Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации
Миасского городского округа
от 25 января 2016 г. N 329
Методические рекомендации
по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Миасского городского округа, регулирующих отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Миасского городского округа, регулирующих отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности (далее именуются - Методические рекомендации), разработаны в соответствии с:
- приказом Министерства экономического развития РФ от 26.03.2014 N 159 "Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации";
- постановлением Правительства Челябинской области от 25.12.2013 N 551-П "О Порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Челябинской области и экспертизы нормативных правовых актов Челябинской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности";
- протоколом Комиссии по проведению административной реформы Челябинской области от 21.03.2014 N 1 "О методических рекомендациях по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Челябинской области и экспертизы нормативных правовых актов Челябинской области, регулирующих отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской или инвестиционной деятельности".
2. Методические рекомендации охватывают вопросы проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Миасского городского округа, регулирующих отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности.
3. Под оценкой регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта понимается систематический процесс выявления и оценки последствий введения и действия норм государственного регулирования отношений, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности.
II. Проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов
4. Схема проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов приведена в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
5. По результатам оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта орган-разработчик составляет отчет об оценке регулирующего воздействия (далее именуется - отчет об ОРВ), включающий справку о проведении публичных консультаций. Форма отчета об ОРВ представлена в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
6. Отчет об ОРВ включает 14 разделов:
- общая информация;
- описание проблемы, на решение которой направлено принятие нормативного правового акта;
- цели регулирования;
- варианты решения проблемы;
- основные группы участников отношений, интересы которых будут затронуты принятием нормативного правового акта;
- изменение функций, полномочий и прав органов местного самоуправления;
- оценка расходов и доходов бюджета;
- новые обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности;
- оценка дополнительных расходов предпринимателей и (или) инвесторов;
- оценка последствий и рисков решения проблемы предложенным способом;
- описание методов контроля эффективности избранного способа;
- необходимые мероприятия для достижения цели;
- выводы об обоснованности предлагаемого регулирования;
- справка о проведении публичных консультаций.
7. В разделе 1 приводится наименование органа-разработчика и полное наименование проекта нормативного правового акта, планируемая дата вступления в силу, необходимость установления переходного периода и контактная информация исполнителя органа-разработчика.
8. В разделе 2 описывается проблема, на решение которой направлено принятие нормативного правового акта.
Важно, чтобы формулировка проблемы была конкретной и понятной для лиц, не имеющих специальных познаний в соответствующей области регулирования. По возможности проблема должна быть оценена количественно (перечислены группы лиц, испытывающих на себе негативные эффекты от данной проблемы, указана численность данных групп лиц, а также приведена количественная оценка ущерба от существования данной проблемы).
Не является проблемой необходимость приведения местных нормативно-правовых актов в соответствие с федеральным, региональным законодательством, устранение пробелов законодательства. Также наличие поручения о разработке проекта нормативного правового акта не является доказательством наличия проблемы.
Проблема может быть выявлена в результате:
- мониторинга регулирующего воздействия действующих нормативных правовых актов и муниципальных программ;
- поступления неоднократных обращений граждан и организаций, свидетельствующих о наличии проблемы в определенной сфере предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности;
- проведения оценки эффективности осуществления муниципального контроля (надзора) в определенной сфере предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности;
- поступления предложений от должностных лиц, органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления Миасского городского округа.
Негативными последствиями наличия проблемы могут быть:
- нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, неполная или противоречивая действующая нормативная правовая база;
- невозможность выполнения действий, функций, получения услуг вследствие отсутствия или избыточности правового регулирования;
- негативное воздействие регулирования на определенные группы лиц;
- мнение заинтересованных лиц и независимых экспертов о причинах существования проблемы;
- неприемлемо высокие издержки применения участниками отношений установленных процедур. Подтверждением их наличия являются количественные оценки стоимости и продолжительности процедур (в сопоставлении со стоимостью и продолжительностью аналогичных процедур в других муниципальных образованиях Российской Федерации либо в сопоставлении с величиной доходов участников общественных отношений в данной сфере);
- недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками отношений. Вследствие недостатка информации возможны такие негативные последствия, как недобросовестное поведение более информированных участников в отношении менее информированных участников, негативные изменения рыночных условий, в том числе недобросовестная конкуренция, неэффективное распределение ресурсов и так далее.
