Решение Челябинского областного суда
от 15 июля 2015 г. по делу N 3-344/2015
г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. с участием прокурора Челябинской областной прокуратуры Минкиной Л.В. при секретаре Шагеевой О.В., рассмотрев гражданское дело по жалобе Г.Ю.А. на нарушение конституционных прав избирать и быть избранным в органы местного самоуправления Увельского муниципального района, установил:
Г.Ю.А. обратился в Челябинский областной суд с жалобой, в которой просил обязать Территориальную избирательную комиссию Увельского муниципального района Челябинской области назначить дату выборов Главы Увельского муниципального района, установив срок, в течение которого должна быть назначена дата выборов; определить нормативный правовой акт, на основании которого в соответствии с пунктами 1, 3 и 10 статьи 3 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" будут проводиться выборы; определить орган местного самоуправления или иное должностное лицо местного самоуправления, на которых возлагается исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов в соответствии с нормативным правовым актом, определенным судом.
В обоснование указал, что пятилетний срок полномочий Главы Увельского муниципального района, избранного 14 марта 2010 года, к настоящему времени истек. В установленный законом, пунктами 1, 7 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, срок Территориальной избирательной комиссией Увельского муниципального района Челябинской области выборы Главы Увельского муниципального района назначены не были, чем нарушаются конституционные права заявителя избирать и быть избранным в органы местного самоуправления Увельского муниципального района.
В судебном заседании заявитель Г.Ю.А. свои требования поддержал, представитель Территориальной избирательной комиссии Увельского муниципального района Челябинской области Шундеева И.А. против их удовлетворения возражала.
Изучив материалы дела, отзыв ТИК Увельского муниципального района Челябинской области и возражения Г.Ю.А. на этот отзыв, заслушав заключение прокурора Минкиной Л.В., возражавшей против удовлетворения заявления Г.Ю.А., суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона ""Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" N 138-ФЗ от 26.11.1996 года дела об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления подлежат рассмотрению областным судом в качестве суда первой инстанции.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, Г.Ю.А. сослался на положения пункта 1 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131 -ФЗ от 06 октября 2003 года, согласно которому муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Согласно статье 9 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 этого Федерального закона срок, на который избираются, в том числе органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов.
Решением ТИК Увельского муниципального района N 57 от 16.03.2010 года избранным Главой Увельского муниципального района признан Л.А.Г., получивший наибольшее число голосов избирателей на выборах 14 марта 2010 года.
Днем окончания срока, на который Главой Увельского муниципального района был избран Л.А.Г., в силу вышеуказанной нормы является 13 сентября 2015 года.
Вместе с тем, пунктом 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131 -ФЗ от 06 октября 2003 года в редакции Федеральных законов от 03.02.2015 N 8-ФЗ, от 30.03.2015 N 63-ФЗ предусмотрено, что в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
Ссылки заявителя на пункт 23 статьи 1 Закона Челябинской области N 66-ЗО от 27.11.2014 года "О порядке избрания глав муниципальных образований Челябинской области и их отдельных полномочиях и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Челябинской области", согласно которому Глава муниципального района избирается на муниципальных выборах, не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку этот Закон Челябинской области утратил силу со дня вступления в силу Закона Челябинской области N 137-ЗО от 12.03.2015 года "О порядке избрания глав муниципальных образований Челябинской области и их отдельных полномочиях и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Челябинской области", т.е. с 11.04.2015 года.
То обстоятельство, что Закон Челябинской области N 137-ЗО от 12.03.2015 года в свою очередь утратил силу со дня вступления в силу Закона Челябинской области N 189-ЗО от 11.06.2015 года "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области", т.е. с 11.06.2015 года, само по себе не свидетельствует о продолжении действия Закона Челябинской области N66-ЗО от 27.11.2014 года, включая положения пункта 23 статьи 1 этого закона.
В соответствии со статьей 2 Закона Челябинской области N189-ЗО от 11.06.2015 года "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области", главы муниципального района, городского и сельского поселений Челябинской области избираются представительными органами муниципальных образований из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местные администрации.
Согласно части 2 статьи 9 Закона Челябинской области N 189-ЗО от 11.06.2015 года статьи 2 и 3 настоящего Закона применяются после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу настоящего Закона.
В силу части 1 статьи 9 Закона Челябинской области N 189-ЗО от 11.06.2015 года настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Решение N 43 о назначении выборов депутатов Собрания депутатов Увельского муниципального района пятого созыва на 13 сентября 2015 года было принято Собранием депутатов Увельского муниципального района Челябинской области 22 июня 2015 года, т.е. после вступления в силу Закона Челябинской области N 189-ЗО от 11.06.2015 года, предусматривающего избрание глав муниципальных районов, городских и сельских поселений Челябинской области представительными органами соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, в силу положений пункта 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131 -ФЗ от 06 октября 2003 года, статьи 2 Закона Челябинской области N 189-ЗО от 11.06.2015 года "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области", основания для назначения и проведения выборов главы Увельского муниципального района Челябинской области на основе всеобщего равного и прямого голосования на муниципальных выборах отсутствуют.
Ссылки Г.Ю.А. на положения статьи 15 Закона Челябинской области "О нормативных правовых актах Челябинской области" от 30 мая 2002 года N 87-ЗО, согласно которой законы области и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, не могут служить основанием считать, что порядок вступления в силу Закона Челябинской области "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области" N 189-ЗО от 11.06.2015 года, закрепленный в части 1 статьи 9 этого Закона, противоречит этой норме, поскольку статьей 15 Закона Челябинской области от 30 мая 2002 года N 87-ЗО также закреплено, что нормативные правовые акты области вступают в силу одновременно на всей территории Челябинской области со дня их официального опубликования, если самими нормативными правовыми актами области не установлен иной порядок вступления в силу.
