Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1.
Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Златоустовского городского округа, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы
1. В настоящее время на территории Златоустовского городского округа (далее - ЗГО) наблюдается недостаточный уровень комфортности проживания населения на территории частного сектора.
Перевод жилья на природный газ предполагает сокращение затрат на приведение улиц в порядок, снятия напряженности с поставками твердого топлива и сжиженного газа, а в дальнейшем, использование природного газа привнесет значительную экономию в семейный бюджет. Затраты на газовое отопление втрое ниже затрат на твердое топливо. В районах частной застройки ЗГО, как правило, проживают граждане, относящиеся к социально незащищенным слоям населения, в том числе преклонного возраста, для которых решение бытовых проблем имеет определенную сложность. Кроме того, в районах частной застройки сохраняется высокая степень риска возникновения пожаров, так как большинство домов - деревянные, обогрев осуществляется либо за счет печного отопления, либо за счет сжиженного газа в баллонах. Наблюдается снижение роста строительства газовых сетей и подключения к газу частных домовладений, так суммарное количество построенных газовых сетей в частном секторе на территории ЗГО с 2001 по 2008 годы более 200 км газовых сетей, подключено к газу более 5,3 тысяч частных домовладений. И уже с 2008 по 2013 годы всего введено 30 км газовых сетей, подключено к газу более 425 частных домовладений.
В этих условиях одной из основных угроз социально-экономическому развитию ЗГО становится снижение уровня жизни населения, вызванное ростом затрат на оплату твердого топлива, опережающих темпы экономического развития.
С учетом указанных обстоятельств, проблема заключается в том, что при существующем уровне газификации частного сектора ЗГО ситуация может привести к следующим негативным последствиям:
- рост затрат населения на приобретение твердого топлива приведёт к снижению качества жизни на территории ЗГО и как следствие, к низкой покупательной способности, снижению налоговых поступлений и наполняемости бюджета ЗГО;
- снижение эффективности бюджетных расходов, вызванное ростом доли затрат на поддержку незащищённых слоёв населения в общих затратах на муниципальное управление.
2. В настоящее время жители отдельных улиц частного сектора жилищного фонда ЗГО не имеют возможности пользоваться водой надлежащего качества или вообще не имеют водоснабжения. В связи с этим вынуждены пользоваться подземными водами в виде родников и колодцев, но прогрессирующее техногенное загрязнение подземных вод, ненадлежащее содержание зон санитарной охраны водоисточников приводит к частичному или полному закрытию водозаборов. Потенциальными очагами являются загрязненные почвы, сточные воды, различные аварийные сбросы и выбросы в атмосферу. На фоне существующей статистики - 219 км водопроводных сетей ЗГО имеют процент износа более 80 (по данным Златоустовского водоканала). Наблюдается положительная динамика строительства водопроводных сетей, что позволит значительно улучшит качество жизни населения на территории ЗГО.
Для обеспечения жителей ЗГО качественной питьевой водой было построено водопроводов в частном секторе на территории ЗГО в 2010 году- 2 км, в 2011 году - 2,5 км, в 2012 году - 5,3 км.
При наблюдающейся положительной динамике можно избежать угрозы экономического развития ЗГО со стороны обеспечения жителей некачественной питьевой водой.
3.Гидротехнические сооружения (далее - ГТС) Мало-Тесьминского водохранилища на реке Малая Тесьма находятся в муниципальной собственности ЗГО и имеют неудовлетворительный (опасный) уровень безопасности и требуют проведения работ по реконструкции. Данные ГТС имеют значительный износ, оборудование физически и морально устарело. Отсутствие необходимых средств не позволяет содержать их в надлежащем технически исправном состоянии, своевременно проводить профилактические и капитальные ремонты. ГТС находятся в полуразрушенном состоянии и в период весеннего половодья и дождевых паводков являются источниками загрязнения водных объектов. Создавшаяся ситуация может привести к катастрофическим последствиям, включая разрушение ГТС. Водные объекты, на которых расположены ГТС, являются источниками хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения ЗГО, и в случае разрушения ГТС нарушается система водоснабжения ЗГО. В рамках Комплексного плана мероприятий по обеспечению безопасности ГТС Челябинской области на 2007-2010 гг., утверждённого постановлением Правительства Челябинской области от 15.02.2007 г. N 8-П, разработана проектно-сметная документация и начаты работы по реконструкции ГТС Мало-Тесьминского водохранилища на реке Малая Тесьма. Требуется завершение работ по реконструкции ГТС, установке новых установке новых узлов и конструкций.
Дальнейшая реконструкция ГТС на реке Малая Тесьма окажет положительный эффект на экономическое развитие ЗГО, исключит возможность затопления территории отдельных районов ЗГО и позволит обеспечить качественной питьевой водой жителей этих районов.
С учетом комплексных мер, выполняемых в ходе реализации данной муниципальной программы по обеспечению населения ЗГО водоснабжением, проблема заключается в том, что снижение установившейся положительной динамики, может привести к следующим негативным последствиям:
- введение чрезвычайной ситуации по водоснабжению населения ЗГО качественной питьевой водой, которая в итоге приведёт к снижению качества жизни населения городского округа;
- снижение эффективности бюджетных расходов, вызванное ростом доли затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
4. Для обеспечения комфортных условий жителям ЗГО посредством строительства объектов социальной сферы, в 2011 году был введен в эксплуатацию один объект, обеспечивающий досуг населения ЗГО - детский парк "Крылатко" на проспекте Гагарина, и один объект после реконструкции - Архив ЗГО.
