Приложение N 7
Перспективный облик государственного сектора науки
Реформирование государственного сектора науки будет осуществляться в рамках двух основных этапов, охватывающих период 2006-2008 (этап институциональных преобразований) и 2009-2010 годов (этап структурной модернизации).
На этапе институциональных преобразований (2006-2008 годы) предполагается решение следующих основных задач:
совершенствование нормативной правовой базы и оптимизация организационно-правовых форм в государственном секторе науки;
формирование эффективных механизмов финансирования государственного сектора науки;
повышение качества управления государственным сектором науки;
рационализация имущественных комплексов организаций;
оптимизация количества и размера научных организаций, включая укрупнение организаций путем слияний и присоединений.
Сокращение числа организаций в государственном секторе науки на первом этапе будет в основном связано с укрупнением организаций, передачей части организаций на иной уровень бюджетной системы, а также акционированием отдельных организаций.
На первом этапе будут реализованы следующие основные мероприятия:
инвентаризация имущества организаций, регистрация прав на РНТД, постановка нематериальных активов на баланс;
определение и нормативное закрепление способов акционирования, способствующих сохранению научно-технологического профиля организаций, включая их позиционирование в реальном секторе экономики;
создание системы мониторинга результативности и эффективности организаций государственного сектора науки, проведение ранжирования научной и экономической эффективности организаций;
оптимизация соотношения базового и программного финансирования, включая увеличение финансовой обеспеченности одного занятого исследованиями и разработками, расширение инвестиций в обновление экспериментальной базы;
формирование и реализация ведомственных программ по развитию академического сектора науки и вузовского сектора науки, включая формирование сети научно-образовательных центров как среды расширенного воспроизводства знаний;
развитие системы государственных научных учреждений, включая федеральные центры науки и высоких технологий, а также "национальные лаборатории" по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
В результате реализации мероприятий первого этапа будут:
сформированы критерии оценки эффективности научной и экономической деятельности организаций, разработана нормативная правовая база, определяющая уточненный порядок финансирования организаций государственного сектора науки;
созданы предпосылки для реструктуризации организаций государственного сектора науки (по оценкам, их количество может уменьшится на 15-20%) при этом сократится число государственных учреждений (по оценкам, удельный вес государственных учреждений в общем числе организаций государственного сектора науки сократится с 50% в 2005 году до 29% в 2008 году), численность персонала будет сокращаться меньшими темпами (по оценкам, на 14-16% к 2008 году);
созданы предпосылки для акционирования государственных унитарных предприятий (по оценкам, удельный вес акционерных обществ в общем числе организаций государственного сектора науки возрастет с 2% в 2005 году до 48% в 2008 году), включая их приватизацию исходя из экономической целесообразности.
На втором этапе структурной модернизации (2009-2010 годы) будут реализованы следующие основные мероприятия:
структурная оптимизация государственного сектора науки;
приватизация организаций, избыточных для реализации возложенных на государственный сектор науки функций;
формирование сектора научных организаций со смешанной формой собственности;
консолидация ресурсов в рамках системы "национальных лабораторий";
развитие системы связей в рамках государственного сектора науки, в том числе укрепление экономических связей с хозяйствующими субъектами реального сектора экономики;
активное позиционирование государственного сектора в реальном секторе отечественной экономики, в мировой науке и инновациях.
В результате реализации мероприятий второго этапа:
приватизируется при условии сохранения научного профиля в течение 5 лет часть акционерных обществ с обеспечением привлечения инвестиций для их развития (в качестве научных, научно-исследовательских, проектных и т.п. организаций);
продолжится процесс реструктуризации государственных учреждений (к 2010 году удельный вес государственных учреждений снизится, по оценкам, до 25 процентов).
Таким образом, к 2010 году в организационной структуре государственного сектора науки произойдут следующие изменения:
во-первых, опережающими темпами будет реформирован сектор прикладной науки в направлении его эффективной адаптации к функционированию в предпринимательском секторе;
во-вторых, будет существенно расширяться участие организаций вузовского сектора науки в проведении исследований и разработок.
Функциональная структура государственного сектора науки будет трансформироваться следующим образом:
Удельный вес в общем числе организаций государственного сектора науки
|
2005 год
|
2008 год
|
2010 год
|
академический сектор
|
32,7%
|
31,0%
|
34,4%
|
прикладной сектор
|
48,1%
|
44,3%
|
31,3%
|
вузовский сектор науки
|
19,2%
|
24,8%
|
34,4%
|
Итого
|
100%
|
100%
|
100%
|
Число организаций (справочно)
|
2600
|
2100
|
1600
|
Организационно-правая структура государственного сектора науки будет трансформироваться следующим образом:
Удельный вес в общем числе организаций государственного сектора науки
|
2005 год
|
2008 год
|
2010 год
|
Государственные унитарные предприятия
|
48,0%
|
2,4%
|
1,3%
|
Государственные учреждения
|
50,0%
|
28,6%
|
25,0%
|
Государственные автономные учреждения
|
0%
|
11,9%
|
21,9%
|
Государственные автономные некоммерческие организации
|
0%
|
9,5%
|
15,6%
|
Акционерные общества, более 50% акций которых находится в федеральной собственности
|
2,0%
|
47,6%
|
36,3%
|
Итого
|
100%
|
100%
|
100%
|
Число организаций (справочно)
|
2600
|
2100
|
1600
|