Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Златоустовского городского округа, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной Программы
1. Златоустовский городской округ (далее - округ) является третьим по численности муниципальным образованием Челябинской области. Ведущими видами экономической деятельности округа являются два вида деятельности:
- металлургическое производство и производство металлических изделий;
- производство машин и оборудования.
За 2012 год оборот крупных и средних организаций округа составил 27 595,3 млн. рублей (темп роста к соответствующему периоду 2011 года - 99,3 процента).
За 2012 год крупными и средними организациями производственной сферы округа (по "чистым" видам экономической деятельности "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды") отгружено товаров и выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 21 222,9 млн. рублей, что на 4,1 процента меньше прошлого года.
В структуре отраслей промышленности 89,4 процента приходится на обрабатывающие производства, 10,6 процента - на производство, распределение электроэнергии, газа и воды.
Индекс производства в январе - декабре 2012 года к уровню 2011 года составил 87,3 процента.
Снижение индекса производства обусловлено паданием объемов производства на крупных и средних предприятиях на 6,5 процентов, переходом некоторых предприятий на производство из давальческого сырья. В металлургии влияющим фактором послужил спрос в 2012 года на более дешевые марки выпускаемого сортамента.
В планах предприятий - увеличение объемов производства за счет технического перевооружения производства, модернизации действующего оборудования, внедрения современных технологий и методов управления. Предприятия округа нацелены на инновационный путь развития, значительное увеличение вложения инвестиций, создания новых рабочих мест.
В 2012 году организациями всех форм собственности, включая малый бизнес и неформальную экономику, освоено инвестиций в основной капитал на сумму 1 569,5 млн. рублей. Снижение инвестиций в сопоставимой оценке к уровню 2011 года составило 7,3 процента.
Из общего объема инвестиций 35,1 процента освоено крупными и средними организациями, что составило 550,4 млн. рублей, или 74 процента в сопоставимых ценах к предыдущему году.
Снижение объема инвестиции в основной капитал крупными и средними организациями отрицательно повлияло на темп роста инвестиций в основной капитал в целом по округу.
За январь-декабрь 2012 года среднемесячная заработная плата по крупным и средним организациям округа сложилась в размере 18 467,8 рублей, что на 14,0 процентов выше, чем в 2011 году. Реальная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) увеличилась на 8,3 процента.
Численность занятых в экономике округа увеличилась с 80,8 тыс. человек в 2011 году до 81,4 тыс. человек в 2012 году. Наблюдается снижение численности населения округа со 175,8 тыс. человек до 174,5 тыс. человек на конец 2012 года, а также численности трудоспособного населения со 102,5 тыс. человек до 99,9 тыс. человек.
За 2012 год удалось снизить уровень зарегистрированной безработицы с 2,27 процента (на 01.01.2012 г.) до 1,68 процента (на 01.01.2013 г.), численность зарегистрированных безработных снизилась - с 1901 человека (на 01.01.2012 г.) до 1 383 человека (на 01.01.2013 г.).
В 2012 году отмечается улучшение демографической ситуации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
За 2012 год родилось 2239 человек (на 0,8 процента больше, чем за 2011 год), число умерших - 2376 человек (на 7,1 процента меньше, чем за прошлый год).
За 2012 год миграционное сальдо составило (-) 1135 человек, что на 37 процентов больше аналогичного периода 2011 года.
По итогам 2012 года среднесписочная численность постоянного населения составила 175,178 тыс. человек.
Одним из стратегических направлений развития округа в течение последних лет является малый бизнес. Малое предпринимательство создает условия для обеспечения стабильности в обществе, формирует средний класс, пополняет местный бюджет, снимает социальную напряженность, создает рабочие места, способствует развитию инфраструктуры экономики округа.
По итогам 2012 года в округе зарегистрировано более 1200 малых предприятий и более 4,5 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Всего в малом бизнесе трудится порядка 30 тысяч человек.
Одним из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития округа является создание условий для улучшения качества жизни населения, в том числе за счет развития инфраструктуры товарных рынков, создания конкурентной среды, формирования системы мониторинга проблемных товарных рынков, обеспечения качества и безопасности товаров, услуг.
В округе приоритетами социально-экономического развития является обеспечение комфортных условий проживания населения, рост уровня и качества жизни. В силу чего, необходимо усилить защиту интересов местных производителей, содействовать формированию равных стартовых условий для добросовестной конкуренции. В торговых точках города должны быть товары, в первую очередь, местного производства.
Расширение линейки производимой продукции, привлечение инвестиционных средств на модернизацию производства, развитие логистических систем. Повысить спрос помогут такие маркетинговые ходы, как размещение информации о предприятии и выпускаемой продукции в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет, участие в международных и межрегиональных выставках-ярмарках. Последнее позволит расширить торгово-экономические связи, наладить новые партнерские отношения, усовершенствовать систему сбыта продукции. Не менее важное условие - это налаженное взаимодействие с продовольственными магазинами. Все это будет способствовать привлечению продукции, производимой местными производителями на прилавки округа и области.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует развитию конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма. Потребительский рынок играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышения благосостояния нации.
