В соответствии с решением Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области от 20 сентября 2016 года приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию региональной системы оценки качества образования Челябинской области (далее - Концепция).
2. Управлению начального, основного и среднего общего образования (Тюрина Е.А.), управлению по надзору и контролю в сфере образования (Бондаревой Е.Ю.), управлению дошкольного образования (Комарова Е.С.), управлению профессионального образования (Статирова О.И.), управлению воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся разработать в срок до 31 января 2017 года комплекс мер, направленных на реализацию Концепции.
3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в рамках своих полномочий предусмотреть в муниципальных целевых программах мероприятия, направленные на совершенствование систем оценки качества образования, в соответствии с утвержденной Концепцией.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра Е.А. Коузову.
Министр |
А.И. Кузнецов |
Утверждена
приказом Министерства образования
и науки Челябинской области
от 14 декабря 2016 г. N 01/3525
Концепция
региональной системы оценки качества образования Челябинской области
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования устанавливает необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации 1.
Одним из условий решения такой задачи Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 гг. (далее - ФЦПРО) определено формирование востребованной общероссийской системы оценки качества образования и образовательных результатов на всех уровнях образования (далее - ОСОКО) 2. Составляющими такой общероссийской системы оценки качества образования и образовательных результатов призваны стать региональные системы оценки качества образования (далее - РСОКО), обеспечивающие комплексный подход к анализу процессов и результатов функционирования региональных образовательных систем в условиях высокой объективности и обоснованности выводов о качестве образования.
Задача ФЦПРО по реализации на региональном уровне инновационных национальных механизмов оценки качества образования делает необходимой их отражение в реализуемой в Челябинской области с 2013 года Концепции региональной системы оценки качества образования (далее - Концепция) 3.
Актуальность обновления Концепции определяется также и изменяющимися запросами потребителей результатов РСОКО (обучающихся и их родителей, местного сообщества, работодателей, учредителей образовательных организаций, государственных структур) на получение надежной и достоверной информации о состоянии и развитии системы образования области на разных уровнях образования (общее, включая дошкольное; дополнительное; среднее профессиональное) и разных уровнях принятия управленческих решений (региональном, муниципальном, институциональном).
Модернизация Концепции обусловлена, кроме того, возросшей потребностью всех участников РСОКО в систематизации мероприятий и процедур оценки качества образования, соотнесения функционирующих в сфере оценки качества образования информационных систем и мониторингов с целью получения информации, необходимой и достаточной для принятия эффективных управленческих решений на всех уровнях управления качеством образования областной образовательной системы.
Важным фактором, объясняющим необходимость обновления Концепции, служит накопленный с 2013 года в региональной образовательной системе опыт концептуализации разработки и реализации моделей государственно-общественного управления качеством общего образования в контексте вертикали управления 4.
Таким образом, обновление требований и подходов к системе оценки качества образования на федеральном уровне, накопленный инновационный опыт государственно-общественного управления качеством образования на региональном уровне, новые запросы потребителей результатов РСОКО стали основой совершенствования Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области.
Данная Концепция разработана с целью применения совокупности изменившихся требований государства и запросов общества к функционирующей системе оценки качества образования в части совершенствования ее структуры, содержания, механизмов и процедур, а также обеспечения эффективного управления образовательной системой региона по результатам анализа полученных данных.
Концепция определяет: методологические основания совершенствования региональной системы оценки качества образования, включая понятийный аппарат и принципы; цель и задачи РСОКО, ее объекты и содержание. Концепция включает также описание используемых в образовательной системе Челябинской области механизмов и процедур оценки качества образования, организационную структуру управления РСОКО. В Концепции сформулированы ожидаемые результаты реализации РСОКО и направления управленческих решений по результатам мероприятий РСОКО на всех уровнях принятия решений (приложение 1).
Методология региональной системы оценки качества образования Челябинской области, определенная Концепцией, представляет собой неразрывное единство нормативного, системного и деятельностного подходов.
Построение региональной системы оценки качества образования Челябинской области на основе нормативного подхода обеспечивает отражение в ее функционировании полномочий 5 региональных органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, в части обеспечения оценки качества образования, а также определяет вертикаль исполнения таких полномочий на всех уровнях управления образовательной системой Челябинской области (региональном, муниципальном, институциональном).
Формальными основаниями выделения таких полномочий стали нормативные документы федерального уровня 6.
В региональной системе оценки качества образования Челябинской области в соответствии с нормативными требованиями 7 отражены полномочия регионального органа управления образованием (непосредственные и переданные от федеральных органов управления образованием), позволяющие обеспечить функционирование РСОКО в современных условиях:
- государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций Челябинской области, а также органов местного самоуправления региона, осуществляющих управление в сфере образования;
- лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций Челябинской области;
- государственная аккредитация образовательной деятельности образовательных организаций Челябинской области;
- разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Челябинской области;
- обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях на территории Челябинской области;
- организация предоставления в Челябинской области среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
- организация обеспечения образовательных организаций Челябинской области учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- обеспечение осуществления мониторинга в системе образования Челябинской области;
- обеспечение проведения государственной итоговой аттестации;
- создание условий для организации проведения независимой оценки качества образования в образовательных организациях Челябинской области;
- создание условий для экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования Челябинской области;
- инициирование участия профессионального сообщества в экспертизе основных образовательных программ, учебников, проектов нормативных правовых актов.
Концепция отражает также иные полномочия региона, закрепленные в практике функционирования РСОКО в Челябинской области в части: проектирования и проведения измерений (оценочных процедур); интерпретации результатов оценивания; распространения информации о результатах оценивания; оценки эффективности управленческих решений; подготовки кадров в области оценки качества образования; экспертизы и сертификации измерителей, процедур системы оценки качества образования; создания сервисов для потребителей (консультирование по запросу, проведение оценки качества образования по запросу, рейтингование, формирование информационных систем, баз данных и т. п.).
Построение региональной системы оценки качества образования Челябинской области в соответствии с полномочиями регионального органа управления образованием обеспечивает ее применимость ко всей вертикали управления образовательной системой Челябинской области, а также обеспечивает встраивание РСОКО в общероссийскую систему оценки качества образования.
Использование в качестве методологического основания региональной системы оценки качества образования Челябинской области системного подхода нашло свое отражение в формировании совокупности компонентов РСОКО, выявления их взаимосвязи между собой, а также - в определении места РСОКО в других системах оценки качества образования (федеральной, муниципальных, институциональных). Деятельностный подход позволил представить процесс совершенствования РСОКО в динамике и подчеркнуть этапность использования механизмов и процедур оценки качества образования, достижения ожидаемых результатов реализации РСОКО.
