Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму
Министерства образования и науки
Челябинской области
от 17 июня 2016 г. N 03-02/5361
О преподавании учебного предмета "Физика"
в 2016/2017 учебном году
1. Нормативные документы и методические материалы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по предмету "Физика"
В 2016 - 2017 учебном году в общеобразовательных организациях Челябинской области реализуются:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5 - 6 классы, 7 - 9 классы (введение ФГОС основного общего образования в пилотном режиме));
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (7 - 9, 10 - 11 классы).
Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает требования к образовательным программам, стандартам, регламентирует права и ответственность участников образовательных отношений. Как непосредственным участникам образовательных отношений педагогам необходимо хорошо знать основные понятия, положения законодательных актов в сфере образования и руководствоваться ими в своей практической деятельности. Это требование к профессиональной компетентности отражено в квалификационных характеристиках должностей работников образования (Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 г. N 761н) и профессиональном стандарте педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. N 544н). При работе с нормативными документами рекомендуется использовать официальный сайт компании "КонсультантПлюс" или информационно-правовой портал "Гарант.ру", так как данные интернет-ресурсы представляют действующие редакции документов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" следует читать как "N 273-ФЗ"
Преподавание предмета "Физика" в общеобразовательных организациях определяется нормативными документами и методическими рекомендациями:
1.1. Нормативные документы (общие, для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта)
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. N 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. N 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" следует читать как "N 273-ФЗ"
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. N 253 "Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. N 576, от 28.12.2015 г. N 1529, от 26.01.2016 г. N 38) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. N 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. N 30550) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. N 30067) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 189 (ред. от 25.12.2013 г.) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. N 19993), (в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 г. N 85, Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. N 72, Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. N 81) // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. N 38528) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. N 729 (ред. от 16.01.2012 г.) "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2010 г. N 15987) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 г. N 1394 (ред. от 03.12.2015 г.) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 г. N 31206) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
9. Приказ Минобрнауки России N 1400 от 26.12.2013 г. "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Региональный уровень
1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. N 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) "Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. N 1543.
2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. N 01/3810 "Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области "ТЕМП".
2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Федеральный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. N 1644, от 31.12.2015 г. N 1577) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. N 19644) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. N 1645, от 31.12.2015 г. N 1578) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012 г. N 24480) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
3. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Федеральный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. N 1089 "Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" // http://www.consultant.ru/
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. N 03-126 "О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана" // http://www.consultant.ru/
Региональный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. N 01/1839 "О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования".
2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.08.2014 г. N 01/2540 "Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014 - 2015 учебный год"
3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. N 103/3404 "О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области".
Методические материалы
Федеральный уровень
1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования // http://fgosreestr.ru/
Региональный уровень
2. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2016 г. N 03-02/2468 "О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области"
3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.03.2016 г. N 03-02/2257 "О систематизации работы по реализации ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях Челябинского области"
4. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 2 марта 2015 г. N 03-02/1464 "О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области".
5. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 11.09.2015 г. N 03-02/7732 "О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях"
6. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Е.А. Тюрина. Д.Ф. Ильясов, Ю.Ю. Баранова, В.М. Кузнецов, Н.Е. Скрипова, А.В. Кисляков, Т.В. Соловьева, Ф.А. Зуева, Л.Н. Чипышева, Е.А. Солодкова, И.В. Латыпова, Т.П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл.; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. - Челябинск: ЧИППКРО. 2013. - 164 с.
7. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" / http://ipk74.ru/news.
8. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для учащихся 8 - 11 классов / http://ipk74.ru/news.
2. Рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности (основное общее и среднее общее образование)
Данные рекомендации разработаны для классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010 г. N 1897 с изм.) и федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. N 1089).
2.1. Реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности являются структурным компонентом основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации, которая в свою очередь является локальным нормативным актом.
Целью рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности является обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Задачами рабочих программ учебных предметов, курсов является определение содержания, объема, порядка изучения учебного материала по отдельным учебным предметам, курсам с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности образовательной организации и контингента учащихся.
Структура рабочих программ учебных предметов, курсов определяется требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Обращаем внимание на то обстоятельство, что вступили в действие изменения в ФГОС основного общего образования, касающиеся требований к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 г. N 40937).
