Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Златоустовского городского округа, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной Программы
1. Златоустовский городской округ (далее - округ) является третьим по численности муниципальным образованием Челябинской области. Ведущими видами экономической деятельности округа являются два вида деятельности:
1) металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;
2) производство машин и оборудования.
За 2014 год оборот крупных и средних организаций Златоустовского городского округа по полному кругу предприятий составил 21 806,3 млн. рублей (темп роста к соответствующему периоду 2013 года - 85,3 процентов).
За 2014 год крупными и средними организациями производственной сферы округа (по "чистым" видам экономической деятельности "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды") отгружено товаров и выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 10 964,68 млн. рублей, что на 21,92 процент меньше прошлого года.
В структуре отраслей промышленности 76,2 процентов приходится на обрабатывающие производства, 23,8 процента - на производство, распределение электроэнергии, газа и воды.
Индекс производства в январе - декабре 2014 года к уровню 2013 года составил 61,8 процент.
Снижение индекса производства обусловлено падением объемов производства в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 21,92 процента, в том числе по следующим предприятиям:
1) ЗАО "Златоустовский абразивный завод" - на 16,8 процентов;
2) ОАО "Златоустовский ремонтно-механический завод" - в 3,3 раза;
3) ООО "Завод Златоустовских металлоконструкций" - на 18,8 процентов;
4) ООО "Златоустовский "Водоканал" - на 9,5 процентов.
5) ЗАО "Юничел - Злато" - на 8 процентов;
6) Филиал ОАО "Росспиртпром "Златоустовский ликероводочный завод" - на 46,3 процентов;
7) АНО "Редакция газеты "Златоустовский рабочий" - на 10,5 процентов.
Основной причиной снижения индекса производства является тяжелая ситуация в металлургическом производстве, снижение объемов производства в металлургии в отношении аналогичного периода прошлого года составило 35,1 процентов.
В планах промышленных предприятий Златоустовского городского округа - увеличение объемов производства за счет технического перевооружения производства, модернизации действующего оборудования, внедрения современных технологий и методов управления. Предприятия округа нацелены на инновационный путь развития, значительное увеличение вложения инвестиций, создания новых рабочих мест.
Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям по итогам 9 месяцев 2014 года составил 295,5 млн. рублей. Темп роста в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2013 года составил 63,8 процента. Снижение показателей обусловлено отсутствием поступлений средств из федерального бюджета в обрабатывающие производства, образование.
В видовой структуре инвестиций в основной капитал основными направлениями крупных и средних организаций были приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственный и хозяйственный инвентарь 38,5 процентов, строительство зданий и сооружений 44,1 процента.
За январь-ноябрь 2014 года среднемесячная заработная плата по крупным и средним организациям округа сложилась в размере 22856,3 рублей, что на 8,7 процентов выше, чем в аналогичном периоде 2013 года. Реальная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) увеличилась на 1,7 процентов.
Численность занятых в экономике округа увеличилась с 82,2 тыс. человек в 2013 году до 82,9 тыс. человек в 2014 году.
По состоянию на 01.01.2015 года уровень зарегистрированной безработицы составил 1,70 процента (на 01.01.2014 года - 1,51), численность зарегистрированных безработных увеличилась до 1 411 человек, что на 162 человека больше чем в 2013 году.
Наблюдается снижение численности населения округа со 173,1 тыс. человек до 172,3 тыс. человек, на конец 2014 года.
В январе-ноябре 2014 года родилось 1 904 человек, что на 4,3 процента меньше, чем в январе-ноябре 2013 года, число умерших в январе-ноябре 2014 года составила 2 262 человек (на 0,3 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года).
За 2014 год миграционное сальдо составило (-) 470 человек, что на 47,7 процентов меньше, чем в 2013 году.
По итогам 2014 года среднегодовая численность постоянного населения Златоустовского городского округа составила 172 723 человека.
Одним из стратегических направлений развития округа в течение последних лет является малый бизнес. Малое предпринимательство создает условия для обеспечения стабильности в обществе, формирует средний класс, пополняет местный бюджет, снимает социальную напряженность, создает рабочие места, способствует развитию инфраструктуры экономики округа.
По итогам 2014 года в округе зарегистрировано порядка 1280 малых предприятий и около 3,9 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Всего в малом бизнесе трудится порядка 30,3 тысяч человек.
