Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Магнитогорска
от 12 октября 2012 г. N 13281-П
Ведомственная целевая программа
"Обеспечение деятельности подведомственных учреждений города Магнитогорска и реализация государственных гарантий в области образования
на 2015-2017 годы"
25 декабря 2012 г., 24 июня, 16 сентября, 24 декабря 2013 г., 18 сентября, 4, 31 декабря 2014 г., 1 апреля, 27 мая, 19 августа, 24 сентября, 24 ноября, 16 декабря 2015 г.
1. Пояснительная записка
В современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, определено, что необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Организационной основой реализации государственной политики в области образования должна стать ведомственная целевая программа развития образования на 2015-2017 годы (далее - Программа).
Программа как организационная основа реализации государственной политики в области образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления и финансово-экономических механизмах.
Эффективность решения приоритетных задач модернизации системы образования будет обеспечена путем программирования деятельности, позволяющей систематизировать финансовые, кадровые, научно-методические, организационные ресурсы для достижения поставленных целей.
Реализация программно-целевым методом комплекса мероприятий, затрагивающих систему образования в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в сфере образования.
В 2015-2017 годах будут реализованы мероприятия, направленные на достижение результатов деятельности по индикативным показателям, организовано выполнение программных мероприятий, предусматривающих меры по обновлению материально-технической базы образовательных учреждений; совершенствованию форм воспитания в образовательном процессе; поддержке образовательных учреждений; системы дошкольного образования, педагогических работников, одаренных детей и талантливой молодежи; формированию здоровьесберегающих и безопасных условий в образовании.
Координатором Программы и распорядителем средств городского бюджета является управление образования администрации города.
Управление образования администрации города осуществляет координацию реализации Программы; организацию выполнения мероприятий Программы; контроль эффективного и целевого использования средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременного и в полном объеме выполнения основных мероприятий Программы.
Механизм реализации Программы включает выполнение программных мероприятий за счет средств бюджета города и областного бюджета; подготовку докладов и отчетов о реализации Программы и обсуждение достигнутых результатов; корректировку Программы; уточнение объемов финансирования Программы.
Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 16 декабря 2015 г. N 16673-П в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Паспорт
ведомственной целевой программы
"Развитие образования на 2015 - 2017 годы"
3. Характеристика проблемы, обоснование целесообразности и необходимости ее решения программными методами
1. На современном этапе развития России образование должно стать той движущей силой, которая способна повысить качество жизни граждан.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61, определено, что обеспечение устойчивого экономического роста страны зависит от образования. Поэтому главным ориентиром развития образования является обеспечение достойного вклада сферы образования в социально-экономическое развитие страны.
Основной стратегической целью развития образования является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных и общественных механизмов регулирования в сфере образования, обновление структуры и содержания образования, развития практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
За период с 2005 по 2011 годы введены в эксплуатацию 20 новых объектов системы образования.
Несмотря на увеличение бюджетных ассигнований на образование продолжают сохраняться негативные факторы в сфере кадрового обеспечения образовательных учреждений, среди которых: снижение профессиональной мотивации педагогических работников, дополнительная нагрузка на учителей в ущерб основной преподавательской работе и как следствие снижение качества обучения и воспитания учащихся. Поставленная в качестве приоритета задача внедрения нормативного финансирования образовательных учреждений и отраслевой системы оплаты труда преподавательского состава образовательных учреждений позволит изменить подход к оценке работы учителя, ввести дополнительное стимулирование, учитывая и количественные, и качественные характеристики работы педагога.
В системе образования работают - 6603 педагогов. Обеспеченность педагогическими кадрами учреждений общего, дошкольного, коррекционного, дополнительного образования составила 98% . Наибольшее количество составляют педагоги возрастной группы от 30 до 55 лет (58,9%), всего 24% педагогов работают в возрасте до 30 лет. Высоким остался процент педагогических работников пенсионного возраста - 17,1%. За период с 2009 по 2011 год в образовательные учреждения города прибыли всего 534 молодых специалистов, выбыло - 59 человек.
Анализ вопроса по повышению квалификации и профессионального роста педагогов и руководителей образовательных учреждений показал, что в системе образования 71,1% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории (36% педагогов высшую квалификационную категорию). Вместе с тем только 60% педагогов и 55% руководителей образовательных учреждений проходят курсовую подготовку не менее одного раза в пять лет.
Низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления.
Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров являются следствием несоответствия действующих в этой сфере механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы образования. В то же время недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики.
2. Система образования города в целом разнообразна и дифференцирована, что обеспечивает доступность образования для различных категорий граждан. В городе функционируют 130 дошкольных образовательных учреждений, 68 учреждений общего образования, 10 учреждений дополнительного образования детей.
Все действующие образовательные учреждения пролицензированы и аккредитованы.
В муниципальных образовательных учреждениях обучаются и воспитываются 61511 детей. Эффективное использование материально-технических, кадровых, управленческих ресурсов образовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации позволило, максимально учитывая образовательные потребности горожан, начать работу по оптимальной организации образовательного пространства и реструктуризации образовательных учреждений.
В то же время в связи с увеличением рождаемости детей необходимо выделить проблемы в системе дошкольного образования:
1) при наличии в городе широкой вариативности дошкольных образовательных учреждений отсутствуют частные детские сады, младенческие группы в действующих ДОУ, сохраняется нехватка мест для открытия групп ранней диагностической помощи и увеличения охвата детей, имеющих проблемы в здоровье;
2) в 11 дошкольных образовательных учреждениях работают консультационные пункты, организующие работу с семьей, но при этом в детских садах нет групп семейного типа;
3) открытие новых детских садов создало дополнительные места, но по-прежнему отмечается превышение наполняемости дошкольных образовательных учреждений детьми от плановой проектной мощности.
4) увеличение рождаемости привело к росту очередности на поступление детей раннего возраста в дошкольные образовательные учреждения. Она составляет 8 980 детей: это малыши ясельного возраста, дети дошкольного возраста в очереди на перевод из одного детского сада в другой по месту жительства семьи. Самая высокая очередность сохраняется в Ленинском районе, левобережной части и южных микрорайонах Орджоникидзевского района, в центре Правобережного района.
3. Модернизация образования невозможна в условиях неудовлетворительного состояния учебно-материальной базы, отсутствия постоянного обновления учебного оборудования, пособий, литературы. В условиях, соответствующих современным требованиям к образовательному процессу, обучается около 70% учащихся. Реализация программных мероприятий по обновлению материально-технической базы, развитию сети образовательных учреждений, реализующих новые модели организации, содержания и технологий образовательного процесса, позволят обновить и модернизировать учебно-материальную базу образовательных учреждений, осуществив поставки современной компьютерной техники, ученической мебели, технологического оборудования, учебной, художественной, справочной литературы.
4. В образовательных учреждениях города 1620 педагогов осуществляют функции классного руководителя. Однако среди учащихся по-прежнему высок риск формирования асоциального поведения: возникновения вредных привычек, бродяжничества, совершения правонарушений (977 подростков состоят на педагогическом учете и на учете в ПДН).
В системе воспитания и дополнительного образования нуждаются в серьезной доработке следующие направления: целостность вопросов воспитания в процессе урочной и внеурочной деятельности; взаимодействие образовательного учреждения с семьей; детские инициативы и их реализация.
Кроме того, имеет место недостаточное взаимодействие образовательных учреждений с инспекторами ПДН по организации индивидуально-профилактической работы и пропаганде правовых знаний, слабый контроль организации внеурочной занятости подростков, недостаточная профессиональная компетентность классных руководителей. Ученическое самоуправление и работа детских общественных организаций в ряде школ развиты недостаточно, деятельность детских общественных организаций разобщена, ограничена только благотворительностью.
Большое количество одногодичных образовательных программ дополнительного образования не позволяет воспитанникам получать качественное дополнительное образование.
С каждым годом сокращается количество здоровых детей, о чем свидетельствуют данные медицинских осмотров школьников. Количество здоровых детей составляет около 4 %, 40 % детей состоит на диспансерном учете с различными патологиями: нарушения опорно-двигательного аппарата, обмена веществ, патология ЛОР-органов, снижение остроты зрения и т.д.
Реализация программных мероприятий по совершенствованию воспитания в образовательном процессе, поддержке педагогических работников, повышению их квалификации позволит материально поддержать учителя, поднять престиж педагогической деятельности, усилить роль классного руководителя в образовательном процессе, привлечь в отрасль молодые кадры, распространить передовой педагогический опыт, повысить эффективность реализации национального проекта "Образование".
В целом система образования города, оптимально и динамично развиваясь, обеспечивает потребности населения в образовательных услугах.
