Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму
Министерства образования и науки
Челябинской области
от 17 июня 2016 г. N 03-02/5361
О преподавании учебных предметов "Русский язык" и "Литература"
в 2016/2017 учебном году
1. Нормативные документы и методические материалы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по предметам "Русский язык" и "Литература"
В 2016 - 2017 учебном году в общеобразовательных организациях Челябинской области реализуются:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5 - 6 классы, 7 - 9 классы (введение ФГОС основного общего образования в пилотном режиме));
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (7 - 9, 10 - 11 классы).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает требования к образовательным программам, стандартам, регламентирует права и ответственность участников образовательных отношений. Как непосредственным участникам образовательных отношений педагогам необходимо хорошо знать основные понятия, положения законодательных актов в сфере образования и руководствоваться ими в своей практической деятельности. Это требование к профессиональной компетентности отражено в квалификационных характеристиках должностей работников образования (Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 г. N 761н) и профессиональном стандарте педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. N 544н). В связи с этим, при разработке рабочих программ по учебному предмету учителю необходимо руководствоваться нормативными документами федерального и регионального уровней. При работе с нормативными документами, в которые вносились изменения, целесообразно использовать официальный сайт компании "КонсультантПлюс" или информационно-правовой портал "Гарант.ру", так как данные интернет-ресурсы представляют действующие редакции документов. Названия сайтов, на которых можно найти необходимые документы, приведены в следующем перечне.
Преподавание предметов "Русский язык" и "Литература" в общеобразовательных организациях определяется нормативными документами и методическими рекомендациями:
1.1. Нормативные документы (общие, для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта)
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. N 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. N 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" следует читать как "N 273-ФЗ"
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. N 253 "Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. N 576, от 28.12.2015 г. N 1529, от 26.01.2016 г. N 38) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. N 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. N 30550) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. N 30067) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 189 (ред. от 25.12.2013 г.) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. N 19993), (в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 г. N 85, Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. N 72, Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. N 81) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. N 38528) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. N 729 (ред. от 16.01.2012 г.) "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2010 г. N 15987) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 г. N 1394 (ред. от 03.12.2015 г.) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 г. N 31206)
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 г. N 70 (ред. от 19.12.2011 г.) "Об утверждении Порядка проведения государственного выпускного экзамена" (Зарегистрировано в Минюсте Российской 07.04.2009 г. N 13691)
Региональный уровень
1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. N 515-30 (ред. от 28.08.2014 г.) "Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. N 1543
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "515-ЗО
1.2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Федеральный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. N 1644, от 31.12.2015 г. N 1577) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. N 19644) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. N 1645, от 31.12.2015 г. N 1578) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012 г. N 24480) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
1.3. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Федеральный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. N 1089 "Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" // http://www.consultant.ru/
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. N 03-126 "О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана" // http://www.consultant.ru/
Региональный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. N 01/1839 "О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования".
2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.08.2014 г. N 01/2540 "Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014 - 2015 учебный год"
3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. N 103/3404 "О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области".
Методические материалы
Федеральный уровень
1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования // http://fgosreestr.ru/
Региональный уровень
2. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2016 г. N 03-02/2468 "О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области"
3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.03.2016 г. N 03-02/2257 "О систематизации работы по реализации ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях Челябинского области"
4. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 2 марта 2015 г. N 03-02/1464 "О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области".
5. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 11.09.2015 г. N 03-02/7732 "О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях"
6. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Е.А. Тюрина, Д.Ф. Ильясов, Ю.Ю. Баранова, В.М. Кузнецов, Н.Е. Скрипова, А.В. Кисляков, Т.В. Соловьева, Ф.А. Зуева, Л.Н. Чипышева, Е.А. Солодкова, И.В. Латыпова, Т.П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл.; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. - Челябинск: ЧИППКРО, 2013. - 164 с.
7. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" / http://ipk74.ru/news.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" следует читать как "N 273-ФЗ"
8. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для учащихся 8 - 11 классов / http://ipk74.ru/news.
2. Рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности (основное общее и среднее общее образование)
Данные рекомендации разработаны для классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010 г. N 1897 с изм.) и федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. N 1089).
2.1. Реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности являются структурным компонентом основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации, которая, в свою очередь, является локальным нормативным актом.
Целью рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности является обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Задачами рабочих программ учебных предметов, курсов является определение содержания, объема, порядка изучения учебного материала по отдельным учебным предметам, курсам с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности образовательной организации и контингента учащихся.
Структура рабочих программ учебных предметов, курсов определяется требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Обращаем внимание на то обстоятельство, что вступили в действие изменения в ФГОС основного общего образования, касающиеся требований к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 г. N 40937).
