Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Целью деятельности системы образования Миасского городского округа с 2006 года являлось повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, что осуществлялось в 2006 - 2012 годах через муниципальную целевую Программу реализации национального проекта "Образование" в Миасском городском округе на 2006 - 2010 годы, принятой решением Собрания депутатов Миасского городского округа от 20.01.2006 N 4 "Об утверждении муниципальной целевой Программы реализации национального приоритетного проекта "Образование" в Миасском городском округе на 2006 - 2007 годы" и изменениями и дополнениями до 2009 года, муниципальную целевую Программу реализации национального проекта "Образование" в Миасском городском округе на 2009 - 2012 годы, утвержденную постановлением Администрации Миасского городского округа от 03.06.2009 N 767 "Об утверждении муниципальной целевой Программы реализации национального приоритетного проекта "Образование" в Миасском городском округе на 2009 - 2012 годы" (далее именуется - национальный проект).
С 2013 года в целях реализации задач развития образования, а именно: реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"; реализации направлений национального проекта "Образование", модернизации систем общего и дошкольного образования, деятельность осуществлялась в соответствии с муниципальной целевой программой развития образования в Миасском городском округе на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Миасского городского округа от 23.01.2013 N 405 "Об утверждении муниципальной целевой Программы развития образования в Миасском городском округе на 2013 - 2015 годы" (далее именуется - Программа развития образования), комплексом мер по модернизации общего образования, утвержденным постановлением Администрации Миасского городского округа от 04.06.2013 N 3612.
В ходе выполнения национального проекта и Программы развития образования внимание было сконцентрировано на выявлении, поддержке и распространении инновационного опыта, внедрении новых финансово-экономических механизмов, развитии инфраструктуры системы образования, поддержке и поощрении лучших педагогических работников, стимулировании одаренных детей и талантливой молодежи.
В соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Миасском городском округе" наиболее актуальными направлениями стали мероприятия, направленные на создание дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях; формирование независимой оценки качества образования; повышение эффективности бюджетных расходов и качества услуг в сфере образования за счет оптимизации сети образовательных организаций и образовательных программ; внедрение эффективного контракта; повышение заработной платы педагогических работников.
2. Анализ современного состояния образования в Миасском городском округе с учетом результатов реализации национального проекта, Программы развития образования, "дорожной карты" свидетельствует о том, что в образовательной системе сложились условия, способствующие качеству и доступности образовательных услуг. Использование программно-целевых и проектных методов стимулирует системные изменения. Вместе с тем уровень развития образования пока не соответствует требованиям социально ориентированного развития округа, а в системе образования сохраняются проблемы и противоречия.
3. Применение принципа софинансирования позволило целевым образом направить средства на приоритетные направления развития системы образования: нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений; система оплаты труда, ориентированная на результат, публичная отчетность образовательных организаций.
4. С 2006 года начал реализацию конкурсный механизм поддержки лидеров - точек роста нового качества образования, при котором бюджетные средства были распределены на основе общественной оценки, а учреждения наделялись обязанностями по распространению инновационного опыта.
Поддержка лидеров из числа отдельных образовательных учреждений, в том числе реализующих инновационные образовательные программы, позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики. В Миасском городском округе с 2006 года финансовую поддержку из бюджетов всех уровней получили 33 образовательных организации.
В результате сформирована сеть образовательных организаций, участвующих в развитии системы образования, созданы действующие образцы новых образовательных практик, обновлено представление о том, что такое современное образование.
Прежде всего, это повышение открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества. Так, заявки на участие в конкурсах, проводимых в рамках реализации национального проекта и Программы развития образования, представляли органы государственно-общественного управления образовательных учреждений или профессиональные сообщества учителей. Это расширило практику создания в образовательных учреждениях органов государственно-общественного управления. Доля образовательных учреждений Миасского городского округа, имеющих орган управления, реализующий государственно-общественный характер управления, в 2015 году составляет 100 процентов.
Вместе с тем, за исключением взаимодействия общеобразовательных организаций с организацией дополнительного образования детей, сетевое взаимодействие между общеобразовательными организациями практически не налажено. В результате охват качественным образованием, модель которого апробирована в отдельной образовательной организации и которое необходимо для обеспечения равных стартовых возможностей всех обучающихся, продолжает оставаться недостаточным.
Дальнейшая модернизация образования требует масштабных изменений - вовлечения большей части образовательных учреждений в процессы инновационного развития системы образования.
5. Механизмы и организационные формы поддержки, поощрения и стимулирования педагогических работников были обновлены в рамках национального проекта и продолжены в Программе развития образования. Поддержка в разных формах из бюджетов всех уровней оказана 836 педагогическим работникам Миасского городского округа.
Дала результаты система поддержки классных руководителей и молодых специалистов. Классный руководитель поставлен в равное положение с преподавателем общеобразовательных дисциплин. Это в значительной степени способствовало активизации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях.
