Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. С 2006 года целью деятельности системы образования Миасского городского округа являлось повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, что осуществлялось в 2006-2012 годах через муниципальную целевую Программу реализации национального проекта "Образование" в Миасском городском округе на 2006-2010 годы, принятой решением Собрания депутатов Миасского городского округа от 20.01.2006 г. N 4 "Об утверждении муниципальной целевой Программы реализации национального приоритетного проекта "Образование" в Миасском городском округе на 2006-2007 годы" и изменениями и дополнениями до 2009 года, и муниципальную целевую Программу реализации национального проекта "Образование" в Миасском городском округе на 2009-2012 годы, утвержденную постановлением Администрации Миасского городского округа от 03.06.2009 г. N 767 "Об утверждении муниципальной целевой Программы реализации национального приоритетного проекта "Образование" в Миасском городском округе на 2009-2012 годы" (далее именуются - национальный проект).
В 2013 году в целях реализации задач развития образования, а именно: реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"; реализация направлений национального проекта "Образование", модернизации систем общего и дошкольного образования, деятельность осуществлялась в соответствии с муниципальной целевой программой развития образования в Миасском городском округе на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Миасского городского округа от 23.01.2013 г. N 405 "Об утверждении муниципальной целевой Программы развития образования в Миасском городском округе на 2013-2015 годы" (далее именуется - Программа развития образования), комплексом мер по модернизации общего образования, утвержденного постановлением Администрации Миасского городского округа от 04.06.2013 г. N 3612.
В ходе выполнения национального проекта и Программы развития образования внимание было сконцентрировано на выявлении, поддержке и распространении инновационного опыта, внедрении новых финансово-экономических механизмов, развитии инфраструктуры системы образования, поддержке и поощрении лучших педагогических работников, стимулировании одаренных детей и талантливой молодежи.
2. Анализ современного состояния образования в Миасском городском округе с учетом результатов реализации национального проекта и Программы развития образования свидетельствует о том, что в образовательной системе сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Использование программно-целевых и проектных методов позволяет стимулировать системные изменения. Вместе с тем уровень развития образования пока не соответствует требованиям социально ориентированного развития округа, а в системе образования сохраняются проблемы и противоречия.
3. Применение принципа софинансирования позволило целевым образом направить средства на приоритетные направления развития системы образования: нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений; система оплаты труда, ориентированная на результат, публичная отчетность образовательных организаций.
4. С 2006 года начал реализацию конкурсный механизм поддержки лидеров - точек роста нового качества образования, при котором бюджетные средства были распределены на основе общественной оценки, а учреждения наделялись обязанностями по распространению инновационного опыта.
Поддержка лидеров из числа отдельных образовательных учреждений, в том числе реализующих инновационные образовательные программы, позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики. В Миасском городском округе с 2006 года финансовую поддержку из бюджетов всех уровней получили 33 образовательных учреждения.
В результате сформирована сеть образовательных учреждений, участвующих в инновационном развитии системы образования, созданы действующие образцы новых образовательных практик, обновлено представление о том, что такое современное образование.
Прежде всего, это повышение открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества. Так, заявки на участие в конкурсах, проводимых в рамках реализации национального проекта и Программы развития образования, представляли органы государственно-общественного управления образовательных учреждений или профессиональные сообщества учителей. Это расширило практику создания в образовательных учреждениях попечительских, управляющих и иных советов. Доля образовательных учреждений Миасского городского округа, имеющих орган управления, реализующий государственно-общественный характер управления, в 2013 году составляет 100 процентов.
Вместе с тем количество образовательных учреждений, использующих инновационные подходы в своей деятельности, невелико, отсутствуют действенные механизмы распространения новых подходов к реализации образовательных программ. Ряд образовательных инициатив носит локальный характер и не может быть распространен на всю систему образования. В результате охват качественным образованием, модель которого апробирована в отдельном образовательном учреждении и которое необходимо для обеспечения равных стартовых возможностей всех обучающихся, продолжает оставаться недостаточным.
Дальнейшая модернизация образования требует масштабных изменений - вовлечения большей части образовательных учреждений в процессы инновационного развития системы образования, региона, страны в целом.
5. Механизмы и организационные формы поддержки, поощрения и стимулирования педагогических работников были обновлены в рамках национального проекта и продолжены в Программе развития образования. Поддержка в разных формах из бюджетов всех уровней оказана 836 педагогическим работникам Миасского городского округа.
