Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к муниципальной программе
Златоустовского городского округа
"Развитие физической культуры и спорта
в Златоустовском городском округе"
Подпрограмма
"Златоустовский городской округ - территория здорового образа жизни" муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта в Златоустовском городском округе"
(далее - подпрограмма)
26 декабря 2017 г., 14, 20 декабря 2018 г., 7 февраля, 10 июня, 8 ноября 2019 г.
Раздел I изменен. - Постановление Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от 8 ноября 2019 г. N 434-П
I. Паспорт подпрограммы "Златоустовский городской округ - территория здорового образа жизни"
II. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере
За последние годы обострились проблемы, связанные с состоянием здоровья людей, увеличилось количество злоупотребляющих наркотическими средствами и алкоголем.
Наблюдается снижение уровня физической подготовки и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.
В округе, в основном, удалось сохранить материально-техническую базу, но сегодня большинство объектов требуют капитального ремонта, реконструкции и находятся в таком техническом состоянии, которое не позволяет им функционировать с полной нагрузкой и гарантией безопасности занимающихся.
Развитие приоритетных для округа зимних видов спорта (хоккей и биатлон) затрудняется ввиду отсутствия конкурентноспособной технической базы. По причине морального устаревания и недостаточности оснащения учебно-тренировочных процессов спортивным инвентарем снижается количество и качество подготовленных высококлассных спортсменов.
Наибольшую озабоченность вызывает низкий уровень вовлеченности в сферу физической культуры и спорта подрастающего поколения.
Анализ показывает, что лишь треть из них активно занимается физической культурой и спортом.
Основные проблемы:
1) недостаточное финансирование, направленное на развитие массовой культуры и спорта;
2) несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития отрасли;
3) недостаточное количество клубов и площадок по месту жительства;
4) низкая оснащенность спортивным оборудованием и инвентарем;
5) отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом, как составляющей здорового образа жизни.
Подпрограмма предусматривает взаимодействие административных, общественных, частных организаций по выработке согласованных мер в целях:
1) повышения уровня здоровья населения округа.
2) Эффективного использования средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, обеспечения Конституционной гарантии права граждан на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом.
Реализация подпрограммы позволит:
1) позволит привлечь к занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни широкие массы населения Златоустовского городского округа,
2) осуществить поэтапное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне",
3) закончить реконструкцию:
а) лыжного стадиона им. С. Ишмуратовой со строительством биатлонного стрельбища,
б) футбольного поля с трибунами,
в) беговой дорожки;
4) осуществить строительство следующих объектов спорта:
а) Комплексный Олимпийский Центр среднегорной подготовки на хребте Уреньга "Уральская Швейцария",
б) Спортивный комплекс имени А.Е. Карпова,
в) Батутный центр,
г) "Центра единоборств",
а также обеспечить достижение златоустовскими спортсменами высоких спортивных результатов на региональных, всероссийских и международных соревнованиях.
III. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
1. Приоритетным направлением муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы на предстоящие годы является создание условий для роста благосостояния населения и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.
Создание основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению вышеуказанной задачи.
В то же время существенным фактом, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина.
Реализация мероприятий подпрограммы будет способствовать созданию условий для укрепления здоровья населения в округе.
2. Цели подпрограммы:
1) Реализация на территории Златоустовского городского округа муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта.
2) Развитие физического воспитания населения, популяризация спорта и приобщение жителей Златоустовского городского округа к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
3) Поэтапное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
4) Обеспечение успешного выступления спортсменов Златоустовского городского округа, в том числе инвалидов, на соревнованиях.
5) Создание условий, обеспечивающих возможность для граждан Златоустовского городского округа вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.
3.Задачи подпрограммы:
1) Совершенствование нормативно-правового обеспечения системы подготовки спортивного резерва.
2) Повышение интереса различных категорий жителей Златоустовского городского округа к занятиям физической культурой и спортом.
