Приказ Министерства экономического развития Челябинской области
от 15 февраля 2017 г. N 44
"Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Челябинской области"
Приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Челябинской области.
2. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Министр |
С.А. Смольников |
Утверждены
приказом Министерства
экономического развития
Челябинской области
от 15.02.2017 г. N 44
Методические рекомендации
по разработке и реализации государственных программ Челябинской области
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Челябинской области (далее именуются - Методические рекомендации) определяют требования к формированию проектов государственных программ, их утверждению и реализации.
2. Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях: государственная программа Челябинской области (далее именуется - государственная программа) - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития Челябинской области;
сфера реализации государственной программы - сфера социально-экономического развития Челябинской области, на решение задач которой направлена соответствующая государственная программа;
подпрограмма государственной программы, (далее именуется - подпрограмма)-неотъемлемая часть государственной программы, содержащая комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающая решение задач государственной программы (цель подпрограммы соответствует одной из задач государственной программы);
ведомственная целевая программа - система мероприятий, обеспечивающая достижение целей деятельности главного распорядителя средств областного бюджета в установленной сфере деятельности, а также решение конкретных задач в соответствии с установленными целевыми индикативными показателями;
ответственный исполнитель государственной программы - орган исполнительной власти Челябинской области, к полномочиям которого относится реализация государственной политики в соответствующей сфере и который в соответствии с перечнем государственных программ, утвержденным Правительством Челябинской области, является ответственным за разработку и реализацию государственной программы;
соисполнители государственной программы - органы исполнительной власти Челябинской области, осуществляющие разработку и реализацию государственной программы совместно с ответственным исполнителем в рамках своей компетенции;
основные параметры государственной программы - цели государственной программы (подпрограммы, ведомственной целевой программы), задачи государственной программы (подпрограммы, ведомственной целевой программы), мероприятия (в разрезе подпрограмм, ведомственных целевых программ, направлений отдельных мероприятий), целевые индикаторы и показатели государственной программы (подпрограммы, ведомственной целевой программы, направлений отдельных мероприятий), сроки их достижения и объем ресурсов, необходимый для достижения целей;
цель государственной программы - планируемый результат социально-экономического развития Челябинской области, отраженный в стратегии социально-экономического развития Челябинской области (далее именуется - Стратегия) и достигаемый посредством реализации государственной программы (цель государственной программы соответствует задаче Стратегии);
задача государственной программы - планируемый результат выполнения совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления государственных функций, направленных на достижение цели реализации государственной программы;
целевые индикаторы и показатели государственной программы - количественно выраженные характеристики достижения цели или решения задачи государственной программы (разделяются на показатели конечного результата и непосредственного результата);
- показатели конечного результата - характеризуют состояние (изменение состояния) социально-экономического развития области и отражают выгоду от реализации государственной программы (включены в Указы Президента Российской Федерации, в федеральные госпрограммы и др.);
- показатели непосредственного результата - характеризуют объем и качество реализации мероприятий государственной программы, направлены на достижение конечного результата реализации государственной программы (непосредственно отражают эффект от реализации мероприятий госпрограмм и показывают "вклад" в достижение показателей конечного результата);
направление отдельных мероприятий государственной программы - комплекс взаимосвязанных однородных мероприятий, направленных на решение задачи государственной программы;
мероприятие государственной программы - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение задачи государственной программы (подпрограммы, ведомственной целевой программы);
мониторинг реализации государственной программы - процесс наблюдения за реализацией мероприятий государственной программы, достижением целей и задач государственной программы (подпрограмм);
результативность государственной программы (подпрограммы, ведомственной целевой программы, направлений отдельных мероприятий) - степень достижения запланированных результатов;
эффективность государственной программы (подпрограммы, ведомственной целевой программы, направлений отдельных мероприятий) - соотношение достигнутых результатов и ресурсов, затраченных на их достижение.
Иные понятия и термины используются в значениях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, Порядком принятия решений о разработке государственных программ Челябинской области, их формировании и реализации, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 25.07.2013 г. N 148-П "О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Челябинской области, их формировании и реализации и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области" (далее именуется - Порядок) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области.
3. Основанием для разработки государственных программ является Перечень государственных программ Челябинской области (далее именуется - Перечень), утвержденный Правительством Челябинской области.
4. Внесение изменений в государственную программу осуществляется в соответствии с Порядком.
II. Формирование проекта государственной программы (подпрограммы)
5. Формирование государственных программ осуществляется исходя из принципов:
1) формирования государственных программ на основе долгосрочных целей, установленных Стратегией и показателей (индикаторов) их достижения, иных документов стратегического планирования Челябинской области (Плана мероприятий по реализации Стратегии), а также решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области;
2) наиболее полного охвата расходов бюджета программными инструментами;
3) установления для государственных программ измеримых результатов их реализации (конечных и непосредственных результатов);
4) интеграции государственных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) мер для достижения целей государственных программ;
5) определения органа исполнительной власти Челябинской области, ответственного за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);
6) наличия у ответственного исполнителя, соисполнителей государственной программы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей государственной программы;
7) проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации государственных программ.
6. При формировании государственной программы рекомендуется придерживаться подхода: "один ГРБС - одна госпрограмма".
Государственная программа основывается на принципе декомпозиции целей, задач государственной программы в разрезе ее подпрограмм, ведомственных целевых программ, направлений отдельных мероприятий. Принцип формирования государственной программы в увязке со Стратегией представлен в приложении 1.
III. Структура государственной программы (подпрограммы)
7. В соответствии с Порядком государственная программа включает в себя подпрограммы. В качестве подпрограмм могут выступать ведомственные целевые программы, утвержденные Приказом органа исполнительной власти Челябинской области.
8. Деление государственной программы на подпрограммы осуществляется органом государственной власти Челябинской области исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках государственной программы задач. Каждая подпрограмма направлена не решение конкретной задачи государственной программы. Включение подпрограмм, которые направлены на решение более чем одной задачи государственной программы, не допускается.
При принятии решения о выделении в составе государственной программы подпрограмм учитываются приоритетные направления социально-экономического развития Челябинской области, а также:
особенности сферы социально-экономического развития, в рамках которой реализуется государственная программа;
объемы финансового обеспечения мероприятий для решения поставленных задач;
условия предоставления субсидий из федерального бюджета на цели и задачи, соответствующие целям и задачам государственной программы.
9. Государственная программа, подпрограмма (за исключением ведомственных целевых программ) содержит:
паспорт государственной программы (подпрограммы) по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку;
текстовую часть, которая в обязательном порядке содержит следующие разделы:
1) приоритеты и цели государственной политики, включая характеристику текущего состояния сферы реализации государственной программы (подпрограммы);
2) основная цель и задачи государственной программы (подпрограммы);
3) сроки и этапы реализации государственной программы (подпрограммы);
4) система мероприятий государственной программы (подпрограммы);
5) ресурсное обеспечение государственной программы (подпрограммы);
6) организация управления и механизм выполнения мероприятий государственной программы (подпрограммы);
7) ожидаемые результаты реализации государственной программы (подпрограммы);
8) финансово-экономическое обоснование государственной программы (подпрограммы);
9) методика оценки эффективности государственной программы (подпрограммы).
К содержанию и структуре ведомственных целевых программ, включенных в государственную программу как подпрограммы, предъявляются требования, установленные постановлением Правительства Челябинской области от 09.10.2008 г. N 316-П "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ" (далее именуется - постановление N 316-П).
