Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов
Калининского района
от 31 августа 2015 г. N 15/2
Положение
о муниципальных правовых актах Калининского района города Челябинска
I. Общие положения
1.Настоящее Положение регулирует порядок подготовки, принятия, опубликования и систематизации муниципальных правовых актов Калининского района города Челябинска (далее - Калининский район).
2. Настоящее Положение разработано на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Челябинской области от 25.11.2008 N 329-ЗО "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Челябинской области", Устава Калининского района.
3. Настоящее Положение принято в целях:
- эффективного планирования и осуществления правотворческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления Калининского района;
- обеспечения соответствия принимаемых муниципальных правовых актов Калининского района требованиям законодательства, правилам юридической техники;
- упорядочения правотворческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления Калининского района и систематизации принимаемых муниципальных правовых актов.
4. В настоящем Положении используются следующие термины:
1) муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения Калининского района, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области, а также по иным вопросам, отнесенным Уставом Калининского района в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории Калининского района, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;
2) муниципальный нормативный правовой акт Калининского района - муниципальный правовой акт, изданный в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления Калининского района, содержащий (устанавливающий, изменяющий или отменяющий) правовые нормы, обязательные для неограниченного круга лиц на территории Калининского района, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений;
3) муниципальный правовой акт Калининского района, не имеющий нормативного характера, - муниципальный правовой акт, изданный управомоченным органом местного самоуправления либо должностным лицом местного самоуправления Калининского района, адресованный ограниченному кругу лиц и устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности данных лиц;
4) нормативная правовая база местного самоуправления Калининского района - совокупность муниципальных нормативных правовых актов Калининского района, систематизированных по разделам, установленным приложением 6 к настоящему Положению;
5) разработчик муниципального правового акта - орган местного самоуправления Калининского района или лицо, ответственное за разработку проекта муниципального правового акта в соответствии с утвержденным планом правотворческих работ либо в соответствии с полученным поручением;
6) должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
5. Официальное толкование муниципальных правовых актов Калининского района осуществляется принявшими их органами и должностными лицами местного самоуправления в случае обнаружения неясностей в содержании актов, неправильной или противоречивой трактовки их применения. Официальное толкование решений, принятых на местном референдуме, осуществляет Совет депутатов Калининского района.
Официальное толкование муниципальных правовых актов осуществляется в той же форме, в какой приняты толкуемые правовые акты, если иное не предусмотрено федеральным и (или) областным законодательством.
Органы и должностные лица местного самоуправления вправе давать официальное толкование как по собственной инициативе, так и по запросам субъектов правотворческой инициативы путем принятия правовых актов-разъяснений.
Правовые акты официального толкования муниципальных правовых актов не имеют самостоятельного значения и применяются только вместе с разъясняемыми ими муниципальными правовыми актами. В случае изменения, дополнения или признания утратившими силу толкуемых муниципальных правовых актов принимается соответствующий правовой акт о внесении изменений, дополнений в акты официального толкования или признании их утратившими силу.
6. В процессе официального толкования муниципальных правовых актов не могут создаваться новые правовые нормы.
7. В органах местного самоуправления Калининского района, должностными лицами местного самоуправления Калининского района разрабатываются ежеквартальные планы правотворческой работы.
II. Система муниципальных правовых актов Калининского района
8. Система муниципальных правовых актов Калининского района включает:
1) Устав Калининского района, правовые акты, принятые на местном референдуме;
2) нормативные и иные правовые акты Совета депутатов Калининского района;
3) правовые акты Главы Калининского района;
4) правовые акты Председателя Совета депутатов Калининского района;
5) правовые акты Администрации Калининского района;
6) правовые акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления Калининского района.
9. Муниципальные нормативные правовые акты принимаются в форме решений Совета депутатов. Муниципальным нормативным правовым актом также является решение местного референдума.
Муниципальными нормативными правовыми актами утверждаются порядки, положения, регламенты, правила и иные правовые документы, содержащие нормы права.
10. Муниципальные правовые акты, не имеющие нормативного характера, принимаются в форме решений Совета депутатов, постановлений и распоряжений Главы Калининского района, постановлений и распоряжений Председателя Совета депутатов Калининского района, постановлений и распоряжений Администрации Калининского района, распоряжений и приказов должностных лиц Администрации Калининского района.
Муниципальными правовыми актами, не имеющими нормативного характера, утверждаются планы, программы, в том числе внутрирайонные (муниципальные) и отраслевые целевые программы, прогнозы, рекомендации, обращения, декларации, заявления, отчеты, концепции, законодательные и правотворческие инициативы в Законодательное Собрание Челябинской области, Челябинскую городскую Думу, иные правовые документы ненормативного характера, акты, устанавливающие, изменяющие либо отменяющие права и обязанности конкретных лиц (акты применения норм права).