Вместе с тем существуют приоритетные задачи, решение которых при государственной поддержке и с использованием средств из различных источников финансирования позволит добиться системных изменений в образовании.
Эффективность решения приоритетных задач будет обеспечена путем программирования деятельности, позволяющей систематизировать финансовые, кадровые, научно-методические, организационные ресурсы для достижения поставленных целей.
4. Основные цели и задачи Программы
Основными стратегическими целями Программы являются:
- организация качественного доступного дошкольного, общего, дополнительного образования;
- развитие системы образования через эффективное выполнение муниципальных функций управления образованием.
Для достижения стратегических целей должны быть решены следующие задачи:
1) Удовлетворение потребностей населения в местах и услугах системы дошкольного образования, увеличение показателей охвата детского населения города.
2) Обеспечение общедоступности бесплатного образования в пределах государственных образовательных стандартов на всех ступенях в соответствии с законодательством РФ и Челябинской области.
3) Сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей.
4) Обеспечение эффективности и качества дополнительного образования детей.
5) Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их социализацию.
6) Обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития. Повышение социально- экономической эффективности функционирования системы образования.
7) Кадровое обеспечение системы образования, повышение квалификации педагогических и руководящих работников.
Постановлением Администрации города Магнитогорска Челябинской области от 18 сентября 2014 г. N 12867-П раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции. Изменения в отношении финансирования мероприятий, предусмотренных в 2017 г., вступают в силу с 1 января 2015 г. и применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджета города, начиная с бюджета города на 2015 г. и плановый период 2016, 2017 гг.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ведомственная цель организация качественного доступного дошкольного, общего, дополнительного образования
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
Доля детей в возрасте от трех до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу |
100% |
100% |
100% |
Доля ДОУ с высоким качеством дошкольного образования |
100% |
100% |
100% |
Охват детей дошкольного возраста дошкольным образованием |
88% |
88% |
88% |
Количество детей-инвалидов, охваченных дошкольным образованием |
100% |
100% |
100% |
Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования |
98% |
98% |
98% |
Доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности школьников |
100% |
100% |
100% |
Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен (далее именуется - ЕГЭ), от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене |
97% |
97% |
97% |
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста) |
97% |
97% |
97% |
Доля обучающихся в общей численности обучающихся на всех уровнях образования, получивших оценку своих достижений (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) через добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории, способствующей социализации личности |
38% |
38,1% |
38,1% |
Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения, в общей численности учителей |
90% |
91% |
91% |
Доля педагогических работников в возрасте до 30 лет, работающих в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях дополнительного образования детей |
25,5% |
25,5% |
25,5% |
Доля победителей, призеров, дипломантов всероссийских мероприятий художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, интеллектуальной, эколого-биологической, технической, военно-патриотической направленностей в общем количестве участников всероссийских мероприятий указанных направленностей среди обучающихся муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального, основного, среднего (полного) общего и дополнительного общего образования |
40,3% |
40,4% |
40,4% |
Доля обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений, принявших участие в региональных этапах олимпиад школьников по общеобразовательным предметам, в общей численности обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений |
20,7% |
20,8% |
20,8% |
Удовлетворенность населения качеством общего образования |
95,5% |
95,5% |
95,5% |
Количество образовательных учреждений, имеющих орган самоуправления, реализующий государственно-общественный характер управления |
100% |
100% |
100% |
Доля детей и молодежи, получивших качественное и вариативное дополнительное образование |
75% |
75% |
75% |
Количество проведенных массовых мероприятий |
3 |
3 |
3 |
Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования |
100% |
100% |
100% |
Ведомственная цель развитие системы образования через эффективное выполнение муниципальных функций управления образованием (деятельность служб сопровождения)
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
Доля педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, прошедшего повышение квалификации по программам, отвечающим современным квалификационным требованиям |
81% |
82% |
82% |
Доля педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, прошедшего повышение квалификации по ИКТ |