Наличие других разделов в государственной программе не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 Порядка. В исключительных случаях при наличии объективной необходимости информация, связанная с реализацией государственной программы, может быть представлена приложением к государственной программе (в таких случаях в форме пояснительной записки прилагается обоснование данной необходимости). Кроме того, дополнительная информация может быть представлена в пояснительных материалах (приложении, не входящим в состав государственной программы).
Государственной программой может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам муниципальных образований Челябинской области (далее именуются - местные бюджеты) на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственной программе. Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются государственной программой, а также перечень и обоснование планируемых мер по координации деятельности органов местного самоуправления для достижения целей и задач государственной программы подлежат включению в раздел 6 государственной программы (подпрограммы). В этом случае, согласно разъяснениям Минфина России (от 29.12.2016 г. N 06-04-11/01/79142) целесообразно предъявлять к муниципальным программам требования, касающиеся соответствия их целей, инструментов и механизмов достижения этих целей, а также целевых индикаторов соответствующих государственным программам.
IV. Заполнение паспорта государственной программы (подпрограммы)
10. Паспорт государственной программы разрабатывается по форме согласно приложению N 2 к Порядку.
11. Наименование государственной программы (подпрограммы) заключается в кавычки, с указанием сроков реализации государственной программы (подпрограммы).
12. Раздел "Ответственный исполнитель государственной программы (подпрограммы)" содержит наименование органа исполнительной власти Челябинской области, который в соответствии с Перечнем государственных программ является ответственным за разработку и реализацию государственной программы.
13. Раздел "Соисполнители государственной программы (подпрограммы)" включает наименования всех органов исполнительной власти Челябинской области, являющихся соисполнителями государственной программы.
14. В разделе "Подпрограммы государственной программы" указываются наименования подпрограмм, входящих в структуру государственной программы. При формировании паспорта подпрограммы данный раздел не заполняется.
15. В разделе "Программно-целевые инструменты государственной программы" указываются наименования ведомственных целевых программ, входящих в структуру государственной программы. При отсутствии ведомственных целевых программ в данном разделе указывается "отсутствуют". Данный раздел не заполняется при формировании паспорта подпрограммы.
16. В разделах "Основные цели государственной программы (подпрограммы)" и "Основные задачи государственной программы (подпрограммы)" цели и задачи устанавливаются в соответствии с требованиями пункта 28 настоящих Методических рекомендаций.
17. В раздел "Целевые индикаторы и показатели государственной программы (подпрограммы)" включается перечень показателей конечного результата, количественно характеризующих достижение целей и задач государственной программы.
18. В разделе "Этапы и сроки реализации государственной программы (подпрограммы)" указываются годы реализации государственной программы с разбивкой по этапам. Рекомендуется следующий формат:
Срок реализации государственной программы 2017 - 2022 годы:
I этап - 2017 - 2020 годы;
II этап - 2020 - 2022 годы.
19. В разделе "Объемы бюджетных ассигнований государственной программы (подпрограммы)" указывается общий объем расходов на реализацию государственной программы в целом, в том числе в разбивке по годам и по каждому финансовому источнику (федеральный бюджет, областной бюджет, местные бюджеты, внебюджетные источники).
Объем бюджетных ассигнований указывается в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой.
Для отражения сведений в данном разделе рекомендуется к использованию следующая форма:
Объемы бюджетных Общий объем финансового обеспечения
ассигнований государственной программы в____-____годах
государственной составит _____тыс. рублей, в том числе за
программы счет средств:
(подпрограммы) федерального бюджета -____тыс. рублей, из
них по годам:
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей;
областного бюджета - _____тыс. рублей, из
них по годам:
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей;
местных бюджетов -____тыс. рублей, из них
по годам:
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей;
внебюджетных источников -____тыс. рублей,
из них по годам:
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей;
____ год - _____ тыс. рублей.
Результат сложения суммарных итогов по всем финансовым источникам государственной программы должен соответствовать общему объему расходов на реализацию государственной программы. Не допускается случаев двойного отражения сумм, учитываемых в консолидированных расчетах.
Сведения данного раздела должны соответствовать данным, отражаемым в разделах: "Система мероприятий государственной программы (подпрограммы)", "Финансово-экономическое обоснование государственной программы (подпрограммы)" текста государственной программы.
20. В разделе "Ожидаемые результаты реализации государственной программы (подпрограммы)" в обязательном порядке указываются ожидаемые результаты реализации государственной программы за весь период ее реализации (показатели конечного и непосредственного результата должны быть увязаны между собой).
Для отражения сведений в данном разделе рекомендуется к использованию следующая форма:
В результате реализации государственной программы в 2022 году планируются:
увеличение охвата дошкольным образованием детей до 100%;
сокращение младенческой смертности на 1%.
Ожидаемые результаты реализации государственной программы отражают эффект, вызванный реализацией государственной программы, с описанием конкретных завершенных событий (явлений, фактов), позволяющих однозначно оценить результаты реализации государственной программы, а также значений показателей (индикаторов) на последний год реализации государственной программы, их динамики. При этом формулировка ожидаемых результатов должна отражать прогресс в достижении целей и решении задач государственной программы.
Ожидаемые результаты характеризуют успешность реализации государственной программы.
V. Требования к содержанию государственной программы (подпрограммы)
21. Текст государственной программы содержит следующие разделы и приложения:
22. Раздел 1 приоритеты и цели государственной политики, включая характеристику текущего состояния сферы реализации государственной программы (подпрограммы) должен содержать:
1) приоритеты государственной политики, определенные в указах Президента Российской Федерации, Стратегии, иных стратегических документах федерального или регионального уровня (рекомендуется тезисное указание приоритетов со ссылкой на нормативные правовые акты федерального и регионального уровня);
2) анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации государственной программы, включая характеристику итогов реализации государственной политики в этой сфере в динамике предыдущих трех лет (в обязательном порядке указываются основные показатели уровня развития сферы реализации государственной программы);
3) анализ потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений (проблем), сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы в соседних или сопоставимых по основным социально-экономическим характеристикам регионах (при возможности такого сопоставления) с применением общепризнанных аналитических инструментов (SWOT-анализ).
Наличие проблем должно быть подтверждено статистической или иной фактической информацией.
Проблемы должны соответствовать следующим требованиям:
проблема по своему содержанию должна соответствовать проблемам, изложенным в Стратегии;
проблема должна соотноситься с полномочиями органов государственной власти области и находиться в сфере компетенции органа - ответственного исполнителя программы;
проблема не должна быть слишком общей (глобальной);
формулировка проблемы должна быть изложена кратко и лаконично;
проблемы не должны дублироваться.
Рекомендуется (при возможности) также включать в раздел результаты проведенного SWOT-анализа.
SWOT-анализ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
Возможности |
Угрозы |
|
|
SWOT-анализ текущего состояния должен быть направлен на выявление:
- преимуществ (сильных сторон), способствующих развитию определенной сферы деятельности;
- недостатков (слабых сторон), сдерживающих и негативно влияющих на развитие определенной сферы деятельности;
- возможностей, оказывающих положительное влияние на развитие определенной сферы деятельности;
- угроз, оказывающих негативное влияние на развитие определенной сферы деятельности.
В результате SWOT-анализа выявляются наиболее значимые факторы, влияющие на развитие сферы реализации государственной программы. На основании SWOT-анализа определяется перечень проблем, оказывающих негативное влияние на ситуацию в заданной сфере деятельности;
4) прогноз развития сферы реализации государственной программы и планируемые показатели социально-экономического развития Челябинской области по итогам реализации государственной программы (с учетом параметров Стратегии).
23. Раздел 2 "Основные цели и задачи государственной программы (подпрограммы)" включает формулировки цели и задач государственной программы. В рамках государственной программы рекомендуется формулировать одну цель. Формирование нескольких целей допускается в исключительных случаях.
