Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму
Министерства образования и науки
Челябинской области
от 17 июня 2016 г. N 03-02/5361
О преподавании учебного предмета "Технология"
в 2016/2017 учебном году
1. Нормативные документы и методические материалы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по предмету "Технология"
В 2016 - 2017 учебном году в общеобразовательных организациях Челябинской области реализуются:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5 - 6 классы, 7 - 9 классы (введение ФГОС основного общего образования в пилотном режиме));
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (5 - 9, 10 - 11 классы).
Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает требования к образовательным программам, стандартам, регламентирует права и ответственность участников образовательных отношений. Как непосредственным участникам образовательных отношений педагогам необходимо хорошо знать основные понятия, положения законодательных актов в сфере образования и руководствоваться ими в своей практической деятельности. Это требование к профессиональной компетентности отражено в квалификационных характеристиках должностей работников образования (Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 г. N 761н) и профессиональном стандарте педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. N 544н). В связи с этим, при разработке рабочих программ по учебному предмету учителю необходимо руководствоваться нормативными документами федерального и регионального уровней. При работе с нормативными документами, в которые вносились изменения целесообразно использовать официальный сайт компании "КонсультантПлюс" или информационно-правовой портал "Гарант.ру", так как данные интернет-ресурсы представляют действующие редакции документов. Названия сайтов, на которых можно найти необходимые документы, приведены в следующем перечне.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" следует читать как "N 273-ФЗ"
Преподавание предмета "Технология" в общеобразовательных организациях определяется нормативными документами и методическими рекомендациями:
1.1. Нормативные документы (общие, для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта)
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. N 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. N 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" следует читать как "N 273-ФЗ"
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. N 253 "Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. N 576, от 28.12.2015 г. N 1529, от 26.01.2016 г. N 38) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. N 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. N 30550) // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. N 30067) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 189 (ред. от 25.12.2013 г.) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. N 19993), (в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 г. N 85, Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. N 72, Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. N 81) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. N 38528) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. N 729 (ред. от 16.01.2012 г.) "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2010 г. N 15987) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Региональный уровень
1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. N 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) "Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. N 1543.
2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. N 01/3810 "Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области "ТЕМП".
1.2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Федеральный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. N 1644, от 31.12.2015 г. N 1577) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. N 19644) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. N 1645, от 31.12.2015 г. N 1578) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012 г. N 24480) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant. ru/
1.3. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Федеральный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. N 1089 "Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" // http://www.consultant.ru/
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. N 03-126 "О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана" // http://www.consultant.ru/
Региональный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. N 01/1839 "О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования".
2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.08.2014 г. N 01/2540 "Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014 - 2015 учебный год"
3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. N 103/3404 "О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области".
Методические материалы
Федеральный уровень
1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования // http://fgosreestr.ru/
Региональный уровень
1. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2016 г. N 03-02/2468 "О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области"
2. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.03.2016 г. N 03-02/2257 "О систематизации работы по реализации ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях Челябинского области"
3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 2 марта 2015 г. N 03-02/1464 "О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области".
4. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 11.09.2015 г. N 03-02/7732 "О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях"
5. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Е.А. Тюрина, Д.Ф. Ильясов, Ю.Ю. Баранова, В.М. Кузнецов, Н.Е. Скрипова, А.В. Кисляков, Т.В. Соловьева, Ф.А. Зуева, Л.Н. Чипышева, Е.А. Солодкова, И.В. Латыпова, Т.П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл.; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. - Челябинск: ЧИППКРО, 2013. - 164 с.
6. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" / http://ipk74.ru/news.
7. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для учащихся 8 - 11 классов / http://ipk74.ru/news.
2. Рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности (основное общее и среднее общее образование)
Данные рекомендации разработаны для педагогов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010 г. N 1897 с изм.) и федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. N 1089).
2.1. Реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности являются структурным компонентом основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации, которая в свою очередь является локальным нормативным актом.
Целью рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности является обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Задачами рабочих программ учебных предметов, курсов является определение содержания, объема, порядка изучения учебного материала по отдельным учебным предметам, курсам с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности образовательной организации и контингента учащихся.
Структура рабочих программ учебных предметов, курсов определяется требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Обращаем внимание на то обстоятельство, что вступили в действие изменения в ФГОС основного общего образования, касающиеся требований к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 г. N 40937).
