Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. Особенности регулирования социально-трудовых отношений работников плавсостава судов морского флота
5.1. Сфера применения и определения.
5.1.1. Настоящие особенности регулирования социально-трудовых отношений применяются к плавающему составу (далее - плавсоставу) судов морского флота, принадлежащих работодателям, на которых распространяется Соглашение (далее - судовладельцы).
5.1.2. Особенности, определенные для плавсостава в настоящем разделе, исключают применение для плавающего состава общих норм предыдущих разделов по тем же вопросам
5.1.3. К командному составу (комсостав) относятся работники из числа плавающего состава, занимающие должности как они определены статьёй 52 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ).
5.1.4. Далее по тексту настоящего раздела: плавсостав, член экипажа, моряк и работник имеют одно и то же значение.
5.2. Рабочее время. Время отдыха.
5.2.1. Особенности режима труда и отдыха плавсостава устанавливаются в соответствии с "Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота", утверждаемым приказом Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России).
5.2.2. Для всех моряков устанавливается рабочая неделя с нормальной продолжительностью рабочего времени 40 часов - для работающих в нормальных условиях труда. Для работающих во вредных и опасных условиях труда устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов. При этом месячная, годовая норма рабочего времени подсчитывается исходя из принятой за основную пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями.
Норма рабочего времени для женщин, работающих на судах предприятий и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, определяется исходя из 36-часовой рабочей недели.
Норма рабочего времени для женщин, работающих на судах предприятий и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, определяется исходя из 36-часовой рабочей недели.
5.2.3. Каждый моряк при работе на судне должен иметь не менее одного периода времени, состоящего из 8 последовательных часов отдыха в течение 24 часов. При стоянках в портах в зависимости от конкретных условий капитан может устанавливать для командного состава суточное дежурство с предоставлением после его окончания отдыха продолжительностью не менее 48 часов. Организация вахт и работ, обеспечивающая выполнение настоящего требования, возлагается судовладельцем на капитана и старшего (главного) механика судна.
5.2.4. Установленной продолжительностью рабочего времени для работников является время, в течение которого они обязаны исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с графиком несения вахт и выполнения судовых работ, а также распорядком дня на судне, утверждаемого капитаном судна в соответствии с "Уставом службы на судах морского флота", вводимым в действие приказам Минтранса России (далее - Устав службы).
5.2.5. Графики несения вахт и выполнения судовых работ моряками предусматривают, как правило, трехсменные вахты или ежедневную работу суммарной продолжительностью 8 часов в сутки без освобождения от работы на судне в выходные и нерабочие праздничные дни.
Для плавсостава судовладелец устанавливает суммированный учет рабочего времени.
5.2.6. Время работы сверх нормы рабочего времени при работе по установленному в соответствии с п. 5.2.5 Соглашения графику суммируется и предоставляется работнику в виде оплачиваемых суммированных дней отдыха (отгулов). При определении количества суммированных дней отдыха (отгулов) из фактически отработанных часов исключается норма рабочего времени (в часах), приходящаяся на период рассчитываемых отгулов.
Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на нормальную продолжительность рабочего дня, предусмотренную п. 5.2.2 Соглашения.
5.2.7. В случаях, если работнику невозможно предоставить суммированные дни отдыха (отгулы) полностью, неиспользованные дни отдыха по соглашению сторон трудового договора компенсируются судовладельцем в денежной форме на условиях и в порядке, определённом п. 5.4.3 Соглашения.
5.2.8. Работа моряков сверх утвержденного графика в целях учёта рабочего времени считается сверхурочной, если иное не предусмотрено Соглашением. Привлечение членов экипажа к сверхурочным работам допускается с согласия моряка.
5.2.9. Авральные и аварийные работы производятся моряками по распоряжению капитана судна в течение либо сверх установленной продолжительности рабочего дня, являются обязательными для всех членов экипажа и не требуют получения согласия моряка и/или судового комитета (представителя Профсоюза на судне).
