Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к долгосрочной целевой Программе
по повышению эффективности расходов
бюджета города Магнитогорска на 2013 год
и плановый период 2014-2015 годов
от 15 октября 2012 г. N 13331-П
Содержание и краткое описание программных мероприятий Программы
12 декабря 2012 г., 3 октября 2013 г.
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города
Одним из базовых условий реализации поставленных Программой задач является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города.
Стабильность экономики города напрямую зависит от проведения предсказуемой и ответственной бюджетной политики.
Непредсказуемость внешнеэкономических факторов может привести к снижению доходов бюджета города, что в свою очередь не только препятствует эффективному решению стратегических целей и задач, но и создает барьеры для исполнения публичных обязательств перед гражданами.
В таких условиях существенно усложняется планирование деятельности органов администрации города, снижается их ответственность за определение и достижение целей и индикаторов результативности своей деятельности.
Для недопущения подобной ситуации необходимо установить и соблюдать принципы ответственной бюджетной политики, в том числе:
1) формирование бюджета города исходя из реальной ситуации в экономике, а также с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджета города, основанных на реалистичных оценках в умеренном варианте;
2) ограничение дефицита бюджета города;
3) ограничение расходов при исполнении бюджета города с учетом текущих прогнозов доходных поступлений;
4) стабильность и предсказуемость налоговой политики;
5) недопустимость в ходе исполнения бюджета города увязки объемов расходов бюджета города с определенными доходными источниками;
6) полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей бюджетной политики (включая в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);
7) планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
8) принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;
9) принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации;
10) соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);
11) систематический анализ и оценка рисков для бюджета города, в том числе возникающих вследствие изменения экономической ситуации;
12) создание и поддержание необходимых финансовых резервов.
Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов планируется реализовать следующие основные меры:
1) выявление дополнительных резервов роста доходного потенциала бюджета города;
2) анализ действующего налогового законодательства в части бюджета городского округа, разработка предложений по его совершенствованию;
3) мониторинг объемов предоставленных налоговых льгот по местным налогам;
4) обоснованность повышения установленных налоговых ставок по местным налогам;
5) формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности органов администрации города за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения;
6) установление среднесрочных (на срок до 6 лет) индикативных пределов (показателей) расходов по направлениям муниципальной политики (муниципальным программам), создающих условия для повышения гибкости в использовании бюджетных ассигнований для достижения заявленных целей и при необходимости реструктуризации расходов по инициативе соответствующих органов администрации города;
7) совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета города с установлением ответственности распорядителей бюджетных средств за качество и соблюдение показателей кассового плана.
2. Повышение эффективности расходов бюджета города через формирование муниципальных программ
Программно-целевой принцип организации деятельности органов администрации города является одним из инструментов повышения эффективности расходов бюджета города. Муниципальные программы обеспечивают достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов.
Муниципальная программа - документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты муниципальной политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов, установленных Стратегическим Планом социально-экономического развития города Магнитогорска до 2020 года, либо обеспечивающий реализацию в установленные сроки масштабных мероприятий местного значения.
Разработка и реализация Муниципальных программ должны основываться на следующих принципах:
1) муниципальные программы формируются исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития города Магнитогорска и индикаторов их достижения;
2) определяется орган администрации города, отвечающий за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов);
3) для муниципальных программ, как правило, устанавливаются измеримые результаты двух типов: конечные результаты, характеризующие удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственные результаты, характеризующие объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
4) муниципальные программы охватывают все сферы деятельности органов администрации города и соответственно большую часть бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) инструментов для достижения целей муниципальных программ;
5) органы администрации города и их должностные лица, осуществляющие управление муниципальными программами и их подпрограммами, наделяются полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ;
6) регулярно проводится оценка результативности и эффективности реализации муниципальных программ, включающая в себя внешнюю экспертизу, оценку их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики города Магнитогорска с возможностью их корректировки или досрочного прекращения.