При определении содержания рабочих программ учебных предметов, курсов используются положения основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации, примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru/) и при необходимости материалы примерных программ по учебным предметам, курсам, а также вариативные (авторские) программы учебных предметов, курсов. Рабочие программы учебных предметов, курсов разрабатываются учителем (разработчик), группой учителей (разработчики) образовательной организации для уровня образования (основного общего образования) в соответствии с положениями основной образовательной программы основного общего образования. Порядок разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, внесение изменений и их корректировка определяются локальным нормативным актом.
2.1.1. Структура рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
Структура рабочей программы учебного предмета, курса является формой представления учебного предмета, курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.
Далее представлены изменения ФГОС основного общего образования, касающиеся требований к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности. С целью проведения корректировки основной образовательной программы основного общего образования изменения представлены в табличном варианте в сравнении с действующей редакцией ФГОС основного общего образования от 31.12.2015 г. (таблица 1).
Структура рабочей программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
(с изм. в п. 18.2.2 ФГОС основного общего образования)
|
Таблица 1 |
Структура рабочей программы учебных предметов, курсов в редакции ФГОС основного общего образования от 29.12.2014 г., недействующая |
Структура рабочей программы учебных предметов, курсов в редакции ФГОС основного общего образования от 31.12.2015 г., действующая |
Структура рабочих программ учебных предметов, курсов | |
1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; 2) общая характеристика учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса |
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы |
Структура рабочих программ курсов внеурочной деятельности | |
отсутствовали данные требования |
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) тематическое планирование |
2.1.2. Рекомендации по формированию содержания рабочих программ учебных предметов, курсов
Изменения ФГОС основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 31.12.2015 г. N 1577) показывают наличие ряда позиций, характерных для основной образовательной программы основного общего образования.
Во-первых, выделяются отдельно изменения для адаптированной образовательной программы основного общего и среднего общего образования в части личностных, метапредметных и предметных результатов. Изменения, касающиеся планируемых результатов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вносятся в адаптированную образовательную программу основного общего образования.
Во-вторых, выделены обязательные предметные области и учебные предметы: русский язык и литература, иностранный язык, второй иностранный язык (для уровня основного образования), математика и информатика.
В-третьих, внесены изменения в предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Подробное описание изменений предложено в Письме Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2016 г. N 03-02/2468 "О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области".
Содержание рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности представлено в таблице 2, где п. 1 "Содержание рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности основного общего образования", п. 2 "Соответствие содержания рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности содержанию основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации".
Рекомендации по формированию содержания рабочих программ учебных предметов, курсов
Таблица 2 | |||
1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса | |||
1. |
В данном разделе описываются: а) достижение обучающимися личностных результатов на конец каждого года обучения. Следует обратить внимание на то, что внесены изменения в ФГОС основного общего образования (приказ N 1577 в редакции от 31.12.2015 г.) в личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования для следующих категорий обучающихся: глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра. б) достижение обучающимися метапредметных результатов на конец каждого года обучения. Следует обратить внимание на то, что внесены изменения в ФГОС основного общего образования (приказ N 1577 в редакции от 31.12.2015 г.) в метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования для следующих категорий обучающихся: глухих, слабослышащих, поздно оглохших обучающихся, обучающихся с расстройствами аутистического спектра; в) достижение обучающимися предметных результатов на конец каждого года обучения. Предметные результаты представляются двумя блоками "Обучающийся научится" ("Выпускник научится") и "Обучающийся получит возможность научиться" ("Выпускник получит возможность научиться"). Курсивом выделяются предметные результаты, расширяющие и углубляющие опорную систему знаний или выступающих как пропедевтика для дальнейшего развития обучающихся. Предметные результаты, составляющие указанную группу, приводятся в блоках "Обучающийся получит возможность научиться" ("Выпускник получит возможность научиться)". Следует обратить внимание на то, что внесены дополнения в ФГОС основного общего образования (приказ N 1577 в редакции от 31.12.2015 г.) в предметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования в предметные области: естественнонаучные предметы (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: слепых и слабовидящих обучающихся). |
||
2. |
"Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования". Планируемые результаты учитываются с учетом изменений, внесенных ФГОС основного общего образования (приказ N 1577 в редакции от 31.12.2015 г.). Претерпели существенные изменения основные задачи содержания основного общего образования. Подробный анализ основных задач реализации содержания основного общего образования в соответствии с предметными областями проведен в Письме Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2016 г. N 03-02/2468) "О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области". Возможно использование материалов примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreeslr.ru/), примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса. |
||
2) Содержание учебного предмета, курса | |||
1. |
В данный раздел включается перечень изучаемого учебного материала путем описания основных содержательных линий. |
||
2. |
Возможно использование материалов Примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreeslr.ru/), примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления содержания учебного предмета, курса. |
||
3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | |||
1. |
Тематическое планирование по учебному предмету, курсу разрабатывается для 5, 6, 7, 8 и 9 классов отдельно. Тематическое планирование состоит из двух обязательных блоков: "Содержание учебного предмета, курса" и тема (раздел) количество часов, отводимых на изучение каждой темы" В блоке "Содержание учебного предмета, курса (тема (раздел) (количество часов)" раскрывается содержание крупных тем. Тематическое планирование разрабатывается по следующей форме: |
||
Содержание учебного предмета |
Тема раздела (количество часов) |
|
|
|
|
||
2. |
Возможно использование материалов Примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru/), примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления вариантов тематического планирования по учебному предмету, курсу. |
В структуру рабочих программ учебных предметов, курсов локальным нормативным актом образовательной организации могут быть включены дополнительные разделы, например, календарно-тематическое планирование по учебному предмету, курсу, оценочные материалы. Ниже предлагаются рекомендации по содержанию данных разделов.