Суд не может согласиться с позицией заявителя о том, что Закон Челябинской области "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области" принят с целью урегулирования вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина, а не с целью регулирования отдельных правоотношений, связанных с организацией местного самоуправления в Челябинской области, как то следует из статьи 1 указанного Закона.
Кроме того, как пояснил суду Г.Ю.А., с самостоятельным заявлением об оспаривании Закона Челябинской области N 189-ЗО от 11.06.2015 года "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области" он не обращался.
Подача им частной жалобы на определение Челябинского областного суда от 18.06.2015 года о прекращении производства по гражданскому делу по его же заявлению об оспаривании статьи 1 Закона Челябинской области от 12 марта 2015 года N 137-ЗО "О порядке избрания глав муниципальных образований Челябинской области и отдельных полномочиях и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Челябинской области", которым также было отказано в удовлетворении ходатайства Г.Ю.А. о принятии к производству в рамках указанного гражданского дела измененных требований об оспаривании статьи 2 Закона Челябинской области от 11.06.2015 года N 189-ЗО "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области", не свидетельствует об обращении с таким заявлением в порядке главы 24 ГПК РФ с соблюдением установленных законом требований.
Мнение Г.Ю.А. о том, что установленный Законом Челябинской области N 189-ЗО от 11.06.2015 года порядок избрания глав муниципальных районов, городских и сельских поселений Челябинской области представительными органами муниципальных образований из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, подлежит применению лишь после проведения 13 сентября 2015 года муниципальных выборов указанных лиц на основе всеобщего равного и прямого голосования, основано на неверном толковании положений пункта 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131 -ФЗ от 06 октября 2003 года, части 2 статьи 9 Закона Челябинской области N 189-ЗО от 11.06.2015 года.
Так, указанный в пункте 1 статьи 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года исчисляемый в годах максимальный срок, на который может быть избран глава Увельского муниципального района, истекает 14 марта 2015 года.
При этом пунктом 1 статьи 81.1 этого Федерального закона предусмотрено, что если срок полномочий органа местного самоуправления либо депутатов указанных органов истекает после 31 декабря 2012 года, следующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает указанный срок. Согласно пункту 2 указанной статьи сроки полномочий органов или депутатов, выборы которых в результате реализации пункта 1 настоящей статьи перенесены на более поздний срок, соответственно продлеваются. Если выборы в орган местного самоуправления проводились в соответствии с пунктом 5 или 5.1 статьи 10 настоящего Федерального закона в иной, чем второе воскресенье сентября, день, последующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий этого органа. Срок полномочий органа местного самоуправления соответственно продлевается либо сокращается.
Таким образом, установление днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, второго воскресенья сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, само по себе не является основанием считать неприменимыми положения закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования, вступившего в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования, и принятого после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131 -ФЗ от 06 октября 2003 года предусмотрено, что в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Изменения в Устав Увельского муниципального района, предусматривающие избрание главы муниципального района Собранием депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, зарегистрированы Управлением министерства юстиции РФ по Челябинской области 07.07.2015 года, однако до настоящего времени официально не опубликованы и не вступили в силу, что, с учетом установленного в вышеназванной норме срока, не является нарушением действующего законодательства.
Таким образом, доводы Г.Ю.А. о нарушении его избирательных прав со стороны Территориальной избирательной комиссии Увельского муниципального района Челябинской области несостоятельны. Оснований для вынесения частного определения в адрес заинтересованного лица, как на том настаивал заявитель, не имеется.
Предусмотренные законом основания для удовлетворения требований Г.Ю.А. о возложении на Территориальную избирательную комиссию Увельского муниципального района Челябинской области обязанности назначить дату выборов Главы Увельского муниципального района, установив срок, в течение которого должна быть назначена дата выборов, отсутствуют.
Не подлежит удовлетворению и требование заявителя в судебном порядке определить нормативный правовой акт, на основании которого будут проводиться выборы, определить орган местного самоуправления или иное должностное лицо местного самоуправления, на которых возлагается обеспечение проведения выборов, поскольку эти вопросы нормативно урегулированы, каких-либо нарушений со стороны Территориальной избирательной комиссии Увельского муниципального района Челябинской области не допущено, в связи с чем отсутствуют основания для судебной защиты прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении требований Г.Ю.А. возложить на Территориальную избирательную комиссию Увельского муниципального района Челябинской области обязанность назначить дату выборов Главы Увельского муниципального района, установив срок, в течение которого должна быть назначена дата выборов; определить нормативный правовой акт, на основании которого будут проводиться выборы; определить орган местного самоуправления или иное должностное лицо местного самоуправления, на которых возлагается обеспечение проведения выборов, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий: |
М.И. Кучин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Челябинского областного суда от 15 июля 2015 г. по делу N 3-344/2015 Об отказе в удовлетворении требований гражданина Г.Ю.А. возложить на Территориальную избирательную комиссию Увельского муниципального района Челябинской области обязанность назначить дату выборов Главы Увельского муниципального района, установив срок, в течение которого должна быть назначена дата выборов; определить нормативный правовой акт, на основании которого будут проводиться выборы; определить орган местного самоуправления или иное должностное лицо местного самоуправления, на которых возлагается обеспечение проведения выборов
Текст решения официально опубликован не был