3) Достижение воспитанниками спортивных школ высоких спортивных результатов на соревнованиях различного уровня.
4) Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта Златоустовского городского округа.
Пункт 4 изменен. - Постановление Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от 10 июня 2019 г. N 238-П
4. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач подпрограммы представлены в таблице 1:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1 |
N п/п |
Наименование индикативного показателя |
Единица измерения |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Связь количественных значений конечных результатов муниципальной программы с основными показателями социально-экономического развития города |
1. |
Доля граждан Златоустовского городского округа в возрасте 3-79 лет, занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения данной категории Златоустовского городского округа* |
процент |
31 |
34 |
35 |
38 |
38 |
38 |
Создание условий для развития массовой физической культуры, профессионального спорта |
2. |
Доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов в Златоустовском городском округе* |
процент |
51,1 |
65 |
67 |
70 |
70 |
70 |
|
3 |
Доля граждан, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике Златоустовского городского округа* |
процент |
17 |
19,1 |
21,6 |
23,1 |
23,1 |
23,1 |
|
4 |
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения данной категории* |
процент |
2,3 |
5 |
8 |
10 |
10 |
10
|
|
5. |
Уровень обеспеченности населения Златоустовского городского округа спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта* |
процент |
30,4 |
30,5 |
31 |
32 |
32 |
32 |
|
6 |
Доля граждан Златоустовского городского округа, выполняющих нормы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения Златоустовского городского округа, принявшего участие в выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)* |
процент |
0,18 |
30,0 |
31,0 |
32,0 |
32,0 |
32,0 |
Создание условий для укрепления здоровья жителей округа |
7. |
Количество проведенных спортивно-массовых соревнований по видам спорта в Златоустовском городском округе |
единиц |
201 |
207 |
207 |
207 |
207 |
207 |
Создание условий для развития массовой физической культуры, профессионального спорта. |
8. |
Доля жителей Златоустовского городского округа, принявших участие в спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях по видам спорта* |
процент |
15,1 |
20,0 |
25,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
|
9. |
Количество призовых мест на всероссийских, региональных и областных соревнованиях* |
Ед. |
1517 |
1520 |
1540 |
1600 |
1600 |
1600 |
|
10 |
Доля спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, занимающихся в системе спортивных школ |
процент |
70 |
70,1 |
70,2 |
70,3 |
70,3 |
70,3 |
|
11 |
доля организаций, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки |
процент |
- |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
5. Руководство и контроль по реализации подпрограммы осуществляет Администрация Златоустовского городского округа.
6. Подпрограмма предусматривает сроки реализации с 2016 года по 2020 год.
IV. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
7. Ведомственные целевые программы отсутствуют.
Пункт 8 изменен. - Постановление Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от 8 ноября 2019 г. N 434-П
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы представлено в таблице 2:
N п/п |
Наименование мероприятия |
Объем бюджетных ассигнований (тыс. рублей) |
Финансовые затраты всего |
источник финансирования |
Ожидаемый результат |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|||||
Подпрограмма: "Златоустовский городской округ - территория здорового образа жизни" | ||||||||||
Цель 1. Реализация на территории Златоустовского городского округа муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта. Цель 2. Развитие физического воспитания населения, популяризация массовых видов спорта и приобщение жителей Златоустовского городского округа к регулярным занятиям физической культурой и спортом Цель 3. Поэтапное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" Цель 4 Обеспечение успешного выступления спортсменов Златоустовского городского округа, в том числе инвалидов, на соревнованиях. | ||||||||||