Методология РСОКО, определенная Концепцией, позволила отобрать понятийный аппарат, необходимый с точки зрения совершенствования системы оценки качества образования Челябинской области и представленный ключевыми понятиями (определенными Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" или сформулированными научным педагогическим сообществом Челябинской области):
- качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы 8;
- качество образования на региональном уровне - комплексная характеристика региональной образовательной системы, выражающаяся в ее способности удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности государства и общества в достижении результатов освоения образовательных программ общего (включая дошкольное), дополнительного и среднего профессионального образования, и являющаяся следствием отражения экономических, общественно-политических и социокультурных особенностей региона 9;
- оценка качества образования - оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации (учреждении), деятельности всей образовательной системы региона и ее территориальных подсистем 10;
- оценка качества образования на региональном уровне - оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона и ее подсистем с учетом стратегических приоритетов и особенностей развития системы образования Челябинской области 11;
- механизмы оценки качества образования на региональном уровне - совокупность принятых и осуществляемых в образовательной системе оценочных процессов, в ходе которых осуществляются процедуры оценки образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона и ее подсистем 12;
- процедуры оценки качества образования на региональном уровне - официально установленные, предусмотренные правилами способы и порядки осуществления оценочных процессов, обеспечивающие оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона и ее подсистем 13;
- система оценки качества образования на региональном уровне - совокупность компонентов, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку качества образования в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона и ее подсистем. Включает в себя: цель и задачи, содержательные элементы, организационные и функциональные структуры, механизмы и процедуры и иные компоненты с учетом стратегических приоритетов и особенностей развития системы образования Челябинской области 14;
- мониторинг системы оценки качества образования на региональном уровне - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения в региональной системе оценки качества образования, результатом которого является установление степени соответствия ее элементов, структур, механизмов и процедур целям и задачам 15.
В соответствии с Концепцией региональная система оценки качества образования Челябинской области опирается на основные принципы:
- направленности на обеспечение достижения показателей функционирования и развития региональной образовательной системы, определенных нормативными документами федерального и регионального уровней;
- целевого назначения, предполагающего получение необходимой и достаточной для принятия эффективных управленческих решений информации, исходя из целей и задач деятельности региональной образовательной системы;
- объективности информации, опирающейся на достоверные данные, получаемые в ходе информационного обмена между Министерством образования и науки Челябинской области; органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования; образовательными организациями Челябинской области;
- сравнимости данных посредством отслеживания состояния и результатов деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; образовательных организаций Челябинской области, а также изучения изменений, которые происходят в процессе их работы и взаимодействия;
- прогностичности посредством получения данных, позволяющих прогнозировать будущее состояние образовательной системы Челябинской области и ее подсистем, а также возможные изменения в путях достижения поставленных целей;
- согласованности деятельности Министерства образования и науки Челябинской области; органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; образовательных организаций Челябинской области при принятии решений в части оценки качества образования в соответствии с определенными полномочиями;
- применимости результатов мероприятий РСОКО для оценки результативности и эффективности управления качеством образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях;
- сочетания государственного и общественного управления системой оценки качества образования на основе делегирования полномочий;
- информационной открытости процедур и результатов мероприятий РСОКО.
Методологические основания построения и функционирования региональной системы оценки качества образования Челябинской области, сформулированные в Концепции, позволили уточнить цель и задачи РСОКО применительно к современному этапу развития системы российского образования.
Основная стратегическая цель региональной системы оценки качества образования Челябинской области - получение и распространение достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего (включая дошкольное) образования, дополнительного образования и среднего профессионального образования; в том числе о причинах, влияющих на его уровень, для формирования востребованной информационной основы принятия эффективных управленческих решений в контексте вертикали управления системой образования Челябинской области.
Достижение стратегической цели РСОКО пролонгировано во времени, а потому требует осуществления в несколько этапов, соотносимых с этапами реализации мероприятий ФЦПРО на 2016-2020 гг.
На первом (подготовительно-деятельностном) этапе совершенствования РСОКО в Челябинской области в 2016-2017 гг. будет происходить: обновление и корректировка действующей системы оценки качества образования с учетом произошедших изменений федерального и регионального законодательства в сфере оценки качества, накопленного опыта государственно-общественного управления качеством образования на региональном уровне, новых запросов потребителей результатов РСОКО.
На втором (продуктивно-результативном) этапе совершенствования РСОКО в Челябинской области в 2018-2020 гг. будет: сформирована востребованная система оценки качества образования, обеспечивающая эффективное управление качеством образования в региональной, муниципальных и институциональных образовательных системах Челябинской области.
Задачи региональной системы оценки качества образования Челябинской области на разных этапах ее совершенствования
Задачи первого этапа (2016-2017 гг.) |
Задачи второго этапа (2018-2020 гг.) |
Определение направлений совершенствования РСОКО на основе ее анализа на предмет соответствия изменившимся требованиям федерального и регионального законодательства в сфере оценки качества образования |
Совершенствование РСОКО в соответствии изменившимся требованиям федерального и регионального законодательства в сфере оценки качества образования |
Определение и отбор перечня критериев внутрирегионального анализа и оценки качества образования с учетом экономических, общественно-политических и социокультурных особенностей региона |
Отражение в РСОКО определенного с учетом экономических, общественно-политических и социокультурных особенностей региона перечня критериев внутрирегионального анализа и качества образования |
Анализ и отбор применяемых в практике РСОКО механизмов и процедур оценки качества образования с точки зрения их востребованности для принятия решений на разных уровнях управления |
Применение в практике РСОКО механизмов и процедур оценки качества образования, востребованных для принятия решений на разных уровнях управления |
Анализ комплексности проводимой в рамах действующей РСОКО оценки качества образования на всех уровнях, отнесенных к полномочиям Министерства образования и науки Челябинской области (общего образования, включая дошкольное образование; среднего профессионального образования; дополнительного образования) |
Осуществление комплексной оценки качества образования на всех уровнях, отнесенных к полномочиям Министерства образования и науки Челябинской области (общего образования, включая дошкольное образование; среднего профессионального образования; дополнительного образования) |
Анализ и отбор подходов к независимой оценке качества образования образовательных организаций, апробированных в Челябинской области |
Осуществление независимой оценки качества образования образовательных организаций с учетом особенностей региона |
Формирование экспертного сообщества, участвующего в различных формах профессиональной, профессионально-общественной и общественной оценки качества образования |
Привлечение экспертного сообщества к участию в различных формах профессиональной, профессионально-общественной и общественной оценки качества образования |
Определение на основе анализа подходов к повышению результативности мониторинга системы оценки качества образования на региональном уровне |
Функционирование результативного мониторинга системы оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях |
Определение и отбор эффективных средств информационного, методического, и технологического сопровождения современных технологий и процедур оценки качества образования |
Совершенствование средств информационного, методического, и технологического сопровождения современных технологий и процедур оценки качества образования |
Определение и отбор средств, обеспечивающих информирование потребителей результатов РСОКО о состоянии и тенденциях качества образования в образовательной системе Челябинской области |
Информирование потребителей результатов РСОКО о состоянии и тенденциях качества образования в образовательной системе Челябинской области |
Логика решения задач, определенная Концепцией, предполагает последовательное решение задач в рамках каждого этапа, а также развитие каждой задачи от первого этапа ко второму, что обеспечивает последовательное и системное достижение цели РСОКО.
Объектами региональной системы оценки качества образования в соответствии с компонентами качества образования, нормативно определенными Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" 16, выступают:
- образовательные программы;
- условия реализации образовательных программ;
- результаты освоения обучающимися основных образовательных программ.
При этом данная совокупность объектов РСОКО рассматривается и конкретизируется по уровням образования, оценка качества которых относится к полномочиям регионального органа управления образованием:
- общее образование, включая дошкольное;
- дополнительное образование (детей);
- среднее профессиональное образование.