Цель государственной программы должна определять конечные результаты реализации государственной программы и соответствовать приоритетам, целям и задачам, установленным в Стратегии (информация о приоритетах государственной политики в данной сфере указывается в разделе 1 государственной программы). Принцип построения целей и задач государственной программы представлен в Приложении 1.
Цель должна обладать следующими свойствами:
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации государственной программы (подпрограммы);
конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
измеримость (достижение цели можно проверить);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации государственной программы (подпрограммы);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации государственной программы (подпрограммы).
Цель должна задаваться с указанием времени ее достижения. При задании цели следует учитывать, что она должна быть достижимой в рамках планируемого временного периода.
Результат, задаваемый при формулировке цели, должен быть однозначно понятным.
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Достижение цели обеспечивается за счет решения задач государственной программы. Решение задач государственной программы должно обеспечиваться результатами реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления государственных функций в рамках достижения цели (целей) реализации государственной программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения степени достижения целей и решения задач с помощью целевых индикаторов и показателей, позволяющих количественно оценить социально-экономический процесс (явление, объект).
Например,
Цель - повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
Задачи:
- строительство скоростных автомобильных дорог и железнодорожных линий
для организации скоростного пассажирского движения;
- развитие путей сообщения (автомобильные дороги общего пользования, железнодорожные линии, внутренние водные пути);
- формирование единой дорожной сети круглогодичной доступности для населения, и др.
Таким образом: Цель - отвечает на вопрос "Чего нужно достигнуть?", а задача - на вопрос "Какими действиями этого можно достигнуть?".
24. Раздел "Сроки и этапы реализации государственной программы (подпрограммы)".
В данном разделе устанавливается общий срок реализации государственной программы (соответствуют сроку, указанному в наименовании государственной программы).
Срок реализации государственной программы определяется исходя из необходимости достижения целей и решения задач государственной программы.
Этапы реализации государственной программы определяются исходя из приоритета последовательной реализации мероприятий государственной программы.
Например:
I этап 2017-2018 годы:
- проведение научных и исследовательских работ по анализу и внесению
изменений в нормы и правила в соответствующей сфере;
- разработка и утверждение новых норм и правил в этой области.
II этап 2019-2022 годы:
- создание инновационного продукта в рамках новых норм и правил.
III этап 2022-2024 годы:
- внедрение продукта.
25. Раздел "Система мероприятий государственной программы (подпрограммы) должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач государственной программы (подпрограммы) и достижения поставленных целей с указанием сроков их реализации, объемов и источников финансирования, ответственного исполнителя и соисполнителей в разрезе подпрограмм (подпрограммы), направлений отдельных мероприятий государственной программы (подпрограммы), ведомственной целевой программы.
Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач государственной программы (подпрограммы, ведомственной целевой программы). Набор мероприятий должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач государственной программы (подпрограммы, ведомственной целевой программы) с учетом реализации предусмотренных в рамках государственной программы (подпрограммы) мер государственного и правового регулирования.
При формировании набора мероприятий должна учитываться возможность выделения контрольных событий, позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения мероприятий. Масштаб каждого мероприятия должен обеспечивать возможность контроля за ходом выполнения государственной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности. Наименования мероприятий не могут дублировать наименования целей и задач государственной программы (подпрограммы, ведомственной целевой программы).
На решение одной задачи подпрограммы может быть направлено несколько мероприятий. Не допускается формирование мероприятий, реализация которых направлена на достижение двух и более задач подпрограммы государственной программы.
Принцип формирования мероприятий в увязке с задачами и целевыми индикаторами государственной программы также отображен в приложении 1.
Для отражения сведений в данном разделе рекомендуется к использованию форма приложения 3. Информацию данного раздела также можно оформить в виде приложения к государственной программе.
26. Раздел 5 "Ресурсное обеспечение государственной программы (подпрограммы)".
Данный раздел предусматривает формирование сведений о:
1) финансовом обеспечении реализации государственной программы (подпрограммы);
2) материальных, информационных, человеческих и иных ресурсах, которые будут способствовать достижению целей и решению задач государственной программы (подпрограммы).
Раздел в части финансового обеспечения реализации государственной программы (подпрограммы) должен содержать описание механизмов привлечения средств федерального бюджета, местных бюджетов, внебюджетных средств (в описании механизма привлечения средств федерального бюджета отражаются нормативные правовые акты, государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы, федеральная адресная инвестиционная программа, договоры (соглашения) либо другие документы, которые определяют объемы, направления и условия использования указанных средств в рамках реализации государственной программы (подпрограммы).
В случае участия муниципальных образований Челябинской области в реализации государственной программы отражаются сведения о муниципальных программах, направленных на достижение целей соответствующей государственной программы (подпрограммы).
В случае привлечения внебюджетных средств указывается наименование внебюджетного источника и подтвержденные данные о прогнозных расходах организаций и (или) внебюджетных фондов на реализацию мероприятий государственной программы (подпрограммы).
В случае если на реализацию государственной программы (подпрограммы) не планируется привлечение средств из федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников, информация об этом указывается в данном разделе государственной программы.
Информация о финансовом обеспечении реализации государственной программы (подпрограммы) заполняется с соблюдением требований, указанных в таблице 1.
|
Таблица 1 |
Источники финансового обеспечения |
Обоснование |
Областной бюджет |
например, закон Челябинской области о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) |
Федеральный бюджет |
например, в соответствии с государственными программами Российской Федерации. В случае отсутствия обоснования объемы финансового обеспечения не отражаются |
Местные бюджеты |
например, в соответствии с муниципальными программами. В случае отсутствия обоснования объемы финансового обеспечения не отражаются |
Внебюджетные источники |
например, в соответствии договорами, планами финансово-хозяйственной деятельности либо иными документами |
Документы, подтверждающие обоснование финансового обеспечения из федерального, местных бюджетов и внебюджетных источников (федеральные нормативные правовые акты, муниципальные программы, соглашения о намерениях и прочие документы) представляются в составе дополнительных и обосновывающих материалов.
27. Раздел 6 "Организация управления и механизм выполнения мероприятий государственной программы (подпрограммы)" должен содержать:
- описание процедуры реализации государственной программы (подпрограммы) (субсидии муниципалитетам, субсидии юридическим лицам, создание подведомственных учреждений, фондов, система госзакупок и т.п.);
- методы контроля за ее выполнением, включая сроки предоставления отчетов о ходе реализации (в том числе механизм контроля за непосредственными исполнителями мероприятий).
Если государственной программой предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам, то в раздел 6 подлежат включению условия предоставления и методика расчета указанных субсидий.
28. Раздел 7 "Ожидаемые результаты реализации государственной программы (подпрограммы) с указанием целевых индикаторов и показателей".
Информация о составе и значениях показателей (индикаторов) заполняется по форме приложения 4.
При выборе показателей в первую очередь определяется, достижение какой цели или решение какой задачи этот показатель должен оценивать. Чем ниже уровень цели или проще задача, тем легче выбрать показатель. До выбора показателя целесообразно разложить (декомпозировать) сложную цель или задачу на более простые составляющие и уже для них подобрать показатели. После этого необходимо вывести сводный показатель для объекта более высокого уровня.
Количество показателей (индикаторов) формируется исходя из принципов необходимости и достаточности для оценки достижения целей и решения задач государственной программы. На уровне государственной программы подлежат отражению показатели (индикаторы), направленные на достижение исключительно конечных результатов ее реализации.
Значения показателей (индикаторов) государственной программы должны формироваться с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Челябинской области.