III. Планирование правотворческой работы и основные требования к проектам муниципальных правовых актов
11. Разработка проектов муниципальных правовых актов осуществляется в плановом порядке на основании текущих (ежеквартальных) планов правотворческой работы, утверждаемых Советом депутатов Калининского района, Администрацией Калининского района или уполномоченным должностным лицом Администрации Калининского района.
12. Предложения о внесении в план правотворческой работы Совета депутатов ежеквартально вносятся субъектами правотворческой инициативы, определяемыми в соответствии с Уставом Калининского района.
Планы правотворческой работы Администрации Калининского района формируются на основании текущих планов работы структурных подразделений аппарата и органов Администрации Калининского района.
13. В случаях, предусмотренных законодательством либо муниципальным правовым актом, при разработке проекта муниципального правового акта учитываются результаты публичных слушаний по данному проекту.
14. Для подготовки проекта муниципального правового акта могут создаваться рабочие группы, в том числе с привлечением экспертов, общественных советов и иных совещательных (консультативных) органов как на безвозмездной, так и на платной основе.
15. В случаях, предусмотренных законодательством, проекты муниципальных нормативных правовых актов подлежат антикоррупционной экспертизе в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Калининского района.
16. Проект муниципального правового акта должен:
1) соответствовать требованиям законодательства;
2) содержать правовые предписания, не выходящие за пределы полномочий органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления;
3) иметь точность формулировок, исключающих возможность многозначного толкования правовых предписаний;
4) иметь структуру: быть разделенным на разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, абзацы, иметь внутреннюю взаимосвязь частей, при этом пункты должны иметь сквозную нумерацию в пределах всего муниципального правового акта; при наличии приложений пункты нумеруются отдельно в каждом из приложений;
5) исключать избыточность нормативного правового регулирования, в том числе необоснованное дублирование норм федерального законодательства, законодательства Челябинской области, муниципальных правовых актов Калининского района;
6) соответствовать антикоррупционным стандартам;
7) иметь определенность используемых понятий; в случае, если в муниципальном правовом акте используются специальные термины и понятия, не имеющие легального определения в правовых актах более высокой юридической силы, содержать их определения;
8) быть унифицированным, единообразным по форме, способам изложения правовых предписаний, методов правового регулирования;
9) устанавливать порядок принятия решения субъектами правоприменения.
IV. Порядок подготовки и принятия муниципальных правовых актов
17. С инициативой о рассмотрении проекта решения Совета депутатов в соответствии с Уставом Калининского района могут выступать:
1) Глава Калининского района;
2) Председатель Совета депутатов;
3) первый заместитель Председателя Совета депутатов, заместитель Председателя Совета депутатов;
4) депутат Совета депутатов;
5) постоянная комиссия (комитет) Совета депутатов;
6) депутатское объединение (рабочая группа) Совета депутатов;
7) заместители Главы Администрации Калининского района;
8) Контрольно-счетная палата Калининского района;
9) прокурор Калининского района.
Проекты могут также вноситься органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан в порядке правотворческой инициативы граждан.
18. Глава Калининского района вправе в первоочередном порядке внести проект правового акта - решения Совета депутатов за неделю до заседания Совета, то есть уменьшить срок предварительного изучения вопроса, при этом должны быть выдержаны установленные основные моменты процедуры рассмотрения.
Внесение проекта заявления или обращения Совета депутатов, информации по вопросам повестки дня производится не позднее чем за три дня до планируемой даты заседания.
19. Плановые вопросы вносятся лицами, на которых в соответствии с планом работы Совета депутатов на соответствующий квартал возложена ответственность за внесение данного вопроса.
Внеплановые вопросы вносятся инициаторами их внесения.
20. Субъекты права правотворческой инициативы, указанные в пункте 18 настоящего Положения, должны представить в Совет депутатов Калининского района на бумажном и машиночитаемом носителях:
1) сопроводительное письмо, оформленное в соответствии с приложениями 1, 2 к настоящему Положению; в сопроводительном письме указываются наименование проекта решения Совета депутатов, фамилия и должность докладчика, планируемая продолжительность доклада и обсуждения вопроса на заседании Совета депутатов, перечень приложений;
2) в случае внесения инициативы о рассмотрении проекта решения Совета депутатов коллективным субъектом (постоянной комиссией (комитетом) Совета депутатов, депутатским объединением) прилагается акт соответствующего коллективного субъекта либо выписка из протокола его заседания;
3) пояснительную записку, соответствующую требованиям пункта 21 настоящего Положения;
4) проект решения Совета депутатов с необходимыми согласованиями, указанными в пункте 22 настоящего Положения;
5) финансово-экономическое обоснование в случае, если проект требует бюджетного финансирования.