5.2.10. К авральным работам относятся выполняемые моряками на борту судна:
- работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;
- работы, связанные с входом судна в порт и выходом из него: открытие и закрытие грузовых люков, постановка и уборка трапов, сходен, швартовка и отшвартовка судна, подъем якорей, постановка и уборка парусов;
- работы, связанные с выполнением таможенных и других формальностей;
- работы по переводу судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту;
- работы по установке и снятию землечерпательного каравана;
- работы по перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.
Авральные работы, выполняемые членами экипажей сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).
5.2.11. Капитан, по мере возможности, обязан сводить к минимуму количество отработанного времени на авральных работах.
5.2.12. Следующие виды работ не признаются сторонами Соглашения авральными (сверхурочными) и не подлежат учету (их оплате) независимо от времени их выполнения:
- все виды аварийных работ, связанные с: устранением аварийного состояния судна, его систем и механизмов, препятствующего дальнейшему следованию судна до первого порта; организацией и проведением спасения судна, груза и жизни людей, спасением терпящих бедствие судов; ликвидацией аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также все виды обязательных тревог и учений;
- выполнение распорядительских функций, возложенных на командный состав судов Уставом службы, в том числе - связанных с представлением интересов судовладельца в портах захода судна;
- заполнение вахтенных журналов и ведение документации по заведованию (включая оформление приходов и отходов судна);
- время, необходимое для нормальной смены вахт;
- подмена вахты на время приема пищи в соответствии с распорядком дня на судне;
- поддержание чистоты в своей каюте.
5.2.13. Члены экипажа могут привлекаться с их согласия в свободное от вахт (работ) время к выполнению работ, не входящих в круг их прямых обязанностей. Эти работы не считаются сверхурочными и выполняются членами экипажа за дополнительную плату по расценкам, установленным судовладельцем. К таким работам могут относиться:
- грузовые работы (погрузка, выгрузка судна), осуществляемые силами экипажа;
- подготовка грузовых помещений судна (зачистка, мойка трюмов и т.п.) - за исключением членов экипажа, у которых выполнение этих работ входит в прямые должностные обязанности;
- крепление (раскрепление) груза;
- счет груза (тальманство);
- стирка белья и спецодежды;
- ремонтные работы заводского характера, выполняемые членами экипажа по договорам подряда с разрешения и под контролем судовладельца;
5.2.14. Сборы членов экипажа во время тревог и/или учений, предписываемых национальными и международными требованиями, а также учебные занятия проводятся на судне по распоряжению капитана таким образом, чтобы свести к минимуму сокращение времени отдыха моряков и не вызывать их чрезмерную усталость.
5.2.15. При временной недоукомплектованности экипажа по сравнению с утвержденным судовладельцем штатным расписанием судна, фактически отработанное работником время, с учетом времени исполнения обязанностей недостающего по штату члена экипажа и авральных (сверхурочных) работ, не может превышать 12 часов в сутки. Недоукомплектованность штата восполняется судовладельцем в первом удобном для доставки моряков порту.
5.2.16. Капитан судна обеспечивает ведение ежедневного учета продолжительности рабочего времени и времени отдыха каждого моряка.
5.2.17. Максимальная продолжительность работы членов экипажа на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней.
В случаях затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных или российских арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена работников связана со значительными затратами средств и времени, продолжительность работы на судне членов экипажа (всех или отдельных его членов) может быть увеличена до 150 календарных дней.
5.3. Оплата труда.
5.3.1. Оплата труда моряков устанавливается в рублях и производится, как правило, исходя из должностных окладов (соответствующих им тарифных ставок), закрепленных в штатных расписаниях, утверждаемых судовладельцем, а также на основании иных элементов системы оплаты труда в соответствии с коллективным договором (далее по тексту - должностной оклад, оклад, тарифная ставка, базовая ставка). Штатные расписания в отношении численности экипажа и размера должностных окладов могут быть изменены только судовладельцем.
5.3.2. Из расчета должностного оклада оплачивается нормальная продолжительность рабочего времени.
