Решение Челябинского областного суда
от 5 марта 2015 г. по делу N 3-214/2015
"05" марта 2015 г. Челябинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Свинцовой Г.В.
при секретаре Дюсембаеве А.А.,
с участием прокурора Корневой Н.П.,рассмотрев гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Челябинский кондитер" о признании нормативного правового недействующим, установил:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Челябинский кондитер" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим Постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 28 июня 2001 года N 171 "Об установлении границ памятника природы Челябинской области Каштакского бора и его охранной зоны" в редакции постановлений Законодательного Собрания Челябинской области от 25.03.2004 N 1164, от 27.09.2007 N 836, от 24.04.2008 N 1142, от 29.10.2009 N 2008, от 24.12.2009 N 2091, от 28.01.2010 N 2132, от 23.06.2011 N 461, от 29.09.2011 N 584.
В обоснование требований заявитель указал, что оспариваемым постановлением нарушаются его права, гарантированные ст. 35, 36 Конституции РФ, на использование принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости и земельного участка с кадастровым номером <...>, на котором они расположены, по назначению, право на выкуп данного земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ; нарушение законодательства РФ о землеустройстве и образовании земельных участков/установлении границ земельного участка; ссылается в обоснование требований на ст. 8, 11.9, п. 4 ст. 28, 68, 69 ЗК РФ, п. 1, 3, 4 ст. 2, ст. 4, 6, 9, 10 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ст. 1, 3, 4, 6 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (в ред. от 18.07.2011), п. 1 ст. 2, 25 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ст. 1, 3, 4 Закона Челябинской области от 14.05.2002 N 81-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области".
В судебном заседании представитель заявителя ООО "Челябинский кондитер" Колегова М.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований. Уточнила требования, пояснив, что оспариваемое постановление противоречит п.п. 1, 3 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 8, ч.ч. 4, 5 ч. 4 ст. 28, ч.ч. 2, 7 ст. 69 Земельного кодекса РФ, не противоречит ст. 68 ЗК РФ. Отказалась от дачи пояснений о том, каким правовым нормам из остальных приведенных в обоснование заявления положений законодательства Российской Федерации, противоречит оспариваемое постановление.
Представитель заинтересованного лица Законодательного Собрания Челябинской области - Бовина Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителя. Пояснила, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Законодательного Собрания Челябинской области, в соответствии с действующим законодательством. Памятник природы создан решением Челябинского облисполкома N 29 от 21.01.1969 г., его границы первоначально установлены постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28 июня 2001 г. N 171 "Об установлении границ, охранных зон памятника природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" и определены путем их схематичного отображения на соответствующей карте-схеме. Какие-либо требования по способу описания и фиксирования границ памятника природы в 2001 году в федеральном законодательстве отсутствовали. В постановление Законодательного Собрания о границах памятника природы неоднократно вносились изменения в связи с изменением требований к описанию границ, которые не изменялись, и положения ст.ст. 68, 69 Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О землеустройстве" к отношениям по установлению границ особо охраняемых природных территорий не применялись. Заявителем не представлены доказательства нарушения прав как собственника объектов недвижимости и наличия каких-либо затруднений при их эксплуатации или наличия препятствий в пользовании земельным участком, невозможности осуществления хозяйственной деятельности по месту нахождения здания и котельной в связи с их нахождением в границах памятника природы Каштакский бор. Просила отказать заявителю в удовлетворении требований.
Выслушав пояснения представителей заявителя, заинтересованного лица, заключение прокурора прокуратуры Челябинской области Корневой Н.П., полагавшую необходимым отказать заявителю в удовлетворении требований, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству, принят органом государственной власти Челябинской области в пределах предоставленных ему полномочий и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В судебном заседании установлено, что постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28 июня 2011 г. N 171 "Об установлении границ, охранных зон и режима использования территорий охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" установлены границы и охранные зоны памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) (приложение 1) и Каштакского боров (приложение 2) и установлен режим использования территорий охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров (приложение 3). Постановление опубликовано в изданиях "Ведомости Законодательного собрания Челябинской области", N 6, июнь, 2001, "Южноуральская панорама", N 79, 12.07.2001.
В данное постановление постановлениями Законодательного Собрания Челябинской области от 25.03.2004 г. N 1164, от 27.09.2007 г. N 836, от 24.04.2008 г. N 1142, от 29.10.2009 г. N 2008, от 24.12.2009 N 2091, от 28.01.2010 N 2132, от 23.06.2011 N 461, от 29.09.2011 N 584 внесены изменения.