Получены результаты в повышении престижа профессии учителя. Обновляется кадровый состав работников образования. Доля педагогических работников в возрасте до 30 лет, работающих в образовательных учреждениях системы общего образования, составила в 2015 году 14,5 процентов.
Переподготовка и повышение профессиональной квалификации педагогов и руководящих работников осуществляется посредством курсовой подготовки на базе ГБОУ ДПО ЧИППКРО, дистанционного обучения, модульных курсов по накопительной системе, научно-практических семинаров, межшкольного методического центра и других организаций, имеющих соответствующие лицензии.
С 2010 года отмечается увеличение спроса педагогических и руководящих работников на повышение квалификации и профессиональную переподготовку в связи с обновлением содержания образования, введением Федеральных государственных образовательных стандартов, новой системой аттестации, что предъявило новые, более высокие требования к профессионально-педагогической компетенции педагогических и руководящих работников.
При создании современных условий, моральных и материальных стимулов для качественной работы и профессионального роста педагога перспективными задачами являются:
1) формирование и предъявление новых требований к современному учителю;
2) внедрение новых подходов в системе повышения квалификации и переподготовки педагогов с максимальной персонификацией программ за счет модульности и вариативности;
3) использование кадрового потенциала лучших учителей в решении задач национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" при внедрении федерального государственного образовательного стандарта.
6. Обновление инфраструктуры образования произошло в результате реализации национального проекта, а в последующем - национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", проекта модернизации общего образования.
В 2006 - 2013 годах удалось значительно обновить учебное, спортивное, медицинское, технологическое оборудование, пополнить фонд школьных библиотек, укрепить информационно-коммуникационную составляющую образования.
Уровень оснащения школ оборудованием позволяет реализовывать в полном объеме образовательные программы, успешно проходить государственную аккредитацию и лицензирование.
В 94,6 % школ созданы локальные вычислительные сети с выходом в сеть Интернет.
Произошло увеличение количества школ, в которых оснащены АРМами все учебные кабинеты до 18,92 %.
Внедрение в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий способствовало:
во-первых, формированию современного облика образования и нового качества предоставления образовательных услуг;
во-вторых, выравниванию учебных возможностей для всех обучающихся и условий труда для всех педагогов;
в-третьих, предъявлению иных требований к профессиональной деятельности педагога;
в-четвертых, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ для обучающихся и педагогических работников.
7. Создание в образовательных учреждениях современных условий обучения является наиболее заметным и значимым результатом реализации национального проекта.
В Миасском городском округе к началу 2016 года 84,5 процента обучающихся обучались в условиях, отвечающих современным требованиям.
Во всех муниципальных организациях общего образования:
1) имеется работающая система холодного и горячего водоснабжения (включая локальные системы), обеспечивающая необходимый санитарный и питьевой режим в соответствии с СанПиН;
2) обеспечен воздушно-тепловой режим в соответствии с СанПиН, выполнены требования к естественному и искусственному освещению в соответствии с СанПиН;
3) имеются в наличии все карты в соответствии с реализуемыми программами по географии или лицензионное демонстрационное компьютерное программное обеспечение по каждому из разделов географии, истории;
4) педагогические работники соответствуют требованиям к квалификации;
5) программы профильного обучения и предпрофильной подготовки обеспечены учителями, имеющими квалификационные категории по итогам аттестационных процедур;
6) педагогические работники, реализующие федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования в объеме не менее 72 часов, подтвержденных сертификатами образовательных организаций, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.
Вместе с тем 25 % школ не оборудованы в соответствии с минимальными требованиями к комплексному оснащению кабинетов изобразительного искусства, музыки, технологии в соответствии с требованиями к условиям для реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (В МАОУ "СОШ N 4", МКОУ "ООШ N 8", МАОУ "СОШ N 10", МКОУ "ООШ N 15", МКОУ "ООШ N 32", МКОУ "ООШ N 36: нет оборудованных кабинетов из-за нехватки помещений. МАОУ "Гимназия N 19": кабинеты технологии оборудованы, кабинет музыки не в полном объеме. МКОУ "ООШ N 60": не оснащен кабинет изобразительного искусства, музыки. МКОУ "СОШ N 73": нет оснащения).
77 % обучающихся школ используют пригодный для проведения уроков физической культуры спортивный зал, соответствующий требованиям СанПиН. В МКОУ "СОШ N 3", МКОУ "ООШ N 5", МКОУ "СОШ N 13", МКОУ "СОШ N 29", МКОУ "СОШ N 35", филиал МБОУ "СОШ N 22: спортивные залы не соответствуют СанПиН, не оборудованы душевыми комнатами и туалетами. МКОУ "ООШ N 8", МКОУ "ООШ N 23", МКОУ "ООШ N 28", МКОУ "ООШ N 36": отсутствует спортзал. МКОУ "ООШ N 14": не отремонтированы душевые комнаты. МКОУ "СОШ N 17", МКС(К)ОУ "С(К)ОШИ VIII вида": не соответствует площадь.