Рекомендации по структуре дополнительных разделов рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов основного общего образования
Таблица 3 |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету, курсу |
Календарно-тематическое планирование по каждому учебному предмету, курсу разрабатывается для 5, 6, 7, 8 и 9 классов отдельно на каждый (предстоящий) учебный год. Календарно-тематическое планирование разрабатывается каждым учителем самостоятельно на основе тематического планирования. Календарно-тематическое планирование может состоять из следующих блоков: 1. Тема (раздел) (количество часов) 2. Тема каждого урока 3. Дата проведения урока (план/факт) 4. Теоретические сведения 5. Практическая работа 6. Инструментарий оценивания (фронтальный опрос, индивидуальные карточки-задания, тестирование, фронтальная практическая работа, конкурс профмастерства и т.д.) Национальные, региональные и этнокультурные особенности должны быть отражены в содержании учебного материала. |
Оценочные материалы |
Оценочные материалы могут быть представлены в виде ссылок на соответствующую литературу. |
2.2. Реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования
Рабочая программа учебного предмета, курса является составной частью образовательной программы общеобразовательной организации. Она составляется в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. N 1089) с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
При разработке рабочих программ учебных предметов, курсов учитель может использовать примерные программы по учебным предметам, вариативные (авторские) программы к учебникам. Примерные программы по учебным предметам, курсам позволяют всем участникам образовательных отношений получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования учащихся средствами учебного предмета, курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам учебного предмета, курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, курса с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей.
По своей структуре и содержанию рабочая программа учебных предметов, курсов представляет собой документ, составленный с учетом:
- требований федерального компонента государственных образовательных стандартов;
- максимального объема учебного материала для учащихся;
- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательной организации для реализации учебных предметов, курсов в каждом классе;
- познавательных интересов учащихся;
- целей и задач образовательной программы образовательной организации;
- выбора образовательной организацией учебно-методического комплекта.
С целью дифференциации образования и с учетом сложившейся системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и трудовой деятельности, местных социально-экономических условий, стандарт содержания образования по технологии реализуется в рамках двух направлений: для мальчиков -"Технология. Индустриальные технологии (технический труд)", для девочек - "Технология. Технологии ведения дома (обслуживающий труд)".
Для сельских общеобразовательных организаций стандарт содержания образования по технологии реализуется также в рамках двух направлений: "Технология. Индустриальные технологии (технический труд)", "Технология. Технологии ведения дома (обслуживающий труд)" с добавлением раздела "Технология. Сельскохозяйственный труд".
Для направления "Индустриальные технологии" базовым является раздел "Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов", для направления "Технологии ведения дома" - разделы: "Создание изделий из текстильных материалов", "Кулинария". Для направления "Сельскохозяйственный труд" - разделы агротехнологии дополняются необходимыми разделами одного из направлений "Технология. Индустриальные технологии", "Технология. Технологии ведения дома".
Программа реализуется из расчета 2 часа в неделю в 5 - 7 классах, 1 час - в 8 классе, в 9 классе - за счет вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности. Рекомендуется строить программу таким образом, чтобы объяснение учителя в той или иной форме составляло не более 0,2 % урочного времени и не более 0,15 % объема программы.