Оспариваемое постановление на день рассмотрения судом дела действует в редакции постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 29.09.2011 N 584 и имеет наименование "Об установлении границ памятника природы Челябинской области Каштакского бора и его охранной зоны", остальные редакции не применяются и не являются основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, следовательно, не могут повлечь каких-либо нарушений прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Пунктом 1 Постановления от 28.06.2001 N 171 установлены границы памятника природы Челябинской области Каштакского бора и его охранной зоны (приложение 2). (в ред. Постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 29.09.2011 N 584)
Пунктом 1-1. Утвержден перечень координат характерных точек границ памятника природы Челябинской области Каштакского бора и его охранной зоны (приложение 3). (введен Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 29.10.2009 N 2008)
Пункт 1-2. Исключен Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 23.06.2011 N 461.
Пункт 2 утратил силу в связи с принятием Постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 27.09.2007 N 836.
Пунктом 3 предложено Правительству Челябинской области и органам местного самоуправления Челябинского городского округа и Сосновского муниципального района внести изменения в соответствующие документы территориального планирования в части отображения в них границ памятника природы Челябинской области Каштакского бора и его охранной зоны. (п. 3 введен Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 29.10.2009 N 2008; в ред. Постановлений Законодательного Собрания Челябинской области от 28.01.2010 N 2132, от 23.06.2011 N 461).
Таким образом, пункты 1.2, 2 данного постановления от 28.06.2001 N 171 являются недействующими, пункт 3 не регулирует какие-либо отношения, касающиеся прав и обязанностей ООО "Челябинский кондитер", поэтому не могут повлечь нарушений прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Законность постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 28 января 2010 года N 2132 "О внесении изменений в постановление законодательного Собрания Челябинской области "Об установлении границ, охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" в части изменения границ памятника природы Челябинский (городской) бор и его охранной зоны проверена вступившим в законную силу решением Челябинского областного суда от 21 мая 2010 года.
Согласно пп. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, особо охраняемые природные территории.
В силу ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые согласно ч. 5 данной нормы не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи.
Статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлены категории и виды особо охраняемых природных территорий. Данные территории различаются особенностями режима особо охраняемых природных территорий и статусом находящихся на них природоохранных учреждений. К числу особо охраняемых природных территорий отнесены памятники природы.
В соответствии со ст. 1 данного Федерального закона законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 25 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых территориях" определяет памятник природы как уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения и устанавливает, что пятники природы могут быть федерального и регионального значения.
Этот же Федеральный закон в статье 2 разграничивает особо охраняемые природные территории на федеральные, региональные или имеющие местное значение, и предметы ведения между органами государственной власти различного уровня. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 6 названного Федерального закона).
Пунктом 2 статьи 25 ФЗ "Об особо охраняемых территориях" установлено, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
В целях их защиты от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности, что предусмотрено Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ (часть 3 статья 2).
В соответствии со ст. 37 Устава (Основного закона) Челябинской области Законодательное Собрание является постоянно действующим высшим органом законодательной власти области и осуществляет полномочия, установленные Федеральными законами и законами области.
Согласно статье 1 Закона Челябинской области от 28 апреля 2011 года N 120-ЗО "О земельных отношениях" правовое регулирование земельных отношений на территории Челябинской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах полномочий Законодательного Собрания Челябинской области.
В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Таким образом, Законодательное Собрание Челябинской области наделено полномочиями по утверждению границ памятников природы и их охранных зон, оспариваемое постановление от 28.06.2001 года N 171 было принято уполномоченным органом в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", подпунктом "и" пункта 3 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 8 Закона Челябинской области "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области". Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена в системе действующего права.
Оспариваемым постановлением от 28.06.2001 N 171 памятник природы Каштакский бор не создавался. Каштакский бор объявлен памятником природы областного значения решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 1969 года N 29 "Об охране памятников природы в области". В приложении к данному постановлению в Список памятников природы Челябинской области Каштакский бор включен как расположенный на территории муниципального образования - город Челябинск.
Федеральный закон от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на день принятия оспариваемого нормативного правового акта не устанавливал обязанность согласования границ ранее созданных памятников природы. Не содержат таких требований и нормы Земельного кодекса РФ, регулирующие правовой режим земель особо охраняемых территорий.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" требования об обязательной государственной экологической экспертизе материалов комплексного экологического обследования распространяются на участки территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации в целях последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации; а также к объектам обязательной государственной экспертизы на региональном уровне относятся проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды.
Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что экологической экспертизе подлежат материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Таким образом, из вышеприведенных положений федерального законодательства следует, что материалы комплексного экологического обследования участков территорий, на которых предполагается образование особо охраняемой природной территории, подлежат государственной экологической экспертизе в случае создания государственного памятника природы и охранных зон.
Обязательность проведения государственной экологической экспертизы материалов Комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории Каштакского бора не предусмотрена ни Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", ни Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 698, ни п. 3 ст. 4 Закона Челябинской области "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области".
Перечень природоохранных мероприятий содержится в инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ от 26 января 1993 г. (в редакции от 15.02.2000 с изменениями от 13.11.2007). В их числе нет таких мероприятий как утверждение границ памятника природы и его охранной зоны и их отмена.
Каштакский бор, как особо охраняемая природная территория и его охранная зона были созданы в 1969 году, поэтому требования п. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и ст. 4 Закона Челябинской области от 14.05.2002 N 81-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях в Челябинской области" не должны применяться при принятии оспариваемого нормативного акта.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что доводы заявителя о необходимости в соответствии с требованиями ст. 4 Закона Челябинской области от 14.05.2002 N 81-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области" при принятии оспариваемого нормативного акта проведения экологической экспертизы, и ссылки на ст.ст. 68, 69 Земельного кодекса РФ, ст. 6 Федерального закона "О землеустройстве", ст. 2, 25 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому не являются основанием для признания недействующим оспариваемого постановления, поскольку данные правовые акты регулируют вопросы создания особо охраняемых природных территории, их охранных зон, но не устанавливают требований к утверждению и упразднению границ ранее созданного памятника природы и границ его охранной зоны.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемого постановления ст.ст. 8, 68, 69 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 2, 4, 6, 9, 10 Федерального закона о переводе земель, статьям 1, 3, 4 и 6 Федерального закона "О землеустройстве" на основе ошибочных материалов землеустройства основаны на неправильном применении действующего законодательства и не могут служить основанием для удовлетворения его требований.
Указанные нормы регулируют порядок осуществления перевода земель из одной категории в другую, однако они не устанавливают какие-либо требования к порядку установления границ особо охраняемых природных территорий, в том числе границ памятников природы.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае создания особо охраняемых территорий допускается перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов). Однако перевод земель в указанном случае является правом, а не обязанностью органов государственной исполнительной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса и статьей 15 названного Федерального закона о переводе земель осуществлять перевод земель из одной категорию в другую, и не относится к полномочиям Законодательного Собрания.
Оспариваемый нормативный правовой акт не содержит положений, регулирующих перевод земель из одной категории в другую. Сведения о наличии каких-либо решений органов государственной исполнительной власти или органов местного самоуправления о переводе земельных участков в границах памятника природы Каштакский бор в категорию земель особо охраняемых территорий отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу указанного Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" до 30 декабря 2013 года.
Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ) не регулирует порядок разработки и утверждения границ особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, не содержит требований к способам их описания. Какие-либо требования к порядку утверждения границ особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, а также к способу их описания в 2001 году в федеральных законах отсутствовали. Особо охраняемые природные территории не относились к предусмотренным статьей 1 Федерального закона "О землеустройстве" (вступил в силу 23 июня 2001 года) объектам землеустройства, соответственно документы, описывающие границы особо охраняемой природной территории, не относились к землеустроительной документации. В этой связи положения статей 68, 69 Земельного кодекса (вступили в силу 30 октября 2001 года), статьи 1, 3, 4 и 6 Федерального закона "О землеустройстве" к отношениям по установлению границ особо охраняемых природных территорий, в том числе по установлению границ памятника природы Каштакский бор, на момент принятия не применялись.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" постановлением Законодательного собрания от 28 июня 2001 года N 171 "Об установлении границ, охранных зон и режима использования территорий охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" была установлена граница и охранная зона памятника природы Каштакский бор и режим использования территории его охранной зоны. Границы были определены путем их графического отображения на соответствующей карте-схеме.
Постановлением Законодательного собрания от 25 марта 2004 года N 1164 в оспариваемое постановление Законодательного собрания о границах памятников природы были внесены изменения: установленные в 2001 году границы памятника природы и его охранной зоны были описаны в текстовой форме путем указания местоположения границ с использованием имеющихся на местности ориентиров (дороги, улицы, защитные лесные насаждения, реки, ручьи, каналы, линейные объекты и другие подобные объекты).
Постановлением Законодательного Собрания от 27 сентября 2007 года N 836 "О внесении изменений в постановление Законодательного собрания Челябинской области "Об установлении границ, охранных зон и режима использования территорий охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" были исключены положения, касающиеся правового режима использования территорий охранных зон в связи с принятием соответствующего постановления Правительством Челябинской области.
