Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния сферы культуры и молодежной политики Златоустовского городского округа, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы
1. Статья 44 Конституции Российской Федерации определила, что каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением, поэтому разработка и реализация муниципальной программы финансирования культуры и искусства имеет чрезвычайно важное значение в муниципальном образовании - Златоустовский городской округ (далее - округ).
В сфере культуры в последние годы происходят важные изменения в ожиданиях и требованиях потребителей к качеству и разнообразию услуг и продуктов сферы культуры:
1) при выборе досуговых занятий растут предпочтения, направленные на повышение "личной конкурентоспособности", укрепление здоровья, создание привлекательного внешнего облика, развитие коммуникативных качеств, общего культурного уровня;
2) в связи с информатизацией жизнедеятельности человека, индивидуализацией жизни растет востребованность интерактивных услуг;
3) в связи с ускорением ритма жизни людей, уменьшением доли свободного времени, увеличением психофизической нагрузки детей и взрослых и необходимостью снятия стресса усиливаются ожидания рекреационной направленности услуг.
Получателями библиотечных услуг являются все возрастные категории населения. Сохраняется тенденция ежегодного увеличения охвата населения библиотечным обслуживанием, в среднем на 0,7 %. Учреждения муниципальной библиотечной сети на территории округа размещены равномерно, однако в основном библиотеки расположены в центральной части города, что затрудняет посещение библиотек жителями, проживающими в отдаленных районах города.
Данная проблема частично решается за счет использования внестационарных форм библиотечного обслуживания, которое не может предоставлять населению полный объем библиотечных услуг. Для достижения полного охвата населения округа библиотечным обслуживанием необходимо обеспечение равномерного доступа жителей к информационным услугам.
Приоритетной задачей развития муниципальных общедоступных библиотек является совершенствование ресурсной базы, прежде всего в части автоматизации и информатизации библиотечных процессов. Библиотечная система округа обладает рядом преимуществ: обеспечивает бесплатный, свободный доступ к библиотечным фондам и справочно-поисковому аппарату; ориентирована в обслуживании на все социальные группы; предлагает разнообразный спектр услуг; гарантирует высокий уровень проводимых культурно-досуговых мероприятий; укомплектована квалифицированными кадрами.
Систему дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства на территории округа представляют 6 муниципальных учреждений. По направлениям деятельности - это достаточно развитая целостная система, которая включает в себя 3 школы искусств, 3 музыкальных школы, где ведется обучение по 12 направлениям искусства. Не менее 10 % выпускников школ поступают в средние и высшие профессиональные учебные заведения культуры и искусства. Для дальнейшего сохранения существующего уровня требуется создание современных, отвечающих современным запросам населения отделений (отделение компьютерной графики и дизайна, отделение электронных музыкальных инструментов, отделение компьютерной анимации, отделения кино и телевидения).
Одной из проблем по-прежнему остается приобретение оборудования и музыкальных инструментов: 45 % инструментария и специального оборудования, изношены и морально устарели. Немаловажной проблемой является проведение капитального ремонта помещений школ. В связи с этим необходимо увеличение бюджетного финансирования.
Организация досуга населения связана с организацией массового отдыха и созданием условий для развития местного традиционного народного художественного творчества. При формировании муниципального задания особое внимание уделяется проведению интерактивных культурно-досуговых мероприятий для всех возрастных категорий, а также организации семейного досуга, досуга старшего поколения, сохранению и развитию народных промыслов и ремесел.
Систему учреждений культуры досугового типа округа составляют 5 учреждений, расположенные, в разных частях города. В учреждениях культуры досугового типа функционируют клубные формирования (коллективы любительского художественного творчества, любительские объединения и клубы по интересам), в которых занимаются более 2,5 тысяч участников в возрасте от 3-х до 80-ти лет. Любительские формирования охватывают все жанры и направления искусства, являясь основным средством для развития местного традиционного народного художественного творчества. Основными задачами Муниципального казённого учреждения Управления культуры (далее - Управления культуры)при организации массового отдыха остаются более активное участие населения, использование новых форм и современных технологий организации массовых мероприятий, с применением новейших технических средств.
