________________________________________________
Квартира (частный дом) имеет жилую площадь: _____________________________
(Далее отмечается санитарное состояние комнат, наличие условий для
проживания, питания, обучения детей, наличие подсобного хозяйства,
огорода, сада)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Признаки нахождения семьи в социально опасном положении:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Заключение: (излагаются членами комиссии предложения по работе с семьей)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Подписи членов комиссии:
________________________
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от 29 октября 2014 г. N 408-П "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.