Дала результаты система поддержки классных руководителей и молодых специалистов. Классный руководитель поставлен в равное положение с преподавателем общеобразовательных дисциплин. Это в значительной степени способствовало активизации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях.
Получены результаты в повышении престижа профессии учителя. Обновляется кадровый состав работников образования. Доля педагогических работников в возрасте до 30 лет, работающих в образовательных учреждениях системы общего образования, увеличилась в 2013 году до 17 процентов.
Переподготовка и повышение профессиональной квалификации педагогов и руководящих работников осуществляется посредством курсовой подготовки на базе ГБОУ ДПО ЧИППКРО, дистанционного обучения, модульных курсов по накопительной системе, научно-практических семинаров, межшкольного методического центра и других организаций, имеющих соответствующие лицензии.
С 2010 года отмечается увеличение спроса педагогических и руководящих работников на повышение квалификации и профессиональную переподготовку в связи с обновлением содержания образования, введением Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО), новой системой аттестации, что предъявило новые, более высокие требования к профессионально-педагогической компетенции педагогических и руководящих работников.
При создании современных условий, моральных и материальных стимулов для качественной работы и профессионального роста педагога перспективными задачами являются:
1) формирование и предъявление новых требований к современному учителю;
2) внедрение новых подходов в системе повышения квалификации и переподготовки педагогов с максимальной персонификацией программ за счет модульности и вариативности;
3) использование кадрового потенциала лучших учителей в решении задач национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" при внедрении федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения.
6. Обновление инфраструктуры образования произошло в результате реализации национального проекта, а в последующем - национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", проекта модернизации общего образования.
В 2006-2013 годах удалось значительно обновить учебное, спортивное, медицинское, технологическое оборудование, пополнить фонд школьных библиотек, укрепить информационно-коммуникационную составляющую образования.
Уровень оснащения школ оборудованием позволяет реализовывать в полном объеме образовательные программы, успешно проходить государственную аккредитацию и лицензирование.
Наряду с подключением всех школ к сети Интернет увеличилось количество в них компьютеров. Это позволило достичь соотношения 12 обучающихся в среднем на один компьютер. В 94,6 % школ созданы локальные вычислительные сети с выходом в сеть Интернет.
Произошло увеличение количества школ, в которых оснащены АРМами все учебные кабинеты до 18,92 %.
Внедрение в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий способствовало:
во-первых, формированию современного облика образования и нового качества предоставления образовательных услуг;
во-вторых, выравниванию учебных возможностей для всех обучающихся и условий труда для всех педагогов;
в-третьих, предъявлению иных требований к профессиональной деятельности педагога;
в-четвертых, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ для обучающихся и педагогических работников.
Приведение инфраструктуры образования к уровню, соответствующему современным стандартам, позволило бы перейти от масштабных государственных инвестиций к систематическому текущему финансированию, обеспечивающему поддержку всей инфраструктуры.
7. Создание в образовательных учреждениях современных условий обучения является наиболее заметным и значимым результатом реализации национального проекта.
В Миасском городском округе к началу 2013 года 72 процента обучающихся обучались в условиях, отвечающих современным требованиям.
Вместе с тем использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в современной образовательной и управленческой практике носит эпизодический характер. Не создана целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования. Необходимо создание технических и технологических условий, которые позволят педагогам и обучающимся получить эффективный доступ к источникам информации по всем отраслям науки и техники, использовать новые электронные образовательные ресурсы в процессе обучения, в том числе дистанционно.
8. Выявление и поощрение талантливой молодежи стало в образовательных учреждениях округа ядром широкой системной поддержки и сопровождения юных талантов.
Развитие получило олимпиадное движение. Обучающиеся школ Миасского городского округа являются участниками муниципального и регионального этап Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, областных олимпиад, межрегиональных олимпиад.
Всероссийская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам
Уровень/показатели |
2010-2011 (чел./%) |
2011-2012 (чел./%) |
2012-2013 (чел./%) |
Муниципальный этап ВОШ (участники от всех учащихся 7-11 классов) |
1808 30,4 % |
1635 27,6 % |
1843 29,4% |
Муниципальный этап ВОШ (победители и призёры) |
363 20% |
449 2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.