Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения Магнитогорского городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Транспортная система города Магнитогорска состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. Общественный транспорт относится к транспортной системе в границах городского округа.
Пассажирский общественный транспорт города Магнитогорска представлен электротранспортом и автотранспортом. Перевозки электротранспортом и автобусами большой вместимости выполняет муниципальное предприятие "Маггортранс" (далее - МП "Маггортранс"). Собственником муниципального подвижного состава электротранспорта и автотранспортной техники является Администрация г. Магнитогорска.
Независимые автотранспортные перевозчики осуществляют перевозку автобусами малой вместимости - маршрутными такси. Перевозка маршрутными такси мобильна, но значительно увеличивает транспортную нагрузку на улично-дорожную сеть (УДС) и не обеспечивает безопасность перевозок.
Основу УДС города и его пространственного каркаса составляют магистральные улицы и дороги. Это пути сообщения, обеспечивающие пассажирские и грузовые связи всех функциональных зон города между собой: жилые и промышленные районы, общегородской центр, общественные центры городского и районного значения, места отдыха и спорта в городе, объекты внешнего транспорта и т.п. Магистральные улицы и дороги обеспечивают транспортное обслуживание города в целом, крупных планировочных зон и районов, а также связь города с системой внешних автомобильных дорог. Маршруты массового пассажирского транспорта проходят только по магистральным улицам и дорогам.
На сегодняшний день существует ряд общих проблем улично-дорожной сети:
- планировка магистральной сети левобережной части отличается нерегулярностью, изломанностью трасс с большим количеством пересечений с железнодорожными путями, наличием большого числа искусственных сооружений, многие из которых имеют рабочие параметры ниже нормативных;
- отсутствуют полноценные магистрали, ориентированные на пропуск грузового транспорта в обход города для пропуска транзитного транспорта;
- отсутствуют магистрали, ориентированные на прямые выходы из города на основные внешние направления;
- отсутствуют магистральные улицы непрерывного движения;
- технические параметры (ширина проезжей части, продольный уклон, радиус поворота) 61% магистральных улиц и дорог не соответствуют нормативам и требованиям, предъявляемым к их категориям, низкий уровень благоустройства существующей уличной сети;
недостаточное количество инженерных сооружений (мостов, развязок, тоннелей) для разделения транспортных потоков в разных уровнях на пересечениях с естественными и искусственными преградами, рабочие элементы существующих искусственных сооружений не соответствуют нормативным;
отсутствует система хранения индивидуального автотранспорта.
Трамвай
В настоящее время трамвайный парк МП "Маггортранс" составляет 240 пассажирских вагонов, из них: 85% (205 вагонов) выработали свой амортизационный ресурс (имеют срок эксплуатации от 16 до 30 лет) и их износ составляет почти 100%.
На линии работает только 11% или 30 вагонов (со сроком эксплуатации до 12 лет), не требующих проведения капитального ремонта, что не позволяет выполнить утвержденные Министерством транспорта РФ технические требования и обеспечить безопасность перевозок пассажиров в соответствии с "Правилами технической эксплуатации трамвая". Из-за отсутствия нормативного финансирования требования "Руководства по системе технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов и троллейбусов" Р-11325455-2505-01 от 2000 г., утвержденного Министерством транспорта РФ выполняются в неполном объёме.
В период 2007 - 2008 гг. в цехах МП "Маггортранс" проведена реконструкция 23 единицам подвижного состава, за счет средств городского бюджета, 7 вагонов отремонтированы за счет собственных средств, это позволило продлить срок эксплуатации вагонов на 10 лет. С 2010 года капитальный ремонт не выполняется. При существующей ситуации, обветшание парка трамвайных вагонов к 2023 г. достигнет 94,8% (237 трамвайных вагонов), см. диаграмму 1. Трамвай как общественный транспорт перестанет существовать.
При эксплуатации подвижного состава, выработавшего свой амортизационный ресурс, не только снижается безопасность перевозок и комфорт пассажиров, но и на 25-30% увеличиваются расходы предприятия на поддержание вагонов в исправном состоянии за счет увеличения трудоемкости работ, стоимости расходных материалов и запчастей.
В МП "Маггортранс" разработана программа реконструкции трамвайного вагона КТМ-5М модели 71-605, успешно освоена и внедрена технология проведения капитально-восстановительного ремонта пассажирского подвижного состава. Получен "Сертификат соответствия" N ДСАТ RU.МТ.770С0110 от 03.11.2009 г. на капитально-восстановительный ремонт трамвайных вагонов.
Внедрение программы реконструкции позволит:
- продлить срок эксплуатации подвижного парка ещё на 10 лет;
- повысить комфортность пассажиров и улучшить условия работы водителя;
- сократить трудоёмкость технического обслуживания подвижного состава до 30%;
- обеспечить работу вагона в режиме рекуперации, сократив фактическое потребление тяговой электроэнергии до 20%; поддержать развитие собственной ремонтной базы МП "Маггортранс".