Обобщенная структура объектов РСОКО представлена в таблице 1.
Обобщенная структура объектов РСОКО
|
Таблица 1 |
Объект РСОКО по уровню образования |
Объект РСОКО по компоненту оценки качества Образования |
Дошкольное образование |
- основные образовательные программы дошкольного образования; - условия реализации основных образовательных программ дошкольного образования; - результаты освоения обучающимися основных образовательных программ дошкольного образования |
Начальное общее образование |
- основные образовательные программы начального общего образования; - условия реализации основных образовательных программ начального общего образования; - результаты освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего образования |
Основное общее образование |
- основные образовательные программы основного общего образования; - условия реализации основных образовательных программ основного общего образования; - результаты освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования |
Среднее общее образование |
- основные образовательные программы среднего общего образования; - условия реализации основных образовательных программ среднего общего образования; - результаты освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образования |
Дополнительное образование (детей) |
- дополнительные общеобразовательные программы; - условия реализации дополнительных общеобразовательных программ; - результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ |
Среднее профессиональное образование |
- образовательные программы среднего профессионального образования; - условия реализации образовательных программ среднего профессионального образования; - результаты освоения обучающимися образовательных программ среднего профессионального образования |
Содержание РСОКО по каждому объекту определяется федеральными государственными образовательными стандартами соответствующего уровня образования (далее - ФГОС). ФГОС являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности отдельных образовательных организаций, муниципальных образовательных систем, региональной системы образования в целом, а также подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности 17.
Описание особенностей содержания РСОКО на разных уровнях образования представлено в приложении 2.
Предлагаемый нормативный подход к формированию содержания РСОКО обеспечивает:
1) единство системы оценки качества образования на всех уровнях системы образования области (общее, дополнительное, среднее профессиональное), сопоставимость полученных результатов;
2) преемственность подсистем оценки качества образования на различных уровнях управления системой образования (региональный, муниципальный, институциональный);
3) единство и вариативность содержания, механизмов и процедур оценки качества образования объектов РСОКО с учетом особенностей требований к качеству образования соответствующего уровня образования;
4) сравнимость и востребованность результатов РСОКО на разных уровнях принятия управленческих решений.
Региональная система оценки качества образования в соответствии с Концепцией включает также описание используемых в образовательной системе Челябинской области механизмов и процедур оценки качества образования. На этапах совершенствования РСОКО Концепцией выделяются универсальные для всех объектов механизмы оценки качества образования (совокупность применяемых оценочных процессов), а также процедуры оценки качества образования (способы и порядки осуществления оценочных процессов), применяемые (потенциально применяемые) в системах дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования (табл. 2).
Универсальные механизмы и процедуры РСОКО
|
Таблица 2 |
||||
Первый этап совершенствования РСОКО (2016-2017 гг.) |
Второй этап совершенствования РСОКО (2018-2020 гг.) |
||||
механизмы |
процедуры |
механизмы |
процедуры |
||
Оценка качества образовательных программ |
Лицензирование образовательной деятельности |
Оценка качества образовательных программ |
Лицензирование образовательной деятельности |
||
Государственная аккредитация образовательной деятельности (общее, среднее профессиональное образование) |
Государственная аккредитация образовательной деятельности (общее, среднее профессиональное образование) |
||||
Государственный контроль в сфере образования (общее, среднее профессиональное образование) |
Государственный контроль в сфере образования (общее, среднее профессиональное образование) |
||||
Государственный надзор в сфере образования (общее, среднее профессиональное образование) |
Государственный надзор в сфере образования (общее, среднее профессиональное образование) |
||||
Мониторинг системы образования |
Мониторинг системы образования |
||||
|
Итоговый (годовой) отчет Министерства образования и науки Челябинской области о состоянии и перспективах развития образования |
|
Итоговый (годовой) отчет Министерства образования и науки Челябинской области о состоянии и перспективах развития образования |
||
Федеральные информационные системы (региональный сегмент) |
Федеральные информационные системы (региональный сегмент) |
||||
Региональные информационные системы |
Единая региональная информационная система |
||||
Общественная аккредитация образовательных организаций |
Общественная аккредитация образовательных организаций |
||||
Оценка качества условий реализации образовательных программ |
Лицензирование образовательной деятельности |
Оценка качества условий реализации образовательных программ |
Лицензирование образовательной деятельности |
||
Государственный контроль в сфере образования (общее, среднее профессиональное образование) |
Государственный контроль в сфере образования (общее, среднее профессиональное образование) |
||||
Государственный надзор в сфере образования |
Государственный надзор в сфере образования |
||||
Мониторинг системы образования |
Мониторинг системы образования |
||||
|
Итоговый (годовой) отчет Министерства образования и науки Челябинской области о состоянии и перспективах развития образования |
|
Итоговый (годовой) отчет Министерства образования и науки Челябинской области о состоянии и перспективах развития образования |
||
Федеральные информационные системы (региональный сегмент) |
Федеральные информационные системы (региональный сегмент) |
||||
Региональные информационные системы |
Региональные информационные системы |
||||
Аттестация педагогических работников |
Аттестация педагогических работников |
||||
Независимая оценка качества образовательной деятельности образовательных организаций |
Независимая оценка качества образовательной деятельности образовательных организаций |
||||
Оценка качества результатов освоения обучающимися образовательных программ |
Государственная аккредитация образовательной деятельности (общее, среднее профессиональное образование) |
Оценка качества результатов освоения обучающимися образовательных программ |
Государственная аккредитация образовательной деятельности (общее, среднее профессиональное образование) |
||
Государственный контроль в сфере образования (общее, среднее профессиональное образование) |
Государственный контроль в сфере образования (общее, среднее профессиональное образование) |
||||
Государственный надзор в сфере образования |
Государственный надзор в сфере образования |
||||
Мониторинг системы образования |
Мониторинг системы образования |
||||
|
Исследования качества индивидуальных достижений обучающихся (международные, федеральные, региональные) |
Исследования качества индивидуальных достижений, обучающихся (международные, федеральные, региональные) |
|||
Итоговый (годовой) отчет Министерства образования и науки Челябинской области о состоянии и перспективах развития образования |
|
Итоговый (годовой) отчет Министерства образования и науки Челябинской области о состоянии и перспективах развития образования |
|||
Федеральные информационные системы (региональный сегмент) |
Федеральные информационные системы (региональный сегмент) |
||||
Региональные информационные системы |
Региональные информационные системы |
||||
Независимая оценка качества подготовки обучающихся |
Независимая оценка качества подготовки обучающихся |
||||
Общественная аккредитация образовательных организаций |
Общественная аккредитация образовательных организаций |
Кроме того, в рамках Концепции предпринята попытка представления и описания специфических для каждого объекта механизмов и процедур оценки качества образования, уже применяемых, а также потенциальных, необходимых для обеспечения цели и задач РСОКО (приложение 3).
Компонентом РСОКО в соответствии с Концепцией является организационная структура управления РСОКО, сформированная в соответствии с полномочиями Министерства образования и науки Челябинской области в части управления качеством образования с учетом полномочий региональных органов общественного управления качеством образования, а также организаций, входящих в региональную систему образования, и наделенных полномочиями в сфере оценки качества образования (табл. 3).