Изменения, внесенные постановлением Законодательного Собрания от 24 апреля 2008 года N 1142 "О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Законодательного собрания Челябинской области "Об установлении границ, охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров", были связаны с установлением границ Челябинского городского округа и Сосновского муниципального района, поскольку Каштакский бор расположен на территории обоих муниципальных образований.
В 2008 году вступили в силу внесенные Федеральным законом от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ изменения в Федеральный закон "О землеустройстве", которые к объектам землеустройства отнесли также зоны с особыми условиями использования территорий, а также вступил в силу Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости", согласно части 6 статьи 15 которого орган государственной власти, принявший правовой акт, устанавливающий или изменяющий зону с особыми условиями использования территорий, обязан представить в орган кадастрового учета соответствующие сведения.
В соответствии с пунктом 13 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года N 618, утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 71) орган государственной власти, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат.
Указанные изменения федерального законодательства порождали необходимость внесения изменений в оспариваемое постановление. При этом границы памятника природы Каштакский бор и его охранной зоны остались неизменны, дополнительно к имеющимся графическому и текстовому описаниям границ в соответствии с новыми требованиями законодательства было осуществлено описание границ в виде перечня координат. В этой связи постановлением Законодательного Собрания от 29 октября 2009 года N 2008 "О внесении изменений в постановление Законодательного собрания Челябинской области "Об установлении границ, охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" был утвержден перечень координат характерных точек границ памятника природы Челябинской области Каштакского бора и его охранной зоны.
Сведения о зоне с особыми условиями использования территорий "Каштакский бор и его охранная зона" были внесены в Государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти, что подтверждается письмом Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Челябинской области от 17 октября 2011 года N 5173 и соответствует требованиям ст.ст. 10, 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О Государственном кадастре недвижимости".
Границы территории Каштакского бора как земель с особыми условиями использования территорий и его зон охраны были установлены до введения в действие указанных норм.
Наличие или отсутствие сведений в Государственном кадастре недвижимости о нахождении земельных участков с кадастровыми номерам <...>, <...> в границах территории Каштакского бора или его зоны охраны не влияют на факт существования особо охраняемой территории данного памятника природы и его охранной зоны в указанных границах.
Процедура внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий не является действием по кадастровому учету.
Согласно пункту 2 статьи 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
Следовательно, территория памятника природы как природоохранного объекта в силу закона может включать в себя помимо земельного участка, являющегося федеральной или муниципальной собственностью, также земельные участки других собственников.
Памятник природы Каштакский бор представляет собой совокупность земельных участков, на которые распространяется режим особой охраны, не является объектом недвижимости, постановка его государственный кадастровый учет как объекта недвижимости - земельного участка не предусмотрена; земельные участки, расположенные в границах памятника природы, могут находиться в различной собственности.
Изменения, внесенные постановлениями Законодательного Собрания от 24 декабря 2009 года N 2091, от 28 января 2010 года N 2132, от 23 июня 2011 года N 461 и от 29 сентября 2001 года N 584, касались границ памятника природы Челябинского (городского) бора, положений, регулирующих установление или изменений границ Каштакского бора и его охранной зоны, не содержат.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом может быть признан недействующим нормативный акт, в случае, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
Ссылаясь на статью 35 Конституции Российской Федерации, заявитель указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права и законные интересы, поскольку лишает права пользования по прямому назначению земельным участком с кадастровым номером <...>, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости (здание со складами, общей площадью <...> кв. м, и здание котельной, общей площадью <...> кв. м, расположенные по адресу: <...>), и данными объектами недвижимости ввиду особого режима пользования земельным участком, находящимся в границах особо охраняемой природной территории, исключающего возможность осуществления хозяйственной деятельности. Между тем, заявителем не представлены доказательства нарушения прав как собственника указанных объектов недвижимости, в том числе доказательства наличия каких-либо затруднений при их эксплуатации или наличия препятствий в пользовании земельным участком, осуществлении хозяйственной деятельности.
Поскольку объявление Каштакского бора памятником природы регионального значения и установление его границ было произведено до возникновения у заявителя прав на нежилые здания 18.05.2006 г., его права и законные интересы не могут быть нарушены оспариваемым постановлением. Установление границ памятника природы направлено на обеспечение сохранности Каштакского бора и не зависит от наличия в его границах хозяйствующих субъектов.