21. При разработке проекта решения Совета депутатов составляется пояснительная записка. Пояснительная записка к проекту решения Совета депутатов включает:
1) цели разработки и принятия муниципального правового акта;
2) обоснование необходимости принятия муниципального правового акта;
3) правовые основания для разработки проекта муниципального правового акта; нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу общественных правоотношений;
4) прогноз социально-экономических последствий принятия и реализации муниципального правового акта;
5) муниципальные правовые акты, которые требуется изменить либо признать утратившими силу в связи с принятием данного проекта;
6) финансовые потребности средств бюджета Калининского района для реализации данного проекта в случае его принятия.
22. Проекты решений Совета депутатов до их внесения в Совет депутатов должны быть согласованы:
1) проекты решений нормативного характера - заместителем Главы Калининского Администрации района, курирующим соответствующую отрасль, начальником правового отдела Администрации Калининского района, разработчиком проекта решения;
2) проекты решений, не имеющие нормативного характера, если они вносятся выборным должностным лицом Совета депутатов, должностным лицом Совета депутатов, депутатом Совета депутатов либо постоянной комиссией (комитетом), депутатским объединением Совета депутатов - первым заместителем Председателя Совета депутатов, заместителем Председателя Совета депутатов, консультант-юристом Совета депутатов, разработчиком проекта решения;
3) проекты решений, которые вносятся заместителем Главы Администрации Калининского района - Главой Калининского района, начальником правового отдела Администрации Калининского района;
4) в случае, если принятие решения Совета депутатов предполагает бюджетное финансирование, необходимо согласование Главы Калининского района и его заместителя, курирующего вопросы финансов и местного бюджета.
23. Согласование производится визированием на оборотной стороне последнего листа проекта решения Совета депутатов. Образец сопроводительного письма и визирования приведен в приложениях 1-4 к настоящему Положению.
Проект решения Совета депутатов должен быть представлен по установленной форме (приложение 5 к настоящему Положению).
Все приложения к проекту решения Совета депутатов должны быть подписаны разработчиком.
24. Проект решения Совета депутатов Калининского района должен быть внесен в Совет депутатов за 20 дней до очередного (планового) заседания Совета депутатов.
25. Порядок рассмотрения проекта решения Совета депутатов Калининского района в Совете депутатов после его внесения регулируется Регламентом Совета депутатов.
26. Председатель Совета депутатов Калининского района издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом Калининского района в соответствии с федеральными законами.
27. Глава Калининского района, возглавляя Администрацию Калининского района, в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Челябинской области, Уставом Калининского района, нормативными правовыми актами Совета депутатов, издает постановления Администрации Калининского района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области, а также распоряжения Администрации Калининского района по вопросам организации работы Администрации Калининского района, а также издает правовые акты Администрации Калининского района об отмене или приостановлении действия распоряжений и приказов должностных лиц Администрации Калининского района, противоречащих законодательству или правовым актам органов местного самоуправления города Челябинска и Калининского района.
28. Руководители отраслевых (функциональных) органов Администрации Калининского района, действующие на правах юридического лица и на основе единоначалия, в соответствии с Уставом Калининского района для решения основных оперативных задач издают приказы.
29. Порядок подготовки, согласования и принятия муниципальных правовых актов Администрации Калининского района и руководителей отраслевых (функциональных) органов Администрации Калининского района устанавливается регламентом и Инструкцией по делопроизводству в Администрации Калининского района.
30. Внесение изменений и дополнений в муниципальный правовой акт, признание его утратившим силу производится муниципальным правовым актом равной юридической силы. При признании муниципального правового акта утратившим силу в правовом акте, его отменяющем, признаются утратившими силу все правовые акты о внесении в него изменений и дополнений в хронологическом порядке. При необходимости могут признаваться утратившими силу отдельные положения (пункты, подпункты) муниципального правового акта. Не допускается внесение изменений и дополнений в муниципальные правовые акты о внесении изменений и дополнений.
31. Основания для признания муниципального правового акта утратившим силу:
1) вступившее в законную силу решение суда;
2) противоречие правовому акту более высокой юридической силы;
3) истечение срока действия муниципального правового акта в случае, если его действие носило временный (срочный) характер;
4) иные основания, установленные федеральным законодательством.