Используемая система показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы) должна позволять очевидным образом оценивать прогресс в достижении всех целей и решении всех задач государственной программы (подпрограммы).
Формулировки показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограмм, ведомственных целевых программ, направлений отдельных мероприятий не могут дублироваться между собой в рамках государственной программы.
Используемые целевые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (целевой показатель (индикатор) должен очевидным образом характеризовать прогресс и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи государственной программы (подпрограмм), при этом из формулировки целевого показателя (индикатора) должна быть очевидна желаемая тенденция изменения значений целевого показателя (индикатора), отражающая достижение соответствующей цели (решение задачи);
точность (погрешность измерения не должна приводить к искаженному представлению о результатах реализации государственной программы (подпрограммы);
объективность (не допускается использование целевых показателей (индикаторов), улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел);
однозначность (определение целевого показателя (индикатора) должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, для чего следует избегать излишне сложных, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения целевых показателей (индикаторов);
экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами, применяемые целевые показатели (индикаторы) должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки реализации государственной программы (подпрограммы);
своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования).
29. В государственную программу включаются показатели:
1) конечного результата реализации государственной программы (подпрограммы) (далее именуются - показатели конечного результата) используются для проведения оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Челябинской области;
2) непосредственного результата реализации подпрограммы, ведомственной целевой программы, направлений отдельных мероприятий (далее именуются - показатели непосредственного результата) используются для проведения оценки эффективности и мониторинга реализации государственной программы.
Показатели конечного результата - характеризуемое количественными и (или) качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития Челябинской области, безопасности в Челябинской области, которое отражает выгоды от реализации государственной программы (подпрограммы) (включаются в паспорт государственной программы (подпрограммы) и раздел 7 государственной программы (подпрограммы).
Показатели конечного результата (рекомендуется не более 3 показателей для каждой задачи государственной программы (подпрограммы) должны:
1) отражать изменение социально-экономического развития Челябинской области от реализации государственной программы (подпрограммы);
2) иметь количественное значение;
3) соответствовать показателям (индикаторам), содержащимся в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, Стратегии, иных правовых актах Российской Федерации и Челябинской области в сфере стратегического планирования.
В перечень показателей конечного результата государственной программы (подпрограммы) подлежат включению целевые показатели (индикаторы), значения которых соответствуют, по меньшей мере, одному из следующих условий:
рассчитываются с использованием форм ведомственной статистической отчетности, утвержденной федеральными органами исполнительной власти;
рассчитываются по методикам, принятым международными организациями;
определяются на основе форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденных Федеральной службой государственной статистики.
С учетом специфики государственной программы (подпрограммы) при необходимости учета показателей конечного результата в расчете показателей для оценки эффективности реализации государственной программы (подпрограммы) соответствующие пояснения включаются в раздел 9 государственной программы (подпрограммы).
Показатели непосредственного результата характеризуют объем и (или) качество реализации мероприятий подпрограммы, направленных на достижение цели и решение задач подпрограммы, а также достижение конечного результата реализации государственной программы (подпрограммы) (подлежат включению в раздел 8 подпрограммы).
По каждой задаче подпрограммы (ведомственной целевой программы) рекомендуется устанавливать не более 10 показателей непосредственного результата, которые должны:
1) количественно характеризовать ход реализации подпрограммы, решение основных задач и достижение ее цели;
2) отражать вклад в достижение показателей конечного результата;
3) иметь количественное значение;
4) непосредственно зависеть от выполнения мероприятий подпрограммы;
5) соответствовать установленным государственным заданием показателям, характеризующим качество и объем (содержание) государственной услуги (работы) (по задачам, отражающим деятельность подведомственных учреждений).
В перечень показателей непосредственного результата государственной программы подлежат включению целевые показатели (индикаторы), значения которых соответствуют, по меньшей мере, одному из следующих условий:
рассчитываются с использованием форм ведомственной статистической отчетности, утвержденной федеральными органами исполнительной власти;
определяются на основе форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденных Федеральной службой государственной статистики;
рассчитываются по методикам, включенным в состав государственной программы;
определяются на основе опроса общественного мнения;
соответствуют установленным государственным заданием показателям, характеризующим качество и объем (содержание) государственной услуги (работы) (по задачам, отражающим деятельность подведомственных учреждений).
В обязательном порядке в перечень показателей непосредственного результата государственной программы подлежат включению целевые показатели (индикаторы), предусмотренные соглашениями с федеральными органами власти о предоставлении межбюджетных субсидий.
30. В случае если в реализации государственной программы предусмотрено участие муниципальных образований Челябинской области, в нее включается перечень целевых показателей (индикаторов) государственной программы, характеризующих достижение непосредственных результатов по годам ее реализации в разрезе муниципальных образований Челябинской области.
31. При выделении этапов реализации Программы в обязательном порядке включаются целевые показатели (индикаторы), отражающие степень завершенности этапа.
32. Расчет и (или) способ сбора значений индикаторов (показателей) отражается в разделе 9 "Методика оценки эффективности государственной программы (подпрограммы)".
33. Единица измерения показателя выбирается из общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ).
34. Помимо вышеуказанных, в качестве ориентиров для установления плановых значений целевых индикаторов (показателей) также могут выступать:
- среднероссийские и общемировые значения целевых индикаторов (показателей);
- значения целевых индикаторов (показателей) в других сопоставимых субъектах Российской Федерации.
35. В обязательном порядке для каждого из показателей непосредственного результата должно быть определено, достижение планового значения какого показателя конечного результата он обеспечивает.
Например:
Показатель непосредственного результата - строительство перинатального центра (полностью зависит от реализации мероприятия).
Показатель конечного результата - снижение младенческой смертности (зависит от "вклада" показателя непосредственного результата).
Схема взаимосвязи индикаторов
Целевой индикатор конечного результата (рекомендуется до 3 показателей под каждую задачу государственной программы) |
|
Характеризует "вклад" в достижение
|
Целевой индикатор непосредственного результата (рекомендуется до 10 показателей под каждую задачу подпрограммы, ВЦП, направление) |
|
Установление целевых индикаторов (показателей) непосредственного результата не связанных с индикаторами (показателями) конечного результата не допускается.
В дополнительных обосновывающих материалах к целевым показателям (при наличии такой возможности) приводятся их значения по другим субъектам Российской Федерации с указанием расходов данных субъектов на соответствующие направления. Указанные сведения рекомендуется предоставлять ответственным исполнителям для обоснования значений целевых индикаторов. Данная информация не входит в состав государственной программы.
36. Раздел финансово-экономическое обоснование государственной программы (подпрограммы) содержит расчет затрат на мероприятия государственной программы в разрезе подпрограмм и направлений отдельных мероприятий государственной программы. Также в данном разделе рекомендуется указать пояснения по определению приоритетов распределения бюджетных ассигнований между подпрограммами, ведомственными целевыми программами, направлениями отдельных мероприятий и мероприятиями.
Таким образом, информация данного раздела должна ответить на вопрос: почему требуется такой объем финансирования?
Кроме того, в состав дополнительных материалов (не включаемых в состав государственной программы, утверждаемой Правительством Челябинской области) могут включаться: сметы, калькуляции, информация по запросам коммерческих предложений и прочее.
37. Раздел 9 "Методика оценки эффективности государственной программы (подпрограммы)" включает:
сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми показателями (индикаторами) государственной программы (подпрограммы) по форме таблицы 1 приложения 5 к настоящим Методическим указаниям;
обоснование состава и значений соответствующих целевых показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы) и оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение по форме таблицы 2 приложения 5 к настоящим Методическим указаниям;
методику расчета значений целевых показателей (индикаторов), а также источник получения информации о данных целевых показателях (индикаторах) по форме таблицы 3 приложения 5.