При определении содержания рабочих программ учебных предметов, курсов используются положения основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации, примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru/) и при необходимости материалы примерных программ по учебным предметам, курсам, а также вариативные (авторские) программы учебных предметов, курсов. Рабочие программы учебных предметов, курсов разрабатываются учителем (разработчик), группой учителей (разработчики) образовательной организации для уровня образования (основного общего образования) в соответствии с положениями основной образовательной программы основного общего образования. Порядок разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, внесение изменений и их корректировка определяется локальным нормативным актом.
2.1.1. Структура рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
Структура рабочей программы учебных предметов, курсов является формой представления учебного предмета, курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.
Далее представлены изменения ФГОС основного общего образования, касающиеся требований к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности. С целью проведения корректировки основной образовательной программы основного общего образования изменения представлены в табличном варианте в сравнении с действующей редакцией ФГОС основного общего образования от 31.12.2015 г. (таблица 1).
Структура рабочей программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
(с изм. в п. 18.2.2 ФГОС основного общего образования)
|
Таблица 1 |
Структура рабочей программы учебных предметов, курсов в редакции ФГОС основного общего образования от 29.12.2014 г., недействующая |
Структура рабочей программы учебных предметов, курсов в редакции ФГОС основного общего образования от 31.12.2015 г., действующая |
Структура рабочих программ учебных предметов, курсов | |
1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; 2) общая характеристика учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. |
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. |
Структура рабочих программ курсов внеурочной деятельности | |
отсутствовали данные требования |
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) тематическое планирование. |
2.1.2. Рекомендации по формированию содержания рабочих программ учебных предметов, курсов
Изменения ФГОС основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. N 1577) показывают наличие ряда позиций, характерных для основной образовательной программы основного общего образования.
Во-первых, выделяются отдельно изменения для адаптированной образовательной программы основного общего и среднего общего образования в части личностных, метапредметных и предметных результатов. Изменения, касающиеся планируемых результатов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вносятся в адаптированную образовательную программу основного общего образования.
Во-вторых, выделены обязательные предметные области и учебные предметы: русский язык и литература, иностранный язык, второй иностранный язык (для уровня основного образования), математика и информатика.
В-третьих, внесены изменения в предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Подробное описание изменений предложено в Письме Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2016 г. N 03-02/2468) "О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области".
Содержание рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности представлено в таблице 2, где п. 1 "Содержание рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности основного общего образования", п. 2 "Соответствие содержания рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности содержанию основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации".
Рекомендации по формированию содержания рабочих программ учебных предметов, курсов
Таблица 2 | ||
1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса | ||
1. |
В данном разделе описываются: а) достижение обучающимися личностных результатов на конец каждого года обучения. Следует обратить внимание на то, что внесены изменения в ФГОС основного общего образования (приказ N 1577 в редакции от 31.12.2015 г.) в личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования для следующих категорий обучающихся: глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра. б) достижение обучающимися метапредметных результатов на конец каждого года обучения. Следует обратить внимание на то, что внесены изменения в ФГОС основного общего образования (приказ N 1577 в редакции от 31.12.2015 г.) в метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования для следующих категорий обучающихся: глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся, обучающихся с расстройствами аутистического спектра; в) достижение обучающимися предметных результатов на конец каждого года обучения. Предметные результаты представляются двумя блоками "Обучающийся научится" ("Выпускник научится") и "Обучающийся получит возможность научиться" ("Выпускник получит возможность научиться"). Курсивом выделяются предметные результаты, расширяющие и углубляющие опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего развития обучающихся. Предметные результаты, составляющие указанную группу, приводятся в блоках "Обучающийся получит возможность научиться" ("Выпускник получит возможность научиться)". Следует обратить внимание на то, что внесены дополнения в ФГОС основного общего образования (приказ N 1577 в редакции от 31.12.2015 г.) в предметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования в предметную область естественнонаучные предметы (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: слепых и слабовидящих обучающихся). |
|
2. |
"Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования". Планируемые результаты учитываются с учетом изменений, внесенных ФГОС основного общего образования (приказ N 1577 в редакции от 31.12.2015 г.). Претерпели существенные изменения основные задачи содержания основного общего образования. Подробный анализ основных задач реализации содержания основного общего образования в соответствии с предметными областями проведен в Письме Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2016 г. N 03-02/2468) "О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области". Возможно использование материалов примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru/), примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса. |
|
2) Содержание учебного предмета, курса | ||
1. |
В данный раздел включается перечень изучаемого учебного материала путем описания основных содержательных линий. |
|
2. |
Возможно использование материалов Примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru/), примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления содержания учебного предмета, курса. |
|
3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | ||
1. |
Тематическое планирование по учебному предмету, курсу разрабатывается для 5, 6, 7, 8 и 9 классов отдельно. Тематическое планирование состоит из двух обязательных блоков: "Содержание учебного предмета, курса" и тема (раздел) количество часов, отводимых на изучение каждой темы". В блоке "Содержание учебного предмета, курса (тема (раздел) (количество часов)" раскрывается содержание крупных тем. Тематическое планирование разрабатывается по следующей форме: |
|
Содержание учебного предмета |
Тема раздела (количество часов) |
|
| ||
2. |
Возможно использование материалов Примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru/), примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления вариантов тематического планирования по учебному предмету, курсу. |
В структуру рабочих программ учебных предметов, курсов локальным нормативным актом образовательной организации могут быть включены дополнительные разделы, например, календарно-тематическое планирование по учебному предмету, курсу; оценочные материалы. Ниже предлагаются рекомендации по содержанию данных разделов.
Рекомендации по структуре дополнительных разделов рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов основного общего образования
Таблица 3 |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету, курсу |
Календарно-тематическое планирование по каждому учебному предмету, курсу разрабатывается для 5, 6, 7, 8 и 9 классов отдельно на каждый (предстоящий) учебный год. Календарно-тематическое планирование разрабатывается каждым учителем самостоятельно на основе тематического планирования. Календарно-тематическое планирование может состоять из следующих блоков: 1. Тема (раздел) (количество часов) 2. Тема каждого урока 3. Дата проведения урока (план/факт) 4. Планируемые результаты освоения обучающимися раздела (темы) программы учебного предмета, курса 5. Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей 6. Корректировка Возможно использование материалов примерной основной образовательной программы основного общего образования, примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления календарно-тематического планирования по учебному предмету, курсу. |
Оценочные материалы |
В разделе представляются контрольно-измерительные материалы, которые используются для определения уровня достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов в рамках организации текущего контроля успеваемости. Контрольно-измерительные материалы могут быть представлены в виде ссылок на соответствующую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием и формами представления оценочных материалов. Возможно использование материалов примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru/), примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления контрольно-измерительных материалов по учебному предмету, курсу. |
2.2. Реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования
Рабочая программа учебного предмета, курса является составной частью образовательной программы общеобразовательной организации. Она составляется в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. N 1089) с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
При разработке рабочих программ учебных предметов, курсов учитель может использовать примерные программы по учебным предметам, вариативные (авторские) программы к учебникам. Примерные программы по учебным предметам, курсам позволяют всем участникам образовательных отношений получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования учащихся средствами учебного предмета, курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам учебного предмета, курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, курса с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей.
По своей структуре и содержанию рабочая программа учебных предметов, курсов представляет собой документ, составленный с учетом:
- требований федерального компонента государственных образовательных стандартов;
- максимального объема учебного материала для учащихся;
- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательной организации для реализации учебных предметов, курсов в каждом классе;
- познавательных интересов учащихся;
- целей и задач образовательной программы образовательной организации;
- выбора образовательной организацией учебно-методического комплекта.
Необходимость отражения в рабочей программе учебных предметов, курсов данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры. В письме Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. N 103/3404 "О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области" рекомендована примерная структура рабочих программ учебных предметов, курсов. Структура рабочих программ учебных предметов, курсов утверждается локальным нормативным актом образовательной организации и может включать следующие компоненты:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- содержание программы учебного курса;
- календарно-тематическое планирование;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей;
- характеристика контрольно-измерительных материалов;
- учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся.