Задача 1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения системы подготовки спортивного резерва. Задача 2. Повышение интереса различных категорий жителей Златоустовского городского округа к занятиям физической культурой и спортом. Задача 3. Достижение воспитанниками спортивных школ высоких спортивных результатов на соревнованиях различного уровня. | ||||||||||
1 |
Организация и проведение физкультурных и массовых мероприятий, обеспечение спортивных сборных команд ЗГО |
7 297,385 |
15 833,330 |
26 232,660 |
18 692,800 |
0,000 |
0,000 |
68 056,175 |
Бюджет Златоустовского городского округа (далее - бюджет ЗГО) |
Увеличение доли граждан 1.Златоустовского городского округа, выполняющих нормы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения Златоустовского городского округа, принявшего участие в выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), до 32 % 2.Увеличение количества проведенных спортивно-массовых мероприятий и соревнований по видам спорта в Златоустовском городском округе, до 207 ед. |
38 775,120 |
43 977,570 |
39 364,680 |
40 932,800 |
39 902,600 |
39 902,600 |
242 855,370 |
Областной бюджет |
|||
874,656 |
6 978,000 |
2 679,100 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
10 531,756 |
Федеральный бюджет |
|||
|
в том числе: |
|||||||||
1.1 |
на содержание, развитие и поддержку ведущих команд (клубов) по игровым и техническим видам спорта, участвующих в чемпионатах и первенствах Челябинской области и России |
4 674,834 |
4 735,800 |
3 600,000 |
3 600,000 |
0,000 |
0,000 |
16 610,634 |
Бюджет ЗГО |
Увеличение количества призовых мест на всероссийских, региональных и областных соревнованиях до 1600 мест. |
37 000,000 |
39 000,000 |
35 500,000 |
38 000,000 |
36 000,000 |
36 000,000 |
221 500,000 |
Областной бюджет |
|||
1.2 |
на оплату труда руководителей спортивных секций в физкультурно-спортивных организациях, детских спортивных клубах, спортивных школах и образовательных организациях (с 2019 г. - на оплату услуг специалистов по организации физкультурно-оздоровительной работы и спортивно-массовой работы с детьми и подростками) |
546,244 |
540,000 |
141,000 |
352,200 |
0,000 |
0,000 |
1 579,444 |
Бюджет ЗГО |
1. Увеличение доли граждан Златоустовского городского округа, в возрасте 3-79 лет, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения данной категории Златоустовского городского округа, до 38% 2.Увеличение доли граждан Златоустовского городского округа, выполняющих нормы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения Златоустовского городского округа, принявшего участие в выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), до 32%. |
1 044,000 |
1 408,610 |
1 058,000 |
880,600 |
1 056,700 |
1 056,700 |
6 504,610 |
Областной бюджет |
|||
1.3 |
на оплату труда руководителей спортивных секций и организаторов физкультурно-оздоровительной работы с лицами ограниченными возможностями здоровья, (с 2019 г. - на оплату услуг специалистов по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья) |
34,800 |
34,000 |
35,200 |
117,400 |
0,000 |
0,000 |
221,400 |
Бюджет ЗГО |
Увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения данной категории до 10%. |
174,000 |
352,140 |
352,200 |
352,200 |
352,200 |
352,200 |
1 934,940 |
Областной бюджет |
|||
1.4 |
на содержание, развитие и поддержку, включая оснащение спортивным инвентарем и оборудованием отделений и групп для детей с ограниченными возможностями здоровья. |
40,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
40,000 |
Бюджет ЗГО |
|
200,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
200,000 |
Областной бюджет |
|||
1.5 |
оказание адресной финансовой поддержки спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации |
139,995 |
0,000 |
216,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
355,995 |
Бюджет ЗГО |
Увеличение доли спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, занимающихся в системе спортивных школ до 70,3% Увеличение количества призовых мест на всероссийских, региональных и областных соревнованиях до 1600 |