Организационная структура управления РСОКО
|
|
|
Таблица 3 |
||||
N п/п |
Полномочие в рамках РСОКО |
Ответственный исполнитель |
Соисполнитель |
||||
1. |
Совершенствование РСОКО, концептуальное обоснование |
Министерство образования и науки Челябинской области |
Коллегия Министерства образования и науки Челябинской области. Общественный совет при Министерстве образования и науки Челябинской области. Учебно-методическое объединение по общему образованию Челябинской области. ГБУ ДПО РЦОКИО ГБУ ДПО ЧИППКРО ГБУ ДПО ЧИРПО |
||||
2. |
Отбор содержания РСОКО в целом и по каждому объекту (общее, включая дошкольное образование; дополнительное образование; среднее профессиональное образование) |
Министерство образования и науки Челябинской области |
ГБУ ДПО РЦОКИО |
||||
3. |
Отбор (разработка) процедур РСОКО, обеспечивающих механизмы, необходимые и достаточные для функционирования востребованной системы оценки качества образования |
Министерство образования и науки Челябинской области |
ГБУ ДПО РЦОКИО. ГБУ ДПО ЧИППКРО. ГБУ ДПО ЧИРПО |
||||
4. |
Осуществление сопровождения процедур РСОКО, обеспечивающих механизмы, необходимые и достаточные для функционирования востребованной системы оценки качества образования |
Министерство образования и науки Челябинской области |
ГБУ ДПО РЦОКИО. ГБУ ДПО ЧИППКРО. ГБУ ДПО ЧИРПО |
||||
5. |
Осуществление мониторинга результативности и эффективности РСОКО |
Министерство образования и науки Челябинской области |
ГБУ ДПО РЦОКИО |
||||
6. |
Анализ и представление результатов мониторинга РСОКО |
Министерство образования и науки Челябинской области |
ГБУ ДПО РЦОКИО |
||||
7. |
Обеспечение информационной открытости, публичности РСОКО |
Министерство образования и науки Челябинской области |
Коллегия Министерства образования и науки Челябинской области. Общественный совет при Министерстве образования и науки Челябинской области. Учебно-методическое объединение по общему образованию Челябинской области. ГБУ ДПО РЦОКИО. ГБУ ДПО ЧИППКРО. ГБУ ДПО ЧИРПО |
Концепцией определено, что комплексное (в рамках каждого этапа) и последовательное (от первого этапа ко второму) решение задач позволит обеспечить достижение ожидаемых результатов реализации РСОКО.
В результате первого этапа к концу 2017 года региональная система оценки качества образования Челябинской области будет:
- приведена в соответствие с изменившимся требованиями федерального и регионального законодательства в сфере оценки качества образования (в части содержания, механизмов и процедур оценки качества образования);
- способна учитывать экономические, общественно-политические и социокультурные особенности региона Челябинской области;
- готова применять инновационные процедуры оценки качества образования (независимую оценку качества образовательной деятельности образовательных организаций; независимую оценку качества подготовки обучающих; региональные информационные системы; общественную аккредитацию образовательных организаций);
- готова привлекать экспертное сообщество к участи в различных формах профессиональной, профессионально-общественной и общественной оценке качества образования;
- готова применять эффективные средства информационного, методического и технического сопровождения современных механизмов и процедур оценки качества образования;
- готова информировать потребителей результатов РСОКО о состоянии и тенденциях качества образования в образовательной системе Челябинской области.
В целом, к концу 2107 года будут созданы условия, обеспечивающие востребованность РСОКО при принятии управленческих решений в части качества образования на всех уровнях управления системой образования Челябинской области, а также для негосударственных потребителей результатов РСОКО (обучающихся и их родителей, местного сообщества, работодателей).
В результате второго этапа к концу 2020 года региональная система оценки качества образования Челябинской области будет эффективно функционировать как часть общероссийской востребованной системы оценки качества образования, основанной на принципах профессионально-общественного участия.
В результате совершенствования, в соответствии со стратегической целью РСОКО будет служить объективной информационной основой принятия эффективных управленческих решений в сфере оценки качества образования для всех субъектов вертикали управления системой образования Челябинской области (в соответствии с полномочиями) и выступать действенным механизмом управления качеством образования на региональном уровне. Такими управленческими решениями могут выступать:
На уровне Министерства образования и науки Челябинской области:
- оценка по итогам РСОКО результативности и эффективности функционирования региональной системы образования в целом, отдельных ее объектов и структурных компонентов;
- определение (расширение) полномочий органов управления общественной природы в сфере оценки качества образования;
- оценка результативности и эффективности деятельности муниципальных образовательных систем (руководителей МОУО) на основе результатов РСОКО;
- совершенствование РСОКО в части применения эффективных механизмов и процедур оценки качества;
- концептуализация и распространение передового опыта реализации РСОКО на уровне муниципалитетов, образовательных организаций.
На уровне органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:
- формирование (совершенствование) муниципальной системы оценки качества образования (далее - МСОКО) на основе РСОКО с учетом специфики территории и запросов потребителей результатов оценки качества;
- оценка результативности и эффективности муниципальной системы образования в целом, отдельных ее объектов и структурных компонентов на основе результатов МСОКО;
- привлечение общественности к процедурам оценки качества образования на уровне муниципалитета;
- оценка результативности и эффективности деятельности образовательных систем (руководителей образовательных организаций) в сфере оценки качества образования;
- создание условий применения передового опыта реализации МСОКО в образовательных организациях.
На уровне образовательных организаций:
- формирование (совершенствование) внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) в соответствии с региональной и муниципальной системами оценки качества образования, а также с учетом специфики образовательной организации;
- совершенствование локальной нормативной базы, обеспечивающей ВСОКО;
- управление качеством образования образовательной организации на основе результатов ВСОКО;
- разработка программ развития образовательных организаций на основе результатов ВСОКО;
- привлечение родительской общественности, социальных партнеров к формированию и функционированию ВСОКО.