В отчете приводится информация о времени возникновения проблемы, а также времени выявления проблемы. Рекомендуется указать, идет ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента не решалась или усилия по ее решению не привели к ее решению. Если ранее предпринимались меры, направленные на решение проблемы, указывается, какие именно меры и когда были предприняты, каковы были достигнутые результаты и почему принятые меры не привели к достижению цели. Здесь же приводятся сведения об объемах ресурсов (в том числе бюджетных), затраченных ранее на решение данной проблемы.
При объяснении причин невозможности решения проблемы без участия ОМСУ раскрывается, как может в последующем развиваться проблема и связанные с ней негативные эффекты без вмешательства ОМСУ (описывается наиболее вероятный сценарий развития событий). В том случае, если одинаково вероятны несколько различных сценариев, необходимо дать их описание и оценку условий, при которых более вероятным оказывается тот или иной сценарий.
9. В разделе 3 описываются цели, которых планируется достичь принятием нормативного правового акта (правового, экономического, социального характера), и определяются сроки их достижения.
11. В разделе 4 приводятся варианты решения проблемы, которые могут основываться на опыте решения данной или аналогичной проблемы правовыми, финансово-экономическими, информационными, техническими или организационными средствами в других субъектах или муниципальных образованиях Российской Федерации.
12. В разделе 5 указывается характеристика основных групп участников общественных отношений, интересы которых будут затронуты принятием нормативного правового акта, и дается (при возможности) оценка количества их участников.
В обобщенном виде выделяются следующие основные группы: потребители (хозяйствующие субъекты, граждане), государство, органы местного самоуправления, общество в целом.
13. В разделе 6 приводится информация обо всех функциях, полномочиях, обязанностях и правах органов местного самоуправления Миасского городского округа, которые вводятся, отменяются или изменяются предлагаемым правовым регулированием.
По каждой функции приводится характер изменения (новая, изменяемая или отменяемая), предлагаемый характер реализации, оценка изменения трудозатрат на ее реализацию (потребность в увеличении численности сотрудников, повышении напряженности труда сотрудников), а также возможные иные затраты на ее исполнение.
Под характером реализации функций понимаются регулярное наблюдение, выборочные проверки, анализ отчетности и (или) статистических данных, выдача разрешений, согласование, экспертиза, прием уведомлений и прочее.
14. В разделе 7 приводится расчет дополнительных расходов и доходов бюджета Миасского городского округа по каждому виду расхода (дохода) от введения предлагаемого правового регулирования.
Указанная оценка проводится в контексте новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав ОМСУ, выделенных в разделе 6 отчета об ОРВ.
Дополнительными расходами могут являться средства на создание и функционирование дополнительных подразделений в органах местного самоуправления, увеличение штатной численности или другие расходы, связанные с выполнением новых обязанностей.
Дополнительными доходами бюджета могут быть:
- сокращение расходов на содержание органов местного самоуправления в связи с их ликвидацией, сокращением численности сотрудников и т.д.;
- повышение собираемости налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней;
- снижение финансирования отдельных государственных (муниципальных) полномочий в связи с оптимизацией их реализации.
По каждому направлению дополнительных расходов (доходов) приводится количественное значение в стоимостном выражении. А в случае невозможности количественной оценки описываются возможные качественные последствия.
15. В разделе 8 для каждой группы участников отношений (указанных в пункте 5 отчета об ОРВ), регулируемых проектом нормативного правового акта (кроме органов местного самоуправления), приводится описание с указанием положения проекта нормативного правового акта:
- новых обязанностей и (или) ограничений;
- изменений содержания существующих обязанностей (ограничений);
- отменяемых обязанностей (ограничений).
Рекомендуется также кратко описать порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений. Такой порядок может предполагать введение изменений хозяйственной деятельности адресатов предлагаемого правового регулирования (например, требования использования новых технологий или оборудования), дополнительные организационные требования (например, предоставление дополнительной отчетности в государственные органы и органы местного самоуправления, дополнительное информирование потребителей), ограничения по месту или времени осуществления деятельности (например, ограничения на реализацию некоторых видов товаров в определенных местах или в определенный промежуток времени).