5.3.3. При прохождении стажировки или дублировании перед занятием штатной должности оплата труда дублеров и стажеров производится из расчета окладов, определяемых в размере 85% должностных окладов по штатным должностям. Коллективным договором могут быть предусмотрены иные условия оплаты труда дублеров и стажеров.
5.3.4. Оплата сверхурочной работы (протокол разногласий).
5.3.5. Выполнение обязанностей недостающего по штату члена экипажа оплачивается из расчета не менее 110% должностного оклада по штатному расписанию недостающего по штату члена экипажа пропорционально фактически отработанному времени.
Выполнение обязанностей недостающего по штату вахтенного члена экипажа моряком, не несущим вахты по своей основной должности, допускается только при наличии соответствующей подготовки и квалификации. Выполнение членом экипажа обязанностей недостающего по штату члена экипажа в свое рабочее время дополнительной оплате не подлежит.
Коллективным договором могут быть предусмотрены иные условия оплаты труда недостающих по штату членов экипажа.
5.3.6. Дополнительные работы, не входящие в прямые обязанности экипажа, связанные с коммерческой эксплуатацией судна и перечисленные в пункте 5.2.13 Соглашения, оплачиваются судовладельцем в размере действующих ставок оплаты за эти работы, согласованных с Профсоюзом.
5.3.7. Выплата морякам денежного вознаграждения в форме консолидированной заработной платы (протокол разногласий).
5.3.8. Судовладелец производит удержания из заработной платы моряков только в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, или в случаях, когда удержания санкционировал сам работник.
5.4. Предоставление отпусков и суммированных выходных дней отдыха (отгулов).
5.4.1. Оплачиваемые суммированные дни отдыха (отгулы) предоставляются моряку после окончания его непрерывной работы на судне, либо по соглашению сторон (вместо предоставления дней отдыха в натуре) выплачивается их денежная компенсация. Оплата за дни, подлежащие включению в суммированные дни отдыха, может производиться работодателем одновременно с оплатой труда работника в период работы на судне. В таком случае предоставляемые работнику по окончании работы на судне суммированные дни отдыха дополнительной оплате не подлежат.
5.4.2 Оплата отгулов, предоставляемых в натуре, производится из расчета 100% должностного оклада установленного в штатном расписании по должности, занимаемой работником на день предоставления отгулов, с начислением доплат и надбавок, установленных законодательством.
5.4.3. Денежная компенсация отгулов моряку может производиться по соглашению сторон трудового договора. Конкретный размер компенсации определяется судовладельцем в локальном нормативном акте, но не ниже, чем 200% дневной тарифной ставки, исчисленной исходя из должностного оклада по штатному расписанию, за каждый день накопленной переработки с начислением доплат и надбавок, установленных законодательством в соответствии с действующим у данного работодателя системой оплаты труда (статья 135 ТК РФ).
5.4.4. Для моряков графиком предоставления отпусков и отгулов является график смены экипажей, устанавливаемый судовладельцем. При одновременном предоставлении отпуска и отгулов за неиспользованные выходные дни - в первую очередь предоставляется отпуск.
5.4.5. Отзыв моряков из отпуска и/или оплачиваемых отгулов допускается только с личного согласия моряка.
5.4.6. При отзыве из отпуска или отгула за неиспользованные выходные дни и направлении на судно (или для обучения на курсах профессиональной подготовки/переподготовки), по просьбе или с согласия моряка минуя порт регистрации, оплата проезда до места стоянки судна (места обучения на курсах) производится по фактической стоимости проезда, но не выше стоимости проезда этим же видом транспорта от порта регистрации до порта стоянки судна (места обучения на курсах).
5.4.7. В случае наступления временной нетрудоспособности моряка в период нахождения в оплачиваемых суммированных днях отдыха (отгулах), отгулы могут быть продлены после окончания временной нетрудоспособности или перенесены на другой срок, определяемый судовладельцем с учетом пожеланий работника. Пособие по временной нетрудоспособности в этом случае выплачивается в соответствии с законодательством РФ и коллективным договором, локальным нормативным актом судовладельца.