Приложение 1
Система оценки качества образования Челябинской области (РСОКО)
Компонент РСОКО |
Содержание |
|
Цель РСОКО |
Получение и распространение достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего (включая дошкольное) образования, дополнительного образования и среднего профессионального образования; в том числе о причинах, влияющих на его уровень, для формирования востребованной информационной основы принятия эффективных управленческих решений в контексте вертикали управления системой образования Челябинской области |
|
Задачи |
Первый этап (подготовительно-деятельностный) (2016-2017 гг.) |
Второй этап (продуктивно-результативный) (2018-2020 гг.) |
Определение направлений совершенствования РСОКО на основе ее анализа на предмет соответствия изменившимся требованиям федерального и регионального законодательства в сфере оценки качества образования |
Совершенствование РСОКО в соответствии изменившимся требованиям федерального и регионального законодательства в сфере оценки качества образования |
|
Определение и отбор перечня критериев внутрирегионального анализа и оценки качества образования с учетом экономических, общественно-политических и социокультурных особенностей региона |
Отражение в РСОКО определенного с учетом экономических, общественно- политических и социокультурных особенностей региона перечня критериев внутрирегионального анализа и качества образования |
|
Анализ и отбор применяемых в практике РСОКО механизмов и процедур оценки качества образования с точки зрения их востребованности для принятия решений на разных уровнях управления |
Применение в практике РСОКО механизмов и процедур оценки качества образования, востребованных для принятия решений на разных уровнях управления |
|
Анализ комплексности, проводимой в рамах действующей РСОКО оценки качества образования на всех уровнях, отнесенных к полномочиям Министерства образования и науки Челябинской области (общего образования, включая дошкольное образование; среднего профессионального образования; дополнительного образования) |
Осуществление комплексной оценки качества образования на всех уровнях, отнесенных к полномочиям Министерства образования и науки Челябинской области (общего образования, включая дошкольное образование; среднего профессионального образования; дополнительного образования) |
|
Анализ и отбор подходов к независимой оценке качества образования образовательных организаций, апробированных в Челябинской области |
Осуществление независимой оценки качества образования образовательных организаций с учетом особенностей региона |
|
|
Формирование экспертного сообщества, участвующего в различных формах профессиональной, профессионально-общественной и общественной оценки качества образования |
Привлечение экспертного сообщества к участию в различных формах профессиональной, профессионально-общественной и общественной оценки качества образования |
Определение на основе анализа подходов к повышению результативности мониторинга системы оценки качества образования на региональном уровне |
Функционирование результативного мониторинга системы оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях |
|
Определение и отбор эффективных средств информационного, методического, и технологического сопровождения современных технологий и процедур оценки качества образования |
Совершенствование средств информационного, методического, и технологического сопровождения современных технологий и процедур оценки качества образования |
|
Определение и отбор средств, обеспечивающих информирование потребителей результатов РСОКО о состоянии и тенденциях качества образования в образовательной системе Челябинской области |
Информирование потребителей результатов РСОКО о состоянии и тенденциях качества образования в образовательной системе Челябинской области |
|
Объекты РСОКО |
Дошкольное образование: - основные образовательные программы дошкольного образования; - условия реализации основных образовательных программ дошкольного образования; - результаты освоения обучающимися основных образовательных программ дошкольного образования |
|
Начальное общее образование: - основные образовательные программы начального общего образования; - условия реализации основных образовательных программ начального общего образования; - результаты освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего образования | ||
Основное общее образование: - основные образовательные программы основного общего образования; - условия реализации основных образовательных программ основного общего образования; - результаты освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования | ||
|
Среднее общее образование: - основные образовательные программы среднего общего образования; - условия реализации основных образовательных программ среднего общего образования; - результаты освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образования |
|
|
Дополнительное образование (детей): - дополнительные общеобразовательные программы; - условия реализации дополнительных общеобразовательных программ; - результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ |
|
Среднее профессиональное образование: - образовательные программы среднего профессионального образования; - условия реализации образовательных программ среднего профессионального образования; - результаты освоения обучающимися образовательных программ среднего профессионального образования | ||
Содержание РСОКО |
Требования федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня образования (кроме дополнительного) |
|
Механизмы РСОКО |
Оценка качества образовательных программ |
|
Оценка качества условий реализации образовательных программ | ||
Оценка качества результатов освоения обучающимися образовательных программ | ||
Процедуры РСОКО (применяемые) |
Государственная аккредитация образовательной деятельности (общее, среднее профессиональное образование) |
|
Государственный контроль в сфере образования (общее, среднее профессиональное образование). Государственный надзор в сфере образования. | ||
Мониторинг системы образования | ||
Исследования качества индивидуальных достижений, обучающихся (международные, федеральные, региональные) | ||
Итоговый (годовой) отчет Министерства образования и науки Челябинской области о состоянии и перспективах развития образования | ||
Федеральные информационные системы (региональный сегмент) | ||
Аттестация педагогических работников | ||
Процедуры РСОКО (потенциальные) |
Региональные информационные системы (единая региональная информационная система) |
|
Независимая оценка качества подготовки обучающихся | ||
Независимая оценка качества образовательной деятельности образовательных организаций | ||
Общественная аккредитация образовательных организаций | ||
Ожидаемые результаты РСОКО |
Первый этап (подготовительно-деятельностный) (2016-2017 гг.) |
Второй этап (продуктивно-результативный) (2018-2020 гг.) |
|
Будут созданы условия, обеспечивающие востребованность РСОКО при принятии управленческих решений в части качества образования на всех уровнях управления системой образования Челябинской области, а также для негосударственных потребителей результатов РСОКО (обучающихся и их родителей, местного сообщества, работодателей). Региональная система оценки качества образования Челябинской области будет: - приведена в соответствие с изменившимся требованиями федерального и регионального законодательства в сфере оценки качества образования (в части содержания, механизмов и процедур оценки качества образования); - учитывать экономические, общественно-политические и социокультурные особенности региона Челябинской области; - готова применять инновационные процедуры оценки качества образования (независимую оценку качества образовательной деятельности образовательных организаций; независимую оценку качества подготовки обучающих; региональные информационные системы; общественную аккредитацию образовательных организаций); - готова привлекать экспертное сообщество к участию в различных формах профессиональной, профессионально-общественной и общественной оценке качества образования; - готова применять эффективные средства информационного, методического и технического сопровождения современных механизмов и процедур оценки качества образования; - готова информировать потребителей результатов РСОКО о состоянии и тенденциях качества образования в образовательной системе Челябинской области |
Региональная система оценки качества образования Челябинской области будет эффективно функционировать как часть общероссийской востребованной системы оценки качества образования, основанной на принципах профессионально-общественного участия. В результате совершенствования, в соответствии со стратегической целью РСОКО будет служить объективной информационной основой принятия эффективных управленческих решений в сфере оценки качества образования для всех субъектов вертикали управления системой образования Челябинской области (в соответствии с полномочиями) и выступать действенным механизмом управления качеством образования на региональном уровне |
Приложение 2
Описание содержания и процедур оценки качества образования
I. Уровень дошкольного образования:
Содержание и процедуры оценки качества образования в части дошкольного образования
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет образование как "единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов".
В соответствии с этим определением Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования ставит обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.
Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям (Доклад "О создании общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации").
Закон "Об образовании в Российской Федерации" определяет качество образования как "комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы". Исходя из этого определения качество дошкольного образования - комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту (требованиям к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения) и удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством дошкольного образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) устанавливают следующие группы требований:
- к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (далее - ООП ДО);
- к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
- к результатам освоения ООП ДО.
Требования ФГОС ДО - это содержательная основа процедуры оценки (и (или) самооценки учреждением) качества дошкольного образования, представленная совокупностью (комплексом) параметров.
Таким образом, оценить качество дошкольного образования - это значит установить его соответствие:
- требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.
Комплекс параметров включает в себя четыре основные группы, из которых первые три группы полностью соответствуют трем группам требований ФГОС ДО, четвертая группа позволяет оценить такую группу индикативов как удовлетворенность потребителей качеством дошкольного образования:
1 группа - индикативы, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательной организацией основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) требованиям действующих нормативных правовых документов (ФГОС ДО);
2 группа - индикативы, характеризующие соответствие условий реализации ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов (ФГОС ДО).