Муниципальные программы должны формироваться исходя из целей и индикаторов Стратегического Плана социально-экономического развития города Магнитогорска до 2020 года и иных стратегических документов, утвержденных администрацией города. При этом увязка стратегических целей и среднесрочных задач должна осуществляться в соответствии с "Планом по реализации Концепции стратегии социально-экономического развития города Магнитогорска до 2020 года на период 2011-2015 гг.", утвержденным постановлением администрации города от 15.03.2011 N 2718-П.
Состав и планируемые результаты реализации "Плана по реализации Концепции стратегии социально-экономического развития города Магнитогорска до 2020 года на период 2011-2015 гг." будут определяться муниципальными программами, а бюджетные ассигнования на их достижение будут утверждаться решением о бюджете города.
Кроме того, в рамках муниципальных программ решением администрации города могут быть предусмотрены и приняты выходящие за пределы лимитов бюджетных обязательств расходные обязательства, в результате чего существует возможность заключения (по конкретным проектам, объектам) долгосрочных муниципальных контрактов. Также в отношении объектов, указанных в областных и долгосрочных городских целевых программах, могут заключаться муниципальные контракты со сроком реализации, выходящим за пределы 3-летнего периода.
Ответственными за разработку и реализацию муниципальных программ являются органы администрации города.
Инструментом стратегического и операционного планирования на ведомственном уровне являются ДРОНДы, преобразованные в соответствии с новыми задачами, также их необходимо использовать в качестве отчета о результатах деятельности органов администрации города. Для придания публичного характера они должны размещаться в сети Интернет.
Для осуществления изложенных подходов необходимо реализовать следующие мероприятия:
1) определить перечень муниципальных программ и организовать подготовку проектов муниципальных программ с отражением в них следующих основных вопросов:
- обоснование цели и задач программы, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического развития города;
- анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
- прогноз конечных результатов программы, характеризующих целевое состояние, изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
- перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации;
- сроки реализации муниципальной программы в целом, основные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;
- основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых на первом этапе ее реализации;
- обоснование общего объема бюджетных ассигнований из бюджета города по годам реализации муниципальной программы.
2) определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований бюджета города на реализацию муниципальных программ на среднесрочный период с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом.
3. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
Оптимизация функций муниципального управления и повышения эффективности их обеспечения предполагает продолжение реализации административной реформы. При этом основной акцент будет сделан на проектном принципе организации деятельности органов администрации города, в том числе на применении его в процессе реализации муниципальных программ и организации процедур внутреннего контроля деятельности соответствующих органов.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности органов администрации города (выполнения возложенных на них функций) должны стать:
1) совершенствование контрольной деятельности;
2) оптимизация состава и полномочий органов администрации города, в результате которой должно сократиться дублирование функций и полномочий;
3) оптимизация численности муниципальных служащих;
4) повышение мотивации руководителей органов администрации города в отношении оптимизации предельной численности работников органов администрации города и сокращения расходов бюджета города на их деятельность;
5) оптимизация в органах администрации города соотношения численности муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы;
6) формирование "электронного правительства", в том числе переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами администрации города в электронной форме.
Важной сферой оптимизации деятельности органов администрации города является управление муниципальной собственностью. Для повышения его эффективности необходимо реализовать меры по следующим основным направлениям:
1) упорядочение состава имущества публично-правовых образований и обеспечение его учета;
2) инвентаризация объектов муниципальной собственности, оформление прав на них;
3) создание прозрачных процедур, определяющих вопросы аренды муниципального имущества.
4. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
Целями повышения эффективности предоставления муниципальных услуг являются:
1) повышение конкурентоспособности, доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и иных социально значимых сферах;
2) привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров, путем повышения материальной заинтересованности, предоставления социальных гарантий, обеспечения профессиональной переподготовки и трудового устройства;
3) развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников.