Златоустовский городской округ является одним из исторических центров Урала. Угрозами для сохранения самобытного исторического облика города являются следующие обстоятельства:
1) постоянное физическое разрушение памятников истории и культуры, особенно жилых домов исторической части города;
2) наличие транспортной перегрузки на основных улицах, которая пагубно влияет на сохранность памятников архитектуры;
3) отсутствие проведения комплекса ремонтно-реставрационных работ.
Популяризацией и демонстрацией историко-культурного наследия занимается Златоустовский городской краеведческий музей и выставочно-досуговый центр. Пропускная способность данных учреждений составляет ориентировочно 65 тысяч посетителей в год, при этом количество посетителей музея уже достигло своего предела - 58 тысяч посетителей. Количество посетителей можно увеличить до 110 - 120 тысяч посещений в год, при увеличении выставочных площадей музея не менее чем на 150%. Существующие выставочные площади позволяют демонстрировать не более 25% музейного фонда.
2. Молодежь - это особая социально-демографическая группа населения, в возрасте от 14 до 30 лет, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества. В соответствии с основными направлениями деятельности Администрации округа по реализации Стратегии социально-экономического развития округа до 2030 года, стратегической целью является создание необходимых условий для гармоничного развития с целью обеспечения стабильного развития государства и гражданского общества.
Общая численность молодежи в округе в возрасте от 14 до 30 лет - 39 492 человек (по состоянию на 01.01.2014 г.), что составляет 23,9% от численности всего населения округа. Сельской молодежи 1 818 человек (по состоянию на 01.01.2014 г.). Студенты, обучающиеся в средне-специальных и высших учебных заведениях составляют 8 963 человека (по состоянию на 01.01.2014 г.). В молодежной среде округа наблюдаются следующие положительные тенденции: снижение уровня молодежной безработицы за счет создания временных и сезонных рабочих мест, создание на базе общеобразовательных школ трудовых отрядов, в каникулярный период.
Каждый год в округе принимается программа по летнему отдыху и оздоровлению детей, увеличивается количество молодых людей, стремящихся к повышению уровня образования, происходит стабилизация роста негативных явлений в молодежной среде, увеличивается количество молодых людей, желающих служить в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В последние годы в округе продолжает улучшаться демографическая ситуация. Вместе с тем продолжается увеличение процента миграции населения из округа в города Челябинск, Миасс и иные регионы России. Ежегодный отток составляет около 550 человек, большинство из них - молодежь. Большинство молодых людей округа работают вахтовым методом в других регионах России. Немногочисленна молодежь, которая имеет собственный бизнес. Наблюдается тенденция "оседания" талантливой молодежи, получившей квалифицированное образование, в центральных городах России.
Статистические данные по асоциальному поведению молодежи в округе невысоки в сравнении с другими районами Челябинской области. В последнее десятилетие в Челябинской области наблюдается рост таких негативных явлений в молодежной среде, как наркомания, пивной алкоголизм, заболеваемость ВИЧ-инфекцией, инфекций передаваемых половым путем. Сложность выявления таких лиц состоит в том, что без заключения областного наркологического диспансера на учет по наркомании их не ставят, а в округе такой специалист отсутствует. Поэтому необходимо продолжать принимать профилактические меры по пропаганде здорового образа жизни среди молодежи округа.
Особое внимание среди прочих социально негативных явлений вызывает уровень преступности среди несовершеннолетних. Увеличилось количество привлеченных к уголовной ответственности. Необходимо увеличивать количество мероприятий по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде, особенно среди несовершеннолетних.
Программный подход позволит решать задачи молодежной политики поэтапно, учитывая тесную взаимосвязь проблем, требующих в ряде случаев скоординированных действий для их полномасштабного решения всеми структурами, занимающимися молодежной политикой на принципах целостности и системности, что повлечет позитивные изменения.
Проблемы развития молодежной политики в округе предлагается решать путем реализации мероприятий, определенных основными направлениями Стратегией социально-экономического развития округа, при совместном участии заинтересованных федеральных, областн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.