3 группа - индикативы, характеризующие соответствие результатов освоения ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов (ФГОС ДО).
4 группа - индикативы, характеризующие степень удовлетворенности родителей качеством деятельности дошкольной образовательной организации.
Для объективной оценки качества дошкольного образования в региональной, муниципальной системе дошкольного образования и конкретной дошкольной образовательной организации необходимо учитывать параметры в их совокупности.
Оценка качества дошкольного образования имеет свои особенности. Для оценки первых двух групп параметров, а также для оценки степени удовлетворенности основных потребителей образовательных услуг качеством дошкольного образования разработаны формы оценочных листов, которыми могут пользоваться участники процедуры оценки всех уровней: локального (уровня образовательной организации), муниципального и регионального.
Критерий "соответствие результатов освоения ООП ДО" требованиям действующих нормативных правовых документов оценивается только на локальном уровне (уровне образовательной организации).
Оценка качества дошкольного образования осуществляется на основе единого комплекса параметров (индикативов) и показателей на всех уровнях управления образованием: локальном (уровне образовательной организации); муниципальном; региональном.
Региональная система оценки качества образования предусматривает систему оценки качества дошкольного образования. Система оценки качества дошкольного образования - это совокупность взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и индикативов, процедуры и результата оценки.
Назначение системы оценки качества образования
Система оценки качества дошкольного образования - это, прежде всего, информационно-аналитическая основа управления качеством образования на всех уровнях: региональном, муниципальном, на уровне образовательной организации дошкольного образования.
Цели системы оценки качества дошкольного образования:
1) установить соответствие качества дошкольного образования:
- требованиям ФГОС дошкольного образования;
- потребностям участников образовательных отношений;
2) выработать единый общий подход к пониманию качества дошкольного образования для обеспечения согласованности деятельности всех элементов системы образования (образовательных организаций, органов управления образованием, организаций, осуществляющих научно- методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования, и др.), направленной на реализацию права граждан РФ на получение качественного дошкольного образования.
Оптимальные организационные схемы и формы процедуры оценки качества дошкольного образования следующие:
- локальный уровень (уровень образовательной организации): самооценка (самообследование и самоанализ) на основе организованной системы мониторинга: наблюдение за собственной деятельностью (по разработке и реализации ООП ДО, условий ее реализации и результатов ее освоения) с целью выявления соответствия ООП ДО нормативным требованиям, прогнозирования ее развития; система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о реализации ООП ДО, ее соответствии нормативным требованиям;
- муниципальный уровень: процедуры контроля качества дошкольного образования; мониторинг (система контроля и оценки деятельности муниципальных образовательных организаций со стороны муниципальных органов управления образованием и (или) учредителей; наблюдение за деятельностью муниципальных образовательных организаций (по разработке и реализации ООП ДО, условий реализации, результатов освоения ООП ДО, работы с основными потребителями услуг) с целью выявления ее соответствия нормативным требованиям, прогнозирования развития; система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о реализации ООП ДО в муниципальных образовательных организациях);
- региональный уровень: процедуры государственной регламентации образовательной деятельности (лицензирование, государственный надзор); независимая оценка качества образования (в том числе мониторинг) в рамках региональной системы оценки качества дошкольного образования в Челябинской области.
1. Соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов отражает направленность ООП ДО:
- на формирование общей культуры;
- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
- коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- обеспечение социальной успешности детей.
Только для организаций, имеющих группы комбинированной и компенсирующей направленности.
2. Соответствие условий реализации ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов, в том числе соответствие кадрового обеспечения реализации ООП ДО требований, предъявляемым:
- к укомплектованности педагогических кадров;
- укомплектованности руководящих кадров;
- укомплектованности иных кадров;
- уровню квалификации кадрового состава;
- дополнительному профессиональному образованию кадрового состава.
3. Соответствие результатов освоения ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов: соответствие показателей, характеризующих динамику формирования (4, 5, 6 лет) и сформированность (7 лет) интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" в результате освоения ООПДО, возрастно-половым нормативам.
II. Уровень начального, основного и среднего общего образования:
Содержание и процедуры оценки качества образования
Описание содержания и процедур оценки качества образования по уровням общего образования представляется в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня в сфере оценки качества образования и положениями, представленными в настоящей Концепции РСОКО.
Основываясь на принятом в данной Концепции определении, под оценкой качества образования рассматривается "оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации (учреждении), деятельности всей образовательной системы региона и ее территориальных подсистем" 18. При этом оценивание должно происходить с постоянным учетом стратегических приоритетов и особенностей развития системы образования Челябинской области, то есть на мониторинговой основе.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области под мониторингом качества образования понимается "систематический сбор и обработка информации о степени соответствия региональной системы образования федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС) общего образования с целью оптимизации процесса принятия управленческих решений" 19.
Нормативное определение ФГОС рассматривается в Федеральном законе N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" как "совокупность требований к структуре основных образовательных программ и их объему, к условиям реализации основных образовательных программ, к результатам освоения основных образовательных программ" 20. ФГОС общего образования составляет нормативную базу управления качеством образования для всех субъектов региональной образовательной системы, что является основанием для включения перечисленных требований в состав объектов мониторинга региональной системы оценки качества общего образования:
1. Качество содержания образования (соответствие структуры основных образовательных программ общего образования требованиям ФГОС).
2. Качество условий реализации образовательных программ (сформированность условий реализации ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования).
3. Качество результатов реализации образовательных программ (уровень индивидуальных достижений, обучающихся).
Качество содержания образования (соответствие структуры основных образовательных программ общего образования требованиям ФГОС).
Процедуры оценки качества образования по данному направлению осуществляются с целью определения соответствия структуры и содержания основных образовательных программ общего образования требованиям ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования. При этом в ходе процедур оценки качества образования предполагается констатация факта соответствия или несоответствия исследуемых документов, отражающих содержание образования, требованиям ФГОС общего образования.
Перечень механизмов и процедур оценки качества образования регламентируется нормативными документами Министерства образования и науки Челябинской области, направленными на оценку качества содержания образования (таблица "Универсальные механизмы и процедуры РСОКО"). Основными механизмами выступают оценочные процессы, такие как аккредитация, лицензирование, государственный контроль качества образования, включающие отдельные процедуры оценки качества содержания образования.
Качество условий реализации образовательных программ (сформированность условий реализации ФГОС начального, основного и среднего общего образования).
Исходя из положений ФГОС общего образования, важное место в структуре системы оценки качества образования отводится исследованию сформированности условий реализации образовательных программ на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования:
1) нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение реализации ООП общего образования;
2) кадровое и психолого-педагогическое обеспечение реализации ООП общего образования;
3) материально-техническое, информационно-методическое обеспечение реализации ООП общего образования.
Важнейшими факторами, обеспечивающими успешность реализации основных образовательных программ общего образования, являются своевременность и полнота мониторинга уровня сформированности условий, выявление проблем и эффективность принятия управленческих решений по результатам мониторинга.