В методике расчета значений целевых показателей (индикаторов) указываются периодичность (годовая, квартальная, месячная) и вид временной характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату).
При включении расходов на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания допускается указание в качестве индикатора "выполнение сводных показателей объема и качества предоставления государственных услуг проектов государственных заданий", который рассчитывается как процентное соотношение выполненных показателей от общего количества указанных показателей.
Если показатель (индикатор) определяется исходя из данных государственного (федерального) статистического наблюдения, в том числе в разрезе муниципальных образований, необходимо указать субъект официального статистического учета, обеспечивающий выполнение работ по формированию официальной статистической информации по данному показателю (индикатору), а также реквизиты нормативного правового акта, которым утверждены формы отчетности, используемые при формировании статистического показателя.
Если показатель (индикатор) рассчитывается по методикам, принятым международными организациями, в составе дополнительных и обосновывающих материалов к проекту государственной программы представляются методика расчета данного показателя (индикатора) (в случае ее наличия в открытом доступе) и ссылка на открытый источник публикации показателя.
Если показатель (индикатор) не входит в состав данных официальной статистики или рассчитывается на основе данных государственного (федерального) статистического наблюдения, в том числе в разрезе муниципальных образований по определенной методике (формуле), приводятся сведения о порядке сбора информации и методике расчета показателя (индикатора) государственной программы. В этом случае алгоритм формирования показателя (индикатора) представляет собой методику количественного (формульного) исчисления показателя (индикатора) и необходимые пояснения к ней.
Пояснения к показателю (индикатору) должны отражать методические рекомендации по сбору, обработке, интерпретации значений показателя (индикатора).
Система показателей (индикаторов) должна обеспечивать возможность проверки и подтверждения достижения целей и решения задач, поставленных в государственной программе.
С учетом специфики государственной программы (подпрограммы) в разделе необходимо указать, учитываются ли при расчете эффективности реализации государственной программы:
только расходы областного бюджета либо расходы из федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников;
ежегодные целевые показатели (индикаторы) конечного результата;
все мероприятия государственной программы (подпрограммы) либо только мероприятия государственной программы (подпрограммы) с финансированием.
VI. Формирование расходов государственных программ
38. В государственную программу включаются все расходы областного бюджета, главные распорядители средств по которым - органы исполнительной власти Челябинской области, в том числе:
- расходы на финансовое обеспечение выполнения функций органами исполнительной власти Челябинской области (рекомендуется включать в ведомственную целевую программу, входящую в структуру государственной программы);
- расходы на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (могут включаться в государственную программу в качестве мероприятия или направления мероприятий);
- расходы на обеспечение выполнения функций казенными учреждениями, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам (могут включаться в государственную программу в качестве мероприятия или направления мероприятий);
- межбюджетные трансферты иным уровням бюджетной системы Российской Федерации из областного бюджета.
При формировании расходов государственной программы необходимо оценить возможность и целесообразность применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе концессионных соглашений, для реализации мероприятий государственной программы.
VII. Согласование проекта государственной программы
39. Разработка государственных программ осуществляется на основании перечня государственных программ, утверждаемого Правительством Челябинской области.
Проект перечня государственных программ формируется Министерством экономического развития Челябинской области на основании положений федеральных законов и законов Челябинской области, предусматривающих реализацию государственных программ, во исполнение решений Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области, а также с учетом предложений органов исполнительной власти Челябинской области.
Внесение изменений в перечень государственных программ производится по решению Правительства Челябинской области на основании предложений органов исполнительной власти Челябинской области, подготовленных в соответствии с положениями федеральных законов и законов Челябинской области, предусматривающих реализацию государственных программ, а также во исполнение решений Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области.
Разработка проекта государственной программы осуществляется ответственным исполнителем совместно с соисполнителями.
Проект государственной программы подлежит обязательному согласованию с Министерством экономического развития Челябинской области, Министерством финансов Челябинской области и Государственно-правовым управлением Правительства Челябинской области.
Проект государственной программы должен быть согласован всеми соисполнителями. В случае если проект государственной программы не согласован соисполнителями, к нему также прилагаются замечания соисполнителей и протоколы согласительных совещаний.
В случае если проектом государственной программы предусматривается реализация мероприятий по разработке, внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий, проект государственной программы подлежит обязательному согласованию с Министерством информационных технологий и связи Челябинской области.
40. Ответственный исполнитель размещает проект государственной программы на официальном сайте в сети Интернет для проведения независимой экспертизы (публичных обсуждений), которая осуществляется в течение семи календарных дней.
Государственная программа, утвержденная Правительством Челябинской области, размещается ответственным исполнителем на его официальном сайте в сети Интернет в течение двух недель со дня официального опубликования нормативного правового акта о ее утверждении.
41. Внесение изменений в утвержденные государственные программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Внесение изменений в государственную программу за истекший период ее реализации не допускается.
При уточнении объема финансового обеспечения на реализацию государственной программы подлежат уточнению и иные основные параметры государственной программы (в том числе показатели (индикаторы) государственной программы и входящих в ее состав подпрограмм и ведомственных целевых программ, ожидаемые результаты).
При внесении изменений в государственную программу в части увеличения ее финансирования в обязательном порядке осуществляется корректировка целевых индикаторов государственной программы с учетом увеличения финансирования. В случае, если увеличение финансирования по объективным причинам не влечет корректировку целевых индикаторов (показателей) в пояснительной записке к проекту постановления Правительства области о внесении изменений в государственную программу указываются причины сохранения значений целевых индикаторов (показателей).
VIII. Финансовое обеспечение реализации государственных программ
42. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ на очередной финансовый год и на плановый период осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта областного бюджета и планирование бюджетных ассигнований.
Государственные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы подлежат утверждению в сроки, установленные графиком подготовки и рассмотрения материалов, необходимых для составления проекта закона Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемым Правительством Челябинской области.
IX. Планирование реализации государственной программы
43. Реализация государственной программы осуществляется в соответствии с планом реализации государственной программы, включающим детальный план-график реализации государственной программы, который является его неотъемлемой частью (далее именуется - план реализации), содержащим перечень наиболее важных, социально значимых контрольных событий государственной программы с указанием их сроков и ожидаемых результатов, по форме согласно приложению 6 к настоящим Методическим рекомендациям.
44. Проект плана реализации составляется на очередной финансовый год и на плановый период (аналогично срокам закона Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период). Если срок реализации государственной программы менее срока, на который утверждается закон Челябинской области об областном бюджете, то проект плана реализации составляется на период действия государственной программы.
План реализации государственной программы разрабатывается ответственным исполнителем государственной программы в целях обеспечения эффективного мониторинга и контроля реализации всех мероприятий государственной программы в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу нормативного правового акта, утверждающего государственную программу.
Проект плана реализации ответственный исполнитель направляет в Министерство экономического развития Челябинской области для получения заключения. Министерство экономического развития Челябинской области по результатам рассмотрения плана реализации в течение 10 рабочих дней со дня его поступления готовит заключение. После получения положительного заключения Министерства экономического развития Челябинской области план реализации утверждается правовым актом ответственного исполнителя. В случае получения отрицательного заключения Министерства экономического развития Челябинской области ответственный исполнитель в течение 5 рабочих дней дорабатывает проект плана реализации и повторно представляет в Министерство экономического развития Челябинской области.
При внесении изменений в утвержденную государственную программу предложения по корректировке утвержденного плана реализации подготавливаются ответственным исполнителем в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего изменения в государственную программу.