По мнению ООО "Челябинский кондитер" оспариваемое постановление лишает его права на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности нежилые здания, гарантированного статьей 36 Конституции Российской Федерации и статьей 36 Земельного кодекса (в редакции, действующей до 1 марта 2015 года), а также на ограничение его права пользования принадлежим им имуществом и осуществления хозяйственной деятельности внесением в государственный кадастр сведений о земельном участке с кадастровым номером <...> и его включении в зону с особыми условиями использования территорий: "памятник природы Каштакский бор". В качестве обоснования нарушения своих прав заявитель ссылается на сообщение Управления Росреестра по Челябинской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26 декабря 2014 года N <...>, в котором указано на невозможность осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании распоряжения первого заместителя Главы администрации города Челябинска от 8 июля 2014 года N 3930-к и договора купли-продажи от 24 июля 2014 года N <...> в связи с нахождением земельного участка в зоне с особыми условиями использования территорий - особо охраняемой природного объекта памятника природы Каштакский бор.
Между тем ООО "Челябинский кондитер" отказ в регистрации права собственности оспаривает в Арбитражном суде Челябинской области (дело N А76-2647/2015). В этой связи представленный заявителем в качестве доказательства нарушения права на выкуп земельного участка вышеуказанный отказ в регистрации права собственности не подтверждает нарушение его прав, поскольку в настоящее время правомерность или неправомерность данного отказа арбитражным судом не установлена.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса (в редакции, действующей до 1 марта 2015 года) если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами. В соответствии с пунктами 2, 3 и 5 статьи 27 Земельного кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. В этой связи в соответствии со статьями 27 и 36 Земельного кодекса (в редакции, действующей до 1 марта 2015 года) собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках в границах особо охраняемой природной территории памятника природы Каштакский бор, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение права аренды таких земельных участков, а не права собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Ограничения использования земельных участков, включенных в границы особо охраняемых природных территорий, установлены статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Законом об охраняемых территориях.
Согласно частям 1 и 2 статьи 27 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Таким образом, ограничение деятельности собственников земельных участков, расположенных в границах памятника природы, возникает в силу закона с момента образования памятника природы и установления его границ.
Постановлением 18 Арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2010 года (дело N 18АП-11828/2010) установлено, что предыдущему собственнику здания и котельной - ТОО "Челхлеб-1", земельный участок, на котором они расположены, был предоставлен в аренду сроком на 20 лет. Из пояснений представителя заявителя следует, что ООО "Челябинский кондитер" не обращалось с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. При таких обстоятельствах, заявитель не представил доказательства нарушения его прав оспариваемым постановлением, гарантированных статьей 36 Земельного кодекса (в редакции, действующей до 1 марта 2015 года), которая утратила силу с 1 марта 2015 год в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Наличие или отсутствие сведений в Государственном кадастре недвижимости о нахождении земельных участков с кадастровыми номерам <...> и <...> в границах особо охраняемых территорий не влияет на факт существования указанной особо охраняемой территории - памятника природы "Каштакский бор" и зоны его охраны в границах, установленных вышеназванными нормативными правовыми актами.
Поскольку установление зоны с особыми условиями использования территорий было произведено до возникновения у заявителя прав на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером <...>, его права и законные интересы не могут быть нарушены внесением сведений в государственный кадастр недвижимости об особо охраняемой территории, не влияют на факт нахождения земельных участков в границах такой зоны.
Действия органа кадастрового учета по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о памятнике природе и его охранной зоне носят в данном случае учетный характер в целях приведения объектов учета - земельных участков в соответствие с их действительными характеристиками. Наличие или отсутствие ранее в Государственном кадастре недвижимости сведений о нахождении спорных земельных участков в границах особо охраняемой природной территории не влияет на объективный факт существования такой территории в установленных границах.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Законодательного собрания от 28 июня 2001 года N 171 не создает препятствий и не нарушает права заявителя.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону и либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы заявителя, оснований для удовлетворения требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253, 194 - 198 ГПК РФ, суд, решил:
обществу с ограниченной ответственностью "Челябинский кондитер" в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 28 июня 2001 года N 171 "Об установлении границ памятника природы Челябинской области Каштакского бора и его охранной зоны" - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий |
Г.В. Свинцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Челябинского областного суда от 5 марта 2015 г. по делу N 3-214/2015 Об отказе в удовлетворении заявления о признании не действующим постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 28 июня 2001 года N 171 "Об установлении границ памятника природы Челябинской области Каштакского бора и его охранной зоны"
Текст решения официально опубликован не был