Необходимость отражения в рабочей программе учебных предметов, курсов данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры. В письме Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. N 103/3404 "О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области" рекомендована примерная структура рабочих программ учебных предметов, курсов. Структура рабочих программ учебных предметов, курсов утверждается локальным нормативным актом образовательной организации и может включать следующие компоненты:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- содержание программы учебного курса;
- календарно-тематическое планирование;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей;
- характеристика контрольно-измерительных материалов;
- учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся.
Рабочая программа учебных предметов, курсов определяет объем, порядок, содержание изучения учебных предметов, курсов.
Титульный лист должен содержать полное наименование общеобразовательной организации в соответствии с уставом; наименование учебного предмета, курса; указания на принадлежность рабочей программы учебного предмета, курса к уровню общего образования; срок реализации данной рабочей программы учебного предмета, курса; сведения о разработчике (разработчиках) (Ф.И.О, должность); год утверждения рабочей программы учебного предмета, курса.
В пояснительной записке раскрывается статус документа, его структура, дается общая характеристика учебного предмета, курса, его место в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется роли конкретного учебного предмета, курса в формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности, ключевых компетенций учащихся. В пояснительной записке отражаются те изменения, которые вносит учитель с учетом особенностей контингента учащихся, целевых ориентиров учебного предмета, курса, особенностей образовательной организации, а также требования к уровню подготовки учащихся с учетом внесенных изменений.
Основное содержание раскрывает необходимый уровень знаний, умений и навыков, который формируется у учащихся.
Календарно-тематическое планирование. В данный раздел включается календарно-тематическое планирование, структура может состоять из следующих блоков: тема (раздел) (количество часов); тема каждого урока; дата проведения урока. В календарно-тематическое планирование с учетом особенностей учебного предмета, курса рекомендуется включать элементы содержательной и практической составляющих, которые позволят обеспечить функционально-прикладной характер обучения по учебному предмету, курсу.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам изучения предмета, курса: учащиеся должны знать / понимать (дается перечень необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знаний); уметь (дается перечень конкретных умений и навыков данного учебного предмета, курса, основанной на более сложной, чем воспроизведение, деятельности: анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (группа умений, которыми учащийся может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне образовательной деятельности). При этом допускается внесение в рабочую программу учебного предмета, курса дополнительного материала, расширяющего и углубляющего знания учащихся. Рекомендуется определять требования к уровню подготовки учащихся по итогам каждого года обучения.
2.3. Рекомендации по структуре рабочих программ учебных предметов, курсов для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования
Структура определяется локальным нормативным актом общеобразовательной организации. При разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе курсов коррекционно-развивающей области, для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования можно учитывать структуру, определенную в п. 18.2.2 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Структура рабочих программ учебных предметов, курсов для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования образовательной организации должна содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
3. Рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при изучении предмета "Технология"
При изучении предмета "Технология" необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности (НРЭО) Челябинской области и общеобразовательной организации. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" формулирует в качестве принципа государственной политики "воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства" (ст. 3). Технология учета таких особенностей в содержании предмета определяется реализуемой общеобразовательной организацией образовательной программой.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" следует читать как "N 273-ФЗ"
Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей обеспечивает реализацию следующих целей:
- достижение системного эффекта в обеспечении общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся за счет использования педагогического потенциала национальных, региональных и этнокультурных особенностей содержания образования,
- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
- приближение изучения технологии к личному опыту учащихся, способствующего осознанию необходимости сохранять достижения родного края;
- расширение знаний о регионе: от родного дома к ближайшей округе и Челябинской области в целом, изучение географии края, жизни южноуральцев в прошлом и настоящем, знаменитых граждан края (города, села).
При реализации основных образовательных программ общеобразовательных организаций в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.) национальные, региональные и этнокультурные особенности учитываются при разработке образовательной программы в целом. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. N 01/1839 "О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования" при реализации Федерального компонента государственного образовательного стандарта по предметам инвариантной части для изучения национальных, региональных и этнокультурных особенностей в предметное содержание с выделением 10 - 15 % учебного времени от общего количества часов инвариантной части.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования основная образовательная программа общеобразовательной организации включает часть, формируемую участниками образовательных отношений (на уровне основного общего образования - не более 30 %, на уровне среднего общего образования - не более 33 %), которая может включать вопросы, связанные с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
Стратегическая цель работы по освоению национальных, региональных и этнокультурных особенностей в образовательной организации формулируется в целевом разделе в пояснительной записке. В соответствии с целью конкретизируется перечень личностных и метапредметных результатов (раздел "Планируемые результаты освоения основной образовательной программы").