При определении содержания рабочих программ учебных предметов, курсов используются положения основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации, примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru/) и при необходимости материалы примерных программ по учебным предметам, курсам, а также вариативные (авторские) программы учебных предметов, курсов. Рабочие программы учебных предметов, курсов разрабатываются учителем (разработчик), группой учителей (разработчики) образовательной организации для уровня образования (основного общего образования) в соответствии с положениями основной образовательной программы основного общего образования. Порядок разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, внесение изменений и их корректировка определяются локальным нормативным актом.
2.1.1. Структура рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
Структура рабочей программы учебных предметов, курсов является формой представления учебного предмета, курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.
Далее представлены изменения ФГОС основного общего образования, касающиеся требований к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности. С целью проведения корректировки основной образовательной программы основного общего образования изменения представлены в табличном варианте в сравнении с действующей редакцией ФГОС основного общего образования от 31.12.2015 г. (таблица 1).
Структура рабочей программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
(с изм. в п. 18.2.2 ФГОС основного общего образования)
|
Таблица 1 |
Структура рабочей программы учебных предметов, курсов в редакции ФГОС основного общего образования от 29.12.2014 г., недействующая |
Структура рабочей программы учебных предметов, курсов в редакции ФГОС основного общего образования от 31.12.2015 г., действующая |
Структура рабочих программ учебных предметов, курсов | |
1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; 2) общая характеристика учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса: 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. |
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. |
Структура рабочих программ курсов внеурочной деятельности | |
отсутствовали данные требования |
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) тематическое планирование. |
2.1.2. Рекомендации по формированию содержания рабочих программ учебных предметов, курсов
Изменения ФГОС основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. N 1577) показывают наличие ряда позиций, характерных для основной образовательной программы основного общего образования.
Во-первых, указаны отдельно изменения для адаптированной образовательной программы основного общего и среднего общего образования в части личностных, метапредметных и предметных результатов. Изменения, касающиеся планируемых результатов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вносятся в адаптированную образовательную программу основного общего образования.
Во-вторых, выделены обязательные предметные области и учебные предметы. Так, выделена предметная область "Русский язык и литература".
В-третьих, внесены изменения в предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Подробное описание изменений предложено в Письме Министерства образования науки Челябинской области от 28 марта 2016 г. N 03-02/2468 "О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области".
Содержание рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности представлено в таблице 2, где п. 1 "Содержание рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности основного общего образования"; п. 2 "Соответствие содержания рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности содержанию основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации".
Рекомендации по формированию содержания рабочих программ учебных предметов, курсов
Таблица 2 | |||
1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса | |||
1. |
В данном разделе описывается: а) достижение обучающимися личностных результатов на конец каждого года обучения. Следует обратить внимание на то, что внесены изменения в ФГОС основного общего образования (приказ N 1577 в редакции от 31.12.2015 г.): "Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования для следующих категорий обучающихся: глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся; обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра". б) достижение обучающимися метапредметных результатов на конец каждого года обучения. Следует обратить внимание на то, что внесены изменения в ФГОС основного общего образования (приказ N 1577 в редакции от 31.12.2015 г.): "Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования для следующих категорий обучающихся: глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся; обучающихся с расстройствами аутистического спектра"; в) достижение обучающимися предметных результатов на конец каждого года обучения. Предметные результаты представляются двумя блоками "Обучающийся научится" ("Выпускник научится") и "Обучающийся получит возможность научиться" ("Выпускник получит возможность научиться"). Курсивом выделяются предметные результаты, расширяющие и углубляющие опорную систему или выступающие как пропедевтические для дальнейшего развития обучающихся. Предметные результаты, составляющие указанную группу, приводятся в блоках "Обучающийся получит возможность научиться" ("Выпускник получит возможность научиться"). Следует обратить внимание на то, что внесены дополнения в ФГОС основного общего образования (приказ N 1577 в редакции от 31.12.2015 г.) в предметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования в предметную область "Русский язык" (для слепых, слабовидящих обучающихся; глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся; обучающихся с расстройствами аутистического спектра). |
||
2. |
"Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования". Планируемые результаты определяются с учетом изменений, внесенных в ФГОС основного общего образования (приказ N 1577 в редакции от 31.12.2015 г.). Внесены изменения в предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования учебных предметов "Русский язык", "Литература". Претерпели существенные изменения основные задачи содержания основного общего образования, подробный анализ которых проведен в Письме Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2016 г. N 03-02/2468) "О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области". |
||
* Возможно использование материалов примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru/), примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса. | |||
2) Содержание учебного предмета, курса | |||
1. |
В данный раздел включается перечень изучаемого учебного материала путем описания основных содержательных линий. |
||
* Возможно использование материалов Примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru/), примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления содержания учебного предмета, курса. | |||
3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | |||
1. |
Тематическое планирование по учебному предмету, курсу разрабатывается для 5, 6, 7, 8 и 9 классов отдельно. Тематическое планирование состоит из двух обязательных блоков: "Содержание учебного предмета, курса" и "Тема (раздел) / количество часов, отводимых на изучение каждой темы". В блоке "Содержание учебного предмета, курса" раскрывается содержание крупных тем. Тематическое планирование разрабатывается по следующей форме: |
||
Содержание учебного предмета |
Тема раздела (количество часов) |
|
|
| |||
* Возможно использование материалов Примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru/), примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления вариантов тематического планирования по учебному предмету, курсу. |
--------------------------------
* Обозначаются дополнительные источники при формировании разделов рабочих программ учебных предметов, курсов.