В целях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", направленного на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг, утверждены следующие нормативно-правовые акты города Магнитогорск:
- постановление администрации города от 25.02.2011 N 1956-П "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений";
- постановление администрации города от 01.06.2011 N 6115-П "Об утверждении примерной формы Устава муниципального казенного учреждения города Магнитогорска";
- постановление администрации города Магнитогорска от 01.06.2011 N 6116-П "Об утверждении примерной формы Устава муниципального бюджетного учреждения города Магнитогорска";
- постановление администрации города Магнитогорска от 03.05.2011 N 4879-П "О порядке определения видов особо ценного движимого имущества муниципального автономного или муниципального бюджетного учреждения города Магнитогорска";
В части совершенствования правового положения муниципальных учреждений на 1 января 2012 года обновлена и усовершенствована система муниципальных учреждений города, заинтересованных в повышении качества предоставляемых муниципальных услуг. В настоящее время в городе функционируют 297 муниципальных учреждений, из них 260 - бюджетного типа, 13 - автономного типа, 15 - казенного типа.
В части внедрения инструментов нормативного финансирования муниципальных услуг администрацией города Магнитогорска утверждены нормативные правовые акты:
- постановление администрации города Магнитогорска от 27.07.2011 N 8504-П "О Методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений города Магнитогорска";
- постановление администрации города Магнитогорска от 05.07.2011 N 7449-П "Об утверждении Порядка утверждения нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями города Магнитогорска муниципальных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества".
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами:
- определяются объемы субсидии на выполнение муниципального задания муниципальными учреждениями;
- утверждаются и доводятся до распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования на выполнение муниципальных заданий муниципальными учреждениями.
В части создания системы управления качеством предоставляемых услуг в соответствии с постановлением администрации города Магнитогорска от 05.07.2011 N 7451-П "О Порядке разработки и утверждения стандартов качества муниципальных услуг в городе Магнитогорске" для 30 муниципальных услуг (88,2 процентов), входящих в Консолидированный перечень муниципальных услуг (работ), утверждены стандарты качества муниципальных услуг. Кроме того, в соответствии с постановлением администрации города от 23.11.2011 N 13770-П "Об утверждении Порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых муниципальных услуг физическим и юридическим лицам утвержденным стандартам качества муниципальных услуг на территории города Магнитогорска" будет ежегодно проводиться контроль качества фактически предоставляемых муниципальных услуг утвержденным стандартам качества муниципальных услуг. Утвержденные стандарты качества муниципальных услуг будут в дальнейшем усовершенствоваться.
В части повышения открытости деятельности муниципальных учреждений, а также в рамках реализации Концепции "Электронный бюджет" администрация города Магнитогорска определила цель - формирование единого информационного пространства путем интеграции данных действующих в городе автоматизированных систем с информационными системами регионального и федерального уровней.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить мероприятия, направленные на повышение открытости деятельности муниципальных учреждений,. В первую очередь, автоматизация размещения информации на официальном сайте www.bus.gov.ru в части муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (работ) и их исполнения, планов финансово-хозяйственной деятельности, информации об операциях с целевыми средствами из бюджета города, о бюджетных обязательствах и их исполнении.
Для достижения указанных целей, а также в рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", принятые в 2011 году нормативные правовые акты администрации города Магнитогорска, скорее всего, потребуют внесения в них изменений и доработки с учетом практики их применения.
Постановлением Администрации города Магнитогорска Челябинской области от 3 октября 2013 г. N 13325-П в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Развитие системы муниципального финансового контроля
Муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регламентирующих бюджетные правоотношения.
Внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений осуществляет контрольно-счетная палата города Магнитогорска.
Внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью органов муниципального финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) администрации города (далее - органы внутреннего муниципального финансового контроля), управления финансов администрации города.
Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляют главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета города, главный администратор (администратор) доходов бюджета города, главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета города.
Порядок осуществления полномочий органами муниципального финансового контроля по муниципальному финансовому контролю, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о бюджетном процессе в городе Магнитогорске, утвержденным Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 31.10.2007 N 128.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.