32. В случае, если изменения и дополнения вносились в муниципальный правовой акт неоднократно, что создает трудности в его правоприменении, необходимо изложение его в новой редакции либо признание его утратившим силу с последующим принятием нового правового акта с прежним предметом правового регулирования.
33. Муниципальные правовые акты оформляются на специальных бланках установленного образца.
34. Муниципальные правовые акты должны содержать пункты, предусматривающие:
- конкретные задания исполнителям (организациям, должностным лицам) с указанием сроков их выполнения, полные наименования организаций - исполнителей заданий;
- поручения о контроле;
- указания о признании утратившими силу предшествовавших муниципальных правовых актов либо их отдельных пунктов, если вновь принимаемый акт исключает действие ранее принятых;
- указания о внесении изменений в муниципальные правовые акты;
- указание о снятии с контроля муниципального правового акта в случае его выполнения, или когда новый акт издается взамен ранее принятого.
Исполнители, лица, ответственные за применение норм муниципального правового акта, несут юридическую ответственность в соответствии с законодательством.
V. Порядок опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов
35. Акты Совета депутатов подписываются в соответствии с законодательством, Уставом Калининского района.
36. Решения Совета депутатов Калининского района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования) в порядке, определенном Уставом Калининского района и решениями Совета депутатов.
37. Официальным опубликованием (обнародованием) нормативных правовых актов Калининского района, за исключением актов высшей юридической силы и актов, вступающих в силу в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации, считается размещение их полного текста на официальных сайтах в информационно-коммуникационной сети Интернет органов местного самоуправления Калининского района и на информационных стендах органов местного самоуправления Калининского района и иных учреждений, организаций социальной направленности, расположенных на территории Калининского района.
Вид полного текста нормативных правовых актов, перечень Интернет ресурсов, места размещения информационных стендов, порядок размещения на них нормативных правовых актов, сроки доведения нормативных правовых актов до граждан Калининского района устанавливаются положением "Об обнародовании нормативных правовых актов Калининского района", принимаемым решением Совета депутатов Калининского района.
Официальным опубликованием нормативных правовых актов Калининского района высшей юридической силы, а так же правовых актов, связанных с принятием и исполнением бюджета Калининского района, ежеквартальных сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления с указанием фактических затрат на их денежное содержание, установлением или отменой местных сборов, считается первая публикация их полного текста в печатном средстве массовой информации, в котором орган местного самоуправления Калининского района является учредителем (соучредителем), или в печатном издании, утвержденном органом местного самоуправления Калининского района для официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининского района.
38. Муниципальные правовые акты, подлежащие опубликованию (обнародованию), вступают в силу со дня их официального опубликования, если самим правовым актом и (или) законом не установлен иной порядок вступления его в силу.
39. Иные муниципальные правовые акты, в том числе акты или их отдельные положения, содержащие сведения, распространение которых ограничено федеральным законом, вступают в силу с даты их подписания, если иное не установлено в самих муниципальных правовых актах.
VI. Действие муниципальных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
40. Муниципальный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.
Временный срок действия может быть установлен для всего правового акта или его части, в этом случае в правовом акте должно быть указано, на какой срок он (или соответствующая его часть) сохраняет действие. По истечении указанного срока правовой акт автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления, издавшие правовой акт, могут принять решение о продлении действия правового акта на новый срок или о придании ему бессрочного характера путем внесения изменения в данный правовой акт.
41. Действие муниципальных нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц распространяется на деятельность расположенных на территории Калининского района предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм, их должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления Калининского района, население Калининского района.
Действие муниципальных правовых актов ненормативного (индивидуального) характера распространяется на указанных в них лиц.
VII. Порядок внесения принятых нормативных правовых актов в нормативную правовую базу местного самоуправления Калининского района и Регистр муниципальных нормативных правовых актов Челябинской области
42. Муниципальные нормативные правовые акты Калининского района вносятся в соответствующий раздел нормативной правовой базы местного самоуправления Калининского района города Челябинска (приложение 6).
43. В течение пятнадцати календарных дней после принятия Советом депутатов Калининского района, подписания и опубликования (обнародования) Главой Калининского района нормативного муниципального правового акта ответственные должностные лица Совета депутатов Калининского района представляют в Главное управление юстиции информацию, подлежащую включению в Регистр муниципальных правовых актов Челябинской области, на бумажных носителях, а также тексты муниципальных правовых актов в электронном виде в соответствии с законодательством.
Председатель Совета депутатов Калининского района |
Е.В. Глухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.