В структуру рабочих программ учебных предметов, курсов локальным нормативным актом образовательной организации могут быть включены дополнительные разделы, например: календарно-тематическое планирование по учебному предмету, курсу; оценочные материалы. Ниже предлагаются рекомендации по содержанию данных разделов.
Рекомендации по структуре дополнительных разделов рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов основного общего образования
Таблица 3 |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету, курсу |
Календарно-тематическое планирование по каждому учебному предмету, курсу разрабатывается для 5, 6, 7, 8 и 9 классов отдельно на каждый (предстоящий) учебный год. Календарно-тематическое планирование разрабатывается каждым учителем самостоятельно на основе тематического планирования. Календарно-тематическое планирование может состоять из следующих блоков: 1. Тема (раздел) (количество часов); 2. Тема каждого урока; 3. Дата проведения урока (план/факт); 4. Планируемые результаты освоения обучающимися раздела (темы) программы учебного предмета, курса; 5. Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей; 6. Корректировка. |
* Возможно использование материалов примерной основной образовательной программы основного общего образования, примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления календарно-тематического планирования по учебному предмету, курсу. |
Оценочные материалы |
В разделе представляются контрольно-измерительные материалы, которые используются для определения уровня достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов в рамках организации текущего контроля успеваемости. Контрольные измерительные материалы могут быть представлены в виде ссылок на соответствующую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием и формами представления оценочных материалов (описание методических пособий / рекомендаций, виды контрольных измерительных материалов), используемых для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся. Оценочные материалы могут быть составлены учителем (учителями) данной общеобразовательной организации и включены в основную образовательную программу образовательной организации. Оценочные материалы должны соответствовать целям изучения русского языка и литературы, учитывать результаты формирования ведущих компетенций языкового и литературного образования. Рекомендуем использовать в учебном процессе оценочные материалы издательств "Национальное образование", "Просвещение", "Дрофа", "Вентана-Граф". |
* Возможно использование материалов примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru/), примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления контрольно-измерительных материалов по учебному предмету, курсу. |
2.2. Реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования
Рабочая программа учебного предмета, курса является составной частью образовательной программы общеобразовательного учреждения. Она составляется в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. N 1089) с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
При разработке рабочих программ учебных предметов, курсов учитель может использовать примерные программы по учебным предметам, вариативные (авторские) программы к учебникам. Примерные программы по учебным предметам, курсам позволяют всем участникам образовательных отношений получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования учащихся средствами учебного предмета, курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам учебного предмета, курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, курса с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей.
По своей структуре и содержанию рабочая программа учебных предметов, курсов представляет собой документ, составленный с учетом:
- требований федерального компонента государственных образовательных стандартов (обязательного минимума содержания образования по учебному предмету, курсу, требований к уровню подготовки выпускников);
- максимального объема учебного материала для учащихся;
- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательной организации для реализации учебных предметов, курсов в каждом классе;
- познавательных интересов учащихся;
- целей и задач образовательной программы общеобразовательной организации;
- выбора образовательной организацией учебно-методического комплекта.
Необходимость отражения в рабочей программе учебных предметов, курсов данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры. В письме Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. N 103/3404 "О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области" рекомендована примерная структура рабочих программ учебных предметов, курсов. Структура рабочих программ учебных предметов, курсов утверждается локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения и может включать следующие компоненты:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- содержание программы учебного курса;
- учебно-тематический план;
- календарно-тематическое планирование;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- характеристика контрольно-измерительных материалов;
- учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся.
Рабочая программа учебных предметов, курсов определяет объем, порядок, содержание изучения учебных предметов, курсов.
Титульный лист должен содержать полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом; наименование учебного предмета, курса; указания на принадлежность рабочей программы учебного предмета, курса к уровню общего образования; срок реализации данной рабочей программы учебного предмета, курса; сведения о разработчике (разработчиках) (Ф.И.О. должность); год утверждения рабочей программы учебного предмета, курса.