Содержание, обеспечивающее достижение данных планируемых результатов, должно быть отражено в содержательном разделе основной образовательной программы. В "Программе развития универсальных учебных действий" содержательные аспекты национальных, региональных и этнокультурных особенностей отражаются в разделе типовые задачи применения универсальных учебных действий и при описании особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Особое внимание учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей должно быть уделено в "Программе воспитания и социализации", данный подход отражается в задачах, направлениях деятельности, содержании, видах деятельности и формах занятий с обучающимися на региональном материале.
Рабочие программы отдельных предметов, курсов также разрабатываются с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Если в целевом разделе конкретизировались планируемые результаты, это должно быть отражено в программах учебных предметов, курсов в разделе "Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса" и в содержании учебного предмета, курса, а также в тематическом планировании. Общеобразовательная организация может разработать курсы внеурочной деятельности, обеспечивающие этнокультурные потребности и интересы обучающихся. При этом план внеурочной деятельности должен предусматривать применение оптимальных, с точки зрения обеспечения этнокультурных потребностей и интересов обучающихся, форм реализации внеурочной деятельности в конкретной общеобразовательной организации. Наряду с этим в разделе "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы" эти особенности также учитываются при разработке оценочных материалов, отражающих национальные, региональные и этнокультурные особенности разного уровня и обеспечивающих оценку освоения планируемых результатов.
Технология разработки основных образовательных программ общего образования общеобразовательной организации и рабочей программы по предмету "Технология" с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей подробно представлена в методическом пособии, рекомендованном Министерством образования и науки Челябинской области для использования в образовательных учреждениях Челябинской области:
- Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / (В.Н. Кеспиков. М.И. Солодкова и др.). - Челябинск: ЧИППКРО, 2013, - 164 с.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Технология", отражающие НРЭО:
- формирование представлений о технологии, ее роли в жизни и профессиональной деятельности человека, необходимость применения знаний для решения современных практических задач родного края, в том числе с учетом рынка труда Челябинской области.
- овладение основными навыками получения, применения, интерпретации и презентации информации предметного содержания, использования знаний в повседневной жизни и изучения других предметов, формирование представлений о реальном секторе экономики и рынке труда Челябинской области.
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к развитию промышленности родного края, освоение системы предметных знаний для последующего изучения дисциплин необходимых для получения инженерных и технических специальностей в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
Вопросам реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области в преподавании учебного предмета "Технология" посвящены следующие публикации:
- Зуева, Ф.А. Национальные, региональные и этнокультурные особенности в содержании предметов технологического циклов (5 - 9 классы): учебно-методическое пособие. - Челябинск: ЧИППКРО, 2015. - 172 с.
- Карабаш. Карабашский городской округ: энциклопедия / (сост. А.В. Буданов, Т.В. Суцепина, В.А. Черноземцев; ред.-изд. совет: М.Д. Дзугаев и др.). - Челябинск: Каменный пояс, 2008. - 335 с.
- Карталы. 1944 - 2004: энциклопедия. - Магнитогорск, 2004. - 141 с.
- Копейск: краткая энциклопедия: (к 100-летию г. Копейска Челябинской обл./ сост. Е.Л. Богуж и др.). - Челябинск: Книга, 2007. - 247 с.
- Магнитогорск: краткая энциклопедия. - Магнитогорск, 2002. - 557 с.
- Нагайбакский район в фактах и цифрах: справ. с ист. очерками и коммент. / (сост. А.М. Маметьев). - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2005. - 191 с.
- Атомные города Урала. Город Снежинск: энциклопедия / Рос. акад. наук, Урал, отд-ние, Ин-т истории и археологии, Рос. федер. ядер, центр, Всерос. НИИ техн. физики им. Е.И. Забабахина, Администрация Снежин. гор. округа; гл. редкол.: В.В. Алексеев и др.; (отв. ред. Е.Т. Артемов и др.). - Екатеринбург: Банк культур, информ., 2009. - 357 с.
- Саткинский район: энциклопедия / ред. В.Г. Некрасов. - Челябинск: Образование, 2010. - 985 с.
- Увельский район: энциклопедия / (ред. О.В. Очеретная; сост. М.А. Тренин). - Челябинск: Каменный пояс. - Т.1.-2009.- 415 с.
