Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния сферы культуры и молодежной политики Златоустовского городского округа, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы
1. Статья 44 Конституции Российской Федерации определила, что каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением, поэтому разработка и реализация муниципальной программы финансирования культуры и искусства имеет чрезвычайно важное значение в муниципальном образовании - Златоустовский городской округ.
В сфере культуры в последние годы происходят важные изменения в ожиданиях и требованиях потребителей к качеству и разнообразию услуг и продуктов сферы культуры:
1) при выборе досуговых занятий растут предпочтения, направленные на повышение "личной конкурентоспособности", укрепление здоровья, создание привлекательного внешнего облика, развитие коммуникативных качеств, общего культурного уровня;
2) в связи с информатизацией жизнедеятельности человека, индивидуализацией жизни растет востребованность интерактивных услуг;
3) в связи с ускорением ритма жизни людей, уменьшением доли свободного времени, увеличением психофизической нагрузки детей и взрослых и необходимостью снятия стресса усиливаются ожидания рекреационной направленности услуг.
Получателями библиотечных услуг являются все возрастные категории населения. Сохраняется тенденция ежегодного увеличения охвата населения библиотечным обслуживанием, в среднем на 0,7%. Учреждения муниципальной библиотечной сети на территории Златоустовского городского округа (далее - округа) размещены равномерно, однако в основном библиотеки расположены в центральной части города, что затрудняет посещение библиотек жителями, проживающими в отдаленных районах города.
Данная проблема частично решается за счет использования внестационарных форм библиотечного обслуживания, которое не может предоставлять населению полный объем библиотечных услуг. Для достижения полного охвата населения округа библиотечным обслуживанием необходимо обеспечение равномерного доступа жителей к информационным услугам.
Приоритетной задачей развития муниципальных общедоступных библиотек является совершенствование ресурсной базы, прежде всего в части автоматизации и информатизации библиотечных процессов. Библиотечная система округа обладает рядом преимуществ: обеспечивает бесплатный, свободный доступ к библиотечным фондам и справочно-поисковому аппарату; ориентирована в обслуживании на все социальные группы; предлагает разнообразный спектр услуг; гарантирует высокий уровень проводимых культурно-досуговых мероприятий; укомплектована квалифицированными кадрами.
Систему дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства на территории округа представляют 6 муниципальных учреждений. По направлениям деятельности - это достаточно развитая целостная система, которая включает в себя 3 школы искусств, 3 музыкальных школы, где ведется обучение по 12 направлениям искусства. Не менее 10% выпускников школ поступают в средние и высшие профессиональные учебные заведения культуры и искусства. Для дальнейшего сохранения существующего уровня требуется создание современных, отвечающих современным запросам населения отделений (отделение компьютерной графики и дизайна, отделение электронных музыкальных инструментов, отделение компьютерной анимации, отделения кино и телевидения).
Одной из проблем по-прежнему остается приобретение оборудования и музыкальных инструментов: 45% инструментария и специального оборудования, изношены и морально устарели. Немаловажной проблемой является проведение капитального ремонта помещений школ. В связи с этим необходимо увеличение бюджетного финансирования.
Организация досуга населения связана с организацией массового отдыха и созданием условий для развития местного традиционного народного художественного творчества. При формировании муниципального задания особое внимание уделяется проведению интерактивных культурно-досуговых мероприятий для всех возрастных категорий, а также организации семейного досуга, досуга старшего поколения, сохранению и развитию народных промыслов и ремесел.
Систему учреждений культуры досугового типа округа составляют 5 учреждений, расположенные, в разных частях города. В учреждениях культуры досугового типа функционируют клубные формирования (коллективы любительского художественного творчества, любительские объединения и клубы по интересам), в которых занимаются более 2,5 тысяч участников в возрасте от 3 до 80 лет. Любительские формирования охватывают все жанры и направления искусства, являясь основным средством для развития местного традиционного народного художественного творчества. Основными задачами Муниципального учреждения Управления культуры и молодёжной политики (далее - Управления культуры и молодёжной политики) при организации массового отдыха остаются более активное участие населения, использование новых форм и современных технологий организации массовых мероприятий, с применением новейших технических средств.