357,120 |
230,000 |
628,900 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
1 216,020 |
Областной бюджет |
|||
874,656 |
648,000 |
2 679,100 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
4 201,756 |
Федеральный бюджет |
|||
1.6 |
на содержание, развитие и поддержку, включая оснащение спортивным инвентарем и оборудованием учреждений спортивной подготовки, в том числе по подготовке резерва в сборные команды России |
0,000 |
150,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
150,000 |
Бюджет ЗГО |
|
0,000 |
856,820 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
856,820 |
Областной бюджет |
|||
1.7 |
на приобретение для специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва спортивного оборудования для общефизической подготовки (с 2019 г. - на приобретение спортивного инвентаря и оборудования для физкультурно-спортивных организаций) |
0,000 |
100,000 |
0,000 |
150,000 |
0,000 |
0,000 |
250,000 |
Бюджет ЗГО |
|
0,000 |
2 130,000 |
0,000 |
0,000 |
1 055,200 |
1 055,200 |
4 240,400 |
Областной бюджет |
|||
0,000 |
6 330,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
6 330,000 |
Федеральный бюджет |
|||
1.8 |
для финансовой поддержки организаций спортивной подготовки по базовым видам спорта |
0,000 |
0,000 |
247,000 |
200,000 |
0,000 |
0,000 |
447,000 |
Бюджет ЗГО |
|
0,000 |
0,000 |
1 825,580 |
1 700,000 |
1 438,500 |
1 438,500 |
6 402,580 |
Областной бюджет |
|||
2 |
Федеральный проект "Спорт - норма жизни" Государственная поддержка спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
500,000 |
0,000 |
0,000 |
500,000 |
Бюджет ЗГО |
Доля организаций, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки в общем количестве организаций в сфере физической культуры и спорта до 100% |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
918,400 |
0,000 |
0,000 |
918,400 |
Областной бюджет |
|||
0,000 |
0,000 |
0,000 |
3 915,000 |
0,000 |
0,000 |
3 915,000 |
Федеральный бюджет |
|||
|
Премии, выплаты, гранты в области физической культуры и спорта |
622,440 |
243,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
865,440 |
Бюджет ЗГО |
|
3 |
Управление в сфере установления функций органов местного самоуправления |
3 610,019 |
5 097,900 |
5 477,800 |
5 490,600 |
5 430,300 |
5 430,300 |
30 536,919 |
Бюджет ЗГО |
Увеличение доли обучающихся и студентов, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории в Златоустовском городском округе до 70 процентов. Увеличение доли граждан, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике Златоустовского городского округа, до 23,1 процентов. |
1 084,631 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
1 084,631 |
Областной бюджет |
|||
Цель 5. Создание условий, обеспечивающих возможность для граждан Златоустовского городского округа вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом. | ||||||||||
Задача 4. Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта Златоустовского городского округа | ||||||||||
4 |
Реконструкция лыжного стадиона им. С. Ишмуратовой со строительством биатлонного стрельбища. |
25 116,246 |
500,000 |
1 065,000 |
17 000,000 |
0,000 |
0,000 |
43 681,246 |
Бюджет ЗГО |
5. Увеличение уровня обеспеченности населения Златоустовского городского округа спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, до 32% |
30 000,000 |
284 174,620 |
73 426,270 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
387 600,890 |
Областной бюджет |
|||
5 |
Строительство Комплексного Олимпийского Центра среднегорной подготовки на хребте Уреньга "Уральская Швейцария" |
0,000 |
934,500 |
3 387,130 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
4 321,630 |
Бюджет ЗГО |
|
6 |
Строительство Спортивного комплекса имени А.Е. Карпова" |
0,000 |
469,560 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
469,560 |
Бюджет ЗГО |
|
7 |
Строительство Батутного центра |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Бюджет ЗГО |
|
8 |
Строительство "Центра единоборств" |
0,000 |
0,000 |
1 000,000 |
95,300 |
0,000 |
0,000 |
1 095,300 |
Бюджет ЗГО |
|
9 |
Реконструкция конькобежного стадиона со строительством здания для конькобежцев |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