45. Ответственный исполнитель на постоянной основе (не реже одного раза в 10 рабочих дней) организует и осуществляет мониторинг исполнения плана реализации (далее именуется - мониторинг реализации плана). Для этого рекомендуется назначить ответственного специалиста, который раз в 10 рабочих дней будет докладывать руководителю органа исполнительной власти Челябинской области о соблюдении сроков выполнения контрольных событий, о наличии возможных проблем выполнения плана реализации для принятия оперативных мер по их решению. Для выявления степени исполнения плана реализации государственной программы (подпрограммы) проводится сравнение фактических сроков и результатов реализации контрольных событий государственной программы с ожидаемыми.
По результатам мониторинга реализации плана по решению ответственного исполнителя в утвержденный план реализации могут быть внесены изменения.
Предложения по внесению изменений в утвержденный план реализации, подготовленные ответственным исполнителем, направляются в Министерство экономического развития Челябинской области для получения заключения. Министерство экономического развития Челябинской области по результатам рассмотрения предложений по внесению изменений в утвержденный план реализации в течение 10 рабочих дней со дня их поступления готовит заключение. После получения положительного заключения Министерства экономического развития Челябинской области изменения в план реализации утверждаются правовым актом ответственного исполнителя. В случае получения отрицательного заключения Министерства экономического развития Челябинской области ответственный исполнитель в течение 5 рабочих дней дорабатывает предложения по внесению изменений в план реализации и повторно представляет в Министерство экономического развития Челябинской области.
46. План реализации представляет собой подробное описание ожидаемых результатов государственных программ, календарный график выполнения работ по проекту государственной программы и достижения его контрольных событий.
При планировании необходимо учитывать взаимозависимость и последовательность выполнения мероприятий и контрольных событий государственной программы.
В плане реализации государственной программы на очередной финансовый год и плановый период отражаются:
наиболее важные общественно значимые контрольные события государственной программы и сроки их наступления, оказывающие существенное влияние на результаты и период реализации государственной программы;
наименования ответственного исполнителя, соисполнителя государственной программы, ответственного за реализацию контрольного события государственной программы;
сроки (даты) наступления контрольных событий государственной программы;
контрольные события государственной программы, наступление которых влияет на достижение показателей (индикаторов) государственных программ.
47. Детальный план-график государственной программы содержит полный перечень мероприятий и контрольных событий государственной программы, необходимых и достаточных для достижения целей и показателей (индикаторов) государственной программы и ее подпрограмм.
Детальный план-график разрабатывается в форме сетевого графика, отражающего взаимосвязь мероприятий государственной программы. По каждому мероприятию приводятся сведения об ответственном исполнителе (должностном лице, занимающим должность не ниже руководителя структурного подразделения органа исполнительной власти), сроках начала и окончания его реализации, объемах бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований, и ожидаемых результатах на конец очередного финансового года, первого и второго годов планового периода по форме приложения 7.
48. Основными характеристиками контрольных событий программы являются: значимость (важность) для достижения результата мероприятия государственной программы;
нулевая длительность (определенная дата наступления);
возможность однозначной оценки достижения (0% или 100% или "да"/"нет");
документальное подтверждение результата.
Контрольные события государственной программы выделяются по всем мероприятиям.
Контрольные события государственной программы определяются в зависимости от содержания мероприятий, по которым они выделяются.
49. В плане реализации государственной программы при необходимости следует:
выделять не менее одного контрольного события программы для одной подпрограммы либо ведомственной целевой программы в квартал;
обеспечивать равномерное распределение контрольных событий государственной программы в течение года.
50. В детальном плане-графике реализации государственной программы следует выделять контрольные события программы по всем мероприятиям государственной программы.
Кроме того, каждое мероприятие измеряется показателем ожидаемого результата его реализации.
В качестве показателей ожидаемых результатов реализации мероприятий рекомендуется использовать показатели, позволяющие количественно оценить степень реализации мероприятия (показатели объема, процесса: численность потребителей, количество введенных в действие объектов и т.д.).
Показатель ожидаемого результата должен быть уникальным и легкоизмеримым. Не допускается применение одного показателя в рамках нескольких мероприятий.
Примеры формулировок показателей ожидаемого результата:
численность ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих на территории области и принявших участие в мероприятиях, посвященных празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне;
количество больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, обеспеченных необходимыми лекарственными препаратами;
количество научно-исследовательских и опытных работ, выполненных в области пчеловодства и апитерапии.
51. В случае, если мероприятием является выполнение публичного нормативного обязательства, в качестве показателя ожидаемого результата реализации мероприятия указывается оценка численности получателей выплат в связи с исполнением публичного нормативного обязательства.
52. Мероприятия государственной программы могут опираться на ряд дополнительных планов, направленных на повышение эффективности управления мероприятиями, например, плана закупок и т.п.
X. Порядок проведения мониторинга реализации государственной программы
53. В целях контроля реализации государственных программ Министерство экономического развития Челябинской области ежеквартально (за исключением IV квартала), в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, осуществляет мониторинг реализации государственных программ ответственным исполнителем и соисполнителями (далее именуется - мониторинг).
54. Мониторинг ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации государственной программы от запланированного уровня и осуществляется по форме согласно приложению 7 к настоящим Методическим рекомендациям.
55. Объектами мониторинга являются наступление контрольных событий государственной программы в установленные и ожидаемые сроки, ход реализации мероприятий плана реализации государственной программы и причины невыполнения сроков мероприятий и контрольных событий, объемов финансирования мероприятий, а также информация о ходе выполнения целевых показателей (индикаторов) государственной программы.
56. Соисполнители государственной программы в пределах своей компетенции ежеквартально (за исключением IV квартала), до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют ответственному исполнителю информацию по форме согласно приложению 7 к настоящим Методическим рекомендациям.
57. Ответственный исполнитель ежеквартально (за исключением IV квартала), до 16 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, с учетом информации, направленной соисполнителями, направляет информацию по форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку в Министерство экономического развития Челябинской области. К информации прилагается пояснительная записка, включающая:
1) информацию о расходах бюджетных средств на реализацию государственной программы за отчетный период (объем расходов и их направление);
2) сведения о результатах реализации мероприятий государственной программы;
3) информацию о выполнении контрольных событий (предусмотрено в отчетном периоде, из них: выполнено в срок (с указанием фактических расходов на мероприятие), не выполнено в срок (с указанием фактических расходов на мероприятие), выполнено досрочно (с указанием фактических расходов на мероприятие);
4) причины невыполнения контрольных событий в срок, информацию о влиянии на выполнение мероприятия и реализацию государственной программы в целом.
5) предложения по корректировке государственной программы (сокращении или перераспределении средств между мероприятиями, или о досрочном прекращении реализации как отдельных мероприятий, так и государственной программы в целом, корректировки сроков реализации государственной программы), плана реализации и детального плана - графика реализации государственной программы.
Кроме того в пояснительную записку включаются меры минимизации отклонения по контрольному событию, оказывающего существенное воздействие на реализацию государственной программы.
Ответственный исполнитель обеспечивает достоверность данных, представляемых для мониторинга.
58. По результатам мониторинга Министерство экономического развития Челябинской области ежеквартально, в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (за исключением IV квартала), направляет:
1) в Министерство финансов Челябинской области сводный отчет о достижении целевых показателей (индикаторов) в разрезе государственных программ на основании данных, представленных ответственными исполнителями;
2) ответственным исполнителям государственных программ, по которым выявлены невыполненные мероприятия и контрольные события, рекомендации о необходимости принятия мер к их выполнению.