Златоустовский городской округ является одним из исторических центров Урала. Угрозами для сохранения самобытного исторического облика города являются следующие обстоятельства:
1) постоянное физическое разрушение памятников истории и культуры, особенно жилых домов исторической части города;
2) наличие транспортной перегрузки на основных улицах, которая пагубно влияет на сохранность памятников архитектуры;
3) отсутствие проведения комплекса ремонтно-реставрационных работ.
Популяризацией и демонстрацией историко-культурного наследия занимается Златоустовский городской краеведческий музей и выставочно-досуговый центр. Пропускная способность данных учреждений составляет ориентировочно 65 тысяч посетителей в год, при этом количество посетителей музея уже достигло своего предела - 51 тысяч посетителей. Количество посетителей можно увеличить до 110 - 120 тысяч посещений в год, при увеличении выставочных площадей музея не менее чем на 150%. Существующие выставочные площади позволяют демонстрировать не более 25% музейного фонда.
2. Молодежь - это особая социально-демографическая группа населения, в возрасте от 14 до 30 лет, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества. В соответствии с основными направлениями деятельности Администрации округа по реализации Стратегии социально-экономического развития Златоустовского городского округа до 2030 года, стратегической целью является создание необходимых условий для гармоничного развития с целью обеспечения стабильного развития государства и гражданского общества.
Общая численность молодежи в округе в возрасте от 14 до 30 лет - 39 492 человек (по состоянию на 01.01.2013 г.), что составляет 23,9% от численности всего населения округа. Сельской молодежи 1 818 человек (по состоянию на 01.01.2013 г.). Студенты, обучающиеся в средне-специальных и высших учебных заведениях составляют 8 963 человека (по состоянию на 01.01.2013 г.). В молодежной среде округа наблюдаются следующие положительные тенденции: снижение уровня молодежной безработицы за счет создания временных и сезонных рабочих мест, создание на базе общеобразовательных школ трудовых отрядов, в каникулярный период.
Каждый год в округе принимается программа по летнему отдыху и оздоровлению детей, увеличивается количество молодых людей, стремящихся к повышению уровня образования, происходит стабилизация роста негативных явлений в молодежной среде, увеличивается количество молодых людей, желающих служить в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В последние годы в округе продолжает улучшаться демографическая ситуация. Вместе с тем продолжается увеличение процента миграции населения из округа в города Челябинск, Миасс и иные регионы России. Ежегодный отток составляет около 550 человек, большинство из них - молодежь. Большинство молодых людей Златоуста работают вахтовым методом в других регионах России. Немногочисленна молодежь, которая имеет собственный бизнес. Наблюдается тенденция "оседания" талантливой молодежи, получившей квалифицированное образование, в центральных городах России.
Наблюдается кризис молодой семьи: увеличилось количество разводов среди молодых семей. Вопрос об обеспечении молодежи жильем в округе стоит достаточно остро. Молодые семьи имеют низкий доход, особенно в сельских поселениях. Многие молодые семьи проживают совместно с родителями. Отсутствует стремление у молодых семей к строительству собственного жилья из-за высокой стоимости строительных материалов.
Статистические данные по асоциальному поведению молодежи в округе невысоки в сравнении с другими районами Челябинской области. В последнее десятилетие в Челябинской области наблюдается рост таких негативных явлений в молодежной среде, как наркомания, пивной алкоголизм, заболеваемость ВИЧ-инфекцией, инфекций передаваемых половым путем. Сложность выявления таких лиц состоит в том, что без заключения областного наркологического диспансера на учет по наркомании их не ставят, а в округе такой специалист отсутствует. Поэтому необходимо продолжать принимать профилактические меры по пропаганде здорового образа жизни среди молодежи округа.
Особое внимание среди прочих социально негативных явлений вызывает уровень преступности среди несовершеннолетних. Увеличилось количество привлеченных к уголовной ответственности. Необходимо увеличивать количество мероприятий по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде, особенно среди несовершеннолетних.
Программный подход позволит решать задачи молодежной политики поэтапно, учитывая тесную взаимосвязь проблем, требующих в ряде случаев скоординированных действий для их полномасштабного решения всеми структурами, занимающимися молодежной политикой на принципах целостности и системности, что повлечет позитивные изменения.