В пояснительной записке раскрывается статус документа, его структура, дается общая характеристика учебного предмета, курса, его место в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется роли конкретного учебного предмета, курса в формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности, ключевых компетенций учащихся. В пояснительной записке указывается, какая примерная (авторская) программа послужила основанием для разработки рабочей программы учебного предмета, курса, особенности представляемой программы. В пояснительной записке отражаются те изменения, которые вносит учитель с учетом особенностей контингента учащихся, целевых ориентиров учебного предмета, курса, особенностей общеобразовательного учреждения, а также требования к уровню подготовки учащихся с учетом внесенных изменений.
Основное содержание включает перечень изучаемого учебного материала путем описания основных содержательных линий, описывает уровень знаний, умений и навыков, который формируется у учащихся. При этом допускается внесение в рабочую программу учебного предмета, курса дополнительного материала, расширяющего и углубляющего знания учащихся.
Учебно-тематический план по учебному предмету, курсу разрабатывается для классов основного общего образования отдельно. Он может состоять из блоков: "Содержание учебного предмета, курса. Тема (раздел), Количество часов", "Контроль", "Основные виды деятельности обучающихся на уровне учебных действий (по разделу/теме)".
"Требования к уровню подготовки учащихся по итогам изучения предмета, курса" включают в себя следующие компоненты: учащиеся должны знать / понимать (дается перечень необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знаний); уметь (дается перечень конкретных умений и навыков, сформированных на основе данного учебного предмета, курса: перечень умений и навыков, необходимых для использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности (группа умений, которыми учащийся может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне образовательной деятельности). Рекомендуется определять требования к уровню подготовки учащихся по итогам каждого года обучения.
Календарно-тематическое планирование. Календарно-тематическое планирование по каждому учебному предмету, курсу разрабатывается для 7, 8 и 9 классов отдельно на каждый (предстоящий) учебный год. Календарно-тематическое планирование разрабатывается каждым учителем самостоятельно на основе тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование может состоять из следующих блоков.
1. Раздел (количество часов)
2. Тема и содержание каждого урока (по литературе - содержание литературного образования в соответствии с компетенциями: читательской, литературоведческой, коммуникативной; по русскому языку - содержание языкового образования в соответствии с компетенциями: языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой)
3. Дата проведения урока (план/факт)
4. Требования к уровню подготовки учащихся
6. Диагностика
7. Корректировка
Характеристика контрольно-измерительных материалов. В данном разделе описывается организация оценивания уровня подготовки учащихся по конкретному учебному, курсу, дается перечень и характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Оценочные материалы могут быть составлены учителем (учителями) данной образовательной организации или взяты из пособий, подготовленных ведущими методистами России. Оценочные материалы должны соответствовать целям изучения русского языка и литературы, учитывать результаты формирования ведущих компетенций языкового и литературного образования.
Рекомендуем использовать в учебном процессе оценочные материалы издательств "Национальное образование", "Просвещение", "Дрофа", "Вентана-Граф".
2.3. Рекомендации по структуре рабочих программ учебных предметов, курсов для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования
Структура определяется локальным нормативным актом общеобразовательной организации. При разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе курсов коррекционно-развивающей области, для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования можно учитывать структуру, определенную в п. 18.2.2 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Структура рабочих программ учебных предметов, курсов для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования образовательной организации должна содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
3. Рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при изучении предметов "Русский язык" и "Литература"
Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" формулирует в качестве принципа государственной политики "воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства" (ст. 3). Изучение предметной области "Русский язык и литература" способствует формированию у обучающихся российской гражданской, этнической и социальной идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России). С этой целью в содержание данных предметов включаются материалы, отражающие национальные, региональные и этнокультурные особенности (НРЭО) Челябинской области. Технология учета таких особенностей в содержании предмета определяется реализуемой общеобразовательной организацией основной образовательной программой.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" следует читать как "N 273-ФЗ"
Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей обеспечивает реализацию следующих целей:
- достижение системного эффекта в обеспечении общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся за счет использования педагогического потенциала национальных, региональных и этнокультурных особенностей содержания образования;
- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
- формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений, раскрытие культурных явлений и процессов на близком и ярком материале, развитие интереса к литературе, к родному языку;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как средства духовного самоопределения личности, ее культурной самореализации, связи поколений;
- включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России, - приобщение к культурным традициям, выработанным на Урале.