Если порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений будет определяться другим нормативным правовым актом, то указывается необходимость принятия соответствующего акта.
16. В разделе 9 приводится количественная характеристика расходов субъектов предпринимательской, инвестиционной и иной деятельности, а также иных лиц, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо с изменением содержания таких обязанностей или ограничений. А в случае невозможности количественной оценки описываются возможные последствия изменений обязанностей (ограничений).
17. В разделе 10 описываются риски недостижения целей правового регулирования, возможные положительные и негативные последствия от принятия нормативного правового акта, например:
- невозможность исполнения субъектами предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности возложенных на них обязанностей вследствие противоречий или пробелов в правовом регулировании;
- отсутствие необходимых организационных, материальных, технических и иных условий у органов местного самоуправления, а также сложившийся уровень развития технологий, инфраструктуры, рынков товаров (работ, услуг);
- отсутствие должного контроля соблюдения вводимых требований. Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствуют механизмы контроля либо полномочия по контролю), с отсутствием информации, необходимой для контроля, а также с расходами на осуществление такого контроля;
- ухудшение инвестиционного климата, в том числе ухудшение условий ведения бизнеса, повышение рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижение гарантий для инвесторов, снижение доступности кредитных ресурсов;
- снижение темпов развития малого и среднего предпринимательства, связанное, прежде всего, со стоимостью начала бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемого правового регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам;
- снижение конкуренции, которое может быть связано с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими либо определенным категориям хозяйствующих субъектов, а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностей недобросовестной конкуренции.
18. В целях исключения рисков нерешения проблемы предложенным способом регулирования в разделе 11 разрабатываются методы контроля эффективности достижения цели, а также описываются индикативные показатели, характеризующие оценку достижения заявленных целей регулирования.
Методами контроля могут быть:
- мониторинг достижения индикативных показателей;
- проведение опросов населения;
- анализ поступивших обращений граждан, организаций;
- анализ данных органов статистического учета, средств массовой информации и т.д.
Примерами индикативных показателей могут быть:
- доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа;
- число субъектов малого и среднего предпринимательства;
- объем инвестиций в основной капитал.
19. В разделе 12 приводятся данные о необходимых для достижения заявленных целей регулирования организационно-технических, методологических, информационных и иных мероприятиях с указанием сроков их реализации, ожидаемых результатов и объемов финансирования.
20. В разделе 13 указываются выводы и дополнительные сведения, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования.
21. В разделе 14 приводятся сведения о сроках проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта и отчету об ОРВ, месте размещения (полный электронный адрес) сводки предложений, поступивших в ходе их проведения, лицах, представивших предложения, и обобщенных результатах их рассмотрения разработчиком.
22. В процессе формирования возможных вариантов решения проблемы, включая рекомендуемый вариант, орган-разработчик проводит публичные консультации, срок проведения которых должен быть не менее 15 календарных дней.
Для проведения публичных консультаций орган-разработчик размещает:
1) на официальном сайте Администрации МГО в сети Интернет и в средствах массовой информации - уведомление о проведении публичных консультаций (по форме согласно приложению 3 к настоящим Методическим рекомендациям).
2) на официальном сайте в сети Интернет - проект нормативного правового акта с пояснительной запиской и опросный лист для проведения публичных консультаций (по форме согласно приложению 4 к настоящим Методическим рекомендациям).
Проведение публичных консультаций способствует установлению "обратной связи" между органом-разработчиком и заинтересованными сторонами, что позволит:
- учесть баланс интересов заинтересованных сторон;
- уточнить оценки выгод и издержек рассматриваемых вариантов для основных групп, а также риски недостижения целей предлагаемого регулирования;
- выявить возможные противоречия между различными методами регулирования;
- оценить последствия возможных решений, включая мнение сторон о том, как рекомендуемый вариант будет работать на практике, что позволит снизить риски возникновения непредусмотренных эффектов при введении той или иной формы регулирования.
При наличии предложений и замечаний заинтересованных сторон, полученных в ходе проведения публичных консультаций, свод предложений оформляется в виде приложения к отчету об ОРВ по форме согласно приложению 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.