Перечень механизмов и процедур оценки качества образования регламентируется нормативными документами Министерства образования и науки Челябинской области, направленные на оценку качества условий реализации образовательных программ на всех уровнях общего образования (таблица "Универсальные механизмы и процедуры РСОКО"). Основными механизмами выступают оценочные процессы, такие как аккредитация, лицензирование, государственный контроль качества образования, включающие отдельные процедуры оценки качества условий реализации образования.
Качество результатов реализации образовательных программ основывается на системной нормативно-методологически обоснованной комплексной оценке уровня индивидуальных достижений, обучающихся (ИДО).
РСОКО Челябинской области располагает определенной системой оценивания ИДО. Эта система охватывает три основных вида оценки:
1) государственные экзамены в основной и средней школе;
2) международные и национальные широкомасштабные и выборочные исследования по оценке достижений, обучающихся для мониторинга качества образования;
3) региональные исследования уровня индивидуальных достижений обучающихся.
Перечень механизмов и процедур оценки качества индивидуальных достижений регламентируется нормативными документами Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования, Министерства образования и науки Челябинской области. Процедуры оценивания представлены в примерной циклограмме.
Информация, получаемая в результате оценок достижений обучающихся, также используется для принятия решений на всех уровнях управления образованием, применяется для информирования родителей об успехах детей, служит информационной основой для формирования программ повышения квалификации учителей.
III. Дополнительное образование:
Содержание и процедуры оценки качества образования
Описание содержания и процедур оценки качества дополнительного образования представляется в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня в сфере оценки качества образования и положениями, представленными в настоящей Концепции РСОКО.
Основываясь на принятом в данной Концепции определении, под оценкой качества образования рассматривается "оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации (учреждении), деятельности всей образовательной системы региона и ее территориальных подсистем" 21. При этом оценивание должно происходить с постоянным учетом стратегических приоритетов и особенностей развития системы образования Челябинской области, то есть на мониторинговой основе.
Нормативное определение дополнительного образования рассматривается в Федеральном законе N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" как "вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования" 22. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и следующие позиции:
- Качество содержания образования.
- Качество условий реализации образовательных программ.
- Качество результатов реализации образовательных программ (уровень индивидуальных достижений, обучающихся).
1. Качество содержания образования
В современных условиях оценивание качества содержания дополнительного образования осуществляется через государственную процедуру лицензирования образовательной деятельности.
2. Качество условий реализации образовательных программ дополнительного образования
РСОКО Челябинской области имеет возможность использовать результаты мониторинга, проводимого на базе ГБУ ДПО РЦОКИО (исполнения государственной программы РФ "Информационное общество" (2011-2020 гг.):
1) обеспечение доступа общеобразовательных организаций к сети Интернет (скорость, тип подключения, провайдер, стоимость);
2) внедрение информационных систем (ИС) управления деятельностью организаций дополнительного образования (используемые системы, процент внедрения).
3. Качество результатов реализации образовательных программ
В соответствии с Региональным планом мероприятий на 2016-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей планируется мероприятия, в том числе мониторинги:
- повышение доступности качественных услуг дополнительного образования детей;
- проведение оценки доступности услуг дополнительного образования детей, удовлетворенности обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) качеством предоставления данных услуг;
- развитие инфраструктуры дополнительного образования детей;
- развитие кадрового потенциала дополнительного образования детей;
- поддержка проектов развития дополнительного образования детей;
- информационная поддержка реализации Концепции развития дополнительного образования детей;
- управление реализацией Концепции развития дополнительного образования детей.
Приложение 3
Описание механизмов и процедур оценки качества образования, используемых (потенциально используемых) в образовательной системе Челябинской области для обеспечения цели и задач РСОКО
Первый этап совершенствования РСОКО (2016-2017 гг.) |
Второй этап совершенствования РСОКО (2018-2020 гг.) |
||
механизмы |
процедуры |
механизмы |
процедуры |
I. Дошкольное образование | |||
Оценка качества условий реализации основных образовательных программ дошкольного образования |
- Лицензирование. - Государственный надзор в сфере образования. - Мониторинг системы образования: Региональный мониторинг сформированности условий введения и реализации ФГОС ДО. - Итоговый (годовой) отчет Министерства образования и науки Челябинской области о состоянии и перспективах развития образования. - Аттестация педагогических кадров дошкольных образовательных организаций. - Федеральные информационные системы (региональный сегмент). - Региональные информационные системы. - Мониторинг "Информационное общество". - АИС "Мониторинг количества руководящих и педагогических работников образовательных организаций, обученных по дополнительным профессиональным программам". - АИС "Е-услуги. Образование". - АИС СГО (модуль "ДОО") |
Оценка качества условий реализации основных образовательных программ дошкольного образования |
- Лицензирование. - Государственный надзор в сфере образования. - Мониторинг системы образования: Региональный мониторинг сформированности условий введения и реализации ФГОС ДО. - Итоговый (годовой) отчет Министерства образования и науки Челябинской области о состоянии и перспективах развития образования. - Аттестация педагогических кадров дошкольных образовательных организаций. - Федеральные информационные системы (региональный сегмент). - Региональные информационные системы. - Мониторинг "Информационное общество". - АИС "Мониторинг количества руководящих и педагогических работников образовательных организаций, обученных по дополнительным профессиональным программам". - АИС "Е-услуги. Образование". - АИС СГО (модуль "ДОО") |
Оценка качества условий, результатов основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО) |
- Лицензирование. - Государственный надзор в сфере образования. - Мониторинг системы образования. - Итоговый (годовой) отчет Министерства образования и науки Челябинской области о состоянии и перспективах развития образования. - Федеральные информационные системы (региональный сегмент). - Региональные информационные системы. - Общественная аккредитация образовательных организаций. - Независимая оценка качества образования |
Оценка качества условий, результатов основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО) |
- Лицензирование. - Государственный надзор в сфере образования. - Мониторинг системы образования - Итоговый (годовой) отчет Министерства образования и науки Челябинской области о состоянии и перспективах развития образования. - Федеральные информационные системы (региональный сегмент). - Региональные информационные системы. - Общественная аккредитация образовательных организаций. - Независимая оценка качества образования |
II. Начальное, основное, среднее общее образование | |||
Оценка качества результатов освоения основных образовательных программ общего образования |
Международные исследования качества образования: - PIRLS - оценивание качества чтения и понимания информации. - ICCS - оценивание качества граждановедческого образования. Федеральные информационные системы (региональный сегмент) - Национальные исследования качества образования: НИКО - оценивание качества предметных результатов по учебным предметам НОО, ООО, СОО (выборочно). - ВПР - оценивание качества предметных результатов учебным предметам НОО, ООО, СОО (широкомасштабная). - КИКУ - исследование компетенций учителей. - Региональные информационные системы. - Региональные исследования качества образования: РМИ ИДО - оценивание уровня индивидуальных достижений, обучающихся по уровням образования: НОО, ООО, СОО; РМИ НРЭО - оценивание уровня метапредметных результатов с учетом НРЭО; региональные проверочные работы. - Государственная аккредитация образовательной деятельности. - Государственный контроль (надзор) в сфере образования. - Мониторинг системы образования. - Итоговый (годовой) отчет Министерства образования и науки Челябинской области о состоянии и перспективах развития образования. - Независимая оценка качества подготовки обучающихся. - Общественная аккредитация образовательных организаций |
Оценка качества результатов освоения основных образовательных программ общего образования |