5.5. Направление на судно и репатриация.
5.5.1. Судовладелец несёт расходы, связанные с направлением работника на судно, а также его репатриацией в случаях, предусмотренных настоящим разделом, соответственно из/в базового(ый) порта (порт). В этом случае базовым портом сторонами признается, как правило, порт регистрации судна. В трудовом договоре с работником по соглашению сторон договора в целях реализации положений настоящего раздела может предусматриваться иной, чем базовый порт, населенный пункт.
5.5.2. Работник имеет право на репатриацию в случаях, предусмотренных ст. 58 КТМ РФ.
5.5.3. Расходы судовладельца, связанные с направлением члена экипажа на судно и/или его репатриацией, включают в себя:
- сохраненный работнику заработок за все время следования на(с) судно(а);
- оплаты проезда и при необходимости найма жилого помещения в пути;
- оплаты суточных (в размере, установленном законодательством РФ и локальными нормативными актами судовладельца);
- оплата лечения работника, заболевшего (получившего травму) за пределами Российской Федерации, до тех пор, пока моряк по состоянию здоровья не будет годен для переезда к месту репатриации;
- оплату провоза не более 30 килограммов личного багажа работника при его репатриации.
5.5.4. При следовании на/с суда(на) на моряка в отношении его поведения распространяется действие Правил внутреннего трудового распорядка организации судовладельца и Устава службы. Моряк, направленный с судна, обязан на следующий день по прибытию в базовый порт к началу рабочего дня явиться в кадровое подразделение работодателя.
5.5.5. Морякам, отставшим от судна в российском порту по неуважительным причинам, проезд до базового порта и суточные не оплачиваются.
5.5.6. В случае если причины, вызвавшие репатриацию члена экипажа судна, возникли по его (члена экипажа) вине при исполнении им трудовых обязанностей, судовладелец имеет право на возмещение расходов на репатриацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
5.6. Условия труда и быта на борту судов.
5.6.1. Судовладелец обеспечивает материально-техническое и продовольственное снабжение судов.
5.6.2. Судовладелец обеспечивает коллективное питание экипажа в достаточном количестве, качестве и ассортименте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не допускается замена коллективного питания денежной компенсацией.
5.6.3. В дни выполнения работ с вредными условиями труда работникам, не получающим лечебно-профилактическое питание по установленным нормам, бесплатно выдается молоко (0,5 литра) или другие равноценные пищевые продукты.
5.6.4. При работе в тропиках независимо от температуры воздуха членам экипажа выдаются фруктовые соки, или сиропы, или питьевая вода первой категории качества сверх рациона коллективного питания.
5.6.5. Судовладелец бесплатно предоставляет членам экипажа на борту судна постельные принадлежности и полотенца, а также столовые приборы, моющие средства для стирки и туалетную бумагу, обеспечивает стирку полотенец и постельного белья с их сменой не реже, чем один раз в семь дней.
5.6.6. Судовладелец обеспечивает моряков сертифицированными: спецодеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты не ниже, норм установленных для морской отрасли приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.06.09 N 357н, а также смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с постановлением Минтруда России N 45 от 04.07.2003 г. Судовладелец создает условия на судне для механизированной стирки спецодежды, личной одежды моряков и (при необходимости) постельного белья.
5.6.7. Судовладелец обеспечивает наличие и своевременное пополнение судовых медицинских аптечек необходимыми лекарствами и другими средствами медицинского назначения, а также наличие и надлежащее оборудование судового лазарета в соответствии с международными и национальными требованиями. При неотложных показаниях, по рекомендации врачей, судовладелец обязуется дополнительно к содержанию судовой аптечки приобретать лекарственные препараты, необходимые для лечения в рейсе заболевших или травмированных моряков.
5.6.8. Судовладелец в экстренных случаях обеспечивает возможность получения судами в море медицинских консультаций по судовым средствам связи. В случае, если работник нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, судовладелец обязан обеспечить заход судна в ближайший порт или принять меры по доставке такого моряка в ближайший порт.