Кабинет физики, оборудованный в соответствии с СанПиН (для школ, имеющих классы старше 7-го), имеется в 83 % школ (В МКОУ "ООШ N 8", МКОУ "ООШ N 14", МКОУ "ООШ N 15", МКОУ "ООШ N 60", МКОУ "ООШ N 23", МКОУ "ООШ N 32" отсутствует электрическая проводка к каждому рабочему месту).
Кабинет химии, оборудованный в соответствии с СанПиН (для школ, имеющих классы старше 7-го), имеется в 64 % школ (В МКОУ "ООШ N 5", МКОУ "ООШ N 36" нет кабинета химии, МКОУ "ООШ N 8", МКОУ "ООШ N 14", МКОУ "ООШ N 15", МКОУ "ООШ N 60", МКОУ "СОШ N 2", филиал МБОУ "СОШ N 22", МКОУ "ООШ N 23", МКОУ "ООШ N 28", МКОУ "СОШ N 30", МКОУ "ООШ N 32", МКОУ "СОШ N 35" нет подводки воды к рабочим местам).
Компьютерные классы, оборудованные в соответствии с СанПиН, имеются в 94 % школ (В МКОУ "ООШ N 8" нет вентиляции, МКС(К)ОУ "С(К)ОШИ VIII вида" нет компьютерного класса).
8. Выявление и поощрение талантливой молодежи стало в образовательных учреждениях округа ядром широкой системной поддержки и сопровождения юных талантов.
Развитие получило олимпиадное движение. Обучающиеся школ Миасского городского округа являются участниками муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, областных олимпиад, межрегиональных олимпиад.
Современное образование открыто нововведениям, большое развитие получило ЛЕГО. В МГО проводятся муниципальная олимпиада по основам робототехники "Роботехническая олимпиада", соревнования ЛЕГО-роботов, турнир классических соревнований ЛЕГО-роботов, фестивали.
Команды Миасса успешно участвуют в областных, региональных, всероссийских, международных соревнованиях роботов.
Одаренность имеет множество граней, для реализации физических способностей школьники участвуют во всероссийской олимпиаде школьников по физкультуре, Всероссийских спортивных соревнованиях "Президентские спортивные игры".
Вместе с тем сохраняется необходимость развития системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. В данной деятельности отсутствуют эффективные механизмы обеспечения непрерывности интеграции возможностей образовательных организаций, недостаточно используются возможности научных учреждений, организаций дополнительного образования.
Особого внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. В соответствии с инициативой "Наша новая школа" в любом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную социализацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Законом N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 нормативно закреплено обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
9. Реализация Программы будет происходить в условиях кризисных явлений в экономике, которые будут приходиться на период реализации Программы. Структурные и институциональные изменения экономики являются не только сопровождающими обстоятельствами реализации задач развития образования, но и формируют новые вызовы, задают новые цели. Реализация Программы должна сохранить в приоритете долгосрочные цели.
Важно продолжить уже начатые преобразования, призванные обеспечить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной, социально ориентированной экономики к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитию образования, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности.
Благодаря Программе развития образования в Миасском городском округе на 2014 - 2015 годы стал возможен целый ряд мероприятий, направленных на модернизацию и развитие системы образования округа, в том числе связанных с развитием современной инфраструктуры системы общего и дополнительного образования, внедрением новых организационно-финансовых механизмов функционирования системы образования, повышением доступности образования для учащихся с особыми образовательными нуждами, одаренных учащихся, развитием независимой системы оценки качества образования. Использование Программы развития образования в качестве основного инструмента программно-целевого управления сделало возможным инновационное развитие системы образования, внедрение новых образовательных технологий, обеспечение развития кадрового потенциала системы образования
10. Без решения вышеуказанных проблем, требующих комплексного подхода, противоречия в системе образования не только сохранятся, но будут нарастать.
Оптимальное решение проблем, указанных выше, может быть обеспечено применением программно-целевого метода, который основан на подчинении распределения ресурсов и мероприятий достижению определенной цели.
В Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, Миасского городского округа до 2020 года определены основные направления развития системы образования. Стратегической целью развития образования является повышение доступности качественного образования на основе инновационных технологий.
Для достижения стратегических ориентиров прогнозируются объемные показатели образовательной системы, тенденции ее развития до 2020 года:
количество педагогического персонала для прохождения курсов повышения квалификации и переподготовки;
мероприятия в соответствии с задачами обновления содержания и поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
динамика количества школьников, обучающихся в современных условиях, определение объемов средств на обновление оборудования и оснащение общеобразовательных учреждений, использование современных технологий обучения.
Общие перспективы развития различных сфер экономики помогают определить перспективы развития учреждений для детей с особыми образовательными потребностями и малокомплектных школ, заранее начать работу по обеспечению доступного качественного образования за счет ремонта зданий общеобразовательных организаций, обеспечению дистанционного обучения в удаленных школах и подвоза обучающихся, использованию современных технологий обучения и другое.
Цель и задачи настоящей Программы, учитывая сроки ее реализации, соответствуют государственной программе "Развитие образования в Челябинской области" на 2014 - 2017 годы, государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.