59. По каждой государственной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются Правительством Челябинской области.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
Схема
формирования государственной программы в увязке со Стратегией
1. Цель государственной программы (подпрограммы, ведомственной целевой программы) достигается посредством решения соответствующих задач (достижения целевых показателей (индикаторов).
2. Задачи государственной программы являются целями подпрограмм, ведомственных целевых программ, соответствуют наименованию направлений отдельных мероприятий.
3. Каждая задача должна быть подкреплена целевыми показателями (индикаторами) конечного результата - для государственной программы, непосредственного результата - для подпрограммы, ведомственной целевой программы, направлений отдельных мероприятий государственной программы. Показатели непосредственного результата государственной программы (подпрограммы, ведомственной целевой программы) являются количественным выражением уровня достижения цели и решения задач государственной программы (подпрограммы, ведомственной целевой программы). Достижение показателей непосредственного результата должно быть направлено на достижение целевых показателей (индикаторов) конечного результата.
4. Реализация цели и задач государственной программы (подпрограммы, ведомственной целевой программы) осуществляется посредством выполнения мероприятий. Результат выполнения мероприятий выражается через показатели непосредственного результата. При формировании мероприятий необходимо учитывать возможность выделять контрольные события государственной программы (подпрограммы), позволяющие оценить промежуточные и (или) окончательные результаты выполнения мероприятий.
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
Паспорт
государственной программы Челябинской области (подпрограммы)
___________________________________________________________________
(указывается наименование государственной программы Челябинской
области, подпрограммы, включая сроки реализации)
Ответственный исполнитель
государственной программы (подпрограммы)
Соисполнители
государственной программы (подпрограммы)
Подпрограммы
государственной программы
Программно-целевые инструменты
государственной программы (подпрограммы)
Основная цель
государственной программы (подпрограммы)
Основные задачи
государственной программы (подпрограммы)
Целевые показатели (индикаторы)
государственной программы (подпрограммы)
Сроки и этапы реализации
государственной программы (подпрограммы)
Объемы бюджетных ассигнований
государственной программы (подпрограммы)
Ожидаемые результаты реализации
государственной программы (подпрограммы)
Приложение 3
к Методическим рекомендациям
Система
мероприятий государственной программы (подпрограммы)
(указывается наименование)
N п/п |
Наименование мероприятий |
Ответственный исполнитель, соисполнители |
Срок реализации |
Источник финансирования |
Объем финансирования, тыс. рублей |
||||
... год |
... год |
... год |
N-ый год |
Итого |
|||||
Задача 1 |
|
||||||||
(Наименование подпрограммы, направления, ВЦП задачи 1) |
|
||||||||
|
|
|
|
ФБ |
|
|
|
|
|
ОБ |
|
|
|
|
|
||||
МБ |
|
|
|
|
|
||||
ВИ |
|
|
|
|
|
||||
Итого по подпрограмме, направлению, ВЦП |
ФБ |
|
|
|
|
|
|||
|
ОБ |
|
|
|
|
|
|||
МБ |
|
|
|
|
|
||||
ВИ |
|
|
|
|
|
||||
Задача 2 |
|
||||||||
(Наименование подпрограммы, направления, ВЦП задачи 2) | |||||||||
|
... |
... |
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ВСЕГО по государственной программе |
ФБ |
|
|
|
|
|
|||
ОБ |
|
|
|
|
|
||||
МБ |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
ВИ |
|
|
|
|
|
Примечания
Приложение 4
к Методическим рекомендациям
Сведения
о целевых показателях (индикаторах) государственной программы
(подпрограммы) и их значениях
N п/п |
Наименование целевого показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Значения целевых показателей (индикаторов) |
||||
отчетный год 1 |
текущий год 2 |
очередной год 3 |
первый год планового периода 4 |
за период реализации |
|||
Государственная программа (показатели конечного результата) | |||||||
|
Задача государственной программы 1** |
|
|
|
|
|
|
1. |
Показатель (индикатор) 1 |
|
|
|
|
|
|
... |
... |
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма 1 (ведомственная целевая программа) (показатели непосредственного результата) | |||||||
|
Задача подпрограммы (ведомственной целевой программы) 1 |
|
|
|
|
|
|
... |
Показатель (индикатор) 1 |
|
|
|
|
|
|
... |
... |
|
|
|
|
|
|
... | |||||||
Направление отдельных мероприятий (показатели непосредственного результата) | |||||||
... |
Показатель (индикатор) |
|
|
|
|
|
|
... |
... |
|
|
|
|
|
|
Примечание:
* К содержанию ведомственных целевых программ, включенных в
государственную программу как подпрограммы, предъявляются требования,
установленные постановлением N 316-П.
** Соответствует подпрограмме, ведомственной целевой программе или
направлению отдельных мероприятий.
1 Отчетный год - год, предшествующий текущему году.
2 Текущий год - год, в котором осуществляется формирование
государственной программы.
3 Очередной год - год, следующий за текущим годом.
4 Первый год планового периода - год, следующий за очередным годом.
5 Указываются значения целевых индикаторов (показателей) за период
реализации государственной программы (подпрограммы): для абсолютных
значений - нарастающим итогом, для относительных значений - на дату
окончания периода реализации государственной программы (подпрограммы).
Приложение 5
к Методическим рекомендациям
Таблица 1
Сведения
о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми
индикаторами государственной программы
N п/п |
Наименование мероприятий (направлений) |
Ожидаемый результат их выполнения |
Связь с целевыми индикаторами* |
|
Указывается наименование мероприятий. В случае наличия большого количества однородных мероприятий рекомендуется их объединить в направление (Например: Информационно-консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности) |
Указывается непосредственный результат от выполнения данных мероприятий (Например, повышение правовой, налоговой и финансовой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства, вовлечение большего количества граждан в предпринимательство) |
Указывается наименование целевого индикатора, на достижение которого направленно данное мероприятие (группа мероприятий) (Например, предоставление не менее 54000 информационно-консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства) |
* в разделе:
- "Методика оценки эффективности государственной программы"
указываются целевые индикаторы конечного результата;
- "Методика оценки эффективности подпрограммы" указываются целевые
индикаторы непосредственного результата.