Одним из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития округа является создание условий для улучшения качества жизни населения, в том числе за счет развития инфраструктуры товарных рынков, создания конкурентной среды, формирования системы мониторинга проблемных товарных рынков, обеспечения качества и безопасности товаров, услуг.
В округе приоритетами социально-экономического развития является обеспечение комфортных условий проживания населения, рост уровня и качества жизни. В силу чего, необходимо усилить защиту интересов местных производителей, содействовать формированию равных стартовых условий для добросовестной конкуренции. В торговых точках города должны быть товары, в первую очередь, местного производства.
Расширение линейки производимой продукции, привлечение инвестиционных средств на модернизацию производства, развитие логистических систем. Повысить спрос помогут такие маркетинговые ходы, как размещение информации о предприятии и выпускаемой продукции в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет, участие в международных и межрегиональных выставках-ярмарках. Последнее позволит расширить торгово-экономические связи, наладить новые партнерские отношения, усовершенствовать систему сбыта продукции. Не менее важное условие - это налаженное взаимодействие с продовольственными магазинами. Все это будет способствовать привлечению продукции, производимой местными производителями на прилавки округа и области.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует развитию конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма. Потребительский рынок играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышения благосостояния нации.
Предпринимательский вклад в развитие экономики округа можно значительно увеличить за счет качественных характеристик предпринимательства. Этому способствуют рыночные факторы - увеличение платежеспособности населения округа соответственно, спроса на товары и услуги на потребительском рынке, а также расширение производства товаров и услуг для крупных предприятий и муниципального сектора.
Развитие предпринимательства должно существенно усилить роль малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии округа, в том числе:
1) насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами;
2) рост доходов и уровня социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской сфере;
3) повышение образовательного уровня участников предпринимательской деятельности;
4) развитие кооперационных связей внутри сектора, а также между крупными промышленными предприятиями и СМиСП;
5) привлечение инвестиций в экономику округа.
Несмотря на улучшение правовых и финансово-экономических условий для деятельности СМиСП на территории округа имеются проблемы, препятствующие его дальнейшему развитию.
Отсутствует конкурентная среда для развития малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На деятельности малого и среднего бизнеса негативно сказывается рост тарифов на транспортные услуги, электроэнергию, аренду земли и зданий и помещений. Остается слабо востребованным научный потенциал округа, поэтому необходимо активизировать работу по инновационным направлениям малого и среднего бизнеса. Развитие инфраструктуры необходимо также для решения другой задачи малого и среднего бизнеса - вовлечения в предпринимательскую деятельность незанятого населения: молодежи, женщин, инвалидов.
Серьезной проблемой для развития малого и среднего предпринимательства остается недостаток инвестиций для приобретения современного оборудования. Кредитные ресурсы банков остаются недоступными для многих малых и, прежде всего, начинающих и инновационных предприятий, не имеющих собственных свободных денежных средств и необходимого залогового обеспечения. Снижение стоимости заемных средств возможно через предоставление субсидий на уплату части процентной ставки по банковским кредитам, а также через развитие небанковской региональной кредитно-заемной системы, сети микрокредитования. Необходимость поддержки СМиСП связана также с компенсацией неравных условий, в которых они находятся по сравнению с крупными предприятиями. Развитие предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, имея потенциал, осуществляется лишь при условии целенаправленного содействия со стороны всех организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства.
Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 05.07.2013 г. N 28-ЗГО утверждена Стратегия и Комплексная программа социально-экономического развития Златоустовского городского округа до 2030 года (далее - Стратегия). Мероприятия Стратегии направлены на повышение инвестиционной привлекательности округа, создание эффективной инвестиционной инфраструктуры и стимулирование широкой технологической модернизации отраслей экономики.
Стратегия будет способствовать решению основных задач, которые направлены на улучшение инвестиционного климата и создание новых, высокопроизводительных рабочих мест на основе лучших региональных практик.
К числу таковых относятся: реальное положение и перспективы предприятий, характеризующиеся показателями динамики выпуска продукции (услуг), динамики фонда заработной платы и численности занятых, динамики цен на аналогичную продукцию, платежеспособности и эффективности производства и сбыта продукции, ее конкурентоспособности, возможности привлечения внешних, в том числе зарубежных инвесторов.