Международные исследования качества образования: - PIRLS - оценивание качества чтения и понимания информации. - ICCS - оценивание качества граждановедческого образования. Федеральные информационные системы (региональный сегмент) - Национальные исследования качества образования: НИКО - оценивание качества предметных результатов по учебным предметам НОО, ООО, СОО (выборочно). - ВПР - оценивание качества предметных результатов учебным предметам НОО, ООО, СОО (широкомасштабная). - КИКУ - исследование компетенций учителей. - Региональные информационные системы. - Региональные исследования качества образования: РМИ ИДО - оценивание уровня индивидуальных достижений, обучающихся по уровням образования: НОО, ООО, СОО; РМИ НРЭО - оценивание уровня метапредметных результатов с учетом НРЭО, региональные проверочные работы. - Государственная аккредитация образовательной деятельности. - Государственный контроль (надзор) в сфере образования. - Мониторинг системы образования. - Итоговый (годовой) отчет Министерства образования и науки Челябинской области о состоянии и перспективах развития образования. - Независимая оценка качества подготовки обучающихся. - Общественная аккредитация образовательных организаций |
Оценка качества основных образовательных программ НОО, ООО, СОО |
- Государственная аккредитация. - Лицензирование. - Государственный надзор качества образования. - Федеральные информационные системы (региональный сегмент): - Национальные исследования качества образования: НИКО, ВПР, КИКУ контекстные сведения о содержании образования. - Мониторинг системы образования: определение степени соответствия ООП НОО требованиям федерального государственного образовательного стандарта. - Региональные информационные системы. - Итоговый (годовой) отчет Министерства образования и науки Челябинской области о состоянии и перспективах развития образования. - Независимая оценка качества подготовки обучающихся. - Общественная аккредитация образовательных организаций |
Оценка качества основных образовательных программ НОО, ООО, СОО |
- Государственная аккредитация - Лицензирование - Государственный надзор качества образования - Федеральные информационные системы (региональный сегмент): - Национальные исследования качества образования: НИКО, ВПР, КИКУ контекстные сведения о содержании образования. - Мониторинг системы образования: определение степени соответствия ООП НОО требованиям федерального государственного образовательного стандарта. - Региональные информационные системы. - Итоговый (годовой) отчет Министерства образования и науки Челябинской области о состоянии и перспективах развития образования. - Независимая оценка качества подготовки обучающихся. - Общественная аккредитация образовательных организаций |
Оценка качества условий реализации основных образовательных программ дошкольного образования |
- Государственная аккредитация. - Лицензирование. - Государственный надзор. - Региональный мониторинг сформированности условий введения и реализации ФГОС ДО. - Итоговый (годовой) отчет Министерства образования и науки Челябинской области о состоянии и перспективах развития образования. - Региональные информационные системы. - Мониторинг "Информационное общество". - АИС "Мониторинг количества руководящих и педагогических работников образовательных организаций, обученных по ДПП". - АИС "Е-услуги. Образование". - АИС СГО (модули "Общее образование"). - Конкурсы профессионального мастерства. - АИС "Аттестация педагогических кадров". - Федеральные информационные системы (региональный сегмент). - Общественная аккредитация образовательных организаций |
Оценка качества условий реализации основных образовательных программ дошкольного образования |
- Лицензирование. - Государственный надзор. - Региональный мониторинг сформированности условий введения и реализации ФГОС ДО. - Итоговый (годовой) отчет Министерства образования и науки Челябинской области о состоянии и перспективах развития образования. - Региональные информационные системы. - Мониторинг "Информационное общество". - АИС "Мониторинг количества руководящих и педагогических работников образовательных организаций, обученных по ДПП". - АИС "Е-услуги. Образование". - АИС СГО (модули "Общее образование"). - Конкурсы профессионального мастерства. - АИС "Аттестация педагогических кадров". - Федеральные информационные системы (региональный сегмент). Общественная аккредитация образовательных организаций |
III. Дополнительное образование | |||
Оценка качества условий реализации программ дополнительного образования, качества результатов |
- Региональный мониторинг "Информационное сообщество". - АИС "Мониторинг количества руководящих и педагогических работников образовательных организаций, обученных по ДПП". - АИС "Аттестация педагогических кадров". - Конкурсы профессионального мастерства |
Оценка качества условий реализации программ дополнительного образования, качества результатов |
- Государственный надзор в сфере образования. - Региональный мониторинг "Информационное сообщество". - АИС "Мониторинг количества руководящих и педагогических работников образовательных организаций, обученных по ДПП". - АИС "Аттестация педагогических кадров". - Конкурсы профессионального мастерства. - Региональный мониторинг повышения доступности качественных услуг дополнительного образования детей. - Региональный мониторинг развитие инфраструктуры дополнительного образования детей |
Оценка качества результатов освоения программ дополнительного образования |
- Независимая оценка качества |
Оценка качества содержания образования, реализации программ дополнительного образования, качества результатов |
- Независимая оценка качества |
1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" ст. 8, п. 11, ч. 1.
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг.", задача 5, мероприятие 5.1.
3 Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 N 03/961 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области".
4 Государственно-общественное управление качеством общего образования: специфика осуществления на различных уровнях принятия решений: монография / М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов, Ю.Ю. Баранова и др.; науч. ред. д-р пед. наук В.Н. Кеспиков. Челябинск: ЧИППКРО, 2015. 300 с.
5 Под полномочием регионального органа управления образованием понимается ограниченное законодательством право регионального органа управления образованием использовать собственные ресурсы и ресурсы региональной образовательной системы для достижения целей ее функционирования и развития [Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно- методических материалов / В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др. Челябинск: ЧИППКРО, 2014.64 с.].
6 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р); Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 г. N 2227-р); Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 07 февраля 2008 г. N Пр-212); Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 2148-р); Федеральный закон от 21.07.2014 N 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"; Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации"; Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497).
7 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 7, 8, 12, 20, 59, 95.
8 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 2, п. 29.
9 Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно-методических материалов / В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др. Челябинск: ЧИППКРО, 2014. С. 63.
10 Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно-методических материалов / В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др. Челябинск: ЧИППКРО, 2014. С. 62.
11 Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно-методических материалов / В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др. Челябинск: ЧИППКРО, 2014. С. 66.
12 Авторское определение.
13 Авторское определение.
14 Авторское определение.
15 Авторское определение.
16 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 2, п. 29.
17 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 11, п. 2.
18 Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно-методических материалов. Челябинск: ЧИППКРО, 2014. С. 62.
19 Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.12.2013 N 01/4732 "О мониторинге системы образования Челябинской области".
20 Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в РФ".
21 Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно-методических материалов. Челябинск: ЧИППКРО, 2014. С. 62.
22 Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в РФ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основная стратегическая цель региональной системы оценки качества образования Челябинской области - получение и распространение достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего (включая дошкольное) образования, дополнительного образования и среднего профессионального образования; в т.ч. о причинах, влияющих на его уровень, для формирования востребованной информационной основы принятия эффективных управленческих решений.
В Концепции приведена система оценки качества образования Челябинской области, а также описание содержания и процедур оценки качества образования.
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14 декабря 2016 г. N 01/3525 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области"
Текст приказа официально опубликован не был