Способ введения НРЭО в урочную деятельность - включение национальных, региональных и этнокультурных особенностей в содержание рабочих программ учебного предмета на основе принципов интеграции, конкретизации, сопоставления фактов и теоретических положений, при этом инвариантное и региональное содержание дополняют друг друга. Возможен также вариант включения НРЭО во внеурочную деятельность, которая должна быть организована, в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, по основным направлениям развития личности и посредством различных форм организации учебной деятельности (кружки, клубы, научно-практические конференции и др.).
4. Анализ федерального перечня учебников
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2016 г. N 38 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. N 253" исключены из федерального перечня учебники Издательства "Ассоциация XXI век" (автор Конышева Н.М.).
В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" в образовательных организациях наряду с печатными используются электронные учебные издания. Требования к электронным изданиям определены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. N 1047 (в ред. Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014 г. N 1559, от 14.08.2015 г. N 825) "Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" следует читать как "N 273-ФЗ"
Использование электронных форм учебников (учебных изданий) обусловлено следующими преимуществами:
1) обеспечивает быстрый поиск нужной информации по запросу;
2) позволяет создавать индивидуальные траектории освоения информации, представленной в виде гипертекста;
3) способствует концентрации внимания учащихся на изучаемом материале с помощью мультимедийных функций;
4) предоставляет возможность организовать интерактивное моделирование, в том числе создание объемных моделей и проведение виртуальных экспериментов;
5) помогает учащимся провести самопроверку и самооценку уровня достижения планируемых результатов, в том числе в игровой форме.
Для осуществления правильного выбора необходимо знать особенности электронных форм учебников и отличать их от электронных версий учебников, представленных в формате PDF.
Электронная форма представляет собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014 г. N 1559).
Электронная форма учебника (ЭФУ) содержит:
- педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное);
- средства контроля и самоконтроля.
Электронная форма учебника:
- представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательной деятельности;
- может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств;
- должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное);
- функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети "Интернет" (за исключением внешних ссылок и "Интранет";
- реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;
- поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме".
О возможностях приобретения электронных форм учебников говорится в письме Министерства образования и науки РФ от 02.02.2015 г. N НТ-136/08 "О федеральном перечне учебников":
1) "...использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений";
2) "...одновременно с учебником в бумажной форме может быть приобретена электронная форма учебника, а к учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника".
Подробная информация о УМК представлена и порядке приобретения ЭФУ на официальных сайтах издателя / издательств (таблица 4).
Официальные сайты издатели (издательств)
|
|
Таблица 4 |
N п/п |
Наименование издателя учебника |
Адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательств) |
1 |
ООО "ДРОФА" |
http://www.drofa.ru/for-users/teacher/ |
2 |
ОАО "Издательство "Просвещение" |
http://old.prosv.ru/umk/10 - 11/default.aspx |
3 |
ООО "Русское слово-учебник" |
http://xn-dtbhthpdbkkaet.xn-plai/ |
4 |
ООО Издательский центр "ВЕНТАНА-ГРАФ" |
https://www.vgf.ru/pedagogu/about_books.asp х |
5 |
ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" |
http://www. lbz.ru/books/43 5/ |
Активные ссылки на данные образовательные ресурсы также размещены на сайте ГБУ ДПО ЧИППКРО http://ikt.ipk74.ru/services/15/.
Наряду с учебниками в образовательной деятельности могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями (ст. 18 Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" следует читать как "N 273-ФЗ"
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2015 г. N 450 определен порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Перечень организаций, осуществляющих выпуск изданий учебных пособий, будет представлен на информационно-правовых порталах: "КонсультантПлюс", "ГАРАНТ".
Обращаем Ваше внимание, что на заседании Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2016 г. (протокол заседания N НТ-19/08ПР) было принято решение о подготовке приказа о внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников для обеспечения учебниками и учебно-методическими пособиями всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5. Рекомендации по организации и содержанию внеурочной деятельности
На основании статей 12 и 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу образовательной организации, которая определяет содержание образования. Основная образовательная программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10 в редакции от 24 ноября 2015 г.).
В соответствии с п. 14 ФГОС основного общего образования, в основной образовательной программе основного общего образования в организационный раздел включается план внеурочной деятельности, который наряду с учебным планом является организационным механизмом реализации основной образовательной программы.
Следует отметить, что в п. 18.3.1.2 ФГОС основного общего образования план внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Формы организации образовательной деят
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.