При реализации основных образовательных программ общеобразовательных организаций в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. N 01/1839 "О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования" при реализации Федерального компонента государственного образовательного стандарта по предметам инвариантной части для изучения национальных, региональных и этнокультурных особенностей в предметное содержание включается содержательная линия "Литература России. Южный Урал" (учебный предмет "Литература"), "Лингвокраеведение" и/или "Русский речевой этикет", "Лингвистический анализ текста" и др. (учебный предмет "Русский язык") с выделением 10 - 15 % учебного времени от общего количества часов инвариантной части.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования образовательная программа общеобразовательной организации включает часть, формируемую участниками образовательных отношений (на уровне основного общего образования - не более 30 %, на уровне среднего общего образования - не более 33 %), которая может включать вопросы, связанные с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Количественных характеристик реализации НРЭО в требованиях ФГОС общего образования нет.
Стратегическая цель работы по освоению национальных, региональных и этнокультурных особенностей в образовательной организации формулируется в целевом разделе в пояснительной записке. В соответствии с целью конкретизируется перечень личностных, метапредметных и предметных результатов (раздел "Планируемые результаты освоения основной образовательной программы").
Содержание, обеспечивающее достижение данных планируемых результатов, должно быть отражено в содержательном разделе основной образовательной программы. В "Программе развития универсальных учебных действий" содержательные аспекты национальных, региональных и этнокультурных особенностей отражаются в разделе типовые задачи применения универсальных учебных действий и при описании особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Особое внимание учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей должно быть уделено в "Программе воспитания и социализации", данный подход отражается в задачах, направлениях деятельности, содержании. Общеобразовательная организация может разработать курсы внеурочной деятельности, обеспечивающие этнокультурные потребности и интересы обучающихся. При этом план внеурочной деятельности должен предусматривать применение оптимальных, с точки зрения обеспечения этнокультурных потребностей и интересов обучающихся, форм организации внеурочной деятельности в конкретном общеобразовательном учреждении с учетом основных направлений развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Рабочие программы отдельных предметов, курсов также разрабатываются с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Если в целевом разделе конкретизировались планируемые результаты, это должно быть отражено в программах учебных предметов, курсов в разделе "Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса" и в содержании учебного предмета, курса, а также в тематическом планировании. Содержание, связанное с региональными и этнокультурными особенностями, может быть отражено в общей характеристике учебного предмета, курса, в содержании учебного предмета, в тематическом планировании.
Способ введения НРЭО в урочную деятельность - включение национальных, региональных и этнокультурных особенностей в содержание рабочих программ учебного предмета на основе принципов интеграции, конкретизации, сопоставления фактов и теоретических положений, при этом инвариантное и региональное содержание дополняют друг друга.
Технология разработки основных образовательных программ общего образования и программ учебных предметов с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей подробно представлена в методическом пособии, рекомендованном Министерством образования и науки Челябинской области для использования в образовательных учреждениях Челябинской области:
- Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / (В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова и др.). - Челябинск: ЧИППКРО, 2013. - 164 с.
Вопросам реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области в преподавании учебного предмета "Литература" посвящены следующие публикации:
- Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5 - 9 класс. / Сост. Т.В. Соловьева. - Челябинск: Взгляд. 2016.
- Тематическое планирование уроков литературы с включением национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области / авт.-сост. Т.В. Соловьева, А.Е. Орешкина, О.В. Мешкова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2015.
- "Урал, Уралу, об Урале...": сборник статей /Сост. Т.В. Соловьева. - Челябинск: ЧИППКРО, 2015.
- "Россия - не земля, Россия - совесть!" / сост. Т.В. Соловьева. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014.
- Художественный мир поэта и драматурга К. Скворцова: сборник статей / Сост. Т.В. Соловьева. - Челябинск: Взгляд, 2014.
- Южный Урал глазами российских писателей: сборник материалов региональной научно-практической конференции / Под ред. Т.В. Соловьевой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2013.
Общая характеристика содержательного модуля учебного предмета / курса внеурочной деятельности, реализующего содержание НРЭО. Модуль / курс "Литература России. Южный Урал"
Предметом изучения историко-литературного модуля "Литература России. Южный Урал" является региональная специфика литературного процесса. В основу содержания модуля / курса "Литература России. Южный Урал" положен принцип рассмотрения региональной литературы как части национальной культуры. Такой подход подразумевает, во-первых, изучение основных тенденций развития литературы региона, во-вторых, знакомство с творчеством наиболее ярких прозаиков, поэтов, драматургов, в-третьих, анализ и интерпретацию отдельных художественных произведений, созданных писателями Южного Урала.
В ходе изучения содержания данного содержательного модуля/курса реализуется системный подход к изучению региональной литературы, решаются следующие задачи:
- познакомить обучающихся с историей развития литературного процесса на Южном Урале и соотнести его (процесс) с развитием русской литературы в целом;
- расширить представление обучающихся о литературном образе Южного Урала: о многонациональном творчестве южноуральских авторов, их весомом вкладе в развитие русской литературы;
- сформировать у обучающихся целостный образ южноуральской литературы;
- максимально приблизить изучение гуманитарных наук к личному опыту учащихся, не просто расширить представление детей о литературе благодаря новым именам, но и дать возможность почувствовать себя звеном в цепи литературных, исторических событий;
- формировать умение находить в произведениях южноуральских писателей и поэтов и в народном творчестве "вечные темы" и "вечные образы".