5.6.9. Член экипажа имеет право обратиться за неотложной медицинской помощью и срочной консультацией врача в любом порту стоянки судна.
5.6.10. При лечении работника вне судна, а также в случае смерти моряка судовладелец обеспечивает сохранность личного имущества, оставленного работником на борту судна.
5.6.11. В случае гибели имущества члена экипажа или повреждения такого имущества вследствие происшествия с судном работодатель обязан возместить члену экипажа причиненный ущерб, но не более стоимости имущества, указанной моряком в декларации, поданной им капитану. Не подлежит возмещению ущерб, причиненный имуществу члена экипажа, виновного в происшествии с судном.
5.6.12. Сторона работодателей принимает во внимание вступившую в силу Конвенцию МОТ 1987 г. N 163 "О социально-бытовом обслуживании моряков в море и в порту". В связи с этим судовладелец принимает необходимые организационные и финансовые меры для обеспечения членов экипажа на борту судна социально-бытовыми условиями в отношении предоставления информационных услуг, включая снабжение материалами отраслевых средств массовой информации, организации досуга и занятий спортом. При этом Судовладелец в полной мере руководствуется положениями Рекомендации МОТ N 173, соответствующей упомянутой выше Конвенции.
5.6.13. При нахождении судна в море и/или в порту, Судовладелец предоставляет работникам платный доступ к судовым средствам телекоммуникационной связи для телефонных переговоров с берегом, если использование средств связи при этом не влияет на безопасность эксплуатации судна и/или не противоречит местным правилам порта захода.
5.6.14. В случае смерти члена экипажа на судне или во время следования на(с) судно(а) Судовладелец берет на себя организационное и финансовое обеспечение по возвращению тела умершего в базовый порт или иной населенный пункт как это определено для целей репатриации в п. 5.5.1 Соглашения. Судовладелец принимает меры по финансированию расходов на ритуальные услуги на условиях, предусмотренных коллективным договором или локальным нормативным актом.
5.6.15. Факт бесследного исчезновения члена экипажа с борта судна в море признается несчастным случаем на производстве и оформляется актом установленной формы.
Если член экипажа исчез во время стоянки судна у причала и имеются основания сомневаться в его падении за борт и гибели, факт смерти признается согласно законодательству по истечении 6-ти месяцев, после чего документы оформляются так же, как по несчастному случаю на производстве.
5.7. Права и обязанности капитана судна.
5.7.1. Капитан судна является полномочным представителем судовладельца.
5.7.2. Капитан осуществляет свою деятельность на принципах единоначалия, основываясь на требованиях Устава службы, международных конвенций и положений по мореплаванию, КТМ, законодательства РФ.
5.7.3. Капитан обязан выполнять все распоряжения и указания судовладельца, не противоречащие требованиям безопасной эксплуатации судна, выполнять свои обязанности согласно заключенному с судовладельцем трудовому договору.
5.7.4. Капитану предоставляется право участия в комплектовании экипажа судна. Ни один моряк не может быть направлен на судно без согласия капитана.
5.7.5. Капитан имеет право направить в распоряжение судовладельца любого члена экипажа судна в следующих случаях:
а) совершение моряком уголовно-наказуемых и/или контрабандных действий;
б) провоз или содействие провозу безбилетных пассажиров;
в) употребление и/или хранение наркотиков на судне; употребление алкогольных напитков при исполнении служебных обязанностей и/или несении вахты и нахождение на судне в состоянии алкогольного, наркотического и/или иного токсического опьянения;
г) невыполнение (ненадлежащее исполнение) должностных и трудовых обязанностей,
д) нарушение рабочего режима (неоднократный несвоевременный выход на работу или вахту, отставание от судна);
е) преднамеренные: потеря и/или порча груза; повреждение судна, судового оборудования, механизмов и устройств;
ж) недостойное поведение (драка, угрозы членам экипажа, игра в азартные игры на деньги, воровство, шантаж и т.п.);
з) сознательное несоблюдение местного законодательства страны или порта захода.