1 000,000 |
0,000 |
0,000 |
1 000,000 |
Бюджет ЗГО |
|
|
Бюджет ЗГО: |
36 023,650 |
22 835,290 |
37 162,590 |
42 778,700 |
5 430,300 |
5 430,300 |
149 660,830 |
|
|
|
Областной бюджет: |
69 859,751 |
328 152,190 |
112 790,950 |
41 851,200 |
39 902,600 |
39 902,600 |
632 459,291 |
|
|
|
Федеральный бюджет |
874,656 |
6 978,000 |
2 679,100 |
3 915,000 |
0,000 |
0,000 |
14 446,756 |
|
|
|
Итого по подпрограмме: |
106 758,057 |
357 965,480 |
152 632,640 |
88 544,900 |
45 332,900 |
45 332,900 |
796 566,877 |
|
|
9. Подпрограмма состоит из мероприятий, направленных на:
1) улучшение системы физического воспитания в спортивных школах;
2) повышение эффективности физического воспитания в спортивных школах, учреждениях общего образования, начального и среднего профессионального образования;
3) совершенствование системы физического воспитания в высших учебных заведениях;
4) повышение уровня физической культуры в системе производства;
5) организацию работы по месту жительства и отдыха населения;
6) развитие физической культуры и спорта среди инвалидов
V. Информация об участии предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовой формы собственности, а так же внебюджетных фондов, в реализации подпрограммы
10. Предприятия и организации в реализации подпрограммы не участвуют.
11. Внебюджетные фонды отсутствуют.
VI. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
12.Источником финансирования мероприятий подпрограммы являются средства бюджета Златоустовского городского округа федерального и областного бюджета;
Пункт 13 изменен. - Постановление Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от 8 ноября 2019 г. N 434-П
13. Общий объем финансирования подпрограммы в 2016-2021 годах составит 796 566,877 тыс. рублей,
Объем финансирования по годам:
Год |
Всего, тыс. руб. |
Местный бюджет, тыс. руб. |
Областной бюджет, тыс. руб. |
Федеральный бюджет, тыс. руб. |
2016 |
106 758,057 |
36 023,650 |
69 859,751 |
874,656 |
2017 |
357 965,480 |
22 835,290 |
328 152,190 |
6 978,00 |
2018 |
152 632,640 |
37 162,590 |
112 790,950 |
2 679,100 |
2019 |
88 544,900 |
42 778,700 |
41 851,200 |
3 915,000 |
2020 |
45 332,900 |
5 430,300 |
39 902,600 |
- |
2021 |
45 332,900 |
5 430,300 |
39 902,600 |
- |
VII. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
14. Административный риск неисполнения задач связан с неэффективным управлением подпрограммой, которое может привести к невыполнению целей и задач подпрограммы, обусловленному срывом мероприятий и не достижением целевых показателей, неэффективному использованию ресурсов.
15. Финансовые риски:
1) риски опоздания ввода объекта в эксплуатацию может увеличить срок окупаемости инвестиций (повышается стоимость капитального строительства, сокращается время, отведенное на возврат вложенных средств);
2)риск неполной загрузки проектных мощностей в случае наступления неблагоприятных событий в условиях кризиса и ведет к простою спортивных сооружений;
3) риск учетной политики возможен в условиях неадекватности применяемой учетной политики процессам управления денежными потоками в условиях кризиса (корректируется ежемесячно).
16.Социальные риски связаны с возможностью:
1) ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры,
2)снижением темпов роста экономики округа,
3)уровня инвестиционной активности,
4)высокой инфляцией.
17. Способами ограничения административного риска являются:
1) регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования подпрограммы в качестве механизма, стимулирующего выполнение принятых обязательств;
2) своевременная корректировка мероприятий подпрограммы;
3)эффективный контроль выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией подпрограммы.
<< Приложение 1. Перечень основных мероприятий муниципальной программы Златоустовского городского округа "Развитие физической культуры... |
Приложение 3. >> Подпрограмма "Развитие и содержание учреждений в области спорта" муниципальной программы "Развитие физической... |
|
Содержание Постановление Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от 30 декабря 2015 г. N 524-П "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.