Проблемы развития молодежной политики в округе предлагается решать путем реализации мероприятий, определенных основными направлениями Стратегией социально-экономического развития округа, при совместном участии заинтересованных федеральных, областных, муниципальных и общественных структур.
К сожалению, сеть учреждений культуры испытывают серьезные проблемы, которые в ближайшем будущем могут привести к ее глобальному сокращению. Учреждениям требуется модернизация материально-технической базы и капитальный ремонт, которые замедлили свои темпы из-за недостатка финансирования. Низкое финансирование библиотек сказывается на отсутствии современного компьютерного оборудования и качественного комплектования, большинство библиотечных учреждений не имеет возможности вести электронный катало г.
Серьезной проблемой остается старение кадров. В связи с низкой заработной платой и отсутствием жилья молодым и талантливым специалистам приходится уезжать в другие регионы в поисках заработка, а выпускники, продолжившие обучение в высших учебных заведениях, не спешат искать работу по специальности в Златоусте. По этой же причине учреждения культуры не имеют возможности привлечь для работы высококвалифицированных специалистов, которая приводит к неукомплектованности кадрами. Крайне актуальным для отрасли стал Указ Президента РФ от 07.05.2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", предполагающий поэтапное доведении к 2018 году уровня заработной платы основного персонала в отрасли "Культура" до средней заработной платы в экономике региона.
Достигнутый к 2013 году уровень средней заработной платы работников сферы культуры области значительно ниже средней заработной платы не только в экономике, но в образовании, в здравоохранении.
3. Архивные документы, хранящиеся в муниципальном бюджетном учреждении Архиве Златоустовского городского округа (далее - Архив), являются составной частью Архивного фонда Российской Федерации - неотъемлемой частью историко-культурного наследия, информационного и интеллектуального достояния, отражающий материальную и духовную жизнь общества и имеющий историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение.
Общий объем архивных документов, сосредоточенных в Архиве, по данным централизованного государственного учета, составляет на 1 января 2013 года 394080 единиц хранения (далее - дел). Структура архивных документов представлена управленческими документами на бумажных носителях (40%). Значительный объем документов составляют документы по личному составу (60%).
Источниками комплектования Архива являются 33 организации, в которых на временном хранении, до передачи на постоянное хранение в Архив Златоустовского городского округа находится 14 тыс. единиц хранения документов Архивного фонда Челябинской области.
Для облегчения поиска информации в Архиве Златоустовского городского округа в работе каталоги и картотеки общим объемом 109816 карточек.
В систему автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации включено 100 процентов фондов, хранящихся в Архиве.
Документы широко используются в социальных и научно-просветительских целях. За период 2010-2012 годов организовано более 100 документальных выставок, публикаций, школьных уроков, экскурсий и других мероприятий, направленных на популяризацию архивных документов; исполнено 13 тысяч запросов от органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц. Активизировалась работа по использованию документов и пропаганде архивного дела в средствах массовой информации. В целях расширения доступа пользователей к закрытым документам и ввода их, в том числе, в научный оборот, в 2012 году рассекречено более 981 единиц хранения. Проведена работа по созданию страницы на официальном сайте Златоустовского городского округа в сети Интернет, что позволит в ближайшей перспективе обеспечить возможность оперативного и свободного доступа всех категорий пользователей к открытой архивной информации.
Применение современных технологий микрофильмирования и оцифровки архивных документов позволяет сохранить затухающие тексты и сделать их доступными для пользователей. С 2013 года с применением данных технологий Областным государственным объёдинённым архивом Челябинской области создается для Архива электронный фонд пользования на особо ценные документы, позволяющий, во-первых, ускорить процесс получения необходимой пользователю информации, во-вторых, защитить материальный носитель и текст документа от пагубного воздействия света при копировании. В настоящее время в электронную форму переведено 79 дел, что составляет 0,02% от общего объема дел, сосредоточенных в Архиве Златоустовского городского округа.
Несмотря на явные преимущества оцифровки документов, отсутствие специализированного сканирующего оборудования в Архиве не позволяет создавать аналогичный электронный фонд пользования архивных документов (далее - электронных фонд пользования) собственными силами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.