Предпринимательский вклад в развитие экономики округа можно значительно увеличить за счет качественных характеристик предпринимательства. Этому способствуют рыночные факторы - увеличение платежеспособности населения округа соответственно, спроса на товары и услуги на потребительском рынке, а также расширение производства товаров и услуг для крупных предприятий и муниципального сектора.
Развитие предпринимательства должно существенно усилить роль малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии округа, в том числе:
насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами;
рост доходов и уровня социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской сфере;
повышение образовательного уровня участников предпринимательской деятельности;
развитие кооперационных связей внутри сектора, а также между крупными промышленными предприятиями и СМиСП;
привлечение инвестиций в экономику округа.
Несмотря на улучшение правовых и финансово-экономических условий для деятельности СМиСП на территории округа имеются проблемы, препятствующие его дальнейшему развитию.
Отсутствует конкурентная среда для развития малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На деятельности малого и среднего бизнеса негативно сказывается рост тарифов на транспортные услуги, электроэнергию, аренду земли и зданий и помещений. Остается слабо востребованным научный потенциал округа, поэтому необходимо активизировать работу по инновационным направлениям малого и среднего бизнеса. Развитие инфраструктуры необходимо также для решения другой задачи малого и среднего бизнеса - вовлечения в предпринимательскую деятельность незанятого населения: молодежи, женщин, инвалидов.
Серьезной проблемой для развития малого и среднего предпринимательства остается недостаток инвестиций для приобретения современного оборудования. Кредитные ресурсы банков остаются недоступными для многих малых и, прежде всего, начинающих и инновационных предприятий, не имеющих собственных свободных денежных средств и необходимого залогового обеспечения. Снижение стоимости заемных средств возможно через предоставление субсидий на уплату части процентной ставки по банковским кредитам, а также через развитие небанковской региональной кредитно-заемной системы, сети микрокредитования. Необходимость поддержки СМиСП связана также с компенсацией неравных условий, в которых они находятся по сравнению с крупными предприятиями. Развитие предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, имея потенциал, осуществляется лишь при условии целенаправленного содействия со стороны всех организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства.
Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 05.07.2013 г. N 28-ЗГО утверждена Стратегия и Комплексная программа социально-экономического развития Златоустовского городского округа до 2030 года (далее - Стратегия). Мероприятия Стратегии направлены на повышение инвестиционной привлекательности округа, создание эффективной инвестиционной инфраструктуры и стимулирование широкой технологической модернизации отраслей экономики.
Стратегия будет способствовать решению основных задач, которые направлены на улучшение инвестиционного климата и создание новых, высокопроизводительных рабочих мест на основе лучших региональных практик.
К числу таковых относятся: реальное положение и перспективы предприятий, характеризующиеся показателями динамики выпуска продукции (услуг), динамики фонда заработной платы и численности занятых, динамики цен на аналогичную продукцию, платежеспособности и эффективности производства и сбыта продукции, ее конкурентоспособности, возможности привлечения внешних, в том числе зарубежных инвесторов.
2. Эффективность реализации мероприятий муниципальной Программы зависит от эффективности принимаемых организационно - распорядительных решений, своевременности и полноты финансирования запланированных мероприятий. При соблюдении вышеуказанных условий риск неисполнения мероприятий можно оценить как минимальный.
При реализации муниципальной Программы и для достижения поставленных целей необходимо учитывать возможные финансовые, социальные и прочие риски.
Важнейшими условиями успешной реализации муниципальной Программы является минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения, принятие оперативных мер по корректировке мероприятий и показателей муниципальной Программы.
По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации муниципальной Программы существенными являются следующие риски:
социальные риски - связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики округа, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией.
финансовые риски - связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования.
К прочим рискам относится неоднородность финансовых возможностей бюджета округа, что приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения им собственных полномочий в области финансовой поддержки (например - деятельности местных товаропроизводителей округа).
Меры управления рисками реализации муниципальной Программы основываются на следующем анализе:
наибольшее отрицательное влияние из вышеперечисленных рисков на реализацию муниципальной Программы могут оказать реализация финансовых рисков.
В рамках муниципальной Программы отсутствует возможность управления вышеуказанными рисками. Возможен лишь оперативный учет последствий их проявления.
В рамках данной муниципальной Программы минимизация указанных рисков возможна на основе:
- своевременной корректировки перечня основных мероприятий и показателей муниципальной Программы;
- регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий муниципальной Программы.
Минимизация социальных рисков возможна на основе совершенствования нормативно-правового регулирования в области финансовой поддержки (например - деятельности местных товаропроизводителей).
Минимизация прочих рисков достигается в ходе регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий муниципальной Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.