Лучшие образцы художественной литературы вообще и региональной в частности помогают молодому человеку ориентироваться в изменяющемся социальном мире, познавать предшествующую жизнь всего народа, края, черпать силы для духовного становления. Литература способствует выработке мировоззренческих позиций, нравственных и этических норм, формирует культуру чувств.
Планируемые результаты
Личностные:
- развитие духовно-нравственных качеств;
- формирование уважительного отношения к литературе и культуре родного края;
- развитие эстетического вкуса, творческого мышления;
- сформированность положительного отношения к своей национальной и этнической принадлежности, самобытной культуре народов и этнических групп, проживающих на территории региона;
- развитие духовно-нравственных качеств;
- укрепление чувства патриотизма;
- развитие эстетического вкуса, творческого мышления.
Метапредметные:
- развивать способность логически мыслить, правильно и аргументированно формулировать мысли в устной и письменной формах;
- уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- уметь работать с разными источниками информации, находить ее, использовать в самостоятельной деятельности;
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, осознавать свою ответственность за качество выполненного исследования (проекта);
- обеспечить культурную самоидентификацию, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения значимых произведений региональной литературы.
Предметные:
- знать художественные произведения южноуральских авторов, понимать их роль в историко-литературном процессе;
- уметь выразительно читать изученные произведения;
- знать творческую историю, тематику и проблематику произведений южноуральских писателей;
- уметь выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- уметь анализировать и интерпретировать произведения писателей Южного Урала, используя сведения по истории и теории литературы;
- владеть навыками сравнительного анализа: уметь устанавливать сходства и различия произведений, созданных разными авторами;
- уметь писать сочинение по произведениям, прочитанным в рамках изучаемого курса, создавать связные развернутые высказывания;
- развивать способность понимать литературные художественные произведения, отражающие этнокультурные традиции региона;
- формировать понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- осознавать взаимосвязь языка, литературы и культуры, истории народа. Приводим фрагмент календарно-тематического плана, который поможет учителям литературы эффективно реализовать содержание НРЭО в учебном процессе (таблица 4).
Фрагмент календарно-тематического плана по литературе, отражающий НРЭО
|
|
|
|
|
Таблица 4 |
||
Тема учебного занятия/Содержание |
Кол-во часов баз./НРЭО |
Основные компетенции литературного образования (содержание и виды работы учащихся) |
Реализация НРЭО (тема, содержание) |
Виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Диагностика (вид и форма контроля) |
||
читательская |
литературоведческая |
коммуникативно-речевая |
|||||
С. Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение "Синий май. Зоревая теплынь..." "Низкий дом с голубыми ставнями..." - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики |
2/1 |
С.А. Есенин. Стихотворение "Синий май. Зоревая теплынь...", "Низкий дом с голубыми ставнями..." |
Лирика как род литературы. Поэтические тропы: сравнение, метафора, эпитет. Тема, идея произведения |
Выразительное чтение стихотворений. Устное словесное рисование по пейзажам русских художников XIX века |
Л. Татьяничева. Стихотворения "Живу я в глубине России" Поэтическое изображение природы родного края. Образ лирической героини в стихотворениях Л. Татьяничевой |
Сравнительный анализ художественных образов С. Есенина и Л. Татьяничевой |
Терминологический диктант "Художественные средства и приемы" Выразительное чтение наизусть стихотворений |
Примечание 1. Приведен развернутый календарно-тематический план с целью ознакомления учителей с содержанием деятельности учителя в полном объеме. Учителя составляют планирование с учетом содержащихся в письме рекомендаций.
Примечание 2. В названии стихотворения С. Есенина "Синий май. Зоревая теплынь..." орфография автора сохранена.
В процессе языкового образования возможно изучение такого курса, как "Лингвистическое краеведение", целью которого является изучение топонимики родного края (происхождение названий озер, рек, населенных пунктов), ономастики (истории имен и фамилий, прозвищ); местных говоров, местного фольклора: такая форма углубленного изучения русского языка - эффективное средство привития учащимся стремления к "нравственной, духовной" оседлости (Д.С. Лихачев). Кроме того, объектами изучения могут быть: диалектная лексика и фразеология, фонетические и грамматические особенности говоров Урала, язык произведений устного народного творчества, язык исторических документов, язык произведений уральских писателей и др.