2. Эффективность реализации мероприятий муниципальной Программы зависит от эффективности принимаемых организационно - распорядительных решений, своевременности и полноты финансирования запланированных мероприятий. При соблюдении вышеуказанных условий риск неисполнения мероприятий можно оценить как минимальный.
При реализации муниципальной Программы и для достижения поставленных целей необходимо учитывать возможные финансовые, социальные и прочие риски.
Важнейшими условиями успешной реализации муниципальной Программы является минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения, принятие оперативных мер по корректировке мероприятий и показателей муниципальной Программы.
По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации муниципальной Программы существенными являются следующие риски:
1) социальные риски - связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики округа, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией.
2) финансовые риски - связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования.
К прочим рискам относится неоднородность финансовых возможностей бюджета округа, что приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения им собственных полномочий в области финансовой поддержки (например - деятельности местных товаропроизводителей округа).
Меры управления рисками реализации муниципальной Программы основываются на следующем анализе:
наибольшее отрицательное влияние из вышеперечисленных рисков на реализацию муниципальной Программы могут оказать реализация финансовых рисков.
В рамках муниципальной Программы отсутствует возможность управления вышеуказанными рисками. Возможен лишь оперативный учет последствий их проявления.
В рамках данной муниципальной Программы минимизация указанных рисков возможна на основе:
1) своевременной корректировки перечня основных мероприятий и показателей муниципальной Программы;
2) регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий муниципальной Программы.
Минимизация социальных рисков возможна на основе совершенствования нормативно-правового регулирования в области финансовой поддержки (например - деятельности местных товаропроизводителей).
Минимизация прочих рисков достигается в ходе регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий муниципальной Программы.
Златоуст обладает весьма широким спектром туристских ресурсов, которые представлены следующими видами туризма:
Культурно - познавательный туризм, охватывающий посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей.
В настоящее время на территории города находятся памятники истории и культуры, функционируют государственные и муниципальные учреждения культуры: театр, музей, библиотеки, культурно-досуговые учреждения, выставочный зал и т.д. Наиболее привлекательные объекты туристских маршрутов в городе Златоусте - Ансамбль Башни - колокольни на Красной горке, Ансамбль исторических зданий, Городской краеведческий музей и другие. На территории округа находится 49 памятников архитектуры, истории и культуры.
Этнографическое наследие определяется сохраненными до настоящего времени ремеслами: изготовление гравюры на стали и холодного украшенного оружия.
Событийный туризм предусматривает собой путешествия, приуроченные к проведению народных праздников, дней города, фестивалей, конкурсов, выставок, ярмарок. Такие мероприятия отмечены значительной массовостью, что позволяет активизировать продажу изделий традиционных ремесел и сувениров, организовать дополнительные культурные программы.
В Златоусте проходят Всероссийский фестиваль духовой музыки "Уральские фанфары", Всероссийский конкурс "Роза ветров "Москва - Златоуст транзит", Всероссийский фестиваль гравюры и холодного украшенного оружия, Всероссийский фестиваль современной хореографии "Евразия - шанс".
Оздоровительный туризм направлен на восстановление человеческих сил, физического состояния человека (туриста). На данный момент в округе есть один санаторий-профилакторий "Металлург".
Деловой и конгрессный (научно-деловой) туризм. Данный вид туризма представляет собой поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса (участие в конференциях, различных мероприятиях, политических событиях), а также туризм, ориентированный на проведение и обслуживание конгрессов, симпозиумов, съездов, конференций, собраний. На территории округа расположены конференц-залы в гостинице "Таганай" и офис - центре "Дом контор".
Спортивный туризм связан с поездками с целью активного или пассивного участия в спортивных мероприятиях. На территории города расположены три стадиона, спортивные комплексы "Строитель" и "Локомотив", Центр олимпийской подготовки "Уралочка", бассейны "Сталь" и "Таганай" и другие небольшие объекты. Также в Златоусте есть горнолыжная трасса называемая "Канатка". Ведётся строительство физкультурно - оздоровительного комплекса.
На территории Златоуста находится национальный парк "Таганай". На территории национального парка можно посетить уникальные природные объекты. Каждый год в июне на территории Национального парка "Таганай" проходит открытый фестиваль авторской песни "Черная скала".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.