Таблица 2
Обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и
показателей государственной программы и оценка влияния внешних факторов и
условий на их достижение
N п/п |
Наименование индикатора |
Обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей |
Влияние внешних факторов и условий на их достижение |
|
Показатель конечного результата 1 (Например, объем инвестиций в основной капитал) |
Указывается необходимость включения данного показателя в предусмотренном значении (Например, показатель предусмотрен Указом Президента Российской Федерации, установлен федеральной госпрограммой) |
Указываются факторы и условия, которые потенциально могут оказать влияние на достижение данного показателя (Например, Сокращение инвестиционных проектов на предприятиях Челябинской области в условиях санкций против Российской Федерации) |
|
Показатель непосредственного результата 1.1 (Например, предоставление не менее 103 субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов) |
Указывается необходимость включения данного показателя в предусмотренном значении (Например, показатель непосредственно зависит от реализации мероприятий, соответствует предусмотренному объему финансирования мероприятия, установлен в данном значении в аналогичных госпрограммах в других субъектах Российской Федерации и прочее) |
Указываются факторы и условия, которые потенциально могут оказать влияние на достижение данного показателя (Например, заявительный порядок обращения за господдержкой и прочее) |
|
Показатель конечного результата 2 |
|
|
Таблица 3
Методика
расчета значений целевых индикаторов и показателей и источник получения
информации о данных показателях
N п/п |
Наименование индикатора |
Расчет значений целевых индикаторов и показателей |
Источник получения информации, периодичность и вид временной характеристики |
|
Показатель конечного результата 1 (Например, объем инвестиций в основной капитал) |
Указывается ссылка на документ, устанавливающий методику расчета показателя (Например, методика расчета показателя утверждена приказом Федеральной службы государственной статистики от 11 марта 2009 г. N 37 "Об утверждении Методологических положений по системе статистических показателей, разрабатываемых в статистике строительства и инвестиций в основной капитал") |
(Например, Федеральная служба государственной статистики. Показатель предоставляется ежегодно, отчетный период - год) |
|
Показатель непосредственного результата 1.1 (Например, Оказание не менее 360 субъектам малого и среднего предпринимательства услуг Региональным интегрированным Центром - Челябинская область) Показатель непосредственного результата 1.2 |
Указывается ссылка на документ, устанавливающий методику расчета показателя, либо порядок исчисления показателя в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями (Например, расчет показателя осуществляется путем количественного подсчета субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказаны услуги Региональным интегрированным Центром - Челябинская область) |
(Например, Региональный интегрированный Центр Челябинская область. Показатель рассчитывается ежеквартально, отчетный период - квартал) |
Примечания
Приложение 6
к Методическим рекомендациям
План
реализации государственной программы ____________________________________________________
(указывается наименование государственной программы)
на __________________________________________________
(указывается период, на который разработан план)
N п/п |
Наименование подпрограмм, направлений отдельных мероприятий государственной программы, контрольного события |
Ответственный за исполнение подпрограммы, направлений отдельных мероприятий государственной программы, контрольного события* |
Срок наступления контрольного события (дата)** |
|||||||||||
очередной год |
первый год планового периода |
второй год планового периода |
||||||||||||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
|||
1. |
Подпрограмма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольное событие 1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
событие 1.2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Направление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольное событие 2.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольное событие 2.2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ведомственная целевая программа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольное событие 3.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольное событие 3.2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания:
* Указывается наименование органа исполнительной власти Челябинской
области (не более одного).
** Указывается календарная дата наступления
контрольного события. По регулярно повторяющимся контрольным событиям
допускается установление нескольких дат наступления.
Приложение
к плану реализации
государственной программы
____________________________
(указывается наименование
государственной программы)
Детальный план-график*
реализации государственной программы ______________________________________________________
(указывается наименование государственной программы)
на _________________________________________________________________
(указывается период, на который разработан детальный план-график)
N п/п |
Наименование подпрограмм, ведомственных целевых программ, направлений отдельных мероприятий государственной программы, контрольного события |
Ответственный за исполнение подпрограммы, направлений отдельных мероприятий государственной программы, контрольного события, ответственное должностное лицо** |
Ожидаемый результат реализации мероприятия |
Срок начала реализации мероприятия |
Срок окончания реализации мероприятия (дата контрольного события) |
Объем ресурсного обеспечения мероприятия, тыс. рублей*** |
||
очередной год |
первый год планового периода |
второй год планового периода |
||||||
|
Всего по государственной программе |
|
X |
|
|
|
|
|
1. |
Подпрограмма |
|
X |
|
|
|
|
|
|
(ведомственная целевая программа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мероприятие |
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольное событие |
|
X |
X |
|
X |
X |
X |
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Направление отдельных мероприятий государственной программы |
|
X |
|
|
X |
|
|
|
Мероприятие |
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольное событие |
|
X |
X |
|
X |
X |
X |
|
... |
|
X |
X |
|
X |
X |
X |
Примечания:
* Детальный план-график реализации государственной программы
содержит полный перечень мероприятий государственной программы в разрезе
подпрограмм, ведомственных целевых программ, направлений отдельных
мероприятий государственной программы, необходимых и достаточных для
достижения цели государственной программы (подпрограммы, ведомственной
целевой программы), а также полный перечень контрольных событий
государственной программы.
Основными характеристиками контрольных событий государственной
программы являются:
общественная, в том числе социально-экономическая, значимость
(важность) для достижения целей и решения соответствующих задач
подпрограмм, направлений отдельных мероприятий государственной программы;
нулевая длительность (определенная дата наступления);
возможность однозначной оценки достижения (ноль процентов или сто
процентов);
документальное подтверждение результата.
** Указывается наименование органа исполнительной власти Челябинской
области (не более одного) и ответственное должностное лицо органа
исполнительной власти Челябинской области (не ниже руководителя
структурного подразделения органа исполнительной власти Челябинской
области).
*** Указывается финансирование за счет средств областного,
федерального, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Приложение 7
к Методическим рекомендациям
Форма
для проведения мониторинга реализации
государственной программы (квартальная)
Наименование государственной программы _______________________________
отчетный период ________ (квартал)
Ответственный исполнитель _________________________________
N п/п |
Наименование мероприятий подпрограмм, ведомственных целевых программ, направлений отдельных мероприятии, контрольного события государственной программы |
Ответственный исполнитель |
Факт начала реализации мероприятия |
Факт окончания реализации мероприятия, наступления контрольного события |
Ожидаемая дата наступления контрольного события/ожидаемое значение контрольного события |
Фактический результат реализации мероприятия |
Расходы на реализацию государственной программы, тыс. рублей (за счет средств областного, федерального, местных бюджетов и внебюджетных источников) |
Заключено контрактов на отчетную дату, тыс. рублей** |
|
предусмотрено государственной программой |
кассовое исполнение на отчетную дату* |
||||||||
|
Итого по государственной программе: |
|
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
предусмотрено контрольных событий в отчетном периоде/выполнено |
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма государственной программы (ведомственная целевая программа) | |||||||||
|
Мероприятие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольное событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Причины невыполнения сроков мероприятий и контрольных событий, объемов финансирования мероприятий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Меры нейтрализации/минимизации отклонения по контрольному событию, оказывающего существенное воздействие на реализацию государственной программы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление отдельных мероприятий государственной программы | |||||||||
|
Мероприятие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольное событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Причины невыполнения сроков мероприятий и контрольных событий, объемов финансирования мероприятий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Меры нейтрализации/минимизации отклонения по контрольному событию, оказывающего существенное воздействие на реализацию государственной программы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания:
* Под отчетной датой понимается первое число месяца, следующего за отчетным периодом. Кассовое
исполнение расходов предварительно согласовывается с Министерством финансов Челябинской области.
** Под отчетной датой понимается первое число месяца, следующего за отчетным периодом.
При невыполнении сроков мероприятий и контрольных событий, объемов финансирования мероприятий
приводится краткое описание проблем, а при отсутствии отклонений указывается "нет".
В рамках мер по нейтрализации/минимизации отклонения по контрольному событию, оказывающего
существенное воздействие на реализацию государственной программы, указываются мероприятия,
направленные на нейтрализацию/снижение негативных последствий возникшего отклонения.
Информация
о ходе выполнения целевых индикаторов (показателей)
государственных программ Челябинской области (квартальная)
Наименование государственной программы ____________________
отчетный период __________________
N п/п |
Наименование целевого индикатора (показателя), предусмотренного государственной программой |
Единица измерения |
Количественное значение |
|
предусмотренное государственной программой на _________ год |
фактическое значение* за __________________ (указать период) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание:
* Указывается ежеквартально нарастающим итогом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономического развития Челябинской области от 15 февраля 2017 г. N 44 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Челябинской области"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства экономического развития Челябинской области от 29 декабря 2022 г. N 265
Изменения вступают в силу с 29 декабря 2022 г.
Приказ Министерства экономического развития Челябинской области от 26 июня 2019 г. N 121
Изменения вступают в силу с 26 июня 2019 г.