Курс "Лингвистическое краеведение" ориентирован не только на теоретическое осмысление проблем развития языков в регионе, но и на практику "повседневного языкового существования". Изучение лингвистического краеведения необходимо школьнику, профессиональная деятельность которого в дальнейшем будет осуществляться в поликультурном регионе, где исторически складывается сложная этноязыковая ситуация, где проблемы межэтнической коммуникации приобретают особую актуальность. Научное познание контактирующих в регионе языков как раз и станет базой, обеспечивающей успешность вербальной коммуникации в практике "многоязычной повседневности". Это, в свою очередь, будет способствовать выстраиванию адекватных моделей вербального поведения, формированию толерантных отношений в ситуации языкового пограничья.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Русский язык", отражающие НРЭО:
- формирование умения выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах,
- формирование умения определять различия между литературным языком и диалектами, характеризовать эти различия,
- формирование представлений о вкладе известных лингвистов Челябинской области в развитие русистики,
- использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни,
- осознание взаимосвязи языка и культуры, истории народа,
- развитие умения извлекать информацию из лексических словарей различных типов, в том числе из словарей диалектной лексики, топонимических словарей.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Литература", отражающие НРЭО:
- знание специфики современной региональной литературы, соответствие тенденциям развития российской литературы, содержания и художественного своеобразия произведений уральских писателей;
- формирование представлений о творчестве ведущих уральских писателей, их роли в литературном процессе;
- формирование представлений об основных художественных направлениях, течениях и группах данного периода; основных методах, стилях, жанрах;
- формирование умения интерпретировать факты уральской литературы;
- характеризовать своеобразие мировоззрения, художественную картину мира писателей;
- развитие умения пользоваться научной и справочной литературой, посвященной изучению уральской литературы.
В календарно-тематическое планирование по предмету рекомендуется включить содержание учебных занятий, отражающее НРЭО (таблица 5).
Фрагмент календарно-тематического плана по русскому языку, отражающего национальные, региональные и этнокультурные особенности Южного Урала
|
|
|
Таблица 5 |
N п/п |
Раздел (учебный модуль); тема урока |
Содержание НРЭО |
Основные виды учебной деятельности |
I |
Общие сведения о языке |
||
1. |
Формы функционирования современного русского языка |
Литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон. Словари диалектной лексики (Бирюков В.П. Краевой словарь говора Исетского Зауралья. Шадринск, 1923; Словарь говоров Среднего Урала. В 7 т. Свердловск, 1964 - 1988; Словарь русских народных говоров / Гл. ред. Ф.П. Сороколетов. СПб., 1999). |
Проводить лексический анализ слова, указывать принадлежность слова к активной или пассивной лексике, сферу употребления, стилистическую окраску, пользоваться этимологическим словарем, толковым словарем, словарями диалектной лексики |
2. |
Выдающиеся отечественные лингвисты и их вклад в развитие науки о языке |
Известные лингвисты Челябинской области (Г.А. Турбин, Л.А. Глинкина, Л.А. Шкатова и др.) |
Характеризовать вклад ученых-лингвистов в развитие науки о языке, выявлять и понимать основные положения работ уральских русистов, на этой основе формировать свои лингвистически представления, работать с разными источниками информации, владеть основными способами ее обработки и презентации, вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных формах |
4. Анализ федерального перечня учебников
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2016 г. N 38 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. N 253", исключены из федерального перечня учебники ООО ИОЦ "Мнемозина": Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 10 - 11 классы (базовый и углубленный уровни).
Отмечаем, что на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N 38 от 26.01.2016 г. организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу выше указанного приказа и удаленные из федерального перечня на его основании.
Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в действующий федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу настоящего приказа.
В приложении 1 содержится список УМК на 2016 - 2017 учебный год, входящих в федеральный перечень учебников. Все названные УМК относятся к завершенным предметным линиям учебников, обеспечивающим преемственность изучения русского языка и литературы на соответствующем уровне общего образования. Каждый УМК имеет электронное приложение, дополняющее учебник и представляющее собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательной деятельности совместно с учебником; методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета. Подробная информация об учебниках представлена на официальных сайтах издательств.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" в образовательных организациях наряду с печатными используются электронные учебные издания. Требования к электронным изданиям определены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. N 1047 (в ред. Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014 г. N 1559, от 14.08.2015 г. N 825) "Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" следует читать как "N 273-ФЗ"
Использование электронных форм учебников (учебных изданий) обусловлено следующими преимуществами:
1) обеспечивает быстрый поиск нужной информации по запросу;
2) позволяет создавать индивидуальные траектории освоения информации, представленной в виде гипертекста;
3) способствует концентрации внимания учащихся на изучаемом материале с помощью мультимедийных функций;
4) предоставляет возможность организовать интерактивное моделирование, в том числе создание объемных моделей и проведение виртуальных экспериментов;
5) помогает учащимся провести самопроверку и самооценку уровня достижения планируемых результатов, в том числе в игровой форме.