Сметная стоимость затрат на реконструкцию одного трамвайного вагона составляет 4,5 млн. рублей в текущих ценах.
Одновременно требуется приобретение новых трамвайных вагонов производства Усть-Катавского вагоностроительного завода.
Автобус
По состоянию на 01.01.2014 г. на балансе предприятия находится 118 автобусов. Из них:
|
Количество |
Марка автобусов |
Автобусы малого класса |
3 |
Хундай |
Автобусы среднего класса |
21 |
ПАЗ 4234, 32054, КАВЗ |
Автобусы большого класса |
85 |
ЛИАЗ 525635, МАРЗ 5277, НЕФАЗ, ГОЛАЗ |
Автобусы особо большого класса |
9 |
ЛИАЗ 6212 |
ИТОГО |
118 |
|
К началу 2015 года износ автобусного парка составит 89%. Потребуется заменить или капитально отремонтировать 117 автобусов.
В зависимости от того, какая тенденция в развитии муниципального транспорта будет выбрана в городе Магнитогорске на перспективу до 2020 года и далее, возможны 2 варианта развития:
- при отсутствии капитальных вложений в развитие парка подвижного состава большой вместимости, развитие будет ограничено резким возрастанием затрат на содержание и эксплуатацию стареющего парка, возрастания роли автобусов малой вместимости и увеличения нагрузки на улично-дорожную сеть;
- при признании общественного транспорта приоритетным, социально значимым транспортом в городе, потребуется поэтапное обновление подвижного состава на отвечающие современным требованиям транспортные средства большой и средней вместимости, обеспечивающих снижение нагрузки на улично-дорожную сеть города и безопасность перевозок населения города.
МП "Маггортранс" является единственным перевозчиком, обслуживающим детские перевозки. Автобусный парк, предназначенный для выполнения детских перевозок, устарел.
Выводы:
Износ трамвайного парка составил - 85%
К началу 2015 года износ автобусного парка составит - 89%.
Эксплуатация подвижного состава, выработавшего свой амортизационный ресурс, приводит:
- к резкому снижению уровня безопасности перевозок;
- снижению комфорта пассажиров и условий работы водителя;
- увеличению затрат на техническое содержание и эксплуатацию до 30%;
- увеличению фактического потребления тяговой электроэнергии для трамвая порядка на 20% и ГСМ - для автобусов до 15%.
Транспортная инфраструктура муниципального общественного транспорта
Транспортная инфраструктура - совокупность всех инженерных сетей и коммуникаций, обеспечивающих выполнение основных задач предприятия.
Объекты транспортной инфраструктуры.
1. Характеристика контактной сети, кабельных линий и тяговых подстанций
Общая протяженность контактной сети - 170,2 км.
Общая протяженность кабельных линий - 112,6 км.
Количество подстанций - 16 ед.
Износ контактной сети - 60% (101,89 км).
Износ кабельных линий - 40% (41,9 км).
Система электроснабжения составляет единое целое с электроподвижным составом. В случае выхода ее из строя перестает работать городской электрический транспорт. А это значит, что система должна обладать высокой надежностью.
Учитывая, что строительство всех подстанций происходило одновременно, уровень износа у объектов одинаков. В результате более 50 % оборудования находится за пределами сроков эксплуатации. Поэтому при планировании и проектировании реконструкции подстанций возникает, как правило, проблема замены не отдельного оборудования, а комплекса технических устройств. В ближайшей перспективе 5-ти лет, остро назрела необходимость полного технического перевооружения следующих тяговых подстанций: N 30, 31, 45, 46, 47, т.к. они питают наиболее напряженные участки движения трамвайных вагонов на большие расстояния и введены в эксплуатацию в среднем более 60 лет назад. Из-за большой степени износа сетей нарушается энергетическая надежность предприятия.
Не нуждаются в ремонте, т.к. введены в эксплуатацию менее 15 лет назад, следующие тяговые подстанции: N 101, 102, 103, 104, что составляет лишь 25% от общего количества.
На любом предприятии городского электрического транспорта могут возникать неблагоприятные условия эксплуатации, которые приводят к перебоям в электроснабжении, а именно: разрушающиеся здания тяговых подстанций, затопления кабельных каналов, пожары на подстанциях и распредустройствах. Кроме того, имеет место угроза жизни и здоровью обслуживающего персонала. Требуется провести детальное обследование зданий тяговых подстанций для выявления аварийных, а также требующих срочного ремонта.
На сегодняшний день в аварийном состоянии и требует срочного капитального ремонта п/ст N 77 (1974 г.), N 31 (1956 г.), N 46 (1941 г.), N 47 (1950 г.).
Надежность электроснабжения определяется техническим состоянием трансформаторного оборудования. Очевидна необходимость планомерной замены стареющего трансформаторного оборудования, технического перевооружения и реконструкции сетей.
Требуется модернизация 13 тяговых подстанций МП "Маггортранс" г. Магнитогорск.