5.7.6. Капитан обязан принять все меры к спасению человека, упавшего за борт, и может покинуть район поисков только после того, как убедится, что поиски безрезультатны и будет принято решение спасательным координационным центром о прекращении поисков.
5.8. Права и обязанности моряков.
5.8.1. Моряки обязаны выполнять свои должностные обязанности в соответствии с Уставом службы, Уставом о дисциплине работников морского транспорта, Системой управления безопасностью и качеством, коллективным договором, трудовыми договорами и должностными инструкциями, утвержденными судовладельцем и капитаном судна.
5.8.2. Ни один моряк не имеет права отказаться от выполнения любых судовых работ, в том числе и сверхурочных, необходимых для обеспечения технологического процесса торгового мореплавания и невыполнение которых препятствует продолжению рейса, за исключением работ, не входящих в прямые обязанности экипажа, в соответствии с п. 5.2.13 данного Соглашения в случае забастовки на судне в соответствии с действующим законодательством.
5.8.3. Моряки направляются на судно только после прохождения ими медицинского осмотра (освидетельствования), соответствующей тренажерной подготовки и сдачи экзаменов в соответствии с международными и национальными требованиями.
5.8.4. Вследствие специфики работы на морском транспорте и на основании международных и национальных требований к подготовке плавсостава моряки обязаны проходить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в порядке и в сроки, определенные судовладельцем. В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока действия выданных на основании такого обучения квалификационных документов (сертификатов), моряк обязан возместить расходы, затраченные судовладельцем на его обучение в порядке и размерах, предусмотренных трудовым договором или соглашением об обучении моряка за счет средств судовладельца.
5.8.5. В случаях направления работника с отрывом от производства на тренажерную подготовку, обучение на курсах повышения квалификации, переподготовку, необходимые для продолжения профессиональной деятельности работника и обязательные в соответствии с национальными и международными требованиями, за работниками организации сохраняется средний заработок на все время соответственно тренажерной подготовки, обучения на курсах повышения квалификации и переподготовки.
5.8.6. Морякам предоставляется оплачиваемое время для прохождения обязательных медицинских осмотров (освидетельствований), инструктажей, проверки знаний, аттестаций, переаттестаций, сдачи техминимумов и в других случаях отвлечения от основной работы в интересах судовладельца. Конкретное количество предоставляемого для этих целей оплачиваемого времени определяется коллективным договором или локальным нормативным актом судовладельца.
5.9. Работа в районах, связанных с военной, пиратской и эпидемиологической опасностью. (протокол разногласий).
5.9.1. Опасными в военном отношении признаются районы, которые включают зоны ведения военных действий (hostility), опасность плавания в которых официально подтверждается страховщиками военных рисков на основе данных Международной Лондонской Ассоциации Страховщиков (The International Underwriting Association of London).
5.9.2 Если по условиям заключенного рейсового или тайм-чартера судно должно следовать в район военных действий (hostility), судовладелец обязан обеспечить наличие в чартере оговорки VOYWAR 1993, либо CONWARTIME 1993, либо иной другой оговорки аналогичного содержания.
5.9.3. При направлении в рейс экипажу судна должна быть предоставлена полная информация, касающаяся зон ведения военных действий (активности пиратов) определенных в установленном порядке надлежащим уполномоченным федеральным органом Российской Федерации, включенных в район предполагаемых переходов.
5.9.4. Моряк имеет право отказаться от работы в районах с военной, эпидемиологической опасностью, и опасностью нападения пиратов, установленный уполномоченным государственным органом. В этих случаях он должен быть заменен и/или репатриирован за счет судовладельца без каких-либо для себя дисциплинарных последствий.
5.9.5. За время работы судна в зонах военных действий, эпидемиологической опасности и опасности нападения пиратов начисляется повышенная заработная плата в порядке и размерах, устанавливаемых коллективными договорами или локальными нормативными актами
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.