Для осуществления правильного выбора необходимо знать особенности электронных форм учебников и отличать их от электронных версий учебников, представленных в формате PDF. Электронная форма представляет собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014 г. N 1559). Электронная форма учебника (ЭФУ) содержит:
- педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное);
- средства контроля и самоконтроля.
Электронная форма учебника:
- представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательной деятельности;
- может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств;
- должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное);
- функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети "Интернет" (за исключением внешних ссылок и "Интранет");
- реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;
- поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме".
О возможностях приобретения электронных форм учебников говорится в письме Министерства образования и науки РФ от 2 февраля 2015 года N НТ-136/08 "О федеральном перечне учебников":
1) "...использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений";
2) "...одновременно с учебником в бумажной форме может быть приобретена электронная форма учебника, а к учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника".
Подробная информация об УМК и порядке приобретения ЭФУ представлена на официальных сайтах издателя / издательств.
Активные ссылки на данные образовательные ресурсы также размещены на сайте ГБУ ДПО ЧИППКРО http://ikt.ipk74.ru/services/15/.
Наряду с учебниками в образовательной деятельности могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями (ст. 18 Федерального закона N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации"). На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2015 г. N 450 определен порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Перечень организаций, осуществляющих выпуск изданий учебных пособий, будет представлен на информационно-правовых порталах: "Консультант Плюс", "ГАРАНТ".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" следует читать как "N 273-ФЗ"
5. Рекомендации по изучению наиболее сложных тем учебного предмета "Русский язык" (на основе анализа результатов государственной итоговой аттестации)
Анализ результатов ГИА по русскому языку 2015 года позволил сделать вывод о довольно высоком уровне подготовленности выпускников. Так, число участников экзамена, показавших результаты выше минимального количества баллов, составляет 99,83%. Средний балл за выполнение экзаменационной работы составил 70,39, что превышает средний тестовый балл, достигнутый в 2014 г., на 4,59, выпускники Челябинской области получили более высокий средний балл, чем выпускники Российской Федерации (средний балл по РФ составляет 65,8). В то же время следует отметить, что отдельные компоненты школьного языкового образования не освоены школьниками, и это позволяет выявить наиболее трудные для освоения темы.
Анализ результатов государственной итоговой аттестации позволяет выявить уровень сформированности ведущих умений/учебных действий, причины его несоответствия ожидаемым результатам и внести необходимую корректировку в изучение соответствующих тем, трудных для учащихся, выявив причины невысоких результатов.
Очевидно, что формирование ключевых предметных компетенций невозможно без опоры на понятийную основу курса. Для овладения содержанием учебного предмета "Русский язык" нужны осознанные знания, опосредованные в лингвистических понятиях. Поэтому особое внимание должно уделяться изучению тем теоретико-практической направленности, формированию базовых понятий лингвистики, на которых основывается формирование правописных и речевых умений.
В частности, важными для формирования лингвистической компетенции являются темы: "Русский язык - национальный язык русского народа", "Русский язык в жизни человека", "Русский язык - язык художественной литературы", "Лингвистика как наука", "Система частей речи в русском языке", "Способы связи между словами", "Культура речи", "Языковая норма", "Орфография", "Пунктуация".
Для формирования лингвистической компетенции значимым является усвоение понятий: звук, морфема (корень, приставка, суффикс, окончание), слово, предложение и словосочетание, текст, лексико-грамматические классы слов, лексическое и грамматическое значение слова, общекатегориальное значение слов разных частей речи.
"Принципиальное значение для изучения системы языка имеет понятие слова как универсальной по характеру и уникальной по объему единицы языка и понятие текста как "произведения речетворческого процесса" (И.Р. Гальперин), единицы коммуникации и феномена культуры" (И.П. Цыбулько). Усвоение лексики трудно для учащихся, поэтому необходима системная работа по формированию лексического запаса школьников. Каждый урок должен быть нацелен на развитие всех видов речевой деятельности в их взаимосвязи и взаимозависимости, включать в себя ежеурочную комплексную работу по созданию собственных высказываний. Между тем, как показывает практика, обучение орфографии ведется в отрыве от развития речи, занимает значительную часть учебного времени. Таким образом, процессы формирования орфографических и речевых навыков развиваются параллельно, мало соприкасаясь друг с другом, что не способствует развитию речи. Кроме того, неумение определить значение слова приводит к правописным ошибкам (например, вводные слова и слова, не являющиеся вводными, различаются главным образом по значению).
Показателем лингвистической и языковой компетентности обучающихся является овладение основными нормами речи: орфоэпическими, словообразовательными, морфолог
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.