Требуется реконструкция контактной сети с заменой простой подвески на полукомпенсированную подвеску: участок по пр. К. Маркса от ул. Завенягина до Вокзала - самого напряженного участка города протяженностью 14,312 км и участок по ул. Советская от кольца Вокзала до перекрестка ул. Труда - ул. Советская протяженностью 16,066 км, что позволит:
- уменьшить износ контактного провода за счет более эластичной щадящей подвески, следовательно, увеличит срок его службы;
- исключить регулировки контактной сети в переходе на летний или зимний периоды и уменьшить трудоёмкость обслуживания.
В качестве несущих конструкций контактной сети применяются металлические трубчатые, решетчатые, а также железобетонные опоры. В связи с высоким сроком эксплуатации (более 50 лет) опорные конструкции контактной сети левобережной части города не соответствуют требованиям и подлежат замене на следующих участках:
Треугольник Профсоюзная - кольцо "Рис" - металлические решетчатые опоры - 39 шт.;
Треугольник Профсоюзная - кольцо "Товарная" - металлические решетчатые опоры - 34 шт.
Электрическая энергия передается от питающего центра на тяговые подстанции и от них на контактную сеть трамвая по подземным или воздушным кабельным линиям 0,6 кВ. С целью уменьшения потерь электроэнергии и снижения падения напряжения необходимо заменить кабельные линии (+ 600 В) и (- 600 В) АСБ 1-625+2х1,5 тяговых подстанций N 45,46,73 в левобережной части города Магнитогорска:
- ПС N 45 протяженностью 5,380 км
- ПС N 46 протяженностью 4,082 км
- ПС N 73 протяженностью 6,850 км
2. Характеристика и параметры трамвайного пути
В системе городского электротранспорта путь является фундаментом, от устойчивости которого зависит надёжность работы.
Общая протяженность трамвайных путей города Магнитогорска в настоящее время составляет 170,2 км одиночного пути. В настоящее время около 105,9 км (60%) трамвайных путей не соответствует требованиям "Правил технической эксплуатации трамвая" в части физического износа, в том числе 6,28 км одиночного пути и узловых соединений находятся в аварийном состоянии, динамика дальнейшего обветшания верхнего строения пути показана на диаграмме 5.
Примером неудовлетворительного технического состояния трамвайных путей на магистральной улице общегородского значения является - пр. К. Маркса от ул. Труда до ул. Советской Армии.
А на магистральных улицах районного значения - ул. Комсомольская, ул. Ленинградская от ул. Горького до ул. Октябрьской, а также ул. Октябрьская.
3. Коммуникации и оборудование
10,2 км инженерных сетей находятся в аварийном состоянии и частично отключены.
Износ станочного парка и механического оборудования, предназначенного для содержания подвижного состава, специального автомобильного транспорта, предназначенного для обслуживания и содержания транспортной инфраструктуры достигает 100%.
Из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
- Износ транспортной инфраструктуры муниципального общественного транспорта составил:
верхнего строения пути - 60%;
контактной сети - 60%;
кабельных линий - 40%;
станочного парка, механического оборудования, специального автомобильного транспорта, предназначенного для обслуживания и содержания транспортной инфраструктуры города - 100%.
Эксплуатация инфраструктуры на предельном износе, приводит:
- к резкому снижению уровня безопасности перевозок;
- снижению комфорта пассажиров и условий работы водителя;
- увеличению уровня шума и вибрации в расположенных вдоль трамвайных линий зданиях;
- увеличению затрат на техническое содержание и эксплуатацию до 30%;
- увеличению токов утечки до 20%;
- электроэрозии близлежащих металлических конструкций;
- возрастанию потерь в контактной сети и повышению удельного расхода электроэнергии.
Анализ существующего состояния сферы городских пассажирских перевозок показывает, что в настоящее время в силу объективных причин сформировался ряд проблем, требующих решения программными комплексными методами, включающими следующие разделы:
1) В связи с изношенностью подвижного состава необходимо обеспечить обновление трамвайного и автобусного парка путем приобретения новых трамвайных вагонов и автобусов, а также восстановлением существующего подвижного состава в соответствии с разработанной МП "Маггортранс" "Программой капитально-восстановительного ремонта трамвайного вагона модели 71-605 типа КТМ5-М3".
2) В связи с изношенностью необходимо проведение модернизации транспортной инфраструктуры.
3) Для эффективной организации работы городского пассажирского транспорта и контроля за движением необходимо создание единой диспетчерской службы. В связи с тем, что маршрутная сеть не соответствует требованиям современного общества необходимо разработать и внедрить маршрутную сеть, предусматривающую разгрузку магистральных улиц города, обеспечивающую шаговую доступность для населения, исключив дублирование маршрутов.
Решение перечисленных проблем и создание условий для комплексного развития городского транспорта с учётом усовершенствования межвидовой увязки, обеспечение доступа населения к качественным, безопасным транспортным услугам возможно только последовательным, программно-целевым методом, для чего и была разработана предлагаемая Программа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.