Решение Челябинского областного суда
от 29 ноября 2016 г. по делу N 3а-319/2016
Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Дюсембаеве А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Челябинской области об оспаривании в части нормативного правового акта, установил:
прокурор Челябинской области обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 2 пункта 48 раздела 6 подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" государственной программы Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. N 349-п (в редакции постановления Правительства Челябинской области от 05.09.2016 N 480-П); возложении на Правительство Челябинской области обязанности опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете "Южноуральская панорама".
В обоснование указано, что установленное оспариваемой нормой регионального нормативного акта требование о том, что приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории муниципального образования Челябинской области, предоставившего молодой семье свидетельство, возлагает на граждан дополнительное ограничение на свободу передвижения, что противоречит требованиям федерального законодательства.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Челябинской области Онищенко И.А. административные исковые требования поддержала, представитель административного ответчика Правительства Челябинской области Дульский И.В. против удовлетворения иска возражал.
Исследовав материалы дела и отзыв административного ответчика, выслушав пояснения сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. N 349-п утверждена государственная программа Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы, первоначальный текст которой опубликован в издании "Южноуральская панорама", N 51, 11.04.2014 (спецвыпуске 13).
Постановлением Правительства Челябинской области от 05.09.2016 года N 480-П в указанное постановление внесены изменения, вступившие в силу 06.09.2016 года со дня его официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Приложением 8 к государственной программе Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы является подпрограмма "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий".
Абзацем 2 пункта 48 раздела 6 подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" в редакции постановления Правительства Челябинской области от 05.09.2016 N 480-П предусмотрено, что приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории муниципального образования Челябинской области, предоставившего молодой семье свидетельство.
Помимо регионального и местного бюджетов средства на реализацию подпрограммы представляются субъектом Российской Федерации из федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050.
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" является одним из разделов Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы и предусматривает, в том числе государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Условия участия граждан в названной Федеральной целевой программе, и как следствие, в региональных программах, утвержденных в ее развитие, установлены вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации.
Пунктом 38 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденные Приложением N 4 Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, установлено, что приобретаемое помещение должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.
Таким образом, оспариваемое положение регионального нормативного правового акта в рамках реализации областной Программы дополнительно ограничивает право граждан на свободу передвижения территорией муниципального образования Челябинской области, предоставившего молодой семье свидетельство, что противоречит требованиям федерального законодательства.
Высказанный в отзыве административного ответчика на исковое заявление довод о соответствии положений оспариваемого абзаца 2 пункта 48 раздела 6 Приложения 8 к государственной программе Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы - подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" положениям пункта 38 вышеуказанных Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Приложением N 4 Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", несостоятелен.
Поскольку реализация подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" государственной программы Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы осуществляется на условиях софинансирования, а использование средств федерального бюджета возможно лишь путем участия в региональной программе, введение иных положений, отличных от тех, которые установлены на федеральном уровне, в рамках региональной Программы недопустимо. Субъектам Российской Федерации право дополнительного регулирования названных вопросов не представлено.
Суд также отмечает, что подпрограмма "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", помимо средств федерального и регионального бюджетов, предполагает также использование собственных и заемных средств граждан, чье гарантированное федеральным законодательством право на приобретения жилого помещения или строительство жилого дома на территории субъекта Российской Федерации незаконно ограничивается оспариваемой нормой территорией лишь одного муниципального образования Челябинской области, предоставившего молодой семье свидетельство.
Основания для привлечения к участию в деле Министерства строительства и дорожного хозяйства Челябинской области, участвовавшего в разработке подпрограммы, о чем ходатайствовал представитель административного ответчика, отсутствуют, поскольку оспариваемая норма утверждена Правительством Челябинской области; иск об ее оспаривании прав и охраняемых интересов Минстроя Челябинской области не затрагивает.
Определяя момент, с которого оспариваемая норма должна быть признана недействующей, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которому если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о принятии решения по делу должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании "Южноуральская панорама", в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 175 - 180 КАС РФ, суд решил:
требования Прокурора Челябинской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 пункта 48 раздела 6 Приложения 8 к государственной программе Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы - подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. N 349-п в редакции постановления Правительства Челябинской области от 05.09.2016 N 480-П.
Возложить на Правительство Челябинской области обязанность опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете "Южноуральская панорама".
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Челябинского областного суда от 29 ноября 2016 г. по делу N 3а-319/2016 (доступное и комфортное жилье - приобретаемое жилое помещение - молодая семья - ограничение на свободу передвижения)
Текст решения официально опубликован не был