Ввод данных объектов в эксплуатацию позволил решить частично проблему досуга населения ЗГО и проблему сохранности архивного фонда.
С учетом комплексных мер по обеспечению населения ЗГО объектами социальной сферы, проблема заключается в том, что низкий уровень строительства объектов здравоохранения, образования, физической культуры, может привести к следующим негативным последствиям:
- снижению качества жизни населения ЗГО в результате недополучения муниципальных услуг в области образования, здравоохранения, физической культуры;
- снижению эффективности предоставляемых муниципальных услуг в области образования, здравоохранения, физической культуры, ввиду отсутствия достаточного количества специализированных помещений для предоставления данных услуг.
5. Программно-целевой метод, исходя из целей и задач решения данной проблемы, позволит выделить направления финансирования, определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках муниципальной программы (далее - Программа), обеспечить эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы.
6. Важнейшим критерием экономического развития ЗГО является увеличение объемов и качества строительства объектов, как жилого фонда, так и общественного и производственного назначения. Наряду с увеличением объемов строительства растут требования к качеству и эксплуатационной эффективности возводимых объектов. Все это, а также изменения нормативной базы, внедрение новых технологий и методов строительства повышают значение технического надзора и контроля, которые осуществляются за строительством.
7. В сфере строительства объектов ЗГО постановлением Администрации ЗГО от 27.06.2012 г. N 218-п, МБУ "Капитальное строительство" наделено функцией муниципального заказчика. В соответствии с данной функцией данное учреждение выполняет работу заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции, монтажу, ремонту объектов капитального строительства муниципальной собственности, обеспечивает ведение технического надзора и контроля за объектами строительства, заключение договоров для ведения строительства объектов "под ключ", осуществляет контроль за законным, экономным, эффективным и целесообразным использованием финансовых и материальных ресурсов.
С учётом вышесказанного, проблема заключается в том, что отсутствие контроля и технического надзора за объектами строительства ЗГО, исполнения функции муниципального заказчика, может привести к следующим негативным последствиям:
- снижение качества и эксплуатационной эффективности возводимых объектов;
- снижение эффективности бюджетных расходов на строительство объектов собственности ЗГО.
Риск реализации Программы является важным элементом результата достижения поставленной в Программе цели.
Анализ рисков реализации Программы проведен с применением сценарных условий двух вариантов.
Первый вариант - определяется основная цель муниципальной программы качественного и количественного характера, и для её достижения осуществляются отбор и обоснование комплекса мероприятий Программы и соответствующих объемов финансовых средств.
Второй вариант - определяется также основная цель Программы качественного и количественного характера, и для ее достижения осуществляются отбор и обоснование мероприятий Программы, но при решении поставленной задачи существуют ограничения в виде реальных объемов финансовых средств, которые могут быть привлечены в реализацию Программы. Исходя из этого, выбирается комплекс мероприятий Программы, обеспечивающих наибольшие результаты в достижении поставленной цели.
Первый вариант имеет преимущество с точки зрения постановки обоснованной цели Программы с учетом множества факторов социально-экономического и стратегического характера, а также интересов граждан, общества и государства. При этом имеют место значительные риски, как завышения, так и занижения объемов финансовых средств для реализации мероприятий Программы.
При втором варианте имеется определенность объемов ограниченных ресурсов для данного временного интервала, что часто является определяющим фактором при выборе сценария реализации Программы. В этом варианте решения проблемы имеются риски, связанные с достижением основных показателей Программы.
Оба варианта реализации Программы имеют риски, обусловленные отсутствием всех необходимых данных, обеспечивающих оценку результативности основных мероприятий Программы, их количественных характеристик и объемов финансовых средств.
Второй вариант реализации сценарных условий, имеющих ограничения в виде реальных объемов финансовых средств, могут быть привлечены в Программу, и в выборе соответствующих показателей рисков чрезвычайных ситуаций, являются более приемлемыми в современных экономических условиях страны.
При реализации Программы и для достижения поставленных целей необходимо учитывать возможные социальные, финансовые и прочие риски.
- социальные риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики ЗГО, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией;
- финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным, вследствие этого уровнем бюджетного финансирования могут значительно снизить достижение целевых индикативов поставленных Программой;
- прочие риски связанны с неоднородностью финансовых возможностей городских округов и поселений Челябинской области, что приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения ими собственных полномочий в соответствующей сфере социально-экономического развития ЗГО.
Наибольшее отрицательное влияние из вышеперечисленных рисков на реализацию Программы могут оказать реализация финансовых рисков. В рамках Программы отсутствует возможность управления вышеуказанными рисками. Возможно лишь оперативное прогнозирование последствий их проявления.
В рамках данной Программы минимизация финансовых рисков возможна на основе:
- регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий Программы;
- своевременной корректировки перечня основных мероприятий и показателей Программы.
Минимизация социальных рисков возможна на основе совершенствования нормативно-правового регулирования в области строительства объектов собственности ЗГО.
Минимизация прочих рисков достигается в ходе постоянного мониторинга на предмет участия в государственных программах в сфере строительства объектов собственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.