98% |
98% |
98% |
Доля педагогических работников, имеющих высшую и первую категории |
70% |
70% |
70% |
Исполнение бюджета города по итогам года |
100% |
100% |
100% |
6. Перечень мероприятий Программы
N |
Наименование мероприятия |
Сроки |
Исполнители |
Ожидаемые результаты |
||
Модернизация содержания и технологий образования | ||||||
Дошкольное образование | ||||||
1 |
Удовлетворение потребности населения в дошкольных образовательных услугах |
2015-2017 |
Управление |
Открытие дополнительных групп в дошкольных образовательных учреждениях. Дифференциация сети с учетом уровня развития ребенка |
||
2 |
Развитие вариативных форм дошкольного образования. Введение новых модулей |
2015-2017 |
Управление |
Создание муниципальных дошкольных автономных учреждений |
||
3 |
Грантовая поддержка муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
2015-2017 |
Управление |
Представление материалов на конкурс "Лучшее дошкольное образовательное учреждение" |
||
4 |
Создание в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях здоровьесберегающей среды |
2015-2017 |
Управление |
Создание экспериментальных площадок по здоровьесберегающему направлению |
||
5 |
Развитие сети дошкольных образовательных учреждений, реализующих инновационные технологии дошкольного образования |
2015-2017 |
Управление |
Введение в воспитательно-образовательный процесс инновационных технологий, отрабатываемых на уровнях муниципальных экспериментальных площадок |
||
6 |
Совершенствование работы педагогических коллективов муниципальных дошкольных образовательных учреждений по гражданскому и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста учетом регионального компонента |
2015-2017 |
Управление |
Разработка методических рекомендаций конспектов занятий |
||
7 |
Создание и внедрение эффективного механизма работы с педагогическими кадрами муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
2015-2017 |
Управление |
Создание банка данных резерва руководителей муниципальных дошкольных образовательных учреждений и банка данных кадрового состава молодых специалистов. |
||
8 |
Научно-методическое обеспечение работы |
2015-2017 |
Управление |
Организация направления педагогических работников на курсы повышения квалификации |
||
Общее образование | ||||||
9 |
Предпрофильная подготовка выпускников основной общеобразовательной школы |
2015-2017 |
Управление |
Новое содержание и формы организации учебного процесса (программы предпрофильной подготовки, учебные планы) |
||
10 |
Профильное обучение на третьей ступени общего образования |
2015-2017 |
Управление |
Новое содержание и формы организации учебного процесса (программы профильного образования, учебные планы) |
||
11 |
Создание муниципальных экспериментальных площадок по отработке механизмов моделирования индивидуальных учебных планов в рамках введения профильного обучения |
2015-2017 |
Управление |
Разработка механизмов моделирования индивидуальных учебных планов |
||
12 |
Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений по организации профильного обучения |
2015-2017 |
Управление |
Разработка схем сетевого взаимодействия по профильному обучению |
||
13 |
Создание системы мотивации инновационной деятельности педагогических и руководящих кадров |
2015-2017 |
Управление |
Разработка механизмов стимулирования инновационной деятельности |
||
14 |
Итоговая аттестация выпускников в форме единого государственного экзамена |
2015-2017 |
Управление |
Объективная оценка качества знаний учащихся |
||
15 |
Грантовая поддержка общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы |
2015-2017 |
Управление |
Увеличение числа общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы |
||
16 |
Грантовая поддержка лучших учителей, активно использующих в своей деятельности инновационные образовательные программы и технологии |
2015-2017 |
Управление |
Увеличение числа педагогов, активно использующих инновационные образовательные программы и технологии |
||
17 |
Создание сети муниципальных экспериментальных площадок по отработке инновационных образовательных программ и технологий, их научно-методическое обеспечение и сопровождение |
2015-2017 |
Управление |
Адаптация инновационных образовательных программ, разработка методических рекомендаций по их внедрению |
||
18 |
Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий, методик, образовательных программ и учебно-методических комплексов в образовательный процесс |
2015-2017 |
Управление |
Создание и укрепление здоровья обучающихся на основе внедрения здоровьесберегающих технологий |
||
19 |
Муниципальный конкурс воспитательных систем, участие во Всероссийском конкурсе воспитательных систем |
2015-2017 |
Управление |
Выявление лучших воспитательных систем |
||
20 |
Обеспечение общеобразовательных учреждений лабораторно-практическим оборудованием и средствами наглядности |
2015-2017 |
Управление |
Создание условий обучения, отвечающих современным требованиям |
||
| ||||||
21 |
Организация, проведение муниципального конкурса и участие во Всероссийском конкурсе учреждений дополнительного образования детей, реализующих инновацион |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Магнитогорска Челябинской области от 11 октября 2012 г. N 13281-П "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.