Рабочая программа учебных предметов, курсов определяет объем, порядок, содержание изучения учебных предметов, курсов.
Титульный лист должен содержать полное наименование общеобразовательной организации в соответствии с уставом; наименование учебного предмета, курса; указания на принадлежность рабочей программы учебного предмета, курса к уровню общего образования; срок реализации данной рабочей программы учебного предмета, курса; сведения о разработчике (разработчиках) (Ф.И.О, должность); год утверждения рабочей программы учебного предмета, курса.
В пояснительной записке раскрывается статус документа, его структура, дается общая характеристика учебного предмета, курса, его место в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется роли конкретного учебного предмета, курса в формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности, ключевых компетенций учащихся. В пояснительной записке указывается, какая примерная (авторская) программа послужила основанием для разработки рабочей программы учебного предмета, курса, особенности представляемой программы. В пояснительной записке отражаются те изменения, которые вносит учитель с учетом особенностей контингента учащихся, целевых ориентиров учебного предмета, курса, особенностей образовательной организации, а также требования к уровню подготовки учащихся с учетом внесенных изменений.
Основное содержание раскрывает необходимый уровень знаний, умений и навыков, который формируется у учащихся.
Календарно-тематическое планирование. В данный раздел включается календарно-тематическое планирование, структура может состоять из следующих блоков: тема (раздел) (количество часов); тема каждого урока; дата проведения урока, корректировка. В календарно-тематическое планирование с учетом особенностей учебного предмета, курса рекомендуется включать элементы содержательной и практической составляющих, которые позволят обеспечить функционально-прикладной характер обучения по учебному предмету, курсу.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам изучения предмета, курса: учащиеся должны знать / понимать (дается перечень необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знаний); уметь (дается перечень конкретных умений и навыков данного учебного предмета, курса, основанной на более сложной, чем воспроизведение, деятельности: анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (группа умений, которыми учащийся может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне образовательной деятельности). При этом допускается внесение в рабочую программу учебного предмета, курса дополнительного материала, расширяющего и углубляющего знания учащихся. Рекомендуется определять требования к уровню подготовки учащихся по итогам каждого года обучения.
Характеристика контрольно-измерительных материалов. В данном разделе описывается организация оценивания уровня подготовки учащихся по конкретному учебному, курсу, дается перечень и характеристика контрольно-измерительных материалов при организации текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации.
2.3. Рекомендации по структуре рабочих программ учебных предметов, курсов для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования
Структура определяется локальным нормативным актом общеобразовательной организации. При разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе курсов коррекционно-развивающей области, для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования можно учитывать структуру, определенную в п. 18.2.2 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Структура рабочих программ учебных предметов, курсов для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования образовательной организации должна содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
3. Рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при изучении предмета "Физика"
При изучении предмета "Физика" необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности (НРЭО) Челябинской области и общеобразовательной организации. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" формулирует в качестве принципа государственной политики "воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства" (ст. 3). Технология учета таких особенностей в содержании предмета определяется реализуемой общеобразовательной организацией образовательной программой.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" следует читать как "N 273-ФЗ"
Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей обеспечивает реализацию следующих целей:
- достижение системного эффекта в обеспечении общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся за счет использования педагогического потенциала национальных, региональных и этнокультурных особенностей содержания образования;
- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
- изучение физики максимально приближено к личному опыту учащихся, формировать осознание необходимости сохранять достижения родного края;
- расширение знаний о регионе: от родного дома к ближайшей округе и Челябинской области в целом, изучение географии края, жизни южноуральцев в прошлом и настоящем, знаменитых граждан края (города, села).
При реализации основных образовательных программ общеобразовательных организаций в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.) национальные, региональные и этнокультурные особенности учитываются при разработке образовательной программы в целом. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. N 01/1839 "О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования" при реализации Федерального компонента государственного образовательного стандарта по предметам инвариантной части для изучения национальных, региональных и этнокультурных особенностей в предметное содержание с выделением 10 - 15 % учебного времени от общего количества часов инвариантной части.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования основная образовательная программа общеобразовательной организации включает часть, формируемую участниками образовательных отношений (на уровне основного общего образования - не более 30 %, на уровне среднего общего образования - не более 33 %), которая может включать вопросы, связанные с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
Стратегическая цель работы по освоению национальных, региональных и этнокультурных особенностей в образовательной организации формулируется в целевом разделе в пояснительной записке. В соответствии с целью конкретизируется перечень личностных и метапредметных результатов (раздел "Планируемые результаты освоения основной образовательной программы").
Содержание, обеспечивающее достижение данных планируемых результатов, должно быть отражено в содержательном разделе основной образовательной программы. В "Программе развития универсальных учебных действий" содержательные аспекты национальных, региональных и этнокультурных особенностей отражаются в разделе типовые задачи применения универсальных учебных действий и при описании особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Особое внимание учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей должно быть уделено в "Программе воспитания и социализации", данный подход отражается в задачах, направлениях деятельности, содержании, видах деятельности и формах занятий с обучающимися на региональном материале.
Рабочие программы отдельных предметов, курсов также разрабатываются с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Если в целевом разделе конкретизировались планируемые результаты, это должно быть отражено в программах учебных предметов, курсов в разделе "Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса" и в содержании учебного предмета, курса, а также в тематическом планировании. Общеобразовательная организация может разработать курсы внеурочной деятельности, обеспечивающие этнокультурные потребности и интересы обучающихся. При этом план внеурочной деятельности должен предусматривать применение оптимальных, с точки зрения обеспечения этнокультурных потребностей и интересов обучающихся, форм реализации внеурочной деятельности в конкретной общеобразовательной организации. Наряду с этим в разделе "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы" эти особенности также учитываются при разработке оценочных материалов, отражающих национальные, региональные и этнокультурные особенности разного уровня и обеспечивающих оценку освоения планируемых результатов.
Технология разработки основных образовательных программ общего образования образовательной организации и рабочей программы по предмету "Физика" с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей подробно представлена в методическом пособии, рекомендованном Министерством образования и науки Челябинской области для использования в образовательных организациях Челябинской области:
- Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / (В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова и др.). - Челябинск: ЧИППКРО. 2013. - 164 с.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Физика", отражающие НРЭО:
1) формирование представлений о физике, ее роли в освоении планеты человеком, о физической картине мира как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, своей страны и родного края, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование представлений о реальном секторе экономики Челябинской области;
3) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации информации физического содержания;
4) формирование умений и навыков использования физических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
5) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к развитию промышленности родного края и решению экологических проблем, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Способ введения НРЭО в урочную деятельность - включение национальных, региональных и этнокультурных особенностей в содержание рабочих программ учебного предмета на основе принципов интеграции, конкретизации, сопоставления фактов и теоретических положений, при этом инвариантное и региональное содержание дополняют друг друга. Возможен также вариант включения НРЭО во внеурочную деятельность, которая должна быть организована, в соответствии с требованиями ФГОС, по основным направлениям развития личности и посредством различных форм организации учебной деятельности (кружки, клубы, научно-практические конференции и др.).
Вопросам реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области посвящены следующие публикации:
- Календарь знаменательных и памятных дат: Челябинская область: (ежегодник) /ЧОУНБ
- Динамика численности населения городских округов и муниципальных районов Челябинской области: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Челяб. обл.; редкол.: Ю.А. Даренских (пред.) (и др.). - Челябинск, 2007. - 52 с.
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Раздел - официальная статистика. - Режим доступа: http://chelstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chelstat/ru/statistics/
- Уральская историческая энциклопедия / гл. ред. В.В. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Екатеринбург, 2000. - 640 с.
- Челябинская область: энциклопедия: в 7 т. / редкол.: К.Н. Бочкарев (гл. ред.) (и др.). - Челябинск: Каменный пояс, 2008.
- Челябинск: энциклопедия / сост. В.С. Боже, В.А. Черноземцев. - Изд. испр. и доп. - Челябинск: Каменный пояс. 2001. - 1119 с.
- Ашинский муниципальный район: энциклопедия / (ред.-сост. Б.Г. Гусенков). - Челябинск: Книга, 2007. - 430 с.
- Златоустовская энциклопедия. - В 2 т. - Златоуст, 1994.
- Карабаш. Карабашский городской округ: крат, энцикл. / (сост. Т.В. Суцепина, В.А. Черноземцев; ред.-изд. совет: М.Д. Дзугаев (пред.) и др.). - Челябинск: Каменный пояс, 2006. - 223 с.
- Карабаш. Карабашский городской округ: энциклопедия / (сост. А.В. Буданов, Т.В. Суцепина, В.А. Черноземцев; ред.-изд. совет: М.Д. Дзугаев (пред.) и др.). - Челябинск: Каменный пояс, 2008. - 335 с.
- Карталы. 1944 - 2004: энциклопедия. - Магнитогорск, 2004. - 141 с.
- Копейск: крат. энцикл.: (к 100-летию г. Копейска Челяб. обл./ сост. Е.Л. Богуж и др.). - Челябинск: Книга, 2007. - 247 с.
- Магнитогорск: крат. энцикл. - Магнитогорск, 2002. - 557 с.
- Нагайбакский район в фактах и цифрах: справ, с ист. очерками и коммент. / (сост. А.М. Маметьев). - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2005. - 191 с.
- Атомные города Урала. Город Снежинск: энциклопедия / Рос. акад. наук, Урал, отд-ние, Ин-т истории и археологии. Рос. федер. ядер, центр, Всерос. НИИ техн. физики им. Е.И. Забабахина, Администрация Снежин. гор. округа; гл. редкол.: В.В. Алексеев и др.; (отв. ред. Е.Т. Артемов и др.). - Екатеринбург: Банк культур, информ., 2009. - 357 с.
- Саткинский район: энциклопедия / ред. В.Г. Некрасов. - Челябинск: Образование, 2010. - 985 с.
- Увельский район: энциклопедия. - Т. 1. / (ред. О.В. Очеретная; сост. М.А. Тренин). - Челябинск: Каменный пояс, 2009. - Т. 1. 415 с.
4. Анализ федерального перечня учебников
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2016 г. N 38 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. N 253" исключены из федерального перечня учебники ООО ИОЦ "Мнемозина":
- Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б. под редакцией Орлова В.А., Ройзена И.И. "Физика" 7 класс в 2 ч.
- Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б. под редакцией Орлова В.А., Ройзена И.И. "Физика" 8 класс в 2 ч.
- Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б. под редакцией Орлова В.А., Ройзена И.И. "Физика" 9 класс в 2 ч.
- Генденштей Л.Э., Дик Ю.И. под редакцией Орлова В.А. Физика 10 класс (базовый и углубленный уровни)
- Генденштей Л.Э., Дик Ю.И. под редакцией Орлова В.А. Физика 11 класс (базовый и углубленный уровни)
- Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика 10 класс (базовый и углубленный уровни)
- Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика 11 класс (базовый и углубленный уровни)
- Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика 10 класс (базовый уровень)
- Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика 11 класс (базовый уровень)
Отмечаем, что на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N 38 от 26.01.2016 г. организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу выше указанного приказа и удаленные из федерального перечня на его основании.
Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в действующий федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу настоящего приказа.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" в образовательных организациях наряду с печатными используются электронные учебные издания. Требования к электронным изданиям определены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. N 1047 (в ред. Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014 г. N 1559, от 14.08.2015 г. N 825) "Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" следует читать как "N 273-ФЗ"
Использование электронных форм учебников (учебных изданий) обусловлено следующими преимуществами:
1) обеспечивает быстрый поиск нужной информации по запросу:
2) позволяет создавать индивидуальные траектории освоения информации, представленной в виде гипертекста;
3) способствует концентрации внимания учащихся на изучаемом материале с помощью мультимедийных функций;
4) предоставляет возможность организовать интерактивное моделирование, в том числе создание объемных моделей и проведение виртуальных экспериментов;
5) помогает учащимся провести самопроверку и самооценку уровня достижения планируемых результатов, в том числе в игровой форме.
Для осуществления правильного выбора необходимо знать особенности электронных форм учебников и отличать их от электронных версий учебников, представленных в формате PDF.
Электронная форма представляет собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014 г. N 1559).
Электронная форма